Научная статья на тему 'Новая восточная политика'

Новая восточная политика Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
308
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Современная Европа
Scopus
ВАК
ESCI
Ключевые слова
РОССИЯ / ГЕРМАНИЯ / ПОЛЬША / ЕС / ВОСТОЧНАЯ ПОЛИТИКА ФРГ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Охманн Корнелиус

В статье рассматривается развитие германо-польских отношений на протяжении последних 25 лет и предлагается анализ взаимодействия внутри треугольника интересов Германия Польша Россия в контексте восточной политики ФРГ. Отдельное внимание автор уделяет нынешним отношениям ЕС и России. Он отмечает, что Польша играет значимую роль в формировании политики безопасности Евросоюза, а состояние польско-российских отношений оказывает большое влияние на диалог РФ ЕС. Принимая во внимание этот факт, особую важность приобретает взаимодействие Польши и Германии в отношении РФ в рамках разрешения кризиса вокруг Украины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новая восточная политика»

ПОЛЬША - ОБЪЕДИНЁННАЯ ГЕРМАНИЯ: ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА ОТНОШЕНИЙ

17 июня 2016 г. Республика Польша и Федеративная Республика Германия отметили 25-летний юбилей "Германо-польского договора о дружбе и доброжелательном сотрудничестве". Подписанный в 1991 г., он ознаменовал новую веху в непростых отношениях двух государств. Предшествовавшее этому признание Германией незыблемости границ своего восточного соседа было и остаётся важным элементом в процессе примирения двух стран и обеспечения безопасности на европейском континенте. В августе того же года при содействии Франции сторонам удалось инициировать создание нового формата межрегионального сотрудничества - "Веймарского треугольника", ставшего дополнительным гарантом стабильности и мирного сосуществования в Европе. Совместные достижения в области безопасности тем не менее не повлияли на решение ряда спорных вопросов, оставшихся на повестке германо-польского диалога. Более того, сложная политическая ситуация на европейском континенте в последние годы, в том числе вокруг России, Украины и Евросоюза, поставила нынешние отношения двух государств перед лицом новых угроз и требует приложить усилия к интенсификации диалога на всех направлениях сотрудничества. В данном тематическом разделе вниманию читателей предлагаются четыре научные статьи, в которых с разных точек зрения анализируются вышеуказанные вопросы.

УДК 339.98

Корнелиус ОХМАНН

НОВАЯ ВОСТОЧНАЯ ПОЛИТИКА*

Аннотация: В статье рассматривается развитие германо-польских отношений на протяжении последних 25 лет и предлагается анализ взаимодействия внутри треугольника интересов Германия - Польша - Россия в контексте восточной политики ФРГ. Отдельное внимание автор уделяет нынешним отношениям ЕС и России. Он отмечает, что Польша играет значимую роль в формировании политики безопасности Евросоюза, а состояние польско-российских отношений оказывает большое влияние на диалог РФ - ЕС. Принимая во внимание этот факт, особую важность приобретает взаимодействие Польши и Германии в отношении РФ в рамках разрешения кризиса вокруг Украины.

Ключевые слова: Россия, Германия, Польша, ЕС, Восточная политика ФРГ.

* Перевод на русский язык - Корнелиус Охманн. В подготовке текста приняла участие аспирант Центра германских исследований ИЕ РАН А.К. Иванова.

© Корнелиус Охманн - политолог, эксперт по Восточной Европе. Директор Фонда польско-немецкого сотрудничества. Адрес: Польша, 00-108 Warszawa 1ul. Zielna 37. Тел.: + 48 22 338 62 00 E-mail: Сornelius.Ochmann@fwpn.org.pl DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope420166871

25 лет тому назад, когда объединившийся Германия и новая Польша 17 июня 1991 г. подписали "Договор о добрососедстве и дружественном сотрудничестве", в геополитической ситуации в Европе доминировал конфликт Восток-Запад. В Западной Европе страны ЕЭС вели переговоры по Маастрихтскому договору - закладывали основу Валютного союза и укрепляли сотрудничество в области внешней политики и политики безопасности. В Восточной Европе Михаил Горбачёв, находившийся тогда в должности президента СССР, реформировал ослабленный Советский Союз, боролся с экономическим кризисом и руководил процессом упразднения военных структур Организации Варшавского договора. Геополитические изменения затронули не только территорию бывшего Советского Союза, но и в целом всю политико-экономическую систему, существующую более 45 лет. Как Германия, так и Польша, являясь теперь снова независимыми субъектами мировой политики, оказались в состоянии проводить новую политику безопасности. В это время происходило оформление новых договоров и отношений между государствами, возникали элементы нового мирового порядка, проявившиеся в начале XXI в. Политика ФРГ в отношении Польши и государств постсоветского пространства была одним из важнейших элементов этого процесса.

В начале 1990-х в объединяющейся Германии встал вопрос урегулирования отношений с её восточным соседом. Первым шагом, сделанным в этом направлении, был договор от 14 ноября 1990 г. о признании объединённой Германией границы по Одеру и Нейсу. С позиций сегодняшнего дня можно оценить это событие как поворотный момент в польско-германских отношениях. Кроме того, "Договор о добрососедстве и дружественном сотрудничестве", подписанный полгода спустя, содержал план дальнейшего развития двустороннего взаимодействия.

Восточная политика ФРГ после распада СССР

После воссоединения Германии в 1989 г. в немецкой политике доминировала линия тогдашнего канцлера Гельмута Коля, сыгравшего важную роль в переговорах о выводе Западной группы войск с территории ФРГ1. Немецкий МИД пытался избежать обвинений в "духе Рапалло", поэтому придерживался курса на европеизацию политики по отношению к России. Одновременно с этим в восточной политике ФРГ преобладали экономические интересы, связанные с многолетней традицией торгово-экономического сотрудничества с Россией, начало которого датируется XIX веком. В дополнение к экономической сфере важную роль играла тема безопасности в широком смысле этого слова. Нераспространение ядерных материалов, охрана окружающей среды, борьба с организованной преступностью и незаконная миграция были включены в повестку дня немецко-российских встреч в середине 1990-х годов. В связи с этим следует подчеркнуть, что Россия всегда имела возможность рассчитывать на поддержку в большей степени с немецкой стороны, чем со стороны других государств-членов Евросоюза (тогда Европейских Сообществ). Германия была движущей силой переговоров между ЕЭС и Россией и сыграла важную роль в подписании "Соглашения о партнёрстве и сотрудничестве" (СПС) в 1994 г.

В процессе расширения Североатлантического альянса правительство ФРГ действовало очень осторожно и возражало против вступления прибалтийских государств, чтобы не провоцировать Россию, несмотря на то что тогдашний министр

1 Войска были выведены раньше установленных сроков - в июле 1994 г. после дополнительной финансовой инъекции в размере 15 млрд марок на строительство в России жилья для военнослужащих. Эвакуация проводилась морским путём через немецкий порт Мукран, а не через территорию Польши.

обороны Фолькер Рюэ был одним из первых политиков, которые в стратегии расширения НАТО видели стабилизацию в Центральной Европе. До тех пор, пока Польша находилась в фазе интеграции с Альянсом, между тремя сторонами (Германия, Польша, Россия) не возникало открытых противоречий.

Политика по отношению к России в XXI веке

Немецкие политики возлагали большие надежды на нового президента России Владимира Путина. Его речь в Бундестаге в сентябре 2001 г. символизировала возвращение страны в европейскую цивилизацию. Однако, ожидания не оправдались. Политика нового президента, направленная на рост значимости РФ на мировой арене, опиралось, увы, не на интеграцию с европейскими структурами, а на удорожание энергоресурсов. Предложение России о создании энергетического партнёрства, обращенное в большей степени к Германии, было отклонено, а активное участие канцлера Герхарда Шрёдера в заключении контракта на строительство северного газопровода между немецкими компаниями и "Газпромом" вызвало в Варшаве отрицательную реакцию, его даже сравнивали с пактом "Молотова-Риббентропа".

Ситуация с того времени несколько изменилась, но строительство северного газопровода (второй его очереди) по-прежнему является серьёзным вопросом в немецко-польских отношениях. Причины этих инвестиций, впрочем, никогда не имели антипольского основания. Анализируя историю его создания, следует принимать во внимание, что одной из причин отказа от строительства второй ветки трубопровода "Ямал" была напряжённость в отношениях РФ с Польшей после вступления последней в НАТО. Строительство прямого газопровода из России в Германию - это инвестиции в безопасность и независимость поставок "Газпрома". Однако и украинский транзит не может быть полностью заброшен из-за ограниченного объёма северного трубопровода. Споры вокруг проекта "Нордстрим-2" негативно сказывается на польско-немецких отношениях, но его решение лежит в рамках энергетической политики ЕС, а не отдельных стран.

В последние годы в Германии образ России стал более многомерным. Немецкие СМИ интерпретируют трансформационные процессы, происходящие в Восточной Европе, по разному. После распада Советского Союза ФРГ опасалась прежде всего рисков, возникающих в результате разрушения структур власти; доминировал страх направленного вовнутрь социального взрыва ("имплозии") с последующим распадом страны. Период президентства Дмитрия Медведева был воспринят немецкими политиками как шанс развития России в ожидаемом направлении. Возвращение В. Путина в Кремль полностью изменило образ РФ, и в настоящее время страна и постсоветское пространство рассматриваются как потенциальная область дестабилизации и прежде всего риск для долгосрочных инвестиций.

Немецкая восточная политика после присоединения1 Крыма и войны на Востоке Украины

Немецкая политика в отношении постсоветского пространства формируется в двух плоскостях. Германия стремится иметь хорошие отношения с РФ, самым важным партнёром на Востоке, и поддерживает развитие диалога ЕС-Россия, но не пренебрегает также контактами с другими новыми независимыми государствами в Восточной Европе и Центральной Азии. Примером может служить поддержка Восточного партнёрства. На политическом уровне, ФРГ пытается укрепить позиции Евросоюза в отношениях со странами Восточной Европы. Польша является, наряду

1 В авторском варианте - "аннексии".

с Германией, самым активным участником формирования восточной политики ЕС. Её роль проявляется не только в предметной компетенции, но также в объёме финансовых средств, вложенных в продвижение диалога со странами СНГ. Кроме того, она играет ключевую роль в развитии отношений ЕС с Россией, что можно было наблюдать в 2006 г. во время блокады переговоров по новому соглашению о партнёрстве, а также в 2009 г. во время возобновления переговоров с РФ. Таким образом, российско-польские отношения являются важным элементом в диалоге России с Евросоюзом.

Позиция Польши в отношении Украины приближается к немецкой. Более того, обе страны совместно работают над стратегией ЕС по украинскому вопросу. Канцлер Ангела Меркель проявила личную инициативу в попытке гарантировать независимость Украины и вместе с президентом Франции Франсуа Олландом при поддержке Брюсселя добилась заключения договора "Минск-2". В этой ситуации очевидной является озадаченность Польши по поводу отсутствия её представителей в переговорах России с Украиной1. Следовательно, улучшение отношений с ЕС во многом будет зависеть от дальнейших действий России в урегулировании украинского кризиса.

В последние годы политическая и экономическая обстановка в Европе существенно изменилась. Ситуация в Украине и в Беларуси показывает, что влияние России в сфере постсоветских государств будет расти. Российское государство ставит не только ЕС, но и весь Запад перед лицом новых вызовов, и саммит НАТО в Варшаве (июль 2016 г.) является ответом на эти вызовы. В то же время Россия, являясь по-прежнему торговым и энергетическим партнёром ЕС, не может позволить себе агрессивную политику в отношении Украины без экономических последствий. Государства - члены ЕС, имея дело с такими вопросами, как миграционный кризис, „брекзит" и финансовый кризис в южных странах, всё меньше времени и энергии посвящают РФ. Если мы добавим к этому стагнацию в США в связи с президентскими выборами, то будет сформирована очень сложная картина мира 2016 г., где Россия нужна Европе как предсказуемый актор мировой политики.

New Eastern policy

Author. Ochmann C. political scientist, an expert on Eastern Europe, Director of Foundation for Polish-German Cooperation, Address: Polska, 00-108 Warszawa 1ul. Zielna 37. Tel.: + 48 22 338 62 00. Email: Сornelius.Ochmann@fwpn.org.pl

Abstract: The article looks into the topic of evolution of German-Polish relationship over the past 25 years. The author offers his vision of internal ties in the triangle German-Poland-Russia in context of German Eastern policy at the end of the 20th - beginning of 21st century. The particular attention is paid to the Rus-sia-EU partnership. Poland as an important player in the EU security policy and in a state of Polish-Russian relations has influence over the European policy on Russia. The German-Polish cooperation towards Russia against the backdrop of the Ukrainian crisis acquires great significance.

Key words: Russia, Poland, Germany, EU, Ostpolitik.

DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope420166871

1 Исключение Польши из "нормандского формата" не произошло по инициативе Германии. Причиной неучастия польской стороны на переговорах был ход и темп событий летом лета 2014 г. и весны 2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.