Yunusova Elmaz Adil-Gareevna FEATURES OF THE FORMATION .
pedagogical sciences
УДК 372.41
DOI: 10.26140/anip-2019-0804-0058
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ЧТЕНИЯ В МЛАДШЕМ
ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
© 2019
Юнусова Эльмаз Адиль-Гареевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Начальное образование» Крымский инженерно-педагогический университет (295015, Россия, Симферополь, пер. Учебный, 8, e-mail: [email protected])
Аннотация. В статье раскрыты особенности формирования навыка чтения в младшем школьном возрасте, проанализированы педагогические условия формирования навыка чтения как фактора успешности младших школьников. Для формирования навыка чтения на уроках литературного чтения выделяют особые методы и приемы, посредством которых у младших школьников развивается не только автоматизированное умение по озвучиванию текста, но и осознанное восприятие прочитанного произведения, способствующее формированию навыка чтения. Навык чтения - это такой механизм чтения, который состоит из данных компонентов: правильность, беглость, сознательность и выразительность. Все эти компоненты взаимосвязаны между собой и взаимозависимы. Без точного озвучивания графических знаков не будет правильного понимания отдельных единиц текста, без объяснения значения каждой единицы невозможно выяснить их связь, а без связи отдельных компонентов текста не будет осознания содержания произведения. Следовательно, понимание общего смысла произведения способствует правильности чтения всех его компонентов, а правильное чтение и понимание текста являются фундаментом для выразительности чтения. Для того, чтобы сформировались какие-то умения, развился автоматизированный навык, совсем не обязательно выполнять длительные по времени упражнения. Самое важное - нужна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Ежедневная работа по развитию навыка правильного и беглого чтения младшего школьника должна вестись с первого класса на уроках литературного чтения. Только при таких условиях можно сформировать полноценный навык чтения и способствовать литературному развитию младших школьников. Таким образом, работа по формированию навыков правильного, беглого и сознательного чтения школьников осуществляется в неразрывном единстве. Эта систематическая работа делает урок живым, интересным и познавательным для учащихся.
Ключевые слова: литературное чтение, навык чтения, беглость, воспитание, развитие, формирование, сознательность, технологии, лексика, внимание, анализ, персонаж.
FEATURES OF THE FORMATION OF THE SKILL OF READING IN THE YOUNGER SCHOOL AGE
© 2019
Yunusova Elmaz Adil-Gareevna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of "Primary Education" Crimean Engineering and Pedagogical University (295015, Russia, Simferopol, lane. Educational, 8, e-mail: [email protected])
Abstract. The article reveals the peculiarities of the formation of reading skills in primary school age, analyzes the pedagogical conditions for the formation of reading skills as a factor in the success of younger schoolchildren. For the formation of reading skills in literary reading classes, special methods and techniques are distinguished by which younger students develop not only an automated ability to sound the text, but also a conscious perception of the read work that contributes to the formation of reading skills. The reading skill is a reading mechanism that consists of these components: correctness, fluency, consciousness and expressiveness. All these components are interrelated and interdependent. Without accurate articulation of graphic signs, there will be no correct understanding of individual units of text, without explaining the meaning of each unit, it is impossible to clarify their connection, and without connecting individual components of the text there will be no awareness of the content of the work. Therefore, understanding the general meaning of the work contributes to the correct reading of all its components, and the correct reading and understanding of the text is the foundation for expressive reading. In order for some skills to develop, an automated skill has developed, it is not at all necessary to perform long-term exercises. The most important thing is that we need not a duration, but a frequency of training exercises. The daily work on the development of the skill of correct and fluent reading of a junior schoolchild should be carried out from the first grade on the lessons of literary reading. Only under such conditions can one develop a full-fledged reading skill and contribute to the literary development of younger schoolchildren. Thus, the work on the formation of the skills of correct, fluent and conscious reading of schoolchildren is carried out in indissoluble unity. This systematic work makes the lesson lively, interesting and informative for students.
Keywords: literary reading, reading skills, fluency, education, development, formation, consciousness, technology, vocabulary, attention, analysis, character.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Чтение играет важнейшую роль в психической деятельности младших школьников, навыками которого они овладевают в процессе школьного обучения. Процесс чтения для младших школьников представляет собой сложнейший и длительный процесс, требующий от них терпения, внимания и усердия на уроках. Понимание прочитанного текста происходит на основе звуковой формы слова, связанное с его значением. Данные стороны между собой достаточно тесно взаимосвязаны. Понимание прочитанного определяется характером восприятия той или иной информации. В связи с этим проблема формирования навыка чтения является актуальной и важной для развития гармоничной личности младшего школьника.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на
которых обосновывается автор; выделение неразрешённых раньше частей общей проблемы. Изучением проблемы формирования навыка чтения занимаются как отечественные, так и зарубежные психологи, и педагоги. С.А. Аничкин, В.Г. Горецкий, О.В. Джежелей, Л.Ф. Климанова, З.И. Романовская, Н.Н. Светловская раскрывали особенности развития навыка чтения и его формирования у учащихся начальной школы. Исследованием же развития у младших школьников психических процессов, связанных с навыками чтения занимались А.Г. Асмолов, М.П. Воюшина, Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, Л.А. Мосунова, Т.Д. Полозова, К.Д. Ушинский. Данные исследователи изучали особенности формирования и развития данного процесса. Вопрос технологии формирования навыка беглого, осознанного чтения у обучающихся анализировали С.Н. Костромина, А.М. Кушнир, Л.Г. Нагаева, М.И. Оморокова._
педагогические науки
Юнусова Эльмаз Адиль-Гареевна ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ...
Формирование целей статьи (постановка задания). Целью статьи является раскрытие и анализ педагогический условий формирования навыков чтения как фактора успешности в учебной деятельности.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.
Обучение в начальных классах зиждется на уроках чтения. Навык чтения является важнейшим фактором успешности в процессе обучения младших школьников. Замечено, что если учащийся овладел техникой чтения, устной и письменной речью и если он полюбил уроки литературного чтения, то он успешно будет усваивать и другие школьные предметы.
Еще В. Сухомлинский отмечал, что «Чтение - это окошко, через которое дети видят мир и самого себя». Ведь в процессе чтения осуществляется рост самосознания, формирование умственных способностей, нравственное, патриотическое и эстетическое развитие. У учащихся возникает интерес к саморазвитию, желание более точно и грамотно выражать свои мысли, развивать свою речь.
Кроме того, необходимо принимать во внимание особенности читаемого текста при формировании навыка чтения. Главное не нужно сводить процесс чтения к бессмысленному озвучиванию письменной речи. Чтение на уроках литературного чтения нужно рассматривать как эстетическую деятельность, так как изучаются прежде всего художественные произведения [1, с. 79]. Младшим школьникам следует научиться выделять в тексте смысловое значение и высказывать собственную мысль на основе прочитанного. Приоритет чтения как речевой деятельности не приводит к развитию навыка чтения, а наоборот, тормозит его.
«Навык чтения относится к числу сложных психофизиологических процессов. В нём сплетаются элементы и свойства, относящиеся к мыслительной и речевой деятельности. В процесс чтения включаются личностные качества читающего, его ощущения, восприятие, внимание, воображение, способности, интересы, ценности. Развиваются накопленные знания об окружающем мире. Мобилизуется лексика, тот запас слов, которым владеет читающий, накопленный им в процессе повседневных речевых, бытовых, индивидуальных и коллективных форм общения, активизируются усвоенные модели словоупотреблений, словоизменений и словообразований, модели построения текста, предложений», - считает М.И. Оморокова [2, с. 74].
Формирование навыка чтения у младшего школьника имеет следующие особенности:
- Поле чтения, читающего охватывает всего лишь одну букву, чтобы ее «определить», часто он сравнивает её с другими; прочтение буквы пробуждает в читателе естественное желание произнести сразу же звук, но педагог просит произносить целый слог, значит, ему приходится прочесть, как минимум, ещё одну букву, предыдущую удерживая в памяти, он должен слить в слог два или три звука. И здесь многие учащиеся испытывают большие трудности. Ведь для прочтения целого слова недостаточно воспроизвести только составляющие его звуки. Процесс чтения проходит медленно, ведь для прочтения слова нужно произвести несколько действий восприятия и узнавания, соответствующие буквам в слове, к тому же ещё необходимо объединить звуки в слоги, а слоги - в слова. Глаза начинающего читателя теряют строчку, ведь ему приходится возвращаться, перечитывать буквы, слоги. Его взгляд ещё не привык двигаться параллельно строчкам. Эта проблема постепенно исчезает, по мере того как объём внимания школьника расширяется, и он воспринимает сразу целый слог или целое слово;
- начинающий читатель не всегда быстро понимает смысл читаемого текста. Большое внимание уделяется технической стороне чтения, каждому элементарному действию, и к тому времени, как слово произно-
сится, младший школьник не успевает его осмыслить. Осознание смысла отрывается от процесса чтения, «определение» слова происходит не вместе с его прочтением, а после. В начальной школе огромное значение уделяется сознательности чтения. Сознательность чтения повышается посредством картинок, вопросов и объяснений педагога, наглядных пособий, чтения текстов вслух, так как слуховой раздражитель дополняет зрительное восприятие слова и помогает понять его смысл. Однако слабая сознательность чтения является важнейшей трудностью при обучении грамоте;
- для начинающего читателя свойственно угадывать слова по первому слогу или по картинке, по контексту. Данные попытки угадывать слова довольно часто приводят к ошибкам в чтении, однако учащийся стремится читать сознательно. Такие ошибки исправляются немедленным прочтением по слогам, звукобуквенным анализом и синтезом. Распространённой трудностью при обучении чтению является трудность звукослияния: школьники произносят отдельные звуки, а слог образовать не могут. Самым эффективным способом преодоления трудностей звукослияния считается слоговое чтение. Внимание к слогу, как к единице чтения, может помочь в процессе обучения. [3, с. 127].
Восприятие читаемого текста младшими школьниками отличается от восприятия взрослым человеком и имеет специфические свойства:
- фрагментарность, недостаточность целостности восприятия читаемого произведения;
- слабость обобщающего восприятия;
- недостаточность жизненного опыта;
- взаимосвязь с практической деятельностью школьника;
- выраженная эмоциональность и непосредственность, сопереживание;
- преобладание интереса к содержанию речи;
- недостаточно понимание выразительных средств речи;
- преобладание репродуктивного уровня восприятия ребенка.
Известно, что у младшего школьника во время обучения в начальной школе происходит переход к словесно-логическому мышлению, преобладающим в этом возрасте остается наглядно-образное мышление. Младшему школьнику трудно установить причинно-следственные связи, это вызвано особенностью данного типа мышления. Именно поэтому ребенку легче определить временные связи, и в этой же причине имеются трудности, возникающие у ребенка при формировании навыков чтения. В младшем школьном возрасте начинает активно формироваться смысловая память, требующая работы, направленной на осознание и обдумывание текста.
Благодаря совершенствованию смысловой памяти складывается представление о читаемом произведении как о некотором целом, которое помогает школьнику определять причинно-следственные связи в тексте. Кроме этого, младшим школьникам тяжело выделить отдельные компоненты текста для следующего анализа - выявить значение нужного эпизода, оценить поступки и проанализировать характер героев и т.д.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Проанализировав процесс развития психических процессов у младших школьников, Л.Ф. Обухова убеждена, что не следует выстраивать весь процесс формирования навыка чтения, так как у детей младшего школьного возраста и так хорошо сформирована механическая память. Для того, чтобы процесс формирования навыка чтения был эффективным, необходимо обращать внимание на зону ближайшего развития школьника, а именно - на формирование смысловой памяти и осмысливания текста [4, с. 198].
Процесс формирования навыка чтения - сложный, многогранный процесс. В первую очередь, это форми-
Yunusova Elmaz Adil-Gareevna FEATURES OF THE FORMATION .
pedagogical sciences
рование умения осознавать смысл читаемого произведения, его содержание; правильность чтения - умение прочитать слова таким образом, чтобы не допустить в них пропусков, перестановок, замен, ошибок; выразительность - умение правильно интонировать знаки препинания, придавать тексту эмоциональность, живость, темп - определенная скорость чтения [5-17].
М.И. Оморокова утверждает, что процесс чтения у младших школьников имеет следующие этапы развития: слоговой, слог + слово, слово + слог. На первом этапе школьник видит букву и переводит её в звук. Чем лучше младший школьник знает буквы, уверенно переключается с одной буквы на другую, тем быстрее протекает у него процесс чтения. Необходимый способ чтения -медленное, последовательное произношение звуков, соответствующих этим буквам [18, с.93].
Младший школьник совершает следующий порядок действий: анализирует графический образ буквы, переводит его в звук, читает последовательно слоги, входящие в состав слова, объединяет их в слово, понимает его значение.
Процесс формирования навыка чтения характеризуется следующими условиями:
- при формировании навыка чтения необходимо учитывать особенности таких психологических процессов, как восприятие, внимание, память, мышление;
- навык чтения гораздо быстрее закрепляется, развивается, когда вместе с ним развиваются и другие виды речевой деятельности: аудирование, письмо;
- уроки по чтению следует строить таким образом, чтобы содержание, формы и технологии работы на уроке способствовали формированию у младших школьников только положительной мотивации, интереса к чтению и к книге;
- формирование навыка чтения нужно рассматривать как цель не только одного урока - урока литературного чтения, но и как одну из целей других уроков.
Процесс формирования навыка чтения происходит у младших школьников достаточно медленно, это имеет отношение к особенностям его развития и восприятия.
При формировании полноценного навыка чтения у каждого ученика класса, следует помнить и стремиться к тому, к чему призывает нас Корф Н.А, гениальный русский методист. Он отмечал, что «каждый учитель должен приучать к одновременному совершенствованию двух процессов - чтению и уразумению читаемого» [19, с. 182].
Педагогу на первых этапах формирования навыка чтения большое значение нужно придавать технике чтения, а потом и осмыслению прочитанного.
Таким образом, навык чтения состоит из двух важнейших компонентов: смыслового компонента, включающего в себя осознание и понимание прочитанного текста, и технического компонента, суть которого состоит в правильности и выразительности чтения.
Программой начальной школы предусмотрено поэтапное обучение от класса к классу, и на каждой ступени сформированность навыка чтения оценивается по таким критериям и показателям, как: объем прочитанного, правильность, осознанность, выразительность.
В настоящее время школьники читают мало и без желания. Это происходит из-за определенных причин, таких как: отсутствие интереса к чтению, появление интернета, гаджетов и др.
Процесс формирования навыка чтения осуществляется в 3 этапа: аналитический, синтетический и этап автоматизации.
На аналитическом этапе младший школьник учится соотносить звук и букву, учится слиянию слогов, а далее - складыванию слов. Понимание прочитанного в данный период отделено от процесса восприятия по времени: школьник сначала читает слово и только потом осознает его смысл. Характерным на этом этапе является «рубленое» чтение, при котором слова читаются без интонации,
посредством присоединения друг к другу. Ошибками в этом периоде являются: замена окончаний слов и повторение слов. Иногда школьник сам замечает свои ошибки и старается их исправить, следовательно, он переходит на другой этап формирования навыка чтения [20, с. 26].
Этап синтетического чтения характеризуется тем, что слово в сознании школьника определяется не просто объединением отдельных частей, а выступает как целое. При этом визуальное восприятие слова совпадает с осознанием его значения.
Период синтетического чтения продолжается достаточно долго. Согласно мнению Т.Г. Егорова, он длится на этапе начального образования, а у большинства школьников завершается лишь только в среднем звене школы [21, с. 163].
На этапе автоматизации навыка чтения сформированные навыки совершенствуются и закрепляются. Техническая сторона чтения уступает место процессу осознания смысла и значения прочитанного.
Важным признаком перехода школьника на этап автоматизации является его желание читать про себя.
Таким образом, в процессе обучения чтению, педагогу следует обратить внимание на то, чтобы помочь младшим школьникам как можно быстрее преодолеть проблемы на аналитическом этапе и развить интерес к чтению, формируя навык автоматизированного чтения.
Современная методика обучения чтению определяет навык чтения как автоматизированное умение по озвучиванию читаемого произведения, осознании замысла воспринимаемого текста и формирование личного отношения к прочитанному. При этом такая читательская деятельность предусматривает умение рассуждать над читаемым текстом до начала чтения, в процессе чтения и после. Только такое «осознанное чтение» является средством приобщения школьника к чтению, развитию личности и погружения в чудесный мир книги [22, с. 120].
Следовательно, формирование навыка чтения для младших школьников является важным фактором успешного обучения в школе. Однако для этого необходима систематическая и целенаправленная работа над формированием и совершенствованием навыка чтения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Методика обучения литературе в начальной школе: учебник для студ. Высш. Учеб. заведений [Текст] / под ред. М.П. Воюшиной. — М.: Издательский центр «Академия», 2010. — с. 79.
2. Оморокова, М. И. Совершенствование чтения младших школьников: метод. пособие для учителя / М. И. Оморокова; М-во общ. и проф. образования РФ. - Москва: Аркти, 1997. — с.74.
3. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. — М., 2010, - С. 127.
4. Обухова Л.Ф. Детская психология: Теории, факты, проблемы [Текст]/Л.Ф. Обухова. —М.: Тривола, 1998. — с.198.
5. Практическая методика обучения русскому языку в начальных классах. Часть первая. Урок обучения грамоте. Урок обучения литературному чтению. — Томск: «Пеленг», 2000 — 96 с.
6. Ланин Б.А. Методика преподавания литературы: Учебная хрестоматия-практикум: Для студентов высших педагогических учебных заведений [Текст] /Б.А. Ланин. — М.: Эксмо, 2007. — 512 с.
7. Литвинова А. В. Особенности формирования навыка чтения младших школьников / А.В. Литвинова, М.В. Мойсеенко // Молодой ученый №1 (81) январь. Изд. «Молодой ученый» — 2015. — C. 21 — 23.
8. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах; Учеб. пособие для студ. Высш. Пед. учеб. заведений / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 464 с.
9. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников / М.Р. Львов. — М.: Просвещение, 2007. — 176 с.
10. Методика обучения литературе в начальной школе: учебник для студ. Высш. Учеб. заведений [Текст] / под ред. М.П. Воюшиной. — М.: Издательский центр «Академия», 2010. — 288 с.
11. Леонтьев А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии [Текст] / А.А. Леонтьев. — М.: Изд-во МПСИ, 2004. — 535 с.
12. Мишина И.Н., Коростелева Е.Ю. Дидактические средства формирования умений и навыков по развитию речи младших школьников // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 4 (11). С. 196-198.
13. Заир-Бек, С.И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений [Текст]/ С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. — М.: Просвещение, 2011. — 223 с.
14. Никитина. Л.В. Повышение эффективности уроков чтения путем организации групповой работы. — 2011. — №5 — 102 с._
педагогические науки
Юнусова Эльмаз Адиль-Гареевна ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ...
15. Светловская Н.Н. Методика обучения чтению: что это такое? // «Начальная школа», 2005. — № 2 — 126 с.
16. Коростелева Е.Ю. Технология формирования у дошкольников и младших школьников умений и навыков, необходимых для развития речи // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 1 (4). С. 92-96.
17. Климанова Л.Ф. Литературное чтение 1-4 класс / Л. Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская. М.: Просвещение, 2012. С. 53-67.
18. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников - М.: 2009., С.93.
19. Корф Н. А. Русская начальная школа: рук. для земских гласных и учителей сельских шк. — Изд. 6-е, вновь испр. и доп. — СПб. : Тип. М. А. Хана, 1879. — 283 с.
20. Методика обучения литературному чтению: учебник для М545 студ. учреждений высш. проф. образования / [М.П. Воюшина, С.А. Кислинская, Е.В. Лебедева, И.Р. Николаева]; под ред. М.П. Воюшиной. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. — .26.
21. Егоров Т.Г. Психология овладения навыком чтения / Т.Г. Егоров. — Санкт-Петербург : КАРО, 2006. — С.163.
22. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах; Учеб. пособие для студ. Высш. Пед. учеб. заведений / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — С.120.
Статья поступила в редакцию 02.08.2019 Статья принята к публикации 27.11.2019