10. Собрание законодательства Российской Федерации. -1998. - № 30. - Ст. 3613; 1999. - № 29. - Ст. 3698; 2001. - № 1 (ч. 1). - Ст. 2; № 53. (ч. 1). - Ст. 5030; 2002. - № 27. - Ст. 2620; № 30. - Ст. 3033; 2004. - № 35. - Ст. 3607; 2005. - № 14. -Ст. 1212.
11. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2003. - № 22. -Ст. 2063; № 46 (ч. 1). - Ст. 4437.
КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА СОТРУДНИКОВ ОВД
Канд. пед. наук, доцент А. Е. Веретенникова
Омская академия МВД России
Под коммуникативной культурой сотрудников органов внутренних дел (ОВД) ученые, исследующие педагогические аспекты профессионального образования в МВД, традиционно понимают культуру общения. В работах В. Я. Кикотя, В. С. Олейникова, В. Я. Слепова, В. И. Хальзова и других поднимаются общие вопросы культуры профессионального общения. Н. Ф. Гейжан, А. Ф. Караваев анализируют современное состояние культуры общения курсантов вузов МВД. Н. А. Воронова, В. С. Жабенко, Н. С. Калейник, Т. Г. Лукова, В. Ф. Шарая и ряд других исследователей рассматривают вопросы обучения профессиональному общению на русском и иностранных языках в вузах МВД. Культуру общения участковых уполномоченных милиции изучает С. Е. Кораблев. Считается, что общение является одним из наиболее разработанных аспектов в педагогике и психологии, поэтому ученые основывают свои исследования на общепринятых положениях, посвященных понятию «общение».
Известно, что основоположники отечественной педагогики и психологии глубоко разработали теорию общения. Они определили его содержание и формы, виды, особенности. Как подчеркивается учеными, существуют три основные точки зрения при определении общения. Первую представляют Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и трактуют общение как деятельность. Общение как взаимодействие рассматривают И. А. Зимняя, А. А. Бодалев, В. Н. Мясшцев, Б. Ф. Ломов. Третью точку зрения составляет понимание общения как субъект-субъектные от ношения, что и прослеживается в работах Л. П. Буевич,В. Н. Панферова, А. В. Петровского, К. К. Платонова, Я. П. Пономарева. Часть современных исследователей, рассматривая общение, отождествляяют ее с коммуникацией. Поэтому существуют исследования по проблемам развития коммуникативных умений и навыков вообще и в профессиональном образовании в частности (3; 6; 9). Причем в подавляющем большинстве эти исследования базируются на исследованиях
коммуникативных умений в педагогической профессии. Под коммуникативными умениями понимаются умения, необходимые для общения. Логично, что и коммуникативная культура трактуется как культура общения(1; 6; 7; 9).
Однако наряду с точкой зрения о равенстве понятий «общение» и «коммуникация» в современной психолого-педагоги-ческой научной литературе обозначились два других направления на их трактовку. В соответствии со вторым отмечаются различия между общением и коммуникацией (Г. М. Андреева, М. С. Каган, А. В. Соколов). Третий подход основан на понятии информационного обмена.
Различия процессов общения и коммуникации, по М. С. Кагану, могут быть обобщены в виде таблицы (5,143-150).
Как следует из приведенных в таблице различий между сущностью понятий «общение» и «коммуникация», они не являются тождественными. Их основные расхождения наблюдаются по характеру процесса, характеру связей, вступающих во взаимодействие систем, способу адекватной самореализации. А. В. Соколов также придерживается взглядов на различия между этими понятиями и понимает коммуникацию более широко, чем общение, которое он считает одной из форм коммуникационной деятельности (10,24-28).
Третий подход на рассмотрение терминов «коммуникация» и «общение» основан на понятии информационного обмена. Н. Р. Барабанова, Н. А. Василик, М. С. Вершинин, В. А. Павлов считают, что общение не исчерпывает все информационные процессы в обществе. Эти процессы охватывают весь общественный организм, пронизывают все социальные подсистемы, присутствуют в любом фрагменте общественной жизни. Поэтому общение - это «только те процессы обмена информацией, которые есть в человеческой деятельности, направленные на установление и поддержание взаимосвязи и взаимодействия между людьми и осуществляется прежде всего вербально, с помощью языка (речи и текста)» (10).
Все информационные процессы в обществе можно обозначить как «социальная коммуникация», поэтому коммуникация (информационный обмен) - общее понятие, социальная коммуникация (информационный обмен в обществе) - менее широкое, а общение - узкое понятие.
Изучению общения в ОВД придается немаловажное значение, поэтому в исследованиях ученых анализируются следующие проблемы: формирования культуры профессионального общения у курсантов училищ МВД (7); коммуникативной компетентности участковых уполномоченных (8); совершенствования коммуникативной компетентности сотрудников ОВД в системе повышения квалификации (6); коммуникативных навыков сотрудников УИС как фактора успешного профессионального развития (3); формирования коммуникативной компетенции курсантов образовательных учреждений МВД России (12); формирования у курсантов навыков и умений профессионального общения в процессе обучения иностранному языку (1,9).
Учитывая особенности подготовки курсантов к профессиональному общению, а также проанализировав аспекты
Таблица
Различия понятийного аппарата терминов «общение» и «коммуникация»
Различия Общение Коммуникация
1. По характеру процесса Практический, материальный, духовный, практически-духовный, информационный Информационный
2. Характер связей, вступающих во взаимодействие систем Симметричный Информация циркулирует между партнерами Средства ТТаптнеп ^ > ТТаптнеп общения Асимметричный Информация поступает от субъекта к объекту Субъект ► Объект
3. Способы адекватной самореализации Диалог Монолог
межличностного общения, Н. А. Воронова выстраивает свое обоснование структуры подготовки курсантов к профессиональному общению и выделяет три аналитических компонента, которые в своем единстве составляют комплекс в структуре этой подготовки. К этим компонентам относятся: знание о сущности профессионального общения, потребности в знаниях, умениях, качествах и самооценке их у себя в соответствии с требованиями - когнитивный (познавательный) уровень; интересы, установки, мотивация выбора вуза, мотивация учебной деятельности, удовлетворенность общением -эмоциональный (мотивационный) уровень; степень владения коммуникативными умениями; сформированность диалогической направленности в общении -поведенческий (деятельностный) уровень (1,10). Автор упомянутого исследования, анализируя характеристики общения, делает частные выводы, касающиеся профессионального общения сотрудников ОВД. В частности, несмотря на то что в этом специфическом общении преобладает субъект-объектная форма общения, например в приказах также имеет место и су бъект-субъектная форма. В результате экспериментальной работы автором была создана педагогическая программа обучения навыкам и умениям профессионального общения в процессе обучения иностранному языку с использованием ситуативно-ролевых комплексов, предусматривающих моделирование коммуникативно значимых ситуаций, а также обучение диалогической речи. По утверждению автора, данная программа позволяет качественно совершенствовать педагогический процесс и повысить его эффективность!!, 84-90, 144).
Коммуникативная компетенция применительно к ОВД изучалась А. В. Почепаевой. Основываясь на авторском определении этого явления как «... развиваемой через обучение способности и готовности осуществлять служебное общение на высоком уровне с различными категориями граждан в юридически значимых для правоохранительной деятельности ситуациях», а также учитывая специфику профессиональной деятельности сотрудников, было выявлено его содержание, включающее такие компоненты, как речевой, воспитательный, социокультурный (12, 8). В процессе исследования были уточнены характерные черты профессионального общения сотрудников ОВД. К ним относятся: разнообразие ситуаций профессионального общения; интенсивность и много-аспектность общения сотрудников ОВД с гражданами; конфликтный характер; проникновение в личную жизнь граждан. Были также выявлены специфичные коммуникативные трудности: структурирование времени и планирование процесса общения; применение знаний общекультурного плана; быстрое ориентирование в ситуациях общения; собственная коммуникативная некомпетентность; предупреждение напряженности и конфликта в процессе общения; влияние на партнеров по общению; моделирование общения; выражение должного внимания партнеру по общению; анализ стилей общения собеседников (12,10). Осуществление педагогической программы формирования коммуникативной компетенции как средства оптимизации коммуникативной подготовки курсантов проходило поэтапно. На первом этапе отрабатывалась система умений межличностного общения и развитие речевого компонента коммуникативной компетенции. Второй этап был посвящен формированию и развитию воспитательного компонента, углублению навыков самоанализа. На третьем этапе работа была сосредоточена на организации общения курсантов в различных социокультурных средах и развитии коммуникативной культуры курсантов. Последний этап предполагал совершенствование индивидуального стиля общения курсантов в конкретных ситуациях учебно-служебной деятельности. Целенаправленная работа по реализации описанной выше педагогической программы способствовала повышению уровня коммуникативной компетенции курсантов.
Исследования проблем общения касаются не только формирования навыков профессионального общения у тех, кто готовится к избранной специальности - курсантов вузов, но
и при подготовке узких специалистов, работающих в сфере «человек-человек». Научная работа С. Е. Кораблева посвящена психологическому изучению коммуникативной компетентности участкового уполномоченного, которую он определяет как «высокоразвитую способность к оказанию управляющего воздействия на ситуацию общения с различными категориями граждан в целях влияния на их юридически значимое поведение» (8,27). С точки зрения автора, структура этой способности включает в себя два взаимосвязанных потенциала - личностный, под которым подразумеваются коммуникативные личностные качества и технологический, предполагающий совокупность коммуникативных знаний, навыков и умений. Личностная составляющая этой структуры была выявлена исследователем при помощи Калифорнийского психологического опросника. Она представляет собой сочетание следующих личностных качеств: эмпатии, рефлексии, интеллектуальной эффективности, дипломатичности, терпимости и доверия к людям, доминантности, критичности, предприимчивости, гибкости в межличностных контактах. Технологическая составляющая коммуникативной компетентности участкового уполномоченного милиции включает в себя такие группы умений, как: аналитико-перцептивные, осуществления отдельных коммуникативных действий, такгико-психологичес-кие (8, 9, 27). Данная структура была использована для разработки научно обоснованных способов развития коммуникативной компетентности участкового уполномоченного милиции в процессе его специальной профессиональной подготовки. К этим способам были отнесены методы активного обучения, самодиагностики, наблюдения отдельных коммуникативных действий. Был разработан специальный тренинг «Курс развития коммуникативной компетентности». Содержание спецкурса предполагает диагностическую часть, ориентированную на самопознание собственного коммуникативного потенциала и тренинговую часть, предполагающую формирование и развитие коммуникативных умений и навыков. При диагностике осуществлялся самоанализ имеющихся личностных коммуникативных качеств, собственных преимуществ и недостатков в коммуникативной сфере, обусловленных личностными параметрами. При тренинге акцентировалось развитие умений и навыков осуществления отдельных коммуникативных действий, а также эффективной, воздействующей коммуникации в целостных, специфичных для участкового ситуациях.
В результате исследования С. Е. Кораблевым было доказано, что специально организованный процесс обучения на этапе первоначальной подготовки с использованием комплекса активных методов обучения и самодиагностики существенно влияет на развитие коммуникативной компетентности участкового уполномоченного милиции. Были также выявлены факторы, оказывающие наиболее весомое влияние на это развитие: « .. .совокупность качеств, являющихся личностной компонентой коммуникативной компетентности, наличие которой создает наиболее благоприятные условия для эффективного развития технологической компоненты - коммуникативных знаний, навыков и умений; осознание обучаемым неразрывной взаимосвязи между их коммуникативной компетентностью и эффективностью профессиональной деятельности; со-держательно-структурные особенности курса по развитию коммуникативной компетентности; культивирование комму-никативно-грамотного стиля поведения и взаимодействия представителей административно-командного и преподавательского состава между собой и обучающимися, отвечающего нормам коммуникативной культуры, включающей в себя как составные части речевую и эмоциональную, информационную и логическую составляющие; непрерывность и планомерность процесса прохождения курса развития коммуникативной компетентности с выполнением индивидуальных заданий, способствующих формированию установки на активные социальные контакты, интенсивность и результативность которых определяет успех профессиональной деятельности» (8,27-28).
В. Р. Келих также обращается к изучению коммуникативной компетентности в поисках ответа на вопрос о том, какие элементы коммуникации способны воздействовать на профессиональную деятельность сотрудников ОВД. Принимая во внимание концепцию В. Н. Панферова на понимание коммуникации в узком значении как установление контактов и описание их структуры (11), исследователь определяет коммуникативные качества как совокупность свойств и умений, обеспечивающих возможность установления контакта и взаимопонимания между людьми (6, 11). На основе анализа общих характеристик общения, данных предыдущими исследователями, автор выявляет три подхода к изучению коммуникативных качеств и в связи с этим рассматривает коммуникативные свойства личности, коммуникативные отношения и коммуникативную подготовленность. К системе коммуникативных свойств он относит свойства характера, темперамента, особенности высшей нервной деятельности, проявляющиеся в процессах общения и совместной деятельности. Ценностная ориентация личности, установки, определяющие характер общения, составляют систему коммуникативных отношений. Систему коммуникативной подготовленности составляют знания, умения, навыки, необходимые для межличностной коммуникации. Однако в результате анализа автор приходит к выводу, что понятие «коммуникативные качества» трактуются широко и не отражают деятельностные характеристики сотрудника ОВД. Поэтому в поисках другой интегральной характеристики он рассматривает понятие «коммуникативная компетентность» и дает ему определение «способность личности устанавливать и поддерживать социально-пси-хологические контакты между людьми» (6, 13, 155). С точки зрения автора исследования, именно это определение достаточно емкое, оно включает и аспекты, касающиеся профессиональной деятельности сотрудника ОВД, поскольку подразумевает: личностные свойства, позволяющие сотруднику успешно решать коммуникативные задачи; знание социальных норм, позволяющих сотруднику ориентироваться в ситуации коммуникативного взаимодействия; коммуникативные умения, навыки, позволяющие личности реализовать план коммуникативного взаимодействия; поведенческую готовность коммуникативного плана (6,156). Профессиональные требования к сотрудникам ОВД определяют сущность его коммуникативной компетентности.
Направление обучения и сочетание методов совершенствования коммуникативной компетентности было определено автором исследования на основе психологического механизма формирования поведения и роли диспозиционной системы личности в нем. Было установлено, что при таком подходе воздействие, совершенствующее коммуникативную компетентность, должно иметь такие компоненты, как: информационный, эмоциональный, поведенческий, диссонансный -осмысление личностью невозможности реализации привычных стандартов поведения, отличающихся от социальных норм логической, нормативной несогласованностью или несогласованностью с прошлым опытом личности (6, 156). Автор исследования разработал систему совершенствования коммуникативной компетентности при обучении профессиональной деятельности сотрудников ОВД в системе повышения квалификации.
Проведенный анализ исследований коммуникативной культуры сотрудников правоохранительных органов показал, что проблема профессионального общения определена значимой в исследованиях, способствующих совершенствованию учебно-воспитательного процесса в вузах МВД. Однако ученые придерживаются точки зрения на отождествление процессов общения и коммуникации. Поэтому представляется оправданным с позиций научного познания рассмотреть противоположные положения, в соответствии с которыми понятие «общение» не является тождественным понятию «коммуникация», что и станет предметом дальнейшего исследования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Воронова Н. В. Формирование у курсантов навыков и умений профессионального общения в процессе обучения иностранному языку в вузах ПВО: дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2000.
2. Гейжан Н. Ф. Проблемы ограничения сквернословия в среде курсантов образовательных учреждений // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2001. - № 4(12).
3. Даниличева Т. П., Караваев А. Ф. Коммуникативные навыки сотрудников УИС как фактор успешного профессионального развития // Психопедагогика в правоохранительных органах. -2003. - № 2(20).
4. Жабенко В. С. Формирование у слушателей юридических вузов культуры письменной речи: дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2003.
5. Каган М. С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. - М., 1988.
6. Келих В. Р. Совершенствование коммуникативной компетентности сотрудников органов внутренних дел в системе повышения квалификации: дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 1998.
7. Кикотъ В. Я. Формирование культуры профессионального общения у курсантов училищ МВД: дис. ... канд. пед. наук. -Л., 1994.
8. Кораблев С. Е. Коммуникативная компетентность участкового уполномоченного милиции и ее развитие на этапе первоначальной подготовки: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 2003.
9. Лукова Т. Г. Формирование профессионально-коммуника-тивной культуры у слушателей вузов МВД России: дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2002.
10. Основы теории коммуникации / под ред. М. А. Васили-ка. - М., 2005.
11. Панферов В. Н. Общение как предмет социально-психо-логического исследования: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. -Л., 1983.
12. Почепаева А. В. Формирование коммуникативной компетенции курсантов образовательных учреждений МВД России: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2005.
13. Соколов А. В. Введение в теорию социальной коммуникации. - СПб., 1996.
ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗА «Я» СОТРУДНИКА МИЛИЦИИ Б ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ
И. Л. Наприев
Краснодарский университет М ВД России
Профессиональная деятельность сотрудника милиции проходит в экстремальных условиях, под которыми мы понимаем условия, связанные с угрозой жизни и здоровью милиционеру, высокой вероятностью причинения смерти или вреда здоровью другому человеку. В подобных ситуациях происходит переосмысление себя как личности в целом и как субъекта деятельности в частности, социальных отношений и множества других личностных проявлений, кажущихся убедительными независимо от того, основываются они на объективном знании или субъективном мнении, так как конкретные способы самовосприятия, ведущие к формированию образа «Я», могут быть самыми разнообразными. Подобного рода изменения в структуре образа «Я», безусловно, могут оказывать воздействие на характер выполнения профессиональных задач, качество выстраивания межличностных отноше-