Научная статья на тему 'Вертикальный экран. Неудачный эксперимент или неиспользованная возможность?'

Вертикальный экран. Неудачный эксперимент или неиспользованная возможность? Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
257
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУДИОВИЗУАЛЬНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ / КИНО / ВИДЕО-АРТ / ВЕРТИКАЛЬНЫЙ ЭКРАН / AUDIOVISUAL WORK / CINEMA / VIDEO-ART / VERTICAL SCREEN

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Оборотов П. Б., Корчагина Т. А.

В статье рассматривается использование в аудиовизуальных произведениях вертикального экрана как самостоятельного выразительного средства и как технического приема. Авторы анализируют причины, по которым вертикальный экран не находил практического применения. Выявляются характерные особенности вертикального экрана и специфика работы с ним.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VERTICAL SCREEN. FAILED EXPERIMENT OR UNTAPPED OPPORTUNITY

The article discusses the use of the vertical screen as a technique and means of expression in audiovisual art. Authors analyze the reasons for the vertical screen is not found practical application. Characteristics of the vertical screen and the specifics of working with him are given.

Текст научной работы на тему «Вертикальный экран. Неудачный эксперимент или неиспользованная возможность?»

13. Rezvan EA Ethical concepts and etiquette in the Qur'an // Etiquette among the peoples of Asia Minor. -M ., 1966.- S.38-59.

14. Society for the Study of life, history and culture of Bashkortostan. - Ufa-Sterlitamak, 1922. Vyp.1-2. -96s.

15. S. Sommier about Bashkirs // Notes Ural Society of Naturalists. - 1891-1892.- TH III - Vyp.1.- S.22-34.

16. Zheleznov II Bashkirs // Zheleznov II Full. cit. Op. V.1. -St. Petersburg, 1910.- S.213-258.

Оборотов П.Б.1, Корчагина Т.А.2

'Старший преподаватель; 2 студентка кафедры режиссуры мультимедиа, Санкт-Петербургский Г уманитарный университет

профсоюзов

ВЕРТИКАЛЬНЫЙ ЭКРАН. НЕУДАЧНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ ИЛИ НЕИСПОЛЬЗОВАННАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ?

Аннотация

В статье рассматривается использование в аудиовизуальных произведениях вертикального экрана как самостоятельного выразительного средства и как технического приема. Авторы анализируют причины, по которым вертикальный экран не находил практического применения. Выявляются характерные особенности вертикального экрана и специфика работы с ним.

Ключевые слова: аудиовизуальное произведение, кино, видео-арт, вертикальный экран.

Oborotov P.B.1, Korchagina T.A.2

1 Senior lecturer; 2Student, Saint-Petersburg University of Humanities and Social Sciences VERTICAL SCREEN. FAILED EXPERIMENT OR UNTAPPED OPPORTUNITY

Abstract

The article discusses the use of the vertical screen as a technique and means of expression in audiovisual art. Authors analyze the reasons for the vertical screen is not found practical application. Characteristics of the vertical screen and the specifics of working with him are given.

Keywords: audiovisual work, cinema, video-art, vertical screen.

«Вертикальный» экран (т.е. прямоугольный экран, горизонтальные стороны которого короче вертикальных) - абсолютно такая же часть современной жизни, как мобильная связь, электронная почта или фотоаппарат в телефоне.

На протяжении столетий люди смотрели на портреты, афиши, гобелены; вертикальная композиция считывается зрителем на подсознательном уровне, будь то витраж в храме, страница в книге или обложка журнала [3]. Мы живем в мире с преимущественно вертикальной подачей информации: газеты, книги, новостные ленты. Это обусловлено эргономикой предметов, окружающих нас [1].

Однако, несмотря на широкую распространённость вертикальной компоновки информационных и художественных объектов, вертикальный экран в кинематографе не получил широкого распространения. Более того, его использование в фильмах до сих пор считается рискованным и авангардистским приёмом, а в среде интернет вертикальное видео и вовсе стало дурным тоном и запрещено к размещению на большинстве специализированных сервисов [4].

История вертикального экрана насчитывает многие столетия. Однако наиболее близким к кинематографу жанром, в котором вертикальная композиция достигает пика своего развития, является комикс. Необычные углы обзора, выразительная динамика и нестандартные внутрикадровые решения - все это обычно для комикса. Являясь частью изобразительного искусства, он оказал значительное влияние на киноязык.

Так, в 1968 году на экраны вышел фильм «Бостонский душитель», который и по сей день поражает неожиданным решением композиции кадра [2]. Структурно часть сцен фильма решены по образцу комикса, в режиме полиэкрана — то есть когда большой горизонтальный экран разбит на несколько секторов (горизонтальных и вертикальных). Ричард Флейшер, режиссер картины, одним из первых использовал полиэкранную композицию в одном кадре, тем самым приковывая зрителя к происходящему на экране, так как симультанно в каждом кадре происходит движение, и на то, чтобы разглядеть все детали, требуется время. Помимо этого, полиэкранная система, в которую входят вертикальные экраны, позволяет зрителю получить больше информации для анализа, что для детективного жанра весьма уместно.

По способу восприятия зрителем для вертикального экрана характерны следующие отличительные черты:

- вертикальный экран увеличивает скорость считывания информации, так как у зрителя нет возможности сосредоточится на посторонних объектах, которые почти неизбежно присутствуют при горизонтальном кадрировании;

- по этой же причине объект на вертикальном экране субъективно кажется ближе, чем тот же объект той же крупности на горизонтальном;

- увеличивается скорость субъективного восприятия темпоритма объекта в кадре, так как время горизонтального прохождения объекта через кадр уменьшается.

- при вертикальном кадрировании меняется соотношение масс, объект становится визуально легче.

Получается, что объект, перемещённый из горизонтального кадра в вертикальный, только за счёт изменившегося обрамления может сообщать больший объём информации и становится легче, мобильнее, крупнее — то есть агрессивнее, опаснее. Условная бегущая кошка превращается в несущегося тигра.

Можно уверенно утверждать, что на сегодняшний день сложились все предпосылки для его широкого распространения в ближайшем обозримом будущем/ Ведь на бытовом уровне зритель уже давно привык к вертикальному экрану, так как большинство современных портативных устройств работают, по большей части, в вертикальном режиме [5]. Пользователи стационарных компьютеров приобретают вертикальные мониторы для упрощения работы с сайтами. Во время просмотра страниц на широкоформатных мониторах пространство по бокам страницы пустует. Кроме того, веб-страницы продолжают «расти» вертикальным образом.

Сам принцип построения работы с кадром на ограничении иначе воздействует на не визуальные каналы восприятия (чувство равновесия, слух, осязание и т.д.). В вертикальном кино, даже на эмпирическом уровне это прослеживается. Зритель может сопоставить в голове портретную ориентировку с зеркалом, в котором видит себя. Из-за принципиально другой композиции кадра, близкой, скорее к ар-нуво или комиксу, глаз бегает сверху вниз - такое движение дает кадру дополнительную динамику.

Вертикальное кино пока не является отдельным направлением в киноискусстве, но с приходом в нашу жизнь смартфонов и других портативных устройств, с появлением массовой привычки к вертикальному экрану оно вполне может занять свое место в ряду самостоятельных форм киноискусства.

Литература

1. Бернштейн Н.Д. Перспективы кинопроекционной аппаратуры. ТКиТ, 1982, №10. С.22-27.

2. Делез Ж. Кино /пер. с фр. М.: Ad Marginem, 2004.

3. Ковалев Ф.В. Золотое сечение в живописи / Ф.В. Ковалев. Киев : Высшая школа, 1989. 376 с.

4. Оборотов П.Б., Сато А.Х. Средства массовой информации в среде Интернет - Общие особенности / Искусство мультимедиа. Мультимедиа и творчество. СПб.: СПбГУП, 2012. С. 108-131.

5. Югай И.И. Понятие медиа в искусстве // Вопросы культурологии. 2013. №7. С. 93-97.

101

References

1. Bemshtejn N.D. Perspektivy kinoproekcionnoj apparatury. TKiT, 1982. №10, S. 22-27.

2. Delez Zh. Kino /per. s fr. M.: Ad Marginem, 2004.

3. Kovalev F.V. Zolotoe sechenie v zhivopisi / F.V. Kovalev. Kiev : Vysshaja shkola, 1989. 376 s.

4. Oborotov P.B., Sato A.H. Sredstva massovoj informacii v srede Internet - Obshhie osobennosti / Iskusstvo mul'timedia. Mul'timedia i tvorchestvo. SPb.: SPbGUP, 2012. S.108-131.

5. Yugay I.I. Concept of media in art // Voprosy kul'turologii. 2013. №7. S. 93-97.

Югай И.И.1, Фролова М.А.2

'Профессор кафедры режиссуры мультимедиа, 2 студентка, Санкт-Петербургский гуманитарный университет Профсоюзов, ОПТИЧЕСКИЕ ИЛЛЮЗИИ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ XX-XXI ВЕКА

Аннотация

В статье рассматривается применение оптических иллюзий в период с 1960 по настоящее время.

Проанализировано применение сходных принципов в оп-арте, а также в современных визуальных формах (видеомэппинг, интерьерные проекции, виртуальная реальность).

Ключевые слова: медиа-арт, оп-арт, видеомэппинг, виртуальная реальность

Yugai I.I \ Frolova M.A.2

1 Professor of the Department of multimedia art, 2 student, Saint-Petersburg University of Humanities and Social Sciences OPTICAL ILLUSIONS IN ART PRACTICE OF THE XX-XXI CENTURY

Abstract

The article discusses the use of optical illusions in the period from 1960 to the present. The usage of similar principles ofperception in op-art, and contemporary visual forms (video mapping, interior projection, virtual reality) is analyzed/

Keywords: media art, op art, video mapping, virtual reality

Первые исследования в сфере зрительного восприятия человека были проведены во второй половине 1940-х годов [3]. Было выявлено, что человеческое зрение не совершенно и человек при определённых условиях не правильно оценивает (видит) реальность [1]. Ошибки в зрительном восприятии получили название оптической иллюзии. Следующим шагом стало понимание того, как можно намеренно обмануть человеческое зрение. Оптические иллюзии получили широкое распространение в художественной практике 1960-х. С помощью оптических иллюзий создаются несуществующие пространства или объекты.

Наибольшую известность художественные эксперименты с механизмами человеческого зрения получили в направлении арт-практики второй половины ХХ века, получившем название «Оптическое искусство» (от англ. op art, сокращ. от optical art). Художники этого направления задают такие «правила игры», в которых создается конфликт между формой реальной и формой видимой. Например, зная, что человеческий глаз всегда стремится организовать хаотически разбросанные пятна в простую систему, представители оптического искусства располагают простые однотипные элементы так, чтобы дезориентировать глаз, не допустить становления целостной структуры [2].

В 1990 годах знания о специфике зрительного восприятия нашли применение в новой области - компьютерной визуализации. Наиболее примечательными и значимыми направлениями компьютерной визуализации в контексте нашего исследования являются компьютерные видео проекции и виртуальная реальность [4].

Уже привычными для современного театрального зрителя стали трехмерные декорации. Например, в ноябре 2014 года состоялась премьера 3D мюзикла «Джульета и Ромео», в которой вместо декораций, воссоздающих места действия, была использована трехмерная проекция. Для просмотра таких произведений необходимы стереоскопические очки, вызывающих у зрителя иллюзию глубины пространства, на основе феномена бинокулярного зрения.

Компьютерные проекции в соединении с танцем, перформансом, театральным действием стали благодаря компьютерным технологиям новым полем для визуальных экспериментов с оптическими иллюзиями.

В хореографическом спектакле Seventh Sense тайваньских танцевальных коллективов «Anarchy Dance Theatre» и «Ultra Combos» танец соединяется с компьютерной графикой. Анимированные графические элементы проецируются на 4 плоскости (3 стены и пол). Глядя на сцену в абсолютно темном помещении, благодаря точно направленной проекции, зритель видит, как танцор движется в абстрактном геометрическом пространстве, преобразующемся в соответствии с его танцем.

Французский шоу-балет «Crazy horse» в своих представлениях использует видео-проекцию не только на фон, но и на самих танцоров. В качестве проецируемого изображения в основном используются динамические абстракции. Особенно хочется отметить один номер из программы «Crazy horse», в котором дополнительно к световым эффектам использовалось поставленное под углом горизонтальное зеркало. Работавшие над зеркалом танцовщицы создавали своими телами и их отражением необычные и выразительные фигуры.

Еще одним современным направлением, использующим оптические иллюзии является видео-мэппинг. Существуют разновидности видео-мэппинга.

- Архитектурный видео-мэппинг - объемная проекция на здание, мост, башню или любой другой архитектурный объект, в котором как правило, обыгрывается не только внешняя форма, но и история объекта. Стены, колонны, балконы, окна, лестницы и прочие архитектурные элементы после наложения на них разнообразной графики принимают новые значения.

- Интерьерные видеопроекции — объемная проекция на стены, мебель, интерьер помещений, позволяющая видоизменять внутренние пространство..

- Видеопроекции на объекты - объемная проекция на неподвижные и на движущиеся объекты.

Чрезвычайно популярная сегодня и многообещающая сфера - виртуальная реальность, по природе своей также является результатом оптической иллюзии.

Оптические иллюзии претерпели значительные трансформации с первых художественных экспериментов до современных высокотехнологичных постановок. Значительно расширилась область их применения. Оптические иллюзии используются в театре и перфомансах, в хореографии и видеоискусстве, а также во многих других сферах. Современные технологии позволяют создавать все более изощренные зрелища на основе оптических иллюзий - ирреальные пространства, мгновенные преобразования среды, объектов, действующих лиц - возможности, которые привлекают авторов и позволяют сделать представление более ярким, динамичным, эмоциональным, заставить зрителей погрузиться в мир авторского замысла.

Литература

1. Артамонов И. Д. Иллюзии зрения. М., 1969

2. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. СПб.: Питер, 2006. 320 с.

3. Толанский С. Оптические иллюзии

4. Югай И.И. Основные этапы освоения медиатехнологий искусством // Вопросы культурологии. 2013. № 4. С. 18-22.

References

102

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.