Научная статья на тему 'ВЕРОЯТНОСТНЫЕ МЕТОДЫ ОЦЕНКИ РИСКОВ В СИСТЕМЕ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБОРОННОГО ЗАКАЗА С ПРИМЕНЕНИЕМ ИЕРАРХИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ'

ВЕРОЯТНОСТНЫЕ МЕТОДЫ ОЦЕНКИ РИСКОВ В СИСТЕМЕ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБОРОННОГО ЗАКАЗА С ПРИМЕНЕНИЕМ ИЕРАРХИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
56
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБОРОННЫЙ ЗАКАЗ / ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / КООПЕРАЦИЯ / УРОВНИ УПРАВЛЕНИЯ / ФАКТОРЫ РИСКА / РИСКОВОЕ СОБЫТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Черняев Евгений Васильевич, Хайтбаев Валерий Абдурахманович

В статье рассмотрены различные подходы к оценке факто -ров рисков в системе программно-целевого планирования государственного оборонного заказа, а также обоснована необходимость применения вероятностных методов оценки рисков выполнения контрактов государственного оборонного заказа на базе кооперации, построенных с применением иерархических моделей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Черняев Евгений Васильевич, Хайтбаев Валерий Абдурахманович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBABILISTIC METHODS OF RISK ASSESSMENT IN THE SYSTEM OF PROGRAM-TARGETED PLANNING OF THE STATE DEFENSE ORDER USING HIERARCHICAL MODELS

The article discusses various approaches to assessing risk factors in the program-target planning system of the state defense order, and also substantiates the need to use probabilistic methods for assessing the risks of fulfilling state defense order contracts based on cooperation, built using hierarchical models.

Текст научной работы на тему «ВЕРОЯТНОСТНЫЕ МЕТОДЫ ОЦЕНКИ РИСКОВ В СИСТЕМЕ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБОРОННОГО ЗАКАЗА С ПРИМЕНЕНИЕМ ИЕРАРХИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ»

Научная статья

УДК 355/359:338.4

doi: 10.47576/2313-2086_2022_3_24

ВЕРОЯТНОСТНЫЕ МЕТОДЫ ОЦЕНКИ РИСКОВ В СИСТЕМЕ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБОРОННОГО ЗАКАЗА С ПРИМЕНЕНИЕМ ИЕРАРХИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ

Черняев Евгений Васильевич

воинская часть № 35684, ki-la@mail.ru Хайтбаев Валерий Абдурахманович

Самарский государственный университет путей сообщения, Самара, Россия, vhaitbaev21@mail.ru

Аннотация. В статье рассмотрены различные подходы к оценке факто -ров рисков в системе программно-целевого планирования государственного оборонного заказа, а также обоснована необходимость применения вероятностных методов оценки рисков выполнения контрактов государственного оборонного заказа на базе кооперации, построенных с применением иерархических моделей.

Ключевые слова: государственный оборонный заказ; программно-целевое планирование; кооперация; уровни управления; факторы риска; рисковое событие.

Для цитирования: Черняев Е. В., Хайтбаев В. А. Вероятностные методы оценки рисков в системе программно-целевого планирования государственного оборонного заказа с применением иерархических моделей // Прикладные экономические исследования. 2022. № 3. С. 24-29. https://doi. org/10.47576/2313-2086_2022_3_24.

Original article

PROBABILISTIC METHODS OF RISK ASSESSMENT IN THE SYSTEM OF PROGRAM-TARGETED PLANNING OF THE STATE DEFENSE ORDER USING HIERARCHICAL MODELS

Chernyaev Evgeny V.

military unit No. 35684, ki-la@mail.ru Khaitbaev Valery A.

Samara State University of Communications, Samara, Russia, vhaitbaev21@mail.ru

Abstract. The article discusses various approaches to assessing risk factors in the program-target planning system of the state defense order, and also substantiates the need to use probabilistic methods for assessing the risks of fulfilling state defense order contracts based on cooperation, built using hierarchical models.

Keywords: state defense order; program-targeted planning; cooperation; management levels; risk factors; risk event.

For citation: Chernyaev E. V., Khaitbaev V. A. Probabilistic methods of risk assessment in the system of program-targeted planning of the state defense order using hierarchical models. Applied economic research, 2022, no. 3, pp. 24-29. https://doi.org/10.47576/2313-2086_2022_3_24.

В настоящее время в условиях внешнепо -литических рисков уровень неопределенности, связанной с реализацией государственного оборонного заказа (ГОЗ, госконтракт), вызывает особую озабоченность на самом высоком уровне в силу приоритетности этого направления экономики, так как военно-экономическая безопасность государства напрямую зависит от эффективности выполнения госконтрактов. На первый план выходят задачи модернизации и развития технического оснащения Вооруженных Сил и оборонно-промышленного комплекса (ОПК), требующие участия в рамках кооперации большого количества предприятий. Не менее актуальной является задача оптимизации расходования средств, направляемых государством на выполнение контрактов государственного оборонного заказа [3]. То есть, с одной стороны, необходимо устре -мить реализуемость контрактов к 100 %, а с другой - обеспечить максимальную экономию в плане финансов.

Особое внимание в работах научных коллективов уделяется разработке эффективных методов управления проектами создания ракетно-космической техники в современных условиях. Обращает на себя внимание тот факт, что большинство предлагаемых методов нацелены на оценку вероятности возникновения всевозможных рисков при выполнении государственного оборонного заказа на этапе планирования [3].

Под риском в системе государственного оборонного заказа традиционно понимается возможность наступления неблагоприятного события в ходе размещения и выполнения заказа вследствие различных причин, объективно существующих на этапе реализации госконтрактов. Ключевым последствием любого неблагоприятного события программно-целевого планирования в системе государственного оборонного заказа является недостижение поставленных задач и, как следствие, главной цели (а также значитель-

ное увеличение сроков выполнения контрактов), поэтому на этапе планирования анализу рисков уделяется особое внимание.

Возникновение рисков при выполнении контрактов государственного оборонного заказа обусловлено множеством разнообразных факторов, вызванных причинами различной природы.

Рассмотрению научно-теоретических предпосылок возникновения, а также способов классификации и ранжирования факторов рисков в системе государственного оборонного заказа уделено особое внимание ведущих ученых в данной области [2].

Обзор научной литературы позволяет обнаружить ключевые моменты общности различных подходов, а именно:

- использование методов экспертной оценки тяжести последствий наступления рисковых событий;

- построение прогнозных моделей на основе применения зафиксированного предыдущего опыта;

- выполнение экономической оценки возможных рисков.

Данная статья посвящена разработке вероятностных методов комплексной оценки рисков на этапе практической реализации контрактов государственного оборонного заказа в случае, когда речь идет о кооперации предприятий оборонно-промышленного комплекса, с использованием иерархических структур. Такой подход позволяет обеспечить построение углубленной многоуровневой модели возникновения рисковых событий в рамках кооперации методами системного анализа.

В современной военной науке принято выделять несколько иерархических уровней управления в системе государственного оборонного заказа [4], которые могут быть представлены как элементы стато-слоевой модели (один из методов системного анализа, широко применяемых к моделированию самоорганизующихся систем) [6] (рис. 1).

Рисунок 1 - Уровни анализа и управления в системе программно-целевого планирования

государственного оборонного заказа

Анализ рисков, возникающих в ходе выполнения контрактов на базе кооперации, как правило, относится к оперативному или тактическому уровню.

Современные подходы к анализу рисков предприятий оборонно-промышленного комплекса, выполняющих государственный оборонный заказ для материального обеспечения войск (сил), находящие отражение в отдельных исследованиях [1], зачастую делят факторы наступления рисковых событий на внутренние и внешние. Последующее решение задач идентификации, систематизации и спецификации, а также оценки степени влияния, важности, реализуемости рисков при выполнении стратегического плана развития опирается на этот принцип разделения.

Внутренние факторы риска определяются, как правило, производственной структурой предприятия и делятся на производственные, управленческие, технологические, рыночные, финансовые, инновационные, кадровые [5].

Внешние факторы риска группируются по параметрам оценки угроз: экономические, международные, научно-технические, конкурентные, политические, правовые, социально-демографические, экологические и природные, а также факторы спроса на выпускаемую продукцию, ее поставки и сбыта [1].

С другой стороны, по характеру возникновения рисковые события в системе государственного оборонного заказа могут быть сгруппированы в соответствии с табл. 1.

Таблица 1 - Группировка рисковых событий в системе государственного оборонного заказа

Класс рисков Характер рискового события

Финансово-экономические Недостаточное финансирование разработок и закупок оборонной продукции для нужд продовольственного и вещевого обеспечения, превышение расходов бюджетных средств заложенных в контрактах

Направление денежных средств полученных на выполнение контракта на цели не связанные с его выполнением

Сложности в реализации банковского сопровождения государственного оборонного заказа

Освоение бюджетных средств не в полном объеме.

Завышение цены госконтракта, заключенного с единственным поставщиком (включение в цену продукции необоснованных затрат, завышение стоимости единицы работа и (или) оплата фактически невыполненных работ (завышение трудоемкости выполнения)

Отказ единственного поставщика, занимающего доминирующее положение на рынке, от предоставления расчетно-калькуляционных материалов, обосновывающих цену продукции, головному исполнителю

Производствен-но-технологиче-ские Старение производственных фондов Низкий уровень планирования загрузки производственных мощностей

Отсутствие производства комплектующих изделий на территории России

Утрата отдельных технологий производства

Научно-технические Возможность невыполнения организациями - разработчиками образцов ВВТ тактико-технических требований, тактико-технических заданий на НИОКР

Юридические Ненадлежащая организация претензионной работы по фактам неисполнения договорных обязательств и низкая их эффективность

Коррупционные Ценообразование, аффилированность, конфликт интересов, приемка в Гособоронзаказе

Организационные Неэффективное, некорректное планирование работ по госконтракту

Временные Некорректно сформированные расчетно-калькуляционные материалы (РКМ)

Задержки в контрактации с кооперацией вследствие длительной процедуры формирования расчетно-калькуляционных материалов (РКМ)

Срыв сроков исполнения контрактных обязательств

В обоих представленных случаях рисковое событие, реализация которого становится возможным при одновременном наличии источника, объекта и фактора риска, рассматривается в связи с объектом. Зачастую в поле зрения исследователей попадают факторы и источники рисков, относящиеся только к исполнителям работ. Однако в случае кооперации, когда речь идет о системе взаимодействующих элементов, каждый из которых, являясь, в свою очередь, объектом рисков, как внутренних, так и внешних, одновременно взаимодействует с другими

элементами системы, выстраиваемые связи также сопряжены с возникновением рисков.

Таким образом, в случае выполнения контракта государственного оборонного заказа на базе кооперации представляется необходимым проведение анализа рисков с учетом указанных особенностей.

Кроме того, переход от тактической и оперативной страт к страте стратегического планирования (рис. 2) также вынуждает принимать во внимание причины возникновения рисков со стороны заказчика.

Рисунок 2 - Переход на более высокий уровень анализа и управления в системе программно-целевого планирования государственного оборонного заказа при решении задачи анализа рисков

Пример классификации причин возник- госконтрактов в более широком виде пред-новения рисковых событий при реализации ставлен в табл. 2.

Таблица 2 - Классификация причин возникновения рисков

Причины возникновения рисков

Со стороны заказчика Со стороны исполнителя

Формирование завышенных тактико-технических требований к изделиям для нужд продовольственной и вещевой служб, выполнение которых со стороны существующих исполнителей невозможно Взятие предприятием на себя заведомо невыполнимых обязательств

Недооценка объемов и сроков выполнения опытно-конструкторских работ Срывы сроков выполнения запланированных работ соисполнителями

Задействование механизма штрафных санкций (претензионная работа), которые при значительном отставании от сроков могут вызвать превышение стоимости государственного контракта Отсутствие необходимой производственной базы

Отсутствие системы действенного промежуточного контроля Неустойчивое финансовое положение исполнителя

Недостаточное взаимодействие с системой военных представительств Конструктивные ошибки, технологические упущения

Отсутствие действенного механизма по включению отдельных предприятий в перечень Постепенная утрата уникальных производств и компетенций

Отдельный интерес представляют факторы риска, возникающие в связи с кооперацией, в том числе:

- риск вступления в договорные отношения с недееспособным или неплатежеспособным партнером;

- риск вступления в договорные отношения с недобросовестным партнером;

- риск отказа партнера от заключения кон -тракта после его присуждения.

Для минимизации возможных отрицательных последствий рисков (незапланированных дополнительных расходов, а также увеличения сроков выполнения работ) необходимо обеспечить решение задачи прогнозирования непредвиденных событий,

связанных с указанными выше факторами риска, чтобы проводить мероприятия по снижению к минимуму негативных последствий. Такой прогноз может быть построен на базе графовой модели кооперации с помощью вероятностной модели оценки возможного ущерба.

Для этого множество участников кооперации госконтракта можно представить в виде иерархической структуры («дерево» без циклов), где вершины соответствуют отдельным предприятиям (соисполнителям

контракта), а корневая вершина - головному исполнителю.

Рассмотрим дерево с N уровней иерархии, где на уровне п (п: 1, ..., N Кп элементов. Вершину, соответствующую т-му элементу, на уровне п, обозначим (т: 1, ..., Кп, п: 1, ..., Л/). Кратные пары ребер ^с^ф и ^^-Обудут соответствовать нисходящему потоку управляющих воздействий и ресурсов и восходящему потоку результатов (продукции) соответственно, при этом 4^ = 0. . Графически такая иерархическая структура отражена на рис. 3.

Рисунок 3 - Иерархическая структура элементов, соответствующих предприятиям кооперации

Если факторы риска - множество элементов Ъ (I: 1, ..., 1_), тогда для каждого элемента с/ можно определить множество вероятностей наступления каждого из событийкак р/№) а также степени их влияния, которые

могут быть оценены, например, как величина потерьу.№), характеризующая убытки для каждого элемента графа кооперации в результате наступления соответствующего рискового события [2].

Таблица 3 - Множественная оценка выраженности и весомости рисковых событий для элементов ¡-го уровня многоуровневой модели кооперации

4 — с. J J

Pjl(? 1) ^(FlD f-r (Fl)

"/(Fi) ОД) — tftFi)

Разработка методики расчета ^(то и и^о позволит проводить и упростить процедуру определения «узких мест» при планировании и выполнении контрактов государственного оборонного заказа, связанных с материальным обеспечением войск (сил), что является одной из самых актуальных задач в условиях реализации механизма программно-целево-

го планирования государственного оборонного заказа.

Таким образом, программно-целевое планирование при реализации государственного оборонного заказа должно обеспечивать не только высокий уровень корреляции планов головного предприятия и смежников, но и возможные риски несоблюдения условий

контракта (табл. 1 и 2). Очевидно, что вероятность возникновения рисков в системе государственного оборонного заказа в первую очередь зависит от принятой технологии прогнозирования и разработки системы це-леполагания, которые являются основой при разработке планов.

Поэтому повышение качества программно-целевого планирования, способствующее уменьшению рисков, может быть достигнуто применением предложенной графовой модели кооперации (рис. 3) и вероятностной модели оценки возможного ущерба.

Список источников

1. Анализ рисков предприятий оборонно-промышленного комплекса при стратегическом планировании / К. И. Колесов, А. Ф. Плеханова, А. А. Иванов, Н. Д. Иванова // Фундаментальные исследования. 2014. № 8-3. С. 671-676.

2. Козин М. Н. Интегральная модель выбора поставщика государственного оборонного заказа с учетом фактора риска // Интегральные процессы. 2006. № 29(233). С. 75-81.

3. Зубова Л. В., Кузьмин В. Н., Шерстюк А. В. Комплексная оценка предприятий-участников кооперации при выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ на основе рискориентированного подхода // Вооружение и экономика. 2015. № 2 (52). С. 95-102.

4. Организационные инновации и математическое моделирование процесса выполнения гособоронзаказа / Верник П.А. [и др.]. М. : ИПМ им. М. В. Келдыша РАН, 2016. Ч. 1. 32 с.

5. Чернышева Г Н., Рогов Н. В., Ткачева М. В. Подходы к обеспечению надежности выполнения гособоронзаказа // Вестник ВГУ. Серия: Экономика и управление. 2021. № 3. С. 94-108.

6. Месарович М., Мако Д., Такахара И. Теория иерархических многоуровневых систем. М. : Мир, 1973.

References

1. Risk analysis of enterprises of the military-industrial complex in strategic planning / K. I. Kolesov, A. F. Plekhanova, A. A. Ivanov, N. D. Ivanova. Fundamental research. 2014. No. 8-3. pp. 671-676.

2. Kozin M. N. Integral model of choosing a supplier of a state defense order taking into account the risk factor. Integral processes. 2006. No. 29(233). pp. 75-81.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Zubova L. V., Kuzmin V. N., Sherstyuk A.V. Comprehensive assessment of enterprises participating in cooperation when performing research and development work based on a risk-oriented approach. Armament and Economics. 2015. No. 2 (52). pp. 95-102.

4. Organizational innovations and mathematical modeling of the process of fulfilling the state defense order/ Vernik P.A. [et al.]. M. : IPM named after M. V. Keldysh RAS, 2016. Part 1. 32 p.

5. Chernysheva G. N., Rogov N. V., Tkacheva M. V. Approaches to ensuring the reliability of the state defense order. Bulletin of the VSU. Series: Economics and Management. 2021. No. 3. pp. 94-108.

6. Mesarovich M., Mako D., Takahara I. Theory of hierarchical multilevel systems. Moscow : Mir, 1973.

Сведения об авторах

ЧЕРНЯЕВ ЕВГЕНИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ - кандидат экономических наук, воинская часть № 35684, ki-la@mail.ru

ХАЙТБАЕВ ВАЛЕРИЙ АБДУРАХМАНОВИЧ - доктор экономических наук, заведующий кафедрой, Самарский государственный университет путей сообщения, Самара, Россия, vhaitbaev21@mail.ru

Information about the authors

CHERNYAEV EVGENY V. - Candidate of Economic Sciences, military unit No. 35684, ki-la@mail.ru

KHAITBAEV VALERIY A. - Doctor of Economics, Head of Department, Samara State University of Communications, Samara, Russia, vhaitbaev21@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.