УДК 339.98
Юрий РУБИНСКИЙ
ГЕРМАНО-ПОЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И "ВЕЙМАРСКИЙ ТРЕУГОЛЬНИК"*
Аннотация. В статье рассматривается созданный в конце августа 1991 г. механизм регулярных консультаций между Польшей, Францией и Германией по важнейшим международным вопросам. Он получил название "Веймарского треугольника" и его главной целью было содействие интеграции Польши в евроатлантические структуры. Автор считает, что, несмотря на достижение этой цели, между "старыми" и "новыми" участниками ЕС и НАТО сохраняются заметные различия, а сам "треугольник" остаётся разносторонним. Среди прочего, проамериканская ориентация внешней политики Варшавы создает порой определённые издержки в её взаимодействии с партнёрами.
В условиях украинского кризиса "Веймарский треугольник" с точки зрения поиска Западом выхода из тупика оказался бесперспективен. Диалог с Россией стал возможен в рамках нормандского формата без участия Польши.
Автор приходит к выводу, что эффективность дальнейшего бесперебойного функционирования анализируемого "треугольника" зависит от меняющегося баланса интересов и сил участников, в первую очередь в рамках германо-польских отношений.
Ключевые слова: Германия, Польша, Франция, Россия, Украина, ЕС, НАТО, Веймарский треугольник.
Четверть века назад - 28 августа 1991 г., тогдашние министры иностранных дел Польши - Кшиштоф Скубишевский, Франции - Ролан Дюма и ФРГ - Ганс-Дитрих Геншер, встретились в Веймаре, чтобы подписать соглашение о регулярных консультациях по важнейшим международным вопросам. Этот механизм, получивший название "Веймарского треугольника", функционирует с тех пор бесперебойно, хотя его эффективность, зависящая от меняющегося баланса интересов и сил участников, колеблется в весьма широком диапазоне.
Изначально главной целью создания Веймарского треугольника являлось содействие интеграции Польши, служившей в эпоху биполярного мира оплотом советского влияния в Восточной Европе в рамках СЭВ и ОВД, в евроатлантические структуры - ЕС и НАТО. Инициатива создания треугольника принадлежала прежде всего Германии, стремившейся после своего воссоединения снять у ближайших соседей на западе и востоке какие-либо сомнения в решимости немцев навсегда подвести черту под трагическим наследием прошлого, прежде всего Второй миро-
* В оформлении статьи участвовала аспирант Центра германских исследований ИЕ РАН А. К. Иванова.
© Рубинский Юрий Ильич - д.и.н., руководитель Центра французских исследований Института Европы РАН, профессор НИУ - ВШЭ. Адрес: 125009, Россия, Москва, Моховая ул., 11-3. E-mail: [email protected] DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope420167679
вой войны, начавшейся вторжением Гитлера в Польшу и её очередным разделом, гарантировать незыблемость послевоенных границ и необратимость продолжения процесса евростроительства как вглубь, так и вширь.
В свою очередь, для Франции, союзника Польши в межвоенный период, "Веймарский треугольник" представлялся логическим продолжением политики "примирения" с Германией, закреплённой Елисейским договором от 22 января 1963 г. и служившей главным мотором европейской интеграции в целом. В то же время Париж усматривал в треугольнике определённую гарантию от чрезмерного крена политики объединённой Германии на восток, в сторону традиционной сферы германских экономических и политических интересов в Центральной и Восточной Европе ("Mitteleuropa") в ущерб основному вектору европейской политики Франции, направленному на юг, к Средиземноморью и Африке.
Наконец, правящие круги посткоммунистической Польши усматривали в "Веймарском треугольнике" благоприятную возможность расширить свободу своего маневра между двумя ведущими державами в ЕС и выступать в роли представителя интересов всех остальных бывших соцстран ЦВЕ - Венгрии, Чехии и Словакии, объединённых практически одновременно в рамках Вышеградской группы.
Выбор Веймара для создания этой дипломатической комбинации диктовался историко-культурными реминисценциями, призванными подчеркнуть общность миролюбивых, демократических и гуманистических ценностей участников (родина Гете и Шиллера, история Веймарской республики) тогда как близость нацистского концлагеря Бухенвальд символизировала память о трагедиях прошлого.
Полтора десятилетия спустя могло показаться, что основная задача, которая ставилась перед "Веймарским треугольником" при его создании, успешно решена: Польша, как и другие страны ЦВЕ, стала полноправным членом ЕС и НАТО. Символом этого стал приход бывшего премьер-министра Польши Дональда Туска на ключевой пост председателя Евросовета. Тем не менее между "старыми" и "новыми" участниками евроатлантических структур сохраняются заметные различия как в уровне социально-экономического развития, так и в политической культуре, которая даёт о себе знать между вершинами Веймарского треугольника, остающегося разносторонним.
Польша как и остальные члены Вышеградской группы, кроме Словакии, так и не перешла на единую европейскую валюту, оставшись за бортом Еврозоны, главными создателями которой были Франция и Германия. Несмотря на присоединение стран ЦВЕ к Шенгенскому пространству, Вышеградская четвёрка во главе с Польшей решительно отвергла общий подход ЕС к проблеме иммиграции, вдохновительницей которого выступила канцлер ФРГ Ангела Меркель. Попытки придания ЕС автономного военно-политического измерения (Общая внешняя политика, Общая политика обороны и безопасности - ОПВБ, закреплённые в Амстердамском договоре 1997 г.) столкнулись с ориентацией польского государства на абсолютный приоритет США и НАТО в обеспечении европейской безопасности и отношении к кризисам за пределами объединённой Европы. Эти расхождения усугубились с приходом к власти в Польше и Венгрии правоконсервативных партий, не скрывающих скептицизма в отношениях многих либеральных ценностей европеизма.
Однозначно проамериканская ориентация внешней политики Варшавы создаёт, порой, определённые издержки в её взаимодействии с партнёрами по "Веймарскому треугольнику". Так было, например, в 2003 г., когда Франция и Германия осудили вторжение "коалиции добровольцев" во главе с США в Ирак, а Польша примкнула к ней. Что ещё очевиднее, эти нюансы - скорее тактические, нежели прин-
ципиальные - дают о себе знать при выборе подходов ЕС и НАТО к государствам постсоветского пространства и к России.
На саммите НАТО в Бухаресте (2008 г.) Польша активно поддержала требования США о предоставлении Украине и Грузии статуса участниц плана по подготовке к членству в НАТО, тогда как Франция и Германия выступили против этого. К концу нулевых годов этого века основные усилия по включению ряда постсоветских государств в евроатлантические структуры перешли главным образом к Евросоюзу, приняв форму политики "Восточного соседства", а затем "партнёрства", где Польша при поддержке Германии играла активную роль, тогда как Франция воспринимала её с определёнными оговорками.
Как известно, именно этот курс стал отправной точкой развязывания острого кризиса на Украине и вокруг неё. Отсрочка подписания соглашения о партнёрстве с ЕС тогдашним украинским президентом Януковичем в Вильнюсе в ноябре 2013 г. вызвала массовые протесты в Киеве с многочисленными человеческими жертвами. Лидеры стран "Веймарского треугольника", активно поддержавшие "Евромайдан", направили 21 февраля 2014 г. посредническую миссию в столицу Украины в составе министров иностранных дел Франции, Германии и Польши (Фабиус, Штайнмай-ер, Сикорский). Однако достигнутое с их помощью компромиссное соглашение не продержалось и нескольких часов.
Дальнейший ход событий известен: насильственная смена власти в Украине вызвала острую реакцию со стороны РФ (Крым, Донбасс) и встречные антироссийские меры западных держав (экономические и иные санкции), вылившиеся в новый виток международной напряжённости в Европе и в мире.
На первых порах могло казаться, что в таких условиях "Веймарский треугольник" приобретёт новое дыхание, став одним из основных инструментов общей политики Запада в украинских делах. В начале марта 2014 г. главы внешнеполитических ведомств трёх стран провели очередное совещание, обсудив события в Украине и будущее программ "Восточного партнёрства". Однако дальнейшее обострение ситуации на востоке Украины показало, что поиски выхода Запада из тупика в трёхстороннем формате бесперспективны. Ответственность за это ложилась прежде всего на Польшу, которая стремилась выступать в роли ведущего и в то же время самого жёсткого игрока со стороны Запада не только по украинским делам, но и в определении "Восточной политики" ЕС и НАТО в целом. В таких условиях возобновление диалога с Россией потребовало от партнёров Польши по треугольнику поисков нового инструмента, в котором Варшаве уже не было места.
Именно таким инструментом стал "нормандский формат", исходная точка которого - встреча лидеров России, Германии, Франции и Украины в ходе торжеств по случаю семидесятилетия высадки союзников в Нормандии в ходе Второй мировой войны (июнь 2014 г.). В этом формате, инициированным французским президентом Франсуа Олландом, были достигнуты в феврале 2015 г. в Минске соглашения по комплексному урегулированию кризиса на востоке Украины. Хотя выполнение Минских соглашений сталкивается с немалыми трудностями, замены им пока не видно.
Выпадение Польши из "нормандского формата" явно снижает роль "Веймарского треугольника" как одного из компонентов процесса становления новой структуры международных отношений в Европе после "холодной войны". Однако окончательно списывать его в архив было бы всё же преждевременно - он всё ещё остаётся одним из резервных инструментов, которым участники могут при определённых обстоятельствах воспользоваться снова. С учётом дальнейшего обострения обстановки в Крыму и на Донбассе в ближайшем будущем может эволюциониро-
вать состав "нормандского формата". Вместе с тем, перспектива включения в него Польши выглядит весьма сомнительно.
German - Poland relations and "Weimar Triangle"
Author. Rubinskyi Yu.I Doctor of Historical Sciences, Chief of the French Studies, Institute of Europe, Russian Academy of Sciences. Address: 11-3, Mokhovaya Str., Moscow, Russia, 125009. E-mail: [email protected]
Abstract. The article presents the analyses of the mechanism of regular consultations between Poland, France and Germany on major international issues - "Weimar Triangle". Initially its main purpose was to facilitate Poland's integration into Euro-Atlantic structures. The author believes that despite the achievement of this objective, there are still visible differences between the "old" and "new" members of the EU and NATO. Pro-American orientation of the foreign policy of Warsaw sometimes creates certain problems in its interaction with partners. In the context of the Ukrainian crisis, "Weimar Triangle" has proved to be unpromising in terms of solutions. Dialogue with Russia has been conducted within the framework of the Normandy format without the participation of Poland. The author concludes that the effectiveness of future functioning of the "Triangle" depends on the changing balance of interests of its members and forces, primarily in the framework of German-Polish relations.
Key words: Germany, Poland, France, Russia, Ukraine, EU, NATO, Weimar Triangle.
DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope420167679
УДК 339.98 Алексей КУЗНЕЦОВ
ПОЛЬША - МОСТ ИЛИ БАРЬЕР ДЛЯ ГЕРМАНО-РОССИЙСКИХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ?
Аннотация. Анализируется место Польши в российских торговых и инвестиционных связях с ФРГ. Подчёркивается, что Польша упустила возможность использовать выгодное географическое положение по причине политической напряжённости в отношениях с Россией. Особое внимание уделено транзиту углеводородов и других товаров. Из-за солидарности с Украиной Польша отказалась участвовать в проекте "Северный поток". В итоге ФРГ существенно нарастила импорт природного газа из России с целью развития прибыльного реэкспорта, тогда как Польша ничего не получила для своей экономической и энергетической безопасности. Показано место Польши в стратегиях как германских, так и российских ТНК по освоению рынков друг друга. Например, ТНК из ФРГ предпочитали завоевывать рынок России с помощью создания дочерних фирм, в Польше - лишь в 1990-е годы. Что касается российских ТНК, то они считают польский инвестиционный климат неблагоприятным из-за негативного отношения к россиянам, в том числе частным компаниям.
Ключевые слова: экономические связи России, Польша, Германия, внешняя торговля, ПИИ, транзит.
© Кузнецов Алексей Владимирович - член-корреспондент РАН, д.э.н., замдиректора ИМЭМО РАН, профессор МГИМО МИД России. Адрес: 117997, РФ, Москва, Профсоюзная, 23. E-mail: [email protected] DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope420167982