Список литературы / References
1. Горобец С.В. Петербургский период творчества Александра Зилоти / С.В. Горобец // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, 2014. № 4 (21). С. 120-124.
2. Горобец С.В. Некоторые страницы биографии Александра Зилоти: на основе архивных материалов / С. В. Горобец // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, 2016. № 4 (29). С. 24-26.
3. Изотова С.А. А.И. Зилоти и его роль в рецепции творчества И. С. Баха: Автореф. дис. ... канд. искусствоведения / С.А. Изотова. Саратов, 2015. 26 с.
4. Мальцева Е.Г. Александр Ильич Зилоти: пианист, педагог, организатор концертной жизни: Автореф. дис. .. .канд. искусствоведения / Е.Г. Мальцева. Ростов-на-Дону, 2014. 23 с.
5. Мальцева Е.Г. Александр Ильич Зилоти - педагог: продолжение традиций / Е.Мальцева // музыкальная академия, 2012. № 3. С. 78-84.
6. Мальцева Е.Г. Александр Зилоти: годы учения / Е. Г. Мальцева // Южно-Российский музыкальный альманах, 2012. № 1 (10). С. 48-57.
ОСОБЕННОСТИ ОСОЗНАННОГО ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ Бейтуллаева Э.А. Email: Beytullaeva17126@scientifictext.ru
Бейтуллаева Эльзара Айдеровна — студент, специальность: начальное образование, факультет психологии и педагогического образования, кафедра начального образования, Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
Республики Крым Крымский инженерно—педагогический университет, г. Симферополь
Аннотация: в статье раскрываются особенности осознанного чтения у младших школьников, рассматриваются три основных этапа процесса чтения такие как: восприятие данных слов; понимание содержания; оценка прочитанного. Описаны ступени формирования процесса чтения как навыка. Также раскрываются понятие осознанного чтения с точки зрения педагогики и психологии, основные компоненты и качественные характеристики чтения. Выделен ряд особенностей, которыми можно охарактеризовать процесс понимания прочитанного, а также ряд особенностей во время чтения предложений.
Ключевые слова: младший школьный возраст, процесс чтения, осознанное чтение, темп чтения.
FEATURES OF REALIZED READING IN STUDENTS OF ELEMENTARY
SCHOOL Beytullaeva E.A.
Beytullaeva Elzara Ayderovna — Student, SPECIALTY: PRIMARY EDUCATION, DEPARTMENT OF PRIMARY EDUCATION, FACULTY OF PSYCHOLOGY AND TEACHER EDUCATION, STATE BUDGET EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION OF THE REPUBLIC OF CRIMEA CRIMEAN ENGINEER-PEDAGOGICAL UNIVERSITY, SIMFEROPOL
Abstract: the article reveals the features of informed reading in junior schoolchildren, examines three main stages of the reading process, such as: the perception of these words; understanding the content; evaluation of the reading. The stages of forming the process of reading as a skill are described. The concept of conscious reading from the point of view of pedagogy and psychology, the main components and qualitative characteristics of reading are also disclosed. A number of features have been singled out that characterize the process of reading comprehension, and a number of features during the reading of sentences.
Keywords: junior school age, the process of reading, conscious reading, the pace of reading.
УДК 331.225.3
Процесс чтения достаточно сложен, в нем задействовано сразу несколько анализаторов: зрительный, речедвигательный и речеслуховой. Интерес к чтению возникает в том случае, когда ребенок свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Условием овладения читательской деятельностью является также знание способов чтения, способов смысловой обработки текста, владение определенными умениями и навыками, которые не должны развиваться спонтанно [1, с. 21].
Психологами принято выделять три основных этапа в процессе чтения:
1. Восприятие данных слов. Умение читать в первую очередь свидетельствует о том, что человек умеет по буквам догадаться о словах, которые могут из них получиться. Можно считать, что процесс чтения проходит успешно только с того периода, когда ребенок, видя буквы, может воспроизвести или вспомнить слово, которое соответствует данному сочетанию букв. Во время чтения задействованы не только физиологические (зрение), но психические процессы (память, внимание, интеллект). В процессе чтения буквы выступают как символы определенного слова. Поэтому, читая, человек не только соединяет одну букву с другой, а увидев первые буквы слова, зразу догадывается, о чем именно идет речь.
2. Понимание содержания, связанного с прочитанными словами. Понимание каждого прочитанного слова в сознании чтеца зачастую приводит к переменам. В некоторых случаях это возникновение в сознании ярких образов, в других - в сознании пробуждаются какие-либо чувства, желания, отвлеченные логические процессы, в-третьих - соединяются и первое, и второе, в-четвертых - прочитанное ничего не вызывает, кроме элементарного повторения воспринимаемого слова либо слова тем или иным образом связанного с ним.
3. Оценка прочитанного. Важно не только прочитать произведение, но и проанализировать его, дать критическую оценку. Это умение присуще не всем [7, с. 78-79].
По мнению психологов, потребность является основным мотивом чтения. Обучение чтению происходит в младшем школьном возрасте. У ребенка в первую очередь появляется потребность научиться читать, то есть овладеть самим процессом создания из отдельных букв слов, а из слов и предложений. Именно этот процесс и вызывает интерес на первых этапах. Овладев в полной мере процессом чтения, мотив обучающегося меняется, появляется интерес не только прочитать написанное, но и понять в чем его суть. Постепенно мотивы процесса чтения становятся сложнее, и у ребенка появляется цель узнать определенную информацию, которая кроется за написанным [4, 112].
Формирование навыка чтения это длительный и целенаправленный процесс в ходе обучения. Т. Г. Егоров [2] выделил 4 ступени формирования процесса чтения как навыка:
Первая ступень. Овладеть звуко-буквенными обозначениями. Этот период длится на протяжении всего добукварного и букварного периода. Абсолютно разной будет психологическая составляющая процесса чтения в эти периоды.
На этом этапе дети учатся анализировать речевой поток, предложения, делить слова на слоги и звуки. Выделенный из речи звук школьник должен соотнести с соответствующей буквой. После чего осуществляется соединение букв в слоги, слогов в слова. В свою очередь полученные слова соотносятся со словами устной речи.
Овладение процессом чтения начинается с усвоения звуковой стороны речи, умения различать и выделять звуки из слов. После чего дети начинают изучать буквы, которые могут восприниматься зрительно и отождествляются с определенными звуками. Такая последовательность изучения звуко-буквенной системы обусловлена тем, что во время чтения первоочередно воспринимаются графические изображения, т.е. буквы, которые впоследствии сопоставляются с их звуковым значением. И буквы представляют собой определенные знаки, символы, обозначения речевого звука, а не наоборот звуки являются названием букв.
Исходя из вышеизложенного, следует вывод, что успешное усвоение букв возможно в следующих случаях:
• Школьник умеет дифференцировать звуки речи, имеет четкий образ звука, который не смешивается с другими ни по слуху, ни артикулярно.
• Школьник имеет понятие об обобщенном звуке речи, о фонеме. Звуки, произнесенные в потоке речи и изолированно не соотносимые [3, с. 132].
Каждый звук многообразен по своему звучанию. Это зависит от положения его в слове. Несмотря на это, ребенок должен уметь не только выделить звук из слова, но и уметь уловить некоторое основное постоянное качество вариантов звука, независимо от его непостоянных свойств. Усвоение и сопоставление буквы со звуком имеет механический характер, в то время как изучение букв начинается с восприятия ее зрительного образа.
Начинающему чтецу буква не представляется как простая графическая единица. Буква воспринимается как сложный графический элемент, имеющий несколько частей, разнообразно расположенных в пространстве относительно друг друга. Психологи утверждают, что ребенку гораздо легче усвоить схожие разные элементы, чем различие сходных элементов. Это объяснимо с той точки зрения, что в основе установления различий находится процесс дифференцировочного торможения, он в свою очередь развивается у ребенка позже и является слабее, чем возбудительный.
Изучив букву, школьник начинает учиться читать слоги, а после и слова с этой буквой. Но не стоит забывать, что в ходе чтения единицей зрительного восприятия на этом этапе выступает буква. Ребенком сначала воспринимается первая буква слога, она сопоставляется со звуком, далее - вторая буква, и только после этого происходит объединение в единый слог. Это говорит о том, что зрительное восприятие осуществляется побуквенно, поэтому чтец воспринимает целый слог или слово не сразу [8, с. 145].
На этом этапе темп чтения медленный и зависит от особенностей прочитываемых слов. Естественно, что простые слоги согласная + гласная (па, да, ма) читаются гораздо быстрее, чем слоги, в которых сочетаются две согласные (тра, сто).
Выделяют ряд особенностей, которыми можно охарактеризовать процесс понимания прочитанного. Осознание прочитанного слова происходит только после того, как оно произнесено вслух. Тем не менее, даже произнесенное слово не всегда с первого раза может быть соотнесено с уже знакомым словом устной речи. Из-за этого часто бывает так, что ребенок, прежде чем осознать прочитанное, несколько раз произносит слово. Этот факт говорит о том, что понимание во времени отдалено от зрительного восприятия слова.
Есть ряд особенностей и во время чтения предложений. Понимание предложений, связь слов в них происходит очень сложно, так как каждое предложение прочитывается отдельно.
Догадка по смыслу практически не применяется во время чтения слов и предложений. На этой ступени догадка может быть использована только при чтении конца слова и определяется не прочитанным ранее, а предыдущей его частью [5, с. 13-14].
2. Ступень слогового чтения. На данном этапе без затруднений происходит синтез звуков в слоги. В процессе чтения слог быстро соотносятся с подходящим звуковым комплексом. Слог уже выступает как единица чтения.
Довольно медленно происходит темп чтения. На следующих ступенях (во втором классе) скорость чтения будет в 3,5 раза быстрее, нежели сейчас. Такое явление объясняется тем, что применяется еще аналитический способ чтения. Синтетическое чтение и целостное восприятие отсутствуют. Школьник читает слово по частям, то есть по слогам, которые впоследствии объединяются в слова, и только после этого происходит осмысление прочитанного.
Постепенно появляется смысловая догадка. Особо это актуально при чтении конца слова. Ребенок стремится повторять последние прочитанные слова. Это явление наблюдается особенно при чтении длинных и трудных слов. Так как при разделении слова на части, при прочтении, усложняется соотнесение его с подходящим словом устной речи. Что автоматически усложняет процесс осмысления и узнавания. Благодаря неоднократному повторению прочитанного слова ребенок пытается сопоставить его с известным ему словом устной речи. Частые повторения во время чтения предложений говорят о том, что читающий пытается восстановить утраченную смысловую связь.
Процесс зрительного восприятия прочитанного происходит быстрее, нежели процесс понимания текста.
На этом этапе еще трудно дается синтез слогов в слова, особенно длинных и трудных по своей структуре. По-прежнему возникает сложность в установлении грамматических связей между словами в предложении [5, с. 27].
3. Ступень становления целостных приемов восприятия. Эта ступень считается переходной от аналитических приемов чтения к синтетическим. Ребенок уже может целостно прочитать более простые и знакомые слова. Несмотря на это, малоизвестные и более трудные по своей звуко-слоговой структуре слова по-прежнему читаются по слогам [3, с. 137].
Важную роль на этом этапе играет смысловая догадка. Появляется так называемое угадывающее чтение. Ребенок опирается на смысл прочитанного раньше, но, еще не имея навыка проконтролировать свою догадку при помощи зрительного восприятия, заменяет окончания слов или даже целые слова. Это приводит к появлению множества ошибок и значительному расхождению напечатанного текста с тем, что в итоге прочитано. Вследствие чего, ребенок вынужден неоднократно возвращаться к прочитанному ранее, с целью исправления допущенных ошибок и неточностей. Догадка может иметь место только в
пределах предложения, но никак не общего содержания текста. На этой ступени легче происходит слияние слов в предложении. Постепенно темп чтения увеличивается [9, с. 20-22].
4. Ступень синтетического чтения. Эту ступень можно охарактеризовать целостными приемами чтения, такими как слова и группы слов.
Техническая сторона чтения уже не затрудняет чтеца. Главная задача - осмысливание читаемого. Процессы осмысления содержания превалируют над процессами восприятия. На этой ступени чтец осуществляет не только синтез слов в предложении, как на предыдущем этапе, но и синтез фраз в едином контексте. Смысловая догадка определяется не только содержанием прочитанного предложения, но и логикой всего рассказа. Редкими являются ошибки при чтении, так как догадка контролируется достаточно развитым целостным восприятием. Темп чтения довольно быстрый [2, с. 121].
Дальнейшее совершенствование процесса чтения осуществляется в направлении развития беглости и выразительности. На последних ступенях формирования навыка чтения все еще имеют место трудности синтеза слов в предложении и синтеза предложений в тексте. Понимание прочитанного осуществляется лишь в том случае, если ребенок знает значение каждого слова, понимает те связи между ними, которые существуют в предложении. Таким образом, понимание прочитанного лишь при достаточном уровне развития лексико-грамматической стороны речи. С помощью устной речи отрабатывается выразительность чтения; при чтении используются средства речевой выразительности, а также связная устная речь для передачи содержания текста и общения между читающими [6, с. 104].
Подводя итог всему выше изложенному, можно сделать следующие выводы, что чтения рассматривается в единстве с письменной и устной речью, но тем не менее, является более сложным процессам по своим психофизиологическим механизмам. Сформированная устная речь, фонетико-фонематическая, лексико-грамматическая стороны речи, хорошо развитое пространственное представление, зрительный анализ и синтез - это основные условий для успешного освоения навыка осознанного чтения. Взрослея, переходя из одного класса в другой, расширяя свой кругозор, развивая способность к анализу прочитанного у ребенка, повышается и уровень понимания, осознанности читаемых текстов.
Список литературы / References
1. Васильева М.С. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах / М.С. Васильева, М.И. Оморокова, Н.Н. Светловская. М.: Педагогика, 1977. 215 с.
2. Егоров Т.Г. Очерки психологии обучения детей чтению / Т.Г. Егоров. М.: Учпедгиз, 1953. 144 с.
3. Егоров Т.Г. Психология овладения навыком чтения / Т.Г. Егоров. М.: Изд-во ин-та психологии АПН РСФСР, 1953. 264 с.
4. Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников / Под ред. Т.Г. Рамзаевой. СПб.: Специальная, 1997. 168 с.
5. Морозова Н.Г. Психологические предпосылки понимания прочитанного младшими школьниками / Н.Г Морозова. М.: Просвещение, 1965. С. 27.
6. Редозубов С. П. Методика Обучения чтению и письму в начальной школе: избранные труды / С.П. Редозубов. М.: Издательство АПН РСФСР, 1961. 427 с.
7. Сальникова Т.П. Методика обучения чтению: учеб.-метод. пособие для преп. и студ. пед. учеб. завед. / Т.П. Сальникова. М.: Просвещение, 1996. 154 с.
8. ТрошинА.Я. Психология детского чтения / А.Я. Трошин. СПб.: Синоидальная тип., 1903. 203 с.
9. Яковлева В.И. Учить вдумчивому чтению / В.И. Яковлева // Начальная школа, 1990. № 1. С. 20-26.