Научная статья на тему 'Система работы по достижению предметных планируемых результатов в процессе развития навыка чтения младших школьников'

Система работы по достижению предметных планируемых результатов в процессе развития навыка чтения младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
922
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДМЕТНЫЕ ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / SUBSTANTIVE DELIVERABLES / КАЧЕСТВА НАВЫКА ЧТЕНИЯ / QUALITY OF THE READING SKILLS / КОМПОНЕНТЫ СИСТЕМЫ ДОСТИЖЕНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ / COMPONENTS OF THE SYSTEM TO ACHIEVE SUBSTANTIVE RESULTS / ПРИНЦИПЫ АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ / PRINCIPLES OF ANALYSIS OF ART WORKS / ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ / THE TECHNOLOGY WORKS WITH TEXT / ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ / ORGANIZATIONAL FORMS OF WORK / КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ И ПРИЁМОВ / A SET OF EXERCISES AND TECHNIQUES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коваленко Екатерина Георгиевна, Костюкова Елена Валерьевна

В статье обосновывается необходимость реализации на уроках литературного чтения в начальной школе системы работы по достижению предметных результатов в процессе развития навыка чтения учащихся. Автором разработаны основные структурные компоненты системы: целевой: достижение предметных результатов, направленных на развитие навыка чтения; содержательный: содержательные линии и разделы учебной дисциплины «Литературное чтение»; комплекс упражнений по отработке правильного, беглого, осознанного и выразительного чтения; операциональный: принципы анализа художественного произведения; технология работы с текстом; организационные формы работы; результативный: результаты исследования уровня сформированности предметных умений младших школьников, положительные показатели развития навыка чтения. При организации уроков учитывались следующие принципы анализа художественного произведения: целенаправленность; опора на целостное, непосредственное, эмоциональное восприятие; внимательное отношение к тексту; единство формы и содержания; направленность анализа на развитие навыка чтения. В статье представлены фрагменты разработанного комплекса упражнений и приёмов поэтапной работы с текстом, показана возможность достижения младшими школьниками предметных результатов освоения материала на традиционных и нетрадиционных уроках литературного чтения, с учётом разных форм работы: коллективной (фронтальная работа, хоровое чтение, чтение про себя), групповой (в парах, в четвёрках, взаимопроверка), индивидуальной (домашнее задание, работа по карточкам, индивидуальные задания). В результате проведённого естественного педагогического эксперимента сделан вывод о том, что реализованная в третьем классе система способствует положительной динамике уровня сформированности у учащихся предметных умений по литературному чтению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коваленко Екатерина Георгиевна, Костюкова Елена Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The system of the work to achieve subject intended results in the process of development of reading skills of younger schoolboys

The article proves the necessity of realization at lessons of literary reading in the primary grades of the school system to achieve substantive results in the process of development of reading skills of younger schoolboys. The author developed the system basic structural components: target: achievement of substantive results, aimed at the development of reading skills; meaningful: a meaningful line and sections of the school curriculum; a set of exercises on working off of correct, fluent, conscious and expressive reading; operational: principles of analysis of art works; working with text; the organizational form of work; resultative: positive dynamics of formation of subject-specific skills, the rate of development of reading skills. During lessons of literary reading took into account the following principles of analysis of art works: focus; reliance on the holistic, immediate, emotional perception; attentive to the text; the unity of form and content; the focus of the analysis on the development of reading skills. The article presents fragments of the developed complex of exercises and techniques of phased work, the possibility of achieving younger students subject learning outcomes in traditional and nontraditional lessons of literary reading in the various forms of work: the collective (frontal work and choral reading, reading to himself), the group (in pairs, in four) and individual (homework, work on cards, individual assignments). As a result of natural pedagogical experiment it was concluded that realized in the third grade system promotes the positive dynamics of the level of formation of subject-specific skills in literary reading younger schoolboys.

Текст научной работы на тему «Система работы по достижению предметных планируемых результатов в процессе развития навыка чтения младших школьников»

Интернет-журнал «Мир науки» ISSN 2309-4265 http ://mir-nauki.com/ 2017, Том 5, номер 1 (январь - февраль) http ://mir-nauki. com/vol5 -1. html URL статьи: http://mir-nauki.com/PDF/60PDMN117.pdf Статья опубликована 19.03.2017 Ссылка для цитирования этой статьи:

Коваленко Е.Г., Костюкова Е.В. Система работы по достижению предметных планируемых результатов в процессе развития навыка чтения младших школьников // Интернет-журнал «Мир науки» 2017, Том 5, номер 1 http://mir-nauki.com/PDF/60PDMN117.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

УДК 37

Коваленко Екатерина Георгиевна

ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», Россия, Краснодар1 Доцент кафедры «Педагогики и методики начального образования»

Кандидат филологических наук E-mail: kovalenkoeg@mail.ru РИНЦ: http://elibrary.ru/author items.asp?id=345314

Костюкова Елена Валерьевна

ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», Россия, Краснодар Направленность (профиль) «Теория и методика начального языкового образования» Направление магистерской подготовки 44.04.01 Педагогическое образование

Магистрантка 3 курса E-mail: kostyukova-e@list.ru

Система работы по достижению предметных планируемых результатов в процессе развития навыка чтения младших школьников

Аннотация. В статье обосновывается необходимость реализации на уроках литературного чтения в начальной школе системы работы по достижению предметных результатов в процессе развития навыка чтения учащихся. Автором разработаны основные структурные компоненты системы: целевой: достижение предметных результатов, направленных на развитие навыка чтения; содержательный: содержательные линии и разделы учебной дисциплины «Литературное чтение»; комплекс упражнений по отработке правильного, беглого, осознанного и выразительного чтения; операциональный: принципы анализа художественного произведения; технология работы с текстом; организационные формы работы; результативный: результаты исследования уровня сформированности предметных умений младших школьников, положительные показатели развития навыка чтения. При организации уроков учитывались следующие принципы анализа художественного произведения: целенаправленность; опора на целостное, непосредственное, эмоциональное восприятие; внимательное отношение к тексту; единство формы и содержания; направленность анализа на развитие навыка чтения. В статье представлены фрагменты разработанного комплекса упражнений и приёмов поэтапной работы с текстом, показана возможность достижения младшими школьниками предметных результатов освоения материала на традиционных и нетрадиционных уроках литературного чтения, с учётом разных форм работы: коллективной (фронтальная работа, хоровое чтение, чтение про себя), групповой (в парах, в четвёрках, взаимопроверка), индивидуальной (домашнее задание, работа по карточкам,

1 350080, Россия, г. Краснодар, ул. Сормовская, 173

индивидуальные задания). В результате проведённого естественного педагогического эксперимента сделан вывод о том, что реализованная в третьем классе система способствует положительной динамике уровня сформированности у учащихся предметных умений по литературному чтению.

Ключевые слова: предметные планируемые результаты; качества навыка чтения; компоненты системы достижения предметных результатов; принципы анализа художественного произведения; технология работы с текстом; организационные формы работы; комплекс упражнений и приёмов

С каждым годом увеличивается число учащихся, на успешность обучения которых влияет всего один, но очень серьёзный фактор - овладение навыком чтения, т.е. умением осознанного, правильного, быстрого и выразительного чтения разных по объёму и стилю произведений. Являясь целью на этапе начального обучения, навык чтения превращается в залог дальнейшего успешного получения знаний обучающимися, в надежное средство ориентации в мощном потоке информации, с которым приходится сталкиваться современным школьникам.

Актуальность исследования определяется потребностью педагогов в решении вопроса организации литературного развития младших школьников, в разработке и обосновании эффективной системы достижения предметных результатов, направленных на развитие навыка чтения учащихся. Проблема исследования заключается в противоречии между потребностью современной начальной школы в реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) к результатам освоения образовательных программ2 и недостаточной разработанностью системы достижения планируемых предметных результатов в процессе развития навыка чтения на уроках литературного чтения.

Цель исследования: разработать и реализовать на уроках литературного чтения систему работы по достижению предметных планируемых результатов в процессе развития навыка чтения младших школьников, базирующуюся на основных компонентах организации процесса обучения; экспериментально проверить эффективность разработанной системы.

Методы исследования: теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; эмпирические: естественный педагогический эксперимент; статистические: качественный и количественный анализ результатов педагогических измерений.

База исследования: МБОУ СОШ № 16 города Краснодара, учащиеся экспериментального 3 «А» класса (24 человека) и контрольного 3 «Б» класса (24 человека). Всего 48 учащихся.

Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе, поисково-подготовительном (ноябрь 2015 г. - апрель 2016 г.), определялись проблема, цель, задачи, гипотеза исследования, проводился теоретический анализ научной литературы.

На втором этапе, поисково-экспериментальном (сентябрь 2016 г. - ноябрь 2016 г.), проводился констатирующий эксперимент, определялась и реализовывалась на уроках

2 Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [Сост. Е.С. Савинов]. - М.: Просвещение, 2010. - 191 с. - С. 57-59.

литературного чтения система достижения предметных планируемых результатов в процессе развития навыка чтения младших школьников.

На третьем этапе, обобщающем (декабрь 2016 г.), осуществлялся анализ его результатов, выполнялась их статистическая обработка, обобщение и систематизация полученных данных.

В теоретической части исследования проведен анализ таких основных педагогических и методических понятий, как: «предметные планируемые результаты», «чтение», «навык чтения», «система», «педагогическая система»; определены содержание и оценка планируемых результатов по литературному чтению в аспекте ФГОС; чтение рассмотрено как сложный психический процесс и вид речевой деятельности младших школьников [9]. В современной методической науке под системой понимается «упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство» (В.Н. Садовский), а под педагогической системой - «выделенное на основе определенных признаков упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью функционирования и единства управления, и выступающее во взаимодействии со средой как целостное явление» (Т.А. Ильина) [16, с. 158]. Навык чтения рассматривается как «автоматизированное умение по озвучиванию печатного текста, предполагающее осознание идеи воспринимаемого произведения и выработку собственного отношения к читаемому» [ 10, с. 120].

При описании методических основ достижения предметных планируемых результатов по литературному чтению особое внимание уделялось рассмотрению методики работы по развитию навыка чтения в начальной школе3, теоретическому обоснованию структурных компонентов системы достижения предметных планируемых результатов в процессе развития навыка чтения учащихся.

В рамках данного исследования выявлены психолого-педагогические и методические проблемы формирования и развития навыка чтения [2; 8; 13]; рассмотрена организация работы по достижению предметных результатов, направленных на развитие навыка чтения в начальной школе [7].

Изучение научно-методического материала в области повышения качества чтения в начальной школе позволило сделать вывод, что в методическом арсенале педагога несколько авторских технологий, направленных на формирование, развитие и совершенствование навыка чтения младших школьников [1; 5; 14; 17].

На констатирующем этапе педагогического эксперимента были рассмотрены все планируемые результаты по литературному чтению 4 и выявлены те из них, которые ориентированы на развитие навыка чтения:

1. Читать (вслух и про себя без искажений) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного (предметные умения правильного и беглого чтения).

2. Читать осознанно и выразительно доступные по объему произведения (предметные умения осознанного и выразительного чтения).

3 Методика обучения литературе в начальной школе: учебник для студ. высш. учеб. заведений / М.П. Воюшина, С.А. Кислинская, Е.В. Лебедева, И.Р. Николаева; под ред. М.П. Воюшина. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 288 с.

4 Планируемые результаты начального общего образования // стандарты второго поколения / Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др. - М., 2010. - С. 37-46.

Страница 3 из 10 ^^^^^^^^^^НИИИИНИНИН!! http://mir-nauki.com 60Р0МЫ117

Мир Науки

2017, Том 5, номер 1 (499) 755 50 99

научный интернат-журнал ISSN 2309-4265 http://mir-nauki.eom

Исходный уровень сформированности обозначенных предметных умений у третьеклассников определялся с помощью текста № 1 для чтения (Э. Шим «Шмель») с допустимым шрифтом для данного возраста. К тексту были даны три вопроса, на которые учащиеся должны были ответить после его прочтения. Во время чтения засекалось время и фиксировалось количество слов, прочитанных учащимся за 1 минуту, при этом учитывался характер допускаемых ошибок. Поскольку многие школьники при замере скорости чтения испытывают состояние психологического стресса, каждому ученику была дана возможность сначала «вчитаться» в текст, т.е. прочитать первые 2-3 строчки текста про себя, и только потом читать вслух и отвечать на вопросы.

При исследовании беглости чтения мы опирались на нормативные показатели темпа чтения в 3 классе (1 полугодие, по ФГОС): 70-75 слов в минуту является нормой, следовательно, читающего со скоростью меньше данного показателя оценивали как читающего ниже нормы, читающего со скоростью больше данного показателя, - как читающего выше нормы.

Опираясь на методику С.И. Матвеевой, мы определяли уровень осознанности чтения учащихся по ответам на три вопроса, данных к тексту: на общую ориентировку в тексте, на выявление предметного содержания, на понимание обобщенного смысла.

Наблюдения над правильностью чтения позволили обозначить наиболее распространенные ошибки, допускаемые учащимися экспериментального и контрольного классов:

• пропуски букв, слогов, слов и даже строчек;

• перестановка единиц чтения (букв, слогов, слов);

• вставка произвольных элементов в единицы чтения - замена одних единиц чтения другими.

Что касается выразительности чтения, то нами учитывалось умение учащихся читать достаточно внятно и громко, находить нужную интонацию, делать паузы и логические ударения.

Результаты констатирующего эксперимента позволили сделать вывод о необходимости целенаправленного педагогического влияния на процесс повышения качества чтения учащихся, что послужило базой для разработки системы достижения предметных результатов в процессе развития навыка чтения учащихся.

На формирующем этапе эксперимента была разработана и реализована на уроках литературного чтения в экспериментальном третьем классе система работы по достижению предметных результатов, направленных на развитие навыка чтения учащихся. Данная система представлена на рисунке 1.

В основу разработанной системы положены четыре структурных компонента.

Мир Науки

Рисунок 1. Система работы по достижению предметных результатов в процессе развития навыка чтения младших школьников (рисунок авторов)

Целевой компонент системы направлен на осуществление продуктивной речевой и читательской деятельности школьников и предполагает развитие у учащихся следующих качеств навыка чтения - правильности, беглости, осознанности и выразительности.

Содержательный компонент системы охватывает процесс обучения на уроках литературного чтения, включая самостоятельную деятельность учащихся. Данный компонент представлен следующими содержательными разделами школьной программы: «Самое великое чудо на свете»; «Устное народное творчество»; «Поэтическая тетрадь»; «Великие русские писатели»; «Литературные сказки»; «Были-небылицы» [6].

На уроках литературного чтения использовался комплекс упражнений, направленных на развитие таких качеств чтения, как:

1. правильность: «Сложи слова»; чтение строчек наоборот по буквам; чтение только второй половины слов; «Вверх ногами»; «Заколдованное слово»; текст с наложением; сплошной текст; перемешанные буквы;

2. беглость: числовые и буквенные пирамиды; чтение первого и последнего слогов на строке; таблицы Шульте; «Бросок - засечка»; «Быстрее, быстрее»; «Молния»; «Буксир»; «Перегони самого себя»; чтение в темпе скороговорки; упражнения на словесном и цифровом материале; «Догони и поймай букву»;

3. сознательность: «Прочитай текст и добавь необходимые по смыслу части слов»; «Прочитай текст и добавь необходимые по смыслу слова»; «Прочитай текст, выдели в нём неточности и внеси исправления»; «Найди отрывки из разных текстов»;

4. выразительность: чтение предложения с разной интонацией; чтение текста с передачей эмоций (радости, возмущения, печали, гордости) в зависимости от содержания; чтение предложения с учётом логического ударения; чтение повествовательных предложений; чтение предложений с учётом пауз (художественных и психологических); выразительное чтение пословиц с соблюдением необходимых пауз; «Прыжок»; «Поход»; «Пещера».

Предложенный комплекс упражнений использовался на уроках изучения лирики А.С. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета; произведений И.А. Крылова, Л.Н. Толстого, Д. Мамина-Сибиряка, В. Гаршина, К. Паустовского; при изучении русских народных сказок «Иван-царевич и

серый волк», «Сивка-бурка»; на уроке-путешествии в прошлое «Первопечатник Иван Фёдоров».

Операциональный компонент системы базируется на ведущих принципах анализа художественного произведения, выделенных отечественными методистами и литературоведами [4; 12], и включает в себя три этапа работы над текстом, иллюстрирующих технологию продуктивного чтения [15; 18].

В качестве общих положений, позволивших в рамках разработанной системы методически верно построить анализ разных по жанру произведений, выступили принципы анализа литературного произведения, опирающиеся на закономерности восприятия учениками литературы как искусства слова. Кратко охарактеризуем их.

Принцип целенаправленности ориентирован на углубленное восприятие прочитанного, постижение художественной идеи произведения, что определяет, какие «литературоведческие знания и в каком объеме понадобятся школьникам, какие наблюдения за спецификой данного произведения необходимо сделать на уроке, какие приёмы анализа текста окажутся целесообразными»5. Кроме того, данный принцип показывает, что каждый вопрос учителя и каждое предложенное им задание есть шаг на пути освоения идеи произведения, а значит осознанного прочтения текста.

Принцип опоры на целостное, эмоциональное восприятие прочитанного опирается на следующие положения:

1. текст воспринимается учеником целиком, чтобы понятна была идея произведения, с этой целью во время первичного восприятия текст обязательно читается целиком или, если текст большой, предварительно читается дома;

2. эмоциональная реакция школьника при первичном восприятии должна быть созвучна эмоциональному тону произведения, для этого в классе создаётся благоприятная эмоциональная атмосфера.

Принцип внимательного отношения к тексту предполагает, что во время вторичного восприятия произведения учащиеся самостоятельно перечитывают текст, анализируя его части, внимательно относясь к деталям.

Принцип единства формы и содержания направлен на тщательное продумывание учителем формулировок вопросов к тексту с целью раскрытия идеи произведения не только через прямые суждения автора, но и через само произведение и систему образов. В процессе чтения анализируется не сама жизненная ситуация, изображенная в произведении, а изображение этой ситуации автором.

Принцип направленности анализа на развитие навыка чтения основан на том, что правильность и беглость чтения становятся средством достижения понимания идеи произведения, получения эстетического удовольствия от прочитанного; за счёт анализа текста достигаются сознательность и выразительность чтения; посредством темпа, пауз, логического ударения, тона чтения передаются чувства и переживания персонажей, авторская позиция, собственное восприятие произведения. В процессе анализа произведения развитие навыка чтения происходит благодаря многократному возвращению к тексту, перечитыванию, которое носит аналитический характер.

5 Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников / Под ред. Т.Г. Рамзаевой. - СПб.: Специальная литература. - 1997. - 168 с. - С. 53.

Страница 6 из 10 ^^^^^^^^^^НИИИИНИНИН!! http://mir-nauki.com бОРОМШ17

Мир Науки

Технология работы с текстом традиционно включает три этапа, которые представлены на рисунке 2.

Технология работы с текстом, направленная на развитие навыка чтения

с N

Этап 1.

Работа с текстом

до чтения

ч У

Приёмы: Антиципация:

- предварительное рассматривание иллюстраций;

- работа с названием произведения;

- вычленение ориентирующих слов;

Беседа с детьми. Рассказ учителя. Элементы словарной работы

с N

Этап 2.

Работа с текстом

во время чтения

ч У

Приёмы: Первичное чтение текста:

- чтение учителем вслух;

- чтение текста по цепочке. Перечитывание текста. Анализ текста:

- постановка вопросов к каждой прочитанной части;

- выборочное чтение;

- работа над выразительными средствами языка;

- комментированное чтение;

- выделение ключевых слов предложений, абзацев.

Беседа по содержанию текста.

f \

Этап 3.

Работа с текстом

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

после чтения

ч У

Приёмы: Смысловая беседа по тексту. Работа с заглавием,

иллюстрациями. Творческие задания:

- чтение по ролям;

- словесное рисование;

- просмотр и составление диафильмов;

- составление кроссвордов к тексту.

Выразительное чтение.

Рисунок 2. Технология работы с текстом, направленная на развитие навыка чтения

(рисунок авторов)

В современной психолого-педагогической и методической литературе описано множество методов и приёмов работы, нацеленных на литературное развитие учащихся, формирование квалифицированного читателя [3; 10; 11]; в созданной же нами схеме представлены только те приёмы, которые ориентированы на развитие качеств навыка чтения младших школьников.

На уроках литературного чтения применялись следующие организационные формы работы над техникой чтения: коллективная: фронтальная работа, хоровое чтение, чтение про себя; групповая: работа в парах, четверках, взаимопроверка; индивидуальная: домашнее задание, работа по карточкам, индивидуальные задания.

Результативный компонент системы отражает положительную динамику развития навыка чтения учащихся, иллюстрируя эффективность реализованной на уроках литературного чтения системы работы по достижению предметных результатов. Иными словами, на контрольном этапе эксперимента в результате повторной диагностики (текст № 2, по Е. Чарушину) выявлена положительная динамика уровня сформированности предметных умений учащихся экспериментального класса.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

1. На уроках литературного чтения необходимо формировать у младших школьников предметные умения, характеризующие достижение следующих планируемых результатов: 1) читать (вслух и про себя без искажений) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного; 2) читать осознанно и выразительно доступные по объему произведения.

2. Система работы по достижению предметных планируемых результатов в процессе развития навыка чтения учащихся содержит следующие структурные компоненты:

целевой (достижение предметных результатов, направленных на развитие навыка чтения), содержательный: содержательные разделы школьной программы; комплекс упражнений по повышению качества чтения), операциональный: принципы анализа художественного произведения; технология работы с текстом; формы работы; результативный: показатели развития навыка чтения.

3. Комплекс упражнений и приёмов поэтапной работы над текстом составлен в соответствии с содержательными разделами и линиями школьной программы («Самое великое чудо на свете», «Устное народное творчество», «Поэтическая тетрадь», «Великие русские писатели»); темой и типом урока литературного чтения (урок-путешествие в прошлое, комбинированный урок, урок изучения нового материала, урок развития умений и навыков); организационными формами (коллективная: фронтальная работа, хоровое чтение, чтение про себя; групповая: работа в парах, четверках, взаимопроверка; индивидуальная: домашнее задание, работа по карточкам, индивидуальные задания), этапами работы (работа с текстом до чтения, во время чтения и после чтения).

4. Разработанная система способствует положительной динамике формирования предметных умений, характеризующих достижение планируемых результатов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бунеева Е.В., Чиндилова О.В. Буду настоящим читателем. Пособие по технологии продуктивного чтения. Часть 1. 3-4 классы / Е.Н. Бунеева, О.В. Чиндилова. - М.: Баласс, 2013. - 64 с.

2. Васильева М.С., Оморокова М.И., Светловская Н.Н. Актуальные проблемы обучения чтению в начальных классах / М.С. Васильева, М.И. Оморокова, Н.Н. Светловская. - М.: Педагогика, 1997. - 215 с.

3. Воюшина М.П. Развитие диалогического мышления на уроках литературного чтения в начальной школе // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена / М.П. Воюшина. - 2015. - №174. - С. 68-75.

4. Есин А.Б. Принципы и приёмы анализа литературного произведения: учебное пособие / А.Б. Есин. - М.: Флинта; Наука, 2011. - 248 с.

5. Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению / В.Н. Зайцев. - М.: Просвещение, 1991. -32 с.

6. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Учебник «Литературное чтение», 3 класс / Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова. - М.: Просвещение, 2013. - 223 с.

7. Коваленко Е.Г., Костюкова Е.В. Организация работы по достижению младшими школьниками планируемых предметных результатов в процессе развития навыка чтения / Е.Г. Коваленко, Е.В. Костюкова // Современное состояние психологии и педагогики: материалы Международной научно-практической конференции. -Уфа: ООО Аэтерна, 2015. - С. 138-140.

8. Коваленко Е.Г., Костюкова Е.В. Проблемы достижения предметных планируемых результатов в процессе развития навыка чтения младших школьников / Е.Г. Коваленко, Е.В. Костюкова // Научные исследования: от теории к практике: материалы III Международной научно-практической

конференции. - Чебоксары: Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2015. - С. 220-222.

9. Леонтьев А.А. Что такое виды речевой деятельности? / А.А. Леонтьев // Начальная школа: плюс-минус. - 2000. - №5. - С. 9-12.

10. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. - М.: Академия, 2004. - 464 с.

11. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах / М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева, Н.Н. Светловская. - М.: Флинта, 2000. - 415 с.

12. Маранцман В.Г. Анализ литературного произведения и читательское восприятие: методическое пособие / В.Г. Маранцман. - Л.: Просвещение, 1974. - 176 с.

13. Матвеева С.И. Проблемы формирования и развития навыка чтения младших школьников и некоторые пути их решения / С.И. Матвеева // Начальная школа. -М., 2000. - №11.

14. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников / М.И. Оморокова. - М.: АОРКТИ, 1999. - 160 с.

15. Светловская Н.Н. Основы науки о читателе: теория формирования типа правильной читательской деятельности / Н.Н. Светловская. М.: Магистр. 1993. -180 с.

16. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.

17. Чиндилова О.В. Технология продуктивного чтения на разных этапах непрерывного литературного образования в ОС «Школа 2100»: [Монография] / О.В. Чиндилова. - М.: Баласс, 2010. - 208 с.

18. Чиндилова О.В. Бунеева Е.В. Технология продуктивного чтения как образовательная технология деятельностного типа / О.В. Чиндилова, Е.В. Бунеева // Начальная школа: плюс До и После. - 2012. №8. - С. 3-9.

(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com

Kovalenko Ekaterina Georgievna

Kuban state university, Russia, Krasnodar E-mail: kovalenkoeg@mail.ru

Kostyukova Elena Valer'evna

Kuban state university, Russia, Krasnodar E-mail: kostyukova-e@list.ru

The system of the work to achieve subject intended results in the process of development of reading skills

of younger schoolboys

Abstract. The article proves the necessity of realization at lessons of literary reading in the primary grades of the school system to achieve substantive results in the process of development of reading skills of younger schoolboys. The author developed the system basic structural components: target: achievement of substantive results, aimed at the development of reading skills; meaningful: a meaningful line and sections of the school curriculum; a set of exercises on working off of correct, fluent, conscious and expressive reading; operational: principles of analysis of art works; working with text; the organizational form of work; resultative: positive dynamics of formation of subject-specific skills, the rate of development of reading skills. During lessons of literary reading took into account the following principles of analysis of art works: focus; reliance on the holistic, immediate, emotional perception; attentive to the text; the unity of form and content; the focus of the analysis on the development of reading skills. The article presents fragments of the developed complex of exercises and techniques of phased work, the possibility of achieving younger students subject learning outcomes in traditional and nontraditional lessons of literary reading in the various forms of work: the collective (frontal work and choral reading, reading to himself), the group (in pairs, in four) and individual (homework, work on cards, individual assignments). As a result of natural pedagogical experiment it was concluded that realized in the third grade system promotes the positive dynamics of the level of formation of subject-specific skills in literary reading younger schoolboys.

Keywords: substantive deliverables; quality of the reading skills; components of the system to achieve substantive results; principles of analysis of art works; the technology works with text; organizational forms of work; a set of exercises and techniques

Мир Науки 2017, Том 5, номер 1

научный интернат-журнал ISSN 2309-4265

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.