Научная статья на тему 'Эволюция крупнейших германских ТНК'

Эволюция крупнейших германских ТНК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3213
379
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Современная Европа
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ГЕРМАНИЯ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ФИРМЫ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ГЕРМАНСКИЕ ТНК / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ПРЯМЫЕ ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / СТРУКТУРА СОБСТВЕННОСТИ / СТРАТЕГИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Конина Наталия Юрьевна

В Германии, основу экономики которой по-прежнему составляет индустриальный сектор, сложилась группа крупнейших транснациональных компаний (ТНК), устойчиво сохраняющих ведущие позиции среди европейских и мировых компаний. Статья посвящена тому, как немецкие фирмы за последние двадцать лет радикально изменили свою операционную модель, организовали цепочки создания стоимости и активно осуществляют зарубежную экспансию на основе зарубежных инвестиций. В центре исследования тезис о том, что для современных германских ТНК характерно изменение состава собственников и модели корпоративного управления, активная адаптация к изменениям внешней среды и превращение в глобальные компании, реализация стратегии роста, прежде всего, за счёт поглощения перспективных компаний, активная инновационная политика. Сделан вывод о том, что развитие германских ТНК формируется в значительной степени под влиянием цифровой революции, в деятельности фирм значительно возрастает значение знаний, опыта и инноваций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эволюция крупнейших германских ТНК»

СФЕРА ЭКОНОМИКИ

УДК 339.92, 334.726 Наталия КОНИНА

ЭВОЛЮЦИЯ КРУПНЕЙШИХ ГЕРМАНСКИХ ТНК

Аннотация. В Германии, основу экономики которой по-прежнему составляет индустриальный сектор, сложилась группа крупнейших транснациональных компаний (ТНК), устойчиво сохраняющих ведущие позиции среди европейских и мировых компаний. Статья посвящена тому, как немецкие фирмы за последние двадцать лет радикально изменили свою операционную модель, организовали цепочки создания стоимости и активно осуществляют зарубежную экспансию на основе зарубежных инвестиций. В центре исследования тезис о том, что для современных германских ТНК характерно изменение состава собственников и модели корпоративного управления, активная адаптация к изменениям внешней среды и превращение в глобальные компании, реализация стратегии роста, прежде всего, за счёт поглощения перспективных компаний, активная инновационная политика. Сделан вывод о том, что развитие германских ТНК формируется в значительной степени под влиянием цифровой революции, в деятельности фирм значительно возрастает значение знаний, опыта и инноваций.

Ключевые слова: Германия, международные фирмы, глобализация, германские ТНК, конкурентоспособность, прямые иностранные инвестиции, структура собственности, стратегии.

Введение

Успешное развитие экспорта из Германии и укрепление конкурентных позиций германских фирм на мировых рынках вызывает повышенный интерес к эволюции деятельности крупнейших германских компаний на фоне ускоряющихся технологических инноваций и возникающих новых глобальных возможностей.

Теоретические основания исследования

Глубокие преобразования в деятельности германских ТНК связаны с трансформацией их бизнес-модели и стратегий, адаптацией к существенным изменениям внешней среды под влиянием глобализации, интеграционных процессов и технологических изменений, прежде всего за счёт активного применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Важнейшие черты внешней среды крупнейших западноевропейских ТНК определяются значительной динамикой современных процессов в Европе, что обусловлено не только глобализацией, но и новым этапом научно-технической революции,

© Конина Наталия Юрьевна - д.э.н., заведующая кафедрой менеджмента, маркетинга и ВЭД Московского государственного института международных отношений МГИМО (У) МИД России. Адрес: 119454, Россия, Москва, пр. Вернадского,76. E- mail: nkonina777@gmail.com. DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope220184959

проблемами развития европейского экономического и валютного союза, эволюции германской экономической модели. Эти вопросы являются предметом пристального изучения и анализа в трудах отечественных учёных Белова В.Б. [Белов, 2004, 2009, 2015, 20161, Борко Ю.А. [Борко, 2012]; Буториной О.В. [Буторина, 2001, 2012], Громыко Ал.А. (2017), Кузнецова A.B. [Кузнецов, 2004, 2006, 2014, 2016], и др. Проблемы национальной специфики деятельности ТНК рассматриваются, как правило, в связи с прямыми иностранными инвестициями, инновационными системами, развитием национальных экономик. Известными являются работы Даннинга Д. [Dunning, 2009] и Уитли P. [Whitley, 2009]. Из зарубежных исследований деятельности германских фирм выделяются труды Лэйн К. [Lane, 1998]. Среди исследований отечественных учёных, посвящённых германской фирмам, следует отметить труды Кузнецова A.B. [Кузнецов, 2004, 2006, 2014] Белова В.Б. [Белов, 2015, 2016], СупянН.В. (2008).

Постановка проблемы исследования

Невзирая на существенно возросшую международную конкуренцию, крупнейшие германские ТНК за последние 20 лет сумели сохранить, а в ряде случаев укрепить свои позиции. Представляется важным проанализировать эволюцию их развития, чтобы понять механизм адаптации к глубоким изменениям во внешней бизнес-среде.

Результаты исследования

1. Особенности развития и глобализация операций германских ТНК

Германские фирмы возобновили интернационализацию своей деятельности, прерванную второй мировой войной, в 50-60-е годы XX в., первоначально ориентируясь на ближайшие европейские рынки. Немецкие крупнейшие фирмы весьма долго отставали от ТНК других стран по темпам и масштабам участия в транснационализации производства, как в связи с перерывом в интернационализации, так и особенностями германской модели корпоративного управления и очень глубоким встраиванием фирм в высокотехнологичную бизнес-среду и их зависимостью от создания и воспроизводства факторов в институтах, определяющих эту среду.

До конца 1990-х годов у германских фирм экспорт был основной формой внешнеэкономической деятельности. С середины 1980-х годов прямые иностранные инвестиции (ПИИ) неуклонно росли, особенно значительным рост ПИИ германских ТНК был во второй половине 1990-2000-х гг. [World Investment Report, 2017]. Важнейшими задачами при инвестировании за рубежом для германских ТНК являются оптимизация себестоимости и издержек производства, закрепление на перспективных рынках, приобретение ценного технологического и управленческого опыта, получение доступа к международному пулу неявных знаний и расширение рядов талантливых и высококвалифицированных сотрудников в штате компаний. Увеличение ПИИ привело к значительному росту общего количества зарубежных дочерних и аффилированных фирм германских ТНК с 18806 шт. в 1996 г. до 27654 шт. в 2015 г., числа занятых в них с 2,172 млн человек в 1996 г. до 5,489,3 млн человек в 2015 г. и оборота этих компаний с 730 млрд марок в 1996 г. до 2,136,4 трлн евро в 2015 г. [Deutsche Bundesbank, 2017]. Увеличение объёма ПИИ привело не только к переносу наиболее трудоёмких видов производственной деятельности, но и к перемещению за рубеж части других видов деятельности, в частности маркетинга, дистрибуции и частично НИОКР.

Продвижение немецких ТНК за рубеж первоначально определялось активной интеграцией в рамках ЕС. Германские ТНК сумели лучше других европейских ТНК воспользоваться преимуществами единого европейского рынка. В настоящее время для германских ТНК значение рынка ЕС несколько уменьшается, а возрастает значимость рынков США и Китая, являющихся главными рынками сбыта.

Германские ТНК активно осуществляют как вертикальные, так и горизонтальные ПИИ. Однако в последние годы сформировалась тенденция постепенного уменьшения доли накопленных ПИИ компаний ФРГ в общемировом объёме инвестиций.

Таблица 1.

Доля накопленных ПИИ ФРГ в общем объёме накопленных ПИИ в мире

1980 1985 1990 1995 2000 2010 2016

Накопленные

ПИИ германских 43127 59909 151581 268419 483946 1364565 1365375

ТНК, млн долл.

Общемировые

накопленные 513105 685753 1714147 2840216 7460522 20939211 26159708

ПИИ, млн долл.

Доля ПИИ гер-

манских ТНК в 8,4 8,74 8,84 9,45 6,49 6,52 5,22

общемировых

накопленных

ПИИ, (%)

Источник: рассчитано автором по World Investment Report, 1999. World Investment Report, 2017.

Последние несколько лет ознаменовались замедлением германских ПИИ, которые, согласно данным ЮНКТАД, составили в 2011 г. 77, 9 млрд долл., в 2012 г. -

62.2 млрд долл., в 2013 г. - 42,3 млрд долл., в 2014 г. - 99,5 млрд долл., в 2015 г. -

93.3 млрд долл., в 2016 г. - 34,6 млрд долл. [World Investment Report, 2017]. Согласно последним доступным статистическим данным Bundesbank о страновом распределении накопленных ПИИ компаний ФРГ, на конец 2012 г. крупнейшими получателями ПИИ германских ТНК являлись следующие страны и группы стран: ЕС -754,9 млрд евро, Нидердланды - 217,7 млрд евро, Великобритания - 111,1 млрд евро, Люксембург - 95,0 млрд евро, США - 168,1 млрд евро, Франция - 45,99 млрд евро, Китай - 42,2 млрд евро [Deutsche Bundesbank, 2014]. В 2016 г. общий объём накопленных ПИИ из ФРГ составил почти 1,3 трлн евро, при этом в мире существовало около 28 тыс. дочерних и аффилированных фирм, в каждой из которых накопленные германские ПИИ превышали 3 млн евро [Deutsche Bundesbank, 2017]. За последние 20 лет в накопленных ПИИ германских ТНК возросла доля Китая, Швеции, Чехии, Польши, России, Венгрии, Бразилии и Индии. Важнейшими географическими направлениями ПИИ для всех германских ТНК являются США и Китай, далее по привлекательности следуют Франция, Великобритания и Австрия. В последние годы основной формой ПИИ германских фирм были сделки по приобретению уже существующих компаний. Сокращение издержек называется руководителями германских ТНК в качестве главного мотива ПИИ.

В своих стратегиях ведущие германские ТНК сочетали органический рост с широким применением сделок по поглощениям, уделяя в последние годы особое

внимание приобретениям перспективных фирм ЕС, США и Китая. За период с 1991 по 2010 г. было зарегистрировано более 40 тыс. сделок по слияниям, поглощениям и дивестициям с участием германских фирм на общую сумму 2422,2 млрд евро [Mager F., Meyer-Fackler M., 2017]. Крупнейшими сделками по слияниям и поглощениям за последние 20 лет с участием немецких фирм являются объявленное в 2016 г. поглощение Bayer AG американской фирмы Monsanto Co. за 56,6 млрд долл., слияние в 1998 г. Daimler-Benz AG с американской автомобилестроительной корпорацией Chrysler стоимостью 40,47 млрд долл. и осуществлённое в 2016 г. поглощение химической ТНК Linde AG американского производителя промышленных газов Praxair Inc. за 35,16 млрд долларов.

Только в 2016 г. германские фирмы осуществили около 550 сделок по поглощениям на сумму около 34,6 млрд долл. прежде всего в странах ЕС и США. Одновременно германские фирмы приступили к инвестициям в 300 новых проектов на общую сумму 14,5 млрд евро [Schild, C., Walter, F., 2017, Deutsche Bundesbank, 2017].

В конкурентной борьбе на мировых рынках германские компании уделяют особое внимание факторам издержек, качества, времени и активной реализации своего инновационного потенциала [Белов, 2016]. Усиление транснационализации немецких корпораций и формирование ими глобальных цепочек создания стоимости (ГЦСС) сопровождалось ростом доли импортируемых комплектующих в экспортной продукции с 28% в середине 1990-х гг. до 42% в 2005 г. Последние 20 лет ознаменовались ростом объёмов торговли между материнскими компаниями немецких ТНК и их заграничными поставщиками и дочерними компаниями, а также ростом индекса транснациональности, который, по данным ЮНКТАД, для крупнейших германских ТНК превысил 50% [World Investment Report, 2017].

Широкое применение аутсорсинга, вынос наиболее трудоемких операций за рубеж, создание ГЦСС привели к росту конкурентоспособности немецких крупнейших фирм, снижению издержек, росту прибыли и улучшению финансовых показателей, несмотря на возросшую конкуренцию и волатильность на рынках. В основе конкурентоспособности крупнейших промышленных ТНК Германии лежат конкурентные преимущества, связанные с выпуском высококачественной технологически сложной продукции четвёртого технологического уклада. Ведущие немецкие ТНК, не порывая связи со страной базирования корпоративного центра, все активнее расширяют свои глобальные операции, уделяя большое внимание технологическим новшествам. Основными направлениями усиления конкурентных позиций ведущих германских ТНК является поиск быстрорастущих рынков и необходимых ресурсов, оптимизация издержек, прежде всего по стоимости рабочей силы, обновление активов, инновационная деятельность на основе активного осуществления слияний и поглощений, расширения прав и полномочий зарубежных дочерних компаний на ключевых рынках и применения новых технологий.

2. Некоторые черты развития германских ТНК

Направления развития германских ТНК за прошедшие 20 лет определялись совокупностью разных факторов, в том числе состоянием конкуренции, отраслевыми особенностями, технологическим переменами, избранной и реализуемой стратегией, а также особенностями менеджмента, корпоративной моделью и лидерством, реализуемым высшим руководством компаний.

Крупные германские ТНК с точки зрения организации управления эволюционировали в холдинговую систему построения бизнеса с наличием филиалов и дочерних компаний, созданных в разных странах и регионах мира на основе ПИИ. Этап организации фирменной деятельности в виде концернов остался в прошлом.

Германские ТНК, входящие в число крупнейших европейских промышленных компаний, в частности автомобильные Volkswagen, Daimler, BMW, химические BASF, Bayer, Henkel, Linde, Beiersdorf, Lanxess, Evonik технологический когломе-рат Siemens, производители автомобильных запчастей Robert Bosch, Continental, производитель медицинского оборудования Fresenius, производитель спортивных товаров Adidas, фармацевтическая Merck за прошедшие 20 лет значительно интернационализировали свои операции, войдя в число 250 крупнейших международных компаний по объёму продаж за пределами страны базирования штаб-квартиры. [Forbes, 2017]. За последние 20 лет 30 крупнейших германских компаний, акции которых составляют индекс DAX, увеличили долю своих доходов от операций за рубежом с 50% до примерно 75% в 2016 г. В середине 1990-х гг. в Германии трудилось 60% персонала немецких ТНК, в 2016 г. этот показатель составлял около 40% [Sommer U., Handelsblatt Global, 2017].

В течение долгого времени эволюция германских ТНК хорошо описывалась Уппсальской теорией интернационализации, в настоящее время операции крупнейших германских ТНК лучше описываются модифицированной концепцией эклектической парадигмы Дж. Даннинга [Dunning J., Lundan S.M., 2008].

Важной чертой эволюции германских ТНК за последние 20 лет стал переход к выработке и реализации глобальных стратегий, использованию все более глобальных организационных структур, предполагающих создание структур группового уровня управления - стратегических центров хозяйствования (СЦХ), которые отвечают за обеспечение стратегических позиций фирмы в одной или нескольких областях хозяйствования и за конечный результат. Так, организационная структура ТНК Siemens включает 8 СЦХ, BASF - 6 СЦХ, Bayer - 4 СЦХ, групповой уровень управления Volkswagen включает два дивизиона, один из которых включает три СЦХ [Volkswagen Annual Report, 2017, BASF Annual Report 2017, Siemens Annual Report 2017].

Германские ТНК меняют свою производственно-сбытовую модель, применяя аутсорсинг и постепенно отказываясь от собственного производства комплектующих, тщательно подбирая поставщиков в рамках ГЦСС, в основном работая с ними на принципах "точно в срок" (Just-in-Time и/или Just-in-Sequence) [Белов, 2016].

Основным стратегическим инструментом для превращения ведущих немецких компаний в глобальных игроков стали слияния и поглощения с фирмами США. За период с 1990 по 2004 г. германские ТНК провели 87 крупных успешных сделок по слиянию и поглощению активов в США. Среди немецких крупнейших компаний, реализовавших наибольшее число стратегических сделок по слияниям и поглощениям в США - компании Siemens, Daimler, Bayer, Robert Bosch, BASF. В частности, за период с 1990 по 2004 г. совершено сделок по приобретению активов в США: Siemens - более 20, Bayer AG - более 15, Berteslsmann AG - 11, Robert Bosch Gmbh - 11, Daimler - 11, Deutsche Bank - 11, BASF AG - 11 [Franco, C. and Weche Gelübcke, J. P., 2015]. За период с 2000 г. по 2016 г. германские ПИИ в США возросли с 122,4 млрд долл. до 291,7 млрд долл. в 2016 г., что составило 7,82% от общего объёма накопленных ПЗИ в США [World Investment Report, 2017, Statista].

Современная Европа, 2Q18, №2

Приобретение американских компаний в целом способствовало повышению рыночной стоимости ведущих немецких ТНК за счёт получения доступа к важнейшему и наиболее крупному рынку, увеличения ключевых компетенций, получения доступа к эффективной предпринимательской среде и квалифицированной рабочей силе.

Важной чертой эволюции германских ТНК являются большие перемены в структуре собственности и германской корпоративной модели управления, произошедшие за последние двадцать лет. Для корпоративной модели ФРГ всегда было характерно доминирование в собственности немецких крупнейших фирм национального банковского капитала.

Изменения в регулировании финансовой и банковской деятельности ЕС, налоговом законодательстве ФРГ, финансовая глобализация привели к резкому уменьшению доли немецких банков в акционерном капитале крупнейших германских ТНК, и, как следствие, уменьшению участия представителей банков в советах директоров. За последние 20 лет основной формой собственности стала "финансово-биржевая", характерная для большинства крупных ТНК развитых стран. При этой форме собственности ТНК советы директоров находятся под управлением представителей институциональных инвесторов. Изменение в форме собственности привело к изменению стратегии фирм, выдвигая в качестве приоритета финансовые показатели и прежде всего рост рыночной капитализации. Активные международные операции привели к устойчивому увеличению прибыли крупнейших германских фирм, что, в свою очередь, привлекло внимание зарубежных инвесторов. Начиная с 2016 г. акции 30 ведущих германских компаний, включенных в индекс немецкого фондового рынка DAX (Adidas, BASF, Bayer, Beiersdorf, BMW, Daimler, Fresenius, Henkel, Infineon, Linde, Merck, SAP, Siemens, Volkswagen) принадлежат преимущественно иностранным инвесторам, в частности одной из крупнейших в мире американской инвестиционной компаниия Blackrock, которая владеет в среднем не менее 5% акций каждой из указанных компаний [Sommer U., Handelsblatt Global, 20171.

Эволюция менеджмента германских ТНК проходила медленнее, чем смена основных собственников. Среди менеджеров высшего и среднего звена управления преобладают граждане ФРГ. Согласно данным консультационной компании Ernst & Young, 2/3 из 200 человек высшего управленческого персонала 30 крупнейших германских фирм являются гражданами Германии. Только 6% членов неисполни-тельних советов являются гражданами США, хотя 25% доходов крупных немецких фирм поступает из США, а 20% их акций принадлежат американским акционерам. Аналогичная ситуация с участием выходцев из стран Азии в топ-менеджменте ведущих немецких ТНК.

Эволюция германских ТНК в условиях динамичного развития информационно-коммуникационных технологий и глобализации связана с пересмотром стратегий развития с учётом технологических перемен, попыткой встроиться в цифровую экономику, сделать акцент на развитие интеллектуального потенциала, ноу-хау, особые управленческие знания (Soft Skills) и навыки [Конина, 20121. ТНК ФРГ, действующие в динамичных глобальных инновационно-технологических отраслях, таких как электронная и полупроводниковая, создание программного продукта, фармацевтическая, производство медицинского оборудования, в частности SAP, Siemens, Robert Bosch, Infineon, Merck наряду с автомобильными Volkswahgen, Daimler, BMW, Porsche уделяют все больше внимания инновациям и НИОКР. Для достижения глобального лидерства и повышения инновационного потенциала

Современная Европа, 2Q18, №2

крупнейшая германская фирма информационного сектора SAP осуществила за последние 12 лет 64 крупные международные сделки по слияниям и поглощениям. Последней крупнейшей сделкой SAP было приобретение в 2016 г. за 8,3 млрд долларов американской компании программного обеспечения в сфере решений для управления поездками и расходами Concur [SAP, 2017].

3. Место немецких ТНК среди крупнейших компаний мира

Несмотря на существование почти 9 тыс. германских ТНК, обладающих более 27600 дочерних предприятий и филиалов, основной объём ПИИ и заграничных операций приходится на крупнейшие компании [Deutsche Bundesbank, 2017].

Представление о роли в мире дают примерно три-четыре десятка ведущих германских ТНК, многие из которых занимают важное место среди крупнейших ТНК по объёмам иностранных активов.

Из 2000 крупнейших ТНК, формирующих ядро всей мирохозяйственной системы, 51 компания базируется в Германии. Германские ТНК занимают важные позиции в своих отраслях, уступая своим глобальным конкурентам, как правило, только по капитализации 27 фирм относятся к различным отраслям обрабатывающей промышленности (автомобилестроение, химическая, электротехника, производство электронного оборудования). Крупнейшие немецкие транснациональные компании в основном принадлежат к ключевым отраслям четвёртого технологического уклада, Bayer и BASF, Henkel, Beiersdorf, Linde, Merck принадлежат к химической/фармацевтической промышленности; Volkswagen, Daimler и BMW, Porsche, Robert Bosch, Continental, ZF Friedrichshafen - к автомобильной промышленности; Siemens - к электротехнике и электронике, третьего уклада - специальной и чёрной металлургии ThyssenKrupp и Salzgitter. Принадлежность ведущих немецких ТНК к отраслям предыдущего технологического уклада создаёт для них значительные проблемы в связи с быстрым моральным износом капиталоёмких активов и недостаточной рыночной капитализацией. Проблема недостаточной капитализации германских высокотехнологичных ТНК, в частности SAP SE, Siemens AG, Infineon очень серьёзна, особенно на фоне роста рыночной стоимости их американских конкурентов [Forbes, 2017].

Наглядное представление об эволюции позиций крупнейших германских ТНК дает рейтинг по обороту (доходам) 500 крупнейших акционерных компаний по версии Fortune. Так, в 1962 г. в состав 500 крупнейших мировых фирм по обороту входило 36 германских фирм, в 2009-м - 39 германских фирм, а в рейтинге Fortune Global 500 за 2017 г. представлено 29 германских фирм, которые по числу занимают пятое место после компаний США, Китая, Японии и Франции. Для сравнения, в этом же рейтинге за 2017 г. было 132 компании из США, 109 - из Китая, 51 - из Японии, 29 - из Франции, 23 - из Великобритании и 15 - из Южной Кореи.

Невзирая на сокращение общего числа германских ТНК среди самых крупных мировых компаний, оставшиеся фирмы сохраняют высокую конкурентоспособность, а в ряде случаев за прошедшие 20 лет даже усилили свои позиции. Самой крупной германской компанией по итогам 2016 г. по обороту является автопроизводитель Volkswagen с доходом более 240 млрд долл., являющийся последние два года крупнейшей мировой автомобильной компанией по объёму производства, и занимающий по обороту шестое место среди крупнейших глобальных компаний.

Таблица 2.

Германские фирмы среди 100 крупнейших нефинансовых ТНК, ранжированных по зарубежных активам за 2016 г. (в млрд долл. и тыс. сотрудников)

Наименование ТНК Отрасль Активы Оборот Персонал Индекс транснациональности TNI (%)

За рубежом Всего За рубежом Всего За рубежом Всего

Volkswagen Group Автомобилестроение 197,3 431,9 192,1 240,4 346,7 626, 7 60,3

Daimler AG Автомобилестроение 139,0 256,1 143, 6 170,0 112, 4 282,5 59,6

Siemens AG Технологический конломерат 115,3 140,3 67, 7 88, 3 136,9 351,0 65,9

BMW AG Автомобилестроение 106, 2 198, 7 88, 9 104,2 36,7 124,7 56,1

Deutsche Telekom AG Телекоммуникации 102,2 156,5 53,6 80,9 107,0 218,3 60,2

BASF SE Химическая 58,4 80,6 44,3 63,7 60,5 113,8 65,0

Robert Bosch GmbH Автомобилестроение 51,2 86,3 64, 8 80, 9 255,3 389,3 68,3

Bayer AG Химическая 45,4 86,7 20,1 51,7 55, 7 115,2 46,6

SAP SE Программное обеспечение 42, 6 46,7 21,1 24,4 84,2 84,1 92,5

RWE AG Инфраструктура 41,8 80, 5 20,6 48,2 23,8 58,7 45,1

E.ON AG Инфраструктура 37,7 67,1 18,4 42,2 26, 4 43,1 53,7

Источник: составлено автором по World Investment Report, 2017. Investment and the Digital Economy. 2017. United Nations Publications, Geneva, pp. 232-239.

В список крупнейших мировых фирм входят другие крупнейшие немецкие автопроизводители - BMW Group и Daimler, доминирующие на мировом рынке представительских машин. Особое место среди крупнейших мировых компаний занимает технологический конгломерат Siemens, доминирующий в секторе энергетики, промышленной электроники и интернета вещей. BASF и Bayer являются крупнейшими мировыми диверсифицированными компаниями, производящими широкий спектр химической продукции по всей цепочке добавленной стоимости. Adidas входит в число крупнейших мировых компаний потребительского сектора. Среди ведущих ТНК сферы услуг присутствуют такие германские фирмы, как розничные торговые сети Metro и Edeka, телекоммуникационная Deutsche Telekom, логистическая Deutsche Post DHL Group, ведущие транспортные компании Deutsche Bahn и Lufthansa, инфраструктурные компании E.On, RWE, Uniper, одна из крупнейших в

Современная Европа, 2018, №2

мире туристических компаний TUI. В число 50 крупнейших финансовых учреждений мира входят германские страховые компании (Allianz, Munich Re Group) и крупнейшие банки (Deutsche Bank, Commerzbank).

Таблица 3.

Крупнейшие немецкие компании в 2016 г.

№ в глобальном рейтинге 2000 фирм Наименование компании Доходы, (млрд долл.) Прибыль, (млрд долл.) Активы, (млрд долл.) Рыночная стоимость, (млрд долл.)

21 Allianz 115,7 7,6 935,9 83,7

28 Daimler 169,5 9,4 256,3 76,1

28 Volkswagen Group 240,3 5,7 458,7 72,9

50 Siemens 88,4 6,4 133,1 109,8

51 BMW Group 104,2 7,6 210,3 57,7

77 Deutsche Telekom 80,9 3,0 156,6 80,0

89 Bayer 51,8 5,0 90,1 94,4

93 BASF 63,7 4,5 83,9 91,0

120 Munich Re 68,8 2,9 286,9 30,5

178 SAP 24,4 4,0 46,7 119,7

196 Deutsche Post 63,4 2,9 40,6 41,0

206 Continental 44,9 3,1 39,4 42,7

228 Fresenius 32,2 1,8 49,0 43,9

286 Henkel 20,7 2,3 30,0 52,1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

288 Merck 16,6 1,8 41,1 49,1

336 Linde 18,7 1,3 39,1 31,3

441 Deutsche Bank 44,3 -1,9 1686,6 34,0

468 Adidas 21,3 1,1 16,1 39,6

513 Deutsche Lufthansa 35,0 2,0 37,8 7,4

629 ThyssenKrupp Group 44,1 0,36 36,9 13,5

663 Commerzbank 15,9 0,29 513,1 11,0

805 Metro Group 64,5 0,22 30,8 10,1

896 Uniper 74,4 -3,6 63,2 6,1

906 Infineon Technologies 7,3 0,83 10,1 22,5

927 Beiersdorf 7,5 0,78 8,0 24,1

960 TUI 18,8 0,5 14,7 7,9

Источник: составлено автором по Fortune Global 500 и Forbes Global 2000 https://www.forbes.eom/global2000/list/2/#country: Germany

Среди фирм, занимающих важные позиции в глобальных инновационно-технологических отраслях, выделяются немецкие компании Siemens, Robert Bosch -в электронике, Infeneon - в полупроводниковой промышленности, SAP - в разработке программного обеспечения.

За прошедшие 20 лет значительно усилились позиции германских ТНК сектора услуг, в частности в сфере информатики и телекоммуникаций, медиабизнеса, логи-

стики, инфраструктуры, таких компаний, как Deutsche Telekom, Deutsche Post Dhl Gmbh, E ON, Uniper, RWE, Berstelsmann AG, Lufthansa.

Заключение

В условиях динамично меняющейся внешней среды крупнейшие германские ТНК за последние 20 лет переходят к глобальным стратегиям развития и использованию все более глобальных организационных структур. За последние годы произошли серьёзные изменения в структуре собственности и модели корпоративного управления германских ТНК, что сказывается на деятельности компаний. Крупнейшие немецкие ТНК в основном принадлежат к ключевым отраслям четвёртого технологического уклада, в частности, автомобильной, химической, фармацевтической, электротехнической и электронной промышленности, что создает проблемы с недостаточной капитализацией компаний. Германские ТНК эволюционируют в условиях усиливающейся конкуренции с американскими, китайскими и корейскими ТНК, активно проводят цифровую трансформацию в рамках чётвертой промышленной революции, наряду с органическим ростом осуществляют сделки по международным слияниям и поглощениям и все более ориентированы на рынки США и Китая.

Список литературы

Антюшина В.В., Баранова К.К., Белов В.Б., Грачева М.В., Гринберг P.C., Зверев A.B., Меден Н.К., Павлов Н.В., Синдеев A.A., Супян Н.В., Тнмошенкова Е.П., Цеднлнн Л.И. (2015) Современная Германия. Экономика и политика / Отв. ред.: В. Б. Белов. М.: Издательство Весь мир. - 720 с.

Белов В.Б. (201б) Новая парадигма промышленного развития Германии - стратегия "Индустрия 4.0"// Современная Европа. №5. С. 11-22.

Буторина О.В. (2012) Причины и последствия кризиса в зоне евро // Вопросы экономики. №12. С. 98-115.

Германия. Вызовы XXI века (2009) / Под. ред. В.Б. Белова М.: Весь Мир.

Европа XXI века. Новые вызовы и риски: [монография] (2017) / [Ал. А. Громыко, В. В. Жур-кин, В. П. Фёдоров и др.]; под общей редакцией Ал. А. Громыко, В. П. Фёдорова. М., СПб.: Нестор-История. - 584 с.

Европейский союз на пороге XXI века: выбор стратегии развития (2001) /под ред. Ю.А. Борко (отв. ред), О.В. Буториной. М.: УРСС. - 480 с.

Конина Н.Ю. (2012) Конкурентоспособность фирмы в глобальном мире. М.: Проспект. - 3б8 с.

Кузнецов A.B. (2004) Мирохозяйственные связи германских компаний. М.: ИМЭМО РАН.

Кузнецов А., Белов В.Б., Бусыгина ИМ., Супян Н.В. (2014) Мир. Вызовы глобального кризиса. Германия // Мировая экономикой международные отношения. № 2. С. 38-52.

Кузнецов A.B. (200б) Некоторые аспекты развития европейских ТНК и трансформация немецких компаний в начале XXI века // Актуальные проблемы Европы. №2. С. 32-54

References

Antyushina V.V., Baranova K.K., Belov V.B., Gracheva M.V., Grinberg R.S., Zverev A.V., Meden N.K., Pavlov N.V., Sindeyev A.A., Supyan N.V., Timoshenkova Ye.P., Tsedilin L.I. (2015) Sovremennaya Germaniya. Ekonomika i politika / Otv. red.: V. B. Belov. M. : Izdatel'stvo Ves' mir. - 720 s.

Belov V.B. (201б) Novaya paradigma promyshlennogo razvitiya Germanii - strategiya "Industriya 4.0". Sovremennaya Yevropa. N 5 S. 11-22.

Butorina O.V. (2012) Prichiny i posledstviya krizisa v zone yevro. // Voprosy ekonomiki. № 12. S. 98-115.

Germaniya. Vyzovy XXI veka (2009) / Pod. red. V.B. Belova M.: Ves' Mir.

Yevropa XXI veka. Novyye vyzovy i riski: [monografiya] (2017) / [Al. A. Gromyko, V. V . Zhurkin, V. P . Fodorov i dr.]; pod obshchey redaktsiyey Al. A. Gromyko, V. P . Fodorova. - M., SPb.: Nestor-Istoriya. -584 s.

Yevropeyskiy soyuz na poroge XXI veka: vybor strategii razvitiya (2001) /pod red. YU.A. Borko (otv. red), O.V. Butorinoy. M.: URSS. - 480 s.

Konina N.YU. (2012) Konkurentosposobnost' firmy v global'nom mire. - M.: Prospekt. - 368 s.

Kuznetsov A.V. (2004) Mirokhozyaystvennyye svyazi germanskikh kompaniy. - M.: IMEMO RAN.

Kuznetsov A., Belov V.B., Busygina I.M., Supyan N.V. (2014) Mir. Vyzovy global'nogo krizisa. Ger-maniya //Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnyye otnosheniya. № 2. S. 38-52.

Kuznetsov A.V. (2006) Nekotoryye aspekty razvitiya yevropeyskikh TNK i transformatsiya nemetskikh kompaniy v nachale XXI veka //Aktual'nyyeproblemy Yevropy. № 2. S. 32-54.

Deutsche Bundesbank. Foreign direct investment stock statistics 2017. Special statistical publication April 2017.

Deutsche Bundesbank. Statistik über Struktur und Tätigkeit von Auslandsunternehmenseinheiten deutscher Investoren (Outward FATS) November 2017.

Dunning, J. H. (2009). Location and the multinational enterprise: a neglected factor? Journal of International Business Studies, (40), PP. 5-19.

Forbes. Forbes Global 2000 [Электронный pecypcj.URL: https:// www.forbes.com/global2000/list/2/#country: Germany.(flaTa обращения: 07.07.2017).

Franco, C. and Weche Gelübcke, J. P. (2015). The Death of German Firms: What Role for Foreign Direct Investment? World Econ, 38: 677-703. doi:10.1111/twec.12227

Lane, C. (1998). European Companies between Globalization and Localization: A Comparison of Internationalization Strategies of British and German MNCs', Economy and Society, 27(4), p. 462-485.

Mager F., Meyer-Fackler M., Mergers and acquisitions in Germany: 1981-2010, Global Finance Journal, (2017) Volume 34, Pages 32-42, https://doi.org/10.1016/j.gfj.2017.03.004.

Siemens Annual Report, 2017.

SAP Integrated Report, 2017.

Sommer U. The DAX's foreign invasion. Handelsblatt Global. October 13, 2017. https://global.handelsblatt.com/finance/the-daxs-foreign-invasion-839570

Volkswagen Annual Report, 2016.

World Investment Report 1999: Foreign Direct Investment and the Challenge of Development. (1999). United Nations Publications, Geneva, p. 430-527.

World Investment Report 2017. Investment and the Digital Economy. (2017). United Nations Publications, Geneva, p. 230-239.

Evolution of the Largest Multinational German Companies

Author. Konina N., Professor, Doctor of Economics, Head of management, marketing and foreign economic activity department of MGIMO-University of the MFA of Russian Federation, Russia. Address: 76, prospect Vernadskogo, Moscow, Russia, 119454. E-mail: nkonina777@gmail.com

Abstract. In Germany, which economy is still based on the industrial sector, there are several highly competitive transnational companies. Over the last twenty years they have radically changed their business model and actively implement foreign expansion on the basis of foreign investment and global value chains. German TNCs focus on changes in the composition of owners and on the model of corporate governance. They actively adapt to changes in the external environment. The largest German TNCs mainly belong to the key industries of the third phase of industrial revolution, which are the most internationalized: the chemical / pharmaceutical industry; automotive, electrical engineering and partly electronics. The forthcoming industry 4.0 is changing competitive positions of many firms. The article analyzes the evolution of the development of German multinationals into global companies, their characteristics, competitive positions and development trends against the backdrop of digital revolution and globalization.

Keywords: Germany, international firms, globalization, German multinationals, competitiveness, foreign direct investment, ownership structure, strategy.

DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope220184959

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.