НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ПРАВОСЛАВНАЯ ОСНОВА МИРОВОЗЗРЕНИЯ И ТВОРЧЕСТВА
А.И. СОЛЖЕНИЦЫНА», 11 ДЕКАБРЯ 2012 ГОДА.
КРУГЛЫЙ СТОЛ «ИЗУЧЕНИЕ И ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ
НАСЛЕДИЯ А.И. СОЛЖЕНИЦЫНА НА РЯЗАНСКОЙ ЗЕМЛЕ: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ»
11 декабря 2012 года в Рязанском государственном университете имени С.А. Есенина прошла научно-практическая конференция «Православная основа мировоззрения и творчества А.И. Солженицына».
Работу конференции предварял круглый стол «Изучение и популяризация наследия А.И. Солженицына на Рязанской земле: опыт, проблемы, перспективы», состоявшийся днем раньше. В его работе приняли участие вдова писателя, Н.Д. Солженицына, и президент Фонда его имени, заведующая отделом по изучению наследия А.И. Солженицына Дома русского зарубежья имени А.И. Солженицына Г.А. Тюрина, руководители и преподаватели университета, студенты, учителя рязанских школ.
Доцент кафедры литературы, кандидат филологических наук А.В. Сафронов в своем выступлении отразил историю изучения творчества Солженицына в РГУ имени С.А. Есенина. Так, с начала 1990-х годов он руководит спецсеминаром для студентов факультета русской филологии и национальной культуры «Русская художественно-документальная проза», в котором значительное внимание уделялось лагерной прозе и «Архипелагу ГУЛАГ» Солженицына, в частности, первая дипломная работа «“Архипелаг ГУЛАГ” А.И. Солженицына и традиции русской литературы» была защищена в 1993 году. В настоящее время ведется дисциплина по выбору на 4 курсе «Проблемы творчества и биографии А.И. Солженицына». С 2012 года в рамках музейной практики студенты изучают творчество знаменитого земляка на базе университетского солженицынского музея.
Студенты 3 курса факультета русской филологии и национальной культуры познакомили присутствующих с содержанием своих научных работ: М. Михайлова - о взаимоотношениях Солженицына и протоиерея Александра Шмема-на; К. Андреева - о взглядах писателя на воспитание и образование; А. Шамоно-ва - о языке рассказов Солженицина рязанского периода творчества.
Заведующий кафедрой журналистики кандидат филологических наук Ю.В. Лазарев рассказал о хронологии изучения творчества Солженицына в школе, в частности, о том, что в физико-математической школе при Новосибирском государственном университете в 1966 году на изучение рассказа «Случай на станции Кочетовка» отводилось два часа. Е.П. Осипова, декан факультета русской филологии и национальной культуры, высказалась за подготовку методических материалов для уроков русского языка на основе языка произведений Солженицына. Р.А. Соколова, доцент кафедры литературы, кандидат филологических наук, провела параллели между творчеством А.И. Солженицына и М.М. Пришвина.
Руководитель Есенинского научного центра РГУ имени С.А. Есенина, профессор, доктор филологических наук О.Е. Воронова привлекла внимание Н.Д. Солженицыной к проекту проведения конференции и конкурса исследовательских работ для молодых ученых «Как нам обустроить Россию?». Об изучении наследия Солженицына-историка рассказали проректор по учебно-медодической работе РГУ, профессор, кандидат исторических наук В.В. Страхов и профессор кафедры истории, доктор исторических наук В.Н. Козляков.
Заместитель директора гимназии № 2 города Рязани О.И. Бугреева представила книгу «А.И. Солженицын: опыт прочтения и изучения в школе», по которой ведется преподавание произведений Солженицына в этом учебном заведении с 5 класса.
Н.Д. Солженицына в заключительном слове призвала не делать из личности Солженицына культ, не окружать его имя ореолом святости и почитания: «Ради Бога, не называйте его пророком, это лишь разжигает эмоции недоброжелателей. Пусть звучат и критика, и самые разные суждения о книгах, так как это лишний раз доказывает, что Солженицын жив, и его мысли способствуют постижению истины». Вдова писателя признала продуктивность состоявшегося круглого стола и отметила тот факт, что только в двух университетах - в Рязани и в Благовещенске - ведется комплексная работа по изучению и пропаганде наследия А.И. Солженицына.
Организаторами научно-практической конференции «Православная основа мировоззрения и творчества А.И. Солженицына» выступили Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина, Научно-просветительский центр по изучению наследия А.И. Солженицына, Рязанское Солженицынское общество.
На пленарном заседании В.И. Крылов, руководитель Солженицынского центра РГУ имени С.А. Есенина, в докладе «А.И. Солженицын: осмысление Верховного Разума» осветил основные этапы постижения писателем глубин православного мировоззрения, христианскую основу его нравственного императива, практическую помощь служителям Церкви в России и за рубежом. Н.В. Ледовских, член Союза журналистов России, посвятил свое выступление пятидесятилетнему юбилею выхода в свет повести «Один день Ивана Денисовича», истории ее создания на Рязанской земле, некоторым аспектам нравственного облика заглавного героя. А.В. Сафронов, кандидат филологических наук, доцент кафедры литературы посвятил свой доклад одному из основоположников «лагерной прозы» Р.И. Иванову-Разумнику, чья книга «Тюрьмы и ссылки» во многом предшествовала «Архипелагу ГУЛАГ». Магистрант 2 курса факультета русской филологии и национальной культуры
Е. Храпова сопоставила в своем докладе духовные основы «Колымских рассказов»
В.Т. Шаламова и «Архипелага ГУЛАГ» А.И. Солженицына.
Под руководством А.В. Сафронова прошло заседание научно-методической секции. В докладе аспирантки РГУ имени С.А. Есенина Ю.А. Климуши-ной была проанализирована «Молитва» А.И. Солженицына как отражение духовно-нравственных ориентиров писателя в рязанский период творчества. Кан-
дидат филологических наук М.А. Сёмкин рассказал о работе по систематизации материалов архивного отдела Солженицынского центра РГУ имени С.А. Есенина: обработано 2 817 архивных единиц, из них 2 618 фотографий, 107 документов. В.И. Самрукова, учительница русского языка и литературы, поделилась опытом использования метода экскурсионного краеведения при изучении биографии А.И. Солженицына. В выступлении члена рязанского Солженицынского общества З.С. Свириной была проведена параллель между судьбами персонажей «Архипелага ГУЛАГ» и историей ее отца, репрессированного в 30-е годы. Член рязанского Солженицынского общества М.Н. Мухаревский сопоставил основные темы и проблемы творчества Есенина и Солженицына.
Краеведческая секция работала под руководством В.И. Крылова. Членами Солженицынского общества были обсуждены изыскания поклонников творчества Солженицына, связанные с его жизнью в Рязани: рязанские велосипедные маршруты Солженицына (О.А. Серегин), культурная среда в Рязани 50-60-х годах и место в ней Н.А. Решетовской (В.И. Куганова), путь А.И. Солженицына из Мезиновки в Рязань по узкоколейке в 1957-1958 годах (А.Н. Потапов), последнее посещение писателем квартиры на улице Урицкого в 1994 году (В .А. Сергеев), Солженицын и ноосфера (В.П. Васильев). Обсуждались перспективы открытия музея Солженицына в Рязани.
Работой секции молодых исследователей руководила А.А. Решетова, заведующая кафедрой литературы, доктор филологических наук, профессор. Студенты затронули достаточно широкий круг проблем творчества А.И. Солженицына: воспитание и образование в его произведениях (К. Андреева, 3 курс), женские образы в романе «Раковый корпус» (Н. Колесова, 3 курс), лексическое и синтаксическое своеобразие рассказа «Случай на станции Кочетовка» (А. Шамонова, 3 курс). А. Юркова (4 курс) проанализировала отзывы о личности, творчестве и политической позиции Солженицына на различных сайтах и форумах русскоязычного Интернета и отметила, что они разделяются на две группы: «кипельно-белые» и «абсолютно черные» при отсутствии взвешенного, научно обоснованного взгляда на него именно как на писателя. С. Гущина (4 курс) в докладе «Крохотки А.И. Солженицына 60-х и 90-х годов» пришла к обоснованному выводу об их эволюции от социальных проблем к философским, об изменении категории субъективного и объективного в сторону решения общенациональных и общечеловеческих проблем. П. Налетова (4 курс) в докладе «Традиции русской классики в повести «Раковый корпус» (А.И. Солженицын и Л.Н. Толстой)» проследила связи литературных систем двух великих писателей. М. Михайлова (3 курс) обратилась к истории взаимоотношений Солженицына и протоиерея А. Шмемана, в частности, к трактовке известным богословом таких категорий в творчестве писателя, как вера, внутренняя свобода, совесть. К. Лебедева (5 курс) рассказала о своем исследовании поэзии Солженицына и о библейских мотивах в его творчестве. С. Тимофеев представил результаты своих архивных изысканий («Из переписки А.И. Солженицына с рязанцами в постперестроечный период»).
При подведении итогов конференции были обсуждены вопросы дальнейшей совместной работы кафедры литературы, научно-просветительского центра по изучению наследия А.И. Солженицына и Солженицынского общества, план мероприятий в юбилейном, 201З, году.
А.В. Сафронов