Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
875
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧИТАТЕЛЬСКИЕ УМЕНИЯ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ / УПРАЖНЕНИЯ / ПРИЕМЫ / РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Латыпова В.И.

В статье рассматривается вопрос о формировании читательских умений у младших школьников на уроках литературного чтения. Одной из важных задач обучения в начальной школе является формирование читательских умений у младших школьников. Тенденция в приобретении читательских умений зависит от методической подготовленности педагога, а именно в применении на уроках различных форм работы, приемов, упражнений. В данной статье были выявлены некоторые упражнения, используемые на уроках литературного чтения, направленные на эффективное формирование читательских умений у младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF READING SKILLS IN YOUNG SCHOOLCHILDREN AT LITERARY READING LESSONS

The article deals with the formation of reading skills among younger schoolchildren at literary reading lessons. One of the important tasks of teaching in an elementary school is the formation of reading skills among junior schoolchildren. The tendency in acquiring reader skills depends on the teacher's methodological preparedness, namely, in the application of various forms of work, techniques, exercises to lessons. In this article, some exercises used in literary reading lessons aimed at the effective formation of reading skills among younger schoolchildren were identified.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ»

УДК 44.03.01

Латыпова В.И.

студент 4 курс, факультет «Начальное образование»

Институт психологии и педагогики

Россия, г. Тюмень Научный руководитель: Соловьева Е.А., кандидат педагогических наук, доцент ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Аннотация: В статье рассматривается вопрос о формировании читательских умений у младших школьников на уроках литературного чтения. Одной из важных задач обучения в начальной школе является формирование читательских умений у младших школьников. Тенденция в приобретении читательских умений зависит от методической подготовленности педагога, а именно в применении на уроках различных форм работы, приемов, упражнений. В данной статье были выявлены некоторые упражнения, используемые на уроках литературного чтения, направленные на эффективное формирование читательских умений у младших школьников.

Ключевые слова: Читательские умения, младший школьник, литературное чтение, упражнения, приемы, развитие.

Latypova V.I. student

4 year, faculty «Primary education» Institute of Psychology and Pedagogy

Russia, Tyumen

Scientific adviser: Solovieva E.A., Candidate of pedagogical sciences,

associate professor

FORMATION OF READING SKILLS IN YOUNG SCHOOLCHILDREN AT LITERARY READING LESSONS Annotation: The article deals with the formation of reading skills among younger schoolchildren at literary reading lessons. One of the important tasks of teaching in an elementary school is the formation of reading skills among junior schoolchildren. The tendency in acquiring reader skills depends on the teacher's methodological preparedness, namely, in the application of various forms of work, techniques, exercises to lessons. In this article, some exercises used in literary reading lessons aimed at the effective formation of reading skills among younger schoolchildren were identified.

Keywords: reading skills, junior schoolchildren, literary reading, exercises, receptions, development.

В современном мире бурно развиваются различные информационные технологии, поэтому интерес к чтению книг заметно «угасает». В нашем обществе меняется статус чтения, восприятие текстов, совершенно отсутствует мотивация к прочтению книг.

По многочисленным исследованиям по всей России можно сделать вывод, что интерес к чтению формируется в младшем школьном возрасте. Но, именно для того, чтобы сформировать у ребенка любовь к книгам, чтению, необходимо развивать читательские умения у школьников. Ведь, если у ребенка возникают затруднения в работе с каким-либо произведением, то у него постепенно пропадет интерес к самому процессу чтения.

Сегодня вопрос о формировании читательских умений у младших школьников стоит особенно актуально. Актуальность обусловлена тем, что чтение помогает сформировать личность младшего школьника, играет важную роль в развитии произвольных и познавательных процессов у ребенка. Именно поэтому вопрос формирования читательских умений у младших школьников рассматривается не только как педагогическая, но и как социальная проблема. Ведь не зря большое внимание формированию читательских умений у младших школьников уделяется в ФГОС НОО.

Читательские умения - это готовность наиболее эффективно выполнять действия в соответствии с поставленными целями и условиями, в которых приходится работать. Они направлены на анализ языка, сюжета, композиции, образов и способствуют пониманию идеи произведения.

Рассмотрим те читательские умения, которые необходимы для полноценной правильной деятельности юного читателя.

1. Умение понимать изобразительно-выразительные средства языка в согласовании с их функцией в художественном произведении.

Основой для правильного восприятия и оценки изобразительно-выразительных средств языка является представление о слове как о средстве создания художественного вида и выражения авторского отношения, которое школьники приобретают в процессе анализа текста. Необходимо, чтобы школьник мог адекватно воспринимать те выразительные средства, которые попадаются во время чтения.

2. Умение воссоздавать в воображении картины жизни, которые изображены писателем.

При недостатке впечатлений образ художественной реальности станет беден. Значит, нужно развивать активность воображения читателя и учить детей ориентировать и корректировать свое воображение, ссылаясь на текст художественного произведения. Анализ произведения должен быть ориентирован на изображение жизни писателем, а не на саму жизнь.

3. Умение ставить причинно-следственные связи, видеть логику развития действия в эпическом произведении, динамику впечатлений в лирике, передвижение конфликта в драме.

Данное умение нацелено на постижение композиции. «Композиция -это разделение произведения на части, главы, абзацы, строфы, сцены, перестановка персонажей, порядок сообщения о ходе событий, смена способов повествования». Дети младшего школьного возраста не могут в полной мере понять трактовку слова «композиция», но необходимо приучать

юных читателей прослеживать динамику впечатлений, зарождение и становление инцидента. Важно познакомить с самим сюжетом и его составляющими - вступлением, завязкой, развитием действия, развязкой - и их значением в раскрытии идеи.

4. Умение едино воспринимать образ-персонаж в эпосе, образ-переживание в лирике, характер в драме как составляющие, которые служат для раскрытия идеи.

В художественном произведении главная роль в раскрытии идеи принадлежит образам героев. Под целостным восприятием персонажа подразумевается, что у читателя появляется эмоциональное отношение к нему, что читатель соотносит мотивы, результаты действий героя, видит развитие образов, становление характера персонажей. Формирование этого умения опирается на представление о том, что, изображая героев, писатель высказывает собственную точку зрения на решение какого-то вопроса.

5. Умение видеть авторскую позицию во всех деталях художественного произведения.

Это умение, возможно, рассматривать как составную долю каждого из перечисленных ранее умений, но в учебных целях его необходимо отметить. Это позволяет направить внимание читателя на постижение авторской позиции в самой ткани художественного произведения, а не только лишь в прямых авторских оценках. Авторская позиция всегда есть в созданном читателем образе. Но том случае, если читатель не испытывает авторской оценки, то знакомство с художественным произведением обогащает его познанием еще одной ситуации из жизни, но не приобщает к авторскому осознанию жизни.

6. Умение освоить художественную идею произведения.

Включение представленного умения в систему читательских умений

обосновано тем, что освоение идеи - это задача анализа, и в случае если она не достигнута, то и разделение живой ткани художественного произведения на части не оправдано. Освоение идеи основано на установлении связей между всеми составляющими произведения, в итоге и рождается более основанное его восприятие. Настоящее восприятие не сводится к формулированию собственного осознания идеи произведения, оно подразумевает переживание, принятие или же непринятие авторской позиции.

Любое читательское умение не складываются по раздельности, все умения, которые объединены в систему, складываются в одно и то же время при обращении к каждому новому произведению, потому что более высокая степень восприятия достигается лишь тогда, когда взаимодействуют все составляющие системы.

Для эффективного формирования читательских умений у младших школьников на уроке литературного чтения вполне возможно лишь при построении системы целенаправленного формирования деятельности

учащихся с помощью внедрения в учебный процесс различных приемов, способов и упражнений.

О нескольких приёмах обучения, направленных на формирование читательских умений у младших школьников на уроке литературного чтения.

Как показывают исследования, хорошо читают те ребята, которые читают достаточно много. Во время чтения улучшается оперативная память и стабильность внимания. От этих двух характеристик находится в зависимости интеллектуальная функциональность. Вслух длительное время читать нереально, потому что слишком громкое чтение как средство извлечения информации нерационально. Скорость чтения особенно растет при чтении «про себя». Данные ученых и практиков показывают, что большей части школьников вполне реальна скорость чтения 120 слов в минуту. Из-за этого появляется вопрос: как достичь этого уровня? Скорее всего, любой учитель задавался этим вопросом и каждый пытается решить по-своему проблему совершенствования читательских умений учащихся.

Сформированные читательские умения состоят минимум из двух компонентов: техника чтения и понимание текста.

Хорошо известно, что оба компонента плотно взаимосвязаны. На первом этапе формирования читательских умений обращается внимание на технику чтения, а на последующем - пониманию текста.

Рассмотрим упражнения, помогающие сформировать читательские умения у младших школьников на уроках литературного чтения.

1. Чтение строчек наоборот.

Текст читается справа налево таким образом, что каждое слово, начиная с последнего, произносится по буквам в обратном порядке. Это упражнение развивает способность серьезного буквенного анализа каждого слова. Пример: мяч-чям.

2. Поочерёдное чтение слов правильно и неправильно.

Первое слово читается как всегда; второе - справа налево; третье - как обычно; четвёртое - наоборот и так до конца.

3. Прочтение только второй половины слов.

Это упражнение помогает уменьшить частые ошибки, когда как обычно читается только начало слова, а концовка его либо додумывается, либо прочитывается с искажениями. Пример: -ко, -нько, -мить.

4. Чтение «зашумлённых слов»

Это упражнение помогает закрепить в памяти учащегося единые зрительные образы букв и их сочетание.

5. Чтение строчки с закрытой верхней половиной.

6. Разделение слов от псевдослов.

Даётся 20-30 карточек: на некоторых написаны слова, на остальных -бессмысленные сочетания букв. Необходимо сложить карточки по группам: одна группа - слова, вторая группа - бессмысленные буквосочетания.

Это упражнение помогает развить способность быстро выделять значение прочитанного.

7. Чтение перевёрнутого текста.

8. Чтение предложений снизу вверх.

9. «Игра в угадай-ку».

Учащийся начинает читать не с самого начала текста, а где захочет, говорит только страницу, где читает, а другие ученики должны найти этот фрагмент и подстроиться под чтение. Ученики очень довольны, если первыми успевают найти фрагмент текста.

10. «Мнимое слово».

Во время чтения учитель, не придавая этому значение, прочитывает какое-либо слово из текста с ошибкой. Учащимся необходимо прервать чтение учителя и прочитать слово правильно. Чтение текста с помощью такого упражнения нравится школьникам тем, что они могут исправить самого учителя, что помогает почувствовать уверенность в себе.

11. «Чтение за диктором».

В роли диктора может выступать учитель либо хорошо читающий учащийся.

12. «Чтение хором».

Здесь уже работают учащиеся все вместе: как быстро читающие, так и читающие медленно.

13. «Начни с такой же буквы».

Популярная игра, в которой несколько учеников по очереди произносят слова, которые начинаются с одной буквы. Эта игра пополняет словарный запас учащихся.

14. «Какой? Какая? Какие?»

Это упражнение совершенствует образное мышление, помогает обогащению речи детей. Учитель называет существительное женского, мужского или среднего рода, а ученик должен назвать к ним прилагательные, глаголы и др.

Учитель должен учитывать особенности развития читательских умений у младших школьников и пользоваться различными упражнениями на уроках, интересными формами работы, различными методическими приемами, которые ставили бы учеников перед необходимостью поиска путем самостоятельного решения учебных задач.

Использованные источники:

1.Антонова, Е.С. Педагогический словарь. Начальная школа плюс до и после [Текст] / Е.С. Антонова. - М.: Логос, 2010. - № 12.

2.Гончарова, Е.Л. Ранние этапы становления читательской деятельности при норме и при отклонениях в развитии [Текст]: автореф. дис. ... доктора псих. наук. - М.: Логос, 2013.

3.Джежелей, О.В. Литературное чтение. Чтение и литература. 1-4 класс. Программа для общеобразовательных учреждений [Текст] / О.В. Джежелей -М.: Дрофа, 2010.

4.Жинкин, Н.И. Литературное развитие младших школьников [Текст] / Н.И. Жинкин - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2006.

5.Романовская, З.И. О формировании читательских умений на уроках литературы. [Текст] / З.И. Романовская. - М.: Просвещение, 2006 - №3.

6.Рыбникова, М.А. Литературное развитие школьников в процессе обучения. [Текст] / М.А. Рыбникова. - М.: Педагогика, 2006.

7.Светловская, Н.Н., Пиче-Оол, Т.С. Как помочь детям, которые не хотят учиться читать [Текст] / Н.Н. Светловская Т.С. Пиче-Оол.- М.: Аркти, 2010.

УДК 398.54

Леснова Е.Е. студент

Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова

Россия, г. Абакан Научный руководитель: Александрина В.А.

старший преподаватель Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова

Россия, г. Абакан ВЕРХОВНЫЕ БОГИ В МИФОЛОГИИ СЛАВЯН Аннотация: в статье рассматривается высший уровень пантеона богов в мифологии славян, поясняются основные традиции, связанные с высшими божествами древних славян.

Ключевые слова: народы Древней Руси, божества в мифологии, традиционные верования

Lesnova E.E. student

Katanov Khakass State University Russia, Abakan Scientific supervisor: Aleksandrina V.A.

senior lecturer Katanov Khakass State University Russia, Abakan

SUPREME GODS IN THE MYTHOLOGY OF THE SLAVS

Abstract: the article considers the highest level of the pantheon of the gods in the mythology of the Slavs, explains the main traditions associated with the higher deities of the ancient Slavs.

Keywords: the peoples of Ancient Rus, gods in mythology, traditional beliefs

В мифологии славян главенствующее место занимают два бога Мать Земля и Отец Небо. В понимании древних славян Земля и Небо представляют не просто живые существа, а супружескую пару от которой произошло все живое на свете. Имена большинства высших богов дошли до нас, однако, некоторые из них существуют в разных, чаще всего созвучных формах, так Бога Неба называют Сварогом или Стрибогом. Имя Сварог

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.