Научная статья на тему 'Горизонты вокальных ценностей'

Горизонты вокальных ценностей Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
172
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГ / ВОКАЛЬНАЯ ШКОЛА / ВОКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ / МЕТОДИКА / ГОЛОСООБРАЗОВАНИЕ / TEACHER / VOCAL SCHOOL / VOCAL ART / TUTORIAL / METHODOLOGY / VOICE FORMATION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мухамедова Галина Иминовна

В статье раскрывается творческая биография старейшего вокального педагога республики, профессора Государственной консерватории Узбекистана Мукаддас Нишановны Ризаевой, этапы её профессионального становления. В ней говорится о вокально-методических и педагогических установках профессора в процессе обучения пению, выработанных на протяжении её многолетней профессиональной педагогической деятельности, о вкладе в становление и развитие вокальной и исполнительской школы Узбекистана по направлению «академическое пение».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HORIZONS OF VOCAL VALUES

The article is devoted to the creative biography of the famous vocal teacher of Uzbekistan, professor of the State Conservatory of Uzbekistan Mukaddas Nishanovna Rizayeva, the stages of her professional formation. It is considered the vocal-methodical and pedagogical settings of professor in the process of singing training worked out during her multi-year pedagogical activity, her contribution to the formation and development of the vocal and performing school of Uzbekistan by the direction of “academical singing”.

Текст научной работы на тему «Горизонты вокальных ценностей»

References / Список литературы

1. Zavgorodnaya E.G. Case method as a means of formation of the meta-academic competence. Moscow, 2019. P.p. 3-7. URL: http://festival.1september.ru/ (date of access: 17.03.2020).

2. Shabanov A.G. Forms, methods and means in distance learning // Innovation in education, 2005. № 2. P.p. 102-116.

3. Shimutina E.V. Case - technologies in the educational process // People's education, 2009. № 2. P.p. 172-179.

4. Urinova O.U., Sattarov B.S. Ispol'zovaniye interaktivnykh mul'timediynykh tekhnologiy v obuchenii studentov-khimikov v universitetakh Uzbekistana // Aktual'nyye problemy gumanitarnykh i yestestvennykh nauk, 2015. № 4-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-interaktivnyh-multimediynyh-tehnologiy-v-obuchenii-studentov-himikov-v-universitetah-uzbekistana/ (date of access: 17.03.2020).

ГОРИЗОНТЫ ВОКАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ Мухамедова Г.И. Email: Mukhamedova17148@scientifictext.ru

Мухамедова Галина Иминовна - и. о. профессора, кафедра академического пения и оперной подготовки, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье раскрывается творческая биография старейшего вокального педагога республики, профессора Государственной консерватории Узбекистана Мукаддас Нишановны Ризаевой, этапы её профессионального становления. В ней говорится о вокально-методических и педагогических установках профессора в процессе обучения пению, выработанных на протяжении её многолетней профессиональной педагогической деятельности, о вкладе в становление и развитие вокальной и исполнительской школы Узбекистана по направлению «академическое пение».

Ключевые слова: педагог, вокальная школа, вокальное искусство, учебное пособие, методика, голосообразование.

HORIZONS OF VOCAL VALUES Mukhamedova G.I.

Mukhamedova Galina Iminovna—Acting Professor, DEPARTMENT OF ACADEMIC SINGING AND OPERA TRAINING, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article is devoted to the creative biography of the famous vocal teacher of Uzbekistan, professor of the State Conservatory of Uzbekistan Mukaddas Nishanovna Rizayeva, the stages of her professional formation. It is considered the vocal-methodical and pedagogical settings of professor in the process of singing training worked out during her multi-year pedagogical activity, her contribution to the formation and development of the vocal and performing school of Uzbekistan by the direction of "academical singing ".

Keywords: teacher, vocal school, vocal art, tutorial, methodology, voice formation.

УДК 778)

Работа на кафедре академического пения и оперной подготовки Государственной консерватории Узбекистана всегда приносит радость от общения с талантливой молодёжью и чувство удовлетворения от достигнутых результатов. Воспитывая студентов, педагоги как бы забывают о своём возрасте, ощущают себя такими же молодыми, как их ученики. В этом убеждаешься, глядя на Мукаддас Нишановну Ризаеву, профессора кафедры, Заслуженного работника культуры Республики Узбекистан, которая поражает молодостью, бодростью духа, трезвостью ума, необычайной широтой знаний, подлинной интеллигентностью, хотя - трудно поверить! - она преподаёт вокал более 60 лет.

Дочь известного государственного деятеля Нишана Артыковича Ризаева, внучка юриста при дворце Худаёрхана, юная Мукаддас после строгого отбора попадает под патронаж профессора Ленинградской консерватории, певицы императорского Мариинского театра Марии Исаковны Бриан, имя которой золотыми буквами высечено на мраморной стене консерватории. Это было в 1944 году во время Второй мировой войны, когда коллектив Ленинградской государственной консерватории был эвакуирован в Ташкент, и профессора консерватории набирали из подаюшдх надежды молодых узбекских юношей и девушек будущих студентов консерватории [3, с. 16]. Мукаддас Ризаева обратила на себя внимание красотой тембра голоса, музыкальностью и огромным диапазоном - от «фа» малой октавы до «ми» третьей октавы: такое встречается крайне редко. В 1945 году Мукаддас с группой талантливой молодёжи едет в Ленинград. Учёба была напряжённой, но интересной, увлекательной. Строгая, требовательная и в то же время внимательная к своим студентам Бриан дала Ризаевой настоящую вокальную школу, своими истоками восходящую к французской вокальной школе: педагогом Марии Исаковны была Наталья Александровна Ирецкая, ученица выдающейся певицы и педагога Генриетты_Ниссен-Саломан и позднее Полины Виардо [6]. В классе камерного пения Мукаддас Нишановна училась у «лучшего, единственного в своём роде, выдающегося мастера камерного пения» Адольфа Берндгардовича Мееровича, который раскрыл перед юной певицей секреты камерного исполнительского искусства. Эта школа всегда напоминает о себе, Мукаддас Нишановна часто вспоминает своего педагога, заложившего в неё основы исполнительского мастерства, умения голосовыми средствами, вокальными красками выражать заложенные в произведении мысль, чувства, поэтику слова. Мало того, Меерович сам аккомпанировал ей в камерных концертных программах, исполненных в период обучения в Ленинграде, а затем в Ташкенте. Долгие годы просуществовал также творческий союз с выдающимися музыкантами профессором Арсением Николаевичем Котляревским и доцентом Юлией Семёновной Михайловской. Мукаддас Нишановна стала первой певицей Узбекистана, которая стала исполнять тематические концерты: вокальные сочинения Р. Шумана, Ф. Шуберта, Л. Бетховена, С. Юдакова, М. Ашрафи, М. Бурханова. К моменту окончания консерватории в исполнительском багаже молодой певицы были партии: Татьяны в опере «Евгений Онегин» П.Чайковского, Графини и Сюзанны в опере «Свадьба Фигаро» В. Моцарта, Маргариты в опере «Фауст» Ш.Гуно, Лейли в опере «Лейли и Меджнун», Гульсары в опере «Гульсара» Р.Глиэра и Т.Садыкова, Дилором в опере «Дилором» М.Ашрафи, Ульяны Громовой в опере «Молодая Гвардия» Ю.Мейтуса, Гульчехры в музыкальной комедии «Аршин малалан» У. Гаджибекова. Высокую планку, поставленную перед молодой певицей в начале её творческого пути, Мукаддас Нишановна держит до сих пор.

Послевоенные годы - годы разрухи и голода дали знать о себе. Молодой певице пришлось вернуться домой и закончить консерваторию уже в Ташкенте. На талантливую начинающую певицу обратили внимание и доверили ей принять участие в открытии Декад культуры и искусства Узбекистана в Москве в 1951 и в 1954 годах [2, с. 47]. В рамках дней культурного форума Ризаева выступала на сцене Большого театра Москвы, Большого зала Московской консерватории и других концертных площадках столицы России. Трудовую деятельность Мукаддас Нишановна Ризаева начала в 1952 году на сцене Узбекского музыкального-драматического театра (ныне Узбекский Государственный музыкальный театр имени Мукими). Необходимо отметить тот факт, что Мукаддас Нишановна является первой исполнительницей многих вокальных произведений композиторов Узбекистана, и, в первую очередь, романсов "Кашмирда", "Песня молодости" Мухтара Ашрафи. "Все арии Дилором в опере "Дилором" вначале были отдельными романсами, - вспоминает Мукаддас Нишановна, - и я была их первой исполнительницей. Это уже потом они были включены композитором в оперу". Романс "Куйлама сохцбжамол" ("Не пой, красавица...") Сулеймана Юдакова также был выучен и исполнен ею непосредственно под руководством автора. В Золотом фонде Узбекистана хранится немало записей Ризаевой, сделанных ею в те далёкие годы. И сегодня такое творческое содружество с композиторами Узбекистана продолжается: подтверждением этому могут служить учебные пособия "Арии и романсы композиторов Узбекистана" (1990) и "Вокальная лирика Рустама Абдуллаева" (2014). Очень часто теперь уже студенты класса профессора М. Ризаевой являются первыми исполнителями вокальных произведений узбекских композиторов.

На работу в консерваторию Мукаддас Нишановну Ризаеву лично пригласил в 1959 году ректор - выдающийся музыкальный деятель, композитор, педагог, дирижёр Мухтар Ашрафи, который умел безошибочно угадывать и всячески поддерживать молодые таланты. Можно

смело утверждать, что Мукаддас Нишановна Ризаева - одна из первых узбечек - педагогов академического пения в Узбекистане, прошедшая все этапы профессионального становления от преподавателя до профессора. Сегодня на кафедре академического пения и оперной подготовки она воплощает компетентную личность с непререкаемым авторитетом, часто её слово является решающим. Высказывая своё мнение, давая профессиональную оценку выступлениям студентов, она никогда не навязывает его, всегда чрезвычайно корректна, тактична по отношению к коллегам.

Как педагог-методист Мукаддас Нишановна Ризаева вносит неоценимый вклад в развитие вокально-теоретической мысли Узбекистана. Она неоднократно принимала участие во Всесоюзных вокальных конференциях, является автором ряда статей по вокальной методике, методических разработок, различного рода пособий. Изданное в 2003 году учебно-методическое пособие «Ёш хонанда камолоти. Становление молодого певца» «является обобщением многолетнего педагогического опыта автора и содержит вокальные принципы и методы воспитания, основанные на непременном условии воздействия личности педагога на ученика и обязательного контроля со стороны педагога-вокалиста за работой начинающего певца». [1, с. 12]. В работе профессора Ризаевой теория и практика связаны воедино и тому подтверждением являются многочисленные ученики педагога: заслуженные и народные артисты Узбекистана, Таджикистана, России, лауреаты республиканских и международных конкурсов, лауреаты государственных премий, солисты различных оперных и музыкальных театров, артисты хоров, педагоги ВУЗов, лицеев и колледжей искусств, музыкальных школ не только в нашей стране, но и далеко за её пределами: Китае, России, Таджикистане, Киргизии, США, Швеции, Израиле и др. За большие достижения в области вокального образования Мукаддас Нишановне Ризаевой в 1995 году было присвоено звание «Заслуженный работник культуры Республики Узбекистан». Она имеет ряд правительственных наград: «Отличник просвещения», «За доблестный труд», медаль «Шухрат», многочисленные грамоты Верховного Совета Узбекистана и Таджикистана, Министерства культуры Узбекистана, Министерства Высшего и среднего специального образования Узбекистана.

Мукаддас Нишановна Ризаева - счастливая мать, воспитавшая вместе со своим мужем Шамиль Мелик оглы Полатхановым двух дочерей, ставшими ведущими специалистами Государственной консерватории Узбекистана, состоявшимися и признанными пианистками: это заведующая кафедрой камерной музыки и концертмейстерского мастерства профессор Рамида Шамильевна Полатханова и профессор кафедры специального фортепиано Наргиза Шамильевна Полатханова. «Это моя опора и надежда», - говорит Мукаддас Нишановна [4].

На протяжении всей педагогической деятельности Мукаддас Нишановна не только преподавала, но и занималась общественной и руководящей работой - дважды была заведующей кафедрой сольного пения, Председателем профкома, многие годы руководила в консерватории секцией Союза театральных деятелей Узбекистана, была членом жюри различного уровня вокальных конкурсов, представляла Узбекистан в составе жюри Всесоюзного конкурса вокалистов имени Михаила Глинки - самого престижного конкурса на территории бывшего Союза. Нельзя не сказать о просветительской деятельности М.Н. Ризаевой. Она неоднократно в составе комиссий выезжала в области, проводила мастер-классы, многочисленные прослушивания по выявлению талантливой молодёжи для дальнейшего обучения в консерватории, была частым гостем на ТУ, принимала участие в передаче «Мархабо талантлар».

В классе у Мукаддас Нишановны всегда царит доброжелательная обстановка, она очень любит своих студентов (и эта любовь взаимна!), но в тоже время требовательность в достижении поставленных задач никогда не отменяется. В первую очередь ученикам прививается культура во всех её проявлениях - культура поведения в жизни и на сцене, культура общения, культура голосоведения, культура исполнения. «Главное - добиться верного ощущения при формировании эмиссии голоса, его естественности, добиться красоты тембра, -говорит профессор. - Правильно сформированный медиум даёт возможность правильно выстроить весь диапазон». В самом начале обучения основное внимание уделяется на фиксацию вдоха на «улыбке» (полузевке), дыхание нижнерёберно-диафрагматическое, оно ни в коем случае не должно «запираться». Педагог считает, что важно не количество и трудность упражнений, а качество их исполнения. «Не надо давать слишком сложные упражнения. В них певец не успевает осмыслить работу голосового аппарата». О переходных нотах Мукаддас Нишановна предпочитает много не говорить, так как правильно сформированная середина диапазона - основа правильного голосообразования. Очень важно соблюдать принцип постепенности и последовательности в обучении - это касается, прежде всего, вокально-

педагогического репертуара, правильно подобранных произведений, постепенный переход от лирических произведений к драматическим. «Переоценивать способности ученика и давать ему непосильные вещи - это преступление, этого никогда нельзя допускать» - всегда на обсуждениях напоминает профессор. Вокальное исполнение произведений студентами класса Мукаддас Нишановны всегда отличает культура звукоизвлечения, красота голоса, музыкальность, чувство стиля, благородство и этим они всегда покоряют благодарную публику. Каждый год профессор М.Н. Ризаева даёт отчётные концерты студентов своего класса, на которые всегда собирается много слушателей, и всегда они заканчиваются криками «браво!». В этом, наверное, и состоит задача вокального педагога - воспитать всесторонне развитого певца, подготовить его к профессиональной деятельности, научить находить путь к сердцу зрителя. Именно поэтому Мукаддас Нишановна Ризаева уже многие годы остаётся флагманом академического вокального образования в Узбекистане, своей бескорыстной благородной миссией приумножая и расширяя горизонты вокальных ценностей. В 2020 году профессору Мукаддас Нишановне Ризаевой исполняется 95 лет. Хочется пожелать ей доброго здоровья на радость её близких, учеников и коллег!

Список литературы / References

1. РизаеваМ. Ёш хонанданинг камолоти. Становление молодого певца. Т., 2003. С. 3-102.

2. История вокального исполнительства в Узбекистане // История вокального и хорового исполнительства в Узбекистане. Т., 1991. С. 3-62.

3. Островский А. В годину испытаний // Ленинградская консерватория в воспоминаниях. Книга 2. Л., 1988. С. 5-13.

4. ХамидоваМ. Тайны волшебного ремесла // Правда Востока, 11 апреля 2006 года.

5. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http//conservatory.ru/node/67/ (дата обращения: 25.02.2020).

MODULAR EDUCATION IN THE EDUCATIONAL SYSTEM Parmonov A.A. Email: Parmonov17148@scientifictext.ru

Parmonov Alisher Abdupattaevich — Teacher, INTERFACULTY DEPARTMENT OF FOREIGN LANGUAGES, FOREIGN LANGUAGES FACULTY, KOKAND STATE PEDAGOGICAL INSTITUTE, FERGHANA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article under discussion deals with the issues of modular education in the educational system as a whole as well as reforms conducted in the system of the higher education in the Republic of Uzbekistan. The author of the article believes that the credit module system is a model of the educational process organization based on the unity of modular learning technologies and credits as units of measurement of student's learning load necessary for mastering meaningful modules. Credit-module system of the educational process organization provides: modular structure of the educational program; use of credit units (credits) for evaluation of labor intensity; use of point and rating systems of knowledge evaluation; student's participation in formation of individual educational plan; increase of self-study share in the educational process; increase of.flexibility of the educational programs. Keywords: program, modular training, structure, system, evaluation, process, use, student, technology, university, institution, academic.

МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Пармонов А.А.

Пармонов Алишер Абдупаттаевич — преподаватель, межфакультетская кафедра иностранных языков, факультет иностранных языков, Кокандский государственный педагогический институт, г. Фергана, Республика Узбекистан

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.