Научная статья на тему 'Фундаментальные исследования нравственной философии и педагогической этики Л. Н. Толстого в системе образовательных практик Тульского региона'

Фундаментальные исследования нравственной философии и педагогической этики Л. Н. Толстого в системе образовательных практик Тульского региона Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
214
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНО-НРАВСТВЕННОЕ УЧЕНИЕ / ВЕРА / ДУША БОГ / ЛЮБОВЬ / НЕПРОТИВЛЕНИЕ ЗЛОМУ / НЕНАСИЛИЕ / НРАВСТВЕННОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ / ТУЛЬСКИЙ РЕГИОН / RELIGIOUS AND MORAL TEACHING / FAITH / SOUL GOD / LOVE / NON-RESISTANCE TO EVIL / NONVIOLENCE / MORAL IMPROVEMENT / PEDAGOGICAL ETHICS / EDUCATIONAL PRACTICES / TULA REGION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Мелешко Елена Дмитриевна

Статья посвящена исследованиям нравственной философии Л. Н. Толстого и опыту их внедрения в образовательный процесс с начала 80-х годов XX века по настоящее время в Тульском регионе. Исследование фундаментальных философско-этических оснований творчества Толстого в Тульском государственном педагогическом университете им. Л. Н. Толстого сопровождалось научной работой автора с приложением полученных результатов к образовательным практикам через преподавательскую и просветительскую деятельность, организацию конференций и круглых столов, защиту кандидатских и магистерских диссертаций и т.п. Проведенные исследования выделены в этапы 80-е гг. XX -по настоящее время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Fundamental research of moral philosophy and pedagogical ethics of Leo Tolstoy in the system of educational practices of the Tula region

The article is devoted to the research of moral philosophy of L. N. Tolstoy and the experience of their implementation in the educational process from the early 80-ies of XX century to the present time in the Tula region. The study of the fundamental philosophical and ethical foundations of Tolstoy's work at the Tula state pedagogical University. Ln. Tolstoy was accompanied by the author's scientific work by the application of the results to educational practices through teaching and educational activities, the organization of conferences and round tables, the protection of candidate and master's theses, etc.the conducted research is highlighted in the stages of 80-ies. XX to the present.

Текст научной работы на тему «Фундаментальные исследования нравственной философии и педагогической этики Л. Н. Толстого в системе образовательных практик Тульского региона»

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

Е. Д. Мелешко

Тульский государственный педагогический университет

им. Л. Н. Толстого

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ НРАВСТВЕННОЙ ФИЛОСОФИИ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ Л. Н. ТОЛСТОГО В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРАКТИК ТУЛЬСКОГО РЕГИОНА

Статья посвящена исследованиям нравственной философии Л. Н. Толстого и опыту их внедрения в образовательный процесс с начала 80-х годов XX века по настоящее время в Тульском регионе. Исследование фундаментальных философско-этических оснований творчества Толстого в Тульском государственном педагогическом университете им. Л. Н. Толстого сопровождалось научной работой автора с приложением полученных результатов к образовательным практикам через преподавательскую и просветительскую деятельность, организацию конференций и круглых столов, защиту кандидатских и магистерских диссертаций и т.п. Проведенные исследования выделены в этапы 80-е гг. XX -по настоящее время.

Ключевые слова: религиозно-нравственное учение, вера, душа бог, любовь, непротивление злому, ненасилие, нравственное совершенствование, педагогическая этика, образовательные практики, Тульский регион.

E. D. Meleshko

TSPU (Tula, Russia)

FUNDAMENTAL RESEARCH OF MORAL PHILOSOPHY AND PEDAGOGICAL ETHICS OF LEO TOLSTOY IN THE SYSTEM OF EDUCATIONAL PRACTICES

OF THE TULA REGION

The article is devoted to the research of moral philosophy of L. N. Tolstoy and the experience of their implementation in the educational process from the early 80-ies of XX century to the present time in the Tula region. The study of the fundamental philosophical and ethical foundations of Tolstoy's work at the Tula state pedagogical University. Ln. Tolstoy was accompanied by the author's scientific work by the application of the results to educational practices through teaching and educational activities, the organization of conferences and round tables, the protection of candidate and master's theses, etc.the conducted research is highlighted in the stages of 80-ies. XX - to the present.

Keywords: religious and moral teaching, faith, soul God, love, non-resistance to evil, nonviolence, moral improvement, pedagogical ethics, educational practices, Tula region.

DOI 10.22405/2304-4772-2018-1 -3-6-15

Этот год знаменателен для нас, педагогического коллектива и студентов ТГПУ им. Л. Н. Толстого, прежде всего тем, что в этом году пересекаются параллели юбилеев Л. Н. Толстого, университета, толстовских чтений. Именно

поэтому я выбрала эту тему моего выступления. Юбилей дня рождения великого писателя и мыслителя хотелось бы сконцентрировать на главной проблеме и теме его жизни - нравственной философии, основа которой - идея непротивления злому, вся актуальность которой выражена в двух его высказываниях: 1. «Побороть общее зло жизни можно только одним средством - нравственным усовершенствованием своей жизни». 2. «Если народ считает политическую власть выше власти нравственного закона, то он всегда останется рабом, какой бы характер эта власть не носила». Непротивление злому - сердцевина религиозно-нравственного учения мыслителя, вызывающего до сих пор неоднозначные мнения и оценки. Хотелось бы взглянуть на эту проблему с позиций культуры XXI века, обозначив идею непротивления в дискурсе ее вызовов и стратегий. Мое выступление - итог не только сорокалетних исследований творчества мыслителя, итог научно-исследовательской работы коллектива кафедры, кафедр педагогики, факультета русского языка и литературы ТГПУ им. Л. Н. Толстого, итог открытий Л. Н. Толстого как реального человека, в «вечной повседневности», моралиста, педагога, общественного деятеля в трудах философов, культурологов, журналистов. В данном докладе будет представлено развитие нравственной философии Л. Н. Толстого в советском и российском толстоведении, рассмотрен вклад коллектива ТГПУ им. Л. Н. Толстого. Я выделила несколько значительных этапов развития исследований в этой области в XX и XXI столетии, которые раскрывают узловые проблемы в изучении нравственной философии Л. Н. Толстого

1. Историко-философские исследования творчества Л. Н. Толстого (В. Асмус, М. Ф. Овсянников, Н. С. Козлов) 60-70 гг. прошлого столетия. Выявление и определение нравственно-религиозных и этических понятий и принципов философии Толстого (философский факультет МГУ, кафедра этики 70-80 гг.).

2. Развитие идей «этики ненасилия» («программа борьбы с насилием») (конец 80- начало 90-х гг.).

3. Философское обоснование педагогического опыта Л. Н.Толстого и толстовского движения: Концепция «школы Толстого» в Тульском регионе (начало 90-х гг.).

4. Концепция «философии непротивления» Толстого (1995-1999 г.).

5. Разработка методологических основ и образовательных практик по нравственной философии Толстого с целью внедрения в образовательный процесс (начало 2000 гг.).

6. Систематическое обоснование этики Толстого, «Христианская этика Л. Н. Толстого» (М.: «Наука», 2006).

7. Религиозно-философский и этический синтез Толстого как основа инновационной философии образования в России (10-е гг. XXI в.).

1. Выявление и определение нравственно-религиозных и этических понятий и принципов философии Толстого (сер. 70-х - начало 80-х гг.)

Начальный этап исследования философии Л. Н. Толстого был связан с

определением и систематизацией базовых понятий и принципов его учения. Общую схему этих понятий автор представила нормативными этическими понятиями «Круга чтения» Толстого, включающего целый ряд категорий философии, этики, религии, психологии, педагогики и духовной культуры в целом: «человек», «жизнь», «смерть», «смысл жизни», «самосовершенствование», «любовь», «благо», «вера», «душа», «Бог», «зло», «грехи», «соблазны», «суеверия» и многие другие. Выделены определенные иерархические ряды, они могли бы послужить основой для изучения тех или иных разделов философии Толстого, среди которых обозначены категории нравственной философии: «благо», «зло», «правдивость», «самоотречение», «смирение» и т.д. Религиозная философия представлена понятиями «вера», «душа», «Бог», «грехи» и др. Данный этап исследования объединял такие понятия как смысл жизни и нравственное самосовершенствование, что вполне соответствовало общей идейной установке господствующей в СССР в 70-80-х годах прошлого века, связанной с идеалом всесторонне и гармонично развитой личности. Сущность самосовершенствования по Толстому одновременно и внутренняя, и внешняя работа. Выведена «формула» процесса самосовершенствования: «Совершенствоваться нельзя, живя постоянно в суете мирской, и еще меньше возможно, живя постоянно в уединении. Самое выгодное условие для совершенствования - это то, чтобы в уединении вырабатывать и утверждать свое мировоззрение и потом, живя в мире, применять его к делу»» [1, с. 204].

2. Развитие идей «этики ненасилия» (конец 80- нач. 90-х гг.).

Последние годы перед развалом СССР (конец 80-х - начало 90-х годов XX века) были ознаменованы небывалым интересом международных политических и научных кругов к проблеме НЕНАСИЛИЯ. Прежде всего, речь шла о возрождении пристального внимания к этике ненасилия Л. Н.Толстого, а также к мировой философии ненасилия в целом, отмеченной именами Махатмы Ганди, Мартина Лютера Кинга, Генри Торо, Альберта Швейцера и других. В это время проводится ряд представительных международных конференций и форумов, посвященных проблеме ненасилия, в которых автор принимал непосредственное участие. В результате нами была разработана концепция этики ненасилия Л. Н.Толстого («программа по борьбе с насилием») суть которой в следующем: Толстой полагал, что людям необходимо перестать заботиться о делах внешних и общих, в которых они не свободны, и хотя бы малую часть той энергии, которую они употребляют на внешние дела, направить на то, в чем они свободны, т.е. на избавление себя от суеверия насилия, что, в конечном счете, должно разрушить и сам насильственный строй жизни. Эта перемена сознания «умоперемена» основывается на следующем: мир насилия основан на ложном представлении о смысле и назначении человеческой жизни, выделены конкретные формы суеверия насилия: а) суеверие власти одних людей над другими, б) суеверие догм, привычных представлений о жизни, в) религиозные суеверия. Было показано, что «Программу» борьбы с суеверием насилия Толстой подробно раскрывает в

статье «Неизбежный переворот» (1909), где даны практические рекомендации по изменению насильственного устройства жизни: не совершать, не принимать участия, не одобрять насилия. Толстой считает: надо перестать самому совершать прямое насилие, а также готовиться к нему. Во-вторых, - не принимать участия в каком бы то ни было насилии, делаемом другими людьми, а также в приготовлениях к насилию. В-третьих, - не одобрять никакого насилия.

3. Философское обоснование педагогического опыта Л. Н.Толстого и толстовского движения: Концепция «школы Толстого» в Тульском регионе (начало 90-х гг.). Возникновение в начале 90- годов новой российской государственности привело к созданию новых институтов власти и культуры. Существенному обновлению подверглись институты образования, что предполагало создание инновационных образовательных программ, основанных во многом на обращении к классическим русским традициям, преданным забвению в советский период. Формирование новых концепций образования, возрастание роли этических и религиозных начал в образовании возродило интерес к историческому наследию выдающихся русских педагогов. Одним из таких мыслителей является Л. Н. Толстой, чьи педагогические воззрения и педагогический опыт имели ярко выраженную этическую направленность и базировались на религиозно-нравственном учении. В это время выходят такие фундаментальные работы как: «Аксиология педагогики Л. Н. Толстого» (Н. В. Кудрявая), «Философско-методологические основы педагогики Л. Н. Толстого». М.,1996, «Философия образования Л. Н. Толстого, М., 1998 (М. А. Лукацкий), работы академика А. Разумного. Впервые опубликовано «Евангелие для детей» Тула, 1995 (под ред. Б. Сушкова), рецензия В. Н. Назарова «Толстой и русская церковь: метафоры непонимания» имела широкий резонанс в общественных кругах. Все эти работы были нацелены на создание концепции этического образования как целостной системы духовно-нравственных ценностей, что представлялось особенно существенным в условиях нравственного плюрализма современного российского общества. Практическим выражением новых образовательных институций стало создание в Тульском регионе концепции «школы Л. Н. Толстого» (В. Б. Ремизов, А. А. Орлов), в рамках которой этическое образование получило приоритетное направление. Проект школы Толстого, в разработке которого автор принимал непосредственное участие, основывался на решении следующих задач: 1. Создание оптимальных условий для интеллектуального, нравственного и волевого развития личности ребенка посредством организации учебно-воспитательного процесса на гуманистических принципах и идеях Л. Н. Толстого, а также современных психолого-педагогических технологий, способствующих переходу от обязательно-принудительного образования к самообразованию и самосовершенствованию личности. 2. Разработка, апробация и внедрение в систему среднего образования нового содержания, современных форм, средств и методов обучения и воспитания, обеспечивающих становление у

подрастающего поколения нравственного отношения к миру - потребности улучшить жизнь через сотрудничество, взаимопомощь, без насилия и причинения вреда природе и людям.3. Создание педагогической системы свободных взаимодополняющих и взаиморазвивающихся конструктивных социальных отношений (по принципу сетевого взаимодействия) между всеми участниками образовательного процесса - детьми, учителями, родителями на основе признания их самоценности и потребности личностного и коллективного роста независимо от социального положения и прочих различий. 4. Переход от «Школы Л. Н. Толстого», создающей условия для духовно-нравственного самосовершенствования учащихся, к активному гуманистическому созиданию новых социальных отношений в обществе.5. Разработка сквозной программы непрерывного образования и воспитания, построенной на гуманистических принципах духовно-нравственного самосовершенствования личности с определением специфики каждого этапа и функциональной значимости каждого ее участника [Комм. 2]. Исследования автора в данном направлении продолжились в изучении педагогического наследия и опыта толстовства - организованного общественного движения, которое имело широкое влияние на русское общество первой трети ХХ века.

4. Концепция «философии непротивления» Л. Н. Толстого (конец 90-х гг.) В это время выходят такие знаковые публикации как «Великие моралисты» М.,1995 А. А. Гусейнова, в котором на фоне жизнеучений великих моралистов мира идея непротивления Л. Н. Толстого развернута как «способ жизни», «нравственный урок жизни», что привлекает внимание к личности Л. Н. Толстого. В этом же ключе публикуются серии монографий Н. А. Никитиной, Г. Алексеевой, Е. Д. Мелешко «Философия непротивления Л. Н. Толстого: систематическое учение и духовный опыт», Тула, 1999, в центре которой - учение Толстого о непротивлении злу насилием как итог и высшее достижение его религиозно-философского творчества. Что означало непротивление для Толстого? Прежде всего, - главное свидетельство реальности духовного бытия, воплощения духовной истины в жизни. Учение непротивления постоянно развивалось и изменялось: от толкования исходной заповеди непротивления как нормы правосознания до ее понимания как ключевого принципа жизнеучения и в конечном итоге - высшего, всеобщего закона жизни.

5. Разработка методологических основ и образовательных практик религиозно-нравственной философии Толстого с целью внедрения в образовательный процесс (начало 2000 гг.). В конце 80-х гг. прошлого столетия в России возник острый интерес к истории русской философии в целом и к идее ненасилия в частности. Общественная атмосфера того времени располагала к этому, началось сближение с американскими и западноевропейскими учеными, чему способствовала знаковая конференция «Этика ненасилия», в которой автор принимала самое непосредственное участие, результат этой конференции публикация сб. «Принципы ненасилия» (М. «Прогресс», 1991.). Важен тот факт, что данная конференция положила

начало исследованиям в области философии ненасилия в различных сферах гуманитарной науки, а в области педагогических практик российского образования развивается тенденция либерализации образования, сторонником которой был Л. Н. Толстой. Именно поэтому в Тульском регионе в школах, в ТГПУ им. Л. Н. Толстого, Институте повышения квалификации педагогических кадров региона на базе лаборатории «Школы Л.Н. Толстого» (руководитель Ремизов В. Б.) была задействована программа по изучению духовного наследия Л. Н. Толстого, которая предполагала проектирование исследований творчества мыслителя в различные уровни образовательных практик: от просветительского - научного - к педагогическому. В основе изучения наследия Л. Н. Толстого в ТГПУ им. Л. Н. Толстого - философия непротивления, что обусловило создание таких курсов как «Толстой и мудрецы мира», идеологическая сердцевина которой - идея «единой» религии, основанной на законах разумности-мудрости; «Толстой и искусства морали», где выделен «квадриум» моральных ценностей (искусство жизни, искусство смерти, искусство любви, искусство молчания, как основы человеческого существования), «Толстой и культура ислама», рассматривающего межрелигиозные взаимодействия на основе философии любви и идеи непротивления в различных религиозных культурах на примерах художественных произведений и философии мыслителя. Опыт их внедрения в образовательный процесс, в педагогическую и научную деятельность был апробирован не только в Тульском регионе, но и в университетах Российской Федерации (ФГБОУ ВПО «Дагестанский университет, Институт свободных искусств ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский университет») и др. Характерно то, что рамках программы (МОиН РФ «Культура ислама» 0322 Организация воспитательной деятельности с учетом конфессиональной направленности (квалификация - педагог-организатор с дополнительной подготовкой в области духовно-нравственного воспитания с углубленным знанием истории и культуры ислама). Программа составлена для направления 031600 Искусства и гуманитарные науки (Санкт-Петербург - 2008), автор разработала электронные учебные пособия: «Этика и аксиология ислама», «Л. Н. Толстой и искусства морали», «Л. Н. Толстой и культура ислама». В учебном курсе «Л. Н. Толстой и культура ислама» раскрываются религиозные, философские и метафизические истоки универсальности толстовского учения. Религиозно-нравственное учение Толстого представляет собой философско-религиозный синтез и проблема его конфессиональной и духовной идентификации до сих пор остается неразрешимой. Универсальное толкование христианства, философско-религиозный синтез Толстого заключаются в воссоздании целостного этико-метафизического духа принципов христианской этики. В основе заповеди непротивления - единая непротиворечивая метафизика зла, что приводит к универсальности и амбивалентности его учения, «вполне совпадает со всеми великими религиозными учениями мира в их неизвращенном состоянии». Цель учебного курса «Толстой и культура ислама» - формирование блока знания взаимодействия культур на основе анализа нравственного опыта Толстого, его

духовных, религиозных и жизненных исканий, явившихся основой творческого наследия, «искусства жизни» и различных аспектов влияния культуры ислама на его творчество. Создание оснований кросс-культурных параллелей для самостоятельного анализа базовых этических категорий толстовского учения, выявления религиозного синтеза в учении Толстого, влияния направлений ислама (суфизм, баббизм) на формирование универсальности его религиозного учения. Новизна учебного курса связана с методологической установкой, в основе которой - сравнительный философско-культурологический и этический анализ художественного и философского наследия Толстого, («Анна Каренина», «Казаки», «Хаджи-Мурат», «Круг чтения», «Путь жизни») и арабских и персидских источников средневекового Ирана (Саади, Фарридадин Аттар, Джелаледдин Руми, Омар Хаям, Хафиз, притч и афоризмов восточной мудрости, коранических высказываний).

Научно-методическая база программы изучения духовного творчества Л. Н. Толстого обеспечивалась пособиями: «Философия ненасилия Л. Н. Толстого»: учебно-методическое пособие к спецкурсу (гриф Министерства образования РФ (1993); «Права человека в системе духовных ценностей школы Л. Н. Толстого» (1994); «Философия непротивления Л. Н. Толстого: систематическое учение и духовный опыт»: монография (1999); учебное пособие для студентов педвузов: «Моральная философия Л. Н. Толстого» (гриф МОиН РФ) монография «Этическое образование в России: история и современность» (лауреат фонда РГНФ 2005 г.), проект РГНФ 03-03-00049а, «Этика образования» изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, Тула, 2017.

6. Религиозно-нравственное учение Л. Н. Толстого как система христианской этики (2006 г.) Этот период связан с расширением исследований творческого наследия Л. Н. Толстого, особое внимание уделено раскрытию целостности его теоретического и практического творчества, что нашло свое выражение в монографии Мелешко Е. Д. «Христианская этика Л. Н. Толстого» М., Наука, 2006. Центральной идеей монографического исследования было утверждение целостного характера христианской этики Л. Н. Толстого как единства религиозно-философских принципов его учения и духовно-нравственного опыта жизни. В этом смысле христианская этика, по мысли автора, включает в себя не только сумму идей, но и программу их претворения в жизнь, которая содержит в себе следующие моменты:

- самосовершенствование как стержневой принцип претворения христианских истин в жизни;

- борьба с грехами, соблазнами и суевериями;

- пробуждение «усилия сознания», ведущее к самоотречению, смирению, правдивости и завершающееся «умопеременой»;

- изменение и формирование общественного мнения, соответствующего новому жизнепониманию;

- неделание;

- неповиновение, неучастие, пассивное противление как возможные формы «массового» непротивления злому.

7. Религиозно-философский и этический синтез Толстого как основа инновационной философии образования в России (10-е гг. XXI в.).

Этот период исследования творческого наследия Л. Н. Толстого был связан с исследованиями религиозно-философского синтеза в философии Л. Н. Толстого, с исследованием природы зла в человеческом обществе. Следствием этого явились такие статьи как Мелешко Е. Д. Понятие зла в религиозной философии Л.Н.Толстого / Е. Д. Мелешко // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. 2013. Т. 24. № 9. С. 357-362. (Импакт-фактор РИНЦ 2014 - 0,083) Мелешко Е. Д. Л. Н. Толстой: сошествие в ад (этическая символика ада в творчестве Толстого) / Е. Д. Мелешко, В. Н. Назаров // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. 2015. Т. 33. № 14 (211). С. 92-98. (Импакт-фактор РИНЦ 2014 - 0,083) и др.

Методологической предпосылкой религиозно-философского синтеза как основы инновационной модели образования стала критика Толстым рационально-рассудочного метода философии. Философия притязает на познание высших духовных истин, однако пытается определить их в границах причинно-следственной логики познания, что и предопределяет безуспешность всех философских попыток постичь эти истины рациональными средствами.

1. Единая нравственная основа истинной веры: заповеди любви и золотое правило нравственности, соединяет проблему веры с принципами любви и непротивления злу, что заключает общий смысл своего учения как философии непротивления в целом. 2. Соотношение веры и разума как прорыв к самоочевидности и достоверности. Формула «разумной веры», «верующего разума»: Мы не разумом доходим до веры, - пишет Толстой. Но разум нужен для того, чтобы поверять ту веру, которой учат нас»[2, с. 18]. 3.Душа и Бог как высшее откровение веры. «Во всякой вере истинно только то, что духовно» [2, с. 413]. 4. Духовные начала жизни сверхчувственны и в силу этого неопределимы в терминах рационального знания. Но от этого они вовсе не становятся уделом невыразимого мистического переживания. Вот почему этику Толстого недостаточно обозначить как «мистическую» (В. В. Зеньковский). Она есть именно «этика откровения», этика «осознания непостижимости». Хотя ее начала и сверхчувственны, но вместе с тем они всеми осознаваемы, жизненно достоверны и духовно самоочевидны. Истинная вера опирается не только на личностную полноту ощущения-знания смысла жизни, но и на нравственный опыт всемирной мудрости, который не позволяет сбиться с истинного духовного пути знания. На основании этого Толстой приходит к выводу, что познание духовных начал может быть осуществлено не на принципах философского разума, рационально-логического знания, не на основе мистического, сверхчувственного опыта, а путем разумной веры, коренящейся в духовном, внутреннем переживании нравственных истин жизни, подкрепленном общечеловеческим опытом нравственной мудрости. В той мере, в какой главным условием принципа любви является принцип непротивления злу насилием, главным условием последнего в свою очередь является принцип

неделания, ибо не противиться злому может только тот, кто не способен делать зло другим. По мнению Толстого, для того, чтобы не делать зла, нужна более сильная воля, «чем для делания самой трудной вещи, которую мы считаем добром». На почве принципа неделания вырастает своего рода «золотое правило» этики откровения Толстого: «Только не делай того, чего не должно делать, и ты сделаешь все то, что должно» [2, с. 292].

Принцип неделания в практике непротивления являлся важным для Толстого в его борьбе со злом. В своей жизни Толстому приходилось сталкиваться с разными видами зла: социальным (война, собственность, неравенство, рабство, насилие, злоупотребление властью, голод и т. п.); моральным (грехи, пороки, соблазны и т. д.); физическим (страдания, болезни, смерть и т.п.). И все виды зла Толстой воспринимал и переживал сквозь призму зла семейного. Именно «семейный соблазн» и стал главным источником философии непротивления Толстого, придавшим его учению нравственно-психологическую достоверность. Семья всегда была и будет «онтологическим» центром любых общественных и личных потрясений и катаклизмов: войн, революций, измен, ссор, вражды так же, как и мира, любви, блага, радости и т. п. Сам Толстой называл свой семейный опыт «субъективно-общечеловеческим». Семейную модель человеческих отношений он рассматривал в качестве универсальной, общезначимой основы братства, любви, прощения и т.д., так как именно родным людям мы склонны, прежде всего, прощать, терпеть от них обиды, забывать причиненное ими зло и жалеть их за это зло, ибо само родство, сама совместная жизнь превращает их «зло» в их «слабость»; неумение быть добрыми, делает нас как бы «соучастниками» этого зла, поскольку нормальный в нравственном отношении человек просто не может не чувствовать своей вины в том, что близкий, родной ему человек «плох». Только в рамках семейной жизни, родственных связей могут возникать явные отклонения от «закона любви», вопиющие нарушения принципов человечности и нравственности, которые в других ситуациях не выглядят столь шокирующими (например, зависть сына к отцу, от которой страдал Толстой, ненависть жены к мужу и т.п.), когда с полным основанием можно сказать, что «враги человеку домашние его». И Толстой глубоко переживал все эти ситуации, познав и агрессивность, и лукавство, и многообразие такого зла. Он не мог, не должен был оставаться в семье; но не мог и не должен был и уходить из нее. Разрешением этого неразрешимого противоречия явилась позиция непротивления злу насилием, ставшая одним из краеугольных принципов его религиозной этики. Оставаясь в семье до последних дней своей жизни, Толстой поступил последовательно и принципиально. Его жизнь в условиях контраста роскоши и нищеты, рабства и свободы, ненависти и любви протекала в самом напряженном, центральном пространстве нравственного бытия человека. Ни война, ни изгнание, ни социальные бедствия и т.п. не могли дать ему столько опыта соприкосновения с пороками жизни, сколько дали «семейная война», «семейное изгнанничество» и «семейная беда». Это и стало основой толстовского . универсального

нравственного опыта как основополагающего принципа жизненной достоверности и очевидности этики откровения.

Комментарии

1. См.: Школа Л.Н. Толстого. [Электронный ресурс] Режим доступа: http: //www.tolstoy-school .ru/

Литература

1. Толстой Л. Н. Мысли о самосовершенствовании, собранные В. Г. Чертковым из различных сочинений, писем и дневников Л. Н. Толстого // Толстой Л. Н. Полн. собр. соч.: В 24 т. М., 1913. Т. 18.

2. Толстой Л. Н. Путь жизни. М.: Республика, 1993. 431 с.

References

1. Tolstoy L. N. Mysli o samosovershenstvovanii, sobrannyye V. G. Chertkovym iz razlichnykh sochineniy, pisem i dnevnikov L. N. Tolstogo [Thoughts on self-improvement collected by V. G. Chertkov from various works, letters and diaries by Leo Tolstoy] // Full. cit. op. of Leo Tolstoy. In 24 vols / ed. and comm. by P.I. Biryukov. Moscow, 1913. Vol. 18.

2. Tolstoy L. N. Put' zhizni [Way of life]. Moscow: Respublika, 1993. 431

p.

Статья поступила в редакцию 12.06.2018 Статья допущена к публикации 30.09.2018

The article was received by the editorial staff12.06.2018 The article is approved for publication 30.09.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.