Международные отношения. Политология. Регионоведение Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2011, № 5 (1), с. 260-263
УДК 94(430).087, 94(73).092
«ВЕЙМАРСКИЙ ТРЕУГОЛЬНИК» В МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ В ЕВРОПЕ: ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ
© 2011 г. В.В. Толкачев, О.Ю. Семенов
Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского
к>Ша;Леу_у@таП .т
Поступила в редакцию 02.09.2011
Анализируются особенности создания и развития нового формата сотрудничества Франции, ФРГ и Польши, его роль в трансформации международных отношений в Европе на рубеже ХХ-ХХ1 вв., выявляются достижения и причины неудач в данной форме сотрудничества. Кроме того, акцентируется внимание на отношениях этих трех стран с Россией.
Ключевые слова: «Веймарский треугольник», Европейский союз, интеграция.
«Веймарский треугольник» - это формат трехстороннего сотрудничества Франции, ФРГ и Польши, созданный в 1991 г. и имевший целью быстрее подготовить последнюю к членству в Европейском союзе, а затем и в НАТО. Название этот формат встреч получил от первой встречи министров иностранных дел в Веймаре, где обсуждались отношения между Европейским экономическим сообществом и странами Центральной и Восточной Европы. Встречи с тех пор стали проходить периодически на разных уровнях: глав государств и правительств, на уровне министров иностранных дел, обороны, руководителей других министерств, на уровне начальников штабов и т.д.
Направления сотрудничества
Среди областей и инициатив трехстороннего взаимодействия, во-первых, следует назвать адаптацию экономики и юридической системы Польши как страны - кандидата на вступление в ЕС благодаря многочисленным франко-немецким связям в области сельского хозяйства, окружающей среды, транспорта и внутренних дел. Вхождение Польши в ЕС дало новый импульс «Веймарскому треугольнику» в деле взаимодействия по финансово-экономическим вопросам в Евросоюзе и по подготовке общеевропейских документов.
Во-вторых, сотрудничество в области науки и культуры, предполагающее осуществление исследований в медицине, биологии и науках об окружающей среде. Существуют проекты взаимодействия лабораторий и научно-исследовательских институтов в сфере высоких технологий (голубой лазер, генная инженерия), предусмотрено создание третьего трехстороннего объединения по исследованию наноматериалов. Развивается трехстороннее университетское
сотрудничество (франко-германского и германо-польского университетов). На встрече б января i999 г. в Париже министры иностранных дел подчеркнули роль, которую должен был сыграть «Веймарский треугольник» в усилении европейской культурной идентичности. Благодаря франко-немецкому управлению по молодежи (OFAJ) [i] около б00 молодых поляков каждый год приглашаются во Францию и Германию. Сотрудничество в сфере телевидения, начатое в ^9б г. между польским общественным телевидением и каналом ARTE, было развито подписанием в 200i г. соглашения ассоциации между этими каналами.
В-третьих, военное сотрудничество, включающее общие военные маневры, собрания экспертов и организацию ежегодного военнополитического семинара. После вхождения Польши в НАТО работа в «Веймарском треугольнике» была направлена на согласование позиций по европейской политике безопасности и обороны (ЕПБО).
В-четвертых, региональное сотрудничество, развивающееся вследствие Форума регионов 7 июня 2000 г. в Кракове, проведенного параллельно встрече министров иностранных дел. Партнерские отношения были установлены между регионами Норд-Па-де-Кале, Северный Рейн - Вестфалия, Силезия (обмены стажерами, энергетика, реконструкция шахт и временно бездействующих промышленных зон) и между Лимузеном, Франконией и Гданьском. А мэры Парижа, Берлина и Варшавы совещались 22 апреля 2004 г. в польской столице по темам градостроительства, социальной политики и городской культуры. Трехсторонние заседания по такому «децентрализованному» сотрудничеству состоялись также в Кракове в сентябре 200б г.
Проблемы и перспективы в «треугольнике»
Во время англо-американской военной операции в Ираке в 2003 г. отношения в «Веймарском треугольнике» находились под угрозой замораживания из-за позиции Польши, не поддержавшей Францию и ФРГ. В феврале 2003 г. президент Франции Жак Ширак даже сказал, что страны-кандидаты, поддержавшие операцию, упустили случай промолчать, имея в виду, что, когда строится общая политика, должен быть хоть минимум согласования действий, прежде чем выступать самостоятельно, или, по крайней мере, следует информировать других. Тем не менее спорные моменты во взаимоотношениях с Польшей были сглажены в Декларации по будущему сотрудничеству в рамках «Веймарского треугольника» от 9 мая 2003 года [2] и в интервью президентов Франции и Польши Ж. Ширака и А. Квасьневского и канцлера ФРГ Г. Шрёдера [3] после их саммита во Вроцлаве.
Тем не менее крупным событием в развитии «Веймарского треугольника» следует считать только состоявшийся почти три с половиной года спустя саммит глав государств и правительств в немецком городе Метлахе 5 декабря 2006 г., по итогам которого была принята совместная декларация [4].
В этом документе была обозначена близость трех стран по важным международным вопросам, касающимся совместных действий в рамках Евросоюза и НАТО, отмечены трехсторонние усилия в проведении избирательного процесса в Демократической Республике Конго, в миссии в Ливане, в операции в Афганистане. В плане военного сотрудничества была выражена готовность создать тактическую группу. Впоследствии начальники генеральных штабов на своих встречах в рамках «Веймарского треугольника» более детально рассматривали операции, в которых принимают участие войска трех государств, перспективы Еврокорпуса и работали над проектом будущей тактической группы в 1500 человек, которая была бы введена в строй с 2013 года. Об этом, в частности, заявлялось на собрании генералов Вольфанга Шнайдерхана, Жан-Луи Жоржелена и Франчи-шека Гагора 18 декабря 2007 г. в Берлине [5].
Не была оставлена в стороне и проблема энергетики. Участники саммита заявили о координации позиций по разработке и проведению энергетической политики для Европы, «ведомой в духе солидарности».
Три страны подчеркнули свою приверженность европейской «политике соседства» как средству усиления сотрудничества на восточ-
ных границах ЕС, благодаря которой они желали оказать поддержку политическим и экономическим реформам соседних стран на базе партнерства и общих ценностей. Отдельное внимание уделялось в документе Белоруссии, Украине и России. Руководителями государств были выражены намерения поддерживать развитие демократии и сильного гражданского общества в Белоруссии, включая независимые организации национальных меньшинств. Через свои национальные и общеевропейские программы они пообещали поддержку белорусским студентам, исключенным из университетов «за участие в демонстрациях в пользу демократии».
Германия, Франция и Польша условились углублять сотрудничество в поддержку усилий Украины по установлению более сильных и тесных отношений с евроатлантическими структурами. Пристальное внимание они намеревались обращать на сотрудничество с Украиной в области миграции и безопасности на границе. Страны «Веймарского треугольника» выразили также поддержку заключения всеобъемлющего соглашения между Европейским союзом и Украиной, усиленного соглашением о свободной торговле, которое должно создать новую базу для сотрудничества с этой страной «в соответствии с ее европейским предназначением».
Что касается Российской Федерации, то лидеры трех государств обязались продолжать благоприятствовать углублению долгосрочного партнерства, «основанному на общественных интересах и равных правах, в особенности в секторах торговли и энергии». В то же время на пресс-конференции по итогам саммита они выразили тревогу и беспокойство относительно дел о Литвиненко и других противниках режима в России [6].
В целом лидеры трех стран выразили удовлетворение своим взаимодействием в рамках «Веймарского треугольника» и выразили намерение его продолжить также в различных сферах общественной жизни, прежде всего в сфере образования, а также на региональном уровне. А в контексте глобализации, когда обостряются угрозы от организованной преступности, от ущерба окружающей среде, от отрицательных демографических тенденций и миграции, А. Меркель, Ж. Ширак и Л. Качиньский условились посвящать каждый из будущих саммитов одному из этих вопросов.
Практически те же вопросы были затронуты и на встрече министров иностранных дел Франции, ФРГ и Польши Бернара Кушнера, Франка-Вальтера Штанмайера и Радослава Сикорского 17 июня 2008 г. и правительственных чиновни-
ков, ответственных непосредственно за общеевропейские дела, Жан-Пьера Жуйе, Гюнтера Глозера и Миколая Довгилевича 7 ноября 2008 г. [7]. На последнем совещании была, кроме того, усилена тема взаимосвязи энергетики и изменения климата, а также проблема преодоления ирландского голосования против Лиссабонского договора. В обычной рабочей обстановке прошел и саммит на этом уровне в Варшаве в 2010 году [8]. Правда, состав участников несколько обновился. 1 февраля 2010 г. с М. Дов-гилевичем встретились с французской стороны - Пьер Леллуш, с германской - Вернер Хойер. Они затронули вопросы, касающиеся исполнения Лиссабонского договора, стратегии «ЕС-2020», последствий саммита ООН в Копенгагене, перспектив политики европейской энергетической безопасности, общей европейской оборонной политики, создания Европейской службы внешних действий, восточного партнерства, отношений с Украиной и с Россией, подготовки польского председательства в Совете ЕС во втором полугодии 2011 г.
2010 год оказался в рамках «треугольника» значимым в плане обсуждения отношений с Российской Федерацией среди актуальных тем. Наряду с перспективами общей политики безопасности и обороны и политики соседства отношения Евросоюза и России стали приоритетными вопросами и на первой с 17 июня 2008 г. встрече министров иностранных дел Франции, ФРГ и Польши (Бернара Кушнера, Гвидо Вес-тервелле и Радослава Сикорского) в Бонне 2627 апреля 2010 г. [9]. На ней побывал также министр иностранных дел Украины Константин Грищенко, обсудивший с коллегами отношения своей страны с ЕС и некоторые проблемы регионального характера.
Эти встречи подготовили почву для собрания министров иностранных дел «Веймарского треугольника» и России Сергея Лаврова, состоявшейся 23 июня 2010 г. В центре внимания четырех стран были отношения России с Евросоюзом и проблемы европейской безопасности [10]. Среди обсуждаемых проблем, во-первых, можно выделить ситуацию с Калининградской областью, по которой стороны договорились продолжать диалог по разработке политически приемлемого и удобного для российских граждан порядка транзита. Во-вторых, министры говорили о Приднестровье и Молдавии, подтвердив усилия в формате переговоров «5+2» (Приднестровье и Молдавия как стороны конфликта, ОБСЕ как посредник, Россия и Украина как гаранты, а также США и Евросоюз в качестве наблюдателей). В этом плане главы внешнеполитических ведомств отметили важность предложения президента России Д. Медведева
и канцлера ФРГ А. Меркель, сделанное ими на встрече в замке Мезеберг в 60 километрах от Берлина 5 июня 2010 г., создать специальный комитет Россия - ЕС по вопросам безопасности, который будет заниматься разработкой конкретных рекомендаций по урегулированию кризисных ситуаций на всем европейском континенте.
В-третьих, была отмечена необходимость задействовать усилия Организации Объединенных Наций в Киргизии, исходя из сложной гуманитарной ситуации в этой стране, ибо помощи отдельных государств явно недостаточно.
Несмотря на то что итоги встречи министров иностранных дел Франции, Германии, Польши и России были в основном декларативными, такой формат взаимодействия может принести немало выгод для решения проблем в формате ЕС - Россия, путем как выявления их на ранних стадиях, так и предварительной договоренности с основными участниками европейской интеграции.
Рассматривая же развитие «Веймарского треугольника» в целом, четко можно проследить все возрастающую политическую значимость данной формы международного сотрудничества в Европе для государств-участников, несмотря на трудности и пока еще малые конкретные результаты непосредственно трехстороннего взаимодействия. Франция и Германия, как локомотивы европейской интеграции, после распада Организации Варшавского договора и СССР желали максимально приблизить к себе Польшу как самое крупное из восточноевропейских государств (не считая, конечно, Украину и Россию). Кроме того, учитывая давние связи Франции и Польши, а также принимая во внимание особые франко-германские отношения, можно с полной уверенностью сказать, что две страны «старой Европы» пытаются через формат «Веймарского треугольника» «притянуть» к себе Польшу, оторвать ее от атлантистской ориентации. «Проевропейская» Польша в этом случае могла бы стать примером для стратегических внешнеполитических ориентиров других восточно-европейских государств, чтобы не повторялась ситуация фактического раскола в ЕС по проблеме ситуации в Ираке в 2003 г. Большие преимущества получает и сама Польша. Используя «Веймарский треугольник», она может маневрировать между европейской и ат-лантистской ориентацией, получая свою выгоду в зависимости от ситуации. России же для усиления своих позиций в восточноевропейском регионе в любом случае предстоит тяжелая дипломатическая борьба на этом направлении, с учетом конкуренции и с США, и с ФРГ, и с Францией.
Список литературы
1. Подробнее см. официальный сайт Франконемецкого управления по молодежи URL: http://www.ofaj.org/
2. Cinquieme sommet du triangle de Weimar, Declaration sur l'avenir de la cooperation (Wroclaw - Pologne, 9 mai 2003). URL: http://www.diplomatie.gouv.fr/actu/ bulletin.asp?liste=20030512.html&submit.x=8&submit. y=4#Chapitre2 (дата обращения 3i.08.20i0).
3. Conference de presse conjointe de MM. Jacques Chirac, Aleksander Kwasniewski, et Gerhard Schroder, а l’issue du cinquieme sommet du Triangle de Weimar (Wroclaw, 9 mai 2003). URL: http://www.france-allemagne.fr/Conference-de-presse-conjointe-de,3483.html (дата обращения 3i.08.20i0).
4. 7eme rencontre tripartite «Triangle de Weimar», declaration conjointe (Mettlach, 5 decembre 200б) URL: http://www.diplomatie.gouv.fr/actu/bulletin.asp?liste=20 06i206.html#Chapitre2 (дата обращения 3i.08.20i0).
5. Triangle de Weimar : Le CEMA а Berlin. URL: http://www. defense.gouv. fr/ema/le-chef-d-etat-maj or/l-actualite-du-cema2/i9-i2-07-triangle-de-weimar-le-cema-a-berlin/(language)/fre-FR (дата обращения
3i.08.20i0).
6. Conference de presse conjointe de M. Jacques Chirac, President de la Republique Franfaise, Mme Angela Merkel, Chanceliere de la Republique Federale d'Allemagne et de M. Lech Kaczynski, President de la Republique de Pologne, a l’issue de la 7eme Rencontre Tripartite «Triangle de Weimar». Propos de M. Jacques Chirac (Mettlach, 5 decembre 200б). URL: http://www.diplomatie.gouv.fr/actu/bulletin.asp?liste=20 06i206.html#Chapitre3 (дата обращения 3i.08.20i0).
7. Triangle de Weimar - point de presse conjoint de M. Bernard Kouchner, du ministre des Affaires etrangeres de la Republique federale d’Allemagne, M. Frank-Walter Steinmeier, et du ministre des Affaires etrangeres de la Republique de Pologne, M. Radoslaw Sikorski - propos de M. Kouchner - (Paris, i7 juin 2008). URL: http://www.diplomatie.gouv.fr/fr/recherche.php3? recherche=steinmeier (дата обращения 3i.08.20i0);
Rencontre en format «Weimar» du Secretaire d'etat charge des affaires europeennes, M. Jean-Pierre Jouyet, du Ministre delegue aux affaires europeennes de la Republique Federale d'Allemagne, M. Gunter Gloser, et du Secretaire d'etat aux affaires etrangeres en charge du Comite d'integration europeenne de Pologne, M. Mikolaj Dowgielewicz. Communique du Secretariat d'etat charge des affaires europeennes (Paris, 7 novembre 2008). URL: http://www.diplomatie.gouv.fr/actu/bulletin.asp?
liste=2008ii07.html#Chapitre6 (дата обращения
31.08.2010).
8. Triangle de Weimar : deplacement de Pierre Lel-louche en Pologne (ier Fevrier 20i0). URL: http://www.diplomatie.gouv.fr/fr/pays-zones-geo_833/ allemagne_i57/triangle-weimar_5009/triangle-weimar-deplacement-pierre-lellouche-pologne-0i.02.i0_79443.html (дата обращения 3i.08.20i0).
9. Deplacement а Bonn de Bernard Kouchner - Ren-
contre des ministres des Affaires etrangeres du Triangle de Weimar (2б et 27 avril 20i0). URL:
http://www.diplomatie.gouv.fr/fr/pays-zones-geo_833/ allemagne_i57/triangle-weimar_5009/rencontre-ministres-affaires-etrangeres-du-triangle-weimar^-27.04.10_81860.html (дата обращения 3i.08.20i0).
10. Triangle de Weimar - Russie (23 juin 2010).
URL: http ://www. diplomatie. gouv. fr/fr/pays-zones-
geo_833/allemagne_157/triangle-weimar_5009/triangle-weimar-russie-23.06.i0_83433.html (дата обращения
31.08.2010);
Triangle de Weimar + Russie, Conference de presse conjointe du ministre des Affaires etrangeres et eu-ropeennes, Bernard Kouchner, du Vice-Chancelier, mi-nistre allemand des Affaires etrangeres, Guido Wester-welle, du ministre polonais des Affaires etrangeres, Ra-doslaw Sikorski, et du ministre russe des Affaires etrangeres, Serguei Lavrov - Propos de M. Kouchner -(Paris, 23 juin 2010). URL: https://pastel.diplo-
matie.gouv.fr/editorial/actual/ael2/bulletin.asp?liste=20i 00625Ъ1ш1 (дата обращения 31.08.2010).
WEIMAR TRIANGLE AND INTERNATIONAL RELATIONS IN EUROPE: ACHIEVEMENTS AND PROSPECTS
V. V. Tolkachev, O. Yu. Semenov
The article examines the peculiarities of creating and developing a new format of French-German-Polish cooperation, which is the Weimar Triangle. The authors reveal its role in transforming European international relations at the turn of the 20th -21st centuries and identify the achievements and the reasons for setbacks of this form of cooperation. Particular attention has been paid to the relations of Triangle members with the Russian Federation.
Keywords: Weimar Triangle, European Union, integration.