ЛИТЕРАТУРА
jfejfegfejfegfeg&g&gfe ф Ф Ф ф й Ф Ф Ф ФФФФФФФФФ Ф Ф ФФФ Ф Ф Ф
Т.Н. Гареева, e-mail: [email protected]
ВЕЛИКИЙ ГУМАНИСТ МУСТАЙ КАРИМ (посвящается 95-летию со дня рождения; 1919—2005)
Аннотация
Во всем творчестве великого писателя-гуманиста, Народного поэта Башкортостана Мустая Карима1 во главу угла ставятся общечеловеческие проблемы мира и добра, социальной справедливости, совести, человеческого счастья. Лирика Мустая Карима отличается самобытностью поэтических образов, высоким накалом чувств, глубиной философского мышления. В прозаических произведениях «Бе??ец ой?оц йэме» (1951; «Радость нашего дома»), «0с таган» (1966; «Таганок»), «0?он-о?ак бала сак» (1976; «Долгое-долгое детство»), «Ярльгкау» (1986; «Помилование») автор воспевает добро, честь и жертвенность во имя торжества разума, справедливости на земле. В многообразных по жанрам сценических произведениях М. Карима «Айгол иле» (1967; «Страна Айгуль»), в политическом фарсе «Дик-таторга ат биреге?!» (1981; «Дайте коня диктатору!»), в трагедии «Ай тотолган тондэ» (1963; «В ночь лунного затмения»), «Ташлама утты, Прометей!» (1975; «Не бросай огонь, Прометей!»), в комедиях «Кы? урлау» (1958; «Похищение девушки») и в др. поднимаются проблемы духовной свободы личности, проблемы долга и ответственности за свои действия.
Ключевые слова: лирика, проза, драматургия, философское мышление, накал чувств, общечеловеческие проблемы добра и зла, проблемы гуманизма, духовный мир героя, духовная свобода личности
Gulfira N. Gareyeva
THE GREAT HUMANIST MUSTAY KARIM (Devoted to His 95th Birth Anniversary; 1919—2005)
Abstract
Throughout the work of the great humanist, the National Poet of Bashkortostan Mustay Karim universal problems of peace and kindness, social justice, conscience, human happiness are of paramount importance. The lyrical poetry of Mustay Karim is note for different poetic images, high degree of feelings and deep philosophical thinking. In prose works A Joy of Our House (1951), The Tripod (1966), Long, Long Childhood (1976), Pardon (1986) the author extols the good, honor and sacrifice in the name of the triumph of reason and justice on earth. In the diverse genres of stage works by M. Karim The Aigul Country (1967), a political farce Give Dictator a Horse! (1981), also in tragedies of On the Night of a Lunar Eclipse (1963), Do not Drop the pire, Prometheus! (1975), in comedies Abdication of a Girl (1958), etc. our author addresses issues of spiritual freedom of the individual, the problem of duty and responsibility for one's actions.
Key words: poetry, prose, drama, philosophical thinking, intensity of feelings, human problems of the good and evil, problems of humanity, spiritual world of the hero, spiritual freedom of the individual
1 Карим Мустай [наст. Каримов Мустафа Сафич; 20.10.1919, д. Кляшево Уфим. кантона АСБР (Чишминский р-н РБ) — 21.09.2005, Уфа, похоронен на мусульманском кладбище], писатель. Поч. акад. АН РБ (1992). Засл. деятель иск-в РСФСР (1982). Член Союза писателей (1939). Участник Великой Отечественной войны. Окончил Баш. пед. ин-т им. М.К. Тимирязева (1941). С 1938 г. лит. сотр. журнала «Пионер»; в 1939—1941 гг. лит. консультант СП БАССР. На фронте с 1942 г., в 1943—1946 гг. корр. фронтовых газет «За честь Родины», «Советский воин». В 1951—1961 гг. пред. правления СП БАССР, в 1962—1989 гг. секр. правления СП РСФСР.
Karim Mustay (pseudonym of Karimov Mustafa Safich, born October 20, 1919, the village of Klyashevo, Ufa canton, Autonomous Soviet Bashkir Republic, the present-day Chishminsky district, Bashkortostan — died September 21, 2005, Ufa, buried in the Muslim cemetery], writer, an honorary member of the Academy of Sciences of the Republic of Bashkortostan (1992),
Лирика Мустая Карима отличается самобытностью поэтических образов, высоким накалом чувств, глубиной философского мышления. Широко известные стихи поэта «Таш одтондэге галдэр» (1945; «Цветы на камне»), «Кайму» (1947; «Возвращение»), «Тыуган ерем» (1967; «Мой край возлюбленный навеки»), «Эйлэнэ карусель» (1968; «Карусель»), «Тау^ар» (1964; «Горы»), «Йыл-галар тондэ Иойлэшэ» (1960; «Разговаривают реки ночью»), «Утлы яр^ар» (1974; «Огненные берега»), «Коштар осорам» (1970; «Птиц выпускаю из своей груди»), «Мохэббэттец дурт ми^геле» (1978; «Четыре времени любви»), «Ми^гелдэр» (1977; «Мгновения жизни»), циклы стихов «Европа-Азия» (1951—1954), стихи о Вьетнаме, Болгарии, поэмы «Улмэдбай» (1942—1944; «Ульмас-бай»), «Кара Иыузар» (1960; «Черные воды») и др. стали вершинными явлениями в башкирской поэзии.
Лирический герой в поэзии М. Карима — это человек с богатым духовным миром, высоким уровнем интеллектуальности. Один из первых послевоенных поэтических сборников Мус-тай Карим назвал «Кайтыу» (1947; «Возвращение»). В нем поэт-фронтовик, герой-освободитель страны и всей Европы от ига фашизма с радостью возвещал о своем возвращении на Родину, к любимой, к песне, по которым стосковался, о восстановлении мира на земле и о счастье, вернувшемся в людские сердца. Молодой поэт в этих произведениях стремится осмыслить философскую сущность и подлинную красоту жизни, извечные проблемы, такие как счастье, смысл и цель жизни, любовь и честь, природа и человек, которые становятся лейтмотивом его поэзии, освещаются с высот духовно-нравственного идеала. Лирический герой Мустая Карима предстает человеком большого сердца, вмещающего в себя любовь к Родине, к людям. В любовных стихах, таких как «Яхты тон» (1943; «Светлая ночь»), «Мине тагы ташлап китэИец» (1949; «Ты опять покидаешь меня»), «Агщелдэ ах пароход» (1946; «Белый пароход на Белой»), «Айырылыу юх» (1949; «Нет разлуки») и др. не только отражаются душевные переживания лирического героя, они воссоздают также и образ возвышенной творчес-
кой натуры и живого, неутомимого темперамента автора.
Для Мустая Карима природа — не просто источник вдохновения и поэтических красок, это целый многоцветный яркий мир. Следует подчеркнуть, что особенно картины весенней природы проходят через все творчество поэта, обретая глубокий смысл. Во всей его поэзии можно обнаружить все звуки и краски многоцветного весеннего звона. В стихотворении «Лэйсэн» (1950; «Ляйсан») (в пер. с баш. «первый весенний дождь»), рисующем прекрасную картину обновляющейся природы, весенний теплый дождь поднят поэтом до символического образа мирного ляйсана, призванного смыть с лица земли следы войны.
Поэт в лирических произведениях свой долг видит в зажигании в человеческих сердцах надежды, отваги, мужества, в «утирании слез» из людских глаз, в стирании недоверия, сомнений, отчаяния в душах людей, в пробуждении в них угасших чувств. Лирический герой М. Карима суров как мужчины, ставшие опорой для страны в трудные годы, в то же самое время он нежен, словно влюбленный всей душой юноша. Он очень часто разделяет боль, переживания, утраты окружающих его людей. Но у поэта случаются и счастливые мгновения: «В доме поэта случилось знаменательное событие: старик забыл свою палку, на которую он опирался, когда шел сюда». Даруя людям праздник, душевную теплоту, внимание и участие, поэт сам остается всегда в объятии беспокойных дум и тревог. В стихотворении «Горы» поэт сравнивает горы с людьми — чем выше горы, тем тяжелее их судьба.
В поэтических произведениях М. Карима мысли и чувства человека неразделимы от родной природы. В стихотворении «Осонсо кон то-таш хар яуа» (1955; «Три дня подряд») природа вместе с героем испытывает боль от полученных ран. В поэме «Черные воды» земля с возгласом: «Не уходите!» прилипает к сапогам отступающего солдата. Солнце в кровавом зените захлебывается — земля, вода, леса и горы воссоединены в единое целое, они выступают вечной силой — мерилом, испытывающим человека на человечность, духовную прочность, гражданственность.
Honoured Artist of the RSFSR (1982), member of the Union of Writers (1939), fought in the Great Patriotic War, graduated from M. Timiryazev Bashkir Teacher Training Institute in 1941; from 1938 an editor of The Pioner (Pioneer) magazine, in 1939—1941 a literary advisor to the Union of Writers of the Bashkir ASSR; in 1942 went to war, in 1943—1946 The Za Chest'Rodiny (In Honour of Motherland), Sovetskii Voin (Soviet Warrier) newspapers reporter; in 1951—1961 chairman of the board of the BASSR Union of Writers, in 1962—1989 secretary of the board of the RSFSR Union of Writers.
ВЕЛИКИЙ ГУМАНИСТ МУСТАЙ КАРИМ
41
В таких стихах из любовной лирики, как «Ойоролэ ап-ах ойормэлэр» (1977; «Вьются белые вьюги»), «Ташкент идгэлеге» (1958; «Память о Ташкенте»), «Разговаривают реки ночью», «Кешелэр тонгэ у?алар» (1977; «Люди входят в ночь»), «Ко?го Дим ярында» (1973; «Смотрю на осеннюю реку Дим») и др. передана целая гамма противоборствующих чувств, переживаний, воссоздан сложный, богатый духовный мир лирического героя, радость и печаль, тоска и надежда, горечь утрат и счастье тесно всплетены в них в одно естественное целое.
У М. Карима очень часто при изображении человеческой жизни, его поступков, поведения наблюдается параллельное расположение много-бразных явлений природы, различных психологических подтекстов, деталей, символики и др. для философского раскрытия сути бытия и вечности. Поэт всегда отдает предпочтение естественности, искренности, находит величие в этой простоте и восславляет ее.
М. Карим с первых произведений прозы для детей и юношества «Радость нашего дома», «Таганок» до широко известной автобиографической повести «Долгое-долгое детство» воспевает добро, честь и жертвенность во имя торжества разума, справедливости на земле. А повесть «Помилование» — это история короткой романтической любви, обернувшейся трагедией. Во всех этих прозаических произведениях красной нитью проходит идея о гуманизме, о торжестве добра над злом.
В повести «Долгое-долгое детство» перед читателями предстает духовное развитие героя — мальчика, прослеживаются этапы формирования его как личности. Истории десятков образов в произведении, рассказанные в отдельных новеллах, объединяет в одно целое герой повести Кендек, который является центром философской и психологической оценки событий и поступков окружающих людей. Кендек у М. Карима на протяжении всего произведения постоянно анализирует жизнь, философски оценивает происходящее, выступает активным двигателем событий.
Внешний мир, жизнь деревни с ее радостями и тревогами, с ее «неугомонными, наивными» жителями являются объектом, содержанием внутренней, психологической жизни маленького ге-
роя. Повествование о событиях и людях в повести проникнуто наивными поэтическими впечатлениями, художественные картины действительности эмоционально окрашены. То же видение событий с точки зрения центрального персонажа, с позиции его психологического восприятия объединяет все отдельные звенья картины в одно художественное целое. Автор пользуется приемом концентрированности временных структур, при котором «причинно-следственная временная связь нарушается и комбинируется в мире психологического переживания совершенно свободно. Но тут вступает в силу любопытная закономерность. Свободная игра воспоминаний и ассоциаций оказывается свободной лишь относительно. Она подчинена законам внутренней жизни той личности, о которой идет речь, и отражает особенности этой личности, ее стремления и потребности»1. Воспоминания, пробудившиеся в памяти героя, лежащего на поле брани, служат связующим звеном для развертывания событий, через напластования времен уводят читателя в далекий мир детства.
В повести только главный герой изображается изнутри, как это характерно многим произведениям, повествующим от первого лица. Прямой психологический анализ направлен на раскрытие духовной жизни героя, обогащения его сознания новыми понятиями, внутреннего освоения им законов бытия, выражения к ним своего отношения, в результате чего идет постоянный, непрерывный процесс духовного саморазвития. В формировании героя как личности роль как положительных, так и отрицательных персонажей огромна. Если первые учат его доброте, справедливости, душевной отзывчивости, т.е. учат быть настоящим, достойным Человеком, то вторые своими поступками, своей жизнью как бы служат символом черной силы, предостерегают от душевной глухоты, безнравственности, бездушности, жестокости, несправедливости. Раскрытие же внутренней жизни, душевных движений, психологического состояния остальных персонажей передается через их внешние проявления. Оно в немалой степени зависит от чуткости, тонкости восприятия главного героя.
Другая повесть М. Карима «Помилование», воспринятая как новаторское произведение во
1 Проблемы психологизма в советской литературе. — Л., 1970. . — С. 228. ПРОБЛЕМЫ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ. 2015/1 (67)
всем литературно-общественном пространстве бывшего Советского Союза, также посвящена теме Великой Отечественной войны. Здесь необходимо отметить еще и то обстоятельство, что в отличие от произведений 1950—1970-х гг., в которых ощущалась «окопная сосредоточенность» и внимание уделялось больше к внешним событиям, батальным картинам, а человек с его мыслями и чувствами, страстями оставался в тени, на заднем плане, в произведениях, созданных в более позднее время — в 1980—1990-е гг., событийный сюжет часто отодвигается на задний план, уступая место глубокому психологизму, подробному освещению внутреннего мира, чувств и переживаний героев, аргументированному выявлению истоков мужества солдат, прослеживанию их духовного возмужания. Концепция героя-борца, героя-защитника в этих произведениях тесным образом связана с идеями гуманизма, показом органичности судьбы личности с судьбой народа. М. Карим в своей повести «Помилование» тоже подчеркивает цену человеческой жизни, с выраженной гражданской ответственностью отстаивает принципы гуманизма. Военные реалии в повести рисуются в сурово реалистическом стиле, любовь Зуха и Марии-Терезы передается в романтических красках, обличение равнодушия к человеческой судьбе — в остро публицистическом тоне. Глубокий психологизм, суровая реалистичность, романтическая возвышенность, мифологическая таинственность — своеобразный синтез психологизма, реализма, романтизма, ми-фологизма, символики, условности, иносказательности, публицистики делают необычным, новым повествование о внезапно вспыхнувшей неземной любви двух молодых людей и трагедии, постигшей солдата. Цепь случайностей поворачивает судьбу героя в необратимо трагическую сторону, «казенное» отношение к одной, но Человеческой судьбе, желание наглядно продемонстрировать мощь военно-административной машины приводят к гибели. Светлый, радостный тон, окрыленное огромной любовью душевное движение Любомира и ничем не оправданная казнь молодого, мужественного солдата, не успевшего вступить даже в первый бой с врагом, — резкий психологический контраст потрясает души читателей. Глубокий психологизм и философский подтекст заставляют задуматься об общественной морали, о системе нравственных ценностей,
о бесценности человеческой жизни. В повести, по большому счету, поднимается вопрос поиска универсальных основ бытия.
Таким образом, в 80-е гг. XX века в условиях ограниченных возможностей отражения отрицательных явлений в общественном строе в башкирской прозе наблюдалось усиление тенденции обращения к приему иносказания. Повесть М. Карима «Помилование», на первый взгляд, посвященная только событиям войны, посредством глубокого подтекста обличала равнодушное отношение к судьбе человека, затхлую атмосферу застоя. Она стала этапным произведением, вскрывающим пороки советского общества эстетически действенным способом. Поэтому со сменой общественно-политической формации и в связи с активизацией преобразований в эстетике советского и постсоветского периодов, в башкирской прозе начался активный процесс избавления от устаревших принципов соцреализма, наблюдалось выдвижение на передний план авангардистских явлений и стилей.
Пьесы М. Карима многообразны по жанрам: это драмы «Яцгыз тсайын» (1950; «Одинокая береза»), «Йырланмаган йыр» (1956—1963; «Неспетая песня»), «Страна Айгуль», «Киске табын» (1992; «Вечерняя трапеза»), политический фарс «Дайте коня диктатору!», трагедии «В ночь лунного затмения», «Салауат. Он аралаш ете теш» (1971; «Салават. Семь сновидений сквозь явь»), «Не бросай огонь, Прометей!», комедия «Похищение девушки», грустная комедия «Йэйэуле Мэхмут» (1981; «Пеший Махмут»).
В драме «Страна Айгуль» право выбора — остаться на родной земле или уехать с родной матерью на чужбину — подвергает главную героиню Айгуль долгим, мучительным переживаниям, противоречивым мыслям, чувствам. После тяжелого психологического процесса, происходящего во внутреннем мире, она решает остаться на своей родине. Это ее осознанное, самостоятельное, с большим трудом достигнутое ею решение воспринимается как поступок повзрослевшего за короткий, но очень напряженный, психологически сложный промежуток времени человека, и умом, и душой постигшего одну из главных истин жизни: Родина-мать дороже всего, даже родной матери. Благодаря показу такого психологического процесса со всеми его противоречивыми мыслями, чувствами, переживания-
ми, окончательное решение Айгуль, которая жила до этого только мечтой о матери, страстным желанием найти ее и больше никогда не потерять, воспринимается мотивированным, убедительным поступком личности, достойно прошедшей испытание на прочность гражданского созревания.
В трагедиях М. Карима «В ночь лунного затмения», «Салават. Семь сновидений сквозь явь», «Не бросай огонь, Прометей!» главным героям Акъегету, Салавату и Прометею присуще единство мысли и чувства, разума и сердца.
В трагедии «В ночь лунного затмения» проблема свободы личности, любви и острый конфликт, возникший в процессе разрешения этой проблемы, в первую очередь, решается на примере поступков и помыслов Акъегета. Акъегет — цельная психологическая натура с развитым чувством собственного достоинства, идущего наперекор устаревшим, изжившим себя канонам патриархально-общинного строя, сознательно вступающего в неравную борьбу, в смертельную схватку. Будучи внутренне свободной личностью, Акъегет активен в своих действиях, ему не присущи раздвоенность, колебания, раскаяния. Образ его матери Танкабики-бейбисе, наоборот, соткан из многочисленных противоречий, душевных терзаний, внутренних колебаний. В ней живут два противоположных человека: Танкабика-мать, когда-то в молодости сама испытавшая огромную любовь и понимающая лучше всех остальных душу своего сына Акъегета, от всего сердца желает ему счастья, со всеми силами стремится сохранить ему жизнь, уберечь непокорного, гордого, свободного духом сына от неминумой гибели, и властная, сильная Танкабика-бейбисе — раба своего положения в обществе, раба духа, адата, которая вынуждена соблюдать бесчеловечные, жестокие законы этого строя. Она правит своим родом, опираясь на эти каноны, и не может и не хочет отменить их даже ради спасения своего любимого сына. Разлад между чувством и долгом, умом и сердцем вызывает у героини огромные психологические коллизии, душевную борьбу, неразрешимый конфликт внутри себя. М. Карим в потрясающем глубоком психологическом ракурсе показывает удручающее душевное состояние Тан-кабики, превращение в финале гордой, самостоятельной, привыкшей повелевать людьми женщины в бессильную, окончательно сломленную.
В контрастном плане более выпукло раскрывается психологическое состояние Дервиша, раз-
двоенность его личности, противоположность его состояния, психологическая борьба между внешней кажущейся святостью, духовной отрешенностью и внутренней мирской обездоленностью, убогостью. Дервиш, всю жизнь ратовавший за веру во Всевышнего, в финале испытывает огромное разочарование, понимает всю бессмысленность своего занятия.
Прометей из трагедии «Не бросай огонь, Прометей!» своим отважным, героическим поступком также утверждает идею самоотверженной, бескомпромиссной борьбы за высокие гуманистические цели. В своем желании принести огонь людям Прометей непреклонен, будучи психологически цельной, целеустремленной личностью, он стоит выше всяких колебаний и противоречий, титанический герой не идет ни на какое соглашательство и примиренчество. Вступая в борьбу с Зевсом, с владыками мира, Прометей заранее знает о грозящих ему муках, но, тем не менее, сознательно идет навстречу опасности и героически стойко принимает на себя последствия своего деяния. В противовес ему Гефест, вынужденный покориться воле богов и приковать Прометея к скале, испытывает огромные муки за свое безволие, повиновение, рабство души, неспособность противостоять, бороться за справедливость. Образ Гефеста разработан драматургом в глубоко психологическом плане.
В книге «Притча о трех братьях» (1988) М. Карим объединил статьи, воспоминания, беседы, свои раздумья, размышления о творчестве как самого автора, так и собратьев по перу, о драматургии, литературе для детей, о любви к большой и малой Родине, к человеку и т.д.
Произведения Мустая Карима переведены на десятки языков нашей страны и мира
Во всем творчестве всемирно известного башкирского писателя, Народного поэта Башкортостана (1963), Героя Социалистического Труда (1979) Мустафы Сафича Каримова во главу угла ставятся общечеловеческие проблемы мира и добра, социальной справедливости, совести, человеческого счастья. Государство по достоинству оценило труд великого творца слова — в 1967 году за пьесу «В ночь лунного затмения» ему была присуждена премия РСФСР им. К. Станиславского, в том же году за I том «Избранных произведений» — Республиканская премия БАССР им. С. Юлаева, в 1972 году за книгу «Годам вослед» — Государственная премия СССР. В 1978 году за книгу «Жду вестей» (1976) М. Карим был удостоен
Почетного диплома международного жюри им. Г.-X. Андерсена. В 1984 году за трагедию «Не бросай огонь, Прометей!» и повесть «Долгое-долгое детство» ему была присуждена Ленинская премия.
ЛИТЕРАТУРА
1. Писатели земли башкирской: Биобиблиографический справочник на русском и английском языках, сост. Р.Н. Баимов, Г.Н. Гареева, Р.Х. Тимерга-лина. - Уфа: Китап, 2006. - С. 227-229.
2. Баштарт э?эбиэте тарихы. 6 томда. Т. 5. — Эфо: Китап, 1993. — 213—263-со бб.
3. Гареева Г.Н. Вопросы мастерства в башкирской прозе. — Уфа: БашГУ, 1996. — С. 46—74.
4. Гареева Г.Н. Психологизм в башкирской прозе 1960—1980-х годов. — Уфа: Китап, 2012. — С.49—70.
REFERENCES
1. Pisateli zemli bashkirskoi: Biobibliograficheskii spravochnik na russkom i angliiskom iazykah [Writers of the Bashkir Land: Biobibliographic Reference Book in Russian and English]. Comp. by R.N. Baimov, G.N. Gareyeva, R.Kh. Timergalina. Ufa, Kitap Publ., 2006, pp. 227-229 (In Russ. and English).
2. Sstoriia bashkirskoi literatury. V61. T. S [A History of Bashkir Literature. In 6 Vol. Vol. 5]. Ufa, Kitap Publ., 1993, pp. 213-263 (In Bashkir).
3. Gareyeva G.N. Voprosy masterstva v bashkirskoi proze [Issues of Mastery in Bashkir Prose]. Ufa, Bashkir State University Press, 1996, pp. 46-74 (In Russ.).
4. Gareyeva G.N. Psikhologizm v bashkirskoi proze 1960—1980-kh godov [Psychologism in the Bashkir Prose of the 1960-1980s]. Ufa, Kitap Publ., 2012, pp. 49-70 (In Russ.).
Об авторе
Гульфира Нигаматовна Гареева (25.10.1960 г., Учалинский район БАССР) — литературовед. Д-р филол. наук (2010). В 1990 г. защитила кандидатскую диссертацию по теме «Психологизм в современной башкирской прозе» (Уфа), в 2010 году — докторскую по теме «Особенности развития башкирской прозы второй половины XX века» (Уфа). В 1987— 1992 гг. — науч. сотр. Института истории, языка и литературы БФАН СССР. С 1990 г. на преподавательской работе в Башгоспединституте по совместительству. В 1992—1995 гг. — ст. преподаватель кафедры башкирской филологии Баш-госпединститута. С 1995 г. доцент, с 2012 г. профессор кафедры башкирской литературы, фольклора и культуры Башкирского государственного университета.
Научные труды: Зеркало времени: духовный мир героя: Монография. Уфа, 2003; Структура современной башкирской прозы: Монография. Уфа, 2009; Особенности развития башкирской прозы второй половины XX века: Монография. Уфа, 2010; Башкирские прозаики: Монография. Уфа, 2012; Основные идейно-художественные направления башкирской прозы: Монография. Международный издательский дом: LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG Heinrich-Böcking-Str. 6-8 66121, Saarbrücken, Germany 2012.
About the Author
Gulfira N. Gareyeva (born October 25, 1960, Uchaly district, the Bashkir ASSR), literary scholar. Dr.Sc. (Philology) (2010). In 1990 defended her thesis for a candidate's degree on Psychologism in Modern Bashkir Prose (Ufa), in 2010 a doctoral thesis on peatures of the Bashkir Prose Development in the Second Half of the Twentieth Century (Ufa). In 1987—1992 worked as a researcher at the Institute for History, Language and Literature, the Bashkir Branch of the Academy of Sciences of the USSR. Since 1990 has been engaged in teaching at the Bashkir State Pedagogical Institute. In 1992—1995 a senior teacher at the Chair of Bashkir philology, the Bashkir State Pedagogical Institute. In 1995—2012 associate professor, from 2012 on professor at the Chair of Bashkir literature, folklore and culture, the Bashkir State University.
Scholarly works: A Mirror of Time: The Hero's Spiritual World: Monograph. Ufa, 2003 (In Russ.); Modern Bashkir Prose's Structure: Monograph. Ufa, 2009 (In Russ.); Peculiarities of the Development of Bashkir Prose in the Second Half of the 20th Century: Monograph. Ufa, 2010 (In Russ.); Bashkir Prose Writers: Monograph. Ufa, 2012 (In Russ.); Main Ideological and Artistic Trends in Bashkir Prose: Monograph. LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG Heinrich-Böcking-Str. 6-8 66121, Saarbrücken, Germany 2012 (In Russ.).