Научная статья на тему 'От института к университетскому комплексу: стратегия развития'

От института к университетскому комплексу: стратегия развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
60
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «От института к университетскому комплексу: стратегия развития»

В. В. СТРАХОВ, доцент, проректор по научно-методической работе Н. П. ЛЕДОВСКИХ, профессор, начальник учебно-методического управления

Рязанский государственный университет им. С.А. Есенина сегодня -это университетский комплекс «классического» типа, имеющий современную образовательную, научную, инновационную и социально-культурную инфраструктуру. Вуз является крупнейшим образовательным, инновационным и научным центром Рязанской области.

Свою историю РГУ ведет с сентября 1915 г., когда по распоряжению министра народного просвещения Российской империи графа П.Н. Игнатьева в Рязани был открыт женский учительский институт, который в октябре 1918 г. был преобразован в педагогический институт, получив, таким образом, статус высшего учебного заведения.

Отличительная особенность тогдашнего института - высочайшая квалификация преподавательского корпуса. Достаточно сказать, что среди первых преподавателей вуза были выпускники таких известных в России и Европе университетов, как Юрьевский (Тартуский), Венский, Геттингенский. Некоторые преподаватели ранее работали в вузах Санкт-Петербурга и Москвы, в Варшавском и Виленском университетах. Именно эти подлинные профессионалы своего дела внесли значительный личный вклад в становление института, формирование в нем лучших академических традиций, характерных для российской высшей школы дореволюционной поры. В числе тех,

От института к университетскому комплексу: стратегия развития

кто стоял у истоков РГУ им. С.А. Есенина, особо нужно выделить профессора Л.Н. Запольскую, ученицу знаменитого немецкого математика Д. Гильберта, одну из первых в России женщин - докторов математических наук, прозванную современниками рязанской Софьей Ковалевской.

Несмотря на многочисленные трудности, уже в первые годы своей деятельности Рязанский педагогический институт приобрел статус ведущего образовательного и культурного центра губернии. В последующие десятилетия институт внес значительный вклад в ликвидацию неграмотности на рязанской земле, развитие общего и профессионального образования, а

также в формирование научно-исследовательского потенциала региона.

За время существования университета в его стенах подготовлено свыше 72 тыс. высококвалифицированных специалистов гуманитарного, правового и экономического профиля. Авторитет университета, его широкая известность в России, ближнем и дальнем зарубежье во многом обусловлены высоким качеством образования, которое вуз обеспечивает своим выпускникам. Его отличительной чертой является фундаментальность подготовки, эффективно сочетающаяся с приоритетным значением компетент-ностного подхода в процессе реализации широкого спектра образовательных программ.

Система образования всегда считалась самой консервативной сферой общественной жизни. Однако в век глобализации, развития информационно-коммуникационных технологий, структурной перестройки экономики качественные изменения претерпевают как содержание процесса образования, так и принципы функционирования системы в целом.

С 90-х годов прошлого века высшие учебные заведения России начали быстро «подстраиваться » под перемены, происходившие в обществе. Фактически был запущен внутренний процесс оптимизации собственной образовательной системы. В нашем вузе ежегодно лицензировались и открывались новые педагогические специальности (эколог-преподаватель, лингвист-преподаватель, учитель-логопед, учитель технологии и предпринимательства и др.), была успешно освоена подготовка специалистов непедагогического профиля (юристов, эконо-

мистов, журналистов, экологов, менеджеров, бакалавров технологического образования), особо востребованных на рынке образовательных услуг и в то же время необходимых для региона.

Применение активных методов обучения, их изучение, анализ, распространение опыта работы преподавателей, работающих на наших кафедрах, а также коллег из других учебных заведений, с которыми мы поддерживаем тесные неформальные контакты, позволили создать прочную учебно-методическую базу для обеспечения учебного процесса. Обучение должно быть интересным и практически направленным. Одним из путей решения этой проблемы стало введение балльно-рейтинговой системы оценки знаний, позволяющей сделать учебный процесс более открытым, понятным для студента, когда заранее известен весь объем заданий, который предстоит выполнить в течение семестра.

Значительный опыт накоплен в плане реализации концепции непрерывно-

го образования. Несмотря на то, что конкурс на все специальности у нас достаточно высокий, необходимость поиска «своего студента» заставила создать факультет довузовской подготовки, работающий с будущими абитуриентами. На протяжении многих лет весьма успешно функционировал факультет дополнительных профессий, предоставлявший нашим студентам широкие возможности для освоения образовательных программ, не связанных с основной специальностью. В то же время развивались программы повышения квалификации работников экономической и социокультурной сфер региона. Все это оказалось значительным полем деятельности, что привело к созданию Института непрерывного образования, в функции которого входит организация довузовской и послевузовской подготовки, поиск возможностей создания новых образовательных услуг и программ, полнее удовлетворяющих потребности клиентов.

В настоящий момент университет практически полностью обрел статус субъекта рыночных отношений, обладающего достаточно большой самостоятельностью, но вместе с тем сохраняющего систему ответственности перед государством и обществом. Это предполагает постоянный поиск возможностей саморазвития университета в рамках как государственной политики высшего образования, так и требований рынка. Анализ проблем свидетельствует о необходимости повышенного внимания к вопросам привлечения внебюджетных средств, развития многоканального финансирования и разработки механизма эффективного использования возможностей, предоставляемых реальными и потенциальными партнерами. Значительный рыночный сегмент представляет собой научная деятельность сотрудников

вуза, удовлетворяющая объективную потребность в технической, технологической и организационной модернизации предприятий реального сектора экономики Рязанской области.

В связи с этим у нас создано Управление развития, инвестиций и маркетинга, целью которого является продвижение образовательных услуг вуза на рынок образовательных услуг региона, в том числе:

• активизация работы по созданию и повышению конкурентоспособности образовательных услуг и их реализации на рынке региона;

• планирование и организация маркетинговых исследований (внутренних и внешних): изучение ситуации на рынках образовательных услуг и труда, анализ потребностей обучающихся, работодателей и социальных заказчиков;

• информирование администрации, подразделений вуза, студентов о состоянии рынков образовательных услуг и труда, разработка рекомендаций по проведению образовательной политики университета;

• разработка рекламной стратегии университета и осуществление соответствующей деятельности;

• инициация, поддержка и укрепление благоприятного имиджа университета на рынке образовательных услуг;

• сохранение и развитие научного, образовательного и инновационного потенциала университета;

• установление партнерских отношений с администрациями всех уровней, общественными организациями и фондами, предприятиями различных форм собственности с целью совершенствования многоканальной модели финансирования университета и привлечения внебюджетных средств, инвестиций;

• совершенствование системы со-

действия трудоустройству студентов и выпускников.

За последнее время круг исследуемых проблем и образовательных задач, которые входят в область интересов университета, расширился. Вместе с тем мы считаем, что РГУ мог бы усилить свое влияние в регионе, в частности, в плане интенсификации системообразующих процессов. К сожалению, до сих пор потенциал университета не используется в должной мере, хотя научные труды наших преподавателей известны не только в России, но и за ее пределами, а наши ученые приглашаются в качестве преподавателей в ведущие университеты США, Канады, КНР, Японии и других стран. На протяжении ряда лет велись и ведутся международные проекты по широкому спектру образовательных и научных сфер (экология, лазерная физика, координационная химия, образование для будущего, здоровьесберегающая среда, дифференциальные уравнения, методика физического эксперимента, методика преподавания иностранных языков в школе и вузе, теория межкультурной коммуникации).

Фактором, сдерживающим реализацию потенциала университета, является необходимость ограничивать его деятельность только сферой высшего профессионального образования, хотя вуз мог бы решать и более сложные задачи. Именно поэтому Федеральным агентством по образованию было принято решение организовать университетский комплекс, включающий подведомственные учреждения (Рязанский государственный университет им. С.А. Есенина, Рязанский станкостроительный колледж, профессионально-техническое училище № 5).

Деятельность учебного комплекса будет способствовать достижению основных задач развития системы образования в регионе, а именно - обеспе-

чивать его качество, доступность и непрерывность. Это позволит:

■ создать условия для интеграции в единую гибкую систему учебных заведений начального, среднего и высшего профессионального уровней и выработать соответствующие принципы;

■ значительно улучшить качество подготовки выпускников начального, среднего и высшего профессионального уровней за счет сопряжения основных образовательных программ, адаптации их к условиям рынка труда, гибкого сочетания инвариантных и вариативных частей учебных планов и программ;

■ обеспечить проведение фундаментальных исследований,подготовку и издание новых учебников и учебных пособий, внедрение результатов теоретических и прикладных работ по методике непрерывного образования для основных и дополнительных образовательных программ, а также задействовать в учебном процессе новейшее лабораторное оборудование, программные средства и электронные пособия;

■ проводить повышение квалификации и переподготовку ППС и мастеров учебных групп (ПТУ) (при необходимости таковой) в рамках единой системы;

■ активизировать и расширить международное сотрудничество образовательных учреждений, входящих в комплекс, с аналогичными учреждениями стран ближнего и дальнего зарубежья.

Вместо неудобной системы соглашений и переводов будет создан естественный переход от одного уровня к другому, так как единство требований на разных уровнях даст возможность обучающимся выстраивать индивидуальные образовательные траектории, а преподавателям - обеспечивать их реализацию. Улучшение и рациональное использование объединенной

учебной базы комплекса в дальнейшем приведет к повышению влияния университета на развитие регионального социально-экономического комплекса, росту интеграции науки и производства в регионе и удовлетворению потребностей рынка труда в высококвалифицированных кадрах.

В разные годы университет открыл дорогу в большую науку, общественную и государственную деятельность целой плеяде будущих ученых и общественных деятелей. Среди них - выпускники факультета истории: Лев Львович Любимов - профессор, доктор экономических наук, первый проректор Высшей школы экономики, автор учебников и многочисленных трудов по экономической теории; Эрнест Михайлович Щагин - профессор, доктор исторических наук, видный ученый в области аграрной истории России; Аполлон Григорьевич Кузьмин - профессор, доктор исторических наук, заслуженный деятель науки России, заведующий кафедрой Московского педагогического государственного университета; выпускница естествен-

ного факультета, доктор биологических наук, профессор, заведующая кафедрой Московского педагогического государственного университета Зара Владимировна Любимова; выпускники филологического факультета, ныне известные в стране ученые-филологи, доктора наук профессора Богатова, Смолицкая, Руделев; руководитель Федерального агентства по образованию профессор Николай Иванович Булаев.

В 2005 г., в канун своего 90-летия, вуз приобрел статус «классического» университета. Верный традициям, заложенным в начале прошлого века, сегодня университет вносит весомый, постоянно возрастающий вклад в разработку и реализацию инновационных программ и проектов, развитие социально-экономического комплекса региона, ускорение интеграции реального сектора экономики, высшего профессионального образования и науки.

Устремленность в будущее - это, без преувеличения, суть сегодняшнего дня университета, то, чем живет его большой и дружный коллектив.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.