Научная статья на тему 'Вести из Научно-методического совета'

Вести из Научно-методического совета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
127
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вести из Научно-методического совета»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2010. № 3

ВЕСТИ ИЗ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО СОВЕТА

10 февраля 2010 г. на факультете иностранных языков и ре-гионоведения МГУ имени М.В. Ломоносова состоялся очередной пленум Научно-методического совета по иностранным языкам Министерства образования и науки РФ. С отчетным докладом о работе НМС в 2009 г. выступила заместитель председателя НМС, доктор филологических наук, профессор М.В. Вербицкая.

ОТЧЕТ

о работе Научно-методического совета по иностранным языкам Министерства образования и науки РФ за 2009 г.

2009 год стал годом практической реализации некоторых положений программы реформирования российской системы образования. Поэтому научно-педагогической общественности приходилось работать в режиме "быстрого реагирования", принимая адекватные и продуманные решения.

Основным направлением работы Научно-методического совета является, как и раньше, активное участие в модернизации российской системы образования. Большое внимание в 2009 г. уделялось разработке документации по реализации государственной политики в области языкового образования, в том числе работе над государственными стандартами, типовыми учебными планами, примерными программами. В этой работе принимали активное участие члены НМС С.Г. Тер-Минасова, М.В. Вербицкая, Е.Н. Соловова, К.С. Махмурян. Несмотря на отсутствие утвержденных, официально принятых образовательных стандартов (пока мы видим только их проекты), по инициативе и в рамках НМС была разработана Примерная программа в рамках государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по дисциплине "Иностранный язык" на уровне подготовки бакалавров (неязыковой вуз), а также определены общие требования, связанные с системой контроля и уровнем приобретенных выпускниками компетенций (авторы концепции - С.Г. Тер-Минасова, Е.Н. Соловова; разработчики - Л.Г. Кузьмина, канд. пед. наук, доц., зав. кафедрой английского языка в профессиональной международной деятельности Воронежского государственного университета; Е.Н. Соловова, докт. пед. наук, проф., зав. лабораторией языкового контроля факультета иностранных языков и регионоведения МГУ

имени М.В. Ломоносова; М.А. Стернина, докт. филол. наук, проф., зав. кафедрой английского языка естественно-научных факультетов Воронежского государственного университета; М.В. Вербицкая, докт. филол. наук, проф., зав. кафедрой теории перевода и лексикографии факультета иностранных языков и регионоведения МГУ имени М.В. Ломоносова).

Этому предшествовала большая подготовительная работа. В январе 2009 г. членами НМС была разработана анкета с вопросами о подготовке по иностранному языку бакалавров неязыковых вузов, полученные данные тщательно проанализированы и использованы в разработке Примерной программы, которая далее прошла экспертизу ведущих специалистов, руководителей региональных отделений НМС - Л.К. Гейхман, докт. пед. наук, проф., зав. кафедрой прикладной лингвистки и информационных технологий образования Пермского государственного технического университета; Н.В. Чичериной, докт. пед. наук, проф., декана факультета иностранных языков Поморского государственного университета; М.Г. Лебедько, докт. филол. наук, проф. Дальневосточного государственного университета; М.А. Кулинич, докт. культурологии, проф., зав. кафедрой Поволжской государственной социально-гуманитарной академии; С.К. Гураль, канд. филол. наук, проф., декана факультета лингвистики и межкультурной коммуникации Томского государственного университета; И.А. Цатуровой, докт. пед. наук, проф. Южного федерального университета. Программа была обсуждена и утверждена НМС 18 июня 2009 г. (протокол № 5).

Обсуждение Примерной программы в кругу экспертов и разработчиков, данные анкетирования 2009 г. позволяют судить о том, как много остается еще спорных моментов в преподавании иностранных языков в неязыковых вузах, хотя они неоднократно обсуждались на конференциях. Эти вопросы стали предметом обсуждения и на данном пленуме НМС.

Неменьшее значение в модернизации российской системы образования имеет и обновление школьных стандартов. Члены НМС К.С. Махмурян, М.В. Вербицкая, Е.Н. Соловова приняли участие в разработке планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования по иностранному языку по линии РАО. В рамках этого проекта разработаны предложения по Государственной итоговой аттестации выпускников 9-го класса общеобразовательных учреждений по иностранному языку.

Члены Научно-методического совета уже, можно сказать, традиционно участвуют в подготовке материалов, экспертизе и проведении Единого государственного экзамена по иностранному языку. 128

В этом году впервые проводился ЕГЭ по испанскому языку, и это стало возможно во многом благодаря усилиям НМС и лично Е.В. Кореневой. В ряде регионов председателями региональных предметных комиссий являются члены НМС (М.А. Стернина, Л. К. Гейхман и др.). В целом НМС активно участвует в совершенствовании системы контроля и мониторинга качества образования по иностранным языкам в разных регионах России.

Все более значимую роль в выявлении талантливой молодежи, а значит, и в улучшении качества отечественного образования играют олимпиады, в частности Всероссийские олимпиады по иностранному языку и др. Члены НМС под председательством С.Г. Тер-Мина-совой участвуют в разработке, проведении и экспертизе материалов олимпиад, являются членами жюри. Уже не первый год под руководством проф. А.Л. Назаренко проводятся дистанционные олимпиады, которые требуют, несомненно, больших интеллектуальных усилий, но значительно расширяют потенциальный круг участников и больше соответствуют задачам образования XXI в.

Итак, подготовка и участие в экспертизе образовательных стандартов, примерных программ, учебных материалов, разработка КИМов, тестирований и заданий олимпиад стали неотъемлемой частью постоянной, практически ежедневной работы многих членов НМС.

Свое видение новых условий, приоритетов и проблем российского образования члены НМС неоднократно представляли профессиональному сообществу на конференциях. Ежегодная международная конференция "Языки в современном мире" (под эгидой НОПриЛ и НМС) прошла 28-31 мая в Коломенском государственном педагогическом институте (отв. - доц. Н.А. Ахренова). В этой конференции приняло участие более 200 человек.

Тематика конференции охватывала такие вопросы, как новое в преподавании иностранных языков и межкультурной коммуникации; преподавание иностранных языков для специальных целей; принципы построения современного учебника иностранного языка; теоретические и прикладные аспекты языкового тестирования; подготовка и переподготовка преподавателей иностранных языков. Особый интерес вызвало заседание секции "ИКТ в прикладной лингвистике" (в обсуждении приняло участие более 30 человек).

В апреле 2009 г. под эгидой НМС в Перми прошла конференция "Иностранные языки в дистанционном обучении" (отв. - проф. Л.К. Гейхман), в которой участвовало более 150 человек.

Традиционно резонансной стала и прошедшая в 2009 г. (26-28 ноября) в 13-й раз Международная конференция "Россия и Запад: диалог культур". Эта конференция по составу участников охватывает не

9 ВМУ, лингвистика, № 3

только различные регионы России, но и страны ближнего и дальнего зарубежья. Всего было представлено 350 докладов. Наибольший интерес вызвали доклады председателя НМС, декана факультета иностранных языков и регионоведения МГУ имени М.В. Ломоносова, проф. С.Г. Тер-Минасовой "Лингвокультурные аспекты национальной безопасности России и Запада" и члена президиума НМС проф. А.Л. Назаренко «Дидактические проблемы "диалога культур" в виртуальном классе». Фундаментальный характер и остроактуальная направленность пленарных и секционных докладов вызвали оживленную научную дискуссию. Следует отметить, что, говоря в Научно-методическом совете об иностранных языках, мы обычно имеем в виду прежде всего английский, реже - немецкий, французский и другие западноевропейские языки. Однако реальность сегодня такова, что интерес в мире смещается в сторону стран Востока и восточных языков и культур. Примечательно, что впервые в рамках конференции "Россия и Запад: диалог культур" работала секция "Россия и Восток". Конференция, как обычно, сопровождалась обширной культурной программой, в которой приняли участие и студенты. В целом конференции - это лучший способ обмена мнениями и интеграции мыслей различных научных школ и направлений.

Уже в 2008 г. была отмечена тенденция смещения интереса в сторону проведения научно-практических семинаров. В отчетном году эта тенденция явно получила распространение, что отражает специфику сегодняшнего дня. Научно-практические семинары разнообразны по тематике и формам работы (это и круглые столы, и мастер-классы, и блиц-опросы, и тестирование, и другие формы обмена опытом), например научно-практический семинар "Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранным языкам" (отв. - А.Л. Назаренко и Ю.Л. Гуманова), проведенный в ноябре в г. Коломне. Новой формой проведения конференции стала и Международная гала-конференция под названием "Книга умерла. Да здравствует книга!" (отв. - М.В. Вербицкая).

НМС активно сотрудничает не только с Национальным обществом прикладной лингвистики (НОПриЛ), но и с Национальным объединением преподавателей английского языка (НОПАЯз), и с Союзом переводчиков России, активно продвигая разработанные в рамках НМС научно-методические подходы в преподавании иностранных языков и перевода, проводя совместно конференции и семинары и способствуя консолидации передового опыта.

В целом в отчетном году члены НМС участвовали в 110 языковых конференциях и семинарах, проходивших в различных регионах России и за рубежом. 130

Одним из важных направлений работы НМС остается экспертиза учебных пособий, представленных для получения грифа. В 2009 г. в Научно-методический совет для проведения экспертных работ на право получения грифа было представлено 15 учебно-методических пособий. По сравнению с 2008 г. количество поступивших для экспертизы учебных материалов выросло. В то же время снизился процент пособий, получивших гриф. В 2009 г. получили положительные заключения с рекомендацией о присвоении грифа НМС всего 2 учебно-методических пособия:

1. Маньковская З.В. Английский язык для современных менеджеров: Учебное пособие (г. Москва, Московский государственный университет леса).

2. Титова С.В. Информационно-коммуникационные технологии в гуманитарном образовании: Учебное пособие (г. Москва, МГУ имени М.В. Ломоносова).

Необходимо отметить, что поступившие в 2009 г. на экспертизу учебные пособия разнообразны по специальностям: медицина, ветеринария, теоретическая механика, культурология, страноведение, экономика, а также востребованные сейчас менеджмент и информационно-коммуникационные технологии (в частности учебные пособия З.В. Маньковской и С.В. Титовой). Присланные для проведения экспертизы пособия разнообразны и по языкам (английский, итальянский, немецкий).

Анализируя качество учебных материалов, эксперты в рецензиях отмечают современную тематику и более тщательную подготовку методического аппарата учебных пособий, их адаптацию к новым условиям обучения и более гибкую структуру. К недостаткам же можно отнести несоответствие названия учебного пособия и его содержания, отсутствие логично продуманной структуры и системы тренировочных упражнений в пособиях, не всегда даются ссылки на оригинальные источники, из которых взяты тексты. Некоторые учебные материалы изобилуют ошибками и опечатками, нуждаются в корректорской правке. К сожалению, как и в прошлом году, в целом ряде работ, представленных на рецензирование, были замечены обширные заимствования из уже опубликованных западных учебных пособий, что является прямым нарушением статьи 146 УК РФ "Нарушение авторских и смежных прав" и статей 16, 18, 19 Закона об авторском праве и смежных правах. В связи с этим еще раз были разосланы информационные письма о необходимости соблюдения авторских прав и о невозможности получения грифа НМС в случае их нарушения. НМС придает большое значение повышению качества учебной литературы, видит в процедуре грифования эффективный механизм его обеспечения и в дальнейшем продолжит сотрудничество с вузами и издательствами по этому вопросу.

В 2009 г. впервые иностранное издательство обратилось в НМС для проведения экспертизы. Это было издательство "Макмиллан", выпустившее несколько пособий с участием российских авторов. Не все они получили гриф, было предложено некоторые из них переработать. Затем британское издательство "Пирсон Эдьюкейшн" ("Лонгман") представило целую серию учебных пособий на право получения грифа НМС. Это свидетельствует о том, что не только крупные отечественные, но и западные издательства заинтересованы в публикации учебных пособий с грифом НМС, являющимся гарантией высокого учебно-методического уровня.

Далее хотелось бы привести некоторые конкретные данные о работе секций НМС в 2009 г. Деятельность секции "Языковое образование в дошкольных учреждениях, образовательных школах, педагогических колледжах и вузах" (председатель - проф. В.В. Сафонова), как и в прошлые годы, отличается широтой охвата по тематике, методике и территории (Москва - Вена - Хабаровск - Нижний Новгород - Казань - Калининград - Республика Беларусь). Члены секции приняли участие в 16 международных, всероссийских, межвузовских, региональных и городских конференциях и семинарах с общим количеством участников около 3000 человек. Тематика выступлений разнообразна: проблемы интеграции российской системы образования в мировое образовательное пространство; содержание современного языкового образования в системе профессиональной подготовки студентов; новые подходы в лингвистике и межкультурной коммуникации; методические основы системы подготовки к ЕГЭ по иностранному языку и др. Очень важным с точки зрения пропаганды русского языка и русской культуры является организованный членами секции совместно с Российским центром науки и культуры в Вене Международный семинар "Межкультурное образование средствами русского языка в Европе". В круг интересов секции входят не только Россия и страны Запада. Так, в отчетном году были проведены, например, методическая конференция "Методика преподавания японского языка" и круглый стол "Преподавание китайского языка в школах г. Москвы", а также лингвокультурологический форум "Язык и культура: мосты между Европой и Азией" в Дальневосточном университете (г. Хабаровск). Заслуживает внимания и многообразие форм работы секции. Это и научно-практические семинары, и видеоконференции, и круглые столы, и курсы повышения квалификации, и олимпиады, и проекты. Обширна и издательская деятельность секции: в 2009 г. опубликовано более 48 научно-методических и учебных работ. Что же касается разработки документации по реализации государственной политики в области языкового образования, то нужно сказать, что 132

в основном именно членами этой секции (М.В. Вербицкой, Е.Н. Со-лововой, К.С. Махмурян, В.В. Сафоновой) подготовлены аналитические справки, методическое обеспечение и другие материалы на государственном уровне.

Хочется выразить благодарность наиболее активным членам секции: К.С. Махмурян, Е.Н. Солововой,М.В. Вербицкой, Н.А. Юрловой, М.А. Татариновой, а также председателю секции В.В. Сафоновой за их неутомимую творческую деятельность.

Инновационные технологии и обновление отечественной системы образования находятся в центре внимания секции "Дистантное языковое образование" (председатель - проф. А.Л. Назаренко). Секция продолжила работу по совершенствованию профессиональной мультимедийной языковой компетенции преподавателя иностранного языка. В 2009 г. была разработана и утверждена Министерством образования Московской области программа и УМК по дисциплине " Мультимедийные средства обучения иностранным языкам (английский, немецкий, французский языки)". Члены секции внедряют новые формы работы - видеомосты, онлайн-конференции, дистанционные олимпиады. Так, например, центр под руководством проф. А.Л. Назаренко работает над проектом Global Understanding, в котором участвуют более 20 университетов мира. В 2009 г. члены секции активно разрабатывали программы дистанционного обучения французскому языку и культуре, немецкому языку и культуре. Были проведены дистанционные олимпиады по французскому языку и страноведению. Осуществляется межвузовское сотрудничество с Университетом Нижней Нормандии (г. Кан, Франция). 11 сентября на ФИЯиР МГУ была проведена Международная конференция "Использование ресурсов Интернета на занятиях по немецкому языку" (отв. - проф. А.Л. Назаренко и доц. С.И. Горбачевская). А интернет-этап олимпиады "Ломоносов-2009", организованный членами секции на базе факультета иностранных языков и регионоведения МГУ имени М.В. Ломоносова, собрал около 1970 участников. Все это свидетельствует о том, что деятельность секции под руководством проф. А.Л. Назаренко становится все более масштабной и значимой.

Члены секции "Языковое образование в неязыковых вузах" (председатель - доц. Т.В. Кожевникова) приняли участие в 4 международных и московских городских конференциях, прошедших на базе МГЛУ, Академии ФСБ и других вузов. Секция участвует в разработке проекта "Иностранный язык в высшей школе XXI века", сотрудничая с 12 вузами Москвы и других регионов России. В отчетном году членами секции (Т.В. Кожевниковой, М.А. Бух, Л.А. Шестоперовой, Т.Ю. Поляковой) были доработаны и переизда-

ны 2 учебника и 2 учебных пособия, а также опубликованы статьи по вопросам непрерывного языкового образования и методике тестирования. Эти авторы сами являются активными экспертами НМС, внимательно и тщательно рецензируют представленные на гриф НМС учебные пособия.

Секция "Языковое образование на неязыковых факультетах классических университетов" (председатель - проф. А.И. Комарова) продолжила разработку программ для неязыковых факультетов университетов "Иностранный язык (английский, немецкий, французский, испанский, итальянский)", а также программ для магистратуры и аспирантуры естественных факультетов. Члены секции участвовали в проведении работы по разработке стандартов нового поколения по дисциплине "Иностранный язык" для неязыковых специальностей (совместно с секцией НМС "Иностранные языки в неязыковых вузах"). Члены секции принимали участие в конференциях, а также в рецензировании учебных материалов, присланных в НМС.

Секция "Языковое постдипломное образование" (председатель - проф. Л.В. Полубиченко) сосредоточила свое внимание на проблемах научно-методического обеспечения курса перевода и межкультурной коммуникации. Помимо организации конференции "Языки в современном мире" и гала-конференции "Книга умерла. Да здравствует книга!", о чем было сказано ранее, члены секции провели за истекший год 8 научно-практических семинаров, в которых приняло участие более 300 человек. Члены секции занимались разработкой программ, внедрением информационных технологий в преподавание иностранных языков, вопросами контроля качества знаний студентов.

К сожалению, секция "Обучение межкультурной коммуникации" не представила отчета о своей деятельности. По-видимому, следует сменить руководителя секции.

Успех работы НМС во многом определяется активностью работы его региональных отделений, широтой их сферы влияния в соответствующем регионе, сферы распространения передового опыта, их способности вовлечь в работу регионального отделения вузы разного профиля.

В настоящее время в рамках НМС насчитывается 7 региональных отделений:

1. Северо-Западное отделение НМС (председатель - доц. Кузнецова Людмила Борисовна, г. Санкт-Петербург);

2. Центрально-Черноземное отделение НМС (председатель -проф. Стернина Марина Абрамовна, г. Воронеж);

3. Поволжское отделение НМС (председатель - проф. Кулинич Марина Александровна, г. Самара);

4. Северо-Кавказское отделение НМС (председатель - проф. Сафроненко Ольга Ивановна, г. Ростов-на-Дону);

5. Уральское отделение НМС (председатель - проф. Гейхман Любовь Кимовна, г. Пермь);

6. Сибирское отделение НМС (председатель - проф. Гураль Светлана Константиновна, г. Томск);

7. Дальневосточное отделение НМС (председатель - проф. Ле-бедько Мария Григорьевна, г. Владивосток).

Региональные отделения (далее - РО) различны по числу вузов на их территории, по самой охватываемой территории, по уровню внимания к нашей сфере со стороны региональных властей. Именно поэтому не следует судить об объеме и качестве проводимой ими работы только по статистическим данным. Тем не менее эти данные надо принимать во внимание при оценке работы региональных отделений. В нашем отчете мы постарались, с одной стороны, отразить основные общие показатели работы региональных отделений, а с другой стороны, показать сильные стороны и специфику работы каждого отделения.

Северо-Западное отделение НМС, базируясь в Санкт-Петербурге (СПбГУ), работает также со следующими городами: Архангельском, Петрозаводском, Санкт-Петербургом, Череповцом, Вологдой, Калининградом, Сыктывкаром. Проведенные РО конференции (6 международных, 1 всероссийская и 4 межвузовские; общее число участников - 1010 человек) охватывают широкую тематику, материалы публикуются либо в виде тезисов, либо полноформатно в виде статей-докладов.

Отделение развивает разнообразные формы работы с молодежью, воспитания молодых специалистов: в СПбГУ на обществоведческих факультетах прошел конкурс студенческих докладов на английском языке о странах Европы; в Архангельске и Вологде состоялись университетские олимпиады (английский, немецкий и французский языки).

РО уделяет внимание преподаванию иностранных языков в школе: оказывает помощь Комитету образования Санкт-Петербурга в проведении ЕГЭ по иностранным языкам; на базе Центра тестирования СПбГУ прошли курсы подготовки экзаменаторов-тестологов (удивляет только малое число слушателей - 20 человек); приняло участие в проведении городских олимпиад для школьников по иностранным языкам в Архангельске, Петрозаводске, Санкт-Петербурге, Череповце, Вологде.

Северо-Западное отделение выпустило в свет в 2009 г. 5 учебников и учебных пособий (к сожалению, негрифованных), 4 сборника статей и одну монографию.

РО НМС взаимодействует с общественной организацией санкт-петербургских преподавателей английского языка SPELTA и Калининградским отделением НОПАЯз.

Центрально-Черноземное отделение НМС, базируясь в Воронеже (ВГУ), ведет работу также в следующих городах: Белгороде, Борисоглебске, Курске, Тамбове. В 2009 г. РО провело 4 международные, одну всероссийскую и 3 межвузовские конференции с общим числом участников 647 человек. По числу выпущенных в 2009 г. сборников статей - 22 - Центрально-Черноземное отделение стоит на втором месте после огромного по территории Сибирского отделения. РО также имеет в своем активе 4 монографии.

Сильной стороной этого регионального отделения всегда были активная работа с общественными организациями и внимание к немецкому, французскому, испанскому языкам. В 2009 г. была продолжена координация работы Ассоциации преподавателей английского языка г. Воронежа, Воронежского отделения Общества немецкого языка, объединений преподавателей французского и испанского языков г. Воронежа, а также взаимодействие с Белгородской ассоциацией преподавателей английского языка (председатель ассоциации - О.Н. Прохорова). Воронежское отделение Общества немецкого языка за истекший год провело восемь заседаний с приглашением гостей из Германии.

При Центре посольства Франции в России на базе ВГУ продолжают действовать курсы для желающих подготовиться к экзаменам по французскому языку правительства Франции (DALF), а также курсы подготовки по французскому языку разных уровней, продолжает работу киноклуб современного французского кино, а также дискуссионный клуб на французском языке. В марте был проведен ежегодный День франкофонии.

Продолжена работа с преподавателями испанского языка г. Воронежа, проводится работа по популяризации испанского языка. Продолжен прием экзамена DELE на базе Центра испанского языка и культуры.

В 2009 г. Центрально-Черноземное отделение выступило с двумя важными инициативами, которые стали значимыми проектами общероссийского масштаба. Начались они с совещаний заведующих кафедрами иностранных языков вузов г. Воронежа. На совещании 16 января 2009 г. были обсуждены материалы интернет-экзамена по английскому языку ФЭПО и принято обращение по этому поводу к пленуму Научно-методического совета по иностранным языкам Министерства образования и науки РФ, после чего рабочая группа НМС при участии НИЦ "Университет" (руководитель - доц. Е.С. Маркова) подготовила экспертное заключение по интернет-эк-136

замену по английскому языку ФЭПО, которое было представлено в Минобрнауки России.

Центрально-Черноземное отделение также инициировало разработку новой примерной программы по иностранным языкам для неязыковых специальностей, о которой подробно говорилось в начале отчета. Два представителя регионального отделения -доц. Л.Г. Кузьмина и проф. М.А. Стернина приняли самое активное участие в разработке этой программы.

Поволжское отделение НМС, к сожалению, подало более чем краткий отчет, по которому трудно составить представление о работе отделения. Судя по отчету, отделение работает с крайне ограниченным числом городов: фактически это Самара, Саратов, Кинель.

В 2009 г. проведены 2 международные, 2 всероссийские и одна региональная конференция с общим числом участников 770 человек. В отчете о публикациях упоминаются 3 издания, видимо сборники статей.

Северо-Кавказское отделение НМС работает со следующими городами региона: Новочеркасском, Пятигорском, Ростовом-на-Дону, Таганрогом, Волгодонском, Каменск-Шахтинском, Новошах-тинском.

В 2009 г. проведены 2 международные, 2 всероссийские и одна межвузовская конференция с общим числом участников 361 человек. По числу выпущенных в 2009 г. учебников и учебных пособий - 35 -отделение занимает первое место, так же как и по числу монографий - 11. РО также имеет в своем активе 2 сборника статей.

Северо-Кавказское отделение имеет прочные связи с Ростовским институтом повышения квалификации работников образования и уделяет большое внимание работе со школьными учителями, в том числе в сельских районах Ростовской области.

РО находит нестандартные творческие формы работы с молодежью. Кроме традиционных студенческих олимпиад по английскому языку и студенческих конференций на иностранных языках были организованы: олимпиада по латинскому языку среди студентов I курса специальности 030501 "Юриспруденция"; фестиваль иностранной песни; конкурс рождественских газет; ролевые игры - «Открытие гостиницы "Four Seasons" в Москве», "Открытие автосалона", "Таможенный досмотр".

При этом Северо-Кавказское отделение НМС ведет постоянную планомерную работу по методическому обеспечению учебного процесса, выпуская УМК по различным специальностям для неязыковых вузов, публикуя методические разработки и методические указания, разрабатывая пособия на электронных носителях.

Уральское отделение НМС ведет свою деятельность в следующих городах региона: Перми, Екатеринбурге, Нижневартовске, что представляется недостаточным для такого обширного региона.

В 2009 г. отделением проведены 5 международных, 2 всероссийские и 2 межвузовские конференции с общим числом участников 566 человек. По числу публикаций 2009 г. отделение занимает последнее место - 5 учебников и учебных пособий (без грифов) и 2 сборника статей.

Однако Уральское отделение вышло на первое место по числу проведенных семинаров, школ, курсов повышения квалификации (29), причем эти формы работы современны и разнообразны по охватываемой тематике. Так, курсы повышения квалификации включали следующие темы: "Информационная компетентность в профессиональной деятельности преподавателя вуза"; "Организация воспитательной работы со студентами в вузе"; "Психолого-педагогическая подготовка преподавателей высшей школы". Заслуживает внимания Международный семинар "Инновационные технологии в методике преподавания ИЯ: обучение культуре и обучение, ориентированное на сдачу экзамена". Также следует отметить участие приглашенных лекторов в этой работе: в 2009 г. специалисты региона имели возможность прослушать лекции проф. С.Г. Тер-Минасовой "Актуальные вопросы лингвистики и межкультурной коммуникации" и принять участие в научно-практическом семинаре доц. А.П. Чужакина по вопросам прикладной теории и практики устного перевода.

Сибирское отделение НМС работает со следующими городами региона: Томском, Новосибирском, Пыть-Яхом, Тобольском, Тюменью, Читой.

В 2009 г. отделение провело и приняло участие в 13 международных и 8 всероссийских конференциях с общим числом участников 437 человек. В 6 городах прошло 6 семинаров (школ, курсов повышения квалификации) с общим числом участников 97 человек. По числу выпущенных в 2009 г. сборников статей - 35 - отделение занимает первое место и стоит на втором месте по числу выпущенных монографий. РО также имеет в своем активе 10 учебников и учебных пособий.

Сибирское отделение в силу своего географического положения уделяет большое внимание китайскому языку и культуре как в плане практического преподавания, так и в плане научных исследований. Члены регионального отделения приняли активное участие в VII Всероссийской научно-практической конференции "Россия-Китай: проблемы обеспечения национальной и международной безопасности" и Международной научно-практической конференции "Приграничное сотрудничество: Россия, Китай, Мон-138

голия"; опубликовали свои работы в книге, изданной в КНР, "Россия и Китай 3-го тысячелетия: диалог в сфере культуры и образования: сборник статей и тезисов".

Дальневосточное отделение НМС работает со следующими городами региона: Владивостоком, Биробиджаном, Благовещенском, Комсомольском-на-Амуре, Магаданом, Омском, Уссурийском, Хабаровском, Южно-Сахалинском.

В активе отделения 15 международных, 4 всероссийских и 10 межвузовских конференций с общим числом участников 2112 человек. По охвату городов и вузов региона, по числу участников конференций Дальневосточное отделение НМС уже не один год выходит на первое место. РО поддерживает тесные профессиональные связи со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, фактически представляя там Россию. Этот географический фактор определяет в какой-то степени и научные интересы дальневосточного профессионального сообщества. Так, в 2009 г. опубликованы монография Т.А. Иванковой "Английский язык в Китае. Региональные особенности", учебник О.В. Николаевой "Языковая ситуация в Новой Зеландии: Учебник для студентов институтов и факультетов иностранных языков".

В целом публикации Дальневосточного отделения выглядят очень убедительно: учебники и учебные пособия - 23 (одно с грифом Минобрнауки России; отделение занимает второе место после Северо-Кавказского по этой позиции), монографий - 8, статей - 195 и тезисов докладов - 346 (в других отчетах они не выделены в отдельную категорию).

Дальневосточное отделение НМС уделяет большое внимание преподаванию немецкого и французского языков наряду с английским. Это отражено не только в тематике конференций, семинаров, публикаций, но и в разнообразии других мероприятий общекультурного значения. В качестве примеров хочется привести проведение Дня франкофонии в ДВГУ, празднование Дня испанского языка в широком формате с участием студентов ДВГУ и других вузов Владивостока, участие студентов и преподавателей испанского отделения ДВГУ в приеме кораблей из Мексики, Эквадора и Перу; проведение Недели немецкой культуры в Уссурийске, городского конкурса французской песни, межвузовской олимпиады по французскому языку, городского поэтического конкурса на французском языке в Благовещенске на базе Благовещенского государственного педагогического университета.

Таков краткий обзор и анализ результатов деятельности НМС по иностранным языкам Министерства образования и науки РФ в 2009 г. Сделано немало, но предстоит сделать еще больше. Важно правильно расставить приоритеты и наметить главные цели на 2010 г.

Решение

пленума Научно-методического совета по иностранным языкам Министерства образования и науки РФ от 10 февраля 2010 г.

Пленум обсудил деятельность НМС в 2009 г. и считает, что за отчетный период НМС была проведена большая работа по модернизации содержания языкового образования; по осуществлению научно-методической экспертизы учебных программ, учебников и учебных пособий в связи с присвоением им грифа НМС; проведению научно-практических конференций и семинаров.

В 2009 г. под эгидой НМС совместно с НОПриЛ и НОПАЯз проведены международные и всероссийские научно-практические конференции и научно-практические семинары. Широкое обсуждение проблем в рамках профессионального сообщества, распространение передового опыта учебно-методической работы в области преподавания иностранных языков и выработанные по результатам конференций и семинаров решения могут служить основой для дальнейшей деятельности НМС.

Пленум считает, что нужно особо отметить работу секций "Языковое образование в дошкольных учреждениях, общеобразовательных школах, педагогических колледжах и вузах" (председатель - проф. В.В. Сафонова), "Дистантное языковое образование" (председатель - проф. А.Л. Назаренко), а также работу Сибирского (председатель - проф. С.К. Гураль), Дальневосточного (председатель - проф. М.Г. Лебедько) и Северо-Кавказского (председатель -проф. О.И. Сафроненко) региональных отделений НМС.

Пленум постановил:

1. Одобрить работу президиума в целом.

2. Объявить благодарность председателю НМС С.Г. Тер-Минасовой и членам НМС М.В. Вербицкой, Л.К. Гейхман, С.К. Гураль, О. А. Егоровой, Т.В. Кожевниковой, А.И. Комаровой, Е.В. Кореневой,М.Г. Лебедько, КС. Махмурян, А.Л. Назаренко, Л.В. Полубиченко, В.В. Сафоновой, О.И. Сафроненко и Е.Н. Солововой за активную работу.

3. Обсудив Программу подготовки бакалавров (неязыковой вуз) в рамках государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по дисциплине "Иностранный язык" (авторы концепции - С.Г. Тер-Минасова, Е.Н. Соловова), НМС считает возможным рекомендовать данную программу в качестве примерной программы по иностранному языку для неязыковых вузов.

4. Обобщив результаты экспертизы материалов ФЭПО во всех региональных отделениях, НМС считает, что материалы ФЭПО не

соответствуют требованиям, предъявляемым к стандартизованным тестам, содержат многочисленные языковые и тестологические ошибки; результаты ФЭПО не могут учитываться при лицензировании и аккредитации вузов.

5. Обобщив опыт подготовки и проведения Единого государственного экзамена по иностранному языку, НМС считает необходимым включить в экзамен часть "Говорение". Пленум считает необходимым при зачислении абитуриентов по результатам ЕГЭ в профильные вузы проводить отдельный конкурс по каждому языку в целях поддержания высокого качества обучения, преемственности в образовательном процессе и обеспечения страны специалистами в основных европейских языках.

6. Пленум НМС поддерживает проект "Наша новая школа" и рекомендует региональным отделениям использовать разработки Московского региона в своей работе. Ознакомиться с разработками можно на сайте НМС.

7. НМС продолжит информировать профессиональную общественность о деятельности НМС с помощью публикаций в журнале "Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация" и в других профессиональных изданиях, а также осуществлять электронную публикацию документов и материалов НМС по иностранным языкам, в том числе используя сайт НМС.

Информация о конференциях, организуемых НМС по иностранным языкам Минобрнауки России в 2010 г.

№ п/п Название конференции Сроки проведения Место проведения Ответственный Контактный телефон

1 Пленум Научно-методичес-кого совета по иностранным языкам Минобрнауки России 10 марта 2010 г. МГУ имени М.В. Ломоносова, факультет иностранных языков и регионоведения 119192, Москва, Ломоносовский просп., 31-1 доц. Коренева Елена Владимировна, уч. секретарь НМС (495) 734-02-40 (495) 932-99-13 факс: (495) 932-88-67

2 Роль иностранных языков в подготовке специалистов нефтегазового комплекса: проблемы и перспективы изучения в современных условиях (II Международная научно-практическая конференция) 15-16 апреля 2010 г. Тюменский государственный нефтегазовый университет 625027, г. Тюмень, ул. Мельникайте, 72, Институт транспорта, ауд. 427 Шагбанова Хабиба Садыровна khabiba@yandex.ru nasiyaurazova@yandex.ru тел.: (3452) 20-71-25 НОЦ "Лингва"

3 Языки в современном мире (Ежегодная международная конференция совместно с НОПриЛ) 23-25 мая 2010 г. Томский государственный университет 634050, г. Томск, ул. Ленина, 36, факультет иностранных языков, деканат, ауд. 231 проф. Гуралъ Светлана Константиновна www.nopril.ru gural.svetlana@mail.ru конт. лицо - Минакова Людмила Юрьевна тел.: (3822) 52-98-96

4 Информационно-комму-никационные технологии в обучении иностранным языкам и межкультурной коммуникации 10-11 июня 2010 г. МГУ имени М.В. Ломоносова, факультет иностранных языков и регионоведения 119192, Москва, Ломоносовский просп., 31-1, ауд. 520, Центр дистанционного образования проф. Назаренко Алла Леонидовна тел.: (499) 783-02-16, (495) 734-02-88 e-mail: conf@ffl.msu.ru сайт: dist.ffl.msu.ru

5 Enhancing Teacher Effectiveness (Ежегодная международная конференция совместно с НОПАЯз на базе Челябинской ассоциации преподавателей английского языка) 24-26 июня 2010 г. Челябинский государственный педагогический университет Челябинск, просп. Ленина, 69, ауд. 120 доц. Санникова Светлана Владимировна www.chelta.ru кафедра иностранных языков тел.: (351) 239-37-35 факс: (351) 264-77-53 e-mail: mail@chelta.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6 Учитель. Ученик. Учебник (Всероссийская научно-практическая конференция) 20-23 ноября 2010 г. МГУ имени М.В. Ломоносова, факультет иностранных языков и регионоведения 119192, Москва, Ломоносовский просп., 31-1 проф. Городецкая Людмила Александровна тел.: (495) 932-99-13 факс: (495) 932-88-67

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.