Научная статья на тему 'Оптические иллюзии в художественной практике ХХ-XXI века'

Оптические иллюзии в художественной практике ХХ-XXI века Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
801
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИА-АРТ / ОП-АРТ / ВИДЕОМЭППИНГ / ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / MEDIA ART / OP ART / VIDEO MAPPING / VIRTUAL REALITY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Югай И. И., Фролова М. А.

В статье рассматривается применение оптических иллюзий в период с 1960 по настоящее время. Проанализировано применение сходных принципов в оп-арте, а также в современных визуальных формах (видеомэппинг, интерьерные проекции, виртуальная реальность)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPTICAL ILLUSIONS IN ART PRACTICE OF THE

The article discusses the use of optical illusions in the period from 1960 to the present. The usage of similar principles of perception in op-art, and contemporary visual forms (video mapping, interior projection, virtual reality) is analyzed/

Текст научной работы на тему «Оптические иллюзии в художественной практике ХХ-XXI века»

References

1. Bemshtejn N.D. Perspektivy kinoproekcionnoj apparatury. TKiT, 1982. №10, S. 22-27.

2. Delez Zh. Kino /per. s fr. M.: Ad Marginem, 2004.

3. Kovalev F.V. Zolotoe sechenie v zhivopisi / F.V. Kovalev. Kiev : Vysshaja shkola, 1989. 376 s.

4. Oborotov P.B., Sato A.H. Sredstva massovoj informacii v srede Internet - Obshhie osobennosti / Iskusstvo mul'timedia. Mul'timedia i tvorchestvo. SPb.: SPbGUP, 2012. S.108-131.

5. Yugay I.I. Concept of media in art // Voprosy kul'turologii. 2013. №7. S. 93-97.

Югай И.И.1, Фролова М.А.2

'Профессор кафедры режиссуры мультимедиа, 2 студентка, Санкт-Петербургский гуманитарный университет Профсоюзов, ОПТИЧЕСКИЕ ИЛЛЮЗИИ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ XX-XXI ВЕКА

Аннотация

В статье рассматривается применение оптических иллюзий в период с 1960 по настоящее время.

Проанализировано применение сходных принципов в оп-арте, а также в современных визуальных формах (видеомэппинг, интерьерные проекции, виртуальная реальность).

Ключевые слова: медиа-арт, оп-арт, видеомэппинг, виртуальная реальность

Yugai I.I \ Frolova M.A.2

1 Professor of the Department of multimedia art, 2 student, Saint-Petersburg University of Humanities and Social Sciences OPTICAL ILLUSIONS IN ART PRACTICE OF THE XX-XXI CENTURY

Abstract

The article discusses the use of optical illusions in the period from 1960 to the present. The usage of similar principles ofperception in op-art, and contemporary visual forms (video mapping, interior projection, virtual reality) is analyzed/

Keywords: media art, op art, video mapping, virtual reality

Первые исследования в сфере зрительного восприятия человека были проведены во второй половине 1940-х годов [3]. Было выявлено, что человеческое зрение не совершенно и человек при определённых условиях не правильно оценивает (видит) реальность [1]. Ошибки в зрительном восприятии получили название оптической иллюзии. Следующим шагом стало понимание того, как можно намеренно обмануть человеческое зрение. Оптические иллюзии получили широкое распространение в художественной практике 1960-х. С помощью оптических иллюзий создаются несуществующие пространства или объекты.

Наибольшую известность художественные эксперименты с механизмами человеческого зрения получили в направлении арт-практики второй половины ХХ века, получившем название «Оптическое искусство» (от англ. op art, сокращ. от optical art). Художники этого направления задают такие «правила игры», в которых создается конфликт между формой реальной и формой видимой. Например, зная, что человеческий глаз всегда стремится организовать хаотически разбросанные пятна в простую систему, представители оптического искусства располагают простые однотипные элементы так, чтобы дезориентировать глаз, не допустить становления целостной структуры [2].

В 1990 годах знания о специфике зрительного восприятия нашли применение в новой области - компьютерной визуализации. Наиболее примечательными и значимыми направлениями компьютерной визуализации в контексте нашего исследования являются компьютерные видео проекции и виртуальная реальность [4].

Уже привычными для современного театрального зрителя стали трехмерные декорации. Например, в ноябре 2014 года состоялась премьера 3D мюзикла «Джульета и Ромео», в которой вместо декораций, воссоздающих места действия, была использована трехмерная проекция. Для просмотра таких произведений необходимы стереоскопические очки, вызывающих у зрителя иллюзию глубины пространства, на основе феномена бинокулярного зрения.

Компьютерные проекции в соединении с танцем, перформансом, театральным действием стали благодаря компьютерным технологиям новым полем для визуальных экспериментов с оптическими иллюзиями.

В хореографическом спектакле Seventh Sense тайваньских танцевальных коллективов «Anarchy Dance Theatre» и «Ultra Combos» танец соединяется с компьютерной графикой. Анимированные графические элементы проецируются на 4 плоскости (3 стены и пол). Глядя на сцену в абсолютно темном помещении, благодаря точно направленной проекции, зритель видит, как танцор движется в абстрактном геометрическом пространстве, преобразующемся в соответствии с его танцем.

Французский шоу-балет «Crazy horse» в своих представлениях использует видео-проекцию не только на фон, но и на самих танцоров. В качестве проецируемого изображения в основном используются динамические абстракции. Особенно хочется отметить один номер из программы «Crazy horse», в котором дополнительно к световым эффектам использовалось поставленное под углом горизонтальное зеркало. Работавшие над зеркалом танцовщицы создавали своими телами и их отражением необычные и выразительные фигуры.

Еще одним современным направлением, использующим оптические иллюзии является видео-мэппинг. Существуют разновидности видео-мэппинга.

- Архитектурный видео-мэппинг - объемная проекция на здание, мост, башню или любой другой архитектурный объект, в котором как правило, обыгрывается не только внешняя форма, но и история объекта. Стены, колонны, балконы, окна, лестницы и прочие архитектурные элементы после наложения на них разнообразной графики принимают новые значения.

- Интерьерные видеопроекции — объемная проекция на стены, мебель, интерьер помещений, позволяющая видоизменять внутренние пространство..

- Видеопроекции на объекты - объемная проекция на неподвижные и на движущиеся объекты.

Чрезвычайно популярная сегодня и многообещающая сфера - виртуальная реальность, по природе своей также является результатом оптической иллюзии.

Оптические иллюзии претерпели значительные трансформации с первых художественных экспериментов до современных высокотехнологичных постановок. Значительно расширилась область их применения. Оптические иллюзии используются в театре и перфомансах, в хореографии и видеоискусстве, а также во многих других сферах. Современные технологии позволяют создавать все более изощренные зрелища на основе оптических иллюзий - ирреальные пространства, мгновенные преобразования среды, объектов, действующих лиц - возможности, которые привлекают авторов и позволяют сделать представление более ярким, динамичным, эмоциональным, заставить зрителей погрузиться в мир авторского замысла.

Литература

1. Артамонов И. Д. Иллюзии зрения. М., 1969

2. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. СПб.: Питер, 2006. 320 с.

3. Толанский С. Оптические иллюзии

4. Югай И.И. Основные этапы освоения медиатехнологий искусством // Вопросы культурологии. 2013. № 4. С. 18-22.

References

102

1. Artamonov I. D. Illjuzii zrenija. M., 1969

2. Lurija A.R. Lekcii po obshhej psihologii. SPb.: Piter, 2006. 320 s.

3. Tolanskij S. Opticheskie illjuzii

4. Yugai I.I. Main stages of development of media technologies in art // Voprosy kul'turologii. 2013. № 4. S. 18-22.

Алдошина И.А.1, Крутов А.А.2

'Доктор технических наук, профессор, 2 Студент, Санкт-Петербургский гуманитарный университет Профсоюзов

МОРФИНГ - НОВЫЙ ВИД СИНТЕЗА ЗВУКА

Аннотация

В статье рассматриваются основные понятия, связанные с тембральным морфингом, а также затрагиваются изменения и перспективы музыкальной акустики, звукорежиссуры и мультимедиа в связи с развитием данного направления обработки звука. Ключевые слова: акустика, морфинг, звукорежиссура, мультимедиа

Aldoshina LA.1, Krutov A.A.2

1 Doctor of Technical Sciences, Professor; 2Student, Saint-Petersburg University of Humanities and Social Sciences MORFING - THE NEW TYPE OF SYNTHESIS OF THE SOUND

Abstract

The article discusses the basic concepts of timbre morphing, and also considers the changes and prospects of musical acoustics, sound engineering and multimedia in connection with the evolution of this area of sound modification.

Keywords: acoustics, morph, sound engineering, multimedia.

В ХХ веке акустика претерпела значительные изменения: появились новые средства передачи звука - радио и телевидение, индустрия звукозаписи, получила серьезный толчок архитектурная акустика, появились электронные музыкальные инструменты, способы получения синтезированного звука и многое другое.

На стыке XX и XXI веков, опираясь на многочисленные научные открытия и бурно развивающуюся техническую базу, появились такие направления акустики как аурализация (создание компьютерных моделей помещений), создание компьютерных моделей существующих и новых инструментов, разработка алгоритмов распознавания музыкальных инструментов, морфинг. Эти направления тесно взаимосвязаны и открытия из одного перетекают и активно применяются в других, а также открывают множество возможностей в области звукорежиссуры и мультимедиа[3].

Несмотря на «молодость» данных направлений, их открытия и изобретения уже активно используются в индустриях музыки, кино, телевидения и мультимедиа. Наибольшее прикладное значение в сфере мультимедиа среди вышеперечисленных имеет морфинг, который решает вполне конкретные творческие задачи на протяжении всего своего недолгого существования.

Морфинг - процесс комбинирования двух или более звуков различного тембра и длительности в некоторый новый звук с промежуточной длительностью и особым тембром, включающий в себя отдельные черты исходных звуков [2].

Одной из важнейших субъективных характеристик звукового сигнала, позволяющих распознать его источник, является тембр. Тембр (timbre) означает «качество тона», «окраска тона», и с французского языка дословно переводится как «отличительный знак». В соответствии с американским стандартом ANSI-S3.20, тембр - атрибут слухового восприятия, который позволяет слушателю определить, что два звука, имеющие одинаковую высоту и громкость, отличаются друг от друга. Другими словами, это - то свойство сигнала, которое позволяет нам определить какой инструмент (голос или другой источник звука) производит звук.

Тембральный морфинг - это процесс комбинирования, с использованием цифровой процессорной обработки, двух или более звуков различного тембра и длительности в некоторый новый звук с промежуточной длительностью и особым тембром, включающий в себя отдельные черты исходных звуков. Этот процесс отличается от простого перемешивания различных звуков, поскольку создается один звук с новыми свойствами [1].

Трудность заключается в том, что из многочисленных признаков, которыми можно характеризовать различные звуки, надо выбрать несколько основных параметров, по которым можно проводить интерполяцию в процессе морфинга [5]. При этом звуки могут иметь различную длительность, совершенно разные тенденции изменения этих параметров и др., что значительно усложняет процесс интерполяции.

Последние десятилетия характеризуются появлением новых более совершенных цифровых технологий синтеза и обработки звука [4]. С каждым годом повышается качество и возможности морфирования звуковых сигналов, что подкрепляется теоретической и практической базой, созданной в научно-исследовательском институте IRCAM, университете Беркли и другими. Активно расширяются сферы прикладного применения морфинга, а главное данная технология становится общедоступной, как в качестве самостоятельных программ, так и многочисленных плагинов для музыкальных редакторов.

Морфинг активно применяется в киноиндустрии и мультимедиа для создания звуков, запись которых по тем или иным причинам невозможна. Примерами таких работ являются звуки динозавров из «Парка Юрского периода», инопланетных созданий из «Аватара» необычайно высокий голос певца из ленты «Фаринелли-кастрат», различные работы современных композиторов и многое другое. Возможности данной технологии ограничиваются лишь фантазией автора.

Если раннее технология морфинга была доступна лишь узкому кругу специалистов в работе над крупно бюджетными проектами, то теперь она становится доступной всем желающим. В будущем это способно расширить сферы интересов связанных с ней, дать дальнейших толчок к ее развитию, как исследовательскими университетами, так и независимыми специалистами. Развитие данной технологии также открывает возможности в создании новых компьютерных музыкальных инструментов, синтетических электронных звучаний, а также для множества других еще не заявивших о себе направлений.

Литература

1. Алдошина И., Приттс Р. Музыкальная акустика. - СПБ.: Изд. Композитор-Санкт-Петербург, 2006.

2. Алдошина И.А. Тембральный морфинг звука, архив журнала // Звукорежиссер, 2005.

3. Игнатов П. В. Эволюция средств художественной выразительности в творчестве звукорежиссёра: дис. ... канд. искусствоведения. -СПб., 2006.

4. Шиффман Х.Р. Ощущение и восприятие. - СПб: Питер, 2003

5. Tellman E., Haken L., Holloway B. Timbre morphing of sounds with unequal numbers of features // J. Audio Eng. Soc., - vol. 43, - no. 9, 1995.

References

1. Aldoshina I., Pritts R. Muzykal'naja akustika. - SPB.: Izd. Kompozitor-Sankt-Peterburg, 2006.

2. Aldoshina I.A. Tembral'nyj morfing zvuka, arhiv zhurnala // Zvukorezhisser, 2005.

3. Ignatov P. V. Jevoljucija sredstv hudozhestvennoj vyrazitel'nosti v tvorchestve zvukorezhissjora: dis. ... kand. iskusstvovedenija. -SPb., 2006.

4. Shiffman H.R. Oshhushhenie i vosprijatie. - SPb: Piter, 2003

5. Tellman E., Haken L., Holloway B. Timbre morphing of sounds with unequal numbers of features // J. Audio Eng. Soc., - vol. 43, - no. 9, 1995.

103

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.