Научная статья на тему 'Вера и самосовершенствование как глубинные смыслы жизни в учении Л. Н. Толстого'

Вера и самосовершенствование как глубинные смыслы жизни в учении Л. Н. Толстого Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1050
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМЫСЛ ЖИЗНИ / БЕСКОНЕЧНОСТЬ МИРА / ВЕРА / САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / РАСШИРЕНИЕ СОЗНАНИЯ / РАЗУМНОЕ СОЗНАНИЕ / ОСВОБОЖДЕНИЕ ДУХА / ЭКЗИСТЕНЦИАЛЫ ЖИЗНИ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Алябьева С.В.

С.В.Алябьева Вера и самосовершенствование как глубинные смыслы жизни в учении Л.Н.Толстого Смысл жизни, бесконечность мира, вера, самосовершенствование, расширение сознания, разумное сознание, освобождение духа, экзистенциалы жизни Вера и самосовершенствование представлены в учении Л.Н.Толстого как экзистенциалы человеческой жизни и как глубинные ее смыслы. Данное представление обусловлено мировоззренческой установкой Толстого о цельности и бесконечности мира, природы и человека, которое воплощается в понятии Все. Вера и самосовершенствование дают человеку возможность соприкосновения с вечностью, утверждая смысл жизни, который не уничтожается смертью человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вера и самосовершенствование как глубинные смыслы жизни в учении Л. Н. Толстого»

УДК 128 Канд. филос. наук С.В. АЛЯБЬЕВА

(СПбГАУ, sveta.alabeva@yandex.ru)

ВЕРА И САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КАК ГЛУБИННЫЕ СМЫСЛЫ ЖИЗНИ

В УЧЕНИИ Л.Н.ТОЛСТОГО

Смысл жизни, бесконечность мира, вера, самосовершенствование, расширение сознания, разумное сознание, освобождение духа, экзистенциалы жизни

Духовно-нравственные искания Л.Н.Толстого, его бунтующая критика, как и сама жизнь, по словам Н.Бердяева, - явление великое, мировое [1,с.243]. Жизнеучение, которое разрабатывает великий писатель, неизбежно связано с тремя великими проблемами мироздания, которые и вечны, и своевременны. Они в течение многих веков приковывают пристальное внимание человечества: Что есть человек? В чем смысл и предназначение человека? Что такое жизнь и смерть? Не случайно проблема смысла жизни и смерти человека стала, по словам Г. Гейне, «проклятым вопросом философии и истории».

Если человек понимает, зачем и для чего он живет в этом мире, зачем и для кого он делает то, что делает, - тогда он способен решить самые сложные личные и общественные задачи, вынести любые испытания, преодолеть соблазны. В этой связи уместна крылатая фраза Ницше: «Тот, кто имеет «ЗАЧЕМ» жить, может вынести любое «КАК». Главный нравственный урок Л.Н.Толстого, вся суть его жизнеучения и заключаются в том, что он с гуманистических позиций ответил на этот вопрос: Зачем жить?

Глубокие и во многом пророческие размышления философа о природе человека и его сущности, о подлинной духовности человека, о перспективах существования его в природе, обществе вписываются в контекст современной философии, приобретая все большую актуальность.

Для Толстого мир существует бесконечно во времени и пространстве, -это одно целое, это Всё, что мы познаем с помощью своих чувств. Это реальности физического мира, мира предметов, вещей, явлений, в том числе и человека, ограниченного во времени и пространстве, которые существовали, существуют и будут существовать как части мира, содержащиеся в целом. Но это Всё не ограничено категориями пространства и времени. «Есть Нечто непреходящее, неизменяющееся, короче: непространственное, невременное и не частичное, а цельное» [7,56,с.42]. Это и есть Абсолют, который пронизывает и содержится во всех конкретных вещах. Этот Абсолют и есть Всё, выступающее наряду с материей безличностным нематериальным началом. У Толстого оно имеет множество других названий: мировой разум, дух, Бог, мировая воля, логос.

И природа, и дух, и человек существуют, по мнению Толстого, в неразрывном единстве на всех уровнях организации бытия, что созвучно русской метафизике Х1Х века, господствующей идеей которой было всеединство. Младший современник Толстого, В.С.Соловьев в своих знаменитых «Лекциях о богочеловечестве» в мельчайших деталях нарисовал метафизический мир отдельных «существ», которых он считал синтезом концепций идей атома и монады. Эта традиция лежит в основе фундаментального положения Л.Н.Толстого о высшем единстве, которое есть космологическая и метафизическая реальность и которое включает в себя и Мироздание, и Природу, и Человека, и Абсолют, и Человечество. В этом и заключается философский реализм Толстого. Размышляя о круговороте жизни, мыслитель записывает одно из его определяющих положений: «Глядя на мир, я должен признать силу и материю. Стараясь же определить и то и другое, я прихожу к метафизическому представлению начала того и другого - непостижимой начальной силы (духа -С.А.) и непостижимого вещества» [7,48-49,с.79].

Человек может и должен влиться в этот бесконечный мир, в это Все, только если сможет соприкоснуться с бесконечностью, осознать беспредельность и цельность Все. Не случайно сам Толстой всю свою жизнь искал такой смысл жизни, который бы не уничтожался предстоящей смертью. Смысл жизни только и возможен при условии приравнивания конечного к бесконечному [8,с.35].

Вера - и есть «открытость вечному», «открытость всеединству времени» [12,с.185]. В последний год жизни, после десятилетий поисков, Толстой дает такое определение веры: «Вера - это то духовное здание, на котором стоит вся жизнь человека, это то, что дает ему точку опоры и потому возможность двигаться» [7,58,с.30]. Люди, по мнению Толстого, не могут жить без веры. Именно она помогает человеку стать победителем жизни, вера - это и сама жизнь, и неизбежное условие жизни, как дыхание, пища для тела.

Таким образом, вера у Толстого выступает как экзистенциал человеческой жизни. Именно под таким углом зрения рассматривает вопрос о вере современная философия. Вера признается основополагающим феноменом бытия [5,с.192-199], состоянием духа, составляющим богатство личности, характеризующим глубину ее чувств и помыслов [6,с.300-319]. Трактовка веры современной философской антропологией почти дословно повторяет слова Толстого: «Вера есть жизнь и источник жизни». Поэтому размышления великого мыслителя могут обогатить современное знание.

Бесспорно, что вопросы веры интересовали многих русских философов. В работах С.Л.Франка вера предстает как «некоторое внутреннее состояние духа, живая полнота сердца, подобная свободной радостной игре сил в душе ребенка» [11,с.253-254]. Поднимали вопросы веры Н.Бердяев, Л.Шестов [2; 13]. Интересно в этой связи высказывание С.Н.Трубецкого: «Человека нередко определяли как животное двуногое, животное разумное и словесное, животное политическое. Можно так же определить его как животное верующее... Человек верит в определенный смысл мира и в смысл существования, в безусловную цель, идеал своего существа. И когда такая вера у него отнимается, существование его представляется ему бессмысленным, бесцельным, случайным и лишним» [10,с.381].

Для Толстого вера - это дар, посланный человеку свыше, но чтобы обрести веру, надо приложить нравственные усилия. М. Горький вспоминает свой разговор с великим мыслителем о вере: «Для веры, как для любви, нужна храбрость, смелость. Надо сказать себе - верую, - и все будет хорошо, все явится таким, как вам нужно, само себя объяснит вам и привлечет вас. Вы много любите, - продолжает Толстой, - а вера - это и есть усиленная любовь, надо полюбить еще больше - тогда любовь превратится в веру» [3,с.129].

Необходимо отметить, что Толстой отрицает веру как доверие тому, что говорят другие. Вер, основанных на таком доверии тысячи, и они противоположны одна другой. «Истинная же вера только одна. Та, которая признает существование высшего начала, Бога, от которого я изшел, к которому приду, которым живу и часть которого составляю. Все верят в это, хотя и не умеют выразить это и не могут определить, что такое это Начало и каким образом Я связан с Ним» [9,73,с.304]. Именно такую веру Толстой называет религиозным сознанием, такая вера определяет смысл жизни человека. Толстой проводит различие между знанием и верой, причем это различие заключается в том, что знание основывается на рассудке, мы словами можем определить предмет знания, «верим же всем духовным существом нашим. и не можем словами определить предмет веры» [9,73,с.304]. Вера - знание, но знание сверхразумное: в то, что есть высшее начало и есть бессмертная душа у человека. При характеристике веры как одного из основных понятий своего жизнеучения Толстой исходит из того, что вера - понятие сложное, многослойное, слагающееся из невыразимых духовных процессов, но это и понятие глубоко личное, и вмешательство в чью-то веру он расценивает как «оскорбление самых важных и святых чувств» [9,79,с.240-241].

При характеристике веры самого Толстого, на наш взгляд, уместно использовать термин К.Ясперса «философская вера» [14]. Не отвергая аналитического рассуждения, как впоследствии и К.Ясперс, Толстой опирается на веру, которая демонстрирует удивление перед тайной, предполагает, что загадка сохранит статус сфинкса. Вера Толстого противостоит суевериям, им не хватает трезвости и серьезности, присущей настоящей вере. В философской вере Толстого находит свое выражение вера в истину, добро и красоту. Она говорит, что, помимо суетного, земного, существует высшее, служащее удовлетворению духа человека.

Понимание человеческого «я» как части вселенского организма или всечеловеческого «я» во многом определил идеал человеческого существования, нашедшего воплощение в емких формулах «полнота бытия» или «расширение сознания», у Толстого «разумение», «разумное сознание».

«Расширение сознания» как высший идеал человеческого существования станет для Толстого основополагающим и в его учении о самосовершенствовании.

Люди переживают три степени ясности сознания. «Первая - когда ограниченность божественной силы в тебе принимаешь за отдельное существо. Не видишь своей связи с бесконечным началом. Второе - когда видишь, что сущность твоей жизни есть дух, но, не отрешившись от понятия своей отдельности, думаешь, что твой дух в теле - отдельное существо -душа. И третье - когда сознаешь себя ограниченным проявлением Бога, т.е. единого истинно существующего невременного и непространственного. - От этого три рода жизни: а) жизнь для себя,

б) жизнь для людей и в) жизнь для Бога»[7,55,с.40]. Следует отметить, что жизнь для Бога в понимании Толстого не исключает никаких радостей жизни.

Совершенствование личности, с точки зрения мыслителя, - это освобождение духа в себе [7,56,с.121], увеличение духовной силы, освобождение от тела, приближение к Богу [7,56,с.156], преобладание своего духовного «я» над телесным [7,56,с.160]. Причем самосовершенствование -процесс непрекращающийся. Восьмидесятилетний Толстой записывает в дневнике: «Да, работать над собой - теперь, в 80 лет, делать то самое, что я делал с особенной энергией, когда мне было 14, 15 лет: совершенствоваться; только с той разницей, что тогда идеалы совершенства были другие: и мускулы и вообще то, что нужно для успеха среди людей»[7,56,с.160].

Главная цель самосовершенствования - замена разделения и несогласия в мире - единением и согласием, которые, по мнению Толстого, могут быть достигнуты увеличением в человеке любви. Самосовершенствование проявляется прежде всего в усилиях сознания, которые помогают держать «в порядке, чистоте, остроте правильность души»[3,с.50]. Эта цель достигается «не стоянием на столбе, не аскетизмом, а выработкою в себе любовного общения со всеми людьми»[3,с.49].

Что же мешает человеку любить других существ? Толстой называет три причины: грехи, соблазны и суеверия. Грехи - это «потворство похотям

тела», соблазны - «ложные представления о благе», суеверия - ложные учения, оправдывающие грехи и соблазны»[3,с.52].

Среди тяжких грехов на первое место Толстой ставит грех излишества. Это «увеличение в себе потребностей тела, потакание им»[3,с.55]. Человеку не мешает поучиться у животных, как надо обходиться со своим телом: «Как только у животного есть то, что ему необходимо для его тела, оно успокаивается» [3,с.55].

Следует отметить, что в борьбе с грехами, соблазнами и суевериями, Толстой большое место отводит мысли. Его интересует, прежде всего, роль, предназначение, сила и слабость, условия управления ею, место в делании добра и смысл работы над ней. На все эти вопросы дан краткий, ясный и точный ответ в главе «Мысль» книги «Путь жизни». Первый раздел этой главы Толстой называет «Назначение мысли», где пишет: «Нельзя избавиться от грехов, соблазнов и суеверий телесными усилиями. Избавиться можно только усилиями мысли. Только мыслями можно приучить себя быть самоотверженным, смиренным, правдивым. Только когда в мыслях своих человек будет стремиться к самоотречению, смирению, правдивости, только тогда он будет в силах бороться и на деле с грехами, соблазнами и суевериями».

Название второго раздела содержит основную идею, к которой Толстой приводит своего читателя: «Жизнь человека определяется его мыслями». Он уверен, что судьба человека напрямую зависит от того, как он в мыслях понимает свою жизнь. Именно мысль является началом любого поступка. «Как плоды рождаются из семени, - пишет Толстой, - Так дела рождаются из мыслей». Именно усилием мысли, по мнению Толстого, осуществляется перенесение сознания из телесного существа в духовное и именно в мысли совершаются усилия, освобождающие человека от грехов, соблазнов и суеверий. При помощи мысли человек может соединяться с разумной деятельностью всех живших до него мудрецов и святых людей. Способностью мыслить отличается человек от животного (так Толстой и назвал один из разделов этой главы), мыслями своими человек может и должен научиться управлять. «Истинная сила человека не в порывах, а в ненарушаемом, спокойном стремлении к добру, которое он устанавливает в мыслях, выражает в словах и проводит в поступках». Таким образом, в усилиях мысли состоит главная работа души и духа, а человек, научившийся управлять мыслью, является по настоящему душевным и духовно нравственным существом.

Говоря о природе грехов, Толстой записывает в дневнике: «Все страсти только преувеличение естественных влечений - законных: 1) тщеславие - желание знать, чего хотят от нас люди; 2) скупость - бережливость чужих трудов; 3) любострастие - исполнение закона продолжения рода; 4)гордость - сознание своей божественности; 4) злоба, ненависть к людям - ненависть к злу» (27 июня 1907).

Нравственное совершенствование человека приобретает у Толстого статус великого закона человеческой жизни. Это оптимальный способ выживания и дальнейшего полноценного развития каждого индивида и всего человечества. Это способ - императив, ибо он позитивен, конструктивен и содержит реальную возможность осуществления. Следует отметить, что в учении о нравственном самосовершенствовании Толстой пытается снять противоречие между устремлениями души, которые полагаются за высшие, и житейской обыденностью. Человек, по мнению мыслителя, не должен

совершать насилия над своей эмпирической сущностью, над своей земной полнокровной жизнью. «Трудно молодому пренебречь телом. И не надо стараться сразу. Сначала не делать дурного, потом делать хорошее, потом отдать себя» [7,56,с.21]. Самосовершенствование Толстого не обозначает поиска безгрешности. «Думать, что можно жить безошибочно, безгрешно - большое и вредное заблуждение»[7,58,с.66]. Жизнь и самосовершенствование подразумевают допущение того, что «человек не может быть хорош никогда» [7,56,с.96]. Быть хорошим по Толстому значит только то, чтобы желать чаще быть хорошим. Важно не само совершенство, но приближение к нему, дело, процесс, движение. «Дорога не степень нравственного совершенства..., а процесс совершенствования» [7,54,с.133].

Вера, самосовершенствование - глубинные основы смысла жизни, которые характеризуются у Толстого и умозрительным абстрагированием, рационалистическим подходом, и обращением к чувственному опыту. Именно такое обращение придает собственно философскому содержанию смысла жизни конкретно-индивидуальное выражение. Именно Толстым предпринята небезуспешная попытка полноценного осмысления жизни, ибо такое осмысление возможно лишь как синтез рационально-философского и художественно-философского отражения. Само понятие «смысл жизни» становится экзистенциально-философским символом совершенства, «печатью», скрепляющей союз добра, нравственной красоты и истины (союз, восславленный В.С.Соловьевым, но исторически восходящий к истокам пифагорейских воззрений на мир и человека). Поиски Толстым смысла жизни прекрасно показывают, что человек не может узнать смысл жизни, а может только обрести его в опыте своего бытия, выстрадать в процессе самоутверждения и сложных нравственных исканий.

Литература

1. Бердяев Н.А. Ветхий и Новый завет в религиозном сознании Л.Толстого // Л.Н.Толстой: pro et contra: Личность и тв-во Льва Толстого в оценке русских мыслителей и исследователей. Антология. - СПб.: Изд-во Рус. Христиан. Гуманит. Ин-та, 2000.

2. Бердяев Н.А. Философия свободы. - СПб: Лань, 1998.

3. Булгаков В.Ф. Христианская этика: Систематические очерки мировоззрения Л.Н.Толстого. - М.: Тип Издательской Комиссии Моск. Совета Солдатских депутатов, 1917.

4. Выдающиеся люди о вечном. Выпуск 1. Бог и Божественное. - СПб., 2001.

5. Губин В.Д., Некрасова Е.Н. Философская антропология. - М.: ИМЛИ РАН, 2000.

6. Гуревич П.С. Философская антропология. - М., 1997.

7. Толстой Л.Н. Дневники//Толстой Л.Н. Полн. собр. соч.: в 90 т. - М.: Художественная литература, 1928-1958. - Т.48-55.

8. Толстой Л.Н. Исповедь// Толстой Л.Н. Полн. собр. соч.: в 90 т. - М.: Художественная литература, 1928-1958. - Т.23

9. Толстой Л.Н. Письма//Толстой Л.Н. Полн. Собр. Соч.: в 90 т. - М.: Художественная литература, 19281958. Т. 59-90.

10. Трубецкой С.Н. Собрание соч. Т.1. - М.: Тип. Г.Лисснера и Д.Собко, 1907.

11. Франк С,Л. С нами Бог//Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1992.

12. Хамитов Н. Философия человека: от метафизики к метаантропологии. - М.:Ин-т общегуманитарных исслед-ий, 2002.

13. Шестов Л. Киркегард и экзистенциальная философия: Глаз вопиющего в пустыне. - М., 1992.

14. Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М., 1991.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.