Научная статья на тему 'Веретенникова А. Е. Развитие коммуникативной культуры курсантов образовательного учреждения МВД России : монография. Новосибирск : Наука-Центр, 2010. 167 с.'

Веретенникова А. Е. Развитие коммуникативной культуры курсантов образовательного учреждения МВД России : монография. Новосибирск : Наука-Центр, 2010. 167 с. Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Веретенникова А. Е. Развитие коммуникативной культуры курсантов образовательного учреждения МВД России : монография. Новосибирск : Наука-Центр, 2010. 167 с.»

Библиокосмос

Рецензии

Веретенникова А. Е. Развитие коммуникативной культуры курсантов образовательного учреждения МВД России : монография. Новосибирск : Наука-Центр, 2010. 167 с.

Тема, поднятая в монографии, — развитие коммуникативной культуры курсантов образовательного учреждения МВД России — остро актуальна . Как известно, в выступлениях руководителей государства и МВД, а также отзывах граждан отмечается невысокий культурный уровень тех сотрудников органов внутренних дел, которые находятся непосредственно в зоне коммуникации с объектами правоохранительной деятельности . Нельзя сказать, что до сих пор данной проблеме не уделялось внимания Однако предыдущие исследования были направлены на рассмотрение ее отдельных аспектов В связи с этим автор пытается найти свою нишу и изыскать приемлемый для специфики образовательного учреждения МВД России путь решения проблемы повышения уровня культуры курсантов как будущих сотрудников ОВД

Заслуга А . Е . Веретенниковой заключается в том, что она представила целостную педагогическую систему развития коммуникативной культуры курсантов образовательного учреждения МВД России . Считаю, что обращение к теории культуры, теории коммуникации в целом и социальной коммуникации в частности позволило автору осуществить инновационный подход в решении существенной научной проблемы, имеющей важное практическое значение для ведомственной системы образования Как представляется, в этом состоят научная новизна и практическая ценность реферируемой работы

Как следует из введения, данная монография опирается на теоретический анализ понятий «коммуникация» и «общение», представленный в предыдущей работе автора (Веретенникова А . Е . Коммуникативная культура сотрудников органов внутренних дел : монография . Омск : Омская академия МВД России, 2009) . Будущая профессиональная деятельность курсантов впервые в научной литературе рассматри-

вается в рамках профессий типа «человек — человек» (с . 4-5) . Данный подход сделал возможным рассмотрение курсанта в качестве субъекта социальной коммуникации и на этом основании моделирование коммуникативной личности курсанта Несомненной научной находкой является введение в данную модель элемента «оценочная деятельность на основе критического мышления» (с . 7-10) . Высказанная ранее и продолженная в монографии точка зрения, безусловно, отличается от традиционного подхода к теоретическому изучению коммуникативной культуры курсантов образовательного учреждения МВД России и может быть положена в основу педагогической системы ее развития . Этому посвящено последующее содержание работы

Монография содержит две главы «Педагогическая система развития коммуникативной культуры курсантов» и «Преобразование учебновоспитательного процесса с учетом системы развития коммуникативной культуры курсантов», в которых обосновывается необходимость разработки упомянутой системы и определяются перспективы развития коммуникативной культуры в процессе модернизации профессионального образования Рассматриваются как теоретико-методологические вопросы, так и практическая проблематика (диагностика и коррекция основных проблем в процессе развития коммуникативной культуры, использование технологических блоков в названном процессе, система обучения письменной коммуникации и т д )

Глубокий анализ изменений, происходящих в общеевропейской и, как следствие, в отечественной системах высшего образования, позволил автору в первой главе вполне обоснованно выявить насущную необходимость педагогической системы развития коммуникативной культуры курсантов в учебно-воспитательном процессе образовательных

Библиокосмос

75

Веретенникова А. Е. Развитие коммуникативной культуры курсантов образовательного учреждения.

учреждений МВД России (с . 11-20) . Представляется, что это положение, высказанное в монографии, соответствует Концепции совершенствования профессиональной подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации, что еще раз подтверждает актуальность представленного в данной публикации исследования для широкого круга субъектов образовательного процесса

Достоинством изложения материала является то, что, проводя исследование педагогической системы развития коммуникативной культуры курсантов, А . Е . Веретенникова не ограничивается простым анализом учебно-воспитательного процесса отечественного вуза (исследование проводилось в трех образовательных учреждениях МВД России), а представляет характеристику становления аналогичной культуры у сотрудников правоохранительной сферы в зарубежных странах. При этом автор широко использует аутентичные материалы, характеризующие подготовку сотрудников правоохранительных органов в Великобритании, Германии, других европейских странах, а также опирается на собственное исследование системы образования США (с. 46-65). Это позволяет провести компаративный анализ разных образовательных систем и более точно определить пути и условия модернизации системы развития коммуникативной культуры в отечественных образовательных учреждениях МВД .

Вторая глава монографии носит практикоориентированный характер, поскольку в ней описывается внедрение разработанной системы развития коммуникативной культуры Автор вводит в научный оборот ключевое понятие «обучение в контексте коммуникативной культуры». Опираясь на оригинальное значение слова «контекст», заимствованное из латинского языка (соП:ех^) — тесная связь, сплетение, соединение, под этим термином А Е Веретенникова понимает такую организацию «учебно-воспитательной работы в образовательном учреждении МВД, когда весь процесс осуществляется в тесной связи и с учетом теории коммуникации в рамках профессии в сфере „человек-человек“ с использованием педагогических технологий, обеспечивающих оптимальный путь достижения раз-

вития коммуникативной культуры курсанта как сотрудника ОВД» (с. 68).

Обращает на себя внимание то, что в предложенной системе особое место занимают педагогические технологии, способствующие, по мнению автора, развитию коммуникативной культуры курсантов (учебный проект, кейс-стади, аргументирующее эссе, портфолио и др ) Соглашаясь с данным положением, следует отметить, что они пока еще не нашли широкого применения в учебно-воспитательном процессе образовательных учреждениях МВД России В связи с этим полагаю, что разделы 2 . 2 (с. 96-123) и 2. 3 (с. 124-138) будут интересны большинству преподавателей, так как представленные педагогические технологии могут применяться в курсе преподавания многих учебных дисциплин .

Особого внимания заслуживают аспекты обучения письменной коммуникации (с. 124-138) и критическому мышлению (с. 108-111). Очевидно, что они востребованы в профессиональном образовании и в перспективе должны стать неотъемлемой характеристикой учебного процесса современного российского вуза Отметим, что предложенный путь преобразования учебно-воспитательного процесса с точки зрения обучения в контексте коммуникативной культуры представляется эффективным Об этом свидетельствуют данные диагностического исследования (с. 139-159) .

Оценивая в целом рецензируемую монографию, необходимо отметить последовательно изложенную совокупность теоретических идей и научнометодических рекомендаций по организации образовательного процесса в образовательных учреждениях МВД России, направленного как на развитие коммуникативной культуры курсантов, так и на повышение общего качества профессионального образования

Представленное исследование отличается научной новизной, теоретической и практической значимостью Предложенную систему развития коммуникативной культуры курсантов целесообразно рекомендовать к внедрению в учебно-воспитательный процесс образовательных учреждений МВД России

Доктор педагогических наук Л. Т. Бородавко

76

Научный вестник Омской академии МВД России № 4(39), 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.