Аксенов Константин Валерьевич, канд. экон. наук, доцент, [email protected], Россия, Орел, ФГБОУ ВПО «Государственный университет - учебно-научно-производственный - комплекс»
THE DIMANICHESKY ACTIVITY PRINCIPLES FORMING AND FUNTSIONIROVANII INNOVATIVE PROJECT MULTILEVEL CONTROL SYSTEM
K.V. Aksenov
The principles of design and the organization of innovative activity when forming andfunctioning a dynamic multilevel control system of sources of ensuring financial and economic activity in infrastructure sector of economy are considered.
Keywords: innovations, investments, management, state, infrastructure, project, technologies, dynamism, principle.
Aksenov Konstantin Valerievich, candidate of economy science, associate professor, [email protected], Russia, Orel, VPO "State University - teaching, research and production - a complex"
УДК 005.5 - 027.31
ВЕНЧУРНОЕ ИНВЕСТИРОВАНИЕ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД РАЗВИТИЯ НАНОИНДУСТРИИ РОССИИ
Ф.С. Васютин
В статье предлагается новый путь развития наноиндустрии России на основе применения инструментов венчурного финансирования с учетом возможных коммерческих и иных рисков. Кратко рассмотрен опыт зарубежных стран в применении методов венчурного финансирования.
Ключевые слова: нанотехнологии, наноиндустрия, венчурное финансирование, государственные гарантии.
Инновационные проекты в сфере нанотехнологий входят в первую группу стратегических проектов, ориентированных на опережающее развитие научно-технического потенциала, обеспечивающего глобальную конкурентоспособность России в важнейших технологических областях. В период до 2020 года наибольшее влияние на уровень экономической конкурентоспособности и национальную безопасность будет оказывать прогресс в нанотехнологиях, 1Т-индустрии, новых материалах и биотехнологиях.
В числе основных тенденций инновационных программ и стратегий ведущих стран мира отмечается активизация государственных усилий по созданию наноиндустрии, обеспечению достаточности ее финансирования. В этой связи страны Западной, Центральной и Восточной Европы, а также
Япония, Китай, Южная Корея, Сингапур и другие страны предпринимают активные меры по стимулированию развития венчурного финансирования нанотехнологий.
Необходимость дальнейшего развития наноиндустрии и ускорение ее интеграции в глобальную инновационную среду в России признана на разных уровнях. Утверждена и реализуются «Стратегия развития наноиндустрии». За пять лет реализации Стратегии решены две важные задачи, поставленные разработчиками: 1) создана Национальная нанотехнологическая сеть; 2) «сформирован фундамент для быстрого роста промышленных производств, использующих нанотехнологии в своем производственном цикле» [4].
Однако стоит заменить, что результаты развития нанотехнологиче-ского производства пока не так заметны. В 2014 году количество предприятий и организаций наноиндустрии, осуществляющих производство нанотехнологий, выросло до 287 (56 из них относятся к проектным компаниям ОАО «РОСНАНО»). Продукция указанных предприятий в 2014 году была реализована на общую сумму 25 млрд. руб., что составляет менее 0,16% мирового рынка нанотехнологических товаров и услуг. Из них проектными компаниями ОАО «РОСНАНО» было реализовано продукции на сумму 11,3 млрд. руб., вместо запланированных 20 млрд. руб. При этом Программой развития наноиндустрии в РФ до 2015 года планировалось, что в 2014 году объем продаж наноиндустрии составит 240 млрд. руб. или 0,8% мирового рынка [2].
Очевидно, что, несмотря на достигнутые определенные успехи в освоении глобального нанотехнологического рынка, в складывающихся условиях сегодня стоит задача по поиску новых путей развития отечественной наноиндустрии.
Стоит отметить, что решением Правительства Российской Федерации (протокол заседания Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции от 5 февраля 2015 г. № 1) для повышения устойчивости функционирования российской экономики, а также снижения негативных последствий от возможных кризисных явлений был утвержден перечень системообразующих организаций, в который вошли 199 организаций.
Предоставление господдержки предприятиям из данного списка должно быть обусловлено требованиями выполнения этими организациями программ реструктуризации и повышения эффективности. При этом отдельное внимание будет уделяться содействию этим предприятиям в деле устранения административных, законодательных и трудовых барьеров, так или иначе препятствующих ведению бизнеса в соответствующих секторах экономики. ОАО «РОСНАНО» в данный список включено не было [5].
В настоящий момент, одним из возможных путей развития отечественной наноиндустрии является формирование моделей венчурного финансирования нанотехнологий.
Венчурное инвестирование нанотехнологий - это сложное, комплексное явление, которое отличается многообразием форм и подходов к формированию его системы и механизма в разных странах.
В своем классическом понимании венчурное инвестирование может быть охарактеризовано как долгосрочное прямое частное инвестирование в зародышевые и начальные стадии развития компании-реципиента, реализующей инновационный проект в высокотехнологичных отраслях экономики, не являющейся публичной компанией.
Венчурное инвестирование отличается высокой степенью риска, потенциально высокой доходностью, стремлением инвестора к получению как можно большего контроля над компанией-реципиентом. Также оно сопровождается вложением в компанию-реципиента не только финансовых средств, но и знаний, навыков и опыта венчурных инвесторов или, при осуществлении венчурного инвестирования через специфических посредников, - знаний, навыков и опыта венчурных профессионалов в области маркетинга, стратегического и финансового менеджмента и т.д. [3].
В последние годы российская наноиндустрия становится все привлекательнее для фондов прямых и венчурных инвестиций. Можно говорить о двух основных особенностях российской венчурной индустрии, обусловленных историей ее возникновения:
1) большинство венчурных фондов, действующих в России, являются, по сути, фондами прямых инвестиций. В традиционном понимании основным объектом венчурных инвестиций должны быть технологически ориентированные компании;
2) преобладает иностранный капитал.
Хотя объем венчурных инвестиций нанотехнологий не так уж велик в сравнении с общим объемом всех категорий и видов финансирования в мировой экономике в целом, именно венчурное инвестирование приобретает сегодня значение фактора успешного развития высокотехнологичных отраслей и экономик стран, ориентированных на высокие технологии. Именно этого рода инвестиции, обеспечивая стартовый финансовый толчок малым компаниям, реализующим инновационные проекты в указанных отраслях, обеспечивают не только дальнейший рост и объем отрасли, но ее расширение за счет новых, ранее не существовавших видов продукции или деятельности.
Новизна, а соответственно, высокие технологические и маркетинговые риски нанотехнологий предопределяют венчурный характер соответствующих инновационных проектов, который в том числе связан с финансированием предприятий на ранних стадиях развития и поэтому сопряжен с высокой степенью коммерческих рисков в ожидании высоких значений отдачи на вложения в виде внутренней нормы доходности, которая для венчурных инвесторов в инновационные проекты превышает 40%.
К коммерческим рискам относят те риски бизнеса, которые связываются с возможными потерями капитала инвесторов или кредиторов вслед-
ствие неудачных реализаций инвестиционных замыслов. В силу венчурности практически всех проектов по использованию нанопродуктов применение известных методов оценки рисков и возникающих будущих денежных потоков наличности от продажи нанопродуктов чрезвычайно затруднено.
Тем не менее, существует оценка осуществления инвестиций на основе формулы чистой приведенной стоимости:
г
УРУ = -С + У + РГСго, ° ¿О + г)1
где КРУ - чистая приведенная стоимость инвестиционного проекта, С0 -инвестированные средства в начальный момент времени, С1, С2, С3 - операционные потоки наличности за первые три года эксплуатации проекта, г - ставка дисконтирования, РУСго - приведенная стоимость реального опциона, встроенного в проект, предоставляющего право инвестору изменять ход проекта для достижения максимального экономического эффекта, т.е. существует возможность расширять проект, прерывать во времени, отказываться от проекта на любой стадии инвестирования, продавать проект в любой момент времени.
В отношении наноиндустрии чрезвычайно актуален вопрос о выборе ставки дисконтирования - г. У всех инвесторов транснациональных компаний существуют завышенные ожидания от инвестиционных решений. Все они хотят стать владельцами результатов первой волны («снятия сливок»). Это значит, что мысленный пробой кривой инвестиционного равнодушия у этих инвесторов будет лежать в пределах 50-150% годовых на вложенный капитал.
С другой стороны, ожидания подобной доходности вызваны высоким риском этих инвестиционных вложений, а диверсификация проектных инвестиций только по нанорешениям не позволит снизить несистематический риск каждого проекта, т.к. время прорыва в этой области знаний еще не наступило.
Фундаментальные исследования чрезвычайно дороги и в условиях кризиса и дефицита капитала будут вынуждать инвесторов «сваливаться» на точечное финансирование. На первом этапе выиграют те, кто, являясь лидером рынка своей продукции, потратят маржинальный доход на придание новых свойств своей продукции из области нанопродуктов.
В этом случае их устроит доходность в пределах традиционной по данной отрасли, т.е. ставка дисконтирования будет лежать в пределах доходности лидера отрасли плюс премия за уникальность продукции 10-20%. Однако, такие компании имеют ограниченный инвестиционный ресурс, представляющий собой, как правило, сумму амортизационных отчислений и чистой прибыли после налогообложения. В условиях кризиса эти источники денежных средств, как правило, у всех компаний невелики.
Другой составной частью коммерческого риска после инвестиционного является рыночный. Однако в силу того, что до создания конкурентного рынка нанопродуктов и нанорешений существует горизонт 4-6 лет, данный риск следует отнести к долгосрочным неопределенностям.
Кредитным риском следует пока пренебрегать, поскольку коммерческие кредиторы, финансирующие подобные исследования на условиях ссудности капитала, практически отсутствуют.
Следует заметить, что последнее слагаемое в формуле чистой приведенной стоимости, определяющее стоимость реального опциона является чуть ли не единственной стратегической защитой инвестора, который должен, принимая решение о входе в нанопроекты наноиндустрии, оговорить со стороной, принимающей инвестиции, или с третьим лицом (например, государством) порядок получения компенсационных благ в случае провала проекта.
Естественно, что в случае успеха третье лицо должно становиться одним из акционеров или получить фиксированное привилегированное вознаграждение. Фактически, это и есть механизм частно-государственного партнерства, который становится важным механизмом управления проектными рисками для нанорешений [1].
В настоящий момент ОАО «Российская венчурная компания» и сеть региональных частно-государственных венчурных фондов являются основными инструментами государственной поддержки развития системы венчурного инвестирования в РФ. Их создание нацелено на то, что государственные средства, инвестируемые в венчурные фонды, будут снижать риски частных инвесторов, входящих в эти фонды, и играть роль катализатора в привлечении частных средств в венчурную индустрию страны.
В связи с этим целесообразным является расширение набора применяемых в России механизмов стимулирования развития венчурного финансирования путем предоставления государственных гарантий по заемным средствам венчурных фондов.
Указанный механизм, нацеленный на снижение рисков инвестирования в долговые ценные бумаги фирм венчурного капитала и стимулирование роста венчурных инвестиций, хорошо зарекомендовала себя в США в рамках программы Инвестиционных компаний для малого бизнеса.
В США венчурное инвестирование является наиболее развитым в мире и представлено в виде разнообразных моделей и организационных форм, в рамках которых инвесторы руководствуются различными целями, используют разные механизмы принятия решений и управления инвестициями, их деятельность отличается степенью ответственности за результаты инвестирования.
Основным механизмом в области государственной поддержки венчурного инвестирования в США является программа Инвестиционных компаний для малого бизнеса, в рамках которой предоставляются государ-
ственные гарантии по облигациям, выпущенным фирмами венчурного капитала. В связи с большими убытками США отказались от поддержки венчурного инвестирования с использованием механизмов участия в собственном капитале фирм венчурного капитала.
Венчурное инвестирование имеет большое значение для экономики США, поскольку венчурный капитал стимулирует инновации, составляющие основу американской экономической модели, и поддерживает быстрорастущие компании, которые со временем становятся существенной частью экономики страны.
Сегодня многие крупнейшие мировые компании высокотехнологичных отраслей, такие как Microsoft, Intel, Apple Computer, GenenTech и другие, обязаны самим своим существованием именно венчурным инвестициям, которые позволили им реализовать их идеи на самом начальном этапе.
Более того, являясь залогом развития на микро-, мезо- и макроэкономическом уровне, прежде всего, вследствие того, что он является зачастую единственным источником финансирования начальных этапов этого развития, венчурный капитал способствует также и развитию трансферта результатов интеллектуальной деятельности другого рода, а именно знаний, идей и ноу-хау сразу в нескольких областях, касающихся предпринимательской деятельности и управления предприятиями [8].
Успешный опыт развития системы и механизма венчурного инвестирования, апробированный в других странах, безусловно, может быть и должен быть использован Россией, однако здесь следует учитывать и те конкретные практические примеры, когда опыт США, будучи перенесен в чистом виде, без изменения окружающей его инфраструктуры, правовой среды и т.п. «на почву» западноевропейских стран, оказывался неудачным и не давал нужного экономического эффекта.
Другими словами, необходимо не просто перенимать зарубежный опыт построения системы и развития механизма венчурного инвестирования, а обязательно адаптировать его к национальным особенностям в правовой области (так, например, существенные различия в правовых системах России и США вообще не позволят использовать отдельные элементы американского механизма венчурного инвестирования в России), готовить необходимую инфраструктуру, включая институциональную и т.п.
При этом необходимо учитывать, что венчурное инвестирование, как никакая другая категория инвестиций, тесно связана с человеческим фактором. Человеческий фактор в венчурных проектах проявляется на всех этапах: от поиска и оценки перспектив компании-реципиента венчурных инвестиций, до постинвестиционной стадии, при совместной деятельности по осуществлению инновационного проекта.
Следовательно, при использовании зарубежного опыта или при осуществлении международного венчурного инвестирования, необходимо
учитывать также и национальные образовательные и культурные особенности потенциальных участников венчурного проекта.
Венчурное финансирование может стать одним из главных инструментов интеграции технологического комплекса России в международный рынок высоких технологий и надежного обеспечения конкурентоспособности наукоемкой продукции.
Список литературы
1. Азоев Г.Л., Морыженков В.А., Елкин С.В., Харитонов В.В., Фирстов Ю.П. Методика оценки коммерческих, инвестиционных и иных рисков развития наноиндустрии и предложения по их снижению [Электронный ресурс]. Электрон. текстовые дан. Режим доступа: http: //www.agpl .ru/new-tep/materials-publ-economic/47. html
2. Доклад Минобрнауки России «О реализации первого этапа президентской инициативы «Стратегия развития наноиндустрии [Электронный ресурс]. Электрон. текстовые дан. Режим доступа: http://rusnor.org/upload/My/library/pravni.pdf. - Загл. с экрана.
3. Муслимова Г. Е. Мировые тенденции венчурного финансирования нанотехнологий: российские реалии, зарубежный опыт и возможность его адаптации. [Электронный ресурс]. Электрон. текстовые дан. Режим доступа:http://www.uecs.ru/uecs-39-392012/item/1145-2012-03-19-07-47-09
4. Наноиндустрия России: Существует ли она? Первый Конгресс предприятий наноиндустрии. 19.09.2012 [Электронный ресурс]. Электрон. текстовые дан. Режим доступа: www.gosbook
5. Протокол заседания Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции от 5 февраля 2015 г. № 1. [Электронный ресурс]. Электрон. текстовые дан. Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depsectoreconom/2015020801
6. Спицын Д.А. Государственная поддержка венчурного бизнеса в США // США - Канада: Экономика - Политика - Культура. 2010. №1.
7. Фесюн А.В. Региональные аспекты стратегии и тактики формирования наноиндустрии; под ред. д-ра экон. наук, проф. О. В. Иншакова ; Гос. образоват. Учреждение высш. проф. образования «Волгогр. гос. унта. Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2009. 154 с. 19.
8. Угнич Е.А. Венчурный капитал как фактор инновационного развития //Устойчивое развитие социально-экономических систем. Сборник научных трудов. Ростов-на-Дону: ПИ ЮФУ, 2008. С. 43-45. 20.
9. Фролов Д., Стратулат В. Развитие наноиндустрии и экономическая безопасность // Экономист. 2010. № 12. С. 19-25.
Васютин Филипп С., аспирант, [email protected], Россия, Орел, ФГБОУ ВПО «Госуниверситет-УНПК»
VENTURE INVESTING AS A NEW WAY OF NANOINDUSTRY DEVELOPMENT
OF RUSSIA
F. S. Vasyutin
The article offers a new path of development of nanoindustry in Russia on the basis of the application of the tools of venture financing taking into account the possible risks. Briefly discussed the experience of foreign countries in the application of the methods of venture financing.
Keywords: nanotechnology, nanotech, venture financing, public guarantees.
Vasjutin Filipp S, a graduate student, [email protected], Russia, Orel, VPO "State University-UNPK "
УДК 332.133.6:005.591.6
ИНСТРУМЕНТЫ И МЕХАНИЗМЫ ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ В УСЛОВИЯХ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ
С.С. Бахтина
Определено, что формирование условий для расширения масштабов производства конкурентоспособной продукции, создания новой импортозамещающей наукоемкой технологической продукции является приоритетом инновационной политики управления как на федеральном, так и региональном уровнях. Выделены эффективно функционирующие инструменты поддержки инновационноых проектов импортоза-мещения на региональном уровне. Предложены паспорт программы импортозамеще-ния на региональном уровне и перечень приоритетных проектов импортозамещения с учетом особенностей социально-экономического развития Орловской области.
Ключевые слова: инновационные проекты импортозамещения, меры государственной поддержки, программа импортозамещения.
Во многих стратегических отраслях промышленности России доля потребления импорта сегодня оценивается на уровне более 80% и создает потенциальную угрозу, как для национальной безопасности, так и для конкурентоспособности российской экономики в целом. В долгосрочной перспективе снижение импортной зависимости возможно за счет инноваций и стимулирования инвестиций в высокотехнологичные отрасли и создания новых производств.
По результатам анализа, проведенного Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в 2014 году, наиболее перспективными с точки зрения импортозамещения являются следующие отрасли: