Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2011. № 4
ВЕСТИ ИЗ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО СОВЕТА
24 февраля 2011 г. на факультете иностранных языков и регио-новедения МГУ имени М.В. Ломоносова состоялся очередной пленум Научно-методического совета по иностранным языкам Министерства образования и науки РФ. С отчетным докладом о работе НМС в 2010 г. выступила председатель НМС, доктор филологических наук, профессор С.Г. Тер-Минасова.
ОТЧЕТ
о работе Научно-методического совета по иностранным языкам Министерства образования и науки РФ за 2010 г.
В 2010 г. НМС продолжал свою деятельность по развитию иноязычного образования в России, решая задачи обновления и повышения эффективности в образовательной сфере.
В условиях перехода к двухуровневой подготовке выпускников были проанализированы общие положения и характеристики дисциплины "Иностранный язык" вместе с нормативными сроками освоения, трудоемкостью и целями, с разработкой системы контроля приобретенных выпускниками компетенций. Не остались без внимания и требования к структуре основной учебной программы дисциплины, ее кадровое, учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение. Параллельно разрабатывались новые образовательные государственные стандарты по иностранным языкам.
В настоящее время члены НМС, как и все профессиональное сообщество, находятся "на переднем крае" постоянных перемен в сфере отечественного образования, поэтому требуется продуманная и адекватная реакция. И такой важный вопрос, как подготовка нового Закона об образовании и новых образовательных стандартов, требует особого внимания и обсуждения.
Важной частью деятельности НМС в 2010 г. оставалась работа по подготовке и проведению Единого государственного экзамена. Как показывают отчеты о работе секций и региональных отделений, члены НМС активно участвуют в разработке материалов, обучении экспертов, занимаются совершенствованием, контролем и мониторингом ЕГЭ по иностранным языкам.
Проблемы, возникающие в процессе изменения отечественной системы образования, подробно обсуждались на пленуме НМС в 2009 г. и на четырех конференциях, прошедших под эгидой НМС (совместно с НОПриЛ и НОПАЯз.) в 2010 г., а именно:
1. II Международная научно-практическая конференция "Роль иностранных языков в подготовке специалистов нефтегазового комплекса: проблемы и перспективы изучения в современных условиях" (15—16 апреля 2010 г., Тюменский государственный нефтегазовый университет);
2. Международная конференция "Языки в современном мире" (23—25 мая 2010 г., Томский государственный университет);
3. Международная конференция "Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам и межкультурной коммуникации" (10—11 июня 2010 г., факультет иностранных языков и регионоведения МГУ имени М.В. Ломоносова, Центр дистанционного образования МГУ имени М.В. Ломоносова);
4. VI Всероссийская научно-практическая конференция "Учитель, ученик, учебник" (26—27 ноября 2010 г., факультет иностранных языков и регионоведения МГУ имени М.В. Ломоносова).
10—11 июня 2010 г. на базе факультета иностранных языков и регионоведения МГУ прошла IV Международная научно-практическая конференция "ИКТ в лингвистике, лингводидактике и межкультурной коммуникации", посвященная 255-й годовщине Московского университета. В ней приняло участие около 130 человек из самых разных регионов России, а также из Великобритании, США, Индии, Перу и Алжира. Конференцию открыл проректор МГУ проф. А.В. Михалев, который в своем приветственном слове подчеркнул важность и актуальность внедрения ИКТ в российское образование. На пленарном заседании организаторы конференции уступили трибуну гостям — ведущим отечественным специалистам в данной области: проф. С.С. Хромову, зав. кафедрой лингвистики и межкультурной коммуникации МЭСИ и доц. М.А. Татариновой, а также зарубежным специалистам: зав. лабораторией дистанционного образования ИСМО РАО Полу Колберту (Paul Colbert), представителю издательства Cambridge University Press (Великобритания), и Гэвину Дадни (Gavin Dudeney), представителю Британского совета. Удачное расписание работы конференции позволило всем участникам посетить семинар Пола Колберта, многие получили возможность поучаствовать во всех восьми мастер-классах. Большое внимание привлекли видеоконференции, очень интересные как в теоретическом, так и в прикладном отношениях, поскольку вооружают преподавателей конкретными дидактическими приемами, которые могут использоваться в языковом классе с ИКТ. Энтузиазм участников конференции, стремление узнать как можно больше объясняются их очень высоким профессионализмом и высоким научным уровнем выступлений. В конференции участвовали 13 докторов наук, 27 кандидатов наук, много опытных заслуженных
специалистов. Однако и молодые специалисты очень радовали: они представили не менее интересные сообщения, а "старшие" с большим интересом прислушивались к новаторским и креативным идеям аспирантов и студентов. Объединенные заседания секций позволили заслушать и обсудить большое число сообщений, а также особо отметить наиболее интересные из них. Среди них были названы сообщения Л.П. Сон, О.М. Корчажкиной, М.А. Бовтенко, Н.И. Алексеевой, С.И. Кащук, И.Е. Тимашева, АЛ. Назаренко, И.Б. Ко-роткиной, Д.В. Лыфенко, Е.В. Бондаренко, В.А Дугарцыреновой, Л.В. Де-сятовой, Д.Г. Клечко, В.В. Савиных, Н.В. Катасоновой и др. Всем "призерам", а также "ветеранам" конференции (участникам с 2004 г.) были вручены памятные подарки. По материалам конференции издан сборник. Сайт http://conf.lingvograd.ru, созданный одним из "ветеранов", А.Я. Жислиным, для общения по вопросам конференции, продолжает функционировать. Все участники могут оставить отзывы о прошедшей конференции, а также внести предложения по поводу следующей, V (юбилейной!) конференции по ИКТ в лингвистике, лингводидактике и межкультурной коммуникации.
Наибольший интерес вызвала VI Всероссийская научно-практическая конференция "Учитель, ученик, учебник". Эта конференция и по широте тематики (традиционное и новое в преподавании иностранных языков и межкультурной коммуникации; преподавание иностранных языков для специальных целей; принципы построения современного учебника иностранного языка; теоретические и прикладные аспекты языкового тестирования; вопросы подготовки и переподготовки преподавателей иностранных языков; мультимедийные технологии в преподавании иностранных языков), и по глубине разработки отдельных проблем, и по географическому охвату различных регионов (Дальний Восток, Центральная Россия, США), думается, могла бы дать наиболее полное представление о том, какие процессы происходят в современной системе образования, причем не только в России, но и в мире. Доклад проф. С.Г. Тер-Минасовой на этой конференции, в котором четко была дана "диагностика" проблем современного российского образования, отношений учителя и ученика, говорящих на "разных языках", вызвал широкий резонанс в профессиональном сообществе.
Научно-методический совет по иностранным языкам Минобр-науки РФ выражает благодарность председателю НМС, декану факультета иностранных языков и регионоведения МГУ имени М.В. Ломоносова, проф. С.Г. Тер-Минасовой, проф. Л.А Городецкой, проф. Е.Н. Солововой за хорошую организацию конференции, исключительно полезные мастер-классы, внимательное, чуткое отношение к выступающим и умение слушать и слышать.
3—5 ноября 2010 г. в г. Ставрополе под эгидой Национальной ассоциации преподавателей английского языка было проведено заседание рабочей группы, состоящей из руководителей и членов региональных организаций, администрации факультетов и кафедр, обеспечивающих языковую подготовку студентов нефилологических специальностей вузов. Многие из участников заседания являются членами НМС. Предметом обсуждения стало положение дел в обучении иностранным языкам в неязыковых вузах. В условиях модернизации системы образования в Российской Федерации подготовка по иностранным языкам этой категории учащихся требует серьезных изменений для того, чтобы соответствовать потребностям современного этапа экономического, социального и культурного развития общества. По результатам заседания был принят документ "Проблемы языкового образования на неязыковых специальностях высших учебных заведений и возможные пути их решения", основные положения которого будут рассмотрены на пленуме НМС.
Образование — это та сфера, которая призвана чутко реагировать на изменения в социальной и политической жизни, предлагать перспективные варианты решения проблем. Председатель НМС, проф. С.Г. Тер-Минасова выступила с программным докладом "Межъязыковая и межкультурная коммуникация как средство противодействия ксенофобии и терроризму" на проходившей с 11 по 13 ноября 2010 г. в МГУ VI Международной научной конференции по проблемам безопасности и противодействия терроризму. Преподаватели разных вузов, аспиранты и студенты приняли участие в обсуждении этой актуальной темы в рамках круглого стола, который состоялся 11 ноября 2010 г. в Фундаментальной библиотеке МГУ.
В последние годы усилился интерес к научно-практическим семинарам, что отражает специфику сегодняшнего дня. Более 10 семинаров намечено и на 2011 г. В целом в отчетном 2010 г. члены НМС участвовали в 230 конференциях и семинарах, проходивших в различных регионах России и за рубежом.
Традиционным направлением деятельности НМС по иностранным языкам является проведение экспертизы учебных материалов.
Общие сведения об учебной литературе, поступившей на экспертизу в НМС в 2010 г. В 2010 г. в Научно-методический совет для проведения экспертных работ на право получения грифа было представлено 15 учебно-методических пособий, в том числе 3 учебных пособия были рассмотрены повторно, после доработки (с 2009 г.).
Получили положительные заключения с рекомендацией о присвоении грифа НМС 5 учебно-методических пособий и один учебник.
Учебные пособия, получившие гриф "Рекомендовано Научно-методическим советом по иностранным языкам Министерства образования и науки РФ"
1. Учебное пособие по английскому языку для аспирантов естественно-научных и инженерных специальностей. Авторы — О.И. Сафро-ненко, Н.П. Деревянкина (г. Ростов-на-Дону, Южный федеральный университет).
2. Учебное пособие по развитию навыков письменного рассуждения и аргументации на английском языке. Автор — Т.И. Рязанцева (г. Москва, МГУ имени М.В. Ломоносова).
3. Обязательственное право Франции в свете интеграционных процессов в Европе: Учебник. Авторы — Н.П. Хомякова, Э. Желан (г. Москва, МГИМО).
4. Теоретическая механика. Профессиональный английский язык: Учебное пособие. Авторы — О.М. Березовская, Л.М. Болсуновская, В.М. Замятин (г. Томск, Томский политехнический университет).
5. Английский язык для физиков: Учебное пособие. Авторы — Н.А Ильичева, И.В. Дроздова, Т.В. Ворожбанская (г. Воронеж, Воронежский государственный университет).
6. Английский язык для студентов факультета ветеринарной медицины: Учебное пособие. Автор — С.К. Войнатовская (г. Ульяновск, Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия).
Основные итоги. В 2010 г. на экспертизу поступили учебные пособия не только по востребованным в настоящее время техническим, естественным и гуманитарным специальностям (ветеринарии, медицине, теоретической механике, страноведению, экономике, истории, искусству), но и по злободневным темам, таким, как терроризм и дискриминация.
В целом можно отметить, что по сравнению с 2009 г. количество поступивших для рассмотрения и экспертизы учебных материалов практически не изменилось. В то же время возрос процент изданий, получивших запрашиваемый гриф, что говорит о более тщательной подготовке и повышении качества представленных в НМС материалов. Большая часть учебных пособий, получивших гриф, поступала из вузов, которые ранее направляли учебные материалы на рецензирование. Таким образом, методические рекомендации и советы экспертов НМС по составлению учебных пособий принесли результат и помогли усовершенствовать качество учебных материалов, претендующих на получение грифа НМС.
Кроме того, по сравнению с 2009 г. значительно снизилось количество учебных материалов, в которых были заимствования из опубликованных западных учебных пособий, что является прямым
нарушением ст. 146 УК РФ "Нарушение авторских и смежных прав" и ст. 16, 18 и 19 Закона "Об авторском праве и смежных правах". Очевидно, что этот положительный факт связан с тем, что в 2009 г. по всем контактам, имеющимся в секретариате НМС, неоднократно направлялись информационные письма, в которых говорилось о необходимости соблюдения авторских прав и о невозможности получения грифа НМС в случае их нарушения.
Еще раз о качестве. Эксперты в рецензиях отмечают высокий профессиональный уровень пособий, что проявляется в подборе многоаспектных и информативных научно-тематических текстов и материалов, системности упражнений, адаптации к новым условиям обучения. К недостаткам же можно отнести некорректно составленные оглавления пособий, отсутствие логично продуманной системы тренировочных упражнений. В некоторые учебных пособиях имеются опечатки и грамматические ошибки, эксперты НМС вынуждены выступать и в роли корректоров. Кроме того, не все присланные на экспертизу учебные материалы соответствовали дисциплине "Иностранный язык", а значит, они не могли быть приняты к рассмотрению в НМС по иностранным языкам Министерства образования и науки РФ.
О работе секций
Ведущее место в работе НМС принадлежит одной из самых многочисленных по составу секций — "Языковое образование в дошкольных учреждениях, образовательных школах, педагогических колледжах и вузах" (председатель — проф. В.В. Сафонова). Деятельность самого руководителя и членов секции охватывает не только Москву и Московскую область, но и регионы РФ, ближнее и дальнее зарубежье.
Сухие цифры статистики показывают серьезную, интересную и творческую работу секции во всех сферах деятельности — теоретической, научно-практической, методической. Успешно было проведено 16 международных, всероссийских, межвузовских и региональных языковых конференций (в Минске, Бресте, Сочи, Санкт-Петербурге, Хабаровске, Воронеже и др.) с общим количеством участников около 2000 человек. Темы выступлений касались различных аспектов иноязычного образования в контексте евроинтеграции; содержания современного языкового образования в системе профессиональной подготовки студентов; новых подходов в обучении межкультурной коммуникации; проблем раннего обучения иностранному языку; подготовки учащихся к ЕГЭ по иностранному языку и многого другого.
Члены секции неустанно проводят семинары, круглые столы, обучающие игры, конкурсы, курсы повышения квалификации по проблемам профильного обучения иностранному языку в школах, колледжах и педагогических вузах в контексте мировых тенденций развития языкового образования; оценки работы учителя и достижений учащихся, использования ресурсов Интернета в преподавании иностранных языков и т.д. Работа проводилась не только с преподавателями "традиционно" изучаемых иностранных языков (английского, немецкого, французского), но и с учителями китайского и японского языков.
Большое внимание члены секции уделяли разработке документов по реализации государственной политики в области языкового образования, в том числе отчетной документации, типовых учебных планов, примерных программ. Обширна и издательская деятельность секции: в 2010 г. опубликовано 10 учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, 17 научных статей.
Хочется выразить благодарность наиболее активным членам секции: К.С. Махмурян, Е.Н. Солововой, Н.И. Марченко, М.В. Вербицкой, Н.А. Юрловой, а также председателю секции В.В. Сафоновой, которая успешно координирует всю эту обширную деятельность.
В отчетном году на высоком уровне работала секция "Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам" (председатель — проф. А.Л. Назаренко).
Секция использует самые современные формы и методы работы. Большая часть тематики конференций, семинаров, школ, курсов повышения квалификации, проектов, конкурсов, олимпиад и студенческих конференций отвечала требованиям и интересам, связанным с развитием информационно-коммуникационных технологий во всех сферах современной жизни, их внедрением в образование, культуру и межэтническое общение. Ряд семинаров и школ имели научно-практический характер и были посвящены дистанционному обучению иностранным языкам, использованию мультимедийных средств в обучении. Широкий резонанс имела прошедшая в июне 2010 г. под эгидой НМС Международная конференция "Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам и межкультурной коммуникации". Всего было проведено 17 мероприятий с привлечением большого количества участников, около 1025 человек. Секция вовлекает в свою работу не только многие города (регионы) России (Челябинск, Томск, Ростов-на-Дону), но и зарубежные государства (Австрия, Великобритания, Австралия). Запланированные мероприятия проходили в Москве, Новосибирске, Коломне, Тюмени и др.
Большинство проектов были международными и межвузовскими, в них принимало участие более 15 профессиональных организаций
в Российской Федерации и за рубежом. Были также проведены интернет-олимпиады для школьников и студентов (более 300 участников).
Председатель секции А.Л. Назаренко имеет в составе секции большое количество единомышленников, помогающих осуществлять цели и задачи секции.
Более скромно представлена в отчетах за 2010 г. деятельность секций "Языковое образование на неязыковых факультетах классических университетов" (председатель — проф. А.И. Комарова) и "Обучение межкультурной коммуникации" (председатель — проф. В.И. Тузлукова). Члены этих секций участвовали в конференциях и семинарах, занимались разработкой стандартов, программ, внедрением информационных технологий в преподавание иностранных языков, вопросами контроля качества знаний студентов. Члены секции "Обучение межкультурной коммуникации" приняли участие в работе летней методологической школы "Training for the Future" (июнь 2010 г., 50 преподавателей английского языка Юга России) и встрече с координационной группой Don English Language Teachers' Association, DELTA, на которой обсуждалась деятельность Донской ассоциации преподавателей английского языка по организации мероприятий по обучению английскому языку и межкультурной коммуникации, а также провели в июле 2010 г. семинар для преподавателей английского языка Юга России "Reading Recovery Program" (John Silver and Judy Halstead) в Донской публичной библиотеке (Ростов-на-Дону).
Секция "Языковое образование в неязыковых вузах" (председатель — доц. Т. В. Кожевникова) является постоянным участником международных, межвузовских и региональных конференций. Члены секции Т.В. Кожевникова и Т.Ю. Полякова продолжили работать в межвузовском проекте "Иностранный язык в высшей школе XXI века", а также начали сотрудничество в новом международном проекте — переводе "Словаря терминов Международного союза электросвязи" (МСЭ). Были опубликованы два учебника по английскому языку для технических вузов, а также "Аудиокурс английского языка для университетов и институтов связи" (автор — Т.В. Кожевникова) и электронное учебное пособие по чтению и переводу для студентов в области электроники и радиотехники (автор — Л.А. Шестоперова).
Секция "Языкового постдипломного образования" (председатель — проф. Л.В. Полубиченко) сосредоточила свою работу на проведении научно-практических семинаров; в частности, под руководством членов секции проф. С.В. Титовой, Г.Г. Молчановой и Л.А. Городецкой были проведены семинары по ИКТ в преподавании иностранных языков, теории и практике преподавания межкультурной комму-
никации в вузе. Также была подготовлена программа для аспирантов по специальности 13.00.2002. Профессор Е.Б. Яковлева разработала проект стандарта для магистратуры МГУ по направлению "Лингвистика". Проблемы российской системы образования, а также текущие вопросы и предложения, сформулированные членами секций, неоднократно обсуждались на заседаниях президиума НМС.
Отчет о работе региональных отделений НМС в 2010 г.
Одной из главных задач остается расширение сферы влияния НМС, распространения передового опыта, вовлечение в работу регионального отделения вузов разного профиля.
В настоящее время в рамках НМС насчитывается семь региональных отделений:
1. Северо-Западное отделение НМС (председатель — доц. Кузнецова Людмила Борисовна, г. Санкт-Петербург);
2. Центрально-Черноземное отделение НМС (председатель — проф. Стернина Марина Абрамовна, г. Воронеж);
3. Поволжское отделение НМС (председатель — проф. Кулинич Марина Александровна, г. Самара);
4. Северо-Кавказское отделение НМС (председатель — проф. Сафроненко Ольга Ивановна, г. Ростов-на-Дону);
5. Уральское отделение НМС (председатель — проф. Гейхман Любовь Кимовна, г. Пермь);
6. Сибирское отделение НМС (председатель — проф. Гураль Светлана Константиновна, г. Томск);
7. Дальневосточное отделение НМС (председатель — проф. Ле-бедько Мария Григорьевна, г. Владивосток).
Дальневосточное региональное отделение НМС, охватывающее самое большое географическое пространство, добилось больших успехов в объединении вузов разного профиля, привлечении их к участию в совместной работе. Практически все крупные города региона, а именно Владивосток, Благовещенск, Биробиджан, Иркутск, Комсомольск-на-Амуре, Магадан, Петропавловск-Камчатский, Уссурийск, Южно-Сахалинск, Хабаровск, Чита, участвуют в разнообразных мероприятиях и многочисленных проектах. Разная специализация и громадные расстояния не стали препятствием для плодотворной совместной профессиональной деятельности.
За отчетный период было проведено 10 международных конференций, а также круглые столы, научно-практические и научно-методические семинары, посвященные проблемам обучения иностранным языкам в вузах, специальных учебных заведениях и средней школе. Темы докладов затрагивают наиболее актуальные проблемы современного образования, инновационных процессов,
креативности, роли университетов в современном российском обществе, языковых и культурных контактов различных народов, особенностей преподавания "восточных" языков — китайского и японского, дидактические вопросы переводоведения. Следует отметить проведение цикла межвузовских семинаров и лекций совместно с FEELTA, с участием специалистов в области преподавания английского языка как иностранного (в частности проф. Д. Джейм-сона (Великобритания) и экспертов издательства "Оксфорд Юнивер-сити Пресс"). В июне 2010 г. в Хабаровске проведен Международный научно-практический семинар "Critical Thinking" с участием Чака Сэнди, докт. филол. наук, проф., автора книг по методикам преподавания английского языка. Члены регионального отделения участвуют в семи международных проектах совместно с посольствами Франции, Японии, Немецким культурным центром им. Гёте. В обширном списке публикаций регионального отделения — монография Е.А. Первушиной "Сонеты Шекспира в России: переводческая рецепция XIX—XXI вв." (Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та), база данных «Американское "лоскутное одеяло": Словарь языка и культуры» ("American Quilt: A Dictionary of Language and Culture"), авторы И.Н. Жукова, М.Г. Лебедько, более 20 учебных пособий и учебно-методических материалов и более 170 научных статей.
В отчетном году успешно работало Сибирское региональное отделение НМС, география, список базовых вузов и разнообразная деятельность которого не менее представительна. В отчетном году это отделение провело семь международных, пять всероссийских, одну региональную и одну вузовскую конференцию, участие в которых приняло более 2000 человек. Так, например, в III Всероссийской научно-практической конференции "Научная инициатива иностранных студентов и аспирантов российских вузов" (Томский политехнический университет) участвовало 267 молодых ученых из 29 стран мира. По сравнению с прошлым годом увеличилось количество конференций и расширилась их география. Вузы, принимающие участие в работе отделения, активно сотрудничают с различными фондами (Фонд дель Бьянко, Фонд DAAD и др.), за отчетный период провели более 36 научных семинаров, участие в которых приняло около 1500 человек. 20 монографий, 12 учебников, более 30 учебных пособий, рабочие тетради, сборники тестов, более 300 научных статей, электронные базы данных и ресурсы — такова в цифрах издательская деятельность регионального отделения. Среди разнообразных мероприятий — проведение межрегиональной олимпиады по английскому языку и межкультурной коммуникации в Иркутском государственном лингвистическом университете, тестирование иностранных студентов по русскому языку как иностранному, празднование Дня славянской письмен-176
ности и культуры, оформление экспозиции "Первые российские китаеведы", посвященной Году китайского языка в России. Установлены международные контакты в целях научного и образовательного сотрудничества со следующими университетами: Даремским университетом (Великобритания), Шеньянским университетом, Даляньским университетом (Китай), Неапольским университетом L'Orientale (Италия). Следует отметить, что Сибирское региональное отделение НМС по сравнению с остальными региональными отделениями — самый активный участник международных и российских проектов.
Больших успехов в отчетном году добилось Северо-Кавказское региональное отделение НМС. Это региональное отделение продолжает работу по расширению и укреплению связей с вузами региона. В 2010 г. отделением были проведены две международные, одна городская, одна внутривузовская конференция, в которых приняли участие 278 человек. В Пятигорском технологическом университете в апреле 2010 г. состоялась межвузовская студенческая научная конференция "Окно в науку: иностранные языки в жизни студенчества" под руководством докт. пед. наук, проф. И.А. Свин-торжицкой (76 участников, 63 докладчика). В шести проведенных за отчетный период семинарах участвовали 518 человек, 15 человек окончили различные курсы повышения квалификации. В одном международном и одном межвузовском проекте приняло участие 305 человек. Результатом работы межвузовского проекта стало издание учебника английского языка для студентов естественнонаучных специальностей "English for Academic Purposes". Необходимо подчеркнуть, что Северо-Кавказское отделение уделяет большое внимание проведению различных конкурсов, олимпиад по иностранным языкам, фестивалям, ролевым играм. Всего в различных олимпиадах и конкурсах приняло участие 725 человек. В 2010 г. были изданы один сборник материалов конференции, три монографии, семь учебных пособий, в центральной печати и других сборниках Российской Федерации опубликовано 58 научных статей преподавателей иностранных языков Северо-Кавказского региона. В рамках разработки документации по реализации государственной политики в области языкового образования члены регионального отделения приняли участие в составлении основных общеобразовательных программ бакалавриата, дисциплина "Английский язык", по 14 направлениям подготовки; создали учебные программы дополнительного профессионального образования по следующим направлениям: "Повышение коммуникативной компетенции по английскому языку студентов естественнонаучных и инженерных специальностей", "Референт-переводчик в профессиональной сфере"; учебные программы дополнительного
профессионального образования по немецкому языку (начальный, средний, продвинутый уровни). Активно проявил себя в 2010 г. Кубанский государственный университет, который стал победителем в проекте подготовки студентов-волонтеров для зимних Олимпийских игр в г. Сочи в номинации "Обслуживание делегаций, протокол и лингвистические услуги".
К сожалению, как отметила в отчете председатель СевероКавказского регионального отделения НМС, проф. Южного федерального университета О.И. Сафроненко, в 2010 г. гораздо меньшее количество вузов региона прислали свои отчеты о проделанной работе.
Северо-Западное отделение НМС за отчетный период добилось значительных успехов в расширении географии своей деятельности. Были проведены три международные, две региональные и семь городских и вузовских конференций, на которых с докладами выступило более 250 человек, а общее количество участников составило 1120 человек. Были проведены серии семинаров (по 10 темам), и 55 человек повысили свою квалификацию. В Летней школе по страноведению США и лингвистике прошли обучение 120 человек. Преподаватели вузов регионального отделения принимают участие в реализации пяти международных (совместно с университетами Швеции, Финляндии, Германии, США) и одном межвузовском проектах. Методисты Северо-Западного регионального отделения НМС разработали примерные программы курсов иностранного языка для нелингвистических факультетов СПбГУ в соответствии с новыми стандартами, а также нормативной базы по дополнительному образованию в условиях реализации основной образовательной программы "Теория и методика преподавания иностранных языков и культур". В марте 2010 г. в Архангельске, Петрозаводске, Санкт-Петербурге, Череповце и Вологде уже традиционно были проведены городские олимпиады для школьников по иностранным языкам.
Уральское отделение НМС ведет свою работу в следующих городах: Пермь, Омск, Тюмень, Прикамск, Челябинск, Салехард, Екатеринбург, тем самым несколько расширив сферы своего влияния. Региональным отделением в 2010 г. было проведено шесть международных конференций с общим количеством участников более 1050 человек и более 160 докладчиков. К сожалению, из отчета неясно, проводились ли в 2010 г. в регионе городские, межвузовские, всероссийские конференции (об этом нет данных в отчете). По количеству и разнообразию научно-практических семинаров, курсов повышения квалификации и лекций (более 28 мероприятий) Уральское региональное отделение опережает другие отделения НМС. Международные учебные проекты, организованные отделением
с зарубежными учеными-партнерами, приглашение зарубежных преподавателей для проведения практических занятий и мастер-классов (например, мастер-класс проф. Нафисы Рэне Килз по обучению незрячих детей иностранным языкам) стали неотъемлемой частью деятельности Уральского регионального отделения. Так, в ноябре 2010 г. стартовал международный проект ACCESS для детей из малообеспеченных семей, который рассчитан на два года. Опубликовано девять учебных пособий и девять сборников научных трудов. Кроме того, под руководством председателя Уральского регионального отделения НМС, проф. Л.К. Гейхман была проведена российско-белорусская научно-практическая конференция "Оптимизация процесса преподавания иностранных языков в неязыковом вузе" (28—29 октября 2010 г., Екатеринбург). В рамках конференции обсуждались современные педагогические методы, новые компьютерные технологии и их роль в процессе оптимизации обучения иностранному языку; повышение уровня профессиональной компетентности преподавателя иностранного языка, социокультурный, лингвострановедческий и лингвокультурологический аспекты преподавания и изучения иностранного языка.
Центрально-Черноземное отделение продолжает вести активную работу в Воронеже, Тамбове, Курске, Белгороде, Липецке. За отчетный период были проведены международный конгресс по когнитивной лингвистике (сентябрь 2010 г., Тамбов), три международные, две всероссийские, две региональные и одна межвузовская конференция (510 участников, 338 докладов), девять научно-практических семинаров и курсов повышения квалификации (в Воронеже, Старом Осколе, Тамбове). Проведены областные олимпиады по английскому, немецкому, французскому языкам для школьников. Опубликовано около 40 научных и учебно-методических работ, включая сборники статей, учебники и учебные пособия (в частности учебник по грамматике испанского языка — авторы Т.Г. Попова, В.В. Корнева). В международном проекте American Shelves Project участвовали 200 представителей из 14 регионов России. В рамках разработки документации по реализации государственной политики в области языкового образования авторским коллективом под руководством проф. М.А. Стерниной была подготовлена Программа повышения квалификации педагогических и руководящих работников муниципальных общеобразовательных учреждений Воронежской области "Новое содержание языкового образования и оптимизация подготовки учащихся к итоговому контролю по иностранным языкам в средней школе" по направлению повышения квалификации "Проектирование содержания образования".
Отделение успешно продолжает координировать работу ассоциации преподавателей английского языка Воронежа, Воронежского
отделения Общества немецкого языка, объединений преподавателей французского и испанского языков. В течение 2010 г. проводились методические семинары, продолжен выпуск студенческой газеты на английском языке "Never Before", проведен очередной конкурс сочинений на английском языке среди студентов и школьников.
В Белгороде в течение 2010 г. активно работала ассоциация преподавателей английского языка, которая насчитывает 186 учителей и методистов Белгорода и области.
Для Центрально-Черноземного регионального отделения характерна активная работа в области не только английского языка, но и других иностранных языков, в частности испанского. Продолжается прием экзамена DELE на базе Центра испанского языка и культуры.
За год состоялось шесть заседаний Воронежского отделения Общества немецкого языка с приглашением гостей из Германии. На базе регионального центра посольства Франции в России продолжена работа с преподавателями французского языка региона. В марте был проведен ежегодный День франкофонии. При центре посольства Франции в России на базе ВГУ продолжают действовать курсы для желающих подготовиться к экзаменам по французскому языку правительства Франции (DALF), а также курсы подготовки по французскому языку разных уровней, продолжает работу киноклуб современного французского кино, а также дискуссионный клуб на французском языке.
Кафедра английского языка естественно-научных факультетов Воронежского государственного университета выступила в качестве экспериментальной площадки по переходу на новые варианты программ по иностранному языку для неязыковых вузов на основе утвержденной НМС примерной программы. Разработаны рабочие программы для девяти факультетов, созданы учебные пособия по сферам общения. С 2010/11 учебного года учебный процесс осуществляется по новым программам. Опубликованное сотрудниками кафедры в 2009 г. учебное пособие по английскому языку для студентов физических факультетов университетов "Английский язык для физиков" (авторы — И.В. Дроздова, Н.А. Ильичева, Т.В. Воробжанская) получило в 2010 г. гриф НМС.
Недостаточно полным выглядит отчет Поволжского регионального отделения за 2010 г. Будем надеяться, что это недостаток учета, а не отсутствие работы. Проведены две международные конференции (обе — в г. Самаре), одна региональная конференция, реализованы два международных проекта, курсы повышения квалификации закончили 170 человек. Вышла коллективная монография "Ключевые компетенции в обучении иностранному языку: новое или хорошо забытое старое?". 180
В конце 2010 г. Министерство образования и науки РФ опубликовало на сайте два важных документа — проект Закона об образовании и проект новых государственных стандартов для старших классов школы. Эти документы вызвали немало споров в обществе, появились даже альтернативные документы. Думается, что в текущем, 2011 г. профессиональное сообщество и НМС по иностранным языкам смогут выработать свою позицию и внести свой вклад в подготовку этих важных для страны документов. Хочется надеяться, что деятельность НМС по иностранным языкам Мин-обрнауки РФ и в дальнейшем будет пользоваться поддержкой профессионального сообщества и служить на благо развития иноязычного образования в России.
РЕШЕНИЕ
пленума НМС по иностранным языкам Министерства образования и науки РФ
Пленум обсудил работу НМС в 2010 г. и считает, что за отчетный период НМС была проведена большая работа по обновлению содержания языкового образования в рамках структурных преобразований гуманитарного и социально-экономического образования; проведению научно-практических конференций и семинаров; научно-методической экспертизе учебников и учебных пособий в связи с присвоением им грифа НМС.
В целях обобщения и распространения передового опыта учебно-методической работы в области преподавания иностранных языков в 2010 г. под эгидой НМС совместно с НОПриЛ и НОПАЯз проведены международные и всероссийские научно-практические конференции и научно-практические семинары. Профессиональное общение, широкое обсуждение проблем, а также решения, выработанные по результатам конференций и семинаров, могут служить основой для дальнейшей деятельности НМС.
Пленум считает, что нужно особо отметить работу секций "Языковое образование в дошкольных учреждениях, общеобразовательных школах, педагогических колледжах и вузах" (председатель — проф. В.В. Сафонова), "Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам" (председатель — проф. А.Л. Наза-ренко), а также работу Сибирского (председатель — проф. С.К Гураль), Дальневосточного (председатель — проф. М.Г. Лебедько) и СевероКавказского (председатель — проф. О.И. Сафроненко) региональных отделений НМС.
Пленум постановил:
1. Одобрить работу президиума в целом.
2. Объявить благодарность за активную работу членам НМС: М.В. Вербицкой, С.К. Гураль, О.А. Егоровой, А.И. Комаровой, Т.В. Кожевниковой, А.Л. Назаренко, Л.В. Полубиченко, В.В. Сафоновой, О.И. Саф-роненко, Е.Н. Солововой, секретарю НМС Н.Е. Шавыкиной, а также отдельную благодарность Е.В. Кореневой.
3. В рамках обсуждения Закона об образовании и Федерального государственного образовательного стандарта 3-го поколения для старшей школы НМС считает необходимым:
а) добиваться большей гласности и широкого обсуждения этих важных для профессионального сообщества вопросов;
б) одобрить в целом решения конференции Национальной ассоциации преподавателей английского языка (г. Ставрополь, ноябрь 2010 г.) и подготовленный рабочей группой документ "Проблемы языкового образования на неязыковых специальностях высших учебных заведений и возможные пути их решения", направить этот документ в Министерство образования и науки РФ;
в) взять на себя подготовку серии программ по иностранному языку в континууме: бакалавр — магистр — аспирант;
г) создать рабочие группы для разработки федеральных модульных программ по иностранному языку для неязыковых вузов (язык для академического общения, язык для бытового общения, язык для профессионального общения) на основе Примерной программы по иностранному языку для неязыковых вузов, подготовленной МГУ и ВГУ и одобренной НМС;
д) разработать спецификацию контроля коммуникативных умений с учетом Примерной программы подготовки бакалавров по иностранному языку для неязыковых вузов, одобренной НМС, для осуществления внутривузовского и федерального контроля качества знаний (альтернативу ФЭПО)
4. Шире использовать возможности НМС для популяризации и распространения достижений отдельных вузов России.
5. Информировать профессиональную общественность о деятельности НМС путем публикации информации о работе НМС в журнале "Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация" и других профессиональных изданиях, а также осуществлять электронную публикацию документов и материалов НМС по иностранным языкам, в том числе используя сайт НМС.
ИНФОРМАЦИЯ о конференциях, организуемых НМС по иностранным языкам Министерства образования и науки РФ в 2011 г.
№ п/п Название конференции/семинара Сроки проведения Место проведения Ответственный Контактный телефон
1 Пленум Научно-методиче-ского совета по иностранным языкам Минобрнауки России 24 февраля 2011г. МГУ имени М.В. Ломоносова, факультет иностранных языков и регионоведения 117192, Москва, Ломоносовский просп., 31-1 доц. Коренева Елена Владимировна, уч. секретарь НМС (495)734-02-40 факс: (495) 932-88-67
2 IV Международная конференция "Иностранные языки и новые образовательные технологии" 26—29 апреля 2011г. ГОУ ВПО Пермский государственный технический университет, гуманитарный факультет, кафедра прикладной лингвистики и информационных технологий образования 614600, г. Пермь, Комсомольский просп., 29 зав. кафедрой ПЛиИТО, проф. Гейхман Любовь Кимовна (342)219-85-29 (342)219-85-30 факс: (342)219-85-30 plito2011 @yandex.ru
3 22-я Международная научная конференция "Язык и культура" 30—31 мая 2011г. Томский государственный университет 634050, г. Томск, ул. Ленина, 36, факультет иностранных языков, деканат, ауд. 231 декан факультета иностранных языков проф. Гураль Светлана Константиновна 8(3822)52-97-42 8(3822)52-96-95 gural.svetlana@mail.ru
№ п/п Название конференции/семинара Сроки проведения Место проведения Ответственный Контактный телефон
4 17-я Международная конференция (совместно с НОПАЯз) "NEW TIMES -NEW SONGS: ELT AFTER 2010" 28—30 июня 2011г. Балтийский федеральный университет им. И. Канта проф. Вербицкая Мария Валерьевна kaliningrad.elt. association® gmail.com
5 14-я Международная конференция "Россия и Запад: диалог культур" 26—28 ноября 2011г. МГУ имени М.В. Ломоносова, факультет иностранных языков и регионоведения 117192, Москва, Ломоносовский просп., 31-1, ауд. 304 проф. Павловская Анна Валентиновна (495)734-03-22 факс: (499) 783-02-64