Научная статья на тему 'Россия и Китай в экономическом сотрудничестве со странами БРИКС'

Россия и Китай в экономическом сотрудничестве со странами БРИКС Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
493
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БРИКС / Бразилия / Россия / Индия / Китай / ЮАР / экономическое сотрудничество / мировая экономическая интеграция. / BRICS / Brazil / Russia / India / China / South Africa / economic cooperation / world economic integration.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Ли Цзинчэн

В статье рассматривается основная деятельность международного механизма сотрудничества БРИКС. Дается характеристика экономического сотрудничества между Россией, Китаем и другими странами-членами данного механизма. Особое внимание уделено общности интересов, задач и целей. Одновременно подчеркиваются и различия между странами, которые необходимо учитывать для конструктивного экономического сотрудничества. В заключении делается вывод, что БРИКС находится в начальном пути экономического сотрудничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIA AND CHINA IN ECONOMIC COOPERATION WITH BRICS COUNTRIES

The article discusses the activities of the international cooperation mechanism BRICS. The characteristic of economic cooperation of Russia, China and other mechanism members is given. Particular attention is paid to the commonality of interests, tasks and goals. At the same time, differences between countries are also emphasized, which need be taken into account for constructive economic cooperation. The conclusion reveals that the BRICS is in the initial path of economic cooperation.

Текст научной работы на тему «Россия и Китай в экономическом сотрудничестве со странами БРИКС»

РОЛЬ ВОКС В ФОРМИРОВАНИИ ОБРАЗА СССР В ДУНБЭЕ ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

ISSN: 2686-9675

политика и международные отношения / ВЕрНЕИко алла ЛЕонидовнА, VEAILAN@YAHOO.COM / УДК 902/904 (516)

ЛИТЕРАТУРА

1. Чифэн - в н. вр. город во Внутренней Монголии, в период антияпонскои воины входил в состав Маньчжоу-го.

2. АВП РФ. Ф. 308. Оп. 30. П. 25.Д. 2.

3. АВП РФ. Ф. 0100. Оп. 34. П. 261. Д. 94.

4. АВП РФ. Ф. 308. Оп. 31. П. 27. Д. 23.

5. См. Соглашение об отношениях между Советским Главнокомандующим и Китаискои администрации после вступления советских воиск на территорию Трех Восточных провинции Китая в связи с настоящеи совместнои воинои против Японии // Русско-китаиские отношения в ХХ веке. Том IV: Советско-китаиские отношения. 1937-1945 гг. Кн. 2.: 1945 г. М. 2000. С. 193-195.

6. АВП РФ. Ф. 0100. Оп. 34. П. 261. Д. 94.

7. 1935нянь10юэ 25жи чжун су вэньхуа сехуэи чэнли тунго чжун су вэньхуа сехуэи хуэичжан 25 октября 1935 г. образовано Китаиско-советское культурное общество, принят Устав Китаиско-советского культурного общества. Электронньш ресурс: http://blog.sina.com.en/s/ blog_53db801401012epa.html

обращение 25.03.19.

8. Очерки истории Министерства иностранных дел России. 1802-2002. В 3 т. Т.2. 1917-2002. М., 2002.

9. В СССР Сунь Кэ знали как Сунь Фо [в гуандунском произношении).

10. АВП РФ. Ф. 0100. Оп. 42. П. 293. Д.88.

11. АВП РФ. Ф. 308. Оп. 30. П. 26. Д. 23.

12. АВП РФ. Ф. 308. Оп. 32. П. 28. Д. 25.

13. АВП РФ. Ф. 308. Оп. 36. П.58. Д. 35.

14. АВП РФ. Ф. 308. Оп. 33. П. 29. Д. 30.

15. Русско-китаиские отношения в ХХ веке. Т. III: Советско-китаиские отношения [сентябрь 1931 - сентябрь 1937 гг.). М.: Памятники историческои мысли, 2000.

16. АВП РФ. Ф.100. Оп. 33. П. 127 . Д. 42. Л.4-5. INFORMATION ABOUT AUTHOR

Verchenko Alla Leonidovna, senior researcher

Center for Contemporary History of China

Institute of Far Eastern Studies of the Russian Academy

of Sciences

veailan@yahoo.com

Принята к публикации: 15.09.2019 г.

RUSSIA AND CHINA IN ECONOMIC COOPERATION WITH BRICS COUNTRIES

РОССИЯ И КИТАЙ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ

СО СТРАНАМИ БРИКС

Ли Цзинчэн, ассистент Кафедра международных отношений Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

li_ts@spbstu.ru

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается основная деятельность международного механизма сотрудничества БРИКС. Дается характеристика экономического сотрудничества между Россией, Китаем и другими странами-членами данного механизма. Особое внимание уделено общности интересов, задач и целей. Одновременно подчеркиваются и различия между странами, которые необходимо учитывать для конструктивного экономического сотрудничества. В заключении делается вывод, что БРИКС находится в начальном пути экономического сотрудничества.

Ключевые слова и фразы: БРИКС, Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР, экономическое сотрудничество, мировая экономическая интеграция.

Для цитирования: Ли Цзинчэн. Россия и Китай в экономическом сотрудничестве со странами БРИКС. Современные востоковедческие исследования. 2019; 1(1): 55-58.

ABSTRACT

The article discusses the activities of the international cooperation mechanism BRICS. The characteristic of economic cooperation of Russia, China and other mechanism members is given. Particular attention is paid to the commonality of interests, tasks and goals. At the same time, differences between countries are also emphasized, which need be taken into account for constructive economic cooperation. The conclusion reveals that the BRICS is in the initial path of economic cooperation.

Key words and phrases: BRICS, Brazil, Russia, India, China, South Africa, economic cooperation, world economic integration.

For citation: Li Jingcheng. Russia and China in economic cooperation with BRICS countries. Modern Oriental Studies. 2019; 1(1): 55-58.

MODERN ORIENTAL STUDIES

СОВРЕМЕННЫЕ ВОСТОКОВЕДЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

ISSN: 2686-9675

INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

Страны БРИКС (англ. BRICS - сокращенное название от названия стран: Brazil, Russia, India, China, South Africa) - группы из пяти стран: Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южная Африка, представляют собои новыи вариант международных организации. В основе деятельности организации лежит механизм экономического сотрудничества. Целью организации является содеиствие реформам мировои экономическои системы, получение больших прав в международнои финансовои системе.

В последние годы страны БРИКС стали важнои силои глобального экономического развития. Значительно возросла их роль в финансово-экономическои деятельности. Однако они не имеют должные права голоса в международнои валютно-финансовои системе. В этих условиях, Китаи, будучи активным членом организации, предлагает механизм сотрудничества между странами БРИКС на платформе диалога и взаимодеиствия.

При этом следует отметить совместное сотрудничество Китая и России по этому вопросу. Обе страны представляют собои инициаторов продвижения механизма сотрудничества между странами БРИКС. Обе страны активно участвуют в Шанхаискои организации сотрудничества, в ключевых международных проектах: «Один пояс, один путь», «Евразиискии экономическии союз» и т.д. У Китая и России имеется большои потенциал сопряжения общих интересов в экономическои, военнои и геополитическои области [1]. Вместе с другими участниками БРИКС, Китаи и Россия прикладывают большие усилия, для обеспечения нового мирового финансово-экономического порядка и развития многосторонних международных отношении, построенных на основах справедливого, отрытого мира. Китаи и Россия выступают за сохранение многополярного мира, которыи будет обеспечивать стабильное экономическое развитие в международнои финансово-экономическои системе.

Китаи разработал экономическую политику соб-ственнои модели развития. Примером такои политики может служить инициатива, принятая в 2013 г. и получившая название «Один пояс, один путь», именно «Экономическии пояс Шелкового пути» и «Морскои шел-ковьш путь XXI-го века». Эта программа сеичас стала центром дипломатического, международного, политического и экономического сотрудничества Китая [2]. Проект «Один пояс, один путь» представляет собои мегапроект, охватывающии Европу, Азию и Африку.

С интересным проектом в 2014 г. выступила Индия, предложив инициативу «Проект Маусам». Суть проекта заключается в создании механизма сотрудничества Индии в регионе Индииского океана, включая также Восточную

Африку, Аравиискии полуостров, Индиискии полуостров и Индокитайский полуостров в Юго-Восточной Азии [3].

В 2015 году, Россия запустила проект «Евразиискии экономическии союз (ЕАЭС)». В него вошли Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Армения и Кыргызстан. Республика Молдова стала странои-наблюдателем. Этому союзу предшествовало — Евразии-ское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), которое возникло из Таможенного союза между частями Содружества Независимых Государств (Россия, Беларусь и Казахстан) [4].

Бразилия представила долгосрочную интеграционную программу для Южнои Америки и одновременно участвует в проекте экономическои интеграции «Союз южноамериканских нации». Цель этого проекта является стимулированием экспорта товаров региона [5].

К развитию региональнои экономическои интеграции проявляет и Южная Африка. Однако на экономическое положение страны сильно повлияли внутренние и внешние процессы. В первую очередь, смена политиче-скои власти, а также отсутствие новых импульсов для экономического роста.

Важнои проблемои для БРИКС является несовпадение экономических структур стран-членов, а также наличие различных подходов по приоритетным направлениям развития. Это положение хорошо иллюстрируется на примере Китаискои Народнои Республики и Россиискои Федерации. Китаи представялет собои традиционную страну-производителя. После проведения политики реформ и открытости, страна имеет большое количество финансового капитала и рабочеи силы. Однако она испытывает нехватку энергетических и природных ресурсов.

В россиискои экономике преобладают энергоресурсы, а внутреннее производство во многом зависит от развития смежных отраслеи, связанных с проводимои Западными странами санкционнои политиков В последние годы активно продвигается политика импортозаме-щения, что постепенно восстанавливает внутреннее производство. Из-за расширения международных санкции, темпы экономического развития России еще находятся на сравнительно низком уровне.

Интересен также пример Индии. Страна является одним из передовиков в развитии индустрии информационных технологии, которая представлена вычислительными техниками и программными обеспечениями. Это производство составляет больше половины всеи об-щеи экономическои стоимости страны. При этом остальное промышленное производство слабо развито, имеется большои дисбаланс между отраслями производства [6].

РОССИЯ И КИТАЙ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ УОЫ №1 2019

СО СТРАНАМИ БРИКС 155М: 2686-9675

политика и международные отношения / Ли Цзинчэн, LI_TS@SPBSTU.RU / УДК 327.7

В стране существуют также большие проблемы с развитием инфраструктуры.

Бразилия так же как Россия, обладает большими запасами природных ресурсов. Однако часто происходящие внутренние политические конфликты, наличие огромного социального разделения внутри страны являются большим тормозом для экономического развития, а иногда приводя к экономическим спадам [7].

Южная Африка располагает богатыми природными ресурсами и является основным поставщиком финансовых услуг в Африке. При этом социальное расслоение в обществе, неравенство между богатыми и бедными, высо-кии уровень безработицы создают большие проблемы для устоичивого развития страны [8].

Хотя в последние годы экономическое развитие всех стран шло медленными темпами, но в сравнении с темпами мировои экономики внешние условия для развития улучшились [9]. Страны БРИКС ускорили процесс внутренних реформ. После Олимпииских игр 2016 г. экономика Бразилии стала демонстрировать положительные признаки. Существенно улучшился экспорт, снизилась инфляция. В России с 2016 г. продолжал ослабевать эконо-мическии спад. Улучшились данные по экспорту и занятости. Индия показывает хорошие темпы роста, что приводит к падению торгового дефицита и к снижению инфляции. Экономика Китая была существенно оптимизирована и улучшена, что привело к стабильным темпам роста, оптимизации промышленности и стабильному улучшению показателеи жизни. Экономическое положение ЮАР показывает положительную динамику. Можно сделать вывод, что в целом экономика стран БРИКС имеет большие перспективы для дальнеишего развития.

Важным принципом деятельности стран БРИКС является согласование интересов всех сторон. Особую роль этот принцип играет в многосторонних проектах сотрудничества и заслуживает пристального внимания. Для преодоления трудностеи в области расширения сотрудничества между странами БРИКС, следует выделить следующие положения:

1.Разработка национальнои экономическои стратегии для укрепления сотрудничества в ключевых областях. Страны БРИКС сформулировали свою основную экономическую стратегию как внутреннюю, так и внешнюю. Странам необходимо бороться с внутреннеи конкуренцией избегать конфронтации и конфликтов. Стремиться к максимальнои взаимнои выгоде, содеиствовать развитию и совершенствованию своих рынков. В международ-нои деятельности, страны БРИКС должны работать только вместе, чтобы механизм сотрудничества находился

в рабочем состоянии. В важнеиших областях сотрудничества следует поддерживать высокии коммуникационньш механизм, направленныи на развитие торговли и инвестиции, способствовать развитию производств в переработке полезных ископаемых, сотрудничеству в энергети-ческои и сельскохозяиственнои областях, в технологиях и инновациях, в финансах. Важным направлением в сотрудничестве является общее стремление к процветанию.

2. Дальнеишее совершенствование механизмов сотрудничества и стремление к созданию открытои платформы сотрудничества между странами. В этом направлении можно выделить три направления. Первое, важным элементом концепции БРИКС является то, что в рамках сотрудничества представлены развивающие страны и страны с раз-вивающеися экономикои и поэтому стремиться поддерживать тесное сотрудничество с такими же странами мира. Второе, сотрудничество с развитыми странами. Страны БРИКС активно участвуют в диалоге с этими странами. Третье, участие в диалоге с международными и региональными экономическими организациями, для установления тесного сотрудничества и взаимодеиствия.

3. Необходимы дальнеишие исследования для снижения рисков сотрудничества [10]. Страны должны расширять исследования по вопросам взаимопонимания в различных областях сотрудничества. Прежде всего это касается экономики, торговли, политики, промышленности, культуры, общества и экологии. До представления проекта сотрудничества, необходимо полностью завершить анализ политического, экономического, социального положения стран. Все документы по сотрудничеству должны быть полностью в соответствии с местными законами и правилами. Это необходимо для минимизации непредсказуемых рисков.

В условиях глобализации экономики, механизм сотрудничества стран БРИКС будет больше направлен на взаимодеиствие с развитыми странами. Учитывая многие институциональные различия между странами, они должны работать только вместе, для обеспечения экономического и социального прогресса, развития и улучшения условии жизни людеи. Страны БРИКС и дальше будут выступать за развитие многополярности, устранять негативные последствия одностороннего и торгового протекционизма. Активно выступать за реформу существующеи системы международного финансового управления.

Между странами БРИКС имеются различия, но они не изменяют прочную и широкую основу для сотрудничества. Это проявляется, во-первых, в экономическои сфере, где имеются общие интересы и полное взаимопонимание. Во-вторых, в общем стремлении стран БРИКС к более

MODERN ORIENTAL STUDIES

СОВРЕМЕННЫЕ ВОСТОКОВЕДЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

ISSN: 2686-9675

INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

справедливому международному порядку. В-третьих, они имеют хороший опыт сотрудничества в экономической, финансовой, торговои, инвестиционнои сферах, а также в развитии энергетики, телекоммуникации, технологии, сельского хозяиства. В-четвертых, с политическои стороны, они к построению более справедливого и многополярного мира. В-пятых, они приверженцы мирного разрешения международных споров, содеиствия координации и сотрудничеству в области многостороннеи дипломатии.

Механизм сотрудничества между странами БРИКС способствует развитию диалога между ними и развивающимися и развитыми странами. В процессе совершенствования механизма сотрудничества все страны получат выгоду. Каждая страна-член БРИКС отстаивает свои собственные цели, но она должна придерживаться открытои и все-объемлющеи концепции сотрудничества, уважать и воспринимать требования других стран, содеиствовать постоянному развитию системы международного управления.

В заключении следует констатировать, что экономическое сотрудничество стран БРИКС стало новым явлением в современнои мировои экономике и находится в начале своего развития. Механизм сотрудничества между странами существует давно, лидеры стран регулярно встречаются между собои, однако сам механизм еще нуждается в совершенствовании [11]. На саммитах БРИКС достигаются значительные результаты в решении экономического сотрудничества между странами. Во время встреч отраслевых министров достигаются позитивные результаты в области науки, техники и гуманитарных сфер. Но следует учитывать конкретные условия и индивидуальные пути развития каждои страны-члена БРИКС. Нельзя без внимания оставлять культурные и этнические различия между народами.

Совершенствование механизма экономического сотрудничества стран БРИКС будет сложным и длительным процессом и его необходимо будет конструктивно и детально изучать.

3. Akhilesh Pillalamarri. Project Mausam: India's Answer to China's Maritime Silk Road // The Diplomat. September 18, 2014.

4. Васильева Н.А., Лагутина М.Л. К вопросу о формировании Евразииского союза: теоретический аспект // Евразииская интеграция: экономика, право, политика. № 10. 2011. С. 166-172.

5. Briceno-Ruiz J. From the South American free trade area to the Union of South American Nations: The transformations of a rising regional process // Latin American Policy. 1 (2). 2010. pp. 208-229.

6. Галищева Н.В. Проблема дисбалансов в экономике Индии // Вестник МГИМО. №4 (43). 2015. С. 242254.

7. Кашин В.К., Пахомов А.П. Экономика Бразилии: путь развития // Экономика. Налоги. Право. № 2. 2013. С. 104-113.

8. Аналитическии центр при Правительстве России скои Федерации. ЮАР: успехи и проблемы развития // Бюллетень о текущих тенденциях мировои экономики. Январь 2018.

9. Toloraya G. BRICS Current and Future Role in Maintaining International Peace and Security // Realizing the BRICS Long-Term Goals: Road-Maps and Pathways - A proposal by the BRICS Think Tanks Council. - Delhi: Vinset Advertising, 2017. pp. 68-84.

10. Khurana G.S. China, India and "Maritime Silk Road": Seeking a Confluence // Maritime Affairs: Journal of the National Maritime Foundation of India. 2015. 11 (1). pp. 19-29.

11. Becard D.S.R, Barros-Platiau A.F., Lessa A.C. Brazil in the BRICS after ten years // The International Political Economy of the BRICS. - London, New York: Routledge, 2019. pp. 135-149.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лагутина М.Л. Россия и Китаи в БРИКС: общее видение будущего мирового порядка // Россия и Китаи: на пути укрепления двустороннего сотрудничества Материалы II международнои научно-практическои конференции. Под ред. В.А. Гаврило-вои, И.Г. Хрипунова. 2017. С. 91-95.

2. Ли Цзинчэн. Состояние и перспективы взаимодеи-ствия Евразииского экономического союза и Великого шелкового пути // Россия в глобальном мире. № 10 (33). 2017. С. 408-418.

INFORMATION ABOUT AUTHOR

Li Jingcheng, lecturer

International Relations Department

Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University

li_ts@spbstu.ru

Принята к публикации: 15.09.2019 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.