УДК 811.512.141.366
ВИДЫ АФФИКСАЛЬНЫХ МОРФЕМ В БАШКИРСКОМ ЯЗЫКЕ
© К. Г. Ишбаев
Стерлитамакская государственная педагогическая академия им. Зайнаб Биишевой Россия, Республика Башкортостан, 453103 г. Стерлитамак, ул. Ленина, 49.
Тел./факс: + 7 (3473) 24 83 35.
E-mail: [email protected]
В статье рассматриваются особенности морфемной структуры слова в башкирском языке. Аргументированно разъяснеяется на основе фактического материала целесообразность изучения аффиксальных морфем, подразделяя их по значениям и функциям на словообразующие, формообразующие и словоизменительные виды. Также поднят вопрос о функционировании в словообразовательной системе башкирского ящыка иноязыных аффиксальных морфм (префиксов и суффиксов).
Ключевые слова: морфемика, морфема, корень, аффикс, словообразующий аффикс, формообразующий аффикс, словоизменительный аффикс, префикс, суффикс.
Исследование особенностей морфемной структуры слова и выяснение происходящих в ней изменений являются одной из актуальных проблем изучения строя башкирского языка. Интерес к данной проблеме и интенсивность исследователь-ской работы в этой оласти возросла особенно в последние десятилетия XX и начала XXI вв., что дало возможность языковедам выделить морфемику и словообразование в самостоятельные разделы языкознания [1; 2].
К настоящему времени в башкирском языкознании можно найти ряд исследований, касающихся вопросов морфемного строения слова.
Вместе с тем, системное и более детальное изучение в синхроническом и диахроническом планах морфемной структуры собственно башкирских слов и заимствований из других языков, выяснение происходящих в них морфонологических и семасиологических изменений, а также сопоставительное изучение морфемики башкирского и других разносистемных языков (русского, английского и др.) остаются малоразработанными и перспективными проблемами в башкирском языкознании.
В морфемике в качестве основной единицы выступают морф и морфема; кроме них выделяются также алломорфы и варианты морфем. Это положение относится как к языкам флективной, так и агглютинативной системы, в том числе и башкирскому языку.
Морф - это минимальная значимая часть слова. В соответствии с этим в языке выделяются слова одноморфные {-кош 'птица', тот -'держать', куйы 'густой', аз 'мало') и многоморфные {кыш-кы 'зимний', кыш-кы-лык 'предназначенный для зимы').
Один и тот же морф может иметь алломорфы -звуковые разновидности, одиноковые по значению и позиции, но несколько различающиеся по составу фонем: ас-кыс 'ключ' и тиш-кес 'сверло' {-кыс/-кес).
Совокупность морфов и алломорфов, связанных единым значением, одинаковой позицией, близостью фонемного состава, образует
морфему: а) туп-тар 'мячи' и туб-ым 'мой мяч' (туп - туб); б) йылга-га 'к реке' и кул-гэ 'к озеру' (га / -гэ).
В составе слов могут наблюдаться и вырианты морфем, которые в формальном и семантическом отношениях выступают как взаимозаменяемые элементы: я^-а-м 'пишу' = я^-а-мын 'пишу' (-м = -мын).
В башкирском языке, как и в других тюркских языках, по своему значению, местоположению и функциям морфемы подразделяются на два типа: а) на корневые морфемы или корни и б) на аффиксальные морфемы или аффиксы: мал
(корень) -сы (аффикс) -лар (аффикс) -$ы (аффикс) > малсылар^ы 'скотоводов'. Корневая морфема - это основная и постоянная часть слова, содержащая в себе его лексическое значение; наличие корня в слове обязательно; слов, не имеющих корней, не бывает; безаффиксные же слова имеются. Новые лексические единицы образуются обычно на базе корневых морфем и называются родственными словами.
Корневые и простые производные слова состоят из одного корня (уй - 'мысль', уй-ла -'думать, мыслить'), а сложные слова могут состоять из двух и более корней (ак+кош -'лебедь', уй-фекер - 'мысли', кино+йыл+я^-ма-кинолетопись ).
Все аффиксальные морфемы в башкирском языке, как и в других тюркских языках, употребляются под общим названием «аффикс», используются также в школьной практике и термин «ялгау» 'связка, окончание' [1, с. 18-19]. Аффикс -это морфема, придающая слову лексическое, грамматическое и лексико-грамматическое значения; аффиксы присоединяются непосредственно к корню или к другим аффиксам, находящимся в сочетании с корнем: таны - 'узнавать', таны-ш -'знакомый', таны-ш-лык - 'знакомство'. Аффикс является связной морфемой, он не может
ISSN 1998-4812
Вестник Башкирского университета. 2012. Т. 17. №1(I)
519
употреблятся самостоятльно; количественный состав аффиксов также ограничен.
Природа аффиксальнах морфем в тюркских, в том числе и в башкирском, языках не до конца еще определена, но тем не менее мы считаем целесообразным изучение аффиксов, подрязделяя их по значениям и функциям на три группы: словообразующие, формообразующие и словоизменительные [1, с. 19]. Большинство татарских, казахских, узбекских, туркменских, карачаево-балкарских и уйгурских языковедов также придерживаются данного принципа [2; 3; 5].
Словообразующие аффиксы, присоединяясь к корню слова (или словообразующей основе), изменяют его лексическое значение и образуют новую лексическую единицу: яз - 'весна' (имя
существительное) + -гы > язгы - 'весенний' (имя прилагательное); быс - 'пилить' (глагол) + -кы > быскы - 'пила' (имя существительное).
Словообразующие аффиксы по их функциям можно сгруппировать следующим образом:
1) аффиксы, преобразующие в процессе словообразования данное слово в другую часть речи: тот- 'держать' (глагол) + -ка > тотка -'ручка, рукоятка' (имя существительное); йылы-'теплый' (имя прилагательное) + -лык > йылылык-теплота (имя существительное);
2) аффиксы, образующие слова той же части речи, к которой относилась производящая основа: таш - 'камень' {имя существительное) + -сы > ташсы- 'каменщик' (имя существительное);
3) многофункциональные аффиксы, которые употребляются в образовании новых слов на базе нескольних частей речи: ком - 'песок' + -лок > комлок- 'песчаное место'; якты- 'светлый' + -лык > яктылык - 'освещение'; йвз- 'сто' + -лек > йвзлвк- 'сторублевка, сотня'.
Словообразующие аффиксы, функционирующие в башкирском языке, по своему происхождению подразделяются на две группы: а) собственно башкирские (общетюркские) и б) иноязычные (заимствованные в основном из персидского, арабского, русского, латнского и греческого языков).
Как правило, общетюркские аффиксы (в том числе и башкирские) находятся после корня (следуют непосредственно за корнем, то есть префиксы, присущие семито-хамитской, кавказской, палеоазиатской группам агглютинативных языков, а также флективным языкам (например, индоевропейской группе), в тюркских языках отсутствуют [2; 3]. Однако некоторые лингвисты пытаются обосновать наличие префиксов и префиксоидов в отдельных тюркских языках, в частности, в азербайджанском, туркменском, узбекском, киргизском, турецком языках [4], указывая при этом на такие элементы в словоформах типа ап-ак
- ' белый-пребелый, беленький'; йоп-йомшак -
'мягкий-премягкий'; двм-карацгы-'теный-претем-ный, совершенно темный'; йоп-йока - 'тоненький, очень тонкий'; апкайт- {разг.) - 'приносить, привозить'; эптвш- {разг.) - 'спускать'; эпкит-{разг.) - 'уносить, увозить'. По нашему мнению, в данном случае префиксов как самостоятельных морфем нет, имеют место лишь им подобные форманты, которые находятся перед корнем:
1) в словах ап-ак - 'белый-пребелый, беленький', йоп-йомшак - 'мягкий-премягкий, щм-кYк - 'синий-пресиний' и др. - это части слов с морфонемами [п], [м];
2) в словах типа двм-карацгы - 'темный-претемный, совершенно темный'; двм^укыр-' совершенно слепой', свм-кара- 'иссиня черный', вр-яцы - 'совершенно новый, новенький' элементы двм, вр, свм - это единицы, относящиеся к частицам.
В исконно башкирских словах общетюркского происхождения выделяются лишь аффиксы, стоящие после корня, а аффиксы, стоящие перед корнем, то есть префиксы, в этих словах отсутствуют. Вместе с тем следует отметить, что в башкирском чзыке, как и в некоторых других тюркских языках, наблюдается явление префиксации как один из способов морфематического словообразования; однако сфера ее употребления ограничена, так как тут речь идет лишь о префиксах и префиксоидах, заимствованных из греческого, латинского, персидского и других языков (де-монтажла- 'демонтировать', анти-кщяксэ 'античастица').
Кроме префиксов, в башкирско языке используются суффиксы и суффиксоиды, встречающиеся в иноязычных словах:
а) суффиксы, усвоенные из персидского и арабского языков: -кэр: эш 'дело, работа' > эш-мэ-кэр 'деятель'; -мэн: эз-эр-мэн 'следопыт'; -хур: бал 'мед' > бал-хур 'любитель меда'; -и: терек 'турок' > терк-и 'тюркский' и др;
б) суффиксы, усвоенные из русского языка и через русский язык из европейских языков: -аль: горизонт-аль < горизонтальный; дискусси-он < дискуссионный и др. [5].
Формообразующие аффиксы, присоединяясь к корню (или основе), изменяют не только его грамматическое значение, но одновременно придают определенный оттенок к лексическому значению; в результате получается словоформа с новой морфологической категорией. В современном башкирском языке к формообразующим аффиксам можно отнести аффиксы, которые употребляются в формировании следующих морфологических категорий: аффиксы субъективной оценки {кош-сок - 'птичка', эсэ-кэй -мамочка ); аффиксы категории числа (кроме личных глаголов): Yлэн-дэр- 'травы', егэрлелэр-трудолюбивые ; аффиксы категории модальности
{ат-мы- 'лошадь ли' , ат-тыр- 'наверно, лошадь' , ат-сы- 'лошадь же'; аффиксы категории степени сравнения: йылы-рак - 'теплее', шэб-ерэк -
быстрее, скорее; аффиксы разрядов имен числительных: беренсе- 'первый', бер-эр - 'по одному; аффиксы неличных форм глагола; бел-ергэ
- 'чтобы знать, белгэн {кеше) - 'знающий' и др.; аффиксы категории залога: йыу- 'мыть', йыу-ыл -'мыться', йыу-ыш-'помогать мыть' и др.; аффиксы категорий наклонения и времени: кур- 'видеть', кур-зе - 'видел', кур-ер- 'увидит' и др.; аффиксы категории меры и степени (аспектуальности) глагола: кил-гелэ- 'приходить, приезжать'; эйт-келэ - 'многократно говорить' и др.; аффиксы категории отрицания глаголов: яп- 'закрывать, яп-ма - 'не закрывать'.
Аффиксы -мы/-ме, -сы/-се, -дыр/-дер по
давней традиции рассмативаются в составе частиц. Мы придерживаемся того мнения, что они являются показателями категории модальности и относятся к группе формообразующих аффиксов.
Словоизменительные аффиксы, присоединяясь к корню (или основе), не влияют на его лексическое значение, лишь изменяют граммматическое значение и служат для установления синтаксических отношений.
К этой группе относятся аффиксы категории падежа: квн - 'день', квн-гэ- 'дню', квн-дв- 'день' и др.; аффиксы категории принадлежности: ил-ем-' моя страна', илец - 'твоя страна', ил-ебез - 'наша страна' и др.; аффиксы категории сказуемости: баксасы-мын- 'я -садовод, я являюсь садоводом'; баксасы^ыц- 'ты - садовод, ты являешься
садоводом и др.; аффиксы категорий лица и числа глаголов: бара-м 'иду', бара-Ыщ 'идешь', бара-быз идем и др.
В башкирском языке, как и в других тюркских языках, слово- и формообразующие аффиксы в
большинстве случаев являются однозначными, а словоизменительные аффиксы (кроме аффиксов падежей) - многозначными; кроме того, в башкирском языке все три типа аффиксов согласно закону сингармонизма могут выступать в различных фонологических вариантах (от 2-х до 16-и единиц).
Таким образом, слово в башкирском языке по своей морфемной структуре характеризуется следующим образом: а) слово состоит из морфем, составными элементами которых являются морфы, алломорфы и варианты морфем; б) по своему зачению, местоположению и функциям морфемы подразделяются на корневые и аффиксальные; в) корневая морфема - это основная часть слова, содержащая в себе лексическое значение; г) аффикс -служебная морфема; по значению и функциям аффиксы подразделяются на словообразующие, формообразующие и словоизменительные; д) кроме собственно башкирских аффиксов, в башкирском языке функционируют и иноязычные аффиксы (префиксы и суффиксы).
ЛИТЕРАТУРА
1. Баскаков Н. А. Историко-типологическая морфология
тюркских языков: Структура слова и механизм
агглютинации. М.: Наука, 1979. 274 с.
2. Ганиев Ф. А. Словообразование в татарском языке. Казань: ИЯЛИ АН РТ, 2010. 728 с.
3. Ишбаев К. Г. Башкирский язык: Морфемика.
Словообразование. Уфа: Гилем, 2000. 247 с.
4. Тенишев Э. Р. Введение // Сравнительно-историческая грамматика тюркских языков. Морфология. М.: Наука, 1988. С. 8.
5. Ишбаев К. Г, Ишкилдина З. К. Башторт теленец hY?ьяhалыш hY?леге. 0фе: Гилем, 2005. 552 б.
Поступила в редакцию 04.03.2012 г.