Научная статья на тему 'Польско-немецкий договор 1991 года - 25 лет спустя'

Польско-немецкий договор 1991 года - 25 лет спустя Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
279
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Современная Европа
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ГЕРМАНИЯ / ПОЛЬША / ЕС / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ПОЛЬШИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мадайчик Пётр Влодзимеж

В статье анализируется подписанный в 1991 г. польско-германский Договор “О добрососедстве и дружественном сотрудничестве” в контексте проведения внешней политики Польши. В контексте его содержания автор рассматривает отношения между Германией и Польшей в качестве ключевого фактора европейской безопасности. Некоторые пункты договора продолжают играть важную роль во взаимоотношениях двух государств, одновременно с этим, ряд спорных вопросов до сих пор не потеряли своей актуальности. Основное противоречие заключается в различном видении Германией и Польшей концепции развития ЕС, его политики безопасности и отношений с Соединёнными Штатами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Польско-немецкий договор 1991 года - 25 лет спустя»

УДК 339.98 Пётр МАДАЙЧИК

ПОЛЬСКО-НЕМЕЦКИЙ ДОГОВОР 1991 ГОДА -25 ЛЕТ СПУСТЯ*

Аннотация: В статье анализируется подписанный в 1991 г. польско-германский Договор "О добрососедстве и дружественном сотрудничестве" в контексте проведения внешней политики Польши. В контексте его содержания автор рассматривает отношения между Германией и Польшей в качестве ключевого фактора европейской безопасности. Некоторые пункты договора продолжают играть важную роль во взаимоотношениях двух государств, одновременно с этим, ряд спорных вопросов до сих пор не потеряли своей актуальности. Основное противоречие заключается в различном видении Германией и Польшей концепции развития ЕС, его политики безопасности и отношений с Соединёнными Штатами.

Ключевые слова: Германия, Польша, ЕС, внешняя политика Польши.

Двадцать пять лет назад, 17 июня 1991 г., был заключён польско-германский Договор "О добрососедстве и дружественном сотрудничестве", которому предшествовало польско-немецкое соглашение о границе, подписанное 14 ноября 1990 г. Соглашение закрывало спорные вопросы, лежавшие тяжким грузом на польско-немецких отношениях с 1945 г. Они касались незыблемости западной польской границы, установленной после Второй мировой войны. Задачей договора было закрепление добрососедских отношений между Польшей и воссоединившейся Германией.

Подписание этих основополагающих документов означало существенное изменение невыгодной геополитической ситуации, в которой оказалась Польша после Второй мировой войны. В связи с тем, что не была проведена соответствующая миротворческая конференция, новая западная польская граница не получила официального международного признания. Поэтому вопрос о границах был ключевым вопросом внешней политики страны. Нерушимость границы обеспечивалось поддержкой со стороны Советского Союза и отказа от территориальных претензий к ПНР со стороны зависимой от него ГДР.

Угрозу со стороны ФРГ в те годы польское правительство использовало во внутренней политике для мобилизации общества и подавления оппозиционных сил, которые действительно ослабляли позиции Польши в отношениях с западногер-

* Перевод с польского на русский язык автора. В подготовке текста приняла участие аспирант Центра германских исследований ИЕ РАН А.К. Иванова.

© Мадайчик Пётр Влодзимеж - профессор, руководитель кафедры Германии, Институт политических исследований Польской Академии Наук. Адрес: Польша, 05-807 Zolwin, ul. Nadarzynska 85 E-mail: pmada@isppan.waw.pl DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope420167275

манским государством. Это также использовал Советский Союз для того, чтобы держать Польшу в напряжении, например, когда Н. С. Хрущёв напоминал, что граница ещё может измениться в пользу Германии.

Довольно долго разделение Европы на два блока во время "холодной войны" включало в себя и польско-немецкую враждебность, взаимное недоверие, отсутствие дипломатических отношений. ФРГ не спешила опровергнуть миф о возможности изменения границы, установленной в Потсдаме. С середины 1960-х гг. ХХ в. началось постепенное преодоление разногласий - стали складываться основы польско-немецкого примирения.

С конца 1970-х гг. в Польше доминирующей стала политическая концепция, согласно которой ФРГ является не угрозой, а, напротив, соединительным звеном с Европейским Союзом. Именно в этом контексте следует рассматривать значение польско-немецкого договора и соглашения.

Их вневременной характер определяется тем, что существенное изменение отношений с Германией являлось предварительным условием переориентации польской внешней политики на Запад. Без этого восстановление "общей Европы" было бы невозможно.

Некоторая внутренняя несогласованность договора являлась следствием переходного периода, в котором находились обе страны. Польша стремилась к членству в Европейском Союзе и НАТО, чтобы не остаться буферной зоной между Востоком и Западом. Она была значительно слабее, чем Объединённая Германия, и только начинала процесс трансформации. Вследствие этого в договоре можно выделить:

□ временные решения;

□ постоянные решения;

□ нерешённые проблемы;

□ проблемы, которые нельзя было предвидеть.

Из временных решений можно выделить:

□ обязательства немецкой стороны оказать помощь в модернизации общественных, экономических и политических структур Польши и их приведение в соответствие с требованиями Европейского Союза;

□ в связи с тем, что Польша не была членом ЕС и НАТО, в договоре речь идёт о сотрудничестве в различных направлениях (экономическом, военном, политическом, научном, культурном). В настоящее время эти соглашения в значительной мере потеряли свою актуальность;

□ в договоре можно еще увидеть признаки некоторого недоверия. Например, в параграфе пятом говорится о том, что "стороны будут воздерживаться от применения силы или угрозы ее применения, направленной против территориального единства или политической независимости другой стороны Договора...". Сегодня такая декларация совершенно избыточна.

К постоянным решениям можно отнести:

□ декларацию о признании общих ценностей, таких, как мир, международное право, суверенность, территориальное единство, нерушимость границ, запрет использования силы, права человека;

□ создание институциональной инфраструктуры польско-немецкого сотрудничества (молодёжный обмен, приграничное сотрудничество, научное и культурное сотрудничество);

□ урегулирование вопросов немецкого меньшинства в Польше и польского - в Германии; первое получило статус национального меньшинства, а второе нет. В настоящее время дискуссия по этой проблеме продолжается, это решение требует корректировок.

Нерешённые проблемы были не столь важны, но в течение многих лет оказывали негативное влияние на польско-немецкие отношения:

□ не удалось урегулировать, несмотря на существующее условие в договоре, возвращение перемещённых во время Второй мировой войны культурных ценностей;

□ в договоре были опущены следующие вопросы:

о двойное гражданство (в настоящее время фактически существует и не вызывает негативных эмоций);

о двойные топографические названия на территории, заселённой немецким меньшинством в Польше (действует с 2005 г.);

о компенсации для поляков, принудительно работавших в Третьем Рейхе; были приняты дополнительные решения, фактически проблема была решена в конце 1990-х г. и вне рамок договора;

о собственность немцев, выселенных из Польши после 1945 г. (проблема не решена).

Проблемы, которые было трудно предвидеть, касаются непосредственно политики безопасности. В договоре содержатся два важных параграфа. В шестом параграфе декларируются содействие "укреплению стабильности и усилению безопасности", "совместные усилия в сфере безопасности", совместное создание условий для развития взаимного доверия и стабилизации. В седьмом параграфе утверждается, что в случае международных конфликтов и напряжённых ситуаций обе страны будут "согласовывать свои позиции и принимать совместные решения в выборе соответствующих средств, чтобы исправить или урегулировать создавшееся положение".

Трудно не признать значимость вышеуказанных формулировок, констатирующих наличие общности интересов договаривающихся сторон на международной арене. Однако одновременно со вступлением Польши в 1999 г. в структуры НАТО, а в 2004 г. - в Европейский Союз, договор как таковой выполнил своё назначение. Основополагающую роль получили законы, регулирующие принципы сотрудничества и совместных действий, в т.ч. в сфере политики безопасности, при этом не на двусторонней основе, а в рамках европейских и трансатлантических структур. Ключевым моментом стал пятый параграф Североатлантического договора.

Членство в ЕС и НАТО создало более стабильную основу политики безопасности, но одновременно вызвало большие трудности в некоторых других договорах. Речь шла не об общих формулировках поддержки, а о подготовке общей политики, когда становились явными различия между польской и немецкой концепцией развития Европейского Союза, его внешней политики и политики безопасности, отношениями с США. Различные экономические интересы, например, в рамках про-

екта "Северный поток 2", оказывают существенное влияние на политику энергетической безопасности.

Договор заключался в атмосфере, когда господствовали идеи о "конце истории" (Ф. Фукуяма), на начальном этапе был процесс демократизации России и её приближения к западным стандартам и ценностям, началась дискуссия о конце традиционной роли НАТО. Впоследствии международная ситуация значительно усложнилась. Ослабло влияние Франции в ЕС. Не удалось повысить роль "Веймарского треугольника". Похожие проблемы существуют у Вышеградской группы. Среди прочего эти институты не сыграли ключевой роли в решении кризиса иммиграции. С 2013 г. более значимой становится проблема, связанная с Украиной. Польша и Германия имеют различные представления в вопросе расширения понятия безопасности (гибридная война, информационная безопасность, средства передачи информации).

Несмотря на кризис Восточного партнёрства, польско-немецкое сотрудничество играет ключевую роль в восточной политике ЕС. Даже при наличии отличной от польской военной традиции Германия приняла в 2016 г. решение о военном сотрудничестве в целях укреплении восточного фланга НАТО.

Принимая во внимание огромный масштаб задач, с которыми мы должны справляться на международной арене, можно сделать следующие выводы. Благодаря польско-немецким Договору и соглашению от 1991 г. во взаимных отношениях была заложена стабильная общественная и политическая основа сотрудничества обоих государств. Не предотвратив появления коллизии интересов, они создали возможность ведения дискуссий как на двустороннем уровне, так и в рамках союзных структур.

The German-Polish treaty of 1991 - 25 years after

Author. Madajczyk P.W. - Professor, Head of Department of German Studies, Institute of Political Studies of the Polish Academy of Sciences. Address: Polska, 05-807 Zolwin, ul. Nadarzynska 85, E-mail: pmada@isppan.waw.pl

Abstract: The article focuses on the issue of Poland's foreign policy and presents analysis of the "Treaty of Good Neighborliness and friendly Cooperation", which Germany signed with Poland in 1991. In the context of its main provisions the author pays attention to issue of Polish-German relationship as a key factor of European security. Some articles of the Treaty have a particular importance for actual relationship of two countries. The part of issues is still unsolved. The key problem is the different views of Poland and Germany on security policy in European region, the concept of European integration and relation with USA.

Keywords: Germany, Poland, the EU, Poland's foreign policy.

DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope420167275

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.