Научная статья на тему 'Об итогах конференции «Человек в информационном пространстве» (ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 15-17 ноября 2018 г.)'

Об итогах конференции «Человек в информационном пространстве» (ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 15-17 ноября 2018 г.) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
165
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об итогах конференции «Человек в информационном пространстве» (ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 15-17 ноября 2018 г.)»

Об итогах конференции «Человек в информационном пространстве» (ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 15-17 ноября 2018 г. )

About results of the conference «Person in Information Space» (YSPU named after K. D. Ushinsky, November 15-17, 2018)

15-17 ноября в шестнадцатый раз на факультете русской филологии и культуры ЯГПУ им. К. Д. Ушинского прошла ежегодная

Всероссийская с международным участием междисциплинарная научно-практическая

конференция «Человек в информационном пространстве», организованная кафедрой теории коммуникации и рекламы. В ее работе приняли участие 110 преподавателей и ученых, среди которых лингвисты из Китая, Белоруссии, российские исследователи из Москвы, Твери, Брянска, Вологды, Иванова, Костромы, Череповца, Волгограда, Екатеринбурга, Челябинска, Калининграда, Омска, Северодвинска,

Комсомольска-на-Амуре, Ярославля, Ростова, Борисоглеба. Многие гости являются постоянными участниками конференции, некоторые, особенно аспиранты и магистранты, приехали впервые. Расширение географии участников свидетельствует о популярности конференции и о важности вопросов, рассмотренных на пленарном заседании и во время работы секций.

В ходе конференции активно обсуждались проблемы медиадискурса, рекламной,

политической и межкультурной коммуникации, коммуникативной подготовки учащихся в школе и в вузе, в том числе с использованием новейших информационных технологий, вопросы понимания и интерпретации художественного произведения. Широкая проблематика конференции позволила взглянуть на коммуникацию с разных точек зрения: лингвистической, литературоведческой,

прагматической, философской,

культурологической, методической и др.

15 ноября 2018 года состоялось торжественное открытие конференции. С приветственным словом к участникам научного форума обратились проректор по научной работе ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, кандидат педагогических наук А. М. Ходырев, декан факультета русской филологии и культуры С. Ю. Родонова и заведующая кафедрой теории коммуникации и рекламы И. В. Шустина. Все выступающие подчеркивали востребованность и перспективность такого рода научного общения и при-

ветствовали привлечение к изучению проблем современного информационного пространства молодых исследователей.

Тематика докладов пленарного заседания отразила весь спектр представленных на конференции исследований. Первой на пленарном заседании выступила доктор культурологии, профессор, зав. кафедрой культурологии ЯГПУ им. К. Д. Ушинского Т. И. Ерохина с интересным докладом, посвященным диалогичности современного театрального пространства. Татьяна Иосифовна акцентировала внимание слушателей на диалогичности как принципе формирования и функционирования текстов современной культуры, отмечая специфику диалогового характера элитарной и массовой культур.

Доклад следующего участника конференции -доктора культурологии, профессора кафедры журналистики и издательского дела ЯГПУ им. К. Д. Ушинского Т. В. Юрьевой был посвящен кросс-культурным стратегиям рекламной деятельности. В своем выступлении Татьяна Владимировна обратила внимание на ряд трудностей, возникающих в сфере культурных различий, которые влияют на разработку и производство рекламной продукции. Докладчик пришла к выводу, что важным аспектом профессионализации в сфере рекламной деятельности становится кросс-культурная компетентность, которая позволит выбрать правильную стратегию при разработке рекламной кампании на глобальном рынке.

Доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой русского языка факультета русской филологии и культуры ЯГПУ им. К. Д. Ушинского Е. Н. Лагузова в своем выступлении детально рассмотрела синтагматические свойства аналитических конструкций с семантикой состояния в русском и французском языках.

Особый интерес аудитории вызвал доклад кандидата филологических наук, ведущего научного сотрудника Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН О. И. Северской и кандидата филологических наук, доцента Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина Л. Н. Саакяна, посвященный

© Куранова Т. П., 2019

понятию изысканной (подчеркнутой), деланой (формальной) и «патологической» (обнаруживающей несоответствие формы и содержания) вежливости в свете стратегий эвфемии и дисфемии. Содокладчики дали оценку речевым действиям вежливых людей и пришли к выводу о несоответствии прагматики говорящего и слушающего, вербального и акционального планов коммуникативной ситуации.

Ярким завершением пленарного заседания стало выступление доктора филологических наук, доцента Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина Э. А. Китаниной. В своем докладе ученый обратилась к лингвопрагматическому аспекту в рекламной коммуникации и подробно рассмотрела манипулятивные технологии при создании текстов современной социальной рекламы.

Работа конференции была продолжена на следующий день на секционных заседаниях и проходила по шести основным направлениям: 1) «Человек в пространстве текста. Коммуникативно -прагматические аспекты художественного текста»; 2) «Рекламный и РЯ-дискурс в современном информационном пространстве»; 3) «Современный язык в зеркале СМИ. Социально-политические аспекты коммуникации»; 4) «Межкультурная коммуникация»; 5) «Коммуникативный подход в преподавании русского языка и литературы в школе. Информационные аспекты подготовки специалистов в вузе. Шестое направление «РКИ и РКН в современном лингвокультурном пространстве» было представлено в формате интернет-докладов.

В докладах ученых, выступивших в секции «Человек в пространстве текста. Коммуникативно-прагматические аспекты художественного текста» (руководители - Н. В. Лукьянчикова, М. Г. Пономарева), был представлен широчайший спектр современных подходов к анализу феномена текста: анализ с позиций социолингвистики, линг-вопрагматики, лингвокультурологии, стилистики.

Оживленную дискуссию вызвало выступление кандидата филологических наук, доцента кафедры журналистики и издательского дела ЯГПУ им. К. Д. Ушинского М. Г. Пономаревой на тему «"Кто действователь?": "шекспировская" и "карам-зинская" версии образа Бориса Годунова в рецепции Н. Полевого». Материалом для данного исследования послужила статья «Борис Годунов. Сочинение Александра Пушкина».

Кандидат филологических наук, доцент ЯГПУ им. К. Д. Ушинского И. А. Суханова в своем докладе предложила типологию интермедиальных связей художественного текста с произведениями

изобразительного искусства. В качестве примеров был приведен интермедиальный анализ фрагментов русских прозаических текстов.

Феномен духовной прозы в своем выступлении рассмотрела ассистент кафедры русского языка Тверского государственного медицинского университета Н. А. Некрасова. Докладчик сконцентрировала внимание на литературе духовного реализма, в частности на изучении поздних произведений Н. В. Гоголя в лингвистическом ключе.

На заседании секции были представлены и работы молодых исследователей. Студентка факультета русской филологии и культуры ЯГПУ им. К. Д. Ушинского А. В. Кораблева (н. р. -Н. В. Лукьянчикова) посвятила свое выступление сравнительному анализу мотива неразделенной, отвергнутой любви в стихотворениях М. Ю. Лермонтова и И. А. Бродского.

Особое впечатление на участников конференции произвели доклады китайских студенток. Магистрант Института иностранных языков Юго-Западного университета Китайской народной республики Сысюй Чень (н. р. - Н. В. Лукьянчикова) представила попытку сопоставления рассказа А. П. Чехова «Попрыгунья» и повести М. А. Булгакова «Собачье сердце» с точки зрения приемов изображения врача в обоих произведениях. Особенное внимание при создании образов молодой исследователь уделила одиночеству героев, бытовой сфере их жизни.

Идею необходимости изучения произведений А. П. Чехова и В. С. Маканина с точки зрения художественной реализации мотива пустоты жизни в рассказах «Дама с собачкой», «Попрыгунья» и повести «Отдушина» обосновала в своем выступлении магистрант Института иностранных языков Юго-Западного университета Китайской народной республики Ли Жун (н. р. - Н. В. Лукьянчикова). Докладчик предприняла попытку рассмотреть художественные аспекты, позволяющие говорить о творческом диалоге писателей.

Проблеме интермедиального анализа художественного текста в его киноадаптации было посвящено сообщение студентки ЯрГУ им. П. Г. Демидова К. А. Прохоровой (н. р. -М. Г. Пономарева). Докладчик исследовала экранизацию повести Э. Хемингуэя «Старик и море» 1999 г., опираясь на критические статьи зарубежных ученых. Исследователь уделила особое внимание тому, насколько успешно режиссер совместил художественные принципы самого Э. Хемингуэя и его вдохновителей.

Секцию Рекламный и PR-дискурс в современном информационном пространстве (руководитель - А. Г. Жукова) открыл доклад доктора филологических наук, профессора кафедры судебных экспертиз Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина Т. М. Надеиной, в котором она рассказала о проблемах, связанных с экспертной оценкой содержания рекламных роликов (на примере рекламы лекарственных препаратов). Докладчик привела результаты исследования формальных и содержательных компонентов спорных текстов, позволившего продемонстрировать противоречивость выводов членов Экспертного совета ФАС о наличии нарушений.

Второй доклад кандидата филологических наук, доцента, зав. кафедрой русской словесности и межкультурной коммуникации Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина А. Г. Жуковой был посвящен анализу специфики текстовой организации товарного описания, используемого в интернет-магазинах одежды. В центре внимания исследователя оказалась онлайн-страница товара как поликодовый описательный текст, главное назначение которого - представить товар покупателю и стимулировать его к покупке.

Ярким и запоминающимся стало выступление кандидата филологических наук, доцента, зав. кафедрой теории коммуникации и рекламы ЯГПУ им. К. Д. Ушинского И. В. Шустиной, посвященное манипулятивным стратегиям и тактикам в телевизионной рекламе. Докладчик рассмотрела наиболее распространенные стратегии и тактики в рекламе банковских услуг трех ведущих российских банков - Тинькофф, Сбербанк, ВТБ-24, активизировавших свою рекламную деятельность в 2017 году. Особое внимание в докладе было уделено тому, насколько манипулятивные стратегии и тактики обусловлены целевой аудиторией банка и общей концепцией рекламной кампании.

Кандидат филологических наук, доцент кафедры теории коммуникации и рекламы ЯГПУ им. К. Д. Ушинского Т. Б. Колышкина и кандидат психологических наук, доцент ЯрГУ им. П. Г. Демидова Е. В. Маркова представили рассуждение о том, что рекламный текст, являясь носителем информации, позволяет адресату приобретать определенные знания, умения и навыки. Содокладчики предложили гипотезу о возможности выделения уровней научения в рекламном тексте. Они разработали и апробировали инструментарий (анкету) для диагностики уровней научения в рекламном тексте, выявили характеристики реклам-

ного текста, позволяющие отнести его к той или иной группе уровня научения. Установили критерии, позволяющие говорить об эффективности научения.

Живой интерес у участников секции «Современный язык в зеркале СМИ. Социально-политические аспекты коммуникации» (руководитель -И. Ю. Третьякова) вызвало выступление доктора филологических наук, доцента Российского государственного гуманитарного университета Е. Н. Басовской, посвященное анализу функционирования модальных частиц в современном меди-атексте. Рассматривая случаи использования слова «даже» в кинорецензиях, исследователь обнаружила субъективизирующий потенциал частиц и отметила значимость дискурсивных средств такого типа для конкретизации авторских интенций, восприятие которых затруднено в связи с диалогическим и интерактивным характером медиатекста.

Предметом исследовательского интереса доцента кафедры теории коммуникации и рекламы ЯГПУ им. К. Д. Ушинского Т. П. Курановой и доцента кафедры иностранных языков и перевода Уральского федерального университета А. Либшнер стал спортивный медиадискурс. Первый докладчик рассмотрела компаративные конструкции в речи комментатора телеканала «Первый Ярославский» Сергея Курицына, определила особенности их функционирования в дискурсе спортивного репортажа. Второй докладчик проанализировала способы передачи футбольной тематики в вербально-визуальных типах рекламы разных товаров и услуг в магазинах Екатеринбурга во время Чемпионата мира по футболу 2018.

Студентка Института иностранных языков МГПУ Т. Г. Мочалова познакомила слушателей со стратегиями и тактиками, характеризующими успешную коммуникацию в условиях конфликта интересов на материале авторских телепрограмм.

Постоянный участник конференции, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка, журналистики и теории коммуникации Вологодского государственного университета С. А. Громыко в своем докладе рассмотрел вопрос использования текстов художественных произведений в российском парламентском дискурсе начала ХХ века. В результате анализа исследователь пришел к выводу, что депутаты фракции правых активно использовали в своих выступлениях отсылки к публицистическим и художественным произведениям ряда русских писателей-классиков: А. С. Пушкина, И. А. Крылова, Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова, М. Е. Салтыкова-

Щедрина. Особое внимание докладчик уделил исследованию функций литературно-художественного интертекста в парламентской речи.

Кандидат политических наук, доцент кафедры рекламы и связей с общественностью Института бизнес-технологий Российского нового университета А. С. Шабунин выступил с докладом на тему «Отечественная массовая культура как один из инструментов продвижения положительного имиджа государства во внутреннюю и внешнюю среду». Выступающий привел наиболее успешные зарубежные примеры формирования и продвижения массовой культуры, проанализировал отечественный опыт в данной сфере.

Феномен проникновения мемов в информационное поле СМИ и их влияние на массовое сознание в своем докладе рассмотрела кандидат культурологии, доцент кафедры рекламы и связей с общественностью Института бизнес-технологий Российского нового университета Е. Ю. Чилингир. Автор выделила ключевые особенности, позволившие мемам стать одним из популярных форматов комментирования новостей и формирования отношения к событиям и явлениям.

Оригинальный доклад магистранта факультета филологии и коммуникации ЯрГУ им. П. Г. Демидова Ю. А. Башловкиной был посвящен описанию и дифференцированию форматов виде-облога на российском сегменте Уои-ШЬе, необходимому при изучении коммуникативных технологий медийного дискурса при создании и продвижении современного контента.

Завершилось заседание секции ярким выступлением доктора филологических наук, профессора кафедры отечественной филологии Института гуманитарных наук и социальных технологий Костромского государственного университета И. Ю. Третьяковой и магистранта

Е. А. Забалуевой на тему «Особенности процессов трансформации интернет-мемов». На основе анализа интернет-мемов и их преобразованных вариантов содокладчики выявили особенности вербальных компонентов мемов, обусловливающие возможность трансформаций креолизованных знаков.

В следующей секции были представлены доклады, затрагивающие проблемы межкультурной коммуникации (руководитель - Э. А. Китанина). Кандидат психологических наук, старший научный сотрудник кафедры общей психологии МГУ им. М. В. Ломоносова Т. Я. Аникеева, доктор психологических наук, профессор кафедры методологии психологии Л. В. Матвеева, кандидат психологических наук, научный сотрудник кафедры методо-

логии психологии Ю. В. Мочалова в совместном докладе обсудили проблему формирования цивили-зационной и культурной идентичности личности современного человека в условиях возможной трансформации приоритетных для отечественной культуры ценностей в ситуации глобализации. Ученые ввели понятие ценностно-смыслового кода как носителя информации, приоритетно значимой для воспроизводства культуры на определенном историческом этапе.

Неподдельный интерес участников конференции вызвало выступление кандидата педагогических наук, доцента кафедры языкознания и переводове-дения МГПУ Е. М. Вишневской. Докладчик обратилась к анализу переводческих ошибок и несоответствий, встречающихся в романе Артура Хейли «Аэропорт», изучила природу их возникновения, разработала классификацию ошибок, предложила способы их устранения, а также обосновала их дидактический потенциал.

Проблеме исследования структурных моделей текстов с включением иноязычных лексем в глянцевых журналах Вологодской области был посвящен доклад кандидата филологических наук, доцента кафедры германской филологии и межкультурной коммуникации Череповецкого государственного университета А. В. Моисеенко. Исследователь убедительно доказала, что в текстах с нарративной структурой наблюдается большее число иноязычных лексем, и привела примеры их неэкологичного использования, в то время как в текстах заметок со структурой перевернутой пирамиды используется минимальное число иноязычных лексем, которые не нарушают экологичность журнального текста.

О любопытных результатах исследований в области теории обучения иностранным языкам сообщил молодой ученый из МГУ им. М. В. Ломоносова. В докладе аспиранта Доу Чунь-яо был представлен анализ русских фразеологизмов с семантикой «возраст» с позиции китайской лингвокультуры.

Секция «Коммуникативный подход в преподавании русского языка в школе. Информационные аспекты подготовки специалистов в вузе» (руководитель - Л. М. Гончарова) была посвящена, в первую очередь, различным аспектам оптимизации диалога «преподаватель - учащийся». Результаты своих исследований блестяще представили корифеи педагогического общения (профессор О. Я. Гойхман, доцент Л. М. Гончарова, доцент В. А. Коханова, доцент И. А. Канунникова, доцент Ю. А. Филонова, доцент А. В. Коровина,

доцент А. Н. Ундозерова, доцент Е. Г. Аккуратов)

и молодые ученые, аспиранты. Наибольшее внимание в докладах, связанных с особенностями современного педагогического общения, было уделено новейшим информационным технологиям, которые позволяют иначе выстраивать и оценивать сам процесс взаимодействия преподавателя и ученика.

Украшением секции стало выступление молодого ученого, кандидата филологических наук, ведущего научного сотрудника Лаборатории нейроко-гнитивных наук НИЦ «Курчатовский институт» Артемия Александровича Котова, который наглядно продемонстрировал необыкновенные возможности робота-компаньона Ф-2 в действии. Предложенный им метод автоматического накопления семантических фактов включает в себя полный лингвистический анализ большого количества предложений. Собранная им база имеет объем 5 млн фактов, что позволяет использовать ее в качестве источника информации для робота-компаньона, а также для различных лингвистических исследований и приложений.

Познавательным событием второго дня конференции стала экскурсия в Фундаментальную библиотеку ЯГПУ им. К. Д. Ушинского - одну из

крупнейших библиотек педагогических вузов России. С наиболее интересными изданиями из фонда книжных памятников (редких книг), который насчитывает более 20 тысяч экземпляров, гостей познакомил директор библиотеки ЯГПУ Ю. И. Майоров.

Завершающим этапом работы конференции стал круглый стол, на котором участники выражали глубокое удовлетворение от услышанного и увиденного, делились самыми яркими моментами работы секций и выражали искреннюю надежду на продолжение научного общения в рамках конференции «Человек в информационном пространстве» в следующем году.

Приятным сюрпризом для приезжих участников конференции 17 ноября стала экскурсионная программа в одно из самых удивительных и красивейших мест Ярославской области - город Тутаев (бывший Романов-Борисоглебск) и посещение музея «Космос» на малой родине первой женщины-космонавта В. В. Терешковой в селе Никульском Тутаевского района.

(Т. П. Куранова)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.