Научная статья на тему '«Мягкая сила» по-французски'

«Мягкая сила» по-французски Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
6960
1424
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ФРАНЦИИ / ФРАНЦИЯ / "МЯГКАЯ СИЛА" / КУЛЬТУРА / ОБЩЕСТВЕННАЯ ДИПЛОМАТИЯ / ФРАНКОФОНИЯ / France / French foreign policy / soft power / culture / public diplomacy / Francophonie

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Нагорнов Виталий Александрович

В статье рассматриваются государственная система «мягкой силы» и порядок реализации политики влияния Франции. Актуальность анализа определяется растущей значимостью инструментов культурногуманитарного сотрудничества в современной системе международных отношений. Французский опыт обеспечения государственных интересов с помощью ресурсов «мягкой силы» демонстрирует способность добиваться результатов путем формирования международного имиджа страны как миротворца, который утверждает универсальные ценности демократии, учитывающие традиции каждой страны присутствия. Кэ д'Орсэ мобилизует «мягкую силу» внешней политики Франции, чтобы укрепить влияние и утвердить роль страны в качестве ведущей державы, признавая при этом необходимость обновления дипломатических методов для глобального продвижения французских ценностей.Автором изучены основные действия Франции по пяти направлениям политики «мягкой силы»: культура и продвижение языка; сотрудничество в области образования, научно-техническое и инновационное сотрудничество; развитие деловых связей; развитие общественной дипломатии; содействие международному развитию. В статье обсуждаются механизмы международного культурно-гуманитарного сотрудничества Франции, инструменты их применения, существующие нормативные документы. Несмотря на децентрализованное устройство реализации французской политики «мягкой силы», выделены оптимальные инструменты, которые структурированы в систему взаимосвязанных между собой форм организации работы по основным сферам влияния. Схема взаимодействия основных французских организаций, ответственных за международное культурное, научное и техническое сотрудничество, продемонстрирована на примерах семи стран СНГ, Вьетнама, Бразилии, Монголии.На основании анализа автор приходит к выводу, что сочетание различных направлений «мягкой силы» обеспечивает влияние и продвижение национальных ценностей Франции. Самыми действенными проявлениями «мягкой силы» Франции являются ее язык и культура, а феномен Франкофонии самым явным из ее выражений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Soft Power à la Française

The article discusses France’s use of soft power and its policy of influence. The analysis examines the increasing importance of tools that enable efficient cultural and humanitarian cooperation in modern international relations. The French experience demonstrates the ability to achieve results through the formation of an image as international peacemaker. France claims the universal values of democracy and takes into account the traditions of each country. French foreign policy uses soft power to strengthen the influence and role of France as a leading power, while recognizing the need to update and improve diplomatic methods to promote French values globally. The author analyzes French activities in five aspects of soft power: the promotion of culture and language; cooperation in education, science and technology; the development of business relations; public diplomacy; and international assistance. The article discusses the main mechanisms and tools of France’s international cultural and humanitarian cooperation. Despite the decentralization of French soft power policy, the country uses optimal policy instruments in interconnected organizational forms in different policy areas. The interaction of the organizations responsible for international cultural, scientific and technical cooperation is demonstrated using the examples of seven countries in the Commonwealth of Independent States and in Vietnam, Mongolia and Brazil. The author concludes that a combination of soft power mechanisms and policy areas ensures the influence and promotion of France’s national values. The most effective manifestations of soft power are French language and culture, and the most obvious expression is the phenomenon of la Francophonie.

Текст научной работы на тему ««Мягкая сила» по-французски»

«Мягкая сила» по-французски

В.А. Нагорнов

Нагорнов Виталий Александрович — к.э.н., PhD, директор Научно-исследовательского центра содействия международному развитию Института международных организаций и международного сотрудничества НИУ ВШЭ; Российская Федерация, 101000, Москва, ул. Мясницкая, 20; E-mail: vnagomov@ hse.ru

В статье рассматриваются государственная система «мягкой силы» и порядок реализации политики влияния Франции. Актуальность анализа определяется растущей значимостью инструментов культурногуманитарного сотрудничества в современной системе международных отношений. Французский опыт обеспечения государственных интересов с помощью ресурсов «мягкой силы» демонстрирует способность добиваться результатов путем формирования международного имиджа страны как миротворца, который утверждает универсальные ценности демократии, учитывающие традиции каждой страны присутствия. Кэ д'Орсэ мобилизует «мягкую силу» внешней политики Франции, чтобы укрепить влияние и утвердить роль страны в качестве ведущей державы, признавая при этом необходимость обновления дипломатических методов для глобального продвижения французских ценностей.

Автором изучены основные действия Франции по пяти направлениям политики «мягкой силы»: культура и продвижение языка; сотрудничество в области образования, научно-техническое и инновационное сотрудничество;развитие деловых связей;развитие общественной дипломатии; содействие международному развитию. В статье обсуждаются механизмы международного культурно-гуманитарного сотрудничества Франции, инструменты их применения, существующие нормативные документы. Несмотря на децентрализованное устройство реализации французской политики «мягкой силы», выделены оптимальные инструменты, которые структурированы в систему взаимосвязанных между собой форм организации работы по основным сферам влияния. Схема взаимодействия основных французских организаций, ответственных за международное культурное, научное и техническое сотрудничество, продемонстрирована на примерах семи стран СНГ, Вьетнама, Бразилии, Монголии.

На основании анализа автор приходит к выводу, что сочетание различных направлений «мягкой силы» обеспечивает влияние и продвижение национальных ценностей Франции. Самыми действенными проявлениями «мягкой силы» Франции являются ее язык и культура, а феномен Франкофонии — самым явным из ее выражений.

Ключевые слова: внешняя политика Франции, Франция, «мягкая сила», культура, общественная дипломатия, франкофония

Кэ д’Орсе1 возрождает политику влияния Франции, потребность в которой проявляется особенно остро в период структурных изменений. В настоящее время актуальность «мягкой силы» для Франции в большей степени связана с экономическим кризисом, необходимостью пересмотра сложившейся системы действий и обеспечения контроля внешнего образа страны. Внимание к оценке действий в области «мягкой силы» продиктовано мнением экспертов о том, что Франция не в полной мере осознает свои сильные стороны и использует имеющийся потенциал [Foucher, 2013].

1 В дипломатическом обиходе под Кэ д’Орсе понимается Министерство иностранных дел Франции, расположенное на набережной Кэ д'Орсе в Париже.

Специфика французской дипломатии отражена в Конституции Французской Республики. Ключевым приоритетом внешней политики Франции является соблюдение прав человека. В частности, на открытии 67-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, 25 сентября 2012 г., президент Франции Ф. Олланд, заявил, что «Франция хочет быть образцом на политическом и дипломатическом уровне»2.

Принципы политики «мягкой силы»

Французская дипломатия приняла принципами политики «мягкой силы» борьбу с нарушениями прав человека, которую осуществляет на многосторонних форумах и реализует в двусторонних отношениях. Международный имидж Франции как миротворца укрепляется за счет урегулирования конфликтов, приема иммигрантов и беженцев [Cogan, 2006]. Внешней политике присущ рациональный подход, утверждающий универсальные ценности свободы, терпимости и демократии, которые учитывают традиции каждой страны [Juppe, 1995].

Современный французский порядок «мягкой силы» был обновлен в 2008 г. в рамках Общего пересмотра государственной политики с целью наилучшего соответствия новым глобальным целям3. Согласно «Белой книге по вопросам европейской и внешней политики Франции с 2008 по 2020 г.» [Juppe, Schweitzer 2008], французское устройство проходит через процесс модернизации для значительных изменений стратегических направлений и переоценки бюджетных ассигнований. Цели, изложенные в «Белой книге», опубликованной в июле 2008 г., подчеркивают важность дипломатического влияния в контексте глобальной конкуренции идей, ускоренных развитием цифровых видов связи. В 2013 г. был зафиксирован прогресс в рамках модернизации государственной политики, начавшейся еще в 20 124.

Государственная система «мягкой силы»

Государственная система «мягкой силы» Франции претерпела существенные изменения: сферы ее использования расширились, применение стало требовать увеличения ресурсов, как финансовых, так и интеллектуальных. Формы «мягкой силы» умножились, приобрели больший вес, ее применение уже не ограничивается сферами дипломатии, принципы используются в работе коллегиальных органов, парламентов и экспертных сообществ5. Участие французских специалистов играет большую роль в экспертных информационных сообществах, что также разделяет французскую политику влияния и устоявшееся понятие «мягкой силы» [Vaisse, 2009].

Во Франции рассматривается возможность создания Совета верхнего уровня внешнего влияния государства в областях компетенций, аналогичных Совету обороны и национальной безопасности. Гибкость руководства Советом характеризуется тем,

2 67e Assemblee generate des Nations unies — Discours du president de la Republique, M. Francois Hollande. New York. 25.09.2012. Режим доступа: http://basedoc.diplomatie.gouv.fr/vues/Kiosque/ FranceDiplomatie/kiosque.php?fichier=bafr2012-09-26.html#Chapitre1 (дата обращения: 01.02.2014).

3 La revision generale des politiques publiques (RGPP). Режим доступа: http://www.ladocumentation-francaise.fr/dossiers/modernisation-etat/revision-generale-politiques-publiques.shtml (дата обращения:

01.02.2014) .

4 Modernisation de l’action publique (MAP). Режим доступа: http://www.modernisation.gouv.fr (дата обращения: 01.02.2014).

5 The e-diplomacy Hub. Режим доступа: http://ediplomacy.afp.com/#!/ (дата обращения:

01.02.2014) .

что его должен возглавить президент, а по мере необходимости в работу включаются премьер-министр, министры иностранных и европейских дел, обороны, бюджета, экономики и финансов [MAEE, 2008].

На бюджет МИДа6 — ключевого ведомства в продвижении французской «мягкой силы» — приходится половина всего финансирования внешнего воздействия по всем направлениям. В 2013 г. объем выделенных средств составил почти 6 млрд евро (рис. 1). Франция направляет значительные средства на установление международных культурных контактов, расходуя на публичную дипломатию примерно столько же средств, сколько и США [MAEE, 2012a, 2012b].

Для продвижения французских ценностей и культуры за рубеж используется дипломатическая сеть, вторая по размеру в мире после США, насчитывающая 163 посольства и 92 консульства. Координацией деятельности сети занимается Госкомитет международных сетей за рубежом (Corinte), работа которого оценивается положительно [Republique Fran?aise, 2013]. На рис. 2 представлена схема взаимодействия в странах присутствия основных французских организаций, ответственных за международное культурное, научное и техническое сотрудничество. Франция также на постоянной основе представлена в 16 многосторонних организациях7, разработкой и осуществлением стратегии улучшения присутствия более чем в 180 межправительственных организациях занимается Делегация международных должностных лиц — служба Министерства иностранных дел, прикрепленная к Дирекции ООН по связям с международными организациями и Франкофонии8.

Рис. 1. Распределение бюджета «мягкой силы» по основным ведомствам, % от общего объема бюджета

6 Ministere des Affaires etrangeres. Режим доступа: http://www.diplomatie.gouv.fr/ (дата обращения:

01.02.2014).

7 The Ministry: All the figures. Режим доступа: http://www.diplomatie.gouv.fr/en/the-ministry-of-for-eign-affairs-158/article/the-ministry-all-the-figures-17578 (дата обращения: 01.02.2014).

8 Delegation aux Fonctionnaires Internationaux. Режим доступа: http://www.diplomatie.gouv.fr/fr/ IMG/pdf/DFI-2013_plaquette-presentation_cle4aae17.pdf (дата обращения: 01.02.2014).

Транспорт Премьер-министр

МИД

47,0%

Экономика и финансы 3,1%

Организации международной солидарности9 и ассоциации, объединяющие иммигрантов, занимаются пропагандистской и просветительской деятельностью, а также разрабатывают проекты на местах в странах-партнерах. Организации и ассоциации иммигрантов поддерживают создание децентрализованных общин в странах присутствия. Действия способствуют реализации плана, подготовленного диаспорами для развития стран их происхождения, и поддерживаются Министерством иммиграции, интеграции, национальной идентичности и развития партнерства [Brunet, de La Rochefoucauld, 2008].

Рис. 2. Взаимодействие французских акторов в стране присутствия

Муниципалитеты районов и регионов в сферах своей компетенции являются важными органами информирования французских граждан. Особое внимание во Франции уделяется подотчетности программ гуманитарно-культурного взаимодействия [Conference ID4D, 2013], их влияние распространяется в равной степени как на различные научно-исследовательские институты, так и на корпоративные фонды.

Французская международная кооперация10, созданная в 2002 г., находится под совместным руководством МИД и представляет группу интересов общественных объединений. Организация осуществляет содействие продвижению французского опыта в сфере технического развития, а с 2004 г. поддерживает долгосрочные международные обязательства и управляет сетью французских государственных и частных организаций.

Французские НКО, реализуя задачи в тесном сотрудничестве с гражданским обществом, продемонстрировали свою компетентность по участию в дискуссиях, пропагандистской и просветительской деятельности, а также информировании граждан

9 Les Organisations de Solidarity Internationale (OSI) humanitaires. Режим доступа: http://www.diplo-matie.gouv.fr/fr/politique-etrangere-de-la-france/action-humanitaire-d-urgence/les-acteurs-humanitaires-francais/les-organisations-de-solidarite/ (дата обращения: 01.02.2014).

10 Le GIP International. Режим доступа: http://pro.ovh.net/~gipinter/?lang=fr (дата обращения:

01.02.2014).

с целью мобилизации их знаний для разработки проектов на местах. В программах НКО участвует множество французских добровольцев, что свидетельствует об активных отношениях между государством и ассоциациями. Французские власти также поддерживают проект Добровольческой гражданской службы, а «Волонтерство для солидарности» предполагает увеличение числа добровольцев и более эффективную поддержку международного сотрудничества11.

Культурная дипломатия

Фундаментом политики «мягкой силы» Франции по праву считается культурная дипломатия, которая берет свое начало в 1883 г., когда были созданы Французские альянсы12. В настоящее время МИД инициировал работу обширной сети учреждений, которая состоит из 96 институтов и центров, расположенных в 137 странах, 445 французских альянсов, финансируемых МИДом и 161 службы Культурного сотрудничества13. Министерство обороны тоже рассматривает возможности усиления международного влияния по культурным каналам, используя свое богатое наследие, состоящее из памятников, музеев, архивов и библиотек [DILA, 2013].

Сеть МИДа Франции содействует культурному разнообразию и помогает популяризации французского языка. Особенность «мягкой силы» в культурно-гуманитарной политике привносит использование статуса французского языка и культуры, что отражается в феномене Франкофонии, который обладает собственным бюджетом14.

Культурное сотрудничество Франции основано на амбициях страны стать примером «мягкой силы», базирующейся на толерантности, солидарности и уважении к межкультурному диалогу. При этом ответственность Министерства культуры также распространяется на международные отношения15, особенно в области продвижения языка [Ministere de la culture et de la communication, 2013]. Международная организация Франкофонии (МОФ) является объединением государств на лингвистической основе16. Высший совет Франкофонии оценивает количество франкофонов в 75 млн человек. На начальном этапе в сотрудничестве франкофонных государств преобладал культурный фактор. В 1960 г. была создана Конференция министров национального образования франкофонных государств17, которая взаимодействует с Международной организацией Франкофонии. В 1961 г. появилось Агентство университетов Франкофонии18. В 1967 г.

11 Le Volontariat de Solidarity Internationale (VSI). Режим доступа: http://www.france-volontaires. org/-Volontariat-de-solidarite-internationale-VSI- (дата обращения: 01.02.2014).

12 Alliance franjaise. Режим доступа: http://www.alliancefr.org/ (дата обращения: 01.02.2014).

13 Fondation Alliance franjaise. Режим доступа: http://www.fondation-alliancefr.org/?cat=16 (дата обращения: 01.02.2014).

14 La Francophonie. Режим доступа: http://www.ladocumentationfrancaise.fr/dossiers/d000124-la-francophonie (дата обращения: 01.02.2014).

15 La delegation generale a la langue franjaise et aux langues de France. Режим доступа: http://www. culturecommunication.gouv.fr/Politiques-ministerielles/Langue-francaise-et-diversite-linguistique (дата обращения: 01.02.2014).

16 Organisation internationale de la Francophonie. Режим доступа: http://www.francophonie.org (дата обращения: 01.02.2014).

17 Conference des Ministres de l’Education des pays africains et malgache d’expression franjaise (CONFEMEN). Режим доступа: http://www.confemen.org (дата обращения: 01.02.2014).

18 L’Agence universitaire de la Francophonie (AUF). Режим доступа: http://wwwauf.org/ (дата обращения: 01.02.2014).

начала функционировать Парламентская ассамблея Франкофонии19, предлагающая рекомендации для Конференции министров Франкофонии и для государственных встреч на высшем уровне. Французское отделение состоит из 90 депутатов и 60 сенаторов. Деятельность МОФ начиная с саммита в Ханое в 1997 г. стала политизироваться, а после саммитов в Бейруте в 2002 г. и в Уагадугу в 2004 г. позволила Франции в большей степени использовать организацию для продвижения своих дипломатических интересов в странах присутствия [Barraquand, 2004].

Координация деятельности различных субъектов сотрудничества

Координацией деятельности различных субъектов сотрудничества занимался Государственный секретарь по вопросам сотрудничества и Франкофонии. После 2012 г. все делегированные ему вопросы рассматривает министр иностранных дел20. В зависимости от типа взаимодействия — культура, язык, образование или другая сфера — в странах присутствия действуют различные операторы Франкофонии. Например, с НКО по продвижению языка работает Французская ассоциация дружбы и связи21.

Французский альянс имеет 1072 представительства в 146 странах, где французскому языку обучаются около полумиллиона человек. Отделения ассоциации организуют театральные и музыкальные гастроли, кинофестивали и выставки художников.

В 2010 г. преемником Cultures France22 стал Французский институт, совместный оператор МИДа и Министерства культуры и коммуникаций, который отвечает за содействие международному художественному обмену и культурному сотрудничеству. Его бюджет составляет порядка 50 млн евро в год23.

Два телеканала — TV5 Monde24 и France 2425, две радиостанции — Radio France Internationale26 и RMC Moyen-Orient, агентство Canal France International осуществляют вещание не только для укрепления интереса к французскому языку, но и для привлечения внимания к распространению французского видения мирового порядка. 4 апреля 2008 г. для объединения усилий всех участников общественного вещания была создана холдинговая компания Audiovisuel Exterieur de la France, в 2013 г. преобразованная в группу France Medias Monde27. Эта реформа призвана обеспечить большую согласованность французского внешнего вещания28. Ассигнования внешних аудиовизуальных программ составляют около 300 млн евро. Запущенный в декабре 2006 г. меж-

19 L’Assemblee parlementaire de la Francophonie. Режим доступа: http://apf.francophonie.org/ (дата обращения: 01.02.2014).

20 Les relations interparlementaires. Режим доступа: http://recueil.apf-francophonie.org/spip. php?article2174 (дата обращения: 01.02.2014).

21 LAssociation Francophone dAmitie et de Liaison. Режим доступа: http://www.afalassociation.com/ (дата обращения: 01.02.2014).

22 CulturesFrance devient “L’Institut fran^ais” et la culture s’elargit. Режим доступа: http://www.rfi.fr/ afrique/20100721-culturesfrance-devient-institut-francais-culture-s-elargit/ (дата обращения: 01.02.2014).

23 Institut Francais. Режим доступа: http://www.institutfrancais.com (дата обращения: 01.02.2014).

24 TV5 Monde. Режим доступа: http://wwwtv5.org/ (дата обращения: 01.02.2014).

25 France 24. Режим доступа: http://www.france24.com/en/ (дата обращения: 01.02.2014).

26 Radio France Internationale. Режим доступа: http://www.russian.rfi.fr/ (дата обращения:

01.02.2014) .

27 France Medias Monde. Режим доступа: http://wwwfrancemediasmonde.com (дата обращения:

01.02.2014) .

28 Le Conseil superieur de l’audiovisuel (CSA). Режим доступа: http://www.csa.fr/Le-CSA/Europe-et-international (дата обращения: 01.02.2014).

дународный новостной канал «Франция 24» доносит французские ценности и взгляды, является платформой для программ по распространению информации на английском, французском и арабском языках. Для проектирования и вещания программ «Франция 24» использует установленный набор правил иностранного вещания.

Как и в других сферах, в целях продвижения языка и образования также работает множество децентрализованных организаций: Организация исследований и коммуникаций по продвижению французского языка и культуры29, Международная федерация преподавателей французского языка30, Французская инициатива по дистанционному обучению учителей31, Ассоциация по содействию деловому французскому32, Международный союз франкоязычной прессы33, Институт по изучению Франкофонии и глобализации34, «Будущее французского языка»35.

Помимо этого, ряд специализированных организаций проводят мероприятия по изучению технических аспектов взаимодействия в странах присутствия: Ассоциация высших судов франкофонных стран36, Международная сеть организаций и школ франкоязычных полицейских37, Международная ассоциация франкоязычных мэров38.

В деятельности по поддержке развития деловых связей со странами присутствия участвует компания PROPARCO39. Также содействуют позитивному имиджу Франции за рубежом Французское агентство по иностранным инвестициям40 и Французское агентство развития международного бизнеса Ubifrance41.

В области образования, научно-технического и инновационного сотрудничества основные действия касаются высшего образования для развития современных технологий и укрепления роли Франции в социально-экономическом развитии стран присутствия. Посольства имеют ежегодные ассигнования для оказания поддержки инициатив на местах (стипендии, обмен опытом, одноразовые субсидии). Студентам предоставляется академическое образование (в основном докторантура и магистратура),

29 Imperatif franjais. Режим доступа: http://wwwimperatif-francais.org/ (дата обращения:

01.02.2014).

30 Federation Internationale des professeurs de franjais. Режим доступа: http://fipf.org/ (дата обращения: 01.02.2014).

31 L’Initiative francophone pour la formation a distance des maitres (IFADEM). Режим доступа: http:// www.ifadem.org/fr (дата обращения: 01.02.2014).

32 Actions pour Promouvoir le Franjais des Affaires. Режим доступа: http://www.presse-francophone. org/apfa/sommaire.htm (дата обращения: 01.02.2014).

33 L'Union international de la presse francophone (UPF). Режим доступа: http://www.presse-franco-phone.org/ (дата обращения: 01.02.2014).

34 Institut pour l'Etude de la Francophonie et de la Mondialisation. Режим доступа: http://www.ifra-mond.com/ (дата обращения: 01.02.2014).

35 Avenir de la Langue Franjaise (ALF). Режим доступа: http://www.avenir-langue-francaise.fr/ (дата обращения: 01.02.2014).

36 L’association des Hautes juridictions de cassation des pays ayant en partage l’usage du franjais (AHJUCAF). Режим доступа: http://www.ahjucaf.org/ (дата обращения: 01.02.2014).

37 Reseau international francophone de formation policiere. FRANCOPOL . Режим доступа: http:// wwwfrancopol.org/ (дата обращения: 01.02.2014).

38 LAssociation Internationale des Maires Francophones. Режим доступа: http://www.aimf.asso.fr/ (дата обращения: 01.02.2014).

39 la Societe de Promotion et de Participation pour la Cooperation Economique (PROPARCO). Режим доступа: http://www.proparco.fr/ (дата обращения: 01.02.2014).

40 Agence francaise pour les investissements internationaux (AFII). Режим доступа: http://www.invest-in-france.org/fr (дата обращения: 01.02.2014).

41 UBIFRANCE, the French Agency for International Business Development. Режим доступа: http:// wwwubifrance.com/ (дата обращения: 01.02.2014).

а также различные виды стипендий, Франция старается подготовить будущую элиту этих стран.

Развитие научных исследований включает значительную финансовую поддержку государственных органов и французского участия в деятельности Консультативной группы по международным исследованиям, которая является предметом координации на европейском уровне.

Внешняя образовательная политика Франции также опирается на несколько специализированных операторов, которым государство постепенно делегировало ряд своих исполнительных полномочий. Операторы, отвечающие за академическую мобильность (EGIDE42 и Французское международное сотрудничество), объединились с Campus France43. Совет Модернизации государственной политики решил создать нового оператора для международной мобильности, сочетающего в себе функции технической помощи, экспертизы за границей и оценки системы французского высшего образования. Бюджет Campus France — оператора, включающего все три агентства, составил почти 6 млн евро.

Содействие международному развитию

Французское агентство развития поддерживает проекты по различным направлениям содействия международному развитию, направленные на повышение экономического и социального благосостояния партнеров и усиление влияния Франции44. Агентство развития45 является основным оператором французской помощи, это общественная организация со статусом специализированного финансового учреждения, в его правление входят министры экономики, финансов, иностранных дел, по делам иммиграции, государственный секретарь по делам заморских территорий, а также представители Национального собрания, Сената. Агентство было создано еще в 1941 г., в своей деятельности использует широкий спектр финансовых инструментов: гранты, субсидии, гарантии, займы, участие во владении капиталом, софинансирование. До 1998 г. функции содействия развитию были разделены между несколькими ведомствами. Министерство по сотрудничеству было ответственно за содействие развитию в странах, находившихся ранее в сфере влияния Франции (например, в бывших колониях). Одновременно МИД отвечал за экономические, культурные, научные и технические связи с остальным миром. Особенность регионального разделения содействия развитию Франции заключалась в том, что особое внимание уделялось развитию заморских владений и бывших колоний.

Кроме непосредственной деятельности по финансированию, Агентство по развитию также призвано способствовать усилению влияния Франции в области СМР через проведение исследований, конференций и других мероприятий. Агентство сотрудничает с представителями властей на национальном, региональном и местном уровнях, международными агентствами, неправительственными организациями, фондами, частными компаниями, предпринимателями, местными банками, институтами микрофинансирования и рынками капитала. Во французской системе содействия между-

42 Egide. Режим доступа: http://www.egide.asso.fr/ (дата обращения: 01.02.2014).

43 LAgence Campus France. Режим доступа: http://www.campusfrance.org/en (дата обращения:

01.02.2014) .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

44 LAFD : l'institution franjaise au service du developpement. Режим доступа: http://www.afd.fr/jahia/ Jahia/lang/fr/home/Qui-Sommes-Nous (дата обращения: 01.02.2014).

45 LAgence Franjaise de Developpement. Режим доступа: http://www.afd.fr/ (дата обращения:

01.02.2014) .

народному развитию особое место занимает оценка и анализ эффективности текущей деятельности. Анализ эффективности содействия развитию расширяется до оценки глобального влияния Франции, за который ответственен Генеральный директорат глобализации, развития и партнерства46.

Ответственность за национальную политику СМР несут МИД, Министерство культуры и коммуникаций, Министерство экономики и финансов, Дирекция по иммиграции и интеграции при Министерстве внутренних дел47. Агентство развития выступает оператором, руководствуясь направлениями и приоритетами, которые устанавливаются Межведомственным комитетом по международному сотрудничеству и развитию (CICID)48. Межведомственный комитет в полной мере определил очертания Зоны приоритетной солидарности (ZSP)49. Совместный секретариат50 Комитета представлен Генеральным директоратом глобализации, развития и партнерства и Генеральным директоратом казначейства и экономической политики, вместе с представителями Агентства развития и Министерства иммиграции. Внутреннее урегулирование обеспечивается Конференцией стратегической ориентации и составления программ (COSP), которая объединяет государственные структуры под председательством министра по вопросам сотрудничества. Последний устанавливает ориентировочную программу ресурсов бюджета, признает действительными партнерские отношения и осуществляет обзор портфеля текущих операций.

Генеральный директорат глобализации, развития и партнерства несет ответственность за представление министерства в рамках сопредседательства с Межведомственным комитетом, попечительство Агентства развития, партнерские отношения с многосторонними и региональными организациями, определение сотрудничества в области культуры, высшего образования, научных исследований, новых технологий информации и коммуникации и демократического правления. Генеральный директорат также выполняет функции координации деятельности различных ведомств. Миссия регулирования и надзора возложена на управление глобальной экономики и стратегии развития (ECODEV)51.

Объем французской двусторонней помощи составляет около 5 млрд евро. Двусторонняя помощь Франции в полной мере реализуется в Зоне приоритетной солидарности. В других странах Франция участвует как донор на многосторонней основе. Зона является полигоном, на котором французские дипломаты опробовали методы политики влияния. Основное значение программируемой двусторонней помощи заключается

46 Direction generale de la mondialisation, du developpement et des partenariats. Режим доступа: http:// www.diplomatie.gouv.fr/fr/le-ministere-et-son-reseau/organigramme-de-l-administration/article/direction-generale-de-la (дата обращения: 01.02.2014).

47 La Direction generale des etrangers en France. Режим доступа: http://www.immigration.gouv.fr/ (дата обращения: 01.02.2014).

48 Comite interministeriel de la cooperation international et du developpement. Режим доступа: http://www.gouvernement.fr/presse/comite-interministeriel-de-la-cooperation-internationale-et-du-devel-oppement (дата обращения: 01.02.2014).

49 В настоящее время она включает в себя страны (в основном бывшие колонии и заморские территории) на Ближнем Востоке, в Северной Африке, к югу от Сахары, в Индийском океане, в Азии, в Карибском бассейне, в Латинской Америке и Тихоокеанском регионе.

50 French institutional assistance mechanism. Режим доступа: http://www.diplomatie.gouv.fr/en/

french-foreign-policy-1/development-assistance/french-assistance-institutional/french-institutional-assis-tance/ (дата обращения: 01.02.2014).

51 Service des affaires multilaterales et du developpement. Режим доступа: http://lannuaire.servi-ce-public.fr/services_nationaux/administration-centrale-ou-ministere_171380.html (дата обращения:

01.02.2014).

в финансовой поддержке в виде проектной и программной помощи и поддержки бюджета в целом. Кредиты, предоставляемые Агентством развития, составляют две трети предоставляемой финансовой помощи. Они связаны в основном со странами со средним уровнем дохода. Франкофонные страны Африки в силу объективных историкокультурных причин и традиционных политических и экономических взаимосвязей (в том числе на уровне бюрократических кругов) остаются приоритетными направлениями политики СМР Франции. МИД стремится принимать решения для текущего управления экономическими и финансовыми вопросами, что возможно только на основе укрепления связей с Министерством экономического сотрудничества. Агентство развития обеспечивает наиболее значимое влияние Франции, поэтому методы оценки результативности программ развития являются ключевыми.

Специфика французской дипломатии в разных странах

Кооперация всех французских участников гуманитарно-культурного взаимодействия наиболее успешно реализована в Бразилии (рис. 3). Основным элементом «мягкой силы» Франции в Бразилии является образование. Так, центральную роль в бразильской политической деятельности52 играют выпускники французской Национальной школы администрации (ENA)53. Франция остается ведущим европейским партнером Бразилии по образованию с 1930 г., когда были установлены сильные академические связи и создан университет в Сан-Паулу. Франция является второй страной в мире по приему бразильских студентов и первой по приему студентов-стипендиатов, например, по программе «Наука без границ». Три французских лицея в Сан-Паулу, Рио и Бразилиа, а также Французские альянсы привлекают более 35 тыс. студентов. Франкобразильские отношения базируются на диверсифицированном сотрудничестве по Франкофонии в рамках продвижения культурных обменов54. Более 1000 культурных мероприятий были проведены в ходе года Франции в Бразилии в 2009 г.55 Также Бразилия является крупнейшим рынком для французских книг в Латинской Америке. Стратегическое партнерство с Бразилией, начатое в мае 2006 г., было продолжено в феврале 2008 г. Оно направлено на объединение материальных, технологических, человеческих и природных ресурсов во время выполнения совместных проектов. Например, результатом является трансграничное взаимодействие между Французской Гвианой и штатом Амапа56. В 2007 г. в стране начало свою деятельность Агентство развития в рамках проектов по подготовке RIO 20+57. Бразилия является основным партнером Франции в Латинской Америке по научному сотрудничеству, особенно по исследованиям и технологическим инновациям, что делает Францию вторым научным партнером страны после

52 Selection ENA 2014. Режим доступа: http://www.ambafrance-br.org/IMG/pdf/Selection_2014_ texte_Internet_4_11_2013_retour_ambassade.pdf (дата обращения: 01.02.2014).

53 Ecole nationale d’Administration (ENA). Режим доступа: http://www.ena.fr/ (дата обращения:

01.02.2014) .

54 La France et le Bresil. Cooperation culturelle, scientifique et technique. Режим доступа: http:// www.diplomatie.gouv.fr/fr/dossiers-pays/bresil/la-france-et-le-bresil/#sommaire_4 (дата обращения:

01.02.2014) .

55 TV5MONDE partenaire de l'annee de la France au Bresil. Режим доступа: http://www.tv5.org/ TV5Site/publication/galerie-229-1-TV5MONDE_partenaire_de_l_annee_de_la_France_au_Bresil.htm (дата обращения: 01.02.2014).

56 Ambassade de France au Bresil. Режим доступа: http://www.ambafrance-br.org/ (дата обращения:

01.02.2014) .

57 L’AFD et le Bresil, un enrichissement mutual. Режим доступа: http://www.afd.fr/home/pays/ame-rique-latine-et-caraibes/alc/bresil (дата обращения: 01.02.2014).

США. Научное сотрудничество строится вокруг образовательного опыта учреждений обеих стран, касается фундаментальной и прикладной математики, проблем изменения климата, социальных и гуманитарных наук. Динамика экономических отношений основывается на торговле и инвестициях в стране, которая для французских компаний уже не просто рынок, а часть их общей стратегии развития — около 500 предприятий создали более 500 тыс. рабочих мест58. Франция находится на 5-м месте по инвестициям, больше чем Китай и Россия в совокупности.

□ Посольство и консульства О Почетные консулы О Экономические организации А Французские альянсы А Школы и колледжи О Научно-исследовательские институты

Рис. 3. Французское присутствие в Бразилии

В Восточной Европе особое внимание уделяется Украине с момента установления дипломатических отношений в декабре 1991 г., когда было подписано более 40 соглашений и договоров о взаимопонимании и сотрудничестве59. Во многом благодаря тому, что страны официально сотрудничают в области спорта и молодежных обменов

58 Dossiers pays. Bresil. Режим доступа: http://www.diplomatie.gouv.fr/fr/dossiers-pays/bresil/ (дата обращения: 01.02.2014).

59 Ambassade de France a Kiev. Режим доступа: http://www.ambafrance-ua.org/ (дата обращения:

01.02.2014).

с 1994 г.60 и в области культуры и науки с 1995 г.61, одним из основных акторов «мягкой силы» стал Французский институт, который разрабатывает весь спектр мероприятий в этих сферах, а также такие художественные проекты, как «Французская весна». Институт за последние шесть лет увеличил вдвое присутствие молодежной аудитории на языковых курсах62, более 3 тыс. студентов посещают курсы десяти Французских альянсов63, около 300 студентов в год принимает на обучение французский лицей Анны Ярославны64. Культурные и молодежные связи двух стран широко освещаются в ходе специальных интернет-акций на страницах посольства в социальных сетях65. Франция принимает активное участие в двусторонних проектах ЕС, примером является совместная инициатива французского посольства и представительства ЕС по проведению «Недели европейской культуры на Украине», которая была открыта послом Франции66. Также Франция использует инструменты ЕС для усиления мобильности студентов и молодых исследователей67. Модель работы по продвижению французской дипломатии в области культуры распространяется не только на украинскую молодежь и академическую среду, но и на децентрализованное сотрудничество, которое представлено более чем 40 партнерскими соглашениями между местными органами власти. Так, сотрудничество между городскими властями Марселя и Одессы развивается в рамках программ «Марсель — культурная столица Европы» и «20-летие Французского альянса в Одессе»68, так же как и партнерство между Тулузой и Киевом осуществляется в основном на базе культурных проектов69.Что касается деловых связей, то следует отметить позицию Министерства экономики Франции, которое проводит мониторинг украинских отношений с международными организациями и анализирует экономический и финансовый режим ожидания70. Непосредственно поддержкой французских компаний, работающих

60 Постановление № 97-738 от 25 июня 1997 г. о принятии Соглашения между Правительством Французской Республики и Правительством Украины о сотрудничестве и обменах в области спорта и молодежи, подписанного в Киеве 3 мая 1994 г. Режим доступа: http://www.legifrance.gouv.fr/affichSarde. do?reprise=true&page=1&idSarde=SARD0BJT000007115324&ordre=null&nature=null&g=ls (дата обращения: 01.02.2014).

61 Постановление № 97-739 от 25 июня 1997 г. о принятии Соглашения о культурном, научном и техническом сотрудничестве между Правительством Французской Республики и Правительством Украины, подписанного в Киеве 19 октября 1995 г. Режим доступа: http://www.legifrance.gouv.fr/affich-Sarde.do?reprise=true&page=1&idSarde=SARDOBJT000007115324&ordre=null&nature=null&g=ls (дата обращения: 01.02.2014).

62 L'Institut Franjais d'Ukraine. Режим доступа: http://institutfrancais-ukraine.com/ (дата обращения: 01.02.2014).

63 La France et l’Ukraine. Режим доступа: http://www.diplomatie.gouv.fr/fr/dossiers-pays/ukraine/la-france-et-l-ukraine/#sommaire_4 (дата обращения: 01.02.2014).

64 Le lycee Anne de Kiev. Режим доступа: http://lyceeadk.com/ (дата обращения: 01.02.2014).

65 Ambassade de France en Ukraine. Режим доступа: https://www.facebook.com/pages/Ambassade-de-France-en-Ukraine/406717236106333?fref=ts (дата обращения: 01.02.2014).

66 EU ambassador to open the European Cultural Week in Kyiv. Режим доступа: http://eeas.europa. eu/delegations/ukraine/press_corner/all_news/news/2013/2013_05_08_1_en.htm (дата обращения:

01.02.2014) .

67 Cooperation culturelle. Режим доступа: http://www.ambafrance-ua.org/-Cooperation-culturelle-et-(дата обращения: 01.02.2014).

68 Jumelage avec Marseil. Режим доступа: http://www.af.od.ua/fr/marseille (дата обращения:

01.02.2014) .

69 Les villes jumelees. Режим доступа: http://www.toulouse.fr/web/la-mairie/echanges-internationaux/ les-villes-jumelees (дата обращения: 01.02.2014).

70 Les services economiques a l’etranger. Ukraine. Режим доступа: https://www.tresor.economie.gouv. fr/Pays/ukraine (дата обращения: 01.02.2014).

на Украине, занимается Ubifrance71. Растущий рынок вызывает интерес у французских предпринимателей, но существующие риски сдерживают экспансию.

В Юго-Восточной Азии Франция является первым европейским донором и вторым по величине двусторонним донором Вьетнама с точки зрения обязательств официальной помощи в целях развития72. С 1994 г. Агентство развития профинансировало 69 проектов, годовой объем помощи составляет около 100 млн евро73. По случаю сороковой годовщины установления дипломатических отношений в 2013—2014 гг. проходит год Франции74, оператором которого является Французский институт в Ханое75. Часть интеллектуальной элиты Вьетнама проходила обучение во Франции в рамках значимого регионального проекта «Французский язык в Юго-Восточной Азии» (VALOFRASE), основная цель которого заключается в разработке комплексного сотрудничества и консолидации передового опыта76. С апреля 2011 г. Вьетнам является единственной страной в Юго-Восточной Азии, где TV5 транслирует свои программы с субтитрами на языке страны77. Около 300 французских предприятий со штатом 26 тыс. человек присутствуют во Вьетнаме в основном в рамках программ технического содействия и совместного бизнеса78.

Казахстан как наиболее динамично развивающаяся экономика в Центральной Азии стал рассматриваться Францией в качестве важного партнера. Основа научного, образовательного и культурного сотрудничества закреплена в Договоре о дружбе, взаимопонимании и сотрудничестве, подписанном в сентябре 1992 г.79 Соглашение о сотрудничестве в области искусства и культуры, подписанное в сентябре 1993 г.80, характеризует межкультурное взаимодействие двух стран. Основываясь на этих соглашениях, президенты объявили межкультурные сезоны в 2013 г. и 2014 г. во время встречи 19 сентября 2011 г. в Париже81. В 2013 г. бюджет по укреплению культурной сети Фран-

71 Ukraine a votre service a l'export. Режим доступа: http://www.ubifrance.fr/ukraine/export-ukraine-avec-notre-bureau.html (дата обращения: 01.02.2014).

72 Les services economiques a l’etranger. Vietnam. Режим доступа: https://www.tresor.economie.gouv. fr/Pays/vietnam (дата обращения: 01.02.2014).

73 L’AFD au Vietnam. Режим доступа: http://wwwafd.fr/home/pays/asie/geo-asie/afd-vietnam (дата обращения: 01.02. 2014).

74 Dossiers pays. Vietnam. Режим доступа: http://www.diplomatie.gouv.fr/fr/dossiers-pays/vietnam/ (дата обращения: 01.02.2014).

75 L’Annee France-Vietnam. Режим доступа: http://www.anneefrancevietnam.com/(дата обращения:

01.02.2014) .

76 Institut Franjais de Hanoi. Режим доступа: http://www.ifhanoi-lespace.com/ (дата обращения:

01.02.2014) .

77 Projet de Valorisation du franjais en Asie du Sud-Est (Valofrase). Режим доступа: http://valofrase. taupette.fr/ (дата обращения: 01.02.2014).

78 La France et le Vietnam. Режим доступа: http://www.diplomatie.gouv.fr/fr/dossiers-pays/vietnam/ la-france-et-le-vietnam/#sommaire_2 (дата обращения: 01.02.2014).

79 Закон № 94-540 от 28 июня 1994 г., разрешающий ратификацию Договора о дружбе, взаимопонимании и сотрудничестве между Французской Республикой и Республикой Казахстан, подписанного в Париже 23 сентября 1992 г. Список двусторонних соглашений. Режим доступа: http://www. legifrance.gouv.fr/affichSarde.do?reprise=true&page=1&idSarde=SARD0BJT000007115268&ordre=null& nature=null&g=ls (дата обращения: 01.02.2014).

80 Указ № 98-847 от 16 сентября 1998 г. о принятии Соглашения между Правительством Французской Республики и Правительством Республики Казахстан в области культуры и искусства, подписанного в Алма-Ате 17 сентября 1993 г. Список двусторонних соглашений. Режим доступа: http://www.legifrance.gouv.fr/affichSarde.do?reprise=true&page=1&idSarde=SARD0BJT000007115268&o rdre=null&nature=null&g=ls (дата обращения: 01.02.2014).

81 Visite du President Noursoultan Nazarbaev a Paris le 19 septembre 2011. Режим доступа: http://www. ambafrance-kz.org/Visite-du-President-Noursoultan (дата обращения: 01.02.2014).

цузских альянсов и поощрению французского языка составил почти 400 тыс. евро. Средства тратятся на поиск новой аудитории и организацию мероприятий82, таких как культурные дни «Осень любви»83 и «Неделя Франкофонии»84. В Казахстане действует специализированный сайт, посвященный культуре и образованию Франции, на страницах которого размещена подробная информация о деятельности Французских альянсов и программах молодежных обменов85. В образовательной сфере приоритет отдается подготовке элит на основе партнерства по Президентской программе стипендий «Болашак» Академии государственной службы Казахстана и программе академической мобильности по обучению должностных лиц Национальной школы администрации. В 2011 г. была создана совместная магистерская программа86. Существенную роль в образовании будущих казахских энергетиков играет Франко-казахский геоэнергетический центр обучения и исследований углеводородов и ископаемого топлива87. Деловые связи эффективно налаживаются посредством визитов руководителей страны. Так, в ноябре 2012 г. президент Н. Назарбаев посетил Международную выставку-2017, где представил Форум «Астана-2017 в энергетическом будущем». Министр внешней торговли Франции в 2013 г. посетила инвестиционный форум в Астане для продвижения французских инвестиционных проектов88. Визиты способствовали укреплению проектов и постоянного сотрудничества в энергетическом секторе и диверсификации партнерских отношений в области железнодорожного транспорта (Alstom), космоса (EADS Astrium), безопасной связи (Thales), аэронавтики (EADS), стали и сплавов (Aubert et Duval), автомобильной (Peugeot) и пищевой промышленности (Lactalis, Danone, Souf-flet). Децентрализованное сотрудничество в сфере бизнеса поддерживается Комитетом городов-побратимов Алматы и Ренн89, соглашением о дружбе с Ниццей90. Министерством внешней торговли поставлена цель удвоить французский экспорт в течение пяти лет, чтобы диверсифицировать торгово-промышленные обмены, целью является поощрение промышленного партнерства и перекрестные инвестиции в развитие энергетики, а инструментом — программы в области научно-образовательных обменов91.

82 Saison de la France au Kazakhstan. Режим доступа: http://www.culturefrance.kz/-Saison-de-la-France-au-Kazakhstan- (дата обращения: 01.02.2014).

83 Ambassade de France au Kazakhstan. Режим доступа: http://wwwambafrance-kz.org/Rencontres-d-automne-2012 (дата обращения: 01.02.2014).

84 Alliance Franjaise Kazakhstan. Режим доступа: https://www.facebook.com/

events/140906112641445/?hc_location=stream (дата обращения: 01.02.2014).

85 Culture France. Режим доступа: http://www.culturefrance.kz/spip.php?page=plan&id_secteur=1 (дата обращения: 01.02.2014).

86 Visites d'etude et missions d'enseignement : Cooperation avec l'Agence de la Fonction publique et l’Academie de l’Administration publique du Kazakhstan. Режим доступа: http://www.ena.fr/index.php?/fr/ content/download/710/4319/file/Kazakhstan.pdf (дата обращения: 01.02.2014).

87 Centre Geo-Energies. Режим доступа: http://wwwculturefrance.kz/-Centre-Geo-energies,88- (дата обращения: 01.02.2014).

88 Dossiers pays. Kazakhstan. Режим доступа: http://www.diplomatie.gouv.fr/fr/dossiers-pays/kazakh-stan/ (дата обращения: 01.02.2014).

89 Le comite de jumelage Rennes-Almaty. Режим доступа: http://www.rennes-almaty.com/pages/ global.php (дата обращения: 01.02. 2014).

90 Pacte d’amitie entre la Ville de Nice et la capitale du Kazakhstan. Режим доступа: http://www.nice. fr/Collectivites/Actualites/Pacte-d-amitie-entre-la-Ville-de-Nice-et-la-capitale-du-Kazakhstan (дата обращения: 01.02.2014).

91 Centre Geo-Energies. Режим доступа: http://wwwculturefrance.kz/-Centre-Geo-energies,88- (дата обращения: 01.02.2014).

Казахстан может стать центром французского влияния в Центральной Азии. Французское сотрудничество с Киргизией осуществляется атташе в Бишкеке и советником по сотрудничеству и культуре в Астане. В 2013 г. бюджет на культурное и научнотехническое содействие Киргизии составил чуть более 50 тыс. евро92. Мероприятия по СМР реализуются совместно с НПО АКТЕД93 и в партнерстве с Фондом Ага Хана по развитию94. В университетах Бишкека и Оша в 2012—2013 учебном году были реализованы стажировки участников Сети французских языковых школ95. Также языковое сотрудничество поддерживается Французским альянсом и двуязычной школой в Бишкеке, программой стипендий для обмена опытом между университетами и институтами96, и исследованиями Французского института исследований Центральной Азии97. В настоящее время у Франции нет активных деловых отношений с Киргизией, хотя французские компании были широко представлены в стране. Сейчас их деятельность значительно сократилась.

Основой французского влияния в Центральной Азии является культура, что хорошо видно на примере Узбекистана. Франция реализует несколько археологических раскопок и реставрацию наследия Узбекистана в рамках проекта Генерального совета департамента Дордонь98. Бюджет культурного сотрудничества в 2013 г. составил более 200 тыс. евро. Средства пошли на поддержку пяти узбекских школ с преподаванием французского языка, на стипендии в области социальных наук99, поддержку Французского института в Узбекистане100. С 3 по 7 марта 2013 г. был проведен форум с целью продемонстрировать ректорам узбекских вузов французскую систему высшего образо-вания101. В октябре 2012 г. подписан Меморандум о взаимопонимании между Академией публичной администрации Узбекистана и Национальной школой администрации для формирования элиты страны102. Техническое сотрудничество в основном сосредоточено на деятельности в области правовых и институциональных механизмов: борьба с преступностью, поддержка судебной реформы, семинары по конституционному праву. Деловые двусторонние отношения характеризуются государственными визитами

92 La France et le Kirghizstan. Режим доступа: http://www.diplomatie.gouv.fr/fr/dossiers-pays/kirghiz-stan/la-france-et-le-kirghizstan/#sommaire_2 (дата обращения: 01.02.2014).

93 Kirghizistan: ACTED developpe son programme de reduction des risques de catastrophes. Режим доступа: http://www.acted.org/fr/kirghizistan (дата обращения: 01.02.2014).

94 Le Reseau Aga Khan de developpement (AKDN). Режим доступа: http://www.akdn.org/franfais/ (дата обращения: 01.02.2014).

95 The French Language Schools in France Agency. Режим доступа: http://www.fle.fr/en/about-us (дата обращения: 01.02.2014).

96 Французский центр в Бишкеке. Режим доступа: http://www.francekoul.kg/ (дата обращения:

01.02.2014).

97 Французский институт исследований Центральной Азии. Режим доступа: http://ifeac.hypoth-eses.org/ (дата обращения: 01.02. 2014).

98 Французский альянс — Кыргызстан. Режим доступа: http://www.cncd.fr/frontoffice/bdd-projet. asp?projet_id=64926 (дата обращения: 01.02.2014).

99 La France et l’Ouzbekistan. Режим доступа: http://www.diplomatie.gouv.fr/fr/dossiers-pays/ouz-bekistan/la-france-et-l-ouzbekistan/#sommaire_4 (дата обращения: 01.02.2014).

100 Institut franfais d'Ouzbekistan. Режим доступа: https://www.facebook.com/institutfrancaisouzbeki-stan (дата обращения: 01.02.2014).

101 Focus Pays de Campus France: Ouzbekistan. Режим доступа: http://www.campusfrance.org/fr/res-source/focus-pays-de-campus-france-ouzbekistan (дата обращения: 01.02.2014).

102 L’ENA, partenaire de l’Academie ouzbeque de l’administration. Режим доступа: http://www.amba-france-uz.org/L-ENA-partenaire-de-l-Academie (дата обращения: 01.02.2014).

в Ташкент французских делегаций103, основными видами экономического взаимодействия являются форумы и симпозиумы104.

В Таджикистане программа культурного, научного и технического сотрудничества была запущена в ходе совместного франко-таджикского диалога 25 и 26 февраля 2002 г.105 Бюджет на гуманитарное сотрудничество в 2011 г. составил 70 тыс. евро106. Мероприятия проводятся совместно с Культурным центром «Бактрия»107, основанным французским НПО АКТЕД108 и в партнерстве с Фондом Ага Хана по развитию, как и в случае с Киргизией. Образовательные проекты также реализуются в рамках некоммерческих партнерств в целях развития109. Франция оказывает воздействие на гражданское общество, выделяя гуманитарную помощь и ликвидируя мины, оставшиеся после гражданской войны110. В течение десяти лет Франция усилила свое присутствие за счет специальных тендеров для французских компаний по инвестициям в ключевые сферы экономической деятельности Таджикистана111.

Влияние Франции в Монголии в большей степени налажено франко-монгольской археологической миссией112. В основном Франция реализует гуманитарные акции через НПО и децентрализованное сотрудничество113, но французско-монгольский совет ставит своей целью развитие деятельности посредством встреч и семинаров114. Основным операторам в сфере научного и образовательного сотрудничества является Французский альянс в Улан-Баторе115.

В Закавказье влияние Франции в первую очередь распространено на Армению, отношения с которой основаны на присутствии во Франции армянской диаспоры, численность которой составляет почти полмиллиона116. С 4 ноября 1995 г. действует Межправительственное соглашение о культурном, научном и техническом сотрудни-

103 Dossiers pays. Ouzbekistan. Режим доступа: http://www.diplomatie.gouv.fr/fr/dossiers-pays/ouz-bekistan/ (дата обращения: 01.02.2014).

104 Посольство Франции в Узбекистане. Режим доступа: http://www.ambafrance-uz.org/-Franciya-i-Uzbekistan- (дата обращения: 01.02.2014).

105 La France et le Tadjikistan. Режим доступа: http://www.diplomatie.gouv.fr/fr/dossiers-pays/tadjiki-stan/la-france-et-le-tadjikistan/#sommaire_4 (дата обращения: 01.02.2014).

106 Cooperations France-Tadjikistan. Cooperation culturelle. Режим доступа: http://www.ambafrance-tj.org/-Culture-cooperation- (дата обращения: 01.02.2014).

107 Культурный центр «Бактрия». Режим доступа: http://www.bactriacc.com/ (дата обращения:

01.02.2014).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

108 Tadjikistan: le Centre Culturel Bactriane encourage la cooperation regionale. Режим доступа: http:// wwwacted.org/fr/tadjikistan-le-centre-culturel-bactriane-encourage-la-coop-ration-r-gionale (дата обращения: 01.02.2014).

109 L’ambassade de France au Tadjikistan. Режим доступа: http://www.ambafrance-tj.org/-Culture-Education- (дата обращения: 01.02.2014).

110 Dossiers pays. Tadjikistan. Режим доступа: http://www.diplomatie.gouv.fr/fr/dossiers-pays/tadjiki-stan/ (дата обращения: 01.02.2014).

111 Les entreprises franjaises et le Tadjikistan. Режим доступа: http://www.ambafrance-tj.org/-Economie,179- (дата обращения: 01.02.2014).

112 Mission archeologique franjaise en Mongolie. Режим доступа: http://www.archaemongolia.com (дата обращения: 01.02.2014).

113 Ambassade de France en Mongolie. Режим доступа: http://www.ambafrance-mn.org/ (дата обращения: 01.02.2014).

114 Conseil D’Affaires Franco — Mongol. Режим доступа: http://www.cafm.mn/french/ (дата обращения: 01.02.2014).

115 Alliance Franjaise de Mongolie. Режим доступа: http://www.afm.mn/#!etudes-en-france (дата обращения: 01.02.2014).

116 Diaspora en France — Les Associations. Режим доступа: http://wwwacam-france.org/contacts/ diaspora-france/les-assos.htm (дата обращения: 01.02.2014).

честве117, а с 29 января 2001 г. Закон о признании геноцида 1915 г.118 С 2010 г. Национальное Собрание Армении119 является бенефициаром специальной программы NORIA120 по поддержке и продвижению Франкофонии. Также в рамках этой программы должностные лица и парламентарии изучают французский язык. При поддержке программы 20 марта 2012 г. было проведено официальное открытие французской версии сайта Национального Собрания Армении, приуроченное к празднику Франкофонии в Армении. Конференции и мероприятия двух стран освещаются на страницах посольства в социальных сетях, но охватывают очень ограниченную аудиторию121. Что касается экономических отношений, то Франция является вторым по величине иностранным инвестором Армении после России. Французские компании присутствуют в сферах телекоммуникаций (Orange), продовольствия (Pernot Ricard) и водоснабжения (SAUR, Veolia). Децентрализованное сотрудничество динамично развивается, французские региональные власти участвуют в побратимских проектах в разнообразных областях. Первая конференция армяно-французского децентрализованного сотрудничества состоялась в Ереване 7—8 октября 2010 г., а вторая — в Валенсии в октябре 2013 г.122

Франция стала второй страной, признавшей независимость Азербайджана 31 декабря 1991 г. Франция играет активную роль в сотрудничестве между ЕС и Азербайджаном в рамках Европейской политики добрососедства123. Французско-азербайджанские отношения в области культуры динамично развиваются за счет деятельности Французского института в Баку с 2004 г.124 Конгрессно-выставочная деятельность имеет большой успех. Весной 2012 г. в Баку состоялась выставка, собравшая более 40 тыс. посетителей125. В области академического сотрудничества и подготовки кадров на французском языке приоритет отдается подготовке азербайджанских элит, в том числе продвижению краткосрочных курсов126 в Национальной школе управления. Более того, университетское сотрудничество характеризуется реализацией конкретных программ в шести университетах. Целью на 2015 г. является разработка программ во всех университетах и институтах для учителей, а также развитие научно-исследовательского сотрудничества через Французский институт анатолийских исследований, базирующийся в Баку

117 Указ № 96-1044 от 28 ноября 1996 г. о публикации Соглашения о культурном, научном и техническом сотрудничестве между Правительством Французской Республики и Правительством Республики Армения, подписанного в Ереване 4 ноября 1995 г. Режим доступа: http://www.legifrance. gouv.fr/affichSarde.do?reprise=true&page=1&idSarde=SARD0BJT000007115216&ordre=null&nature=nu ll&g=ls (дата обращения: 01.02.2014).

118 Dossiers pays. Armenie. Режим доступа: http://www.diplomatie.gouv.fr/fr/dossiers-pays/armenie/ (дата обращения: 01.02.2014).

119 L’Assemblee nationale de la Republique d’Armenie. Режим доступа: http://www.parliament.am/in-dex.php?lang=frn (дата обращения: 01.02.2014).

120 Le programme Noria. Promotion de la Francophonie. Режим доступа: http://apf.francophonie.org/ spip.php?rubrique38 (дата обращения: 01.02.2014).

121 France Armenie. Режим доступа: https://www.facebook.com/FranceArmenie (дата обращения:

01.02.2014) .

122 La France en Armenie. Режим доступа: http://www.ambafrance-am.org/ (дата обращения:

01.02.2014) .

123 Dossiers pays. Azerbaidjan. Режим доступа: http://www.diplomatie.gouv.fr/fr/dossiers-pays/azer-baidjan/ (дата обращения: 01.02.2014).

124 Institut Franjais d’Azerbaidjan. Режим доступа: http://ifa.az/ (дата обращения: 01.02.2014).

125 Inauguration de l’exposition “Plaisirs de France” en Azerbaidjan. Режим доступа: http://www.cul-turecommunication.gouv.fr/Espace-Presse/Discours/Inauguration-de-l-exposition-Plaisirs-de-France-en-Azerbaidjan (дата обращения: 01.02.2014).

126 Consortium of iSchools Asia Pacific. CISAP Режим доступа: http://www.cisap.asia/ CISAP. Available at: http://www.cisap.asia/ (дата обращения: 01.02.2014).

с 2002 г. В 2012 г. общий объем научно-технического сотрудничества составлял примерно 400 тыс. евро. Помимо свободных французских курсов для правительства, Франция запускает программу поддержки институтов, в рамках которой планируется распространение учебных материалов127. Сотрудничество в области безопасности инициировано в результате визита министра Азербайджана по чрезвычайным ситуациям. По итогам визита подписано Межправительственное соглашение о сотрудничестве, которое включает предоставление оборудования, консультаций и обучения, а также проведение оперативного управления128. Двусторонние отношения ознаменовались важными посещениями и государственными визитами по продвижению французских организаций в Баку129. Франко-азербайджанская совместная комиссия по экономическому сотрудничеству собирается один раз в два года и планирует расширить двусторонние экономические отношения. Азербайджан на сегодняшний день является страной Закавказья, с которой Франция установила самые интенсивные деловые отношения, в частности, в связи с поставками углеводородов130.

Оценка реализации направлений политики «мягкой силы» в странах присутствия

Для оценки и визуализации полноты политики Франции в области культуры и продвижения языка, образования и науки, деловых связей, общественной дипломатии, а также СМР, был проведен контент-анализ официальных сайтов французских дипломатических миссий. Действия Франции оценивались по 6-балльной шкале (от 1 до 6), где «1» означает, что данное направление не реализуется в стране присутствия, а «6» — реализуется максимально полно (рис. 4). В случае отсутствия информации направлению присваивался «0».

Наибольшая активность наблюдается по направлению поддержки и продвижения языка и культуры в Бразилии, Вьетнаме и Армении, что связано с долгосрочным взаимным влиянием Франции в этих странах. Образование и наука лучше всего представлены в Бразилии за счет наибольшей вовлеченности бразильских выпускников французских вузов в жизнь страны. Деловые связи динамичнее всего развиваются в Казахстане — это объясняется темпами роста экономики страны и обоюдным интересом бизнес-сообществ. Франция уделяет наибольшее внимание общественной дипломатии в Армении и Азербайджане для скорейшего урегулирования двустороннего конфликта, поскольку Франция применяет все возможности своей дипломатии для решения проблемы и сохранения дружественных отношений с обеими странами. Содействие международному развитию наиболее широко представлено во Вьетнаме как часть долгосрочной поддержки Индокитая.

127 Presence franjaise. Режим доступа: http://www.ambafrance-az.org/-Presence-francaise- (дата обращения: 01.02.2014).

128 Указ № 2010-1538 от 10 декабря 2010 г. о принятии Соглашения между Правительством Французской Республики и Правительством Азербайджанской Республики о содействии и сотрудничестве в области охраны и гражданской безопасности, подписанного в Париже 30 января 2007 г. Режим доступа: http://www.legifrance.gouv.fr/affichSarde.do?reprise=true&page=1&idSarde=SARDOBJT 000007115563&ordre=null&nature=null&g=ls (дата обращения: 01.02.2014).

129 L’Ambassade de France en Azerbaidjan. Режим доступа: http://www.ambafrance-az.org/ (дата обращения: 01.02.2014).

130 Les services economiques a l’etranger. Azerbaidjan. Режим доступа: https://www.tresor.economie. gouv.fr/pays/azerbaidjan (дата обращения: 01.02.2014).

Практически полное отсутствие программ СМР в Киргизии и взаимодействия на уровне гражданского общества в Монголии объясняется тем, что отлаженная французская система «мягкой силы» становится сложнореализуемой в условиях политической неопределенности, как в случае Киргизии, или недостаточного развития институтов гражданского общества, как в Монголии.

В десяти рассматриваемых странах «мягкая сила» используется по всем направлениям, в большей степени в области культуры и продвижения языка (рис. 4). Сотрудничество в области СМР незначительно, поскольку только Вьетнам и Бразилия входят в зону приоритетов Франции. В большинстве стран развитие гражданского общества является приоритетным, поскольку соответствует главному принципу французской дипломатии, и все проекты по укреплению деловых связей реализуются с учетом этого принципа. Исключением является Монголия, в которой французская дипломатия испытывает большие трудности, чем в Киргизии.

Культура и продвижение языка

1. Казахстан

- 2. Украина

-л- 3. Армения

-w- 4. Азербайджан

5. Узбекистан

- 6. Таджикистан

7. Монголия

— 8. Киргизия

— 9. Вьетнам

-О- 10. Бразилия

Рис. 4. Направления влияния в десяти странах присутствия (действия в странах присутствия выделены на основе контент-анализа информации французских дипломатических миссий)

На основе контент-анализа официальных сайтов французских дипломатических миссий выделена оценка действий Франции в десяти странах присутствия в 2009— 2013 гг. Наибольшая прозрачность и координация продемонстрирована представительствами во Вьетнаме и Бразилии. Пример Украины показывает, что отсутствие согласованности может уменьшить достижения дипмиссии.

В ходе анализа деятельности французских акторов «мягкой силы» были выделены такие фундаментальные составляющие культурной дипломатии, как продвижение языка через волонтерство и гранты для преподавателей на местах; развитие стипендиальных программ для совместных студенческих культурных проектов; переход на самоокупаемость Французских альянсов за счет передачи им полномочий по организационной структуре; стипендии на обучение для будущих лидеров стран-партнеров;

программы двойных дипломов; гранты на переподготовку специалистов стран присутствия во Франции.

Специфика французской дипломатии заключается в том, что продвижение французских ценностей и культуры за рубежом осуществляется через некоммерческие организации и академическое сообщество. Многие организации работают в целях продвижения французского языка и образования без координации соответствующих ведомств.

Также необходимо отметить, что Франция принимает активное участие в двусторонних проектах, финансируемых ЕС, в странах присутствия во многих областях. Французская «мягкая сила» может быть эффективно осуществлена в рамках Европейского союза. Именно поэтому усиление внешнего влияния ЕС особенно благоприятно для Франции, так как является фактором баланса в ее международных отношениях.

Несмотря на децентрализованное устройство реализации французской политики «мягкой силы», можно выделить общую систему действий страны. Схема взаимодействия основных французских организаций (рис. 2), ответственных за международное культурное, научное и техническое сотрудничество, практически не меняется во всех десяти странах присутствия. Действия страны отличаются полнотой и системностью реализации отдельных направлений стратегии «мягкой силы». Особое внимание Франция уделяет развитию общественной дипломатии, активно используя инструменты Франкофонии и СМР. Развитие системы организации выставок и специальных приемов посольств совместно с Французским агентством по иностранным инвестициям и Ubifrance позволяет организовать поддержку французских предприятий для выхода на рынки стран присутствия, а также привлечь их в качестве технических операторов СМР. Своевременная публикация результатов оценки деятельности всех субъектов «мягкой силы» позволяет обеспечить прозрачность действий, обсуждение в обществе и участие всех заинтересованных лиц и организаций.

Литература

Barraquand H. (2004) Presentation de l’organisation intemationale de la francophonie. Hermes. No. 40. Режим доступа: http://documents.irevues.mist.fr/bitstream/handle/2042/9491/HERMES...?sequence=1 (дата обращения: 01.02.2014).

Brunet F., de LaRochefoucauld R. (2008) Un guide methodologique. Les partenariats AFD — Collectivites locales franfaises. Paris: AFD. Режим доступа: http://www.afd.fr/webdav/shared/PUBLICATIONS/THEMATIQUES/ autres-publications/Guide-Fiches-cooperation-decentralisee.pdf (дата обращения: 01.02.2014).

Cogan C.G. (2006) Le style diplomatique franfais. Annuaire franfais des relations internationales. No. 7. Режим доступа: http://www.diplomatie.gouv.fr/fr/IMG/pdf/La_France_et_le_monde.pdf (дата обращения:

01.02.2014) .

Conference ID4D (2013) Les collectivites territoriales, des acteurs majeurs du developpement? Paris: AFD. Режим доступа: http://www.afd.fr/webdav/site/afd/shared/PRESSE/ID4D/ConfiD4D_Collectivit%C3%A9s %20territoriales_AFD_VF.pdf (дата обращения: 01.02.2014).

DILA (2013) Livre blanc sur la defense et la securite nationale. Paris: Direction de l’information legale et administrative. Режим доступа: http://fr.calameo.com/read/000331627d6f04ea4fe0e (дата обращения:

01.02.2014) .

Ministere de la culture et de la communication (2013) Rapport au Parlement sur l’emploi de la langue franfaise — 2013. Delegation generale a la langue franfaise et aux langues de France. Paris. Режим доступа: http://www. dglf.culture.gouv.fr/publications/Rapport%20au%20Parlement_2013.pdf (дата обращения: 01.02.2014).

Foucher M. (2013) Atlas de l’influence franjaise au XXIe siecle. Paris: Robert Laffont. Режим доступа: http:// www.performance-publique.gouv.fr/fileadmin/medias/documents/ressources/PLF2009/DPT/DPT2009_ action_exterieure_Etat.pdf (дата обращения: 01.02.2014).

Juppe A. (1995) Quel horizon pour la politique etrangere de la France? Politique Etrangere. No. 1. Режим доступа: http://www.persee.fr/web/revues/home/prescript/article/polit_0032-342x_1995_num_60_1_4402 (дата обращения: 01.02.2014).

Juppe A., Schweitzer L. (2008) La France et l’Europe dans le monde — Livre blanc sur la politique etrangere et europeenne de la France 2008—2020. Collection des rapports officiels. Paris: La Documentation franjaise. Режим доступа: http://www.ladocumentationfrancaise.fr/rapports-publics/084000459/ (дата обращения:

01.02.2014).

MAEE (2008) Document de politique transversale, projet de loi de finances pour 2009. Ministere des Affaires Etrangeres et Europeennes Action exterieure de l’Etat. Paris: Republique Franjaise. Режим доступа: http:// www.performance-publique.gouv.fr/fileadmin/medias/documents/ressources/PLF2009/DPT/DPT2009_ action_exterieure_Etat.pdf (дата обращения: 01.02.2014).

MAEE (2012a) Document de politique transversale, projet de loi de finances pour 2013. Ministere des Affaires Etrangeres et Europeennes Action exterieure de l’Etat. Paris: Republique Franjaise. Режим доступа: http://www.performance-publique.budget.gouv.fr/fileadmin/medias/documents/ressources/PLF2013/DPT/ DPT2013_action_exterieure_etat.pdf (дата обращения: 01.02.2014).

MAEE (2012b) Document de politique transversale, projet de loi de finances pour 2013. Ministere des Affaires Etrangeres et Politique franjaise en faveur du developpement. Paris: Republique Franjaise. Режим доступа: http://www.performance-publique.budget.gouv.fr/fileadmin/medias/documents/ressources/PLF2013/DPT/ DPT2013_politique_developpement.pdf (дата обращения: 01.02.2014).

Republique Franjaise (2013) Rapport devaluation de l’organisation et du pilotage des reseaux a l’etranger.Se-cretariat general pour la modernisation de l’action publique. Paris. Режим доступа: http://www.modernisation. gouv.fr/sites/default/files/fichiers-attaches/epp_reseaux_etranger.pdf (дата обращения: 01.02.2014).

Vaisse M. (2009) La puissance ou l’influence? La France dans le monde depuis 1958. Paris: Fayard.

Soft Power a la Frangaise

V. Nagornov

Vitaly Nagornov — PhD in Economics; Director of the Research Centre for International Cooperation and Development of the International Organisations Research Institute, National Research University Higher School of Economics; 20 Myasnitskaya, 101000 Moscow, Russian Federation; E-mail: [email protected]

Abstract

The article discusses France’s use of soft power and its policy of influence. The analysis examines the increasing importance of tools that enable efficient cultural and humanitarian cooperation in modern international relations. The French experience demonstrates the ability to achieve results through the formation of an image as international peacemaker. France claims the universal values of democracy and takes into account the traditions of each country. French foreign policy uses soft power to strengthen the influence and role of France as a leading power, while recognizing the need to update and improve diplomatic methods to promote French values globally.

The author analyzes French activities in five aspects of soft power: the promotion of culture and language; cooperation in education, science and technology; the development of business relations; public diplomacy; and international assistance. The article discusses the main mechanisms and tools of France’s international cultural and humanitarian cooperation. Despite the decentralization of French soft power policy, the country uses optimal policy instruments in interconnected organizational forms in different policy areas. The interaction of the organizations responsible for international cultural, scientific and technical cooperation is demonstrated using the examples of seven countries in the Commonwealth of Independent States and in Vietnam, Mongolia and Brazil.

The author concludes that a combination of soft power mechanisms and policy areas ensures the influence and promotion of France’s national values. The most effective manifestations of soft power are French language and culture, and the most obvious expression is the phenomenon of la Francophonie.

Key words: France, French foreign policy, soft power, culture, public diplomacy, Francophonie

References

Barraquand H. (2004) Presentation de l’organisation internationale de la francophonie. Hermes, no 40. Available at: http://documents.irevues.inist.fr/bitstream/handle/2042/9491/HERMES...?sequence=1

(accessed 01 February 2014).

Brunet F., de La Rochefoucauld R. (2008) Un guide methodologique. Lespartenariats AFD — Collectivites locales frangaises. Paris: AFD. Available at: http://www.afd.fr/webdav/shared/PUBLICATIONS/THEMATIQUES/ autres-publications/Guide-Fiches-cooperation-decentralisee.pdf (accessed 01 February 2014).

Cogan C.G. (2006) Le style diplomatique franjais. Annuaire frangaisdesrelations internationales, no 7. Available at: http://www.diplomatie.gouv.fr/fr/IMG/pdf/La_France_et_le_monde.pdf (accessed 01 February 2014).

Conference ID4D (2013) Les collectivites territoriales, des acteurs majeurs du developpement? Paris: AFD. Available at: http://www.afd.fr/webdav/site/afd/shared/PRESSE/ID4D/ConfiD4D_Collectivit%C3%A9s%20 territoriales_AFD_VF.pdf (accessed 01 February 2014).

DILA (2013) Livre blanc sur la defense et la securite nationale. Paris: Direction de l’information legale et administrative. Available at: http://fr.calameo.com/read/000331627d6f04ea4fe0e (accessed 01 February 2014).

Ministere de la culture et de la communication (2013) Rapport au Parlement sur l’emploi de la langue frangaise — 2013. Delegation generale a la langue frangaise et aux langues de France. Paris. Available at: http://www.dglf. culture.gouv.fr/publications/Rapport%20au%20Parlement_2013.pdf (accessed 01 February 2014).

Foucher M. (2013) Atlas de l’influence frangaise au XXIe siecle. Paris: Robert Laffont. Available at: http://www. performance-publique.gouv.fr/fileadmin/medias/documents/ressources/PLF2009/DPT/DPT2009_action_ exterieure_Etat.pdf (accessed 01 February 2014).

Juppe A. (1995) Quel horizon pour la politique etrangere de la France? Politique Etrangere, no 1. Available at: http://www.persee.fr/web/revues/home/prescript/article/polit_0032-342x_1995_num_60_1_4402 (accessed 01 February 2014).

Juppe A., Schweitzer L. (2008) La France et l’Europe dans le monde — Livre blanc sur la politique etrangere et europeenne de la France 2008—2020. Collection des rapports officiels. Paris: La Documentation frangaise. Available at: http://www.ladocumentationfrancaise.fr/rapports-publics/084000459/ (accessed 01 February 2014).

MAEE (2008) Document de politique transversale, projet de loi de finances pour 2009. Ministere des Affaires Etrangeres et Europeennes Action exterieure de l’Etat. Paris: Republique Frangaise. Available at: http://www. performance-publique.gouv.fr/fileadmin/medias/documents/ressources/PLF2009/DPT/DPT2009_action_ exterieure_Etat.pdf (accessed 01 February 2014).

MAEE (2012a) Document de politique transversale, projet de loi de finances pour 2013. Ministere des Affaires Etrangeres et Europeennes Action exterieure de l’Etat. Paris: Republique Frangaise. Available at: http://www. performance-publique.budget.gouv.fr/fileadmin/medias/documents/ressources/PLF2013/DPT/DPT2013_ action_exterieure_etat.pdf (accessed 01 February 2014).

MAEE (2012b) Document de politique transversale, projet de loi de finances pour 2013. Ministere des Affaires Etrangeres et Politique frangaise en faveur du developpement. Paris: Republique Frangaise. Available at: http://www.performance-publique.budget.gouv.fr/fileadmin/medias/documents/ressources/PLF2013/DPT/ DPT2013_politique_developpement.pdf (accessed 01 February 2014).

Republique Frangaise (2013) Rapport devaluation de l’organisation et du pilotage des reseaux a l’etranger. Secretariat general pour la modernisation de l’action publique. Paris. Available at: http://www.modernisation.gouv. fr/sites/default/files/fichiers-attaches/epp_reseaux_etranger.pdf (accessed 01 February 2014).

Vaisse M. (2009) La puissance ou l’influence? La France dans le monde depuis 1958. Paris: Fayard.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.