Научная статья на тему 'VI международная научно-методическая конференция «Человек. Русский язык. Информационное пространство» (г. Ярославль, 26-28 марта 2009 года)'

VI международная научно-методическая конференция «Человек. Русский язык. Информационное пространство» (г. Ярославль, 26-28 марта 2009 года) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
60
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «VI международная научно-методическая конференция «Человек. Русский язык. Информационное пространство» (г. Ярославль, 26-28 марта 2009 года)»

[И. В. Ракова]

- всеобщая подозрительность и недоверие;

- тотальная зависимость личности от системы.

В качестве детерминантов «50-х годов» выступают:

- начало «послаблений» в режиме;

- разоблачение тоталитарного режима Сталина;

- ожидание изменений в личной и общественной жизни.

Алгоритм активизации «блоков — характеристик» сводится к сопоставлению знания писателя со знанием читателя в ходе использования в текстах приёмов «стереотипных ситуаций» и настраиваемой рефлексии.

Кроме этого, приём «стереотипных ситуаций», а также приём контраста служат методами привлечения внимания читателя к опорным моментам текста.

Далее читатель выстраивает свой фрейм задаваемой ситуации, полагаясь на свой опыт и ассоциации. Следовательно, чем шире и детальнее глобальные знания реципиента, тем точнее интерпретационный процесс.

Таким образом, в основе дискурса Ю. Трифонова лежит взаимодействие сфер знаний и опыта писателя и читателя.

Взаимодействуя с читателем, Трифонов выводит событие за границы индивидуальной судьбы, вписываясь в конкретную эпоху и описывая

её, обнажая онтологические проблемы человеческой жизни, доводя их до уровня универсальных истин.

Без знания контекста и ситуации интерпретация текстов Трифонова затрудняется или ослабляется.

Что же касается механизма моделирования глобального знания в виде фрейма, он может быть использован при обучении иностранных учащихся лингвокультурной компетенции в целом и экспликации смысла текста — в частности. Принцип фрейма позволяет упорядочить и систематизировать представление о декодировании смысла.

ПРИМЕЧАНИЯ

* Все ссылки даются по изданию: Трифонов Ю. Опрокинутый дом. М., 1999

ЛИТЕРАТУРА

1. Демьянков В. З. Интерпретация как инструмент и как объект лингвистики. Вопросы филологии. М., 1999. № 2. С. 5-13.

2. Денисова Г. В. Интертекстуальность и семиотика перевода: возможности и способы передачи интертекста // Текст. Интертекст. Культура. Сб. докладов междунар. конф. М., 2001

3. Лейдерман Н. Потенциал жанра // Север 1978. № 3.

4. Лотман Ю. М. Семиосфера. СПб., 2001. С. 434-444.

5. Магд-Соэп К. Де. Ю. Трифонов и драма русской интеллигенции. Екатеринбург, 1997.

[приглашаем принять участие]

VI МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ЧЕЛОВЕК. РУССКИЙ ЯЗЫК. ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО»

(г. Ярославль, 26-28 марта 2009 года)

Конференция проводится Российским обществом преподавателей русского языка и литературы (РОПРЯЛ), Центром теории и практики речевой коммуникации «Диалог», Ярославским государственным педагогическим университетом им. К. Д. Ушинского.

Предполагается работа следующих секций.

1. Жанровые аспекты речевой коммуникации.

2. Язык и межкультурная коммуникация.

3. Человек в пространстве текста.

4. Социально-политические аспекты коммуникации.

5. Коммуникативно-прагматические аспекты художественного текста.

6. Рекламный и PR-дискурс в современном информационном пространстве.

7. Современный язык в зеркале СМИ. Прикладные вопросы медиакультуры и медиаобразования.

8. Коммуникативный подход в преподавании русского языка в школе и вузе.

9. Коммуникативная и языковая подготовка в образовании по специальностям «Реклама», «Журналистика», «Связи с общественностью», «Менеджмент организации».

10. Информатизация общества. Информационные процессы.

11. Информационные аспекты подготовки специалистов по рекламе, связям с общественностью и др.

Конференция будет проходить в Ярославском государственном педагогическом университете по адресу: Ярославль, Которосльная наб., 66.

Е-mail: yar_nauka@mail.ru, сайт ЯГПУ: www.yspu.yar.ru, телефон / факс: (4852) 21-45-54.

[мир русского слова № 1 / 2009]

89

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.