Научная статья на тему 'Профессиональная деятельность журналиста как гарантия реализации прав граждан на информацию, свободу мысли и слова'

Профессиональная деятельность журналиста как гарантия реализации прав граждан на информацию, свободу мысли и слова Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1027
203
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО НА ИНФОРМАЦИЮ / СВОБОДУ МЫСЛИ И СЛОВА / ЖУРНАЛИСТ / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / RIGHT TO INFORMATION / FREEDOM OF THOUGHT AND SPEECH / JOURNALIST / MASS MEDIA

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Уваров Андрей Анатольевич, Кирпичникова Анастасия Владимировна

В статье проанализированы законы и другие нормативно-правовые акты РФ, направленные на реализацию конституционного права граждан на получение информации, свободу мысли и слова. Показано, как реализуется право на информацию, свободу мысли и слова с точки зрения законодательства и средств массовой информации, как соблюдается при этом принцип демократичности. Раскрыты права и обязанности журналиста как человека, реализующего своё право, предусмотренное ст. 29 Конституции РФ. Выделены условия и причины, по которым законодательство предусматривает ряд ограничений свободы слова. По результатам социологического опроса автор приходит к выводу о том, что в России журналист имеет много прав, все они прописаны, однако отсутствует чёткое законодательное закрепление независимости самих средств массовой информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL ACTIVITIES OF JOURNALISTS AS A GUARANTEE OF CITIZENS'' RIGHT TO INFORMATION, FREEDOM OF THOUGHT AND SPEECH

The paper deals with the analysis of the laws and other normative legal acts of the Russian Federation, aimed at the realization of the constitutional right of citizens to information, freedom of thought and speech. It is shown how the right to information, freedom of thought and speech are realized from a legal viewpoint and the media and how the principle of democracy is observed. The rights and duties of the journalist as a person realizing his or her right under Article 29 of the Constitution are declared. The conditions and the reasons, due to which a number of restrictions on freedom of speech have been foreseen, are pointed out. Taking into account the results the sociological survey conducted, the author comes to the conclusion that the Russian journalist has many rights, all of them are legalized, but there is no legislative corroboration of mass media.

Текст научной работы на тему «Профессиональная деятельность журналиста как гарантия реализации прав граждан на информацию, свободу мысли и слова»

Профессиональная деятельность журналиста как гарантия реализации прав граждан на информацию, свободу мысли и слова

А.А. Уваров, к.т.н, Оренбургский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова; А.В. Кирпичникова, аспирантка, Оренбургский ГУ

За последние годы конституционное право граждан на получение информации, свободу мысли и слова (ст. 29 Конституции РФ) обогатило своё содержание и укрепило гарантии за счёт текущего федерального законодательства [1]. К числу многочисленных правовых актов, направленных на реализацию указанного права граждан, относятся такие, как ФЗ от 13.01.1995 г. «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации», ФЗ от 27.07.2006 г. «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», ФЗ от 26.12.2008 г. «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», ФЗ от 09.02.2009 г. «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» и др. [2—5]. Содержащиеся в этих законодательных актах гарантии включают в себя разнообразные юридические средства, организационные механизмы и материальные условия, существенно расширяющие возможности граждан по реализации свободы мысли и слова, права на получение информации. Однако на практике радужная идиллия по поводу широких возможностей человека по реализации этих прав и свобод бесследно исчезает, как только речь идёт, к примеру, о доступе к информации, затрагивающей интересы и благополучие чиновников. Такая информация немедленно приобретает гриф «для служебного пользования», и получить её даже в судебном порядке крайне затруднительно. Вот здесь-то и приходят на помощь независимые журналисты. В арсенале представленных им Законом РФ от 27.12.1991 г. «О средствах массовой информации» возможностей и средств право [6]:

1) искать, запрашивать, получать и распространять информацию;

2) получать доступ к документам и материалам, за исключением тех сведений, что содержат данные,

составляющие государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну;

3) излагать свои личные суждения и оценки в сообщениях и материалах, предназначенных для распространения за его подписью;

4) отказаться от подготовки за своей подписью сообщения или материала, противоречащего убеждениям журналиста;

5) не указывать источник, сообщивший информацию;

6) проверять достоверность сообщаемых сведений.

Таким образом, по отношению к человеку, реализующему своё право, предусмотренное ст. 29 Конституции РФ, журналист выступает в качестве: а) квалифицированного помощника в поиске, запрашивании и получении информации; б) профессионала, способного в максимальной степени выразить позицию обратившегося к нему гражданина; в) транслятора мнения индивида, благодаря возможностям СМИ, расширяющего и усиливающего его воздействие на многочисленную аудиторию читателей, слушателей, зрителей; г) надёжного защитника гражданина, выражающего своё независимое мнение через СМИ, что, в частности, затрудняет сведение с таким гражданином личных счётов, необоснованное преследование за критику [1].

Каждый человек имеет возможность воспользоваться правом на информацию и прибегнуть к помощи средств массовой информации. Однако одним из важнейших условий выступает тот факт, что действия по поиску, запросу и получению информации должны осуществляться законным способом и в рамках ограничений, предусмотренных Конституцией и федеральным законодательством. Так, ч. 5 ст. 29 Конституции запрещает цензуру, т.е. не требует от редакции предварительно согласовывать сообщения и материалы, а равно не предусматривает наложение запрета на распространение сообщений и материалов и их отдельных частей [1]. В Законе «О средствах массовой ин-

формации», в частности в ст. 58, говорится о том, что ущемление свободы массовой информации, в том числе посредством осуществления цензуры, влечёт уголовную, административную, дисциплинарную или иную ответственность. Обнаружение же органов, организаций, учреждений или должностей, в задачи либо функции которых входит осуществление цензуры массовой информации, влечёт немедленное прекращение их финансирования и ликвидацию в порядке, предусмотренном законодательством РФ [6]. Вместе с этим вводится ряд ограничений свободы слова. Это связано прежде всего с тем, что категория «свобода» зачастую понимается не как осознанная необходимость, а как полное отсутствие каких-либо ограничений. Конституция нашей страны гарантирует свободу мысли и слова, но устанавливает в своём содержании, что «не допускается пропаганда или агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду» [1]. Закон «Об информации, информатизации и защите информации» не допускает сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни, а равно информации, нарушающей личную тайну, семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений без согласия физического лица, кроме как на основании судебного решения [3]. В Законе «О средствах массовой информации» также содержится ряд ограничений, обусловленных соблюдением государственной тайны или иной специально охраняемой законом тайны, охраной частной жизни, обеспечением безопасности и целостности государства, охраной здоровья, уважением прав, законных интересов, чести и достоинства граждан и организаций. Так, ст. 4 Закона «О средствах массовой информации» говорит о недопустимости использования средств массовой информации для призыва к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и целостности государства, разжигания национальной, классовой, социальной, религиозной нетерпимости или розни, для пропаганды войны, а также для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости [6]. Эти положения очень тесно перекликаются с положением ст. 13 Конституции РФ и во многом являются своего рода её дополнением.

Конечно, каждое печатное издание имеет право на свою редакционную политику, каждому журналисту гарантируется право излагать свои мнения и суждения, но на практике происходят случаи, когда журналисты злоупотребляют данной гарантией, стремясь угодить кому-либо с целью получения собственной выгоды. Так, на канале АСВ транслировалась авторская программа И.В. Шеремета «9 с половиной» под рубрикой «Нечеловеческая жизнь» Телевизионного агентства Урала. Программный директор указанной телепрограммы и автор тек-

ста И.В. Шеремет при освещении избирательной кампании А.Э. Бикова, который баллотировался в депутаты Государственной Думы России, зачислил его в категорию «нелепых кандидатов, желающих на халяву засветиться перед избирателями», отнёс к группе «околополитических зверьков», о которых «Телевизионное агентство Урала будет вытирать ноги и смешивать с дерьмом». Это характерный пример нарушения как Конституции РФ, так и Федерального закона «О средствах массовой информации» [7].

Несомненно, что средства масс-медиа играют огромную роль в нашей действительности. Вместе с тем журналисты, обладая реальными возможностями для обращения к обширной аудитории, не осознают порой той ответственности, что лежит на них при освещении тех или иных событий. Мало того что заведомо ложная информация о том или ином человеке нарушает конституционные права этого лица, она становится причиной нарушения прав многих людей — от читателей до слушателей, чьё право на оперативное получение достоверных сведений через средства массовой информации закреплено в ст. 38 Закона «О средствах массовой информации» [6].

Конституцией Российской Федерации устанавливаются и гарантируются права и свободы человека, которые определяются ею как «непосредственно действующие», но действуют ли они? В этой связи приведём пример. Так, 7 декабря 1999 г. «свобода слова» стала темой для дискуссии в передаче «Выборы-99», где присутствовавшие на ней представители различных партий высказывали своё мнение по данной тематике. Среди них был и В.В. Жириновский, который, отвечая на вопрос о проблемах, связанных со свободой слова, сказал следующее: «Свобода слова — самое большое завоевание. Его нужно беречь. Все с этим согласны, но если я критикую коммунистов, то они на меня злятся, критикую Лужкова, Примакова — злятся. Критикую любую власть, губернаторы сразу злятся, сразу в суды. То есть за свободу слова, но не в свой адрес» [8]. Таким образом, проблема заключается в том, что человек, зная о своём праве на свободу слова, с трудом признаёт его за другими. Стоит отметить, что реализация права на свободу слова и мысли, т.е. свободно высказывать и выражать своё мнение и суждения, в том числе и через представителей средств массовой информации, бывает затруднена вследствие наличия собственных корпоративных интересов СМИ. В данном случае можно говорить о своеобразной цензуре, когда главный редактор при подготовке материала решает, какие темы и чьи мнения читателям интересно знать, а какие нет, что принесёт увеличение тиража или рейтинга, а что его снизит. В этой связи представителям общественных организаций или просто частному лицу трудно получить возможность высказаться в современных средствах массовой информации, к

тому же узаконенное право редакции отклонять «неугодный» материал сводит на нет все попытки лица реализовать своё конституционное право на свободную передачу информации и ставит его в зависимость от предпочтений редакции.

Как уже отмечалось, ст. 29 Конституции России гарантирует каждому свободу искать и получать информацию [1]. Насколько исполняется эта норма, показывают данные одного из исследований, проведённых Комиссией по свободе доступа к информации. Так, только в Москве и Московской области 2/3 опрошенных при личном обращении сталкивались с той или иной формой отказа в информации, при этом наиболее частыми причинами отказа являлись: отсутствие необходимой информации — 27%; её засекреченность — 24,2%; отсутствие времени у тех лиц, кто должен эту информацию давать, — 23,9% и, наконец, — 28,8% составил отказ, ничем не мотивированный. Данное исследование затронуло и журналистов, являющихся основным источником информации для общественности. Согласно полученным данным, только 16% журналистов ответили, что им никогда не было отказано в получении информации; 83,8% получали отказ часто или изредка при осуществлении ими профессиональной деятельности, хотя в соответствии с законом государственные органы, организации обязаны осуществлять свою деятельность на принципах максимальной открытости, а предоставление информации является обязанностью должностных лиц, а не их правом [9].

Говоря о свободе слова и мысли, нельзя оставить без внимания и принцип демократичности. Как известно, родиной демократии является Древняя Греция, где в решении важных государственных дел соблюдались три основных принципа: принцип «исегории» — свободы слова, принцип «исоте-мии» — равенства в занятии должностей, принцип «исотомии» — равенства всех перед законом.

В заключение хотелось бы отметить, что в настоящее время Российскую Федерацию можно назвать лишь наполовину демократическим государ-

ством. Закон «О средствах массовой информации», являющийся базовым и регулирующим отношения в сфере передачи, получения и предоставления информации, работает пока не в полной мере. По мнению около 73,6% журналистов, данный закон гарантирует их права и обязанности, в частности свободно выражать свои мысли и суждения при передаче информации, но лишь с той оговоркой, что большинство должностных лиц при этом данное требование не соблюдают. Часть журналистов отметили, что законодательство предоставляет гарантию на свободу слова, но оно вместе с тем не соблюдается и зачастую нарушается. По мнению остальных опрошенных, журналист имеет много прав, все они прописаны, однако нет чёткого законодательного закрепления независимости самих средств массовой информации [9].

Литература

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. (с учётом поправок, внесённых Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ). URL: http://www.constitution.ru/ (дата обращения 28.06.14).

2. Федеральный закон от 13.01.1995 г. «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 3. С. 170.

3. Федеральный закон от 27.07.2006 г. «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 31. С. 3448.

4. Федеральный закон от 26.12.2008 г. «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. № 52 (ч. 1). С. 6217.

5. Федеральный закон от 09.02.2009 г. «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. № 7. С. 658.

6. Вахитов Р. Существует ли свобода слова в современной России? (выдержка из работы). 2009. URL: http://nsportal.ru/ shkola/obshchestvomanie/library/svoboda-slova-v-sovremennoi-rossii (дата обращения 28.06.2014).

7. Свобода слова в ЕС и России: за что штрафуют СМИ (статья). URL: http://mik.mos.ru/cgi-bin/mgik/tmp/lst_html (дата обращения 27.06.2014).

8. Ратинов А.Р., Ефремова Г.Х. Средства массовой информации и судебная власть в России. М., 1999. С. 179.

9. Фомичёва И.Д. Исследования СМИ: методология, подходы, методы. М., 2011. С. 236.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.