УДК 37.034
Ю.А. Климушина
«ВЕКТОР ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ СУДЬБЫ...»
(ИЗУЧЕНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ АСПЕКТОВ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА А.И. СОЛЖЕНИЦЫНА В ШКОЛЕ)
В статье анализируются духовно-нравственные аспекты жизни и творчества А.И. Солженицына, осмысление которых дает ключ к глубокому, сущностному их пониманию. Рассмотрены возможности использования фактов биографии и произведений писателя как на уроках литературы в старших классах, так и в рамках занятий школьного курса «Основы православной культуры». Особое внимание уделяется характеристике «узловых точек» духовных исканий автора на основе произведений разных жанров (рассказы «Пасхальный крестный ход», «Матрёнин двор», пьеса «Свеча на ветру (свет, который в тебе)», лирическая миниатюра «Молитва»).
духовный смысл творчества, вера, житийные традиции, смысл человеческой жизни, духовная автобиография, Солженицын А.И., «Пасхальный крестный ход», «Матрёнин двор», «Свет, который в тебе», лирическая миниатюра «Молитва».
Изучение духовного смысла жизни и творчества А.И. Солженицына в школе представляется чрезвычайно важным, поскольку дает ключ к сущностному, глубокому пониманию произведений автора, позволяет проследить эволюцию его мировоззрения. По сути своей все созданное писателем направлено на раскрытие внутреннего мира личности, в котором происходит осмысление важнейших вопросов бытия, законов совести и справедливости, добра и зла, поиск смысла человеческой жизни.
Жизнь и творчество А.И. Солженицына служат прекрасным материалом, помогающим в процессе его изучения формировать духовно-нравственные ценности у подрастающего поколения. Это «доныне актуальный материал для политического, эстетического и нравственного диалога» 1.
Биографию А.И. Солженицына, одновременно и типичную для его поколения, и особую, представляющую исключение из правил, отличают крутые повороты судьбы и события, поражающие особым высоким смыслом. Обыкновенный советский школьник, студент, комсомолец, участник Великой Отечественной войны, отмеченный за боевые заслуги правительственными наградами, узник ГУЛАГа, учитель физики и математики в средней школе, человек, вышедший победителем в борьбе со страшной болезнью - раком, и с тех пор уверовавший в то, что, пока он пишет, ему свыше дарована жизнь. Художник, создавший собственную концепцию истории России XX века и воплотивший ее
1 Сафронов А.В. Комическое в книге о народной трагедии (пародийная глава в «Архипелаге ГУЛАГ» А. Солженицина) // Вестник Рязанского государственного университета. 2012. № 1/34. Стр. 126.
в творчестве. Эмигрант поневоле, высланный из родной страны и никогда не признававший добровольной эмиграции. Известный всему миру писатель, лауреат Нобелевской премии, страстный публицист, слово которого будоражит, заставляет спорить, искать ответы на самые трудные вопросы времени.
Жизненным кредо писателя по праву можно считать знаменитые слова Л.Н. Толстого: «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, начинать и бросать... а спокойствие - душевная подлость». По воспоминаниям первой жены Солженицына Н.А. Решетовской, в молодости они любили роман английского писателя XX века О. Хаксли «Контрапункт», идеи которого так или иначе оказали влияние на мировоззрение Александра Исаевича: «Солженицына в свое время поразила мысль о том, что все случающееся с человеком неизбежно похоже на него самого. Он стал проверять это на своей жизни и поразился меткости замечания. Многие «случайности», если разобраться, - всегда плод, отпечаток натуры человека, с которым эти случайности происходят» 2. Пережив лагерный опыт и преодолев онкозаболевание, писатель придет к убеждению, что вся его жизнь имеет вектор, направляется Всевышним.
«Узловые точки» духовных исканий Солженицына проходят через религиозное воспитание в семье, отвержение Бога и новое обретение Его. Уже в младших классах высмеивался за ношение крестильного крестика и нежелание вступать в пионеры, получал выговор за посещение церкви3. Под влиянием школы принял коммунистическую идеологию, вступил в комсомол. Будучи заключенным, разочаровался в марксизме, со временем поверил в Бога и стал сторонником православно-патриотических идей (полное отрицание коммунистической идеологии, роспуск СССР, создание славянского государства на территории России, Белоруссии и части Украины, установление в новом государстве авторитарного строя с постепенным переходом к демократии, уделение особого внимания духовно-нравственному развитию народа, приоритету духовного начала над материальным).
Рассмотрим некоторые солженицынские произведения с точки зрения целесообразности их изучения в школе. О человеческом сердце, о нравственном выборе, о вере и безверии размышляет писатель в рассказе «Пасхальный крестный ход». Рассказ написан 10 апреля 1966 года, в первый день праздника Пасхи. В основе произведения впечатления автора от посещения пасхальной службы. Уже в начале рассказа обозначен резкий контраст между высоким предназначением Пасхального крестного хода «на земли. чистым сердцем» Бога славить и циничным поведением глумящейся над самым главным православным праздником толпы.
«Топталовку при танцплощадке» напоминают автору эти развязные «девки в цветных платочках и спортивных брюках» и парни, «все почти в кепках, шапках. каждый четвёртый выпимши, каждый десятый пьян, каждый второй курит.». С болью Солженицын говорит о том, что среди так называемых верующих людей была утрачена внутренняя суть праздника, осталось внешнее со-
2 Решетовская Н.А. В споре со временем. М. : Изд-во Агентства печати «Новости», 1975. С. 6.
3 Сараскина Л.И. Александр Солженицын. 2-е изд. М. : Молодая гвардия, 2009. С. 105.
блюдение обрядов. Людей захватило чувство страха: «Растеснённые к ограде кладбища и к церковным стенам, верующие не то чтоб там возражать, а озираются, как бы их ещё не пырнули, как бы с рук не потребовали часы, по которым сверяются последние минуты до воскресения Христова». «Ударяет колокол над головой крупными ударами - но подменный: жестяные какие-то удары вместо полнозвучных глубоких».
В рассказе показан и «подлинный крестный ход» людей с истинной верой, не зависящей от внешних обстоятельств. «Женщины пожилые, с твёрдыми отрешенными лицами, готовые и на смерть, если спустят на них тигров». Среди них и ровесницы тех, которые столпились с парнями, «но как очищены их лица, сколько светлости в них».
В «Матрёнином дворе» (1963) в художественной форме раскрывается одухотворяющая весь рассказ библейская мысль о праведнике. Анализируя это произведение, можно уделить внимание традициям жанра жития, которые проявляются в рассказе на уровне подтекста, обнаружить переклички и пересечения с агиографическим жанром.
О житийных и тяготеющих к ним персонажах можно сказать: «Живут не для радости, а для совести». Они совершают не те поступки, которые приносят выгоду, а те, которые диктует им внутреннее ощущение правды. Так, Матрёна совершенно не видит и никогда не задумывается о том, что и соседи, и близкие просто используют ее в своих интересах. Зовут помочь - значит надо помогать. «И Матрёна не могла отказать. Она покидала свой черед дел, шла помогать соседке.», «Тем более без Матрёны не обходилась ни одна пахота огорода». А вот самой Матрёне помощи ждать было не от кого: «родные ей помогали мало».
Точно так же, как и святые, она бескорыстно помогала людям. «Не берет она денег», - говорили про нее. Нестяжание - еще одна важная характеристика праведного человека. «От трудов праведных не наживешь палат каменных», -гласит русская пословица. Так, в житии блаженной Ксении Петербургской говорится о том, что все свое имущество она раздала бедным, а сама ходила в лохмотьях. И Матрёна «не гналась за обзаводом. Не выбивалась, чтобы купить вещи и потом беречь их больше своей жизни». Голова ее была обвязана «старческим слинявшим платочком».
В соответствии с русской агиографической традицией герои житий, подражая Христу, покорно принимают страдания и унижения, которые, как правило, сами на себя навлекают своим безрассудным, с точки зрения рационального человека, поведением. Мотив отверженности святого миром, который звучит в житиях Андрея Константинопольского и Прокопия Устюжского, находим и в отношении к Матрёне окружающих.
Герой жития встречает на своем жизненном пути множество испытаний. При этом не озлобляется, а смиряется. То же можно сказать и о Матрёне. «Не понятая и брошенная даже мужем своим, схоронившая шесть детей, но не нрав свой общительный, чужая сестрам, золовкам. ». Автор подчеркивает деталь: лучезарная, добрая улыбка героини, которая была дороже хлеба насущного. Здесь можно усмотреть
точки соприкосновения с житием княгини Анны Кашинской, потерявшей мужа и сыновей, но не утратившей смирения, веры и любви к ближнему.
В житиях многих святых (Серафима Саровского, Сергия Радонежского, Дивеевских блаженных, преподобного Герасима) дается описание особых взаимоотношений святого и животных. Последние становились ручными и служили святым. Убить даже насекомое считалось грехом. Так, старец Силуан, нечаянно убивший муху, три дня переживал и плакал. И в рассказе «Матрёнин двор» нельзя не обратить внимания на то, что полноправными жильцами Матрёниной избы становятся тараканы и мыши. Повествователь пишет, что свыкся с их шуршанием, «ибо в нем не было ничего злого, в нем не было лжи».
Чрезвычайно любопытным представляется и следующее обстоятельство -выбор имени для своей героини. Известно, что прототипом образа послужила Матрёна Васильевна Захарова, у которой Солженицын квартировал. Но здесь важно и другое: современницами писателя были женщины, получившие признание и любовь народа и уже при жизни ставшие святыми (впоследствии их канонизировали). Это праведная блаженная Матрона Московская (Никонова), блаженная Матрона Анемнясевская (Белякова), Христа ради юродивая и др.
Именно авторская позиция, его отношение к судьбе Матрёны превращают жизнь этой женщины в житие (или в некое его подобие). Именно он, напоминая, что не стоит село без праведника, утверждает в качестве такового Матрёну -человека, «у которого грехов было меньше, чем у ее колченогой кошки».
В пьесе «Свеча на ветру (свет, который в тебе), написанной в 1960 году, отчетливо прослеживается следующая мысль: смысл человеческой жизни определяется ее направлением или, по выражению автора, вектором, что и выражает в конечном итоге свободу или несвободу личности. По-настоящему свободны те солженицынские герои, для которых приоритетны духовные, а не материальные ценности. Это Алекс Кориэл, Альда, тетя Христина, Тербольм. В диалоге-споре героев раскрывается понимание главного, настоящего вектора человеческой судьбы - служение людям, развитие и совершенствование в самом себе духовнонравственного начала.
«Ф и л и п п. Да все материальные богатства, созданные человечеством, не через науку ли созданы?
А л е к с. И это не ответ. А зачем нам богатство? Богатство улучшает разве человека? Я не замечал.
Ф и л и п п. .все блага материальные на нашей планете, вся цивилизация, вся культура - всё создано наукой, всё!! О чём тут спорить?
А л е к с. О том, что, хвастаясь, как много благ теперь совокупно добываем мы, не упоминают - а чего нам это добывание стоит? Ответ будет ужасен: весь человеческий интеллект до конца уходит на добывание благ! Все духовные силы наши - до исчерпа! Вру, ещё остаётся часть, чтобы давить друг друга».
«Жить по совести» (позже Солженицын определит свое человеческое и писательское кредо как «жить не по лжи») - вот, по убеждению автора, подлинный жизненный принцип. Именно им и руководствуется Алекс Кориэл, для которого сохранение человеком своего нравственного внутреннего мира стано-
вится смыслом жизни. Необходимо «.помочь донести эстафетку. Колеблемую свечечку нашей души», передать её двадцать первому веку. Не физическая гибель, по убеждению автора, является самым страшным, что может случиться с человеком, а духовная, связанная с потерей совести.
В рамках школьного курса «Основы православной культуры» в средних и старших классах можно изучать солженицынскую лирическую миниатюру «Молитва» (1963) в контексте традиций святоотеческой литературы. Используя элементы церковной молитвы, А.И. Солженицын наполняет свое творение автобиографическим содержанием. Солженицынская «Молитва» представляет собой благодарение Бога за возможность «легко жить» и «легко верить», осознавая во всем Мудрость и Любовь Всевышнего, Промысел Божий о человеке.
По сути «Молитва» - это духовная автобиография, где писатель соединяет три временных пласта: прошлое, настоящее и будущее, причем настоящее анализируется сквозь призму прошлого и будущего. «Когда расступается в недоумении или сникает ум мой.» - «На хребте славы земной я с удивлением оглядываюсь на тот путь через безнадёжность - сюда.» - «И сколько надо будет.», «А сколько не успею.». Основой подлинной молитвы святоотеческая мудрость называет смирение. Творение А.И. Солженицына пронизано этим чувством, являющимся одной из важнейших христианских добродетелей. Смирение выражается в принятии писателем своей жизни такой, какой она является, то есть посланной Богом, в осмыслении Божественной Любви, помогающей человеку и направляющей его: «.Ты позаботишься, чтобы не все пути добра были закрыты». Смиренное чувство помогает А.И. Солженицыну уповать на Бога, укреплять свою веру в торжество справедливости.
Просьба к Творцу об исполнении просимого связана не с земными благами (здоровье, долголетие, счастье, облегчение жизненного пути), а с Творчеством в высоком, духовном его понимании. Оно воспринимается как дар Божий, как отражение Божественной Истины. «Отблеском лучей Твоих», то есть Божи-их, называет автор свои произведения - все то, что смог через нечеловеческие испытания донести до читателя.
Таким образом, изучение духовно-нравственных аспектов жизни и творчества А.И. Солженицына в школе представляется чрезвычайно важным, поскольку являет собой для подрастающего поколения образец глубоких раздумий о высоком призвании человека.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Лопухина-Родзянко, Т.А. Духовные основы творчества А.И. Солженицына [Текст]. - Франкфурт-на-Майне : Посев, 1974. - 180 с.
2. Решетовская, Н.А. В споре со временем [Текст]. - М. : Изд-во Агентства печати «Новости», 1975. - 207 с.
3. Сараскина, Л.И. Александр Солженицын [Текст]. - 2-е изд. - М. : Молодая гвардия, 2009. - 935 с. : ил. - (ЖЗЛ: Биография продолжается: сер. биогр.; вып.15).
4. Сафронов, А.В. Комическое в книге о народной трагедии (пародийная глава в «Архипелаге ГУЛАГ» А. Солженицина) // Вестник Рязанского государственного университета. - 2012. - № 1/34. - С. 120-126.
5. Солженицын, А.И. Рассказы и крохотки [Текст] : Собр. соч. в 30 т. : М. : ВРЕМЯ, 2006. - Т. 1. - 164 с.
6. Солженицын, А.И. Пьесы и киносценарии [Текст]. - Paris : YMCA-PRESS, 1981. -
590 с.
Yu.A. Klimushina
« A VECTOR OF HUMAN FATE...»
TEACHING MORAL AND SPIRITUAL ASPECTS OF A.I. SOLZHENITSYN’S LIFE AND WORK AT SCHOOL
The paper focuses on spiritual and moral aspects of A.I. Solzhenitsyn’s life and work. The author maintains that A.I. Solzhenitsyn’s biography as well as his literary works should be studied by high school students in the course of Literary Studies and in the course of the Fundamentals of Orthodox Culture. The author maintains that A.I. Solzhenitsyn’s biography, though in many aspects similar to those of his contemporaries, is a unique phenomenon. The author analyzes A.I. Solzhenitsyn’s works of different genres: stories («The Easter Procession», «Matryona’s House»), plays («The Light Which is in Thee»), lyric miniatures («Prayer» (1963)). The author analyzes the works through the prism of eternal issues. For instance, «The Easter Procession» deals with moral choices, «Matryona’s House» dwells on true piety, «The Light Which is in Thee» focuses on the meaning of life. As for Solzhenitsyn’s «Prayer», it is analyzed as a spiritual autobiography.
spiritual meaning of work, orthodox culture, faith, piety, traditions, spiritual autobiography, Solzhenitsyn A.I., “The Easter Procession ”, “Matryona’s House ”, “The Light Which is in Thee ”.