Научная статья на тему 'ДРУГИЕ БОГИ ДРЕВНЕЙ РУСИ'

ДРУГИЕ БОГИ ДРЕВНЕЙ РУСИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
184
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДЫ ДРЕВНЕЙ РУСИ / БОЖЕСТВА В МИФОЛОГИИ / ТРАДИЦИОННЫЕ ВЕРОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Леснова Е.Е.

В статье рассматривается часть славянского пантеона богов, не входящих в состав высших богов. Рассматриваются основные традиции, связанные с данными божествами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OTHER GODS OF ANCIENT RUSSIA

In the article is considered part of the Slavic pantheon of the gods, not included in the higher gods. The main traditions associated with these deities are considered.

Текст научной работы на тему «ДРУГИЕ БОГИ ДРЕВНЕЙ РУСИ»

ритуалы славян связаны с почитанием верховных богов славянского пантеона.

Использованные источники:

1.Строев, П.М. Краткое обозрение мифологии Славян Российских. - М.: Наука, 1956. - 123 с.

2.Забылин, М. Русский народ. Его обряды, предания, суеверия и поэзия. -М.: Книга, 1990. - 450 с.

3.Макаров, М.Н. Русские предания. - М., 1838. - 281 с.

4.Сырцов, И.Я. Мировоззрение наших предков русских славян-язычников до крещения Руси (в 988 г.). Вып. 1. Мифология. - Кострома, 1997. - 350 с.

5.Касторский, М.И. Начертание славянской мифологии. - СПб: Типография К. Фишера, 1841. - 275 с.

6.Соколов М.Е. Старорусские солнечные боги и богини: Ист.-этногр. исследования. - Симбирск, 1987. - 315 с.

УДК 398.54

Леснова Е.Е. студент

Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова

Россия, г. Абакан Научный руководитель: Александрина В.А.

старший преподаватель Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова

Россия, г. Абакан

ДРУГИЕ БОГИ ДРЕВНЕЙ РУСИ Аннотация: в статье рассматривается часть славянского пантеона богов, не входящих в состав высших богов. Рассматриваются основные традиции, связанные с данными божествами.

Ключевые слова: народы Древней Руси, божества в мифологии, традиционные верования

Lesnova E.E. student

Katanov Khakass State University Russia, Abakan Scientific supervisor: Aleksandrina V.A.

senior lecturer Katanov Khakass State University Russia, Abakan

OTHER GODS OF ANCIENT RUSSIA Abstract: in the article is considered part of the Slavic pantheon of the gods, not included in the higher gods. The main traditions associated with these deities are considered.

Keywords: the peoples of Ancient Rus, gods in mythology, traditional beliefs

Пантеон богов в представлении древних славян в значительной степени разниться в зависимости от конкретных историй, рассказов и былин. Так по разным мнениям бог Род, представляется или в качестве верховного бога всего пантеона славянских богов, непосредственно принимающего участие в создании Вселенной, или же в качестве мелкого «семейного» божества вроде Домового. При этом вне зависимости от уровня величия бога, все сходятся к тому, что бог Род и богини Рожаницы являются «ответственными» за род людской, его преумножение, за брак и любовь между людьми [1].

Важность бога Рода подчеркивается многими исследователями, как минимум тем фактом, что в русском языке от корня «род» происходят очень многие слова: природа, родина, родня, урожай и многие другие. Как было обозначено ранее, помимо бога Рода есть богини Рожаницы, о них говорится в множественном числе и по мнению исследователей - этнографов таких богинь было две: Лада и Леля. Лада - Рожаница-Мать отождествлялась славянами с летним плодородием - периодом созревания урожая [2]. С именем Лады также в русском языке связано очень много слов, все они указывают на установление порядка: «налаживать», «ладить» и т.д. Порядок в данном случае понимается в большей части в семейной жизни, так слова «ладо» и «лада» есть ласковые обращения к супругу, мужу или жене. Свадебный сговор носит наименование «ладины» [3]. Помимо поддержания порядка в доме Лада по мнению некоторых исследователей является матерью двенадцати месяцев.

Младшая Рожаница Леля - дочь Лады по мнению древних славян отождествлялась с весной - зарождением жизни. От имени богини происходит значительное количество слов, связанных с маленькими детьми. Так детскую колыбель часто называют «люлькой», «лелеять» значит бережно относиться к ребенку, украинское слово «лелека» означает аиста -приносящего детей.

Также значимым богом в славянском пантеоне является Ярила. В словарях можно найти следующее толкование имени бога: «неистовство; порыв слепой, стихийной, зачастую бессмысленной силы». Именно таким и представляется Ярила в видении славянского народа - юный пылкий мужчина. Однако в другой версии бог уже представляется мальчиком весной на молодом жеребце, летом - взрослым мужчиной на крепком коне, а осенью - уже в виде старика на старом коне. «Похоронам» Ярилы у славян посвящен праздник, так как люди знали, что пройдет зима и Ярила снова воскреснет весной, также как и восходит зерно в виде колоса, «похороненное» в земле [4]. Отсюда и название зерновых культур, высаживаемых весной - «яровыми».

Жизнь человека на всех этапах развития общества всегда сталкивалась с определенными проблемами. Трудности, возникающие в жизни, заставляют человека искать виновника, отсюда во всех мифологиях есть злые существа и боги, которые повинны за все плохое в жизни. Например, у

западных славян, в качестве воплощения зла выступал Чернобог, имя которого в полной мере указывает на его темную (злую) природу. Вопрос о веровании в него восточных славян, однако остается открытым. Изваяния бога всегда изображалось в черном цвете с серебряными усами. В качестве злой богини и у западных и восточных славян выступала Морана (Марана, Морена). Она олицетворяла тьму, мороз и смерть. Как и в случае с большинством божеств славянского пантеона, ее имени также не сложно найти созвучие в русском языке: «мор», «мрак», смерть и многие другие столь же не добрые слова.

Другие боги славянского пантеона включают персонажи, связанные с хозяйственной деятельностью человека, его бытом, обрядами, а также помогают найти виновных в его бедах.

Использованные источники: 1.Маш, А.Г. Сокровища Ретры. Берлин, 1771. (Пер. с нем. А. А. Бычкова. М.: Слава!, 2006.) - 410 с.

2.Чулков, М.Д. Абевега русских суеверий, идолопоклоннических жертвоприношений, свадебных простонародных обрядов, колдовства, шаманства и прочего. - М.: Типография Гиппиуса, 1986. - 230 с.

3.Срезневский, И.И. Рожаницы у славян и других языческих народов. -СПб.: Просвещение, 1955. - 517 с.

4.Срезневский, И.И. Исследование о языческом богослужении древних славян. - СПб.: Наука, 1948. - 204 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.