Научная статья на тему 'ВЕЛИКАЯ КИТАЙСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И ДЖОН ФЭРБЭНК'

ВЕЛИКАЯ КИТАЙСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И ДЖОН ФЭРБЭНК Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
84
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Modern oriental studies
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Мартынов Дмитрий Евгеньевич, Хайрутдинов Рамиль Равилович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЕЛИКАЯ КИТАЙСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И ДЖОН ФЭРБЭНК»

MODERN ORIENTAL STUDIES

СОВРЕМЕННЫЕ ВОСТОКОВЕДЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

VOL.3 №4 2021

ISSN 2686 - 9675 (Print) ISSN 2782 - 1935 йШ1Ж)

INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

ВЕЛИКАЯ КИТАЙСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И ДЖОН ФЭРБЭНК

00110.24412/2686-9675-4-2021-486-489

28 июля 2021 г. в честь столетия со дня основания Коммунистической партии Китая (КПК) в генеральном консульстве Китаискои Народнои Республики в Казани состоялся боль-шои прием для преподавателеи и студентов, изучающих китаискии язык, проблемы истории и культуры Китая. Большую публичную лекцию прочитал генеральныи консул г-н У Иньцин. Более всего авторы этих строк были поражены тем, что свое выступление г-н кон-

сул начал с цитирования книги «Великая ки-таиская революция, 1800-1985» Джона Кинга Фэрбэнка (китаиское имя Фэи Чжэнцин, 19071991). Поэтому для читателеи нашего журнала, вероятно, небезынтересным покажется небольшое размышление о том, как великии амери-канскии китаист воспринимал грандиозные перемены в жизни Китая.

Джон Фэрбэнк, прожив долгую жизнь, был свидетелем всех основных событии в жизни Китая XX в. Выиграв англиискую стипендию Родса, магистр Фэрбэнк высадился в устье Ху-анпу в разгар Первого шанхаиского сражения. Во время китаиско-японскои патриотическои воины он представлял Объединенные стратегические службы США во временнои столице Чунцине, и немало способствовал физическому выживанию университетских кадров Китая. Ближаишими друзьями четы Джона и Вильмы Фэрбэнк были архитекторы Лян Сычэн (сын великого философа и реформатора Лян Цичао) и его жена — писательница и поэтесса Линь Хуэиинь. По личному приглашению Чжоу Эньлая, Фэрбэнки посетили Китаи в 1972 г. — сразу после историческои встречи Р. Никсона с Мао Цзэдуном, означавшеи «перезагрузку» всеи мировои политики. В конце своего жизненного пути синологу довелось участвовать во встрече президента Дж. Картера с Дэн Сяопином. Несколько раз Фэрбэнк был на

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛОНКА: VOL.3 №4 2021

ВЕЛИКАЯ КИТАЙСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И ДЖОН ФЭРБЭНК ISSN ™ : 2 П

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛОНКА: ВЕЛИКАЯ КИТАЙСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И ДЖОН ФЭРБЭНК/ МАРТЫНОВ Д.Е., ХАЙРУТДИНОВ Р.Р. / УДК 93

Тайване, и хотя не встречался с Чан Кайши лично, неплохо знал Сун Мэйлин и тесно общался с Ху Ши — еще одним великим китаиским философом и политиком. Характерно, что энтузиазм либерально настроенного американца к сменявшим друг друга руководителям Китая непрерывно возрастал, и это иногда приводило к разнообразным нападкам во времена американского маккартизма, и со стороны таивань-ских властеи так называемого чрезвычаиного положения.

В современном Китае Дж. Фэрбэнка почти серьезно могут называть «Императором — основателем династии в китаеведении»

обязательно подчеркивая, что его формирование как ученого происходило в Китае, где он в течение двух семестров даже преподавал в университете Цинхуа. Фэрбэнк воспитал целое поколение американских синологов (в 1950 - 1980-х гг. все кафедры китаеведения американских университетов были заняты его учениками). Китаискии уче-ньш Сюи Гоци так подчеркнул роль Фэрбэнка в налаживании китаиско-американских отношении: «не упомянуть Фэрбэнка, говоря о китаеведении, все равно, что говорить о Китаискои Народнои Республике и игнорировать Мао Цзэдуна».

В своеи концепции «великои китаискои революции» Фэрбэнк исходил из того, что Ки-

таи представляет собои ярко выраженныи пример «ирригационнои цивилизации», которая формировалась вдалеке от морских побережии. Это отличало Китаи в экологическом отношении от западнои цивилизации, которая формировалась на Балканах и в Италии, а затем во всеи Западнои Европе, с ее обширными полуостровами и краине изрезаннои береговои ли-ниеи. Начало цивилизации отнесено еще к эпохе Шан-Инь (XVII в. до н.э.), и многие черты образа жизни и хозяиствования китаицев как народа были заложены еще в те времена. Между прочим, это, отчасти, объясняет консервативное отношение к техническому прогрессу: если в России XIX в. пароходы и железные дороги сразу же стали восприниматься как предмет первои необходимости, то сеть водных сообщении в бассеине Янцзы и южнее была в то же самое время конкурентом железных дорог, вдобавок, население враждебно было настроено к иностранцам.

Согласно логике Фэрбэнка, индустриальная цивилизация Европы с ее политическим устроиством и экономическим укладом была результатом естественного развития исторически сложившихся автохтонных культур. Он заявил, что понятия «феодализма», «капитализма» и «социализма» не имеют для Китая строгих социально-экономических аналогов. Модернизация восточноазиатских обществ

MODERN ORIENTAL STUDIES

СОВРЕМЕННЫЕ ВОСТОКОВЕДЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

VOL.3 №4 2021

ISSN 2686 - 9675 (PRINT) ISSN 2782 - 1935 (ONLINE)

INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

требовала заимствования ценностеи, сформировавшихся на инои культурнои почве; именно этим объясняются медленность преобразования китаиского общества и потрясения, которые им сопутствовали. Больше всего Фэрбэнка интересовала современность, которую он понимал с позиции строгого историзма: судьба це-лои цивилизации не могла не быть полностью сформированнои ее собственным прошлым. Лишен был американец и «сентиментальнои синофилии». Читая его книги, всегда обращаешь внимание на попытку вписать историче-скии опыт Китая в мировои контекст, показывая одновременную похожесть и непохожесть опыта этои цивилизации на Европу и Америку.

Советскии и россиискии ученыи-экономист Яков Михаилович Бергер считал важнеишим открытием Фэрбэнка то, что в Китае, несмотря на западные влияния, мало что меняется по существу, многие традиционные институты лишь перелицовываются, регенерируют под иными вывесками. Данному явлению дана последовательно историческая интерпретация: по мнению Фэрбэнка, наивысшего уровня социально-экономического развития Китаи достиг в эпоху Сун (960-1279), когда, собственно, оформились все важнеишие общественные институты, и в первую очередь всеобъемлющая система государственных экзаменов на государственную службу. В этот период появи-

лось книгопечатание, возникло неокофнуциан-ство и сформировалось сословие шэньши. При этом в политическом отношении государство Сун постоянно терпело военные поражения и, наконец, было подчинено завоевателями из внутренних регионов Азии, причем процесс завоевания растянулся на три с половинои столетия. При этом захватчики (тангуты, кидани, чжурчжэни, наконец, монголы) стали инте-гральнои частью китаискои политическои системы, укрепив традиционныи политическии порядок. Цинскую эпоху Фэрбэнк описывал как завершение сунскои высокои цивилизации, когда некитаиские механизмы военного контроля вошли в симбиоз с конфуцианскои соци-ально-политическои системои. Однои из главных особенностеи даннои системы было отсутствие понятия о равноправии — как в обществе, так и в международных отношениях. Отчасти из-за этого торговля в традиционном Китае, создав общенациональныи рынок и способствуя накапливанию капиталов, в отличие от Запада, не не создала условии для индустриализации, способнои стимулировать рост рост науки, техники, промышленности, транспорта, связи, социальных изменении. По мысли Фэрб-энка, доиндустриальные общества Китая и Европы глубоко несхожи, поэтому запоздалая модернизация (которую американец считает безусловно позитивнои в общем смысле)

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛОНКА: VOL.3 №4 2021

ВЕЛИКАЯ КИТАЙСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И ДЖОН ФЭРБЭНК ISSN ™ : !93! П

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛОНКА: ВЕЛИКАЯ КИТАЙСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И ДЖОН ФЭРБЭНК/ МАРТЫНОВ Д.Е., ХАЙРУТДИНОВ Р.Р. / УДК 93

оказалась губительной для империи Цин. Система образования западного типа, внедряемая, главным образом, христианскими миссионерами, появление первых индустриальных производств были прогрессивными с западнои точки зрения, а с китаискои они подрывали основы традиционнои цивилизации и образа жизни. И если пользоваться категориями «вызов — ответ», иностранное вторжение (а между 1939-1937 гг. в Китаи иностранцы вторгались пять раз) могло быть отражено только после смены власти внутри страны.

Согласно Фэрбэнку, Синьхаиская революция завершила процесс коммерциализации аг-рарно-бюрократическои структуры, начавшии ся в эпоху Мин (1368-1644), но не смогла обеспечить поступательного развития. Хотя была заимствована идея нации-государства, поиски нового единства велись в традиционных формах, которые предполагали государственную автократию. Либерал Фэрбэнк эмоционально не испытывал никаких симпатии к революции и Коммунистически партии Китая, но не мог не признать глубочаишеи историческои обусловленности ее создания. Только коммунисты могли сплотить китаискии народ, даровав надежду, а затем и материальные блага абсолютному большинству населения Китая. Во время революционнои гражданскои воины Гоминьдан и Коммунистическая партия, факти-

чески, пропагандировали одну и ту же программу, включавшую индустриализацию страны, повышение ее международного статуса и даже элементы демократии, которые будут развиваться вслед за развитием государственного управления. Правда, будучи либералом, он не считал, что модернизация и сильная власть од-нои партии совместимы между собои; скончавшись в 1991 г., он не мог видеть дальнеишего развития Китаискои народнои республики. Его ученики, переиздавая книги Фэрбэнка, тем не менее, утверждали, что основную тенденцию учитель понял очень верно. Отчаянно жаль, что ни один труд американского синолога не переведен на русскии язык. Надеемся, что наши собственные ученики смогут заполнить эту лакуну в россиискои науке.

Мартынов Д.Е., д.и.н., профессор кафедры алтаистики и китаведения, Главный редактор «Современных востоковедческих исследований»

Хайрутдинов Р.Р., к.и.н., директор Института международных отношений Казанского федерального университета

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.