Научная статья на тему 'ВЕЛИКИЕ АРТИСТЫ-ДОЙРИСТЫ ПРОШЕДШИЕ ВОЙНУ'

ВЕЛИКИЕ АРТИСТЫ-ДОЙРИСТЫ ПРОШЕДШИЕ ВОЙНУ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
180
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Oriental Art and Culture
Область наук
Ключевые слова
Олим Комилов / Гафур Азим / дойрист / Ташкент / искусство / наставник / сцена / бойцы / ансамбль / зритель / Рахим Исахужаев

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шералиев Хусниддин

Эта статья об артистах-дойристах, живших и творивших в годы Великой Отечественной войны, известных в народе, их короткой жизни, и о том, что они своим искусством помогали защитникам родины, не оставаясь равнодушными к беде, постигшей страну.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЕЛИКИЕ АРТИСТЫ-ДОЙРИСТЫ ПРОШЕДШИЕ ВОЙНУ»

"Oriental Art and Culture" Scientific Methodical Journal / ISSN 2181-063X Volume 3 Issue 4 / December 2022

ВЕЛИКИЕ АРТИСТЫ-ДОЙРИСТЫ ПРОШЕДШИЕ ВОЙНУ

Шералиев Хусниддин

Ферганский региональный филиал государственного института искусства

и культуры Узбекистана

Аннотация: Эта статья об артистах-дойристах, живших и творивших в годы Великой Отечественной войны, известных в народе, их короткой жизни, и о том, что они своим искусством помогали защитникам родины, не оставаясь равнодушными к беде, постигшей страну.

Ключевые слова: Олим Комилов, Гафур Азим, дойрист, Ташкент, искусство, наставник, сцена, бойцы, ансамбль, зритель, Рахим Исахужаев

GREAT DOIR ARTISTS THAT PASSED THE WAR

Sheraliev Khusniddin

Fergana regional branch of Uzbekistan State Institute of Art and Culture

Abstract: This article is about doirist artists who lived and worked during the Great Patriotic War, known to the people, their short life, and that they helped the defenders of the motherland with their art, not remaining indifferent to the misfortune that befell the country.

Keywords: Olim Komilov, Gafur Azim, doirist, Tashkent, art, mentor, stage, fighters, ensemble, spectator, Rakhim Isakhuzhaev

В книгах, исторических документах об Олиме Комилове довольно часто упоминается имя Гафура Азима. Он был одним из первых учеников Уста Олима, вместе с ним принимал участие во многих встречах, вместе выступал на театральных сценах, площадях, свадьбах, народных зрелищах и был довольно известным артистом среди народа.

Гафур Азим был скромным, вежливым учителем-наставником, умел своевременно и правильно давать необходимые советы. Гафур Азимов родился 9 мая 1917 года в махалле Тахтапуль города Ташкента. Гафур Азим был хорошим дойристом, у него занимались молодые талантливые ребята Ташкента.

Как талантливый дойрист он был известен не только в Ташкенте и областях, но и в соседних республиках. Его выступления всегда проходили с большим успехом. И среди поклонников искусства, и среди артистов его уважительно называли «Гафур дада». Практически все дойристы из Центральной Азии поддерживали с ним самые теплые отношения. Многие известные артисты были

его учениками. Среди них можно назвать Одила Комолхужаева, Махмуда Азимова, Мурода Фозилжонова, Тохира Азимова, Зокира Азимова, Анвара Ахророва.

Жизнь человека подобна молнии на небе. Свет жизни наставников проявляется в их учениках, которые ныне достойно продолжают их дело. В память о лучшем из исполнителей на дойре Уста Олиме его любимый ученик Гафур Азим написал партии для дойры. Он донес до нас память о нем и его творчестве. Последователи этих светлых личностей, стремяться достойно ценить их творчество, изучать его и доводить до тысяч своих учеников.

Сцена - это своеобразный мир. Вы стоите на сцене и остаетесь один на один со зрителем. Вы - словно мишень для тысяч глаз. Зритель очень внимателен, видит каждое ваше движение. Если вы исполняете мелодию задорно, с чувством - в ответ получите бурные аплодисменты. Это правило сцены. Этим правилам учил Гафур Азим своих учеников.

В 1937-1951 и 1959 годах Гафур Азим принимал участие в проводившихся в Москве декадах «Литература и искусство Узбекистана» и завоевал признание русского зрителя.

С 1945 года Гафур Азим работал в ансамбле известной певицы и танцовщицы Тамары Ханум. В составе этого ансамбля он выступал в десятках стран, в частности - Индии, Индонезии, Китае, Афганистане, Норвегии, Италии, Чехии, Словакии, Польше, Австрии, Венгрии , где пропагандировал историю узбекского искусства. Он также часто выступал для работников Фархадской ГЭС, Куйбышевской ГЭС, Каховской ГЭС.

Но начавшаяся в 1941 году война принесла много горя и страданий всем людям, в том числе и артистам. Многие из них не вернулись с полей сражений. Сотни артистов шли на фронт, чтобы своими выступлениями поддержать боевой дух сражающихся за Родину солдат, разъяснить, насколько страшен фашизм. Среди них был и Гафур Азим.

Он с чувством горечи рассказывает о тех страшных днях: «Дети мои, вы живете в счастливое время, у вас счастливое детство. Это высшее достояние и его нужно ценить. Не просто дались нам эти счастливые дни. Тысячи и тысячи наших соотечественников отдали за это собственную жизнь. Они погибли. Им не суждено было увидеть нашу счастливую жизнь. Но они сохранили наш мир и спокойную жизнь. Сколько отцов, матерей, невест до нынешних времен живут с памятью о тех страшных днях. Во время войны я видел разрушенные города, деревни и села. Видел погибших, не похороненных солдат. Те страшные картины невозможно описать словами». Это было трагическим временем для страны. Такого не пожелаешь даже врагу.

1 февраля 1944 года уже была сформирована фронтовая бригада артистов. В эту труппу входили Г.Рахимова, Л.Петросова, Р.Богланова, С.Арзуманова, А.Каспарова, Р.Аюпова, К.Исмоилова, А.Окилова, С.Юлдошев, музыканты М.Косимов, Г.Азимов, Ф.Содиков, солисты Р.Хакимова, В.Кундель.

Они направлялись в политический штаб 1-танковой армии под командованием генерал-лейтенанта М.Е.Кажукова. Эта армия, в конце ноября 1943 года соединившись с 1-Украинским фронтом, принимала участие в операциях Житомир-Бердичев и Проскуров-Черновиц. Далее армии было предписано освободить границы Чехословакии от фашистского ига.

Артисты привезли танкистам подарки из Узбекистана. Они встретились со своими соотечественниками. Это была незабываемая встреча. Ушедшие на фронт из Узбекистана узбеки, казахи, кыргызы, таджики, русские, армяне, азербайджане и представители других национальностей со слезами на глазах обнимались с артистами. Бойцы из Узбекистана расспрашивали о жизни в республике и артисты подробно обо всем рассказывали. Артисты настолько вжились в жизнь каждой дивизии, полка, батальона, роты, взвода этой армии, что бойцы, какой бы нации они не были, считали артистов из Узбекистана родными братьями и сестрами. Они выступали с концертами, в которых песни звучали на различных языках. Когда солдаты слушали песни на своем родном языке, на их глаза навертывались слезы.

Слава артистов возрастала, в отдельных частях они выступали по несколько раз. В течение месяца было проведено более тридцати концертов.

Вот как оценивал выступление артистов политрук 1 -танковой армии, полковник Журавлев: «Концерт ансамбля - это яркое проявление дружбы между народами. Артисты завоевали большое уважение и признание среди солдат, сержантов и офицеров. Особенно понравились песни «За Родину», «Цветущий Узбекистан», «Казаки-казаченьки», «Кровь за кровь», «Вернись живым и здоровым».

Артисты Узбекистана все, как один были готовы идти на фронт и повышать боевой дух, морально поддерживать солдат, офицеров и генералов. Среди был мастер своего дела, дойрист Гафур Азимов.

В 1945 году концертная бригада была направлена на 2-Беларусский фронт. В составе бригады были художественный руководитель Г.Рахимова, директор ансамбля В.И.Венедиктов, музыкальный руководитель Ф.Содиков, балетмейстер Л.Петросова, солисты Р.Багланова, Р.Аюпов, Р.Хакимова, Р.Ахмедова, Д.Шерова, К.Исмоилова, А.Аминов, Я.Абдуллаева, музыканты Г.Азимов, М.Косимов, С.Юлдошев. Ансамбль прибыл в штаб 2-Белорусского фронта 16 февраля 1945 года. Этот фронт совместно с 2-Белорусским фронтом вел бои против фашистов в Восточной Пруссии.

Несмотря на идущие тяжелые бои командующий фронтом Маршал Советского Союза К.К.Рокоссовский встретил прибывших из Узбекистана артистов и прощаясь с артистами, маршал Константин Константинович Рокоссовский сказал: «Мы встретимся с вами после войны под мирным небом и еще раз послушаем ваши песни и музыку. С 25 февраля до 20 марта ансамбль выступал с концертами в различных частях армии и получил благодарность командования.

Ратный труд Гафура Азимова не остался не замеченным. Он получил достойное признание среди бойцов Красной Армии и руководство воинских частей. Он был награжден орденом «Красной звезды», медалями «За боевые заслуги» (дважды), «За самоотверженный труд» (дважды), «За победу над Германией», «25-летие Победы», «За добросовестный труд во время Второй мировой войны 1941-1945 годов» и другими. В 1967 году за большой вклад в развитие узбекского музыкального искусства он был удостоен звания «Заслуженный артист Узбекистана».

На этой войне известные узбекские артисты действительно были моральной поддержкой для всех солдат, офицеров и генералов. Так же, как и Гафур Азимов, через ужасы войны прошел еще один дойрист Рахим Исахужаев.

Рахим Исахужаев родился 10 октября 1917 года в городе Ташкенте. В махалле, где он жил, многие умели играть на дойре. Поэтому и у Рахима был велик интерес к этому инструменту. Он быстро освоил секреты этого мастерства. Его стали приглашать на различные мероприятия. Люди любят хороших артистов, всегда с нетерпением ждут их выступлений. Рахим бобо уже в молодые годы аккомпанировал таким известным артистам, как Уста Олиму Комилову, Кари Якубову, Кариму Закирову, Тамаре Ханум, Халиме Насыровой, Мукарамм Тургунбаевой, а впоследствии вместе с ними стал принимать участие в творческих поездках по республике.

В довоенные годы его исполнение на дойре часто передавали по радио. Кроме дойры, он отлично владел и дутаром.Певцы и танцовщицы с любовью вспоминали о том, как он аккомпанировал им во время их выступлений и насколько вдохновляло людей его исполнение в те далекие военные времена... Солдаты, выходившие из окопов, где их в любую минуту могла настигнуть смерть, после концерта подходили к Рахиму бобо и расспрашивали его о секретах исполнения на дутаре. Артист подробно рассказывал им об истории инструмента, а также рассказывал бойцам различных национальностей о родном Узбекистане.

Дадахужа Соттихужаев родился 23 февраля 1921 года в кишлаке Учок Паркентского района Ташкентской области. Он родился в семье, где царили мир и достаток. Но смерть отца внесла свои коррективы. Дадахужа был отдан в

детский дом. Для представителей мира искусства самым большим счастьем является свобода. Талант даруется свыше. Ребенок, привыкший к ласке и теплу, так и не смог прижиться в детском доме. В четырнадцать лет он покидает детский дом. Смелый и отважный мальчик через Паркентские горы, через долину пришел в Маргилан. Попал в приют. Но мир не без добрых людей. В Маргилане судьба свела его с Уста Ахмаджон Умрзок углы. Именно этот человек забрал его из приюта для беспризорных детей. Впоследствии он стал практически вторым отцом для Дадахужа. Уста Ахмаджон ака обучил его игре на дойре, а в 1937 году привел в Ферганский театр. В течение года принимая участие в проводившихся в Ферганской долине хашарах и демонстрируя свое искусство, он стал любимым исполнителем среди народа.

Коллектив театра с начала и до конца строительства Большого Ферганского канала был вместе с трудящимся народом, морально поддерживал людей на этой великой стройке. Была проведена поистине немыслимо гигантская работа: за 45 дней был проложен канал протяженностью 270 километров. В Америке подобный канал при помощи техники был проложен в течение 4 лет. Наш самоотверженный трудолюбивый народ не жалея сил за немыслимо короткий срок проложил канал и пустил по нему воду в долину. Среди этих людей был и Дадахужа ака.

Слава Дадахужа ака в долине приумножалась, его пригласили на работу в Янгиюльский театр. В этом театре он стал ведущим артистом, здесь началась его активная трудовая деятельность. Узбекский народ делал все для того, чтобы направлять на фронт продовольствие и одежду для сражающихся солдат. Представители искусства, в том числе и Дадахужа ака были моральной поддержкой для бойцов. Они призывали их к победе, рассеивали их заботы и печали. Труппа Янгиюльского театра была направлена на действующий 3-Прибалтийский фронт и давала концерты на местах под звуки взрывающихся бомб и снарядов.

Из воспоминаний Дадахуджи Саттихуджаева: «11 мая состоялся первый концерт. Перед сценой сидели бойцы, только что вернувшиеся с боя. Глядя на них, мне так захотелось доставить им радость и я начал исполнять «Андижанскую польку». Я исполнял с таким азартом, что бойцы вскочили с мест и стали хлопать в такт мелодии. На сцене кружились в танце танцовщицы. Задор бойцов еще больше вдохновил меня. Стеснявшиеся поначалу бойцы вдохновенно танцевали, концерт шел с таким успехом, что даже не заметили, как наступил вечер. По окончании концерта ко мне подошел русский парень. Мы, представители двух национальностей, крепко обнялись. На войне не было национальностей. На войне были родные люди. На этом фронте мы дали

двадцать концертов. Затем нас направили на другой фронт. Там мы были до 25 мая».

Очень много артистов из Узбекистана были вместе с бойцами, сражавшимися на этой страшной войне. Среди них были дойристы: Народный артист Узбекистана Рахим Исохужаев, Заслуженный артист Узбекистана Гафур Солихов, Мирзатоп Тиллаев, Убайдулла Хужаев, О.Туйчиев, Р.Отабоев, М.Мирзаев, Ш.Хамдамов. Это были великие артисты, прошедшие войну.

Использованная литература

1. Доира сехри. Махмуд Саттор. 2002 й. Шарк нашриёти

2. O'zbekiston Milliy Entsiklopediyasi/ Birinchi jild. Toshkent, 2000-yil

3. Obidov T., Usta Olim Komilov, T., 1958.

4. Беляев В. "Музыкальные инструменты Средней Азии". Москва.1980

5. Доиранинг зарблари. Щзбекча усуллари туплами. Т.1952

6. Петросянц.А.И. "Инструментоведение" Т.1990

7. Тошматов У. "Чолгушунослик" Т.2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.