Научная статья на тему 'Ментальные аспекты духовного пространства лирики Мустая Карима и Рашита Назарова'

Ментальные аспекты духовного пространства лирики Мустая Карима и Рашита Назарова Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
119
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Мустай Карим / Рашит Назаров / башкирский писатель / ментальное пространство / душа / сердце / любовь / сон / Mustay Karim / Rashit Nazarov / bashkir writer / mental space / soul / heart / love / dream

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Самирханова Гулькай Хайдаровна, Байгужина Гузель Шакирьяновна

Статья рассматривает одну из актуальных тем в изучении творческого наследия башкирских поэтов Мустая Карима (1919-2005) и Рашита Назарова (1944-2006) ментальное пространство. Объектом исследования послужили лирические произведения поэтов. В современном литературоведении нет определенной трактовки понятия «ментальное пространство», оно было введено Жилем Фоконье в 1985 году и представляло собой переработку заимствованной из логики тео­ рии возможных миров. Согласно Ж. Фоконье, смысл любого предложения может быть извлечен при помощи анализа ментальных пространств. Опираясь на труды из области психологии и когнитивной лингвистики, в своей работе мы рассматриваем ментальное пространство как динамическую форму ментального опыта, включающего в себя сознательный и бессознательный уровни художественного отражения реальности. В свою очередь необходимо сказать о том, что эти уровни предполагают рассмотрение интеллектуального, духовного, эмоционального пространства, а также пространства снов, ассоциаций, грез, воспоминаний. Их маркерами могут выступать органы чувств (зре­ ния, осязания), мышления. Исходя из этого, выявляется основная цель научной работы, которая направлена на выявление особен­ ностей и признаков ментального пространства лирики Мустая Карима и Рашита Назарова на сознательном и бессознательном уровнях художественного отражения реальности. Проблема ментального пространства одна из малоизученных тем в башкирском литературоведении, по­ этому данная работа предполагает попытку в изучении ментального пространства лирики башкирских поэтов на примере поэзии Мустая Карима и Рашита Назарова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MENTAL ASPECTS OF SPIRITUAL CONTINUUM IN LYRICS OF MUSTAY KARIM AND RASHIT NAZAROV

The article considers one of the topical issues in the study of the creative heritage of the bashkir poets Mustay Karim and Rashit Nazarov: mental space. The object of the study was the lyrical works of our poets. In modern literary criticism there is no definite interpretation of the concept of mental space. It was introduced by Gilles fauconnier in 1985 and was a processing borrowed from the logic of the theory of possible worlds. According to G. fauconnier, the meaning of any sentence can be extracted using the analysis of mental spaces. based on the works of psychology and cognitive linguistics in our work we consider mental space as a dynamic form of mental experience, which includes a conscious and unconscious level of the artistic reflection of reality. It should be noted that these levels involve consideration of intellectual, spiritual, emotional space, as well as the space of dreams, associations, reveries, and memories. Their markers can be senses, vision, touch, and thinking. based on this, the main purpose of the scientific work is revealed, which is aimed at identifying the features and signs of the mental space of the lyrics by Mustay Karim and Rashit Nazarov at the conscious and unconscious levels of the artistic reflection of reality. The problem of mental space is one of the little-studied topics in bashkir literature, so this work suggests an attempt to study the mental space of the lyrics of the bashkir poets exemplified by the poetry of Mustay Karim and Rashit Nazarov.

Текст научной работы на тему «Ментальные аспекты духовного пространства лирики Мустая Карима и Рашита Назарова»

DOI 10.24411/2223-0564-2018-10408 Г.Х. Самирханова, Г.Ш. Байгужина УДК 1751

МЕНТАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ДУХОВНОГО ПРОСТРАНСТВА ЛИРИКИ МУСТАЯ КАРИМА И РАШИТА НАЗАРОВА

Аннотация

Статья рассматривает одну из актуальных тем в изучении творческого наследия башкирских поэтов Мус-тая Карима (1919-2005) и Рашита Назарова (1944-2006) - ментальное пространство. Объектом исследования послужили лирические произведения поэтов.

В современном литературоведении нет определенной трактовки понятия «ментальное пространство», оно было введено Жилем Фоконье в 1985 году и представляло собой переработку заимствованной из логики теории возможных миров. Согласно Ж. Фоконье, смысл любого предложения может быть извлечен при помощи анализа ментальных пространств.

Опираясь на труды из области психологии и когнитивной лингвистики, в своей работе мы рассматриваем ментальное пространство как динамическую форму ментального опыта, включающего в себя сознательный и бессознательный уровни художественного отражения реальности. В свою очередь необходимо сказать о том, что эти уровни предполагают рассмотрение интеллектуального, духовного, эмоционального пространства, а также пространства снов, ассоциаций, грез, воспоминаний. Их маркерами могут выступать органы чувств (зрения, осязания), мышления.

Исходя из этого, выявляется основная цель научной работы, которая направлена на выявление особенностей и признаков ментального пространства лирики Мустая Карима и Рашита Назарова на сознательном и бессознательном уровнях художественного отражения реальности.

Проблема ментального пространства - одна из малоизученных тем в башкирском литературоведении, поэтому данная работа предполагает попытку в изучении ментального пространства лирики башкирских поэтов на примере поэзии Мустая Карима и Рашита Назарова.

Ключевые слова: Мустай Карим, Рашит Назаров, башкирский писатель, ментальное пространство, душа, сердце, любовь, сон

Gulkay Kh. Samirkhanova, Guzel Sh. Bayguzhina

MENTAL ASPECTS OF SPIRITUAL CONTINUUM IN LYRICS OF MUSTAY KARIM AND RASHIT NAZAROV

Abstract

The article considers one of the topical issues in the study of the creative heritage of the Bashkir poets Mustay Karim and Rashit Nazarov: mental space. The object of the study was the lyrical works of our poets.

Самирханова Гулькай Хайдаровна, кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры башкирской филологии педагогического факультета Сибайского института (филиал) Башкирского государственного университета (Сибай), e-mail: gulysib@mail.ru

Байгужина Гузель Шакирьяновна, научный редактор сектора научно-информационного обеспечения ГАУНРБ «Башкирская энциклопедия» (Уфа), e-mail: guzelio25@mail.ru

Gulkay Kh. Samirkhanova, Cand.Sc. (Philology), Senior Lecturer, Department of Bashkir Philology, Pedagogical Faculty, Sibay Branch, Bashkir State University (Sibay), e-mail: gulysib@mail.ru

Guzel Sh. Bayguzhina, Scientific Editor, Sector of Scientific and Information Support, Bashkir Encyclopaedia State Autonomous Research Institution (Ufa), e-mail: guzelio25@mail.ru

© Самирханова Г.Х., Байгужина ГШ., 2018

In modern literary criticism there is no definite interpretation of the concept of mental space. It was introduced by Gilles Fauconnier in 1985 and was a processing borrowed from the logic of the theory of possible worlds. According to G. Fauconnier, the meaning of any sentence can be extracted using the analysis of mental spaces.

Based on the works of psychology and cognitive linguistics in our work we consider mental space as a dynamic form of mental experience, which includes a conscious and unconscious level of the artistic reflection of reality. It should be noted that these levels involve consideration of intellectual, spiritual, emotional space, as well as the space of dreams, associations, reveries, and memories. Their markers can be senses, vision, touch, and thinking.

Based on this, the main purpose of the scientific work is revealed, which is aimed at identifying the features and signs of the mental space of the lyrics by Mustay Karim and Rashit Nazarov at the conscious and unconscious levels of the artistic reflection of reality.

The problem of mental space is one of the little-studied topics in Bashkir literature, so this work suggests an attempt to study the mental space of the lyrics of the Bashkir poets exemplified by the poetry of Mustay Karim and Rashit Nazarov.

Key words: Mustay Karim, Rashit Nazarov, Bashkir writer, mental space, soul, heart, love, dream

Российский философ, культуролог и литературовед Георгий Гачев утверждает: «Каждый народ видит мир особым образом» [12, с. 431], что приводит к возникновению ментальных картин мира, которые состоят из различных признаков, характеристик, пространственно-временных границ. Тема взаимосвязи пространства внешнего и внутреннего, описываемого одними и теми же языковыми средствами, обладающего физическими параметрами - глубиной, шириной, верхом, низом, сторонами света - и локализующегося в художественном тексте в конкретных «точках»: мозге, сердце, душе, глазах и т.п., является одной из основных в современной науке. Исследование ментального пространства способствует выявлению специфики не только индивидуальной картины мира писателя, но и национальной.

В литературоведении нет точного теоретического описания понятия ментального пространства, но, опираясь на труды из области психологии и когнитивной лингвистики, можно сказать, что:

1) ментальное пространство рассматривается как динамическая форма ментального опыта, которая актуализуется в условиях познавательного взаимодействия субъекта с миром [4, с. 145];

2) в структуру ментального опыта включаются мышление, восприятие, а также эмоции и речь; и те и другие рассматриваются как пространственные [11, с. 36];

3) по мнению академика В.Д. Шадри-кова, вообще все психические процессы пространственно-подобны, причем разворачиваются они во внутреннем мире одновременно на двух уровнях - сознательном и бессознательном [16, с. 20].

С сознательным уровнем художественного отражения реальности могут быть связаны следующие виды ментального пространства:

- интеллектуальное пространство (пространство человеческой мысли);

- духовное пространство (внутренний психический мир человека: его переживания, настроения, чувства и т.д.);

- чувственные образы (зрительные, слуховые, осязательные);

- пространство воображения (создание образов, представлений, идей и манипуляция ими).

Бессознательный мир представлен:

- пространством сновидений (сновидение дает человеку представление о каких-то иных, недоступных в пределах дневного опыта, видах пространства, постижение которых составляет одну из важных особенностей психологической жизни персонажа);

- пространством грез (полусон, мечта, создание воображения);

- пространством ассоциаций;

- пространством воспоминаний (образы и сюжеты прошлого, всплывающие в памяти, чаще всего помимо сознательных намерений человека) [11, с. 38].

Маркерами ментального пространства в лирике башкирских поэтов являются душа и сердце как характеристики внутреннего состояния лирического героя, который опустошен, обеспокоен и встревожен. В таких случаях душа героя материализуется и подвергается физической боли:

Ер§е генэ тYгел, йэндэр§е лэ

^шектерэ ошо бо§ок квндэр [8, с. 135].

Земле подобно, души наши стынут

В тумане дней... Что делать нам теперь? [6, с. 11].

Ошо я§§а, йэнде вшвттврвп,

Мщэудал карап уттец hин... [10, с. 259].

Этой весной душа моя замерзла

От одного твоего взгляда1. Башты тотоп CYгзлзнем, Ус твбвндз халды йзнем [10, с. 433]. Схватившись за голову, опустился на колени, На ладони осталась душа2. Кроме того, душа имеет способность трансформироваться, например, распадаться на части. ...Бер йзнемде мецгэ бYлдем -Индермэдтэр йзннзткз. Инмзhзм тагы... [8, с. 47]. На тысячу частей одну свою Делил я душу,

Наверно, мне вовек не быть в раю!.. [6, с. 61]. Сердце, как выразитель эмоций автора, показано подвижным в лирике Мустая Карима и Рашита Назарова:

Э§§зренз твшмзк булып Илдзге бер сибзр§ец, Йомгак тYгел, йврэгемде Тзгзрзтеп ебзр§ем [8, с. 87]. Я напасть надеялся на след Той, которой краше в мире нет! На дорогу бросил не клубок -Сердце покатил средь ста дорог [6, с. 42]. Секунд саба, йврзк кага, Кагъттора... Тук-тук... тук-тук... [10, с. 114]. Секунды спешат, сердце стучит, Стучит. Тук-тук... Тук-тук3... Нередко сердце в творчестве поэтов ассоциировано с хранилищем душевных переживаний лирического героя:

Бвгвн твн мин Ынец янда калам, 0$вп сзфзремде.

Кулым менэн Ытырам йврэгемдэн Бвтз хистзремде [8, с. 41]. Прервав свой путь, с тобою остаюсь Я в эту ночь.

Заботы с сердца смел рукою: пусть Уходят прочь. [6, с. 65]. Литературный прием сна служит для самых разных целей формального построения и художественной композиции произведения, идеологической и психологической характеристики действующих лиц и изложения взглядов самого автора. Мустай Карим в своей лирике чаще всего прибегает к психологическому сну, характеризующему внутреннее состояние героя. Данный

прием выполняет несколько функций и используется для описания:

1) реальности: Рзхзттзргз сумып, Уянамын тыныс, Тик твштзр§зн внгз Инеу^зр куркыныс [8, с. 132]. Я сны смотрел,

Не пряча наслажденья. Но сладок сон,

Да горько пробужденье... [6, с. 25].

2) тревоги лирического героя: У§ган твн твшвмдз hалдылар мине Ак табут эсенз [8, с. 105]. Вчерашней ночью, беспросветной ночью Себя в гробу увидел я во сне. [6, с. 36]. Любовь в поэзии авторов не имеет временных, пространственных и возрастных очертаний, благодаря чему усиливается ее значимость и па-фосность:

Мвхзббзт ул - зйтерhец дз, утлы йзшен, Ьанап, Ырап тормай hис бер кемдец йзшен, hYнмзg ялкын мензн ялмай картын-йзшен, «Квщврвр», - тип курккац згзр, кас Ын -йзшен,

Тик а§актан коя курмз йзшен! Мвхзббзт ул - зйтерhец дз, утлы йзшен... [9, с. 251].

Любовь - так это молния, скажи, Не спрашивая возраста души, И старика, и молодого оглушит, Боишься - спрячься где-нибудь в глуши. Но слез не лей и счастья не ищи, Любовь - так это молния, скажи4. В стихотворении Мустая Карима «^гем тэпэш, офотс ятсын...» («Был близким горизонт тогда.») автор размышляет о сущности и значении бытия посредством акцента на пространственно-временных границах: Кугем тзпзш, офок якын, Йы^ан сигем тар ине. Ямгыры тик ямгыр гына, Кары ^з - кар ине. ...Кицзйгзн hайын алдымда ЙыЛанымдыц сиктзре, Ницзлер арта шомдарым, Ишзйзлзр шиктзрем.

1 Подстрочный перевод Г.Ш. Байгужиной.

2 Подстрочный перевод Г.Ш. Байгужиной.

3 Подстрочный перевод Г.Ш. Байгужиной.

4 Художественный перевод А.Г. Хусаинова.

...Инде уйсанырак багам Даръялар агышына. ...Бзлки, твшвнз килзмдер Донъялар айышына [8, с. 46]. Был близким горизонт тогда, И небо низким было. Был снегом - снег, Водой - вода, Зима - зимою стыла. ... Но ширятся день ото дня Границы мирозданья: Растут сомненья у меня, Растет мое незнанье. .Гляжу задумчивее я В могучих рек теченье, Постичь пытаясь бытия И сущность, и значенье [6, с. 62-63]. Таким образом, ментальное пространство в лирике Мустая Карима и Рашита Назарова является одним из главных элементов субъективной картины мира поэтов, отражающих реальность через призму психо-ментальных особенностей его восприятия, где внутренний мир лирического героя выражается через его разум, душу, сердце, память и др. Стоит отметить, что душа и сердце являются хранилищем душевных переживаний героя, который обеспокоен настоящим, встревожен будущим. Его мятежная и в то же время ранимая душа ищет справедливости и правды. Тревогой пронизаны и его сны, где стерта грань между реальностью и ирреальностью. Любовь в лирике Мустая Карима и Рашита Назарова вне зависимости от пространственно-временного континиума теряет свои границы, тем самым описывается как чувство высокое и глубокое.

ЛИТЕРАТУРА

1. Байгужина Г.Ш. Тема смерти в творчестве Мустая Карима (на примере региональной литературной персональной энциклопедии «Мустай Карим») // Вопросы энциклопедистики. 2016. Вып. 5. С. 175-178.

2. Байгужина Г.Ш. Мотив смерти в творчестве Мус-тая Карима (на примере региональной литературно-персональной энциклопедии «Мустай Карим») // Современные проблемы изучения башкирского и других родных языков в РБ и др. регионах РФ (к 90-летию со дня рождения обладателя медали им. К.Д. Ушинского, к.п.н., засл. учителя школы БАССР А.А. Галлямова). Уфа, 2017. С. 63-65.

3. Байгужина Г.Ш., Самирханова Г.Х. Мотив смерти в творчестве Мустая Карима и Рашита Назарова //

Современные исследования социальных проблем. Т. 9. № 3-3. Красноярск: Научно-инновационный центр, 2017. С. 113-120.

4. Втюрина Т.А. Ментальная репрезентация мотивации: теоретические и эмпирические аспекты изучения // Вестник Вятского государственного университета. Киров, 2013. Вып. 2-1. С. 145-152.

5. Жеребое В., Солдатенкова Т. Плоская кровь нелепого пространства: когнитивный анализ современной русской поэзии // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. Воронеж, 2013. № 1. С. 87-102.

6. КаримМ. Возвращение. Уфа: Инеш, 2014. 212 с.

7. Кэрим М. Эдэрзэр. Т. 1. 9фе: Китап, 2009. 512 б. (КаримМ. Произведения. Т. 1. Уфа: Китап, 2009. 512 с.).

8. Кэрим М. Эдэрзэр. Т. 2. 9фе: Китап, 2011. 416 б. (Карим М. Произведения. Т. 2. Уфа: Китап, 2011. 416 с.).

9. Назаров Р. Эдэрзэр. Т. 1. 9фе: Китап, 2002. 416 б. (Назаров Р. Произведения. Т. 1. Уфа: Китап, 2002. 416 с.).

10. Назаров Р. Эдэрзэр. Т.2. 9фе: Китап, 2005. 376 б. (НазаровР. Произведения. Т. 2. Уфа: Китап, 2005. 376 с.).

11. Пыхтина Ю.Г. Ментальное пространство в лирике И. Бродского [Электронный ресурс] // Оbjective and subjective factors in formation of linguistic mechanisms in the age of domination of liberal values and priority of personal identity: CXLVI International Research and Practice Conference and II stage of the Championship in Philology, 19-25 July, 2017, London / International Academy of Science and Higher Education. Electronic data. London, 2017. P. 36-38 (Объективные и субъективные факторы формирования языковых механизмов в эпоху доминирования либеральных ценностей и приоритета личностной идентичности: CXLVI международная научно-практическая конференция и II этап чемпионата по филологии, 19-25 июля 2017 г., Лондон / Международная академия наук и высшего образования. Электронные данные. Лондон, 2017. С. 36-38).

12. Хайруллин Р.З. Национальные образы мира в поэзии и прозе Мустая Карима // Преподаватель XXI века. М., 2016. № 1. С. 431-440.

13. Хакимов А.Х. С веком наравне: о творчестве Мустая Карима. Ташкент: Издательство литературы и искусства, 1971. 155 с.

14. Хренков Д.Т. Мустай Карим. Литературный портрет. М.: Советская Россия, 1969. 104 с.

15. Хвсэйенов Г.Б. Хальгк шагиры Мостай Кэрим. 9фе: Китап, 1965. 196 б. (Хусаинов Г.Б. Народный поэт Мустай Карим. Уфа: Китап, 1965. 196 с.).

16. Хвсэйенов Г.Б. Мостай Кэрим: Шэхес. Шагир. Драматург. Прозаик. 9фе: Китап, 1994. 416 б. (Хусаинов Г.Б. Мустай Карим: Личность. Поэт. Драматург. Прозаик. Уфа: Китап, 1994. 416 с.).

17. Шадриков В.Д. Мир внутренней жизни человека. М.: Университетская книга. Логос, 2006. 392 с.

18. Сэмерханова Г.Х., Байгужина Г.Ш. Рэшит Назаров ижадында сатира h9M юмор // Проблемы востоковедения. 2016. N° 1 (71). С. 63-69 (Самирханова Г.Х., Байгужина Г.Ш. Сатира и юмор в творчестве Рашита Назарова // Проблемы востоковедения. 2016. № 1 (71). С. 63-69).

REFERENCES

1. Bayguzhina, G.Sh. Tema smerti v tvorchestve Mustaya Karima (na primere regional'noy literaturnoy personal'noy entsiklopedii "Mustay Karim") [The Subject of Death in Mustay Karim's Works (Mustay Karim Regional Literary Personal Encyclopaedia as an Example)]. In: Voprosy entsiklopedistiki [Issues of Encyclopae-distics]. 2016. Issue 5. P. 175-178 (in Russ.).

2. Bayguzhina, G.Sh. Motiv smerti v tvorchestve Mustaya Karima (na primere regional'noy literaturno-personal'noy entsiklopedii "Mustay Karim") [The Motif of Death in Mustay Karim's Works (Mustay Karim Regional Literary Personal Encyclopaedia as an Example)]. In: Sovremennyeproblemy izucheniya bashkirskogo i dru-gikh rodnykh yazykov v RB i dr. regionakh RF (k 90-letiyu so dnya rozhdeniya obladatelya medali im. K.D. Ushin-skogo, k.p.n., zasl. uchitelya shkoly BASSR A.A. Gallyam-ova) [Contemporary Issues in Studying the Bashkir and Other Native Languages in the Republic of Bashkortostan and Other Regions of the Russian Federation (to the 90th Birth Anniversary of A.A. Gallyamov, Recipient of K.D. Ushinsky Medal, Candidate of Sciences (Pedagogics), the BASSR Merited Teacher of the School)]. Ufa, 2017. P. 63-65 (in Russ.).

3. Bayguzhina, G.Sh., Samirkhanova, G.Kh. Motiv smerti v tvorchestve Mustaya Karima i RashНа Nаzаrоvа [The Motif of Death in the Works by Mustay Karim and Rashit Nazarov]. In: Sovremennye issledovaniya sotsial'nykh problem - Contemporary Research of Social Problems. Krasnoyarsk: Research Innovation Centre, 2017. Vol. 9. No. 3-3. P. 113-120 (in Russ.).

4. Vtyurina, Т.А. Mental'naya reprezentatsiya moti-vatsii: teoreticheskie i empiricheskie аspekty izucheniya [Mental Representation of Motivation: Theoretical and Empirical Aspect in Research]. Vestnik Vyatskogo gos-udarstvennogo universiteta - Bulletin of the Vyatka State University. Kirov, 2013. Issue 2-1. P. 145-152 (in Russ.).

5. Zherebov, V., Soldatenkova, T. Ploskaya krov' nele-pogo prostranstva: kognitivniy analiz sovremennoy russkoy poezii [Plain Blood of Absurd Space: The Cognitive Analy-

sis of Modern Russian Poetry]. Vestnik Voronezhskogo gos-udartsvennogo universiteta. Seriya: Lingvistika i mezhkul'-turnaya kommunikatsiya - Proceedings of Voronezh State University: Linguistics and Intercultural Communication. Voronezh, 2013. No. 1. P. 87-102 (in Russ.).

6. Karim, M. Vozvrashchenie [Return]. Ufa: Inesh, 2014. 212 p. (in Russ.).

7. Karim, М. Э9эг6эг. Т. 1 [Literary Works. Vol. 1]. Ufa: Kitap, 2009. 512 p. (in Bashkir).

8. Karim, М. Э9эг6эг. Т. 2 [Literary Works. Vol. 2]. Ufa: Kitap, 2011. 416 p. (in Bashkir).

9. Nazarov, R. Э0эг6эг. Т. 1. [Literary Works. Vol. 1]. Ufa: Kitap, 2002. 416 p. (in Bashkir).

10. Nazarov, R. Э0эг6эг. Т. 2 [Literary Works. Vol. 2]. Ufa: Kitap, 2005. 376 p. (in Bashkir).

11. Pykhtina, U.G. Mental'noe prostranstvo v lirike I. Brodskogo [Mental Space in the Lyrics of I. Brodsky]. In: Objective and Subjective Factors in Formation of Linguistic Mechanisms in the Age of Domination of Liberal Values and Priority of Personal Identity: CXLVI International Research and Practice Conference and II Stage of the Championship in Philology, 19-25 July, 2017, London / International Academy of Science and Higher Education. Electronic data. London, 2017. P. 36-38 (in Russ.).

12. Khairullin, R.Z. Natsional'nyje obrazy mira v poezii i proze Mustaya Каrimа [National Images of the World in Poetry and Prose of Mustai Karim]. In: Prepo-davatel'XXIveka [The Teacher of the 20th Century]. Moscow, 2016. No. 1. P. 431-440 (in Russ.).

13. Khakimov, A.Kh. S vekom naravne: o tvorchestve Mustaya Karima [Together with the Century: On the Creative Work of Mustay Karim]. Tashkent: Izdatel'stvo literatury i iskusstva, 1971. 155 p. (in Russ.).

14. Khrenkov, D.T. Mustay Karim. Literaturnyy portret [Mustay Karim. The Literary Portrait]. Moscow: Sovetskaya Rossiya, 1969. 104 p. (in Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Khusainov, G.B. Khalyk shagiry Mostay Karim [The National Poet Mustay Karim]. Ufa: Kitap, 1965. 196 p. (in Bashkir)

16. Khusainov, G.B. Mostay Karim: Shэkhes. Shagir. Dramaturg. Prozaik [Mustay Karim: Personality. Poet. Playwright. Prose Writer]. Ufa: Kitap, 1994. 416 p. (in Bashkir)

17. Shadrikov, V.D. Mir vnutrennej zhizni cheloveka [One's Interior Life]. Moscow: Logos, 2006. 392 p. (in Russ.).

18. Samirkhanova, G.Kh., Bayguzhina, G.Sh. R3shit Nazarov izhadynda satira hэm yumor [Satire and Humour in the Works of Rashit Nazar]. Problemy vostotkovedeni-ya - Problems of Oriental Studies. 2016. No. 1 (71). P. 63-69 (in Bashkir).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.