ВЕЛИКИЙ ТЕНОР ВОСТОКА Джумаев Д.О.
Джумаев Дониёр Олимович - студент, кафедра «Академического пения и оперной подготовки», Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: 29 января великому тенору Исмаилу Джалилову, Народному артисту Узбекистана, Почетному профессору итальянской академии музыки Конкордия-Рома, профессору государственной консерватории Узбекистана, художественному руководителя Национального симфонического оркестра республики Узбекистан исполнилось 75 лет. Яркий и богатый событиями творческий путь прекрасного музыканта поражает своим разнообразием, он - блестящий образец для талантливой молодежи нашего времени. С уважением и любовью вновь обращаемся к его жизни, похожей на захватывающий роман, к его победам и достижениям, нынешнему этапу, окрашенному новыми видами активности и творческим проявлениям.
Ключевые слова: тенор, голос, опера, сцена, творчество, талант, музыкант, искусство, школа.
GRAND TENOR OF THE EAST Djumaev D.O.
Djumaev Doniyor Olimovich - student, DEPARTMENT "ACADEMIC SINGING AND OPERA TRAINING", STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: on January 29, the great tenor Ismail Jalilov, People's Artist of Uzbekistan, Honorary Professor of the Italian Academy of Music Concordia-Roma, Professor of the State Conservatory of Uzbekistan, Artistic Director of the National Symphony Orchestra of the Republic of Uzbekistan turned 75 years old. The bright and eventful creative path of a wonderful musician is striking in its diversity, he is a brilliant example for the talented youth of our time. With respect and love, we once again turn to his life, similar to an exciting novel, to his victories and achievements, the current stage, colored by new types of activity and creative manifestations. Keywords: tenor, voice, opera, stage, creativity, talent, musician, art, school.
Узбекистан - богат оперными звездами: Муяссар Разакова, Руслан Гафаров, Аваз Раджапов, Ольга Александрова, Дженисбек Пиязов их имена у всех на слуху. Один из самых ярких мастеров оперного искусства нашей Родины - Исмаил Туляганович Джалилов. Он выступал на одной сцене с такими артистами как Ирина Архипова, Владимир Атлантов, Зураб Соткилава, Владислав Пьявко, Елена Образцова и другие. Он является эталоном теноровой школы пения и образцом для подражания. Его человеческие качества -доброта, теплота, отзывчивость и широта души - не знают границ. Кроме творческой деятельности он также занимается и педагогической деятельностью. Он обучил и воспитал целое поколение талантливых учеников, которые с честью и достоинством представляют нашу Родину на мировых оперных сценах и занимают лидирующие места на международных конкурсах.
Свое детство он провел в школе-интернате и в то время очень любил заниматься спортом, был участником школьной баскетбольной команды. Мог легко забить мяч в кольцо с середины поля. Также, помимо спорта, много времени уделял чтению художественной литературы. Интересно отметить, что в музыкальной школе он не учился. Жизнь сложилась таким образом, что с 14 лет он начал работать на заводе. Но рутинная работа на конвейере, безусловно, тяготила полного идей и задумок, одаренного мальчика. В 17 лет после того, как он услышал пение Марио Ланца у него зародился интерес к искусству оперного пения. Затем он приобрел маленький магнитофончик. И по нему слушал голоса таких великих певцов как Муслим Магомаев Марио Ланца и многих других певцов. Вдохновляясь пением выдающихся мастеров, он старался повторять за ними и учиться их технике пения.
Начинал Исмаил Туляганович с эстрадного пения. На одном из вечеров «Веселый Ташкент» в рамках конкурса молодых исполнителей исполнил песню Муслима Магомаева «Шагает солнце по бульвару». После выступления его сразу пригласили в ансамбль «Синтез», в то время - самый известный эстрадный коллектив, а затем и в ВИА «Ялла», где был солистом. Следующей ступенью стало овладение оперным искусством, и уже ему посвятил всю свою жизнь. Опера стала его главной целью, мечтой, ради которой он был готов преодолеть все сложности и препятствия!
Важной вехой в жизни стало участие, через два года после поступления в Ташкентскую консерваторию. во Всесоюзном конкурсе вокалистов имени М.И. Глинки. Председателем жюри была выдающаяся российская певица, меццо-сопрано, авторитетный знаток вокальной техники, Народная артистка СССР Ирина Архипова. Она и сказала ему: «Ну, с таким верхним «До» ему надо в мир». Ещё она отметила, что школа у него немного слабая. О нем Архипова упомянула в газетном отклике по результатам конкурса.
После этого Исмаил Джалилов в 1976 году поступил в Московскую консерваторию на вокальное отделение в класс педагога замечательного мастера bel canto Зураба Соткилавы. Перед этим у Соткилавы учились Муслим Магомаев, Владимир Атлантов. Многие ученики Соткилавы уже выступали в легендарном миланском театре Ла Скала. И с этого времени у молодого узбекского певца появился совсем другой звук, произошли значительные перемены в лучшую сторону в вокальной технике. Ему хотелось изучать все новые и сложные арии. Он учился у Зураба Соткилавы 4 года. Далее по конкурсу был принят на работу в Большой Театр СССР, пройдя сложнейший конкурс.
Сложно сейчас представить, насколько это было непросто в то время. Ведь в жюри конкурса было 24 народных артиста! Справиться с волнением было очень непросто, но Исмаилу Джалилову удалось блестяще исполнить арию Рудольфа из оперы «Богема» Пуччини.
С 1979 по 1981 годах работал в Большом театре СССР. Он был в одной команде с Соткилавой, Атлантовым и Пьявко. Затем он вернулся в Узбекистан. В Ташкенте он поступил стажером в ГАБТ им. Алишера Навои.
Забавный случай из жизни.
Когда он работал стажером в ГАБТе Узбекистана, он еще не пел, а исполнял маленькие роли. В опере «Аида» он исполнял роль солдата. В день спектакля пришли его друзья с цветами, думали будет петь, а он просто шагал по сцене и стоял. Ему было смешно, что его друзья пришли с цветами в надежде что он будет петь, а он исполнял роль солдата. Это был его первый выход на сцену. Шагал за старшим солдатом и вдруг он не заметив суфлерской наступил на неё и упал в оркестровую яму. Это был форменный кошмар, шум, гам и смех звучали в зале. Произошел срыв спектакля. После всего спросили, отчего он упал, а он не мог даже понять, как это произошло. Начинающего артиста чуть не выгнали из театра после этого случая. Но благодаря его великолепному божественному голосу всё простили и оставили в театре.
В 1979 году он принял участие в Международном конкурсе вокалистов в Рио-де-Жанейро, где завоевал звание лауреата I степени и был награжден золотой медалью Вилла-Лобоса. Ему предлагали остаться в Бразилии, или продолжить карьеру в аргентинском театре Колон, но он отказался. Ведь он чувствовал, что не мог жить без Узбекистана, вдали от своей любимой Родины. Тем самым показав высшее чувство патриотизма и верности своему народу и стране.
После того как он вернулся в Ташкент, Первый секретарь обкома партии Шараф Рашидов предложил ему работать в ГАБТе Узбекистана. С 1981 года Исмаил Туляганович работал в театре солистом и начал преподавать вокал. В 1998 году он стал руководителем Национального симфонического оркестра Узбекистана. В 2003 году окончил магистратуру Государственной консерватории Узбекистана, и с того момента вплоть до нашего времени является профессором кафедры Академического пения и оперной подготовки. Некоторое время занимал должность заведующего кафедрой. В 2002 году назначен директором Дворца музыки.
В методике преподавания вокала очень важное место занимают вокализы. Благодаря ним у певца выстраивается музыкальная линия и фраза. Во время исполнения вокализа также идет работу над дыханием и развивается владение голосовым аппаратом, вырабатывается техника и стиль пения. Без вокализов ничего не получится. Вокализ является самым главным и основным произведением в учебном репертуаре вокалиста. Также, кроме сольного пения, на мой взгляд, важно и хоровое пение. Можно сказать, что какой талант, какой голос дал ученику Бог, все от этого зависит. А направление мы дадим самое верное. Если пойдет по нашему направлению, значит он будет петь. Не пойдет - значит нет»
Участие в конкурсах для начинающего оперного певца играет важнейшую роль в его карьере и всей его жизни. Можно сказать, победа на конкурсах, получение государственных премий и наград, гастроли, популярность и народная любовь это и есть смысл жизни любого артиста.
Учеников у Исмоила Тулягановича было очень много. Одним из первых его учеников был Нажмиддин Мавлянов которого он подготовил в ГАБТ им А.Навои. Исмоил Туляганович возил его в театр. В Италии Мавлянов занял третью премию в конкурсе. После возвращения на Родину Мавлянова приняли в театр и он пел в опере Кармен. После всего он перешел в класс Александровой Ольги Алексеевны.
Вторая его знаменитая ученица Барно Исматулаева.
Кроме них у Исмоила Тулягановича есть ещё много учеников которые сейчас работают в солидных местах нашей необъятной Родины. Ученики, среди которых Максуда Олтыбаева, Маша Болтобаева и Умид Исраилов солист ГАБТа А.Навои который обладает прекрасным голосом. Исполняет все драматические партии. Сейчас у него занимается Турсунбаева Зухра которая занимает первые места в конкурсах одним из которых является французский конкурс «Кат». Так же её сестра Фатима Турсунбаева в этом году заняла первое место в Республиканском конкурсе «Ёшлар Овози». Обе участвуют на государственных мероприятиях. Они делают свои первые шаги. Исмоил Туляганович поддерживает связь со своими учениками. Иногда они навещают его.
Преподавательской деятельностью Исмоил Туляганович стал заниматься более 20 лет тому назад. Он начинал свою работу в консерватории с должности заведующего кафедрой «Академического пения и оперной подготовки». После чего он передал свои обязанности и полномочия Народной артистке Узбекистана и Каракалпакстана Раззаковой Мияссар Кадыровне. И остался на полставки, так как он ещё работает худ руководителем Национального Симфонического Оркестра Узбекистана.
Список литературы /References 1. Юлдашбоева Т. Мастера узбекской оперной сцены Ташкент, 1985.