пулистских настроений, а также сложный выбор своих партнёров в парламенте и правительственных коалициях. В принципе это относится и к Испании, Нидерландам и Австрии. Политическая жизнь Великобритании будет сосредоточена на переговорах об условиях выхода страны из ЕС, вопросы реформы партийно-политической системы отложены до их завершения.
2. В странах Вишеградской группы особых перемен происходить не будет. Главным внутриполитическим событием станут осенние парламентские выборы в Чешской Республике, результаты которых во многом определят контуры развития её партийно-политической системы на следующие четыре года.
3. Среди значимых событий в странах Юго-Восточной Европы ряд парламентских и президентских выборов. За исключением Молдавии и Болгарии, не следует ожидать каких-либо существенных изменений во внутренних партийно-политических процессах.
About the main party-political processes in European countries on the end 2016 and during 2017 (Ed. by Al. Gromyko, V. Belov)
Abstract. In 2016-2017 many European countries are going through important changes in the party-political systems. This is due to various factors, including the growth of protest attitudes. Different presidential and parliamentary elections shape European politics in innovative ways. Researches of the Institute of Europe analyze the situation in this sphere from examples of different countries.
Keywords: party-political processes, the European Union, parliamentary and presidential elections.
Дата выпуска: 11 ноября 2016 года.
Материал доступен для скачивания по адресу: www.instituteofeurope.ru/publications/analytics
УДК 327
Юрий РУБИНСКИЙ
ГЕРМАНО-ПОЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И "ВЕЙМАРСКИЙ ТРЕУГОЛЬНИК"1
Аннотация. 25 лет назад был создан механизм регулярных консультаций между Польшей, Францией и Германией по важнейшим международным вопросам. Он получил название "Веймарского треугольника". Эффективность его бесперебойного функционирования зависит от меняющегося баланса интересов и сил участников, в первую очередь в рамках германо- польских отношений.
Ключевые слова: Германия, Польша, Франция, Веймарский треугольник, международные вопросы, германо-польские отношения.
1 Аналитическая записка №24, 2016 (№54).
© Рубинский Юрий Ильич - доктор исторических наук, руководитель Центра французских исследований ИЕ РАН. Адрес: 125009, Россия, Москва, ул. Моховая, 11-3. E-mail: [email protected] DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope120171012
Четверть века назад, 28 августа 1991 г., тогдашние министры иностранных дел Польши Кшиштоф Скубишевский, Франции Ролан Дюма и ФРГ Ганс-Дитрих Геншер встретились в Веймаре, чтобы подписать соглашение о регулярных консультациях по важнейшим международным вопросам. Этот механизм, получивший название "Веймарского треугольника", функционирует с тех пор бесперебойно, хотя его эффективность, зависящая от меняющегося баланса интересов и сил участников, колеблется в весьма широком диапазоне.
Изначально главной целью создания Веймарского треугольника являлось содействие интеграции Польши, служившей в эпоху биполярного мира оплотом советского влияния в Восточной Европе в рамках СЭВ и ОВД, в евроатлантические структуры - ЕС и НАТО. Инициатива создания треугольника принадлежала прежде всего Германии, стремившейся после своего воссоединения снять у ближайших соседей на западе и востоке какие-либо сомнения в решимости немцев навсегда подвести черту под трагическим наследием прошлого, прежде всего Второй мировой войны, начавшейся вторжением Гитлера в Польшу и её очередным разделом, гарантировать незыблемость послевоенных границ и необратимость продолжения процесса евростроительства как вглубь, так и вширь.
В свою очередь, для Франции, союзника Польши в межвоенный период, "Веймарский треугольник" представлялся логическим продолжением политики "примирения" с Германией, закрепленной Елисейским договором от 22 января 1963 г. и служившей главным мотором европейской интеграции в целом. В то же время Париж усматривал в треугольнике определённую гарантию от чрезмерного крена политики объединенной Германии на восток, в сторону традиционной сферы германских экономических и политических интересов в Центральной и Восточной Европе (Mitteleuropa) в ущерб основному вектору европейской политики Франции, направленному на юг к Средиземноморью и Африке.
Наконец, правящие круги посткоммунистической Польши усматривали в "Веймарском треугольнике" благоприятную возможность расширить свободу своего маневра между двумя ведущими державами в ЕС и выступать в роли представителя интересов всех остальных бывших соцстран ЦВЕ - Венгрии, Чехии и Словакии, объединённых практически одновременно в рамках Вышеградской группы.
Выбор Веймара для создания этой дипломатической комбинации диктовался историко-культурными реминисценциями, призванными подчеркнуть общность миролюбивых, демократических и гуманистических ценностей участников (родина Гете и Шиллера, история Веймарской республики), тогда как близость нацистского концлагеря Бухенвальд символизировала память о трагедиях прошлого.
Полтора десятилетия спустя могло оказаться, что основная задача, которая ставилась перед "Веймарским треугольником" при его создании, успешно решена: Польша, как и другие страны ЦВЕ, стали полноправными членами ЕС и НАТО. Символом этого стал приход бывшего премьер-министра Польши Дональда Туска на ключевой пост председателя Евросовета. Тем не менее, между "старыми" и "новыми" участниками евроатлантических структур сохраняются заметные различия как в уровнях социально- экономического развития, так и в политической культуре, которая даёт себя знать между вершинами Веймарского треугольника, остающегося разносторонним.
Польша, как и остальные члены Вышеградской группы, кроме Словакии, так и не перешла на единую европейскую валюту, оставшись за бортом Еврозоны, главными создателями которой были Франция и Германия. Несмотря на присоединение стран ЦВЕ к шенгенскому пространству, Вышеградская четвёрка во главе с Польшей решительно отвергла общий подход ЕС к проблеме иммиграции, вдохнови-
тельницей которого выступила канцлер ФРГ Ангела Меркель. Попытки придания ЕС автономного военно-политического измерения (общая внешняя политика, общая политика обороны и безопасности - ОПВБ, закреплённые в Амстердамском договоре 1997 года) столкнулись с ориентацией польского государства на абсолютный приоритет США и НАТО в обеспечении европейской безопасности и кризисы за пределами объединенной Европы. Эти расхождения усугубились с приходом к власти в Польше и Венгрии правоконсервативных партий, не скрывающих скептицизма в отношениях многих либеральных ценностей европеизма.
Однозначно проамериканская ориентация внешней политики Варшавы создаёт порой определённые издержки в её взаимодействии с партнёрами по Веймарскому треугольнику. Так было, например, в 2003 году, когда Франция и Германия осудили вторжение "коалиции добровольцев" во главе с США в Ирак, а Польша примкнула к ней. Ещё более очевидно, такие нюансы, скорее тактические, нежели принципиальные, дают о себе знать при выборе подходов ЕС и НАТО к государствам постсоветского пространства и тем самым к России.
На саммите НАТО в Бухаресте (2008 г.) Польша активно поддержала требования США о предоставлении Украине и Грузни статуса участниц плана по подготовке к членству в НАТО, тогда как Франция и Германия выступили против этого. К концу нулевых годов XXI века основные усилия по включению ряда постсоветских государств в евроатлантические структуры перешли главным образом к Евросоюзу, приняв форму политики "Восточного соседства", а затем "партнёрства", где Польша при поддержке Германии играла наиболее активную роль, тогда как Франция воспринимала её с определёнными оговорками.
Как известно, именно этот курс стал отправной точкой развязывания острого кризиса на Украине и вокруг неё. Отсрочка подписания соглашения о партнёрстве с ЕС тогдашним украинским президентом Януковичем в Вильнюсе в ноябре 2013 года вызвала массовые протесты в Киеве в ходе которых были жертвы. Лидеры стран "Веймарского треугольника", активно поддержавшие "евромайдан", направили 21 февраля 2014 г. посредническую миссию в столицу Украины в составе министров иностранных дел Франции, Германии и Польши (Фабиус, Штайнмайер, Сикорский). Однако достигнутое с их помощью компромиссное соглашение не продержалось и нескольких часов.
Дальнейший ход событий известен: насильственная смена власти в Украине вызвала острую реакцию со стороны РФ (Крым, Донбасс) и встречные антироссийские меры западных держав (экономические и иные санкции), вылившиеся в новый виток международной напряжённости в Европе и в мире.
На первых порах могло казаться, что в таких условиях "Веймарский треугольник" приобретёт новое дыхание, став одним из основных инструментов общей политики Запада в украинских делах. В начале марта 2014 г. главы внешнеполитических ведомств трёх стран провели очередное совещание, обсудив события на Украине и будущее программ "Восточного партнёрства". Однако дальнейшее обострение ситуации на востоке Украины показало, что поиски выхода Запада из тупика в трёхстороннем формате бесперспективны. Ответственность за это ложилась прежде всего на Польшу, которая стремилась выступать в роли ведущего и в то же время самого жёсткого игрока со стороны Запада не только по украинским делам, но и в определении "Восточной политики" ЕС и НАТО в целом. В таких условиях возобновление диалога с Россией потребовало от партнёров Польши по треугольнику поисков нового инструмента, в котором Варшаве уже не было места.
Именно таким инструментом стал "нормандский формат", исходной точкой которого стала встреча лидеров России, Германии, Франции и Украины в ходе тор-
жеств по случаю семидесятилетия высадки союзников в Нормандии в ходе Второй мировой войны (июнь 2014 г.). В этом формате, инициированным французским президентом Франсуа Олландом, были достигнуты в феврале 2015 г. в Минске соглашения по комплексному урегулированию кризиса на востоке Украины. Хотя выполнение Минских соглашений сталкивается с немалыми трудностями, замены им пока не видно.
Выпадение Польши из "нормандского формата" явно снижает роль "Веймарского треугольника" как одного из компонентов процесса становления новой структуры международных отношений в Европе после "холодной войны". Однако окончательно списывать его в архив было бы всё же преждевременно - он всё ещё остаётся одним из резервных инструментов, которым участники могут при определённых обстоятельствах воспользоваться снова.
German-Polish relations and the "Weimar Triangle"
Author. Rubinskiy Yu., Doctor of History, Head of Center for French studies, Institute of Europe. Address: 11/3 Mokhovaya street, Moscow, Russia, 125009. E-mail: [email protected]
Abstract. 25 years ago, regular consultation mechanism was established between Poland, France and Germany on major international issues - Weimar Triangle. Its effectiveness depends on functioning of the changing balance of forces and interests of the participants, especially in the framework of German-Polish relations.
Key words: Germany, Poland, France, Weimar triangle, international affairs, German-Polish relations.
Дата выпуска: 27 июля 2016 года.
Материал доступен для скачивания по адресу: www.instituteofeurope.ru/publications/analytics
УДК 327
Анатолий КРАСИКОВ
ВСЕЛЕНСКОЕ И РУССКОЕ ПРАВОСЛАВИЕ В ПОИСКАХ ИДЕНТИЧНОСТИ1
Аннотация. Время уводит нас всё дальше от исторического события, каковым должен был стать вслед за февральской встречей патриарха Московского с папой Римским Всепра-вославный собор. Что же помешало состояться форуму, которого ждали более 1200 лет? И преодолимы ли "разномыслия" внутри вселенского православия в условиях соперничества двух "сверхцерквей": первого по чести Константинопольского патриархата и Русской православной церкви?
Ключевые слова: вселенское православие, церковь, государство, собор, религия, диалог, единство, симфония, разномыслие, ересь, правопорядок.
1 Аналитическая записка №29, 2016 (№59).
© Красиков Анатолий Андреевич - доктор исторических наук, главный научный сотрудник ИЕ РАН. Адрес: 125009, Россия, Москва, ул. Моховая, 11-3. E-mail: [email protected] DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope120173844