Научная статья на тему 'ВЕРХОВНЫЕ БОГИ В МИФОЛОГИИ СЛАВЯН'

ВЕРХОВНЫЕ БОГИ В МИФОЛОГИИ СЛАВЯН Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
473
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДЫ ДРЕВНЕЙ РУСИ / БОЖЕСТВА В МИФОЛОГИИ / ТРАДИЦИОННЫЕ ВЕРОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Леснова Е.Е.

В статье рассматривается высший уровень пантеона богов в мифологии славян, поясняются основные традиции, связанные с высшими божествами древних славян.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUPREME GODS IN THE MYTHOLOGY OF THE SLAVS

The article considers the highest level of the pantheon of the gods in the mythology of the Slavs, explains the main traditions associated with the higher deities of the ancient Slavs.

Текст научной работы на тему «ВЕРХОВНЫЕ БОГИ В МИФОЛОГИИ СЛАВЯН»

4.Жинкин, Н.И. Литературное развитие младших школьников [Текст] / Н.И. Жинкин - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2006.

5.Романовская, З.И. О формировании читательских умений на уроках литературы. [Текст] / З.И. Романовская. - М.: Просвещение, 2006 - №3.

6.Рыбникова, М.А. Литературное развитие школьников в процессе обучения. [Текст] / М.А. Рыбникова. - М.: Педагогика, 2006.

7.Светловская, Н.Н., Пиче-Оол, Т.С. Как помочь детям, которые не хотят учиться читать [Текст] / Н.Н. Светловская Т.С. Пиче-Оол.- М.: Аркти, 2010.

УДК 398.54

Леснова Е.Е. студент

Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова

Россия, г. Абакан Научный руководитель: Александрина В.А.

старший преподаватель Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова

Россия, г. Абакан ВЕРХОВНЫЕ БОГИ В МИФОЛОГИИ СЛАВЯН Аннотация: в статье рассматривается высший уровень пантеона богов в мифологии славян, поясняются основные традиции, связанные с высшими божествами древних славян.

Ключевые слова: народы Древней Руси, божества в мифологии, традиционные верования

Lesnova E.E. student

Katanov Khakass State University Russia, Abakan Scientific supervisor: Aleksandrina V.A.

senior lecturer Katanov Khakass State University Russia, Abakan

SUPREME GODS IN THE MYTHOLOGY OF THE SLAVS Abstract: the article considers the highest level of the pantheon of the gods in the mythology of the Slavs, explains the main traditions associated with the higher deities of the ancient Slavs.

Keywords: the peoples of Ancient Rus, gods in mythology, traditional beliefs

В мифологии славян главенствующее место занимают два бога Мать Земля и Отец Небо. В понимании древних славян Земля и Небо представляют не просто живые существа, а супружескую пару от которой произошло все живое на свете. Имена большинства высших богов дошли до нас, однако, некоторые из них существуют в разных, чаще всего созвучных формах, так Бога Неба называют Сварогом или Стрибогом. Имя Сварог

означает как «небо», так и «нечто сияющее и блестящее». Другое имя бога «Стрибог» в переводе на современный язык означает: «Отец - Бог». Согласно одной из легенд [1] Сварог научил людей выплавлять металл -железо и медь, дав людям кузнечные клещи, прежде, по представлению славян, на Земле царил каменный век, люди пользовались исключительно камнями и палицами, такое представление по своей сути соответствует действительности, в полной мере отражает смену эпох, но обожествляя причины этой смены.

За Сварогом также приписывается установление первых законов, связанных с моногамностью семейной жизни, так бог велел мужчине иметь только одну жену, а женщине, соответственно - только одного мужа.

Землю с древних пор и до настоящего времени принято называть Матерью. Язычники всегда относились к ней с величайшей любовью и восхваляли ее во всех рассказах, отмечая тот факт, что Земля всегда отвечала им взаимностью. Так в одной из былин героя предостерегают от сражения с богатырем фразой о его непобедимости: «его Земля - Матушка любит» [2].

Некоторые исследователи считают, что имя богини Матери Земли -Макошь, при этом далеко не все разделяют эту точку зрения. Основной причиной неясности имени одного из центральных богов славянского пантеона является частое именование Богини Земли Матерью и большее распространение именно данного употребления ее в рассказах. Также Богиню в рассказах называют: Всеобщая Мать, Хозяйка Жизни, Дарительница Урожая и аналогичными словосочетаниями.

О, пожалуй, наибольшей почтительности богини следует тот факт, что у нее есть отдельный день для почтения - 10 мая. В этот день справляются «именины Земли», беспокоить Землю (вскапывать, пахать и всяческим другим образом ее возделывать) в этот день запрещено. При помощи Земли проводятся различные клятвы, так по верованиям человек, возложивший себе на голову кусок дерна, не может солгать, так как «Земля не станет носить лжеца» [2].

У Сварога и Макаши по верованиям древних славян имеется три сына, каждый из которых тоже входят в пантеон славянских богов: Даждьбог, Перун и Огонь. Дети Неба и Земли в верованиях выступают как два небесных Пламени (Даждьбог и Перун) и земное Пламя (Огонь).

Даждьбог (или Дажьбог) является Богом Солнца, его имя в переводе значит: «дающий Бог» или «податель всех благ». В верованиях славян Бог Солнца ездит по небу на колеснице, запряженной белыми златогривыми конями с золотыми крыльями, солнечный свет исходит от щита Даждьбога. Днем Даждьбог пересекает верхнее небо с востока на запад, освещая Верхний Мир, а ночью, соответственно, с запада на восток пересекает нижнее небо, освещая Нижний Мир. При этом два раза в сутки (утром и вечером) он пересекает Океан уже не в колеснице, а на ладье, запряженной водоплавающими птицами (гуси, утки или лебеди) [3].

В видении славян Бог Солнца также был воплощением всевидящего ока, которое присматривало за справедливым соблюдением законов всех людей. Такое представление существовало у многих народов, так преступники совершают свои противоправные действия под покровом ночи, скрываясь не только от земного правосудия, но и от небесного.

Еще одним из богов славянского пантеона является Перун - Бог грома и молнии. В представлении древних славян Перун являлся рыжебородым мужем с волосами подобными грозовой туче [4]. Аналогичные образы, связанные с рыжей бородой, встречаются и в других мифологиях у богов грома, в том числе у скандинавского громовержца - Тора.

Изваяние Перуна, некогда стоявшее в Киеве, описывается в летописи как «голова серебряна, уст злат» [5]. Перун в рассказах представлялся в виде бога, мчащегося через тучи верхом на коне или же в колеснице, запряженной белыми и вороными жеребцами. Черно-белый окрас также символизирует Бога грома, как символ туч, по этой причине сорока, имеющая схожий окрас, символизируется с Перуном. Происхождение имени Бога очень древнее и в современном понимании обозначает: «разящий», «тот, кто сильно бьет». Перун является главенствующим богом во всем языческом пантеоне Древней Руси и, по-видимому, является старшим сыном Сварога. Также за Богом грома приписывается роль учредителя нравственного закона и защитника правды. Во время становления княжеских дружин Перун получил еще одну роль, его стали воспринимать как покровителя воинов.

Третьим сыном Земли и Неба в веровании славян является Огонь. В древние времена вся жизнь на земле, так или иначе была связана с огнем, по этой причине Огонь славянского пантеона богов, был центром Земного Мира, в отличии от двух своих братьев в большей степени отвечающих за небеса. Огонь отгоняет тьму, хищных зверей и холод, позже он воспринимается как центр жилища - «огонь родного очага». Рождение, жизнь и смерть человека связаны с данной стихией, так если при рождении ребенка гас огонь, то в этом был знак рождения злодея. Жизнь человека нередко заканчивалась погребальным костром, как символом очищения. Множество бытовых обрядов древних славян также связано с огнем, так, во время трапезы, считалось необходимостью первым «угостить огонь» лучшим кусочком пищи.

Изначальное имя бога не дошло да наших времен, по-видимому это связано с тем, что данный бог обитал ни где-то далеко на небесах, а жил рядом с людьми и его имя старались не произносить вслух, заменяя иносказаниями. В присутствии Огня считали не мыслим ругаться, на что указывают отдельные фразы и словообороты из этнографических исследований: «сказал бы тебе... да нельзя: печь в избе» [6].

Верховные боги славянского пантеона аналогичны многим другим мифологиям. Главенствующую роль здесь играют Земля и Небо, важными также являются основные стихии и явления, с трудом воспринимаемые древними этносами и естественно обожествляемые ими. Многие традиции и

ритуалы славян связаны с почитанием верховных богов славянского пантеона.

Использованные источники:

1.Строев, П.М. Краткое обозрение мифологии Славян Российских. - М.: Наука, 1956. - 123 с.

2.Забылин, М. Русский народ. Его обряды, предания, суеверия и поэзия. -М.: Книга, 1990. - 450 с.

3.Макаров, М.Н. Русские предания. - М., 1838. - 281 с.

4.Сырцов, И.Я. Мировоззрение наших предков русских славян-язычников до крещения Руси (в 988 г.). Вып. 1. Мифология. - Кострома, 1997. - 350 с.

5.Касторский, М.И. Начертание славянской мифологии. - СПб: Типография К. Фишера, 1841. - 275 с.

6.Соколов М.Е. Старорусские солнечные боги и богини: Ист.-этногр. исследования. - Симбирск, 1987. - 315 с.

УДК 398.54

Леснова Е.Е. студент

Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова

Россия, г. Абакан Научный руководитель: Александрина В.А.

старший преподаватель Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова

Россия, г. Абакан

ДРУГИЕ БОГИ ДРЕВНЕЙ РУСИ Аннотация: в статье рассматривается часть славянского пантеона богов, не входящих в состав высших богов. Рассматриваются основные традиции, связанные с данными божествами.

Ключевые слова: народы Древней Руси, божества в мифологии, традиционные верования

Lesnova E.E. student

Katanov Khakass State University Russia, Abakan Scientific supervisor: Aleksandrina V.A.

senior lecturer Katanov Khakass State University Russia, Abakan

OTHER GODS OF ANCIENT RUSSIA Abstract: in the article is considered part of the Slavic pantheon of the gods, not included in the higher gods. The main traditions associated with these deities are considered.

Keywords: the peoples of Ancient Rus, gods in mythology, traditional beliefs

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.