Научная статья на тему 'Весь Любимов'

Весь Любимов Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY-NC-ND
407
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Весь Любимов»

От редакции

2011 год прошел «под знаком» Льва Львовича Любимова, его юбилея. Для нашего журнала ЛЛЛ важен всегда. Как постоянный «вкладчик» новых идей, единомышленник, острый и непримиримый критик, оппонент. В номере, завершающем год, мы представляем подборку тех материалов и тех авторов, которых ЛЛЛ предложил в своем списке. Отчасти получился «венок сонетов». Но только отчасти. Мы не ставим на этом точку. Список открыт, и в последующих номерах мы надеемся продолжить обсуждение широкого диапазона тем, намеченных Любимовым.

ВЕСЬ ЛЮБИМОВ

Есть такие проекты — издания-энциклопедии: «весь Пушкин», «весь Толстой», «весь Чехов». Классики. Русские и зарубежные. «Весь Любимов»? Возможно ли? Ведь классики — это те, кто задает эталон, меру. Планку качества прежде всего. с ними не обязательно соглашаться, их не обязательно любить. Но не считаться с ними нельзя. Лев Львович Любимов — оттуда. из русской культуры. Плоть от плоти ее неистовства, размаха, крайностей и даже ошибок.

Ни для кого не секрет, что ЛЛЛ — человек нескольких реальных биографий. Его детство и юность прошли в Рязани, довоенной и послевоенной. Рязань конца 1940-х — 1950-х годов — город разрушенный. Его восстанавливали и строили пленные немцы. Послевоенные мальчишки шутили, что немцы заминируют здания. Но строили они крепко. Дома эти и кинотеатр «Родина» до сих пор стоят на центральной улице. Рязань 1940-1950-х — в кольце деревень и колхозов, где люди работают за трудодни, живут большими семьями в избах-пятистенках, сдают государству назначенную норму яиц, молока, мяса, а сами пекут хлеб из лебеды и мерзлой картошки. В Рязани в ту пору, с 1949-го, после семи лет лагерей жил Солженицын, много писал и работал учителем в школе. «12 лет, проведенные в Рязани, были самым счастливым временем». Солженицын написал в Рязани «Ивана Денисовича» (1959), замечательные рассказы «Крохотки» (1958-1960). Про особый рязанский воздух он сказал пронзительное Ночью был дождик, и сейчас переходят по небу тучи, изредка брызнет слегка. Я стою под яблоней отцветающей — и дышу. Не одна яблоня, но и травы вокруг сочают после дождя — и нет названия тому сладкому духу, который напаивает воздух. Я его втягиваю всеми легкими, ощущаю аромат всею грудью, дышу, дышу, то с открытыми глазами, то с закрытыми — не знаю, как лучше... Пусть это — только крохотный садик, сжатый звериными клетками пятиэтажных домов. Я перестаю слышать стрельбу мотоциклов, завывание радиол, бубны громкоговорителей. Пока можно еще дышать после дождя под яблоней — можно еще и пожить!»1

ЛЛЛ окончил хорошее учебное заведение с богатой и глубокой историей — Рязанский государственный пединститут, ныне педуниверситет, старейшее педагогическое учебное заведение России. Официально годом основания института считается 1930-й, но фактически его история началась с 1915 г., когда в Рязани был открыт первый в России женский учительский институт. Уже в 1920-1930-х годах он сыграл важную роль в развитии культуры и просвещения в Рязанской губернии, поскольку многие

1 Солженицын А. И. Крохотки http://www.solzhenicyn.ru/modules/myarticles/article_

storyid_287.html

6

Весь Любимов

дореволюционные учебные заведения, и в первую очередь сословные и духовные, прекратили свое существование2. Центром просвещения с хорошей библиотекой он оставался и в период «оттепели» 1950-1960-х. Лев Львович окончил институт с дипломом учителя истории, русского языка и литературы. Педагогическая закваска Льва Львовича — оттуда, из семейной и институтской среды, с юности. Еще тогда он сумел прочитать от корки до корки десять томов Ницше, дореволюционное издание3, каждая книжка которого была потом многократно проштампована карательными органами. Ницше подлежал запрету. ЛЛЛ говорит, сильно на него это чтение в свое время повлияло. «Любимов из старой гвардии, товар штучный. Современное образование таких сейчас не выпускает» — это высказывание найдено в интернет-дискуссии после выступления ЛЛЛ на Пермском форуме в сентябре 2010 г.4

Со студенческих лет Любимов активно участвовал в комсомольской жизни, избирался секретарем комитета комсомола Рязанского пединститута, а в 1959 г. в возрасте 23 лет стал секретарем одного из райкомов ВЛКСМ г. Рязани. В это время Рязанщиной управлял любимец Хрущева, первый секретарь обкома КПСС А. Н. Ларионов, впоследствии застрелившийся.

Комсомольская карьера Любимова завершилась в декабре 1961 г., когда он перешел на преподавательскую работу в родной пединститут. В 1962 г. Любимов перебрался в Москву и начал работать в Институте тонкой химической технологии им. М. В. Ломоносова, откуда через год поступил в аспирантуру ИМЭМО, где и остался по ее окончании.

1960-1980-е — это хорошая школа научной работы, как считает он сам.

В 1967 г. Лев Львович стал кандидатом экономических наук, а через два года Н. Н. иноземцев, директор иМЭМо, поручил ему руководство отделом информации, где Любимов провел серьезную реорганизацию. Его научно-организаторские способности проявились и на других участках работы, которые ему поручал Иноземцев. В 1975 г. Любимов буквально на пустом месте создал отдел проблем Мирового океана, превратившийся в национальный центр по разработке идей и вариантов политики в этой области. Этот отдел работал в закрытом режиме и в основном по закрытой проблематике, поскольку был совершенно особой структурой, созданной по решению Политбюро. В связи с разработками этого отдела в 1978-1989 гг. Л. Л. Любимов многократно назначался членом правительственных делегаций для участия в международных переговорах. В том числе в 1976-1982 гг. Лев Львович участвовал в работе III Конференции ООН по морскому праву, Генеральной

2

3

4

Соколов Н. Г. Первый в России Рязанский женский учительский институт // Ученые записки Рязанского педагогического института. Т. 62. Рязань. 1969.

С. 23-41.

Ницше Ф. Полное собрание сочинений. М., 1910. http://chirkunov.livejoumal.com/300288.html

7

К юбилею Л.Л. Любимова

Ассамблеи ООН и подготовительной комиссии для Международной организации по морскому дну. В 1977, 1982 и 1987 гг. входил в бюро оргкомитетов всесоюзных съездов океанологов, отвечая за секции экономики и права. В 1980-1988 гг. был членом бюро Совета по Мировому океану при Президиуме АН СССР. Можно с полным основанием утверждать, что в 1970-е годы, когда там работал Любимов, ИМЭМО переживал свой «золотой век»5.

В 1982 г. Любимов защитил докторскую диссертацию, а два года спустя получил диплом профессора. Он автор более 100 опубликованных работ по проблемам мировой экономики, международного регулирования хозяйственной деятельности, экономики природных ресурсов, экономики и политики США.

В 1986 г. Любимов возглавил отдел североамериканских исследований, которым руководил до 1995 г., когда перешел на работу в Высшую школу экономики. Во всех делах, за которые брался Лев Львович, возникало главное качество — масштаб. А среда менялась. Так было и в ИМЭМО, так было и на кафедре международных экономических отношений Института рыбного хозяйства при МРХ СССР, где профессор Любимов работал с 1984 по 1990 г. Коллектив кафедры за эти годы изменился, начал вести серьезные научные исследования.

У Лескова есть рассказ. Называется «Интересные мужчины». Герои беседуют, и одна дама, как водится, сравнивает времена вчерашние и нынешние, предпочитая людей старшего поколения. «С виду они были очень форменны, ходили в узких мундирах, а между тем имели много одушевления, сердечного жара, благородства и занимательности — словом, того, что делает человека интересным и через что он нравится. Нынче, по замечанию дамы, этого стало меньше, да порою и совсем не встречается. По профессиям мужчины теперь стали свободнее, и одеваются как хотят, и разные большие идеи имеют, а при всем том они стереотипны, они скучны и неинтересны»6.

Лев Львович — «форменный», хоть и носил не «узкий мундир», а костюм другого покроя. Он не вчерашний. Он сегодняшний. В нем много «одушевления». Без его «сердечного жара» невозможно представить те проекты, вдохновителем которых он стал в 1990-2000-х годах. Вот короткий перечень крупных дел ЛЛЛ.

С 1992 по 1996 г. Л. Л. Любимов — член Совета по гуманитарному образованию при Правительстве Российской Федерации. В 1996 г. президент США У. Клинтон подписал диплом об избрании Л. Л. Любимова членом Международной академии лидеров бизнеса и предпринимательства за вклад в создание новых эффективных организаций в кризисный период.

В 1994 г. Л. Л. Любимов был назначен ректором-организато-ром Государственного университета гуманитарных наук, а затем избран его первым президентом (ректором). В 1994-1996 гг. он

5 Черкасов П. ИМЭМО. Портрет на фоне эпохи. М.: Весь Мир, 2004.

6 Лесков Н.С. Собрание сочинений: в 11 т. М.: ГИХЛ, 1958. Т. 8. С. 55.

8

Весь Любимов

был президентом ГУГН и одновременно работал учителем экономики средней школы № 648 г. москвы, апробируя предложенные им учебные пособия и методики. с 1995 по 2002 г. Л. Л. Любимов возглавлял экономическую секцию Федерального экспертного совета по школьному образованию. с 1998 г. Правительством РФ он включен в состав пленума Высшей аттестационной комиссии.

С 1995 г. Л. Л. Любимов одновременно первый проректор ГУ-ВШЭ, с 1993 по 2006 гг. — профессор, заведующий кафедрой международных экономических отношений. С 2006 г. Лев Львович заместитель научного руководителя Высшей школы экономики.

Лев Львович Любимов многие годы прочно связывает два звена российской системы образования: он много и плотно работает со средней школой. Школу ЛЛЛ видит, знает и любит. Понимает, что сегодня нужно дать учителям, и реализует это на практике. «Не риторика, а хороший учитель втащит Россию в реальное, а не риторическое инновационное пространство», — уверен он. Именно Любимов стал инициатором серии магистерских программ для учителей.

Его усилиями ВШЭ создала пользующиеся высоким авторитетом в своих регионах филиалы в Нижнем Новгороде, Перми, Санкт-Петербурге. При его содействии там сложились университетские округа. В Перми начинает реализовываться разработанная под его руководством Программа развития городской образовательной системы до 2010 г. В 2006 г. ЛЛЛ был назначен научным руководителем рабочей группы по созданию программ международного бакалавриата в Пермском крае. При его непосредственном участии в филиалах создаются лицеи при ГУ-ВШЭ, в которых отрабатываются эффективные модели профильной школы. Л. Л. Любимов содействует изданию и распространению двух всероссийских школьных журналов: «Экономика в школе» и «Школьный экономический журнал».

Л. Л. Любимов много сделал для подготовки молодых специалистов, способных вести фундаментальные исследования и образовательные программы магистерского и аспирантского уровня. 1 сентября 1993 г. он начал читать лекции по макроэкономике на первом курсе бакалавриата и первом курсе магистратуры ГУ-ВШЭ. В 1994-1996 гг. он читал полный курс экономической теории студентам всех факультетов ГУГН. В 1992-1994 гг. совместно с академиком Р. м. Энтовым читал 180-часовой курс макроэкономики для профессуры российских университетов (шесть потоков). В 2003 г. Любимов возглавил кафедру макроэкономического анализа ГУ-ВШЭ. Сейчас эта кафедра осуществляет магистерскую программу на уровне ведущих университетов мира, стремясь создать собственную школу экономической теории. В 2005 г. результаты деятельности кафедры оценивали профессора Российской экономической школы (РЭШ при ЦЭМИ и РАН). Вот их заключение: «Уровень знаний студентов второго курса бакалавриата по макроэкономической теории представляется нам чрезвычайно высоким.

9

К юбилею Л.Л. Любимова

Студенты решают задачи, которые, как правило (во всяком случае, в сША и Европе), предлагаются только в магистерских либо докторских программах». В 2006 г. Л. Л. Любимов возглавил созданную при кафедре научно-учебную лабораторию макроэкономического анализа. серьезным авторитетом пользуется регулярный научный семинар, который он ведет с 2005 г.

Вот как сам ЛЛЛ видит важный «постсоветский сюжет» своей биографии: «В 1990 г. перемены в стране вовлекли меня в сферу образования. Почти 20 лет организаторской работы на этой стезе... около 200 прочитанных зарубежных книг о высшем и общем образовании на языке оригинала.

Мне довелось сыграть разные роли — одного из создателей школьного экономического образования, организатора Всероссийских олимпиад школьников по экономике, организатора и первого ректора Государственного университета гуманитарных наук, первого проректора Государственного университета "Высшая школа экономики”, в которой я сейчас заместитель научного руководителя.

При моем участии созданы университеты и школы. сегодня у меня на кафедре макроэкономического анализа работают пять обладателей западной ученой степени Ph. D., и еще пять выпускников готовят себя к этой степени в ведущих западных университетах.

Мне очень важно, как растут и учатся наши дети».

Думая об ЛЛЛ, трудно приписать ему какую-то одну роль, главную. Нет, он и экономист, и педагог, и блестящий руководитель, и эксперт первого ряда. Последние годы Любимов много пишет. Его статьи публикуются в ведущих печатных СМИ и интернет-изданиях7. Эти публицистические «Циклы» Любимова всегда вызывают бурные дискуссии и, как говорит сам автор, «цепляют». Булгаков замечал: «Нельзя писать так, как если бы не было Толстого». Мы можем признать: теперь про образование нельзя говорить и думать так, как если бы не было Любимова. Не считаться с ним нельзя.

Е.Н. Пенская, заместитель главного редактора

Любимов Л.Л. Что обнаружило всеобщее ЕГЭ?; Обществознание: братская могила; Школа без литературы и истории; Школа скатилась. Качество грохнулось; Школе нужно восстановить капитал; О модернизации высшего образования; Обществу необходима адхократия; Суррогаты в образовании; «Новая школа» по Медведеву (в шести частях); Что будет с российским образованием через 10 лет; Способности и потребности; Новые пять главных задач для школы (в трех частях); Школа и духовно-нравственное воспитание (в трех частях) http://slon.ru/authors/1984/; колонки в «Ведомостях»: Осторожнее с толерантностью; Работодатели не должны решать, чему учить в вузах; Мы боимся ЕГЭ. А надо к нему привыкнуть http://www.vedomosti.ru/blogs/levlubimov.livejournal. com/1104

10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.