Научная статья на тему 'Польша - мост или барьер для германо-российских экономических связей?'

Польша - мост или барьер для германо-российских экономических связей? Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
89
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Современная Европа
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ РОССИИ / ПОЛЬША / ГЕРМАНИЯ / ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ / ПИИ / ТРАНЗИТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Kuznetsov A.V.

Анализируется место Польши в российских торговых и инвестиционных связях с ФРГ. Подчёркивается, что Польша упустила возможность использовать выгодное географическое положение по причине политической напряжённости в отношениях с Россией. Особое внимание уделено транзиту углеводородов и других товаров. Из-за солидарности с Украиной Польша отказалась участвовать в проекте “Северный поток”. В итоге ФРГ существенно нарастила импорт природного газа из России с целью развития прибыльного реэкспорта, тогда как Польша ничего не получила для своей экономической и энергетической безопасности. Показано место Польши в стратегиях как германских, так и российских ТНК по освоению рынков друг друга. Например, ТНК из ФРГ предпочитали завоевывать рынок России с помощью создания дочерних фирм, в Польше лишь в 1990-е годы. Что касается российских ТНК, то они считают польский инвестиционный климат неблагоприятным из-за негативного отношения к россиянам, в том числе частным компаниям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Польша - мост или барьер для германо-российских экономических связей?»

вать состав "нормандского формата". Вместе с тем, перспектива включения в него Польши выглядит весьма сомнительно.

German - Poland relations and "Weimar Triangle"

Author. Rubinskyi Yu.I Doctor of Historical Sciences, Chief of the French Studies, Institute of Europe, Russian Academy of Sciences. Address: 11-3, Mokhovaya Str., Moscow, Russia, 125009. E-mail: [email protected]

Abstract. The article presents the analyses of the mechanism of regular consultations between Poland, France and Germany on major international issues - "Weimar Triangle". Initially its main purpose was to facilitate Poland's integration into Euro-Atlantic structures. The author believes that despite the achievement of this objective, there are still visible differences between the "old" and "new" members of the EU and NATO. Pro-American orientation of the foreign policy of Warsaw sometimes creates certain problems in its interaction with partners. In the context of the Ukrainian crisis, "Weimar Triangle" has proved to be unpromising in terms of solutions. Dialogue with Russia has been conducted within the framework of the Normandy format without the participation of Poland. The author concludes that the effectiveness of future functioning of the "Triangle" depends on the changing balance of interests of its members and forces, primarily in the framework of German-Polish relations.

Key words: Germany, Poland, France, Russia, Ukraine, EU, NATO, Weimar Triangle.

DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope420167679

УДК 339.98 Алексей КУЗНЕЦОВ

ПОЛЬША - МОСТ ИЛИ БАРЬЕР ДЛЯ ГЕРМАНО-РОССИЙСКИХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ?

Аннотация. Анализируется место Польши в российских торговых и инвестиционных связях с ФРГ. Подчёркивается, что Польша упустила возможность использовать выгодное географическое положение по причине политической напряжённости в отношениях с Россией. Особое внимание уделено транзиту углеводородов и других товаров. Из-за солидарности с Украиной Польша отказалась участвовать в проекте "Северный поток". В итоге ФРГ существенно нарастила импорт природного газа из России с целью развития прибыльного реэкспорта, тогда как Польша ничего не получила для своей экономической и энергетической безопасности. Показано место Польши в стратегиях как германских, так и российских ТНК по освоению рынков друг друга. Например, ТНК из ФРГ предпочитали завоевывать рынок России с помощью создания дочерних фирм, в Польше - лишь в 1990-е годы. Что касается российских ТНК, то они считают польский инвестиционный климат неблагоприятным из-за негативного отношения к россиянам, в том числе частным компаниям.

Ключевые слова: экономические связи России, Польша, Германия, внешняя торговля, ПИИ, транзит.

© Кузнецов Алексей Владимирович - член-корреспондент РАН, д.э.н., замдиректора ИМЭМО РАН, профессор МГИМО МИД России. Адрес: 117997, РФ, Москва, Профсоюзная, 23. E-mail: [email protected] DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope420167982

Говоря о безопасности в Европе, нельзя игнорировать экономическую тематику. После крушения соцлагеря и распада СССР Польша, как и ещё ряд стран, оказалась транзитным государством на пути быстро возраставших торговых потоков между Россией и странами Запада, особенно ФРГ. К сожалению, большинство государств, способных выполнять функцию моста между Россией и Западной Европой, не использовали для своего процветания выгодное географическое положение. Особенно драматична ситуация на Украине, но и Польша предпочла искать сомнительные политические дивиденды в вопросах транзита. На наш взгляд, Польша упустила возможности развития экономических контактов, превратив географические преимущества в угрозу своей безопасности, по двум направлениям:

1) использование территории Польши для транзита товаров, участвующих в российско-германской внешней торговле, особенно поставок природного газа;

2) осуществление в Польше прямых иностранных инвестиций (ПИИ) германскими ТНК, стремящимися закрепиться на рынках СНГ, а с недавних пор - и российскими ТНК, желающими усилить присутствие в ЕС.

Значение Польши для российско-германской внешней торговли

Многие годы в экспорте России в ФРГ доминируют углеводороды. В 1990-е годы построен мощный газопровод "Ямал-Европа" через территории Белоруссии и Польши. Польский участок (683 км) находится в собственности EuRoPol GAZ, где "Газпрому" принадлежит 48%. В строительство вложено свыше 1 млрд долл. Даже после обесценения активов российские ПИИ в проект составили в конце 2015 г. 458 млн долл.1

Из-за проблем с транзитом через Украину встал вопрос о повышении безопасности маршрутов транспортировки газа. Польша не захотела ни расширять мощности газопровода "Ямал-Европа", ни подключаться к проекту "Северный поток" (по модели компаний из Франции и Нидерландов), чтобы не нанести урон Украине -своему союзнику. В итоге по дну Балтийского моря в обход Польши в 2010-2012 гг. проложены две нитки трубопровода мощностью 55 млрд м3 газа в год. При этом "Газпром" владеет 51% акций Nord Stream, управляющей "Северным потоком" (в строительство вложены 7,4 млрд долл., балансовая стоимость инвестиций "Газпрома" в 2015 г. оценивалась в 955 млн). К концу 2019 г. возможен запуск ещё двух ниток ("Северный поток 2"), которые удвоят пропускную способность балтийской магистрали, полностью ликвидировав зависимость России в вопросе поставок газа от нестабильности на Украине, к тому же снизив зависимость как России, так и ФРГ от самой Польши.

В итоге ФРГ нарастила поставки природного газа из России. Тг1к, в 2012 г. Германия получила из России 30 млрд м , импортировав 86,8 млрд м (т.е. на Россию пришлось 34,6% германского импорта). В 2015 г. она получила из России уже 45,3 млрд м3 (из 104 млрд м3 импортированного газа, т.е. доля России выросла до 43,6%). Основной прирост импорта связан с наращиванием Германией реэкспорта -с 12,5 млрд м3 в 2012 г. до 29 млрд м3 в 2015 г. (т.е. без учёта реэкспорта зависимость ФРГ от России даже уменьшилась на 2 проц. пункта). Что касается Польши, то она все эти годы закупает примерно 80% газа в России (на уровне порядка 9 млрд м3). Запуск в 2016 г. польского терминала под сжиженный катарский газ экономи-

1 Здесь и далее см. отчёты "Газпрома" (http://www.gazprom.ru); данные по ФРГ в целом -

статистика ВР (http://www.bp.com).

чески менее выгоден, налаживание реверсных поставок российского газа по трубопроводу "Ямал-Европа" из ФРГ не имеет смысла для энергетической безопасности - Польше разумнее было просить скидку по цене у "Газпрома". Возможное создание через несколько лет газопровода "Ямал-Европа-2" в любом случае уже будет работать на Словакию и Венгрию, а не на ФРГ. К тому же "Газпром" из-за реализации 3-го энергопакета ЕС лишён функций технического оператора польского участка "Ямал-Европа", что не создаёт стимулов для новых ПИИ в польскую газотранспортную инфраструктуру.

Транзит неэнергетических российских товаров в ФРГ и германских в Россию через территорию Польши также нельзя назвать безоблачным. Польша и Россия конфликтуют из-за разрешений водителям грузовиков и других проблем. Дискуссии вокруг экономического вопроса (польские перевозчики не хотят конкурировать с водителями других стран), к сожалению, были наложены по времени на блокаду украинскими националистами российских грузовиков.

Кроме того, развернувшаяся между Россией и ЕС "война санкций", в которой Польша выступает явным сторонником сворачивания связей с Россией, негативно сказалась на масштабах взаимной торговли и с Польшей, и с ФРГ. Другое дело, что торговля Польши больше ориентирована на третьи страны [Тоганова, 2013].

Помимо санкций, действуют и иные факторы (падение цен на углеводороды, сокращение в России импорта товаров длительного пользования из-за экономического кризиса и т.д.). Однако это не отменяет того факта, что, например, экспорт Германии в Россию в 2015 г. составил, по данным ФТС России, лишь 20,4 млрд долл., что равнялось 53,4% от экспорта ФРГ в Россию в 2012 г. Значительная часть поставок физически шла через Польшу. В 2015 г. продолжалось падение экспорта ФРГ в Россию по всем важнейшим товарным группам. Так, стоимость поставок энергетического оборудования упала на 36,4% до 5,68 млрд долл., автомобилей -на 48,7% до 2,71 млрд, фармацевтической продукции - на 35,4% до 1,74 млрд, электротехники - на 38,6% до 1,46 млрд и т.д.1

Место Польши в российско-германских ПИИ

Германские ТНК в 1990-е годы активно использовали Польшу как плацдарм для освоения рынков России. Однако в 2000-е годы улучшение инвестиционного климата привело к развитию на территории самой России импортозамещающих производств [Белов, 2015]. Более того, реэкспорт стал налаживаться не только в Польше, но и в других новых членах ЕС.

Конечно, не всегда строительство завода германской ТНК в России означает перенос производства с её дочерней фирмы из Польши. Так, анализ модельного ряда выпускаемых автомобилей на заводах Volkswagen в Калуге (с 2007 г.) и Познани (с середины 1990-х гг.) показал, что в России стали собираться другие автомобили (ранее поставлявшиеся из ФРГ и Чехии).

Тем не менее, статистика Бундесбанка показывает, что в целом по динамике германских ПИИ в 2000-е годы Польша стала отставать от России. Так, в 2001 г. накопленные ПИИ германской обрабатывающей промышленности в Польше составили 3170 млн евро. Показатель по России был в 7,6 раза меньше - 416 миллионов. К 2010 г. разрыв между Польшей и Россией по накопленному объёму этих ПИИ почти исчез - 5346 млн против 5002 млн евро. В 2013 г. Россия уже лидировала -

1 См. базы данных ФТС России (URL: http://www.customs.ru).

5433 млн евро против 7049 млн (хотя в 2014 г. из-за обесценения российских активов германских ТНК, прежде всего в автопроме, показатель по России упал до 4922 млн). За 2002-2014 гг. накопленные ПИИ германских автомобильных ТНК выросли в Польше в 2,7 раза, а в России - в 51,6 раза, химических ТНК - упали в 1,5 раза в Польше и выросли вдвое в России, электротехнических ТНК - выросли соответственно в 2 и 21,5 раза1.

Неблагоприятный инвестиционный климат в Польше не позволяет российским ТНК, которые в 2000-е гг. заметно нарастили свои ПИИ, использовать страну для входа на рынок ФРГ. Польшу характеризует негативное отношение к любому российскому бизнесу, даже частному (можно вспомнить препятствия, чинившиеся производителю минеральных удобрений "Акрон", который с трудом купил 20% Grupa Azoty). В итоге есть лишь три частных российских ТНК со значимыми активами в Польше - помимо "Акрона", который все-таки смог использовать страну как плацдарм для проникновения на рынок ФРГ, это "ЛУКОЙЛ" (но все его АЗС в Польше, естественно, обслуживают внутренний рынок) и производитель алкоголя "Руст" ("Русский стандарт"), для которого немецкий рынок даёт 1% выручки, причём часть водки идёт на рынки ФРГ с российских, а не польских заводов.

Таким образом, Польша продемонстрировала неудачное влияние непродуманной внешней политики, базирующейся на исторических страхах, на экономические контакты с Россией.

Список литературы

Белов В.Б. (2015) Экономическое сотрудничество между Российской Федерацией и ФРГ / Современная Германия: экономика и политика. М.: Весь Мир. C. 392-453.

Тоганова Н.В. (2013) Влияние кризиса на внешнюю торговлю новых стран-членов ЕС: пример Польши // Мировое развитие. Выпуск 10. С. 116-126.

References

Belov V.B. (2015) Ekonomicheskoje sotrudnichestvo mezhdu Rossijskoj Federatsijej i FRG. In: Sov-remennaja Germanija: ekonomika i politika. Moscow: Ves' Mir. P. 392-453.

Toganova N.V. (2013) Vlijanije krizisa na vneshnjuju torgovlju novyh stran-chlenov ES: primer Pol'shi. Mirovoje Razvitije, issue 10. P. 116-126.

Is Poland a Bridge or a Barrier for Economic Relations between Germany and Russia?

Author. Kuznetsov A.V. Corresponding Member of RAS, Doctor of Economics, Deputy Director of Primakov National Research Institute of World Economy and International Relations of RAS, professor of MGIMO-University. Address: 23, Profsoyuznaya, Moscow, Russia, 117997. E-mail: [email protected]

Abstract. The article shows the role of Poland in Russian-German foreign trade and FDI. It is stressed that Poland missed an opportunity to exploit its advantageous geographical location because of political tensions with Russia. Special attention is paid to the transit of energy resources and other goods. Poland ignored Nord Stream due to solidarity with Ukraine. As a result, Germany increased significantly its gas imports from Russia for profitable re-export activities while Poland received nothing for both economic and security stability. The place of Poland in investment strategies of market expansion of both German and Russian TNCs is shown. For example, German TNCs preferred to conquer Russian markets from their subsidiaries in Poland only in the 90s. As for Russian TNCs, they consider Polish investment climate as unfavorable because of negative attitude to Russian firms, even private.

Key words: Russian economic relations, Poland, Germany, foreign trade, FDI, transit.

DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope420167982

1 Отчёты Бундесбанка о ПИИ за разные годы (URL: http://www.bundesbank.de).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.