Научная статья на тему 'Вести из Научно-методического совета'

Вести из Научно-методического совета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
71
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вести из Научно-методического совета»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2008. № 4

ВЕСТИ ИЗ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО СОВЕТА

Научно-методический совет по иностранным языкам при Министерстве образования и науки РФ объединяет ведущих специалистов страны в области преподавания иностранных языков на всех уровнях (от школьного до последипломного), традиционно уделяя основное внимание развитию и совершенствованию языкового образования специалистов нелингвистического профиля. На ежегодном пленуме НМС, состоявшемся 6 марта 2008 г., были подведены итоги и намечены задачи НМС на 2008 г. С отчетным докладом о работе НМС по иностранным языкам Минобразования и науки России за 2007 г. выступила председатель НМС проф. С.Г. Тер-Минасова.

ОТЧЕТ

о работе Научно-методического совета

по иностранным языкам Министерства образования и науки РФ за 2007 г.

В 2007 г., как и в предшествующие годы, в обществе явно наблюдался повышенный спрос на овладение иностранными языки, а также на социокультурную составляющую изучения иностранных языков. Вместе с тем все профессиональное сообщество живет в условиях модернизации российской системы образования, поэтому от нас, членов НМС, требуется "быстрое реагирование" на изменяющуюся ситуацию в системе образования и в образовательном пространстве, предъявление новых требований к качеству образования, новых форм работы, а также активное участие в создании новых документов, в том числе новых стандартов, программ, критериев оценки качества, контрольно-измерительных материалов.

О работе секций НМС

В 2007 г. секции НМС сосредоточили свое внимание на обсуждении наиболее актуальных проблем российского образования, а также предложили эффективные варианты их решения. Так, секция "Языковое образование в дошкольных учреждениях, общеобразовательных школах, педагогических колледжах и вузах" (председатель - проф. В.В. Сафонова) организовала 6 международных, 5 региональных и 7 московских городских конференций. Об-

ращает на себя внимание то, что две конференции были проведены в странах СНГ, Украине и Белоруссии (в Киеве и Минске), и были посвящены вопросам интеграции наших стран в единое европейское образовательное пространство, а также вопросам лингводидактики. Секция продолжила работу над улучшением и контролем качества преподавания иностранного языка. Так, совместно с Департаментом образования г. Москвы было проведено несколько конференций и круглых столов, на которых обсуждались критерии оценки качества обучения иностранному языку. Еще одно из направлений работы этой секции - работа по системе "школа-вуз" и обеспечение преемственности и многоступенчатости образования. Этим вопросам была посвящена, в частности, конференция, проведенная членами секции в г. Зеленограде.

В течение нескольких лет члены секции работают над созданием, внедрением и оценкой материалов по ЕГЭ. В 2007 г. члены секции подготовили и направили в Министерство образования и науки РФ несколько методических писем по подготовке к ЕГЭ по иностранному языку в школе, основанные на оценке результатов ЕГЭ 2006 г. в Москве и регионах. Члены секции провели в течение года методические семинары по подготовке экспертов по ЕГЭ.

С самого первого дня работы секции одним из важных направлений ее деятельности является изменение образа учителя, повышение его авторитета и роли в обществе. Не секрет, что в современном обществе учителю необходимо постоянно совершенствоваться, ведь во многом изменились и сами ученики, и условия образования. Члены секции используют различные формы работы (семинары на местах, конференции, круглые столы, курсы, конкурсы, работа непосредственно в школах - экспериментальных площадках) для обеспечения качества преподавания иностранных языков, повышения квалификации, совершенствования профессиональных навыков, компетентностного подхода, критериев оценки качества работы учителя в современных, во многом изменившихся условиях образовательной системы.

Очень показательным является и тот факт, что члены секции под руководством проф. В.В. Сафоновой не ограничивают свою деятельность только совершенствованием преподавания английского языка. В ноябре 2007 г. в Дальневосточном государственном университете (г. Хабаровск) была проведена конференция, посвященная актуальным вопросам преподавания японского языка, при поддержке Генерального консульства Японии. Очень важно, что члены секции всегда стараются ознакомить профессиональное сообщество с результатами своей работы, широко обсуждают проекты предлагаемых документов, для чего и в истекшем году были выпущены 186

сборники материалов практически всех проведенных конференций, подготовлены сборники программ и другие материалы, в частности по ЕГЭ (всего более 30 публикаций). Наши коллеги всегда стараются получить отклики из регионов, используя для этого и печатные издания, например газету "1 сентября". Можно только удивляться активности, энергичности и неутомимости председателя секции проф. В.В. Сафоновой и членов секции: Е.Н. Солововой, М.В. Вербицкой, К.С. Махмурян, Л.Ю. Логиновой, С.В. Строковой и др.

Работа секции "Языковое образование на неязыковых факультетах классических университетов" (председатель - проф. А.И. Комарова) была сосредоточена на разработке проекта программы модернизации преподавания иностранных языков до 2008 г. Секция приняла участие в проведении работы по разработке стандартов нового поколения по дисциплине "Иностранный язык для неязыковых специальностей" (совместно с другой секцией НМС - "Иностранные языки в неязыковых вузах"). Членами секции разработаны программы для неязыковых факультетов университетов по дисциплине "Иностранный язык" (английский, немецкий, французский, испанский, итальянский; базовый курс - 340 ч.). Секция принимает активное участие в обсуждении и разработке программ для магистратуры и аспирантуры естественных факультетов, а также в создании системы определения реального уровня владения иностранным языком студентами языковых и неязыковых вузов в соответствии с национальными стандартами и общеевропейской шкалой оценки уровней. Члены секции активно работают как эксперты НМС, рецензируя учебные пособия по иностранным языкам для неязыковых специальностей.

В работе секции "Дистанционное языковое образование" (председатель - проф. А.Л. Назаренко) прежде всего хочется отметить новое качество профессионального подхода к проблемам преподавания, разработке совершенно новых форм обучения и учебных материалов, использованию информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения иностранным языкам и страноведению, межкультурной коммуникации и переводу. Можно сказать, что такая форма работы, как интернет-конференции, уже вошла в практику и становится традиционной в преподавании иностранных языков. В ноябре 2007 г. на факультете иностранных языков и регионоведения МГУ им. М.В. Ломоносова прошла видеоконференция по проблемам дистанционного образования, в которой приняли участие представители разных стран и континентов (США, Китай, Перу, Россия). Уже не первый год члены секции вместе со студентами и аспирантами ведут работу в двух международных межвузовских проектах: "Global Understanding", в котором участвует

более 20 университетов из США, Китая, Перу, Алжира, и "Russian Culture via Films", в котором принимают участие представители университетов США и России. Члены секции под руководством проф. А.Л. Назаренко провели две научно-практические конференции - в Москве ("Языки в современном мире", совместно с секцией "Языковое постдипломное образование") и в Новосибирске ("ИКТ в обучении иностранным языкам и межкультурной коммуникации"). Секцией разработано большое количество электронных материалов, программ для дистанционного обучения (совместно с университетами Иванова, Новосибирска и других городов России). Неутомимая деятельность и энтузиазм членов секции - А.Л. Назаренко, М.Г. Виноградовой, И.Ю. Евдокимовой, Н.Ю. Эйдельман, а также опыт внедрения новых информационных технологий открывают огромные перспективы модернизации всего учебного процесса.

Основная сфера деятельности секции "Языковое постдипломное образование" (председатель - проф. Л.В. Полубиченко) - это обучение иностранному языку в системе послевузовского и дополнительного образования. Появление в некоторых вузах и технических университетах языковых программ, дополнительных к высшему образованию, говорит о том, что создание, анализ, помощь при внедрении и перспективы дальнейшего развития данных программ в учебный процесс - актуальные задачи современной системы образования. Для обсуждения этих проблем и подготовки проектов нормативных документов были проведены международные конференции, в частности "Языки в современном мире" и 6-е годичные научные чтения "Стратегии профессиональной лингвистической подготовки в свете российской образовательной реформы: первый опыт и проблемы" (на базе Российского государственного социального университета, совместно с Российской коммуникативной ассоциацией, Союзом переводчиков России). Следует отметить прекрасную организацию этих конференций. Их проведение в одном из живописных мест Подмосковья - Рузе - стало возможным благодаря активной деятельности недавно вошедшей в НМС И.Н. Тупицыной - декану факультета иностранных языков РГСУ.

Традиционной уже стала и международная конференция "Русский язык в меняющемся мире", проходящая в Московской академии экономики и права под руководством члена НМС проф. Л.М. Фёдоровой и собравшая в апреле прошедшего года более 100 участников. Среди публикаций, подготовленных членами секции в 2007 г., хочется отметить не только сборники материалов конференций, но и учебники по немецкому и французскому языку для аспирантов, подготовленные в РГСУ, а также учебник "Деловой английский язык для экономистов" (3-е изд.), учебник "Английский язык для 188

специальных целей. Английский для специалистов-экономистов" и учебник "Деловой русский".

Секция "Языковое образование в неязыковых вузах" (председатель - доц. Т.В. Кожевникова) в истекшем году сосредоточила свое внимание на проблеме коммуникативности в профессионально ориентированном обучении иностранным языкам, дистанционного образования с использованием новейших компьютерных технологий, а также изучения опыта работы по программе подготовки "Переводчик в сфере профессиональной коммуникации". Члены секции приняли участие в городских и международных конференциях. Председатель секции Т.В. Кожевникова является одним из самых активных и опытных экспертов НМС.

К сожалению, в прошедшем году не смогла проявить себя в полной мере секция "Обучение межкультурной коммуникации" (председатель - проф. В.И. Тузлукова). Возможно, это связано с тем, что председатель секции В.И. Тузлукова находится за границей. Это ставит перед нами, членами НМС, определенные организационные вопросы.

Традиционно важной сферой деятельности НМС по иностранным языкам является проведение экспертизы и рецензирование учебных материалов.

О работе по экспертизе учебной литературы

Общие сведения об учебной литературе, поступившей на экспертизу в НМС в 2007 г. В 2007 г. в Научно-методический совет для проведения экспертных работ на право получения грифа было представлено 14 учебников и учебно-методических материалов. Кроме того, 3 учебных пособия были рассмотрены повторно после доработки (с прошлого, 2006 г.).

Среди этих учебных материалов один учебник, 15 учебных пособий, один словарь-справочник. Получены положительные заключения с рекомендацией о присвоении грифа НМС 9 учебно-методическим пособиям (список прилагается).

Основные итоги. В целом можно отметить, что по сравнению с 2006 г. количество поступивших для рассмотрения и экспертизы учебных материалов практически не изменилось. Процент изданий, получивших запрашиваемый гриф, также остался прежним. Это говорит о том, что мероприятия, проведенные по совершенствованию и упорядочению работы по экспертизе учебной литературы на право присвоения грифов, оказались правильными и достаточными. В 2007 г. на экспертизу поступили учебные пособия по наиболее востребованным в настоящее время техническим и гуманитарным

специальностям (нефтегазовое дело, юриспруденция, управление персоналом, маркетинг). Необходимо отметить ряд современных, коммуникативных, оригинальных учебных пособий по регионоведе-нию и культурологии (учебные пособия Т.Ю. Загрязкиной "Франция в культурном аспекте", С.В. Титовой "Введение в регионоведение Америки", З.Г. Прошиной "Азиатские компоненты в культуре США", Л.А. Анисимовой "Американские глобальные компании").

По регионам и вузам в этом году впереди авторы из МГУ им. М.В. Ломоносова, Южно-Российского государственного университета, Дальневосточного государственного университета.

О качестве. Эксперты в рецензиях отмечают более тщательную проработку методического аппарата учебных пособий, их адаптацию к новым условиям обучения и более гибкую структуру. К недостаткам же можно отнести несоответствие названия учебного пособия и его содержания, отсутствие ссылок на оригинальные источники, из которых взяты тексты. К сожалению, некоторые учебные материалы изобилуют ошибками и опечатками, нуждаются в корректорской правке.

Отчет о работе региональных отделений НМС

В настоящее время в рамках НМС насчитывается 8 региональных отделений:

1. Северо-Западное отделение НМС (председатель - Кузнецова Людмила Борисовна, г. Санкт-Петербург);

2. Центрально-Черноземное отделение НМС (председатель -Стернина Марина Абрамовна, г. Воронеж);

3. Поволжское отделение НМС (председатель - Кулинич Марина Александровна, г. Самара);

4. Северо-Кавказское отделение НМС (председатель - Сафронен-ко Ольга Ивановна, г. Ростов-на-Дону);

5. Уральское отделение НМС (председатель - Гейхман Любовь Кимовна, г. Пермь);

6. Сибирское отделение НМС (председатель - Гураль Светлана Константиновна, г. Томск);

7. Дальневосточное отделение НМС (председатель - Лебедько Мария Григорьевна, г. Владивосток);

8. Московское отделение НМС (председатель - Ощепкова Виктория Владимировна, г. Москва).

В целом такая структура отражает и географию страны, и сложившиеся профессиональные связи нашего сообщества. Единственным вопросом остается вопрос о целесообразности выделения Москвы как самостоятельного регионального отделения. Как известно, в

первое десятилетие существования НМС Москва не выделялась как регион, потом мы решили создать региональное отделение в Москве, но приходится признать, что этот эксперимент себя не оправдал и Московское региональное отделение оказалось нежизнеспособным, искусственным образованием. Не следует понимать это так, что в Москве НМС не ведет научно-методическую работу. Москва - это базовый город НМС, и все секции активно работают в московских вузах и школах, но само количество и разнообразие этих вузов, разнообразие по профилю обучения и научно-методическим интересам, препятствуют централизации в плане регионального отделения. Видимо, нам следует принять соответствующее решение.

Следуя традиции, настоящий отчет строится не по принципу перечисления мероприятий и проектов региональных отделений (это дается в приложении), а на основе оценки выполнения общих задач, стоящих перед НМС.

1. Широта охвата региона, участие в работе регионального отделения вузов разного профиля. Роль регионального

отделения в организации обсуждения актуальных научно-методических проблем и распространении передового опыта

Дальневосточное региональное отделение НМС, как известно, охватывает самое большое географическое пространство. Все крупные города региона: Владивосток, Благовещенск, Магадан, Южно-Сахалинск, Хабаровск, Биробиджан, Чита - реально участвуют в работе отделения. Проводились многочисленные разнообразные мероприятия и осуществлялись важные проекты (руководитель отделения - проф. М.Г. Лебедько).

Не менее представительны география, список базовых вузов и разнообразная деятельность Сибирского регионального отделения (руководитель отделения - проф. С.К. Гураль).

В отчетном году, несмотря на сложности, обусловленные территориальными особенностями региона, Северо-Кавказскому региональному отделению НМС удалось добиться больших успехов (руководитель - проф. О.И. Сафроненко). Региональное отделение расширило и укрепило связи с вузами региона, особенно в Дагестане и Адыгее, разнообразило формы работы, увеличило все количественные показатели. Особо следует отметить внимание Северо-Кавказского отделения к проблемам школы, в первую очередь сельской школы. Так, в Волгодонске был проведен семинар "Критериальный подход к экспертизе и оценке качества уровня достижений обучающихся по иностранному языку в формате ЕГЭ"; в Батайске - методический семинар "Достижение нового качества школьного иноязычного об-

разования в контексте Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы".

Центрально-Черноземное отделение ведет активную работу в Воронеже, Тамбове, Курске, включило в сферу своего влияния Белгород и Липецк. На базе своего отделения и Воронежского отделения НОПАЯз М.А. Стернина провела Всероссийский конкурс сочинений старшеклассников и студентов "It's a small world". Для этого регионального отделения характерна активная работа в области не только английского языка, но и других, менее популярных в настоящее время иностранных языков, включая испанский, который, к сожалению, "умирает" во многих вузах.

Уральское отделение (руководитель - проф. Л.К. Гейхман) помимо Перми ведет свою работу в следующих городах: Омске (ОГУ), Тюмени (ТюмГУ), Прикамске (Прикамский социальный институт), однако есть еще возможности для расширения сферы своего влияния как в самой Перми, так и в других городах региона. Не вполне ясна ситуация с Челябинском: Южно-Уральский ГУ фигурирует и в отчетах Сибирского отделения, и в отчетах Уральского отделения. Челябинские вузы могут (ЮУрГУ в том числе) сотрудничать с любым вузом или региональным отделением, но в вопросах отчетности хотелось бы большей ясности.

Северо-Западное отделение (руководитель - доц. Л.Б. Кузнецова) расширяет зону своего влияния, добавив к Санкт-Петербургу, Архангельску, Калининграду, Петрозаводску Мурманск (конференция "Эволюция гуманитарного образования в российской высшей школе", март 2007 г.), а также Череповец (Студенческая научная конференция: секция по проблемам методики преподавания английского языка, апрель 2007 г.).

Невыразительно выглядит отчет Поволжского отделения за этот год. Хочется надеяться, что это недостаток учета, а не отсутствие работы, но в любом случае приходится констатировать явно недостаточную активность руководителя (проф. М.А. Кулинич).

Понятно, что вузы активно включаются в работу регионального отделения, когда они видят отдачу от своего участия, находят поддержку, помощь в разрешении профессиональных проблем. Поэтому для НМС так важно откликаться на запросы наших коллег, чувствовать пульс времени и в научно-методическом плане сочетать богатые традиции и инновационные подходы.

2. Региональные отделения НМС по иностранным языкам в Год русского языка

Представляется совершенно верным и единственно правильным то, что наш совет, практически все его региональные отделения

так или иначе приняли участие в проведении Года русского языка. Наша принципиальная позиция состоит в том, что межкультурный диалог возможен, только если у человека есть представление о своей собственной культуре, значительное место в которой занимает национальный язык. Конечно, наша задача - обучение иностранным языкам и практике межкультурного общения, но мы при этом уделяем много внимания вопросам русской культуры и культурной самоидентификации наших студентов. Много было сделано на базе факультета иностранных языков и регионоведения МГУ им. М.В. Ломоносова, но сейчас важно сказать о региональных отделениях НМС.

Институт иностранных языков ДВГУ осуществил проект "Языковая репрезентация образа России в публицистическом дискурсе СМИ стран Азиатско-Тихоокеанского региона", результаты которого нашли отражение в ряде статей.

Южно-Уральский ГУ ведет проектную работу на тему "Образ высшего учебного заведения, отраженный в языковом сознании носителей разных культур" по гранту РГНФ, также подготовил публикации, например статью "Вуз в языковом сознании носителей русской культуры (на материале ассоциативного эксперимента)" (авторы - О.В. Соболева, Е.В. Харченко).

Многие отделения включили в список публикаций новые работы по русскому языку, которые подготовлены в ответ на социальный заказ повысить коммуникативную компетенцию в родном русском языке наших студентов, обучающихся иностранным языкам. Эту практику надо развивать и приветствовать.

3. Роль регионального отделения в создании системы оценки

качества. Проблемы тестирования. Участие в работе по совершенствованию содержания и организации Единого государственного экзамена

НМС может и должен сыграть заметную роль в создании общероссийской системы качества. На новом этапе развития иноязычного образования необходимо унифицировать подходы к измерению обученности, к оценке иноязычной коммуникативной компетенции учащихся. Однако такая унификация должна учитывать профиль вуза, количество часов, отводимых на освоение программы, и, возможно, начальный уровень умений и навыков абитуриентов данного вуза или данного типа вузов. Под общим названием "неязыковые вузы" мы имеем и такие, для которых требуется владение иностранным языком фактически на уровне языкового вуза (экономический профиль, международные отношения, международное право и т.п.). Для выпускника сельскохозяйственной академии или медицинского

13 ВМУ, лингвистика, № 4

вуза требуется другой набор умений и навыков. Другими словами, это должно быть многоуровневое и многоаспектное оценивание, которое неверно было бы сводить к тестам закрытого типа.

Хорошо, что университеты интересуются тестологией и разрабатывают свои тесты. Но самого внимательного рассмотрения заслуживает качество этих тестов, методика и методология их разработки.

Так, например, Южно-Уральский ГУ выпустил целую серию контрольно-измерительных материалов:

• Немецкий язык. КИМы к учебнику М.М. Васильевой "Немецкий язык для студентов-экономистов" (для студентов факультетов ЭиУ и Пиф).

• Немецкий язык. КИМы к учебнику В.В. Шлыковой "От простого к сложному" (для студентов факультетов СГ и ЭиУ).

• Английский язык. КИМы для студентов ФМ факультета к учебнику И.П. Агабекян "Английский язык для технических вузов" и т.д.

Возникает вопрос: а надо ли создавать КИМы, ориентированные на конкретный учебник? Наверное, такие тесты или контрольные работы нужны, но педагогические измерения реально должны применяться для определения уровня владения иностранным языком специалистов определенного уровня в конкретной области.

СПбГУ сообщает о подготовке "комплекта тестов для студентов в соответствии с новыми стандартами". Какие новые стандарты имеются в виду? Там же был организован курс подготовки групп тестологов по иностранным языкам в вузе. Руководитель программы - Е.Ф. Прохорова. Она стояла у истоков ЕГЭ и руководит группой школьных учителей - разработчиков КИМ для ЕГЭ. Но как может руководить такими программами человек, ни дня не работавший в вузе, не подтвердивший свои практические навыки научной степенью?

Мы уже имеем печальный опыт разработанных в Йошкар-Оле тестов для языковых и неязыковых вузов, результаты которых -увы! - учитываются при аккредитации вуза. Мы уже говорили о низком качестве этих тестов, содержащих даже языковые ошибки, не говоря уже о тестологических. Нам надо серьезно заняться этим вопросом. Мы говорим об оценке качества, а качество самих тестов не выдерживает критики.

4. Новое в работе региональных отделений. Воспитание научной смены. Работа со студентами и молодыми учеными

Отрадно видеть, что наши отделения осознают задачу подготовки своей смены - научно-педагогических кадров высокой

квалификации и при этом понимают, что начинать надо даже не в вузе, а в школе. Хорошо, что большинство региональных олимпиад школьников по иностранным языкам проходит при самом активном участии наших региональных отделений. Всероссийская олимпиада также фактически проходит под эгидой НМС, так как специалисты факультета иностранных языков и регионоведения МГУ им. М.В. Ломоносова разрабатывают задания, а председатель НМС С.Г. Тер-Минасова возглавляет жюри.

Северо-Западное отделение провело в Архангельске научно-исследовательскую конференцию старшеклассников "Наука в руках молодых" по направлению "Лингвострановедение" (февраль 2007 г., АГТУ). В Кубанском ГУ издается журнал творческих работ студентов кафедры теории и практики перевода. В МГУ на факультете иностранных языков и регионоведения также издаются сборники лучших студенческих работ по разным направлениям.

В Томске прошла Х1 Всероссийская научно-практическая конференция "Научное творчество молодежи", опубликованы материалы. В Томске также состоялась VI региональная научно-практическая конференция-конкурс преподавателей, аспирантов, студентов вузов и учащихся старших классов альтернативных учебных заведений "Язык и мировая культура: взгляд молодых исследователей".

В Новосибирске прошла XIV Международная научная студенческая конференция "Студент и научно-технический прогресс: Иностранные языки: лингвистика и межкультурная коммуникация" (Новосибирский гос. университет).

В МГУ состоялась большая конференция молодых ученых "Ло-моносов-2007" с широким участием молодых исследователей из регионов.

Появились новые темы и новые специализации в нашей профессии, например тьютор в системе иноязычного дистанционного образования. Так, Уральское региональное отделение участвует в комплексной программе УрО РАО "Образование в Уральском регионе: научные основы развития и инноваций" с исследовательской темой "Профессиональная компетентность тьютора в системе иноязычного дистанционного образования".

5. Публикации остаются одним из критериев оценки эффективности работы регионального отделения

И в этой области приоритет принадлежит Сибирскому (общее число публикаций - более 400) и Дальневосточному (263 публикации) отделениям. На 3-м месте Уральское отделение (105 публикаций), далее - Центрально-Черноземное (21 публикация). Невы-

разительно выглядят в этой части отчеты Поволжского отделения (1 публикация) и Северо-Западного отделения (2 публикации).

В заключение надо отметить, что НМС ведет разностороннюю деятельность, которая выходит за рамки собственно преподавания иностранных языков. Это деятельность по созданию культурной среды, по созданию духовного климата, развитию толерантности в обществе.

Деятельность Научно-методического совета по иностранным языкам в 2007 г. была многогранна и разнообразна - от крупных международных конференций, серьезных научных монографий, новаторских учебных курсов и программ до школьных олимпиад и студенческих конкурсов. Пленум должен оценить результаты этой работы и наметить новые задачи.

РЕШЕНИЕ пленума НМС по иностранным языкам Министерства образования и науки РФ

Пленум обсудил работу НМС за 2007 г. и считает, что за отчетный период была проведена большая работа по следующим основным направлениям: обновлению содержания языкового образования в рамках модернизации и структурных преобразований гуманитарного и социально-экономического образования; осуществлению научно-методической экспертизы учебников и учебных пособий в связи с присвоением грифов НМС; проведению научно-практических конференций и семинаров.

В целях обобщения и распространения передового опыта учебно-методической работы в области преподавания иностранных языков в 2007 г. под эгидой НМС были проведены все запланированные международные и всероссийские научно-практические конференции. Профессиональное общение, широкое обсуждение проблем, а также решения, выработанные по результатам конференций, могут служить основой для дальнейшей деятельности НМС.

Пленум считает, что нужно особо отметить работу секций "Языковое образование в дошкольных учреждениях, общеобразовательных школах, педагогических колледжах и вузах" (председатель - проф. В.В. Сафонова), "Языковое постдипломное образование" (председатель - проф. Л.В. Полубиченко), "Дистанционное языковое образование" (председатель - проф. А.Л. Назаренко), а также работу Сибирского (председатель - проф. С.К. Гураль), Дальневосточного (председатель - проф. М.Г. Лебедько) и СевероКавказского (председатель - проф. О.И. Сафроненко) региональных отделений НМС. 196

Пленум постановил:

1. Одобрить работу президиума в целом.

2. Объявить благодарность за активную работу членам НМС: М.В. Вербицкой, С.К. Гураль, О.А. Егоровой, А.Л. Назаренко, Л.В. По-лубиченко, В.В. Сафоновой, О.И. Сафроненко, Е.Н. Солововой, И.Н. Тупицыной, Л.М. Фёдоровой, И.А. Цатуровой, Л.А. Шестопёро-вой, Е.В. Кореневой, а также Н.Е. Шавыкиной.

3. В целях совершенствования структуры НМС

1) упразднить Московское региональное отделение;

2) снять В.И. Тузлукову с поста председателя секции "Обучение межкультурной коммуникации".

4. Подготовить и внести на рассмотрение Минобрнауки России предложения по расширению прав и полномочий НМС в связи с реформированием структуры и изменением содержания современного гуманитарного образования.

5. В соответствии с планом мероприятий по модернизации языкового образования в рамках общей программы реформирования гуманитарного и социально-экономического образования:

1) организовать активное участие и широкое обсуждение научной общественностью готовящихся новых государственных образовательных стандартов по иностранным языкам в системе непрерывного образования;

2) принять активное участие в разработке национальной системы определения реального уровня владения иностранным языком студентами языковых и неязыковых вузов в контексте европейского образовательного пространства при сохранении отечественных традиций и с учетом национального менталитета;

3) проводить работу по внедрению инновационных педагогических технологий в учебный процесс, в частности по активному использованию информационно-коммуникационных технологий и их возможностей для оптимизации обучения иностранным языкам и для удовлетворения все возрастающего спроса на повышение квалификации и переквалификации;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4) принять участие в разработке содержания и новых систем контроля (кредитно-модульных, балльно-рейтинговых и др.), в том числе организации и контроля самостоятельной работы студентов;

5) способствовать отражению в новых образовательных стандартах и других нормативных государственных документах реальной нормы нагрузки преподавателей, наполнения учебных групп, а также материально-технического обеспечения кафедр иностранных языков;

6) расширить роль и место НМС в экспертизе различных учебно-методических материалов, программ и контрольно-измерительных материалов по гуманитарным наукам, готовящихся к изданию в РФ;

7) способствовать совершенствованию системы подготовки и аттестации преподавателей иностранного языка;

8) принять участие в проведении экспертной оценки материалов электронного тестирования по иностранным языкам для языковых и неязыковых вузов. Поскольку есть много нареканий к качеству данных материалов, мы считаем, что они должны пройти экспертизу НМС, и члены НМС готовы принять участие в доработке материалов электронного тестирования.

6. По вопросу соотношения науки и преподавания:

1) наметить пути преодоления разрыва между этими видами академической деятельности;

2) в обстановке все усиливающегося стремления к прагматизму укреплять научную составляющую процесса обучения.

7. В преподавании иностранного языка усилить компонент сопоставления с родным языком не только в переводе, но и во всех аспектах и методах преподавания иностранного языка.

8. Расширить работу по информированию профессиональной общественности о деятельности НМС путем публикации информации о работе НМС в журнале "Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация" и в других профессиональных изданиях, а также осуществлять электронную публикацию документов и материалов НМС по иностранным языкам, в том числе используя сайт НМС.

Основные задачи НМС на 2008 г.

• Продолжать работу по модернизации языкового образования в общеобразовательных, специальных и высших учебных заведениях:

1) регулярно производить аналитическую обработку происходящего в системе российского образования, накопленного опыта;

2) создать карту обучения иностранным языкам в разных регионах России;

3) производить анализ методического обеспечения в сфере обучения иностранным языкам;

4) отобрать лучшие публикации по иностранным языкам за последние пять лет, в том числе прошедшие экспертизу НМС;

5) организовать под эгидой НМС выставку лучших учебных пособий по иностранным языкам.

• Участвовать в работе по совершенствованию содержания и организации Единого государственного экзамена, разъяснению его целей и задач, формированию в профессиональном сообществе позитивного отношения к новым формам контроля; организовать широкую сеть курсов по повышению квалификации в сфере стандартизированного тестирования преподавателей, экзаменаторов и организаторов ЕГЭ.

• Создать эффективную систему мониторинга и контроля качества знаний, умений и навыков.

• Шире внедрять компетентностный подход в обучении иностранным языкам.

• Совершенствовать содержание и формы дополнительного и постдипломного образования, участвовать в подготовке программ для бакалавров, специалистов, магистров и аспирантов.

• Проводить научно-методическую экспертизу учебников и учебных пособий, представленных для получения грифа НМС.

Список

учебных пособий, получивших гриф

"Рекомендовано Научно -методическим советом по иностранным языкам Министерства образования и науки

РФ"

1. Высшее образование в США. Авторы: В.И. Тузлукова, А.А. Ан-дриенко, М.А. Сухомлинова, Е.В. Языкова и Ю.С. Яценко, г. Ростов-на-Дону, Ростовский педагогический институт.

2. Учебное пособие по развитию навыков самостоятельной работы для студентов неязыковых вузов. Автор: Г.Р. Берестовая, Шахтинский институт (филиал) Южно-Российского государственного университета, г. Шахты Ростовской области.

3. Немецкий язык для радиотехнических специальностей. Учебное пособие. Автор: Л.А. Бяшимова, Шахтинский институт (филиал) Южно-Российского государственного университета, г. Шахты Ростовской области.

4. Азиатские компоненты в культуре США. Учебное пособие на английском языке по американской культуре. Авторы: З.Г. Про-шина, Г.Н. Ловцевич и др., Дальневосточный государственный университет, г. Владивосток.

5. Американские глобальные компании. Учебное пособие на английском языке для студентов неязыковых вузов. Авторы: Л.А. Анисимова, С.А. Чупрова, Тольяттинская академия управления, г. Тольятти Самарской области.

6. Язык средств массовой информации. Учебно -методическое пособие. Автор: Т.Г. Добросклонская, МГУ им. М.В. Ломоносова.

7. Введение врегионоведение Америки. Учебное пособие. Автор: С.В. Титова, МГУ им. М.В. Ломоносова.

8. Франция в культурном аспекте. Учебное пособие. Автор: Т.Ю. Загрязкина, МГУ им. М.В. Ломоносова.

9. Как управлять конфликтами в человеческой коммуникации. Учебное пособие. Авторы: Н.А. Белоус и Н.А. Крашенинникова, Улья -новский государственный университет, г. Ульяновск.

ИНФОРМАЦИЯ

о конференциях, организуемых НМС по иностранным языкам Министерства образования и науки России в 2008 г.

№ п/п Название конференции/семинара Сроки проведения Место проведения Ответственный Контактный телефон

1 Пленум Научно-методи-ческого совета по иностранным языкам Мин-обрнаукн России 6 марта 2008 г. МГУ им. М.В.Ломоносова, факультет иностранных языков и регионоведения 117192, Москва, Ломоносовский просп., 31-1 доц. Коренева Елена Владимировна, уч. секретарь НМС (495) 734-02-40, (495) 932-99-13; факс (495) 932-88-67

2 Языки в современном мире (VII Ежегодная международная конференция) 27-30 мая 2008 г. Арзамасский государственный педагогический институт им. А.П. Гайдара 607220, Арзамас Нижегородской области, ул. К. Маркса, 36 Каранъ Илья Станиславович www.nopril.ru тос1еппуогк11агщ1^е8@ pochta.ru

3 Информационно-комму-никационные технологии в обучении иностранным языкам и межкультурной коммуникации 4-5 июня 2008 г. МГУ им. М.В. Ломоносова, факультет иностранных языков и регионоведения 117192, Москва, Ломоносовский просп., 31-1 проф. Назаренко Алла Леонидовна (495) 939-51-15, (495) 734-02-88; факс (495) 932-88-67 апагагепкой^И.тви.ги

4 14-я Международная конференция "Языки и культуры: наводим мосты" (совместно с НОПАЯз) 26-28 июня 2008 г. Дальневосточный государственный университет 690950, Владивосток, ул. Алеутская, 56 проф. Прошина Зоя Григорьевна (4232) 459392 1ееИасоп(й!с1у£и.ги

5 Учебник-ученик-учитель (Всероссийская научно-практическая конференция) 20-23 ноября 2008 г. МГУ им. М.В. Ломоносова, факультет иностранных языков и регионоведения 117192, Москва, Ломоносовский просп., 31-1 доц. Городецкая Людмила Александровна (495) 932-99-13; факс (495) 932-88-67

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.