Научная статья на тему 'Венеты: новые проблемы и перспективы'

Венеты: новые проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
194
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕНЕТЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Венеты: новые проблемы и перспективы»

мирования по времени разжигания огня. Получены две экспериментальные стратиграфии и планиграфии очагов, с известными параметрами.

Список литературы

Волков, П. В. Экспериментальные исследования отопительных костров древности / П.В. Волков // Методология и методика археологических реконструкций. - Новосибирск, 1994.

Колчин, Б.А. Роль естественных наук в изучении истории древнего производства / Б.А. Колчин. - М., 1982, 162 с.

Колчин, Б.А., Круг, О.Ю. Физическое моделирование сыродутного процесса производства железа / Б.А. Колчин, О.Ю. Круг // Археология и естественные науки. - М., 1965.

Мингалёв, В.В., Чирков, М.В. Эксперименты по археологизации разнотипных кострищ и очагов / В.В. Мингалёв, М.В. Чирков // Вестник Музея археологии и этнографии Пермского Предуралья. - Вып. 2. - Пермь, 2008.

Чирков, М.В. Экспериментальные исследования очагов и кострищ /М.В. Чирков // Материалы XXXIX Урало-Поволжской археологической студенческой конференции. - Пермь. 2007.

Чирков, М.В. Анализ следов очажных конструкций на средневековых памятниках Пермского Предуралья / М.В. Чирков // ХЫ международная Урало-Поволжская археологическая конференция студентов и молодых ученых. -Уфа, 2009.

Пименова М.С., исторический факультет Научный руководитель: ст. преп. Г.Т. Лени

Венеты: новые проблемы и перспективы

Суть дискуссии вокруг венетов (энетов, венедов, вендов) сводится к ответу на вопрос: были они славянами или нет. Западные ученые преимущественно немцы и итальянцы, считают, что венеты, имеющие древние корни, не были славянами, так как последние вступили на историческую сцену лишь в VI в. н.э., когда они приняли участие в разрушении Римской империи и попали на страницы византийских хроник. Большинство славянских авторов склонно видеть в венетах своих далеких предков, хотя это мнение не всегда достаточно обосновано и не разделяется всеми учеными, что открывает новые проблемы и перспективы.

Идентификация праславян как венетов не упростила проблему славянского генезиса, а напротив, усложнила ее. Ведь под именем венетов в древности были известны племена, жившие в различных уголках ойкумены. Их названия также истолковывают по-разному: одни ученые производят слово «венеты» от корня ven-, лежащего в основе глаголов «veneder» - торговать и «vencere» - побеждать; другие - от кельтского uindos - белый; Йошко Шавли вслед за

Матвеем Бором выводит этноним из названия своего народа - «slo-ven-t-ci». Для большей ясности можно систематизировать античные упоминания венетов и выстроить их в следующем порядке:

1. Венеты в Пафлагонии (северное побережье Малой Азии), о которых в IX в. до н.э. упоминает Гомер в «Илиаде» (852). На это сообщение в дальнейшем более или менее очевидно опираются все греческие и латинские авторы, упоминающие о венетах. Их называют также «генеттами», поскольку греческий язык не знал звука «в», поэтому греки замещали его звуком «h», дигаммой, который произносился как нечто среднее между «Ь» и «v».

2. Венеты в Иллирике по нижнему течению Дуная, упоминаемые Геродотом в V в. до н.э. Геродот также называет их «Enetoi», его упоминания вплоть до недавнего времени помогало историкам отождествлять венетов с иллирийцами, пока лингвистика после Второй мировой войны не доказала достоверно, что это два различных этноса.

3. Венеты в Верхней Адриатике, о которых также упоминает Геродот. Латинские авторы их называют венетами, и в этой связи приводят историю о том, что их после падения Трои привел в эти местности легендарный вождь Анте-нор.

4. Венеты в Центральной Европе, которых в I—II вв. н.э. упоминают Тацит (Гер., 64) и Плиний (4, 97) под именем Veneti, Venethi или Venedi, а также Птолемей под именем Uenedai. Последний упоминает также Венетский залив (возле Гданьска) и Венетское нагорье (в Мазовше, или Восточной Пруссии).

5. Венеты в Галлии (Бретань), упоминаемые Цезарем, Плинием, Страбо-ном, Птолемеем, Кассием Дио и др. Эти венеты возвели свое поселение также в Британии, известное под названием Venedotia или Gwineth.

6. Venetus lacus, так называет Помпоний Мела (3, 24) нынешнее Боденское озеро в I в. н.э. Возможность того, что данное слово происходит от «vanam» (вода) или обозначало синий цвет, не столь велика, чтобы пренебречь этим историческим упоминанием. Наименование Boden стоит выводить из слова «voda» - вода (Шавли, 2003, с.53).

К этому списку можно было бы добавить и другие упоминания, а также многочисленные исторические и современные этнонимы, содержащие корень Wen-,Wend-, Win-, но как точно определить, что те или иные венеты были именно славянами, а не другими племенами? Ученые утверждают, что наиболее достоверным способом этнической идентификации является историческая антропология, помноженная на данные лингвистики. Ведь на местах пребывания венетов должны были сохраниться остатки человеческого тела, а на предметах быта - надписи. Кроме того, люди имеют обыкновение сохранять в памяти старые названия мест: то, что в науке называется топонимией.

Дальнейшее углубление и уточнение знаний о венетах может идти несколькими путями: через привлечение новых источников и использование новейших методологий. Мы имеем в виду не только впервые открытые тексты, но и забытые старые книги, не только принятые официальной наукой исследования, но и спорные, дискуссионные источники.

Поскольку невозможно отрицать существования древних корней славянства, уходящих как минимум в начало I тысячелетия до н.э., то необходим пересмотр всех античных источников, как широко известных, так и забытых. Новые факты мы можем почерпнуть при внимательном прочтении того же Гомера или Страбона, а также неизданных пока на русском языке авторов раннего средневековья: Орозия, Исидора Севильского, Павла Диакона и др.

Малоизвестны или полузабыты опубликованные некогда во фрагментах или переводах средневековые авторы (Саксон Грамматик, Адам Бременский, Гельмольд). Этот пробел частично восполнили А.Г. Кузьмин, уделяющий немало внимания популяризации древних источников о наших предках, а также составители нового свода исторических свидетельств «Древняя Русь в свете зарубежных источников». В их изданиях есть ценные сведения о древних славянах, но в центре внимания находится средневековая Русь. Следование традиции норманистов приводит к искаженной проекции славянства. Так, например, скандинавские источники Х1-Х1У вв., собранные Е.А. Мельниковой и Т.Н. Джаксон, отражают события эпохи Рюриковичей.

Не прокомментирован должным образом противоречивый, но весьма интересный труд Мавро Орбини. Уже одно упоминание в нем неизвестных и утерянных книг, таких как «Вандалия» Альберта Кранция, должно привлечь пристальное внимание специалистов, а пока мы имеем лишь перепечатку фрагментов из хорватского историка.

Среди забытых источников мы находим не только авторов античности или нового времени, но и наших современников, решавших проблемы славянского этногенеза. Нелишне будет напомнить о задвинутом в архивы А.Д. Черткове (1789-1858), выдающемся археологе и историке, президенте «Общества истории и древностей российских». Он написал «Очерк древнейшей истории протословен», книгу «О переселении фракийских племен за Дунай и далее на север к Балтийскому морю и к нам на Русь», а также другие исследования о пе-лазго-фракийских племенах. Если бы книги Черткова были переизданы в советское время, это сэкономило бы исследователям древностей много рабочего времени.

То же самое можно сказать о таких незаслуженно забытых трудах, как «История балтийских славян» А. Гильфердинга (СПб., 1874), «Из истории славянских передвижений» А. Погодина (1901), «Древнейшие судьбы русского племени» А. Шахматова (Пг., 1919).

До сих пор мы говорили о более или менее известных текстах. А ведь наука XX в. принесла немало сенсационных открытий. Протошумерские надписи Араты, неизвестный язык культуры Винча, своды законов и хроники Хат-тусы, - приоткрывают тайны древнейших культур Евразии. Они содержат уникальные исторические сведения, государственные документы, данные по мифологии.

Круг ранее неизвестных нам текстов составляют так называемые «ложные и отреченные книги» славянской и русской старины. Их собрал и прокомментировал по следам других исследователей В.В. Титов. В разряд этих

преследуемых церковной цензурой книг входили древние сочинения по славянской эзотерике, астрологии и гадательной магии.

Открытие неизвестных письменных источников - дело почетное. Вместе с тем, оно чрезвычайно ответственно, ибо закладывает фундамент нового видения мира античности. «Книга Велеса», которую всячески популяризует Асов, до сих пор не признана официальной наукой. Асов одним из первых привлек внимание научной общественности и к другому источнику, изданному С. Верковичем под названием «Веда славян. Обрядовые песни языческого времени, сохранившиеся устным преданиям у македонских и фракийских Болгар-Помаков» (СПб., 1881). Тираж этой книги, благословенной императором Александром II, исчез, а вокруг самого текста был организован заговор молчания. Современный перевод и научные комментарии к «Веде славян» могут прояснить многие спорные вопросы истории и этногенеза наших предков.

Увлечение сенсационными находками не должно перечеркивать плоды многолетних усилий нескольких поколений ученых. Здесь мы имеем в виду уже не классиков, а наших современников - энтузиастов и рядовых работников науки, таких как В. Кандыба, В. Кобычев, П. Третьяков, В. Янин. Труды этих и других авторов, содержат материалы и обобщения, без анализа которых не обойтись при реконструкции достоверной картины прошлого.

Когда мы говорим о новых источниках, мы всегда должны иметь в виду, что таковые не сводятся к письменным, так называемым вербальным текстам. Нельзя ограничиваться комментированием той или иной книги, какой бы ценной она ни была. Талмудизм как метод имеет свои достоинства, но он явно недостаточен для полноты знаний противоречивого, многомерного и многообразного мира. Сама окружающая действительность, сама природа и человеческая история должны рассматриваться нами как открытая книга. Этот метод в современной науке называется семиотикой, разделом знаний о системах знаков различного порядка, включая вербальные. Одним из главных направлений исторической семиотики является топонимия, наука о географических именах. Данные топонимии помогают нам проследить исторический путь миграции энетов на пространствах Евразии - от Анатолии до Скандинавии и Бретани. Он проходил по нескольким маршрутам: по Дунаю и по Одеру, из Адриатики - в Прибалтику, Грецию и Понт Эвксинский. Наиболее известен так называемый «янтарный путь». Метод исторической семиотики проливает дополнительный свет на историю Норика, старинной земли, вошедшей в состав Западной Римской империи. В русской литературе Норик мало исследован. По свидетельству А.И. Донченко, комментатора «Жития св. Северина», исторические судьбы этого Центральноевропейского региона «практически не были предметом тщательного анализа русских историков».

А ведь значение Норика для славян трудно переоценить. Автор «Повести временных» лет не случайно помещает свою знаменитую фразу «Нарци еже суть Словъне» в самое начало летописи, где речь идет о происхождении славян «от племени Афетова».

Самостоятельную отрасль знания составляет теонимия, наука об именах богов, выросшая из древней космогонии. Некогда среди жрецов был специальный круг посвященных, хранивших память о богах, сотворивших мир. Пример такого рода сведений мы находим в «Теогонии» Гесиода.

Русская наука не стоит на месте. Она сделала немало открытий в области славянского этногенеза, накопила множество любопытных фактов. Для их проверки весьма полезен такой метод, как дополнительное привлечение независимых исследований зарубежных школ. Обмен информацией и мнениями по вопросу о венетах даст, безусловно, положительное значение.

Список литературы

Бор, М., Томажич, И., Шавли, Й. Венеты: наши давние предки / М. Бор, И. Томажич, Й. Шавли. - М., 2003. С. 53-70.

Гриневич, Г.С. Праславянская письменность. Результаты дешифровки. Т.1./ Г.С. Гриневич. - М., 1993. С. 163-214.

Иванов, A.M. История венетов / A.M. Иванов // Национальная демократия. -1985. - №1. С.13-27.

Кузьмин, А.Г. Кто в Прибалтике «коренной?» / А.Г. Кузьмин. - М., 1993.

С. 4.

Тулаев, П.В. Венеты: предки славян / П.В. Тулаев. - М., 2000. С. 35-121.

Рязанова JI.A., исторический факультет Научный руководитель: ст. преп. A.B. Голдобин

Воплощение в Краткой редакции Русской правды правовых идей элиты Древнерусского общества

«В XI Государство Российское могло, как бодрый пылкий юноша обещать себе долголетие и славную деятельность. Монархи его в твердой руке держали судьбы миллионов, озаренные блеском побед, окруженные воинственной. благородной дружиной, казались народу полубогами, судили и рядили землю, мановением воздвигали рать и движением перста указывали ей путь к Боспору Фракийскому, или к горам Карпатским. В счастливом отдохновении мира государь пировал с вельможами и народом, как отец среди семейства многочисленного. Пустыни украсились городами, города - избранными жителями; свирепость диких нравов смягчилась верою христианской; на берегах Днепра и Волхова явились искусства византийские. Ярослав дал народу свиток законов гражданских, простых и мудрых, согласных с древними немецкими» (Карамзин, 1991, с. 5). Именно так в трех предложениях Н.М. Карамзин описывает первые этапы развития института Древнерусского государства. Яркий пример сухой констатации исторических фактов, смягченных поэзией языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.