Научная статья на тему '«Междуводье», «Обряд гвоздя» и сакральное число 8 как этнические атрибуты венедов и славян'

«Междуводье», «Обряд гвоздя» и сакральное число 8 как этнические атрибуты венедов и славян Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
4791
232
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛАВЯНЕ / ВЕНЕДЫ / «ОБРЯД ГВОЗДЯ» / СОЛНЕЧНЫЙ КАЛЕНДАРЬ / СЛАУТНОЕ / «THE NAIL RITUAL» / CLAUDO / SLAVS / VENDS / SOLAR CALENDAR / SLAUTNOE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гурченко Леонид Александрович

Главной задачей статьи является попытка рассмотреть некоторые аспекты сознания венедов и славян с целью прояснить, с какими этнокультурными элементами имеет тесную связь смысл слов «славяне» и «словене», для чего был привлечён материал из истории культуры, этнологии и географии. В статье нашла подтверждение и точка зрения в современной отечественной славистике об общих этноисторических судьбах венедов и древнейших славян.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«Mezhduvod’e», «the nail ritual» and the sacred number eight as ethnic attributes of the Vends and Slavs

The paper makes an attempt to examine some aspects of Vends and Slavs consciousness to clarify what ethnic and cultural elements have a close relation to the meaning of the words «Slavs» and «Slovens». The materials for the paper were drawn from the history of material culture, ethnology and geography sources. This article has also confirmed the point of view of modern Slavic research about common ethnic-historical destiny of Vends and ancient Slavs.

Текст научной работы на тему ««Междуводье», «Обряд гвоздя» и сакральное число 8 как этнические атрибуты венедов и славян»

«МЕЖДУВОДЬЕ», «ОБРЯД ГВОЗДЯ» И САКРАЛЬНОЕ ЧИСЛО 8 КАК ЭТНИЧЕСКИЕ АТРИБУТЫ ВЕНЕДОВ И СЛАВЯН

Л. А. Гурченко

Поиски значения и смысла слова «славяне» породили много версий, в числе которых, например, латинское cluo — «очищаю», cloaca — «канализационный стою>, польское Slowien — «медленно зреющий лён». На первый взгляд литовскому названию деревни Slavenai на реке Slave1 как будто соответствует праславянское * Slovene, однако данная версия теряет доказательную силу в связи с тем, что названия топонимов и гидронимов с основой slav-, slov- необязательно связаны с названием населения и являются географической характеристикой мест его обитания.

Подобало бы начать с того, что смысл названия «славяне» следует искать у коренных венедов, живших вдоль излучины Адриатического моря по соседству с североиталийскими этрусками. Но как искать, когда от венедов сохранилось небольшое количество коротких надписей и слова «славяне» там нет? Надписей оказалось достаточно только для указаний на то, что язык венедов италийский и некоторые детали его свидетельствуют о каких-то связях с балтийскими языками, поэтому венедов Северной Европы принято считать славянами2. Имя славян упоминает в VI в. Иордан в связи с имеющимися у него сведениями о разделении венедов на три рода: венедов, славян и антов. То есть о славянах сказано открытым текстом в то время, когда венеды находились не только в Северной Италии, но и в Северной Европе и никаких этрусков по соседству уже не существовало. И тем не менее мысль о том, что наименование «славяне» следует искать в кулыуре североиталийских венедов, связанной в какой-то мере с культурой этрусков, опровергнуть или отклонить как случайную и произвольную, нельзя. Поэтому в проблеме разрешения трудностей, связанных со словом «славяне», особое место занимает этрусская пространная посвятительная надпись «А» на золотой пластине из Перги (500 г. до н. э.):

Надпись «А»

1. ita tmia icac he- Этот вотив и эти храмо-

2. ramSva vatiexe вые дары, пожертвованные

3. unialiastres themia- Юноне-Астарте, соору-

4. sa mex htuta htefa- жены. Правящий государством Тефа-

5. riei velianas sal рий Велиана во время обряда

6. cluvenias turu- вбивания гвоздя подарил их

7. ce munistas thuvas для этого святилища

8. tameresca ilacve и храмовой пристройки по божественному

9. tulerase nac ci avi- определению. И вот три года

10. 1 hurvar tesiameit- как в октябре при погребении...

11. ale ilacve alsase божества...

12. nac atranes zilac- и вот слугу своего за этот

13. al seleitala asnaSv- зилатов дар. Что касается ста-

14. ers itanim heram- туй в этом храме,

15. ve avil eniaca pul- то их годы как звёзд-

16. umxva ды.

Словенский исследователь Й. Шавли в своей книге «Венеты: наши древние предки», изданной в 2003 г. в Москве, присоединился к А. Берлогу, воспользовавшемуся материалом словенского языка при расшифровке этрусской надписи из Перги, и появилось, говорит Шавли, «возможно, впервые славянское наименование в форме Cluveni, которое может указывать на то, что сами венеты называли себя именем словены». При этом он умолчал, что в латинско-этрусском слове Cluvenias обнаруживают clav (cluv) — основу латинского clavus «гвоздь» с типичным этрусским оформлением прилагательного в генетиве (в родительном падеже): суффикс еп, окончание s. Таким образом, выражение в этрусской надписи sal cluvenias (sal «обряд») можно перевести как «обряд гвоздя»3 или «гвоздевой обряд». Выходит, что слово cluvenias, которое близко соответствует наименованию «славяне» (но не «сло-вене»!), обозначает не этнос, а гвоздь. Думаю, что не стоит резко перечить Шавли и наводить тоску на славянофилов, тем более что Шавли в конце концов прав: sal cluvenias имеет отношение к венетам-славянам, но совсем с другой стороны. История многовариантна. И не одно, а несколько наименований связано с этносом. Каждое одновременно присутствует и отсутствует в связи с происходящими изменениями. Сами себя венеды называли avainach — «люди, живущие на берегах рек или на воде», а латины дали этому названию форму veneti. В таком случае нам следует обратить внимание на майнсковенедский реликт в виде формы *med- в немецком топониме Med-bach, который специально рассмотрен О. Н. Трубачёвым. Он близок форме предлога med ‘между’ в некоторых южнославянских языках. Medbach близок словенскому топониму Medvode, объясняемому из *medvodjane ‘межводяне’4, что напрямую соотносится с самоназванием венедов avainach.

Одновременно заслуживает внимания составное латинское слово Veneratio «почитание, культ (солнца и луны)»5, в котором venus — «красота», ratio — «считать, подсчитывать». Поэтому содержание этого слова можно передать в таком виде: «красота подсчёта» (в культе солнца или луны), — что наводит на мысль о календаре. Дело в том, что «по унаследованному от этрусков обычаю, римляне ежегодно, в сентябрьские иды, вбивали в стену храма Юпитера гвоздь; по этим гвоздям и вёлся счёт годам»®. Но соседями этрусков были также венеды на западном побережье Адриатического моря. За основу своего письма венедами была взята в V в. до н. э. этрусская модель7. По-видимому, из того же источника, от этрусков, был унаследован венедами и календарь солнечного года, открывавшийся в марте. Окончание старого и начало нового года этруски отмечали религиозной церемонией торжественного вбивания гвоздя в стену в храме богини судьбы Нортии в Вольсиниях, столице этрусского двенадцагиградья. Значение этого обряда неясно до сих пор. Его варианты с античных времён до наших дней выглядят так: с помощью вбитых в стену храма гвоздей вёлся отсчёт лет; гвозди в стене храма—дань судьбе, позволившей завершить год; «гвоздевой обряд» — элемент концепции этрусского времени, которое в этом мире определено этрусскому народу (общее количество — восемь веков); «годичный гвоздь» — представление о связи вбиваемых в стену храма гвоздей со звёздами — символизировал появление звезды данного года (автор версии А. И. Немировский увязывал её с «тёмным смыслом» окончания надписи «А» на

золотой пластине из Пирги: «Что касается статуй в этом храме, то их годы как звёзды»)8.

Не стоит в таком случае пренебрегать намёком на существование у венедов, а затем у славян календаря солнечного года, который начинался в марте. Только календарь венециан (венетов), а также восточных и южных славян начинался в марте: шов УепеШв («венетский обычай») — так называли этот мартовский стиль в Европе9. Между прочим, как некое проявление обычая вбивания гвоздя в стену храма, можно принять обычай украинцев и белорусов, связанный с культом предков, стучать в стену и приглашать мороз на кутью. «Чистый четверг» — это день, с которым, по сведениям выдающегося русского этнографа Д. К. Зеленина, в восточнославянском народном календаре связано наибольшее количество обрядов. Многие из них свидетельствуют о том, что в старину с этим днём совпадало празднование Нового года, который раньше начинался в марте. Вероятно, не без связи с новогодним праздником весной именно в этот день в первый раз приглашают умерших предков к домашнему очагу, топят для них баню и готовят угощение. У русских повсеместно сохранилась овсяная каша (или овсяный кисель. — Л. Г.), ритуальное блюдо Чистого четверга, которым в этот день угощают персонифицированный мороз. Украинцы и белорусы приглашают на кутью также мороз, причём стучат в стену, открывают окно (волоковое окно над печью10) и приговаривают: «Мороз! Мороз! Иди кутью есть, а если не хочешь, то уже не ходи совсем!»11 Правда, украинцы и белорусы приглашают на кутью мороз и стучат при этом в стену не в Чистый четверг, т. е. не в Новый год, который в прошлом начинался в марте и приходился на четверг, а в рождественские праздники, в сочельник. Тем не менее не без связи с новогодним праздником появился, как было сказано, обряд культа предков, обычай кормления дедов-покойников и сочетание Дед Мороз.

При описании очевидцами внутренних помещений языческих храмов славян я только в одном случае наткнулся на гвоздь. По свидетельству Саксона Грамматика (XII — начало XIII вв.), в г. Коренице на о-ве Рюгене в одном из трёх храмов стоял дубовый идол главного бога Руевита громадных размеров о семи лицах: «...семь мечей в ножнах было привязано к его боку на одном поясе, а восьмой, вынутый из ножен, идол держал наголо в правой руке, и был он крепко прибит к ней гвоздём»12. В балто-славянской мифологии Руевит — бог войны, отождествляемый западноевропейскими хронистами с Марсом13. Сведения о полномочиях этого бога ограничены. Поэтому подсказкой могут служить сохранившиеся представления европейских язычников о племенных богах со сходными полномочиями главного племенного бога у народов, с которыми соприкасались венеты-славяне. Этрусский Марис-Марс — бог нарождающегося года, начинавшегося в марте; у римлян Марсу был посвящён март — первый месяц древнего календаря, когда совершался обряд изгнания зимы — «старого Марса»; Марс — начало и конец. Ему были посвящены начинавшие и завершавшие сезон военных походов церемонии очищения коней, оружия, музыкальных инструментов; Марс — хранитель общины; в западных провинциях с Марсом часто отождествлялись главные боги племенных и территориальных общин14. У кельтов это был бог Дагда, «отец племени, его покровитель и

благодетель... (У них) не было “специализированных” богов войны, мудрости или солнца, что указывает на всеобъемлющие полномочия их племенных покровителей... (Культ Дагды) был связан с главным праздником под названием Самайн, в переводе на современный календарь он устраивался 1 ноября, но главные торжества приходились на канун этого дня. Самайн символизировал конец одного года и начало следующего»15.

Нетрудно понять, что у Руевита были «всеобъемлющие полномочия» как у названных богов. Однако нас, конечно, занимает смысловая сторона мечей у Руевита, идола о семи лицах с восьмью мечами, семь — на поясе в ножнах, а восьмой — наголо в правой руке, крепко прибитый к ней гвоздём. Символика меча обнаруживается в словах со значением «меч». «Они могли соотноситься со словами, означающими “жить” от основы “творить”: готское hairus — “меч”, но осетинское coeryn — “жить”. Меч связан с понятием божественного творения, поэтому он соотносится и с понятием слова — символом творящего божества: английское word — “слово”, немецкое Wort — “слово”, но немецкое Schwert — “меч”. И самое главное, меч символизировал связь времён: литовское kardas — “меч”, но осетинское sard — “лето”, древнеиндийское sarad — “осень”»16. Не менее значимо и число 8 в религиозном мировоззрении этрусков, а затем, должно быть, у венедов и славян. Стремление исчислить сущее характеризует людей с давних пор. В соответствии с древними представлениями о значении чисел, «число является тайной, обладающей сверхъестественной силой, которая может принести как добро, так и зло (анимизм числа). Числа заключают в себе определённые “узлы отношений” Вселенной... Число 8 (двойной кватернер): 4 + 4 — рок (число 4, кватернер: 2 + 2 — закон)»17. Кроме того, «эзотерический смысл числа 8 состоит в том, что оно символизирует собой Провидение, Судьбу с её неотвратимостью, гармонию, закон причинно-следственной связи <.. .> восьмёрка символизирует вечное и спиральное движение циклов 8 <.. .> она представляет собой символ перемены, изменения, поворота, новизны»18. После окончания цикла, как было замечено, наступают изменения, повороты, новизна. Впечатляющий пример из русской жизни — период существования Пантеона языческих богов в Киеве, созданного Владимиром Святославичем, 980-988 гг. По истечении восьми лет наступил поворот — Крещение Руси. Ещё пример из русских древностей. В 996 г. пришли печенеги к г. Васильеву, креститель Руси Владимир вышел против них с небольшой дружиной и не смог устоять, побежал и укрылся под мостом от врагов. И обещал, избежав опасности, поставить в Васильеве церковь Преображения, потому что было Преображение Господне в день битвы. Спасшись, Владимир поставил церковь и сотворил великий праздник. Праздновал князь восемь дней и возвратился в Киев19 (но ср. значение восьмого месяца — августа — в судьбах новой России).

Что касается этрусков, об этом можно судить на основании сведений Плутарха в его сочинении «Сулла». «Существуют, говорили этрусские толкователи знамений, восемь человеческих поколений, различающихся между собой нравами и укладом жизни, и для каждого божеством отведено и исчислено время, ограниченное кругом большого года (123 года? — Этрусский герой Маре-Марис прожил

три жизни, каждую по 123 года20). Когда же этому кругу приходит конец и начинается новый, всякий раз то ли из земли, то ли с неба приходит какое-нибудь удивительное знамение, чтобы те, кто размышлял над такими вещами и умудрён в них, тотчас поняли, что в мир явились люди, и живущие, и мыслящие по-иному...» [Plut. Sulla. VII].

Наша цель — определить, откуда получил начало этнический путь названия и самоназвания части венедов «славяне». После доклада академика В. В. Седова «Этногенез ранних славян», заслушанного в ноябре 2002 г. на заседании Президиума РАН21, мы не считаем дискуссионным вопрос: славяне ли венеды? До этого доклада не происходило заметного сдвига в решении проблемы этнического родства венедов и славян, несмотря на важное замечание О. Н. Трубачёва о том, что «огульно оспаривать славянскую принадлежность венедов и антов неразумно»22.

Рассмотренные календарно-религиозные новогодние обряды солнечного календаря славян, а также символика восьми мечей у Руевита в тесной связи с концепцией этрусского времени, с культом племенных богов и религиозными церемониями накануне Нового года у соседних со славянами народов—этрусков, римлян и кельтов—делает реальной версию о происхождении названия «славяне» от этрускоримского «обряда гвоздя» — sal cluvenias. По этому поводу нужно заметить, что наименование, полученное народом со стороны, переходит иногда в самоназвание, убедительный пример представляют кельты. Римляне называли их галлами, а многие древнегреческие авторы упоминают их под именем галатов. Однако «Диодор Сицилийский, Цезарь, Страбон и Павсаний говорят о том, что galli и galatae были тождественными обозначениями для keltoi / celtae»23. Есть мнение, что римляне называли кельтов галлами по сходству кельтских друидов с Gallus, Gallae, так называли жрецов Кибелы — те и другие приносили человеческие жертвоприношения. Нечто подобное мы видим и в нашем случае: венетов могли называть славянами в связи с «обрядом гвоздя» в канун Нового года солнечного календаря, унаследованного от этрусков и ранних римлян, в основе этого имени, ставшего самоназванием одного из союзов племён, латинское слово clavus — «гвоздь». В этой связи стоит упомянуть замечание О. Н. Трубачёва о том, что «все исследователи интуитивно понимают, что название *slovene не было изначальным»24. Со своей стороны считаем, что название словене, связанное со словом, является опосредованным традицией обитания венедов на берегах рек или на воде. Связь венедов с водой просматривается в названии самого большого озера в Верхней Италии — lacus Benacus — Бенак, ныне Lago di Garda, и в самоназвании венедов avainach, что охватывается славянской формой, относящейся к велико-моравской эпохе, в названии Венеции — въ Бьнатъцихъ: Венеция у чехов Benatky25. Вергилий в «Энеиде», при описании венетов, союзников троянцев, упоминает Бёнака в качестве бога озера Бенак, откуда вытекает р. Минций:

Минций, Бёнака сын, тростником увенчанный бледным,

По морю вёл сосновый корабль, на врага устремлённый.

[Verg. Aen. X, 205-206]

К примеру, скифы о своём происхождении говорили, что они произошли от Таргитая, родителями которого были Зевс и дочь реки Днепра [Нг. Ы. IV, 5]. У тех же скифов выдра — священное животное богини реки, покровительницы плодородия26. Сведения первостепенной важности на этот счёт имеются в одной из отречённых русских книг, изданных Н. Тихонравовым: «Куманин (половец) пардус есть. Русин (подразумевается славянин. —Л. Г.) видра есть»27. Кстати, слово выдра представляет древнюю ступень чередования в слове вода28, что заставляет упомянуть об одном из навыков славян, о котором говорит византийский полководец Маврикий (VI в.). «Живут они (славяне) среди лесов, рек, болот и труднопреодолимых озёр <...> мужественно выдерживают [пребывание] в воде, так что часто некоторые из них, оставшиеся дома и внезапно застигнутые опасностью, погружаются глубоко в воду, держа во рту изготовленные для этого длинные тростинки, целиком выдолбленные и достигающие поверхности воды; лёжа навзничь на глубине, они дышат через них и выдерживают много часов, так что не возникает на их счёт никакого подозрения»29.

Думаю, что этих фактов достаточно, чтобы считать допустимым начать говорить о сравнимом сознании у венедов и славян, о так называемом менталитете.

О венедах Северной Италии известно из сообщения Полибия и других источников, что этот народ жил на разбросанных близ берегов островах, а также среди каналов вблизи от устьев рек, занимаясь земледелием, скотоводством, мореплаванием и торговлей [Ро1. II, 17, 5]30. На основании существующих известий о местах расселения древних славян историк В. В. Кучма сделал следующий вывод: «Территория, избираемая славянами для расселения, должна была отвечать двум основным условиям: быть пригодной для занятия земледелием и животноводством (мы бы добавили: и торговлей), а также защищённой самой природой». Источники свидетельствуют об изобилии у славян продовольствия и скота, в том числе лошадей31.

Теперь самое время остановиться на эпитете Днепра «Словутич» в «Слове о полку Игореве», сюда же волынский город Славута на р. Горынь, пос. Слаутное на крайнем севере Камчатского края, и латинское слово с1аыёо, а также на связи более позднего *$1о\епе со слыть, словутый, еловый. О Днепре Словутиче в Словаре М. Фасмера сказано: «Словутич — эпитет Днепра (СПИ), производное от *словутъ “знаменитый”. Первоначально, возможно, “полноводный”. Диалектное слов$тный “знаменитый, почитаемый, богатый”»32. Со времён Геродота, не знавшего р. Волги, запруженный порогами, запертый Киевскими горами Днепр считался самой полноводной после Дуная рекой. В знаменитом описании, оставленном Геродотом, все эпитеты Днепра и Правобережья до русла Южного Буга даны в превосходной степени. Эта река, сообщает Геродот, наиболее щедро наделена благами. Она самая прибыльная река: по берегам её простираются прекрасные тучные пастбища для домашнего скота; в ней водится в больших количествах наилучшая рыба; вода приятна на вкус для питья и прозрачна. Посевы вдоль берегов превосходны, а там, где земля не засеяна, расстилается высокая трава. В устье её само собой отлагаются огромные запасы соли (IV, 53). Таким знаменитым, почитаемым, богатым Днепр слыл ещё многие века. В. И. Даль к словам слыть, словутый, словущий, словутник

и, наконец, еловый приводит такие значения: хорошо слывущий, славный, прославленный, знаменитый, известный, знатный, богатый. А к еловый представлен летописный пример: «Воевода Тит, везде еловый мужьствомъ, на ратех и на ловехъ»33.

Если мы обратимся к городу Славута на р. Горынь, то и здесь увидим сходные природные ландшафты и сходные отрасли хозяйства, увидим, что этот город «щедро наделён благами». Горынь, правый приток Припяти, течёт по Волынской возвышенности в узкой долине с высокими и крутыми берегами. Подступы к этой реке не везде были хороши из-за многочисленных запруд, заболоченных участков, мельниц и дамб. Польский генерал Михаил Сокольницкий в рапорте «О способах избавления Европы от влияния России, а благодаря этому — и от влияния Англии», переданном Наполеону в Париже 10.02.1812 г., сообщал: «Помимо всех тех неисчислимых ресурсов, которые может предоставить в избытке эта богатейшая провинция, один только городок Славута с 1200 жителями, стоит его только занять, может предоставить тысячу прекраснейших лошадей для артиллерии»34.

Но, может быть, самое удивительное, что и место расположения пос. Сла-утное на севере Камчатского края отличается сходными природными ландшафтами и «щедро наделено благами». Оно расположено в труднодоступном месте в зоне очень сурового континентального субарктического климата в среднем течении р. Пенжина между руслами двух небольших речек Слаутная и Голодный ключ. Место полноводное, часто случаются наводнения, паводок держится до двух месяцев. Природные ландшафты отличаются большим разнообразием. Деревья — тополь, ольха, ива, рябина. Много кедрового стланика и ягодников. Много целебных растений. В местном редколесье довольно много медведей35.

Наряду со сходным географическим ландшафтом указанных мест, нельзя не коснуться типологии латинского слова claudo и древнерусского названия пос. Слаутное, между ними обнаруживается типологическая связь. Заметно некоторое сходство и значений этих слов: claudo [одного корня с clavis — ключ\ — запирать, запрудить; окружать: обнести, окружить что-либо чем-либо (употребляется в словосочетаниях для обозначения «быть защищённым с суши и с моря естественным укреплениями»; oratio clausa — «размеренная ритмическая речь», т. е. слова. — J1. Г.)36. Древнерусские названия Словутим, Славута и Слаутное по факту — малодоступные закрытые места, междуводъе, защищённые естественными укреплениями, «хорошо слывущие» еловые места, известные, богатые. Венетские племена, «гвоздяне», люди «гвоздевого обряда», cluvenias — славяне, населявшие такие места, могли воспринять впоследствии самоназвание *slovene. Так возникает простая схема: cluvenias —> славяне —*■ словене, не лишённая, на наш взгляд, содержания.

На расхожий вопрос, продиктованный едва ли «лучшими побуждениями»: если славяне были, то почему о славянах ничего не слышно до VI в.? — можно ответить словами, выражающими отношение римлян к венедам, которых они считали неисторическим народом, так как они жили не на континенте, а на разбросанных близ берегов островах и среди каналов вблизи от устьев рек. «Римляне считали их недостойными занимать какое-либо место в истории и оставляли их в неизвестности»37. Нечто подобное можно сказать о венедах-славянах: занимая описанные

выше традиционные места расселения, занимаясь земледелием, скотоводством и торговлей, они не соприкасались ни с Западной, ни с Восточной Римской империей в плане масштабных операций, как, например, кельты и германцы. И только к VI в. славяне вышли к границам Византийской империи в результате динамики миграционных процессов с севера на юг, явившихся, согласно концепции О. Н. Трубачёва, данью памяти о древних местах обитания: «...южная миграция славян была в своей первоначальной сущности возвратной»38.

Р. в. Если мы вели речь о древнейших славянах, будет нелишним показать антропологический тип, очень близкий к славянскому, который был знаком грекам в начале IV в. до н. э. Подразумевается изображение на луканском кратере около 380 года до н. э. троянского лазутчика Долона, захваченного в плен Одиссеем и Диомедом39.

Рисунок 1. Одиссей и Диомед захватывают в плен троянского лазутчика Долона. Фрагмент росписи луканского кратера. Около 380 до н. э. Лондон, Британский музей

1 ФасмерМ. Этимологический словарь русского языка. СПб.: Азбука, 1996. Т. III. С. 664—666.

2 Тит Ливий. История Рима от основания города. М.: Наука, 1989. Т. I, кн. V 10. С. 263. Примеч. № 83. С. 546.

3 Немировский А. И. Этруски. От мифа к истории. М.: Наука,1983. С. 88-89.

4 Гиббон Э. Закат и падение Римской империи. М.: Терра - Тегга, 1997. Т. IV. Примеч. № 54. С. 56; Трубачёв О. Н. Этногенез и культура древнейших славян. М.: Наука, 2003. С. 397; 318; Этимологический словарь славянских языков. М.: Наука, 1993. Вып. 18. С. 53.

5 Дворецкий И. X. Латинско-русский словарь. М.: Русский язык, 1976. С. 1063, стб. 1.

6 Там же. С. 194, стб. 1.

7 Немировский А. И. Этруски. С. 73.

8 Там же. С. 88,187-188.

9 Бережков Н. Г. Хронология русского летописания. М.: АН СССР, 1963.

10 Мифы народов мира. М.: Сов. энциклопедия, 1988. Т. 2. С. 176, стб. 2.

11 Зеленин Д. К. Восточнославянская этнография. М.: Наука, 1991. С. 391,401.

12 ФаминцынА. С. Божества древних славян. СПб.: Алетейя, 1995. С. 28.

13 Мифы народов мира. Т. 2. С. 389.

14 Там же. С. 119-120.

15 Пауэлл Т. Кельты. Воины и маги. М.: Центрполиграф, 2004. С. 131—133.

16 Маковский М. М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 1996. С. 220: «Меч».

17 Там же. С. 388-389.

18 Ключников С. Ю. Священная наука чисел. М.: Беловодье, 1996. С. 73-74.

19 Библиотека литературы Древней Руси / РАН. ИРЛИ; под ред. Д. С. Лихачёва, Л. А. Дмитриева, А. А. Алексеева, Н. В. Понырко. СПб.: Наука, 1997. Т. 1: Х1-ХП века. С. 138-140.

20 Немировский А. И. Этруски. С. 189,203.

21 Седов В. В. Этногенез ранних славян // Вестник Российской академии наук. 2003. Т. 73. № 7. С. 594-605.

22 Трубачёв О. Н. Этногенез и культура древнейших славян. С. 250.

23 Пауэлл Т. Кельты. Воины и маги. С. 17.

24 Трубачёв О. Н. Этногенез и культура древнейших славян. С. 93.

25 Лавров П. А. Материалы по истории возникновения древнейшей славянской письменности II Труды славянской комиссии. Л.: АН СССР, 1930. Т. I. С. XX.

26 Членова Н. Л. Волга и Южный Урал в представлениях иранцев... // Советская археология. 1989. № 2. С. 284.

27 Тихонравов Н. Памятники отречённой русской литературы. СПб.: Тип. изд-ва «Общественная польза», 1863. Т. 2. С. 440.

28 ФасмерМ. Этимологический словарь русского языка. СПб.: Азбука, 1996. Т. I. С. 330.

29 Маврикий. Стратегикон // Свод древнейших письменных известий о славянах. М.: Наука, 1991. Т. I. С. 369,371.

30 Гиббон Э. Закат и падение Римской империи. Т. IV. С. 57. Прим. № 57.

31 Маврикий. Стратегикон. С. 384, № 13; 386; 389; 392.

32 Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. Т. III. С. 673.

33 Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Русский язык, 1998. Т. IV. С. 227, стб. 1.

34 Хронос > Библиотека > О способах избавления Европы. 1ЖЬ: http//www.hrono.ru/libris/ НЬ_8/зоко1шску02.11Цп1 (дата обращения: 15.05.2013).

35 Википедия. иЯЬ: http://гu.wikipedia.org/wiki/%DO%Dl%DO%BB%DO%BO%Dl%8

3%Б1% (дата обращения: 12.05.2013).

36 Дворецкий И. X. Латинско-русский словарь. С. 193.

37 Гиббон Э. Закат и падение Римской империи. Т. IV. С. 57. Прим. № 57.

38 Трубачёв О. Н. Этногенез и культура древнейших славян. С. 116.

39 Мифы народов мира. М.: Сов. энциклопедия, 1987. Т. 1. С. 379.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.