Научная статья на тему 'Духовно-нравственный потенциал литературного наследия А. И. Солженицына'

Духовно-нравственный потенциал литературного наследия А. И. Солженицына Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
3765
252
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЛЖЕНИЦЫН А.И / «КРОХОТКИ» / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕН-НЫЕ ЦЕННОСТИ / SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION / SPIRITUAL AND MORAL VALUES / FAITH / PATRIOTISM / FREEDOM / GOODNESS / COMPASSION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Щетинина Наталья Павловна

Исследуется проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения средствами литературного наследия А.И. Солженицына на основе его миниатюрных рассказов «Крохотки», в которых выделено несколько проблемно-тематических блоков (философские проблемы, отношение к окружающей природе, общечеловеческие отношения, представления о высших ценностях личности, проблемы красоты и творчества). Определены воспитательные возможности произведений писателя в процессе изучения литературы, русского языка в средней школе и во внеклассной воспитательной работе с учащимися. Предложены некоторые формы организации воспитательной работы с учащимися по изучению жизни и литературного наследия писателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Щетинина Наталья Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPIRITUAL AND MORAL POTENTIAL OF A.I. SOLZHENITSYN’S LITERARY HERITAGE

The article focuses on spiritual and moral education of young people with the help of A.I. Solzhenitsyn’s literary heritage. The educational potential of A.I. Solzhenitsyn’s literary legacy is illustrated by the analysis of his miniatures, which center on a number of issues: philosophical problems, one’s attitude to nature, human relationships, spiritual values, beauty and creativity. The paper deals with spiritual values of A.I. Solzhenitsyn’s works (faith, patriotism, freedom, goodness, compassion) and their pedagogical interpretation. The author maintains that A.I. Solzhenitsyn’s works have a great educational potential, and should be used in both curricular and extra-curricular courses of the Russian language and literature. The article proves that A.I. Solzhenitsyn’s literary heritage should be used as a means of spiritual and moral education of young people.

Текст научной работы на тему «Духовно-нравственный потенциал литературного наследия А. И. Солженицына»

УДК 8Р2+37

Н.П. Щетинина

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛИТЕРАТУРНОГО НАСЛЕДИЯ А.И. СОЛЖЕНИЦЫНА

Исследуется проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения средствами литературного наследия А.И. Солженицына на основе его миниатюрных рассказов «Крохотки», в которых выделено несколько проблемно-тематических блоков (философские проблемы, отношение к окружающей природе, общечеловеческие отношения, представления о высших ценностях личности, проблемы красоты и творчества). Определены воспитательные возможности произведений писателя в процессе изучения литературы, русского языка в средней школе и во внеклассной воспитательной работе с учащимися. Предложены некоторые формы организации воспитательной работы с учащимися по изучению жизни и литературного наследия писателя.

Солженицын А.И., «Крохотки», духовно-нравственное воспитание, духовно-нравственные ценности.

Каждая историческая эпоха оставляет в светлой памяти человечества своих героев, которые правдиво, смело и ярко освещали ее насущные проблемы, трудности, противоречия, самобытно проявляли себя не только в определенной предметной области научного знания, но и были носителями высоких духовнонравственных ценностей, воплощали в себе идеал личности, на которую нужно равняться.

Такой личностью был Александр Исаевич Солженицын, творчество которого выходило далеко за пределы литературы и выводило читателя на проблемы философского, исторического, социологического, культурологического, психологического и педагогического аспектов.

Православное мировоззрение писателя сформировалось еще в детстве. Вместе с родителями он посещал храм, и на протяжении всей своей жизни и творчества постоянно обращался к Богу. Бог - это источник, из которого человек черпает силу, мужество, веру и надежду в самых сложных, а порой и невыносимых жизненных обстоятельствах. Неслучайно в своих произведениях, к какой бы проблеме ни обращался писатель, он рассматривал ее с позиций христи-анско-православных ценностей: веры, любви к человеку, к Родине, к церкви, ко всему живому, истины, доброты, сострадания, самопожертвования, свободы. Показателен в этом отношении цикл его произведений под названием «Крохотки», которые создавались в разное время: 1958-1960 и 1996-1999 годы. Тематически эти небольшие рассказы можно разделить на несколько групп:

- посвященные философским проблемам;

- описанию окружающей природы;

- лучшим качествам человека, общечеловеческим отношениям;

- красоте и творчеству.

В рассказе «Дыхание» автор описывает собственные ощущения свежести воздуха после ночного дождя, как «сладкого духа, который напаивает воздух», как волю, которая позволяет дышать. «Никакая еда на земле, никакое вино... не слаще мне этого воздуха, этого воздуха, напоенного цветением, сыростью, свежестью» \ Человек свободен, пока он может еще дышать, а значит жить!

Проблема ценности свободы в жизни поднята писателем и в рассказе «Шарик». Когда перед песиком Шариком встает выбор: погрызть косточки, которые ему предложил герой произведения, или побегать по двору, он выбрал второе, то есть свободу. Так и людям нужна свобода.

Тема Родины, преданности ей и самопожертвования ради ее спасения поднимается автором в рассказе «Муравьи». Муравьи поселились в гнилом бревнышке, а когда его бросили в огонь, они стали разбегаться, но не убегали от костра. «Какая-то сила влекла их назад, к покинутой родине! - и были многие такие, кто опять взбегали на горящее брёвнышко, метались по нему и погибали там.» 2.

Тема Родины - связующая нить рассказов «Озеро Сегден», «Город на Неве», «Мы-то не умрём». Так, в рассказе «Озеро Сегден» писатель повествует об озере, о котором нигде не пишут и его никто не знает, оно - запретная зона для обыкновенных людей, собственность «земной власти», и наслаждаться его красотами могут лишь избранные - сильные мира сего. Однако, однажды пробравшись сюда потаенными тропами, «это место на земле излюбишь ты на весь свой век»; «Тут душа, как воздух дрожащий, между водой и небом струилась бы, и текли бы чистые глубокие мысли»; «Милое озеро. Родина.» 3.

В рассказе «Г ород на Неве» Родина - это Ленинград с его великолепными архитектурными памятниками, проспектами, которые и есть «наше самое славное великолепие!», созданное на костях наших предков.

О забытой памяти о тех, кто положил свои жизни в трех войнах и покоится на заброшенных кладбищах, повествуется в крохотке «Мы-то не умрём». А ведь это тоже часть Родины.

Умиротворяющее значение русского пейзажа - основа рассказа «Путешествуя вдоль Оки». Красота русской природы - в церквях. Для усиления эмоционального воздействия красоты русского пейзажа на читателя писатель использует такие стилистические приемы, как сравнение («церкви - царевны белые»), олицетворение и повторение («церкви издалека - издалека кивают друг другу»), эпитет («колокольни стройные») и др.

Во всех крохотках для выражения авторского отношения к той или иной теме рассказа используются различные стилистические приемы: сравнение, повторение, олицетворение, эпитет и др.

Необходимо отметить особенность тематического наполнения крохоток -в каждой из них отчетливо прослеживается несколько проблемно-тематических

1 Солженицын А. Дыхание // Рассказы и крохотки. М. : АСТ : АСТРЕЛЬ, 2009. С. 237.

2 Там же. С. 247.

3 Там же. С. 238.

линий. Например, восхищаясь красотой русского пейзажа в рассказе «Путешествуя вдоль Оки», А.И. Солженицын одновременно отмечает запустение русских сел, заброшенность церквей и кладбищ вокруг них.

Мотивы удивления и восхищения красотой пейзажа окского косогора в рассказе «На родине Есенина» перекликаются с мотивом заброшенности села -родины великого русского поэта.

Сила человеческого духа, огромное стремление к жизни раскрывается в рассказе «Вязовое бревно», где автор сравнивает жизнь бревна с жизнью человека. Бревно много раз распиливали на части, кидали в баржи и кузовы, накатывали в штабели и сваливали на землю и, наконец, хотели распилить. Но оно не сдавалось. «Оно пустило из себя свежий зелёный росток.. Ведь оно тоже хочет жить! Ведь вот как оно хочет жить - больше нас!» 4 Так и человек под тяжестью различных жизненных обстоятельств падает, потом поднимается и вновь находит в себе силы продолжать жить.

Время написания «Крохоток» совпало с педагогической деятельностью А.И. Солженицына в качестве учителя физики и астрономии в рязанской школе № 2. Возможно, этот период его жизни дал ему много ценных наблюдений, которые стали основой его миниатюрных рассказов «Крохотки».

Новый учитель не был похож на других школьных педагогов, старался избегать общих разговоров, не участвовал в праздничных сборах. Он прекрасно знал свой предмет и мог доступно изложить даже самые сложные вещи. «Стремительная походка, редкостная пунктуальность, экономия времени на всём. интенсивная работа все 45 минут урока, энергичные блиц-опросы. Контрольная работа, где одна из задач формулировалась так, чтобы ученик мог показать собственное понимание материала. Не любил рассуждений вокруг да около, требовал точного попадания в тему, не терпел, когда что-то отвлекало от занятий, морщился от постороннего шума. Проявлял принципиальность и никогда не «тянул» ученика, превращая текущие «неуды» в годовые тройки. При этом внушал школьникам веру в свои силы, поощрял их словом и оценкой. Ученикам запомнилось его трепетное отношение к русской речи - то, как морщился он при любых искажениях языка» 5.

Значительный воспитательный потенциал содержится практически в каждом литературном творении А.И. Солженицына, например, в рассказе-притче «Матрёнин двор», в «Одном дне Ивана Денисовича» и др. На примере героев своих произведений писатель раскрывает самобытные черты русского национального характера: трудолюбие, смекалку, находчивость, отзывчивость, сострадание, умение оставаться самим собой в страшных и трагических условиях жизни, умение выстоять и продолжать жить любой ценой. В рассказе «Матрёнин двор» писатель рассматривает вечные ценности русской духовной культу-

4 Солженицын А. Дыхание. С. 241.

5 Сараскина Л. Александр Солженицын. Ч. 5 : Перед прорывом. Гл. 2 : Рязань: две стороны «тихого житья». (Жизнь замечательных людей : сер. биография продолжается). ЦЯЬ : http://www.modernlib.ru/books/saraskina lvudmila/aleksandr solzhenicin/read (дата обращения 7.04.2013).

ры: праведность, нестяжательство, естественность, простоту, человечность, смирение и терпение.

Идея нравственного урока, который дают произведения писателя, подчеркивается исследователями его творчества и учителями-словесниками. «В современной ситуации обесценивания моральных норм, помутнения духовных ориентиров опыт нравственного возмужания личности, раскрываемый. в романах и повестях. А.И. Солженицына, приобретает особый этический смысл. Вдумчивое изучение его творческого наследия может способствовать формированию у подрастающего поколения положительного духовного идеала, научить видеть красоту, ориентироваться на традиционные для отечественного мировоззрения ценности семьи, труда, взаимной поддержки. На значительный воспитательный потенциал солжениценовского рассказа-притчи «Матрёнин двор» специально обратил внимание учителей-словесников А.И. Княжицкий в своих «Материалах к изучению рассказа А.И. Солженицына «Матрёнин двор» на уроках литературы» 6. Кроме того, нравственный урок, который дают произведения А.И. Солженицына, «представляется чрезвычайно важным и для современного российского общества, болезненно нуждающегося в яркой и духовно-непререкаемой национальной идее. Найденный. Солженицыным ещё в середине прошлого века ответ на вопрос о состоятельности русского национального характера, о тех народных нравственных принципах, которые признаются исконными для этноса, может и, вероятно, должен быть услышан и осмыслен современными школьниками. Исторический оптимизм и гуманизм. писателя», его «художественная честность в описании народного бытия, органично сплавленная с убеждением в непререкаемой правоте добра, вызывают и чувство справедливой гордости, и уважение к собственной нации, к свойственному ей нравственному кодексу» 7.

В настоящее время творчество А.И. Солженицына изучается в курсе русской литературы XX века (повесть (рассказ) «Матрёнин двор» и «Один день Ивана Денисовича», 11 класс) и в рамках других учебных предметов (русского языка и развития речи, в курсе отечественной истории XX - начала XXI века).

На уроках русского языка в воспитательном отношении рекомендуется использовать миниатюры «Крохотки», рассуждения А.И. Солженицына о русском языке, об искусстве слова, о литературе.

В курсе отечественной истории XX - начала XXI века задачи гражданско-нравственного воспитания молодежи, формирования ее исторического сознания и мышления можно решать в процессе изучения главного произведения писателя «Архипелаг ГУЛАГ». В «Методических рекомендациях по расширению изучения творческого наследия А. И. Солженицына в общеобразовательных учреждениях» отмечается: «Изучение в курсе отечественной новейшей истории жизни и деятельности А.И. Солженицына, его подвижничества, служения Родине, его литературного, культурно-исторического и философского наследия может

6 Солдаткина Я.В. Русский национальный характер в прозе М.А. Шолохова и А.И. Солженицына // Русская словесность. 2009. № 6. С. 29.

7 Там же. С. 31.

и должно способствовать реализации главной цели общего исторического образования - гражданскому воспитанию российской молодёжи, содействовать становлению школьника как духовно-нравственной, свободной, саморазвивающей-ся личности, её социализации в демократическом обществе» 8.

Осмысление нравственных ценностей в литературном творчестве А.И. Солженицына не ограничивается рамками учебной работы, но должно выходить и за ее пределы, получая продолжение во внеклассной воспитательной работе с учащимися. Важное место здесь должен занять материал о личности писателя, его опыте семейного воспитания детей. Классными руководителями и воспитателями может быть организован цикл мероприятий по ознакомлению с жизнью и литературным творчеством писателя в самых различных формах: беседы, дискуссии, литературные гостиные, устные журналы, защиты проектов, презентации книг, интеллектуальные аукционы, экскурсии и др. В воспитательной работе с учащимися и молодежью необходимо использовать образовательно-воспитательный потенциал музея А.И. Солженицына в Рязанском государственном университете имени С.А. Есенина. Материал, представленный в музее, позволяет проследить творческий путь писателя; каждый этап его жизни и творчества может стать предметом самостоятельного изучения, становления мировоззрения писателя, его жизненной, нравственной, гражданской, патриотической позиции.

Целесообразно использовать материал о воспитании детей в семье писателя. Семья А.И. Солженицына была патриархальной. Детей воспитывали в строгости, большое внимание уделялось воспитанию средствами природы. Как и во многих других патриархальных семьях, значительное место в воспитании занимало чтение. Сознавая, что, находясь в эмиграции, дети могут вырасти без полноценного владения русским языком, в семейной традиции были вечерние чтения вслух. Сначала это были сказки русских и зарубежных писателей, а потом и произведения отца.

Все три сына оказались очень талантливыми, скромными и порядочными людьми и самореализовались в жизни.

Последние годы жизни писатель вел довольно закрытый образ жизни, но при этом принимал активное участие в общественной жизни, занимался благотворительностью. Он ежегодно вручал Литературную премию А. Солженицына, которая в отличие от других негосударственных премий России финансируется из семейного бюджета писателя за счет его мировых гонораров за «Архипелаг ГУЛАГ». Материальный размер пенсии составляет 25 тысяч долларов; в год по два три человека награждаются ею. Ежегодно он помогал тысячам заключенных; жертвовал на покупку книг для провинциальных библиотек 150 тысяч долларов в год; выделял средства на проведение юбилеев жертвам политических репрессий и на другие мероприятия.

До последнего своего часа, передвигаясь по квартире в инвалидной коляске, он работал над своими воспоминаниями и делом всей своей жизни - много-

8 О методических рекомендациях по расширению изучения творческого наследия А.И. Солженицына в общеобразовательных учреждениях // Образование в современной школе. 2008. № 10. С. 9.

томным произведением «Красное колесо» об истоках и вызревании революции, которая привела Россию к страшному падению и безбожию 9.

Как духовное завещание живущим и последующим поколениям звучат слова писателя: «Без устойчивой системы духовно-нравственных ценностей не устоит ни село, ни город, ни Земля наша.».

ШИТОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Александр Исаевич ^лженицын. Великий русский писатель. [Электронный ресурс]. - Режим доступа :http://www.solzhenicyn.ru/modules/pages/Semya zhena Natalya Solzhenicyna Synovya Solzhenicyna.html (дата обращения 8.04.2013).

2. О методических рекомендациях по расширению изучения творческого наследия А.И. Cолженицына в общеобразовательных учреждениях [Текст] // Образование в современной школе. - 2008. - № 10. - C. 3-10.

3. Cараскина, Л. Александр ^лженицын [Электронный ресурс]. - Ч. 5 : Перед прорывом. - Гл. 2 : Рязань: две стороны «тихого житья». (Жизнь замечательных людей: сер. : биография продолжается). - Режим доступа : http://www.modernlib.ru/books/-saraskina lyudmila/aleksandr solzhenicin/read (дата обращения:7.04.2013).

4. Cолдаткина, Я.В. Русский национальный характер в прозе М.А. Шолохова и А.И. ^лженицына [Текст] // Русская словесность. - 2009. - № б. - C. 29-31.

5. ^лженицын, А.И. Дыхание [Текст] // Рассказы и крохотки. - М. : АСТ : АСТ-РЕЛЬ, 2009.- 458 с.

N.P. Shchetinina

SPIRITUAL AND MORAL POTENTIAL OF A.I. SOLZHENITSYN’S LITERARY HERITAGE

The article focuses on spiritual and moral education of young people with the help of A.I. Solzhenitsyn’s literary heritage. The educational potential of A.I. Solzhenitsyn’s literary legacy is illustrated by the analysis of his miniatures, which center on a number of issues: philosophical problems, one’s attitude to nature, human relationships, spiritual values, beauty and creativity. The paper deals with spiritual values of A.I. Solzhenitsyn’s works (faith, patriotism, freedom, goodness, compassion) and their pedagogical interpretation. The author maintains that A.I. Solzhenitsyn’s works have a great educational potential, and should be used in both curricular and extra-curricular courses of the Russian language and literature. The article proves that A.I. Solzhenitsyn’s literary heritage should be used as a means of spiritual and moral education of young people.

spiritual and moral education, spiritual and moral values, faith, patriotism, freedom, goodness, compassion.

9 Александр Исаевич Солженицын. Великий русский писатель. URL : http://www. solzhe-nicvn.ru/modules/pages/Semva zhena Natalya Solzhenicyna Synovya Solzhenicyna.html (дата обращения: 8.04.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.