[И. В. Ракова]
- всеобщая подозрительность и недоверие;
- тотальная зависимость личности от системы.
В качестве детерминантов «50-х годов» выступают:
- начало «послаблений» в режиме;
- разоблачение тоталитарного режима Сталина;
- ожидание изменений в личной и общественной жизни.
Алгоритм активизации «блоков — характеристик» сводится к сопоставлению знания писателя со знанием читателя в ходе использования в текстах приёмов «стереотипных ситуаций» и настраиваемой рефлексии.
Кроме этого, приём «стереотипных ситуаций», а также приём контраста служат методами привлечения внимания читателя к опорным моментам текста.
Далее читатель выстраивает свой фрейм задаваемой ситуации, полагаясь на свой опыт и ассоциации. Следовательно, чем шире и детальнее глобальные знания реципиента, тем точнее интерпретационный процесс.
Таким образом, в основе дискурса Ю. Трифонова лежит взаимодействие сфер знаний и опыта писателя и читателя.
Взаимодействуя с читателем, Трифонов выводит событие за границы индивидуальной судьбы, вписываясь в конкретную эпоху и описывая
её, обнажая онтологические проблемы человеческой жизни, доводя их до уровня универсальных истин.
Без знания контекста и ситуации интерпретация текстов Трифонова затрудняется или ослабляется.
Что же касается механизма моделирования глобального знания в виде фрейма, он может быть использован при обучении иностранных учащихся лингвокультурной компетенции в целом и экспликации смысла текста — в частности. Принцип фрейма позволяет упорядочить и систематизировать представление о декодировании смысла.
ПРИМЕЧАНИЯ
* Все ссылки даются по изданию: Трифонов Ю. Опрокинутый дом. М., 1999
ЛИТЕРАТУРА
1. Демьянков В. З. Интерпретация как инструмент и как объект лингвистики. Вопросы филологии. М., 1999. № 2. С. 5-13.
2. Денисова Г. В. Интертекстуальность и семиотика перевода: возможности и способы передачи интертекста // Текст. Интертекст. Культура. Сб. докладов междунар. конф. М., 2001
3. Лейдерман Н. Потенциал жанра // Север 1978. № 3.
4. Лотман Ю. М. Семиосфера. СПб., 2001. С. 434-444.
5. Магд-Соэп К. Де. Ю. Трифонов и драма русской интеллигенции. Екатеринбург, 1997.
[приглашаем принять участие]
VI МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ЧЕЛОВЕК. РУССКИЙ ЯЗЫК. ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО»
(г. Ярославль, 26-28 марта 2009 года)
Конференция проводится Российским обществом преподавателей русского языка и литературы (РОПРЯЛ), Центром теории и практики речевой коммуникации «Диалог», Ярославским государственным педагогическим университетом им. К. Д. Ушинского.
Предполагается работа следующих секций.
1. Жанровые аспекты речевой коммуникации.
2. Язык и межкультурная коммуникация.
3. Человек в пространстве текста.
4. Социально-политические аспекты коммуникации.
5. Коммуникативно-прагматические аспекты художественного текста.
6. Рекламный и PR-дискурс в современном информационном пространстве.
7. Современный язык в зеркале СМИ. Прикладные вопросы медиакультуры и медиаобразования.
8. Коммуникативный подход в преподавании русского языка в школе и вузе.
9. Коммуникативная и языковая подготовка в образовании по специальностям «Реклама», «Журналистика», «Связи с общественностью», «Менеджмент организации».
10. Информатизация общества. Информационные процессы.
11. Информационные аспекты подготовки специалистов по рекламе, связям с общественностью и др.
Конференция будет проходить в Ярославском государственном педагогическом университете по адресу: Ярославль, Которосльная наб., 66.
Е-mail: yar_nauka@mail.ru, сайт ЯГПУ: www.yspu.yar.ru, телефон / факс: (4852) 21-45-54.
[мир русского слова № 1 / 2009]
89