И.М. Мохова, Н.В. Мохов
Реакция Франции на «арабскую весну»: Старые ориентиры новой внешней политики
Аннотация. Статья посвящена анализу изменений во французской внешней политике в арабском мире под воздействием событий «арабской весны». Авторы выявляют основные причины эволюции внешней политики Франции от поддержки авторитарных арабских режимов к активному поощрению революционных процессов, происходящих в регионе. Исследуется новая установка французской дипломатии, предполагающая содействие не столько протестным движениям, сколько обоснованным демократическим реформам, а также установление партнерских отношений как с либерально настроенными элитами, так и с оппозиционными группами, не имевшими до недавнего времени серьезного политического веса.
Abstract. The article is devoted to the analysis of French foreign policy changes caused by the Arab spring. The authors attempt to reveal key factors which affected an evolution of French foreign policy from supporting Maghreb authoritarian regimes to backing revolutionary process under way in the region. The article examines a new stance of French foreign policy that is focused on the support of not only protest movements but also democratic transformation and reforms undertaken by autocratic regimes, setting up partnership relations with liberal minded elites and opposition groups excluded from the political legal environment until recently.
Ключевые слова: Франция, «арабская весна», демократия, международные отношения.
Keywords: France, Arab spring, democracy, international relations.
Начало «арабской весны» для Франции, как и в целом для стран Запада, оказалось полной неожиданностью. Об этом свидетельствуют очевидные внешнеполитические просчеты французской дипломатии, допущенные на начальном этапе народных волнений в Тунисе и Египте. Среди них можно отметить предложение французского министра иностранных дел М. Аллио-Мари о содействии французской полиции режиму Бен Али в наведении порядка в стране, а также поддержку Х. Мубарака в целях обеспечения стабильности в Египте в первые недели демонстраций.
Осознав со временем бесперспективность этого курса «на стабилизацию», Франция изменила свою внешнеполитическую стратегию, подстраиваясь под те процессы, которые разворачивались в арабском мире. В результате этой тактики гибкого реагирования сразу после начала противостояния власти и оппозиции в Ливии Франция встала на сторону протестующих и заняла позицию, осуждающую режим Каддафи. Бескомпромиссная поддержка сил, противостоящих М. Каддафи, обрела конкретные очертания в достаточно воинственной позиции Франции и лично Н. Саркози. В новом прореволюционном усердии Парижа ощущалась поспешная попытка «загладить» установку на сохранение авторитарных режимов в Тунисе и Египте, которые пали в результате народных выступлений. В этот период стало уже очевидно, что первоначальный курс противоречил как традиционной риторике Запада о демократизации, так и реальным тенденциям изменений общественно-политической жизни в арабском мире.
Традиционная политика Франции
в отношении арабских режимов:
прагматизм интересов и демократический дискурс
Франция традиционно поддерживает с арабским миром тесные политические, экономические и культурные связи и рассматривает в первую очередь арабские страны юга Средиземноморья в качестве сферы своего влияния. Эти связи обусловлены широким спектром французских интересов в области политики, безопасности и экономики.
1. Страны Северной Африки в последние десятилетия служат удобной базой тылового обеспечения для исламистских терро-
ристических организаций, которые действуют как внутри этих стран, так и за их пределами, угрожая французским интересам. Возросшая необходимость противостояния террористическим угрозам способствовала естественному сближению и налаживанию сотрудничества между французскими и североафриканскими государственными органами. Сотрудничество предполагало обмен оперативной информацией, обучение и поставку французских специальных технических средств и оружия специального назначения. Жесткие режимы Х. Мубарака, З. эль-А. Бен Али, М. Каддафи и А.А. Бутефлики устраивали Францию в силу того, что они эффективно подавляли исламистские организации, выполняя тяжелую работу с пользой как для них самих, так и для французов.
2. Важность сотрудничества между Францией и североафриканскими государствами обусловливается также усугубившейся в последние годы проблемой нелегальной иммиграции. Франция заключила со всеми странами соглашения по сотрудничеству, направленному на сдерживание потока нелегальной арабской и африканской иммиграции через Средиземное море. Жесткие и авторитарные режимы североафриканских стран являлись более удобными партнерами для Франции в этом вопросе. Силовые ведомства традиционно обладают большой мощью и влиянием в авторитарных государствах в целом и в странах Северной Африки в частности. Это обстоятельство способствовало эффективному поддержанию общественного порядка, а также более слаженной координации усилий по задержанию нелегалов, борьбе с подпольными сетями их транспортировки в Европу и контролю за береговой линией.
3. Страны Северной Африки представляли для Франции интерес и в качестве достаточно емких рынков реализации французского экспорта. Многочисленное население арабских стран (Египет -82 млн., Алжир - 36 млн., Марокко - 32 млн.) обусловливает емкость рынка1, а широкое распространение французского языка в странах Магриба создает благоприятные условия для спроса на французскую продукцию. В частности, знание языка способствует
1 Емкость рынка — это возможный объем реализации товара /услуги при определенном уровне цен.
94
упрощению деловых контактов, обучению, работе с документацией, а также восприятию массовой рекламы, доступной благодаря популярности французских телеканалов, вещающих через спутник. В 2009 г. в Алжире работали 420 филиалов французских предприятий [La France et L'Algérie, 2010], французский экспорт в Алжир составил в 2010 г. более 5 млрд. евро1 [Le chiffre du commerce extérieur, 2010]. Алжир является главным экономическим партнером Франции в Африке и представляет собой третий по значимости (за пределами стран ОЭСР) рынок сбыта для французского экспорта, уступая лишь Китаю и России [La France et L'Algérie, 2010].
Крупный экономический партнер Франции - Египет импортировал в 2010 г. французской продукции на 2,5 млрд. долл. [Fiche pays Egypte, 2011, p. 3]. Марокко занимает первое место в Африке по привлечению французских инвестиций. Доля Франции в общем объеме привлеченных Марокко прямых иностранных инвестиций (ПИИ) составляет 51%. В 2009 г. объем французских ПИИ в эту страну составил 700 млн. евро [La France et le Maroc, 2011]. По данным Марокканского агентства по привлечению инвестиций, в стране в настоящее время работают 750 филиалов французских предприятий [750 implantations.., 2010]. Североафриканские рынки ценны для Франции также в силу формирования спроса на технологичную продукцию таких отраслей, как военно-промышленный комплекс, атомная энергетика и машиностроение.
Помимо этого, в условиях экономического кризиса сохранение и увеличение объема французского экспорта в страны, располагающие существенными золотовалютными резервами (прежде всего Ливия и Алжир), рассматривались в качестве важного направления восстановления экономического роста.
4. Сдержанность французской позиции в первой фазе по отношению к антиправительственным выступлениям в Северной Африке частично объяснялась также задачами сохранения стабильности энергетического обеспечения Франции. Газ и нефть, составляющие 49% потребляемой во Франции энергии, поставля-
1 Согласно официальным данным министерства экономики, финансов и промышленности Франции, объем французского экспорта в Алжир в 2010 г. составил 5139 млн. евро, Марокко — 4056 млн. евро, Тунис — 3419 млн. евро.
ются из-за рубежа1 [La France: 50 ans.., 2007], Алжир и Ливия являются важными поставщиками этих ресурсов [Les importations françaises.., 2011]. В октябре 2010 г. Франция и Ливия подписали декларацию о намерениях по стратегическому партнерству, которая должна была стать основой для дальнейшего развития двусторонних отношений.
Таким образом, Франция, исходя из комплексных национальных интересов, выстраивала долгосрочную политику сотрудничества и поддержки режимов североафриканских стран, стремилась обеспечить стабильность и предсказуемость их развития, наращивая в этих странах свое многоаспектное влияние (от политического до культурного). Возможная дестабилизация в многомиллионных Египте, Алжире и Марокко сулила настолько серьезные последствия для Франции (связанные с активизацией исламистских организаций, наплывом беженцев и эмигрантов, продовольственным кризисом и т.д.), что установка на поддержание авторитарных (но надежных) режимов перевешивала призывы к демократизации арабских стран.
В этих условиях Франция фактически закрывала глаза на нарушение прав человека и фасадную демократию в странах Северной Африки, не выходя в этом вопросе за пределы демократического дискурса.
Новая французская политика: догнать меняющийся арабский мир
После падения режимов З. эль-А. Бен Али и Х. Мубарака события в арабском мире постепенно приняли широкий размах. Стало очевидно, что события в Тунисе и Египте развивались в унисон с чаяниями огромного числа жителей арабских стран - социальный протест нарастал в Ливии, Йемене, Иордании, Алжире и Марокко. Регион находился на пороге нового этапа общественно-политического развития.
1 По официальным данным, на долю стран Ближнего Востока приходится 27% импортируемых во Францию нефти и газа, на долю Африки — 19, России — 23, государств бассейна Северного моря (Норвегия, Голландия, Великобритания) — 30%. 96
Франция, как и другие страны Запада, была вынуждена быстро подстраиваться под меняющуюся реальность. Новая установка французской дипломатии предполагала положительную оценку революционной общественно-политической тенденции, содействие и поддержку этой беспрецедентной трансформации арабского мира (поддержку не только и не столько протестных движений, сколько обоснованных демократических реформ) и установление доверительных и партнерских отношений как с либерально настроенными элитами, так и с оппозиционными группами, не имевшими до этих событий серьезного политического веса.
В обобщенном виде новая французская политика концентрируется вокруг двух основных целей. Во-первых, она обусловлена стремлением «сопровождать» изменения, направляя их в демократическое русло. Предполагается, что подобный курс сохранит стабильность и предсказуемость развития арабских стран, позволит им избежать девиаций в форме теократических республик (наподобие Ирана), распавшейся государственности (Ирак, Афганистан) или «ничьей земли» (no man's land - Сомали). Во-вторых, активность Франции объясняется желанием сохранить (а если получится, то и укрепить) свои позиции в арабских странах, исходя из принципа «инициатива - залог влияния».
Новый курс Парижа облекался в символическую риторику -французские политики подчеркивали тот факт, что Франция является родиной общемировой концепции прав и свобод человека и стремится твердо отстаивать эти ценности в мире. Так, президент Н. Саркози заявил, что Франция ставит перед собой цель - помогать и поддерживать народы, «которые решили стать свободными» [Sarkozy N., 2011].
Резкий поворот Франции в сторону поддержки протестных движений также связан с активизацией внешнеполитических инициатив, исходящих лично от Н. Саркози. Его попытки быстрого реагирования на события в Ливии на начальном этапе антиправительственных выступлений даже привели к конфликтной ситуации, возникшей между французским президентом и министром иностранных дел А. Жюпе. Н. Саркози 10 марта 2011 г., не поставив в известность французский МИД, заявил о признании Национального переходного совета Ливии в качестве единственного легитимного представителя ливийского народа. Ситуацию усугубил тот
факт, что это решение скорее всего было принято под влиянием французского философа и интеллектуала Бернара-Анри Леви. Пользуясь своими личными доверительными отношениями с Н. Саркози и не имея никаких официальных полномочий, Леви смог установить от имени Франции контакты с оппозицией в Бенгази и убедить президента в необходимости поддержки ливийских повстанцев против режима Каддафи. В рамках решения этой задачи Леви совершил несколько поездок в Бенгази, имевших полудипломатический статус (не занимая должностей, он воспринимался в Бенгази как полномочный посланник французского государства), и тем самым он фактически выполнил работу А. Жюпе, что не могло не вызвать явного недовольства последнего.
Стремление Саркози фактически единолично, оттесняя на второй план собственное министерство иностранных дел, определять главные внешнеполитические решения отчасти связано с его предвыборной стратегией (выборы президента Франции намечены на апрель 2012 г.). Одна из причин усиления демократической ориентации внешней политики заключается в стремлении Н. Саркози обрести репутацию борца с диктаторскими режимами, которая могла бы сыграть в его пользу на предстоящих президентских выборах.
В рамках новой политики Франция выразила поддержку либеральным реформам, о которых объявили и частично провели режимы Марокко, Иордании и Алжира. Учитывая колоссальные трудности (материальные и социальные), вставшие на пути Туниса и Египта, а также государств, которые намеревались провести демократические реформы, французская дипломатия призвала развитые страны к политическому содействию и финансовой помощи (в формате как ЕС, так и С8). На саммитах «большой восьмерки», состоявшихся в мае 2011 г. во французском Довиле и сентябре 2011 г. в Марселе, проблемам трансформации арабского мира было уделено самое пристальное внимание. По приглашению Н. Саркози на саммите в Довиле присутствовали премьер-министры Туниса и Египта. Приглашение на саммит руководителей стран, в которых началась «арабская весна», было призвано продемонстрировать одобрение мировым сообществом изменений, происходящих в арабском мире.
Египет и Тунис стали первыми участниками программы «Довильского партнерства» (принятого в ходе майского саммита), цель которого состоит в оказании помощи странам Ближнего Востока и Северной Африки в проведении демократических преобразований. Всего на задачи по демократизации арабского мира «восьмерка» совместно с международными финансовыми институтами в ходе встречи в Марселе решила выделить около 80 млрд. долл. [Ье С8.., 2011].
Вместе с тем Европейский банк реконструкции и развития уже поставил ряд условий для выделения средств. В первую очередь эти страны должны продемонстрировать, «что они не сворачивают с пути демократии». Представитель ЕБРР заявил, что «мы сейчас заняты оценкой потребностей, но уже ясно, что эти потребности огромны... Мы должны увидеть прогресс в области развития демократии. Мы изучим состояние дел в этой сфере прежде, чем начнем вносить деньги» [«Восьмерка» поможет.., 2011].
Значительная часть этих средств будет направлена на финансирование социально-экономических проектов. Поскольку в случае резкого ухудшения экономической ситуации, связанной с политической нестабильностью, характерной для переходного этапа, население арабских стран, поддержавшее движение за реформы, разочаруется в идеалах демократии и свободы. Такие настроения могут стать удобной средой для активизации радикальных организаций, которые будут использовать ухудшение уровня жизни населения для дискредитации демократических перемен.
Изменения во внешней политике Франции также коснулись отношений к исламистским партиям, которые длительное время либо находились под запретом (тунисская «Ан-Нахда», египетские «Братья-мусульмане»), либо не допускались к участию в политической жизни (в результате подтасовок результатов выборов или с помощью сфабрикованных судебных дел против активистов исламистских партий). Ранее Франция не высказывалась в поддержку свободной деятельности исламистов на легальном политическом поле (напротив, одна из причин поддержки североафриканских режимов и заключалась в их эффективной борьбе с исламистами).
Последние события и настроения в странах Северной Африки показывают, что демократизация невозможна без участия исламистов в политике. Они, безусловно, отражают интересы, убежде-
ния и мировоззрение определенной части населения этих стран. Учитывая эти обстоятельства, Франция на современном этапе положительно оценивает участие исламистских организаций в политическом процессе при условии, что они откажутся от использования силовых методов и будут уважать результаты выборов. То есть сейчас Париж высказывается за допуск умеренных исламистов в политическое пространство.
В свете нараставшей критики внутри страны слишком консервативного (на начальном этапе) курса в отношении событий в Тунисе и Египте Париж начал положительно высказываться по поводу народных движений, требующих перемен, в других арабских странах (это касалось прежде всего Ливии и Сирии). Обострение ситуации в ливийском Бенгази и ряде других городов, вылившееся в применение боевого оружия против демонстрантов, подтолкнуло Францию, уже изменившую взгляд на события в арабском мире, к решительным действиям. На основании принципа защиты населения от насильственных действий со стороны авторитарного режима М. Каддафи Франция инициировала резолюции СБ ООН № 1970 и № 19731.
В соответствии со второй резолюцией, вводившей режим бесполетной зоны (кроме полетов с гуманитарными целями) над ливийской территорией, Франция и Великобритания приложили все необходимые усилия для формирования коалиции западных стран (с участием Катара и ОАЭ) с целью начала военной кампании, заняв в ней лидирующее положение. Оправдывая военные
1 Резолюция Совбеза ООН № 1970, принятая 26 февраля 2011 г. единогласно всеми 15 членами Совбеза, постановила: 1) немедленно положить конец насилию и предпринять шаги для удовлетворения законных требований населения Ливии; 2) передать вопрос о ситуации в Ливии на рассмотрение Международного уголовного суда; 3) ввести эмбарго на поставку оружия в Ливию. Резолюция Совбеза ООН № 1973, принятая 17 марта 2011 г. (10 голосов «за», 5 - воздержались (РФ, КНР, Германия, Индия, Бразилия)), постановила: 1) немедленно прекратить огонь и насилие в отношении мирного населения в Ливии; 2) ввести запрет на все полеты над Ливией, кроме гуманитарных полетов и эвакуации; 3) применять все необходимые меры для защиты гражданского населения за исключением ввода оккупационных войск; 4) строго соблюдать введенное ранее эмбарго на поставку оружия в страну; 5) заморозить активы ряда ливийских руководителей. 100
действия коалиции западных стран против режима Каддафи, французский МИД ссылался также на принцип ответственности по защите мирного населения от геноцида и других тягчайших преступлений1. Согласно заявлению министра иностранных дел А. Жюпе, Франция будет и впредь своевременно и жестко реагировать на факты насилия и нарушения прав человека и будет использовать все имеющиеся в арсенале дипломатические рычаги, а также санкции для того, чтобы положить этому конец [Juppé A., 2011].
Париж занимает аналогичную позицию и по Сирии. Франция выступила инициатором и настаивает на принятии резолюции ООН, осуждающей действия режима Башара Асада по подавлению протестов, которые привели к жертвам среди мирного населения и потоку беженцев из страны. По инициативе Парижа в мае 2011 г. ЕС ввел санкции в отношении Сирии, предусматривающие запрет на поставки в эту страну оружия и полицейской техники, на въезд на территорию Евросоюза представителей высшего сирийского руководства (включая президента) и заморозил их финансовые активы в Европе. По словам А. Жюпе, у Башара Асада есть только два пути: начать политические реформы или отказаться от власти [Juppé A., 2011].
В ливийском случае западная коалиция допустила сразу несколько нарушений резолюции СБ ООН № 1973. После нескольких дней авиационных ударов коалиции стало вполне очевидно, что эти удары нацелены на уничтожение Каддафи. Удары наносились по его резиденции и административным зданиям, в которых предположительно мог находиться командный пункт Каддафи, а также по другим возможным местам нахождения ливийского лидера. В результате бомбежек погибли трое внуков Каддафи, а также 29-летний сын Сейф аль-Араб. Попытки коалиции убить М. Каддафи, безусловно, были нацелены на достижение военной победы над режимом и противоречили положениям резолюции № 1973, которая ограничивалась установкой на защиту мирного населения и не предусматривала смену режима в Ливии.
1 Принцип ответственности по защите мирного населения впервые был одобрен всеми странами — членами ООН и зафиксирован в решениях Всемирного саммита ООН в 2005 г.
Помимо этого, для поддержки повстанцев Франция не только отправила в Бенгази военных инструкторов с целью выполнения консультационных и разведывательных задач (что с натяжкой вписывалось в рамки резолюции, которая разрешала «применять все необходимые меры... для защиты гражданского населения» [Резолюция СБ ООН № 1973]), но и поставляла повстанцам стрелковое оружие и противотанковые комплексы. В конце июня 2011 г. пресс-секретарь французского Генштаба Тьери Букхард признал факты поставок стрелкового оружия повстанцам из Бенгази. Французские военные охарактеризовали эти вооружения как «средства самозащиты». Оружие сбрасывалось с авиационной техники на парашютах (резолюция № 1973 установила строгое эмбарго на поставки оружия в Ливию).
К этим очевидным нарушениям международного права стоит добавить, что «технические сбои» авиации НАТО привели к серьезным разрушениям гражданской инфраструктуры и гибели гражданского населения.
Многочисленные нарушения Францией резолюции СБ ООН № 1973 объясняются целым рядом причин. Во-первых, уже на начальном этапе военной кампании стало очевидно, что всенародного подъема против режима М. Каддафи в Ливии не было. Разрозненные, плохо организованные вооруженные отряды оппозиции не могли оказывать длительного сопротивления армии М. Каддафи и тем более не могли одержать военную победу. Сторонникам М. Каддафи, если бы не военное вмешательство западной коалиции, скорее всего, удалось бы подавить мятеж. Именно поэтому Франция и Великобритания настаивали на продолжении операции и усилении военного вмешательства. Прекращение кампании до свержения ливийского лидера означало бы, с одной стороны, «потерю лица» для ее инициаторов, а с другой - стало бы символом победы М. Каддафи над Западом. Возможно, это даже изменило бы ход арабских революций.
Второй фактор, который обусловил определенное пренебрежение Франции резолюцией Совбеза, заключается во все более заметном стремлении этой страны активнее использовать вооруженные силы при урегулировании международных конфликтов в целях утверждения своей роли на мировой арене. Эта тенденция к повышению роли военного фактора во французской внешней по-102
литике также подтверждается возвращением Франции в военные структуры НАТО и активным участием французских вооруженных сил в конфликте в Афганистане.
Французское политическое руководство стремится к возвращению своей страны в число ведущих мировых держав не только за счет более активного использования вооруженных сил, но и через продвижение политических символов, имеющих очевидную положительную коннотацию. К таким символам, безусловно, относятся права человека, демократия и другие либеральные ценности. Защита этих ценностей (через декларации и действия) представляет для Франции дополнительный способ наращивания своего влияния в различных регионах мира. В ливийском случае победа М. Каддафи означала бы неизбежную расправу над оппозиционерами и усиление авторитарного режима. Поэтому борьба с ним всеми средствами (не считаясь с формальными рамками резолюции Совбеза) велась также и во имя демократизации мира.
События в арабском регионе в конце 2010 - начале 2011 г. показали определенную инертность внешней политики Франции, которая не определяла события, а испытывала на себе их последствия.
Торопливое стремление догнать в Ливии и Сирии волну перемен, упущенную в Тунисе и Египте, довлело над Парижем, толкая на резкие порывы и приступы энергичных действий. Успешные внешнеполитические решения редко вызревают в подобной обстановке. Несмотря на заявления об «успешном окончании» военной операции НАТО в Ливии, на свержение режима и гибель М. Каддафи, а также установление новой власти, будущее Ливии остается крайне неопределенным. В случае роста напряженности в Ливии, неспособности новой власти обеспечить стабильность и безопасность, усиления позиций исламистов и появления новых конфликтов все политические дивиденды, заработанные Н. Сарко-зи в качестве борца с тираническими режимами, будут сведены на нет. Неблагоприятное развитие дальнейшей ситуации в Ливии стало одним из уязвимых мест предвыборной кампании Н. Саркози.
В условиях общественно-политической трансформации в арабских странах внешняя политика Франции будет, как и прежде, направлена на сохранение и продвижение своих политических и
торгово-экономических интересов. Однако в новой ситуации риторика о поддержке демократизации арабских обществ и необходимости политической модернизации, как и определенные действия, стимулирующие эти процессы, будут неизменно сопровождать эту политику.
Арабский мир медленно встает на путь демократизации. Для Парижа вопрос о том, кто возглавит в североафриканских странах этот процесс - новые элиты, пришедшие к власти в результате революционных событий, или авторитарные режимы, вынужденные действовать под давлением внутренних событий и регионального контекста, - не будет иметь принципиального значения. Главным ориентиром политики Франции (как и других европейских стран) в регионе по-прежнему останется поддержание стабильности и предсказуемости происходящих там политических процессов.
Литература
«Восьмерка» поможет «арабской весне» деньгами // Евроньюс, 2011. -28.05. - Режим доступа: http://ru.euronews.net/2011/05/28/g8-announce-aid-package-for-egypt-and-tunisia/
Резолюция № 1973, принятая Советом Безопасности на 6498-м заседании 17 марта 2011 г. - Режим доступа: http://daccess-dds-ny.un.org/ doc/UNDOÇ/GEN/N11/268/41/PDF/N1126841.pdf?OpenElement
Le chiffre du commerce extérieur. Ministère de l'economie des finances et de l'industrie. - 2010. - Mode of access: http://lekiosque.finances.gouv.fr/ APPCHIFFRE/Etudes/thematiques/A2010. pdf
750 implantations françaises au Maroc /Royaume du Maroc. Agence Marocaine de développement des investissement. - 2010. - 24.11. - Mode of access: http: / / www.invest.gov.ma/ ?Id=39&lang=fr&RefCat=5&Ref=106&nb_ aff=10
Fiche pays Egypte. UBIFRANCE et les missions économiques. - 2011. -10 p. - Mode of access: http://www.ubifrance.fr/egypte/001B1101294A+fiche-pays-egypte.html
La France et L'Algérie: Présentation / Ministère des affaires étrangères et européenne. - 2010. - 04.10. - Mode of access: http://www.diplomatie.gouv. fr/fr/pays-zones-geo_833/algerie_406/france-algerie_1015/presentation_3992/ index. html#sommaire_2
La France: 50 ans de transformation. Le défi de l'énergie relevé avec succès : La documentation française. - 2007. - Mai. - Mode of access: http://www.
ladocumentationfrancaise.fr/dossiers/france-50-ans-transformations/defi-ener gie.shtml
La France et le Maroc: Présentation / Ministère des affaires étrangères et européenne. - 2011. - 15.06. - Mode of access: http://www.diplomatie.gouv.fr/ fr/pays-zones-geo_833/maroc_410/france-maroc_1185/index.html
Le G8 en appui du «printemps arabe» // Le journal du dimanche. - 2011. -10.09. - Mode of access: http://www.lejdd.fr/International/Actualite/Le-G8-double-son-aide-aux-pays-arabes-386731/
Les importations françaises de pétrole en 2008 / Ministère de l'ecologie, du développement durable, des transports et du logement. - 2011. - 10.03. -Mode of access: http://www.developpement-durable.gouv.fr/Les-importati ons-francaises-de.html
Juppé A. Discours d'ouverture du ministre d'état, ministre des affaires étrangères et européennes du colloque «printemps arabe» à l'institut du monde arabe. - 2011. - 16.04. - Mode of access: https://pastel.diplomatie.gouv.fr/ editorial / actual /ael2/bulletin.asp?liste=20110418. html#Chapitre1
Juppé A. Intervention du ministre d'état, ministre des affaires étrangères et européennes à la Brookings institution. - Wash., 2011. - 6.06. - Mode of access: http://www.ambafrance-ca.org/spip.php?article4134
Sarkozy N. Allocution radiotélévisée du Président sur la situation internationale. Palais de l'Elysée. - 2011. - 27 février. - Mode of access: http: //www.elysee.fr/president/les-actualites/ discours/2011 / allocution-radio televisee-du-president-sur-la.10756.html