Научная статья на тему 'ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ МОЛОДЕЖНОЙ НАУКИ В КЛАССИЧЕСКОМ ВУЗЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ'

ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ МОЛОДЕЖНОЙ НАУКИ В КЛАССИЧЕСКОМ ВУЗЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
248
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖНАЯ НАУКА / СТУДЕНЧЕСКАЯ НАУКА / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ / ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ НАУКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Моисеев Павел Сергеевич, Сысоев Павел Викторович, Сорокин Данила Олегович

Развитие молодежной науки и создание условий для научно-исследовательской деятельности студентов в период их обучения выступают одними из актуальных направлений деятельности высших учебных заведений на современном этапе. От того, насколько студенты смогут сформировать компетенции в научно-исследовательской сфере, во многом будет зависеть их способность продолжать образование и самообразование на протяжении всей жизни и трудоустройство. Объявление Президентом РФ Десятилетия науки и технологий способствовали пересмотру и актуализации многих направлений организации научно-исследовательской деятельности студентов. В данной работе в соответствии с инициативами Плана проведения в Российской Федерации Десятилетия науки и технологий авторами выделены четыре ключевых вектора развития молодежной науки в классическом университете: 1) популяризация науки среди обучающихся и привлечение к научно-исследовательской и проектной деятельности талантливой молодежи; 2) формирование у студентов дополнительных профессиональных компетенций в сфере научно-исследовательской и проектной деятельности; 3) апробация и распространение результатов научно-исследовательской деятельности студентов; 4) взаимодействие молодежной науки, бизнеса, государства и общества. В работе авторы а) описывают актуальность развития молодежной науки на современном этапе; б) проводят анализ педагогических исследований, посвященных описанию предметного содержания организации научно-исследовательской деятельности студентов и опыта проведения вузами научно-просветительских и образовательных проектов, целью которых выступает формирование у студентов дополнительных профессиональных и надпрофессиональных компетенций; в) представляют мероприятия Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина в рамках каждого из четырех векторов развития молодежной науки в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Моисеев Павел Сергеевич, Сысоев Павел Викторович, Сорокин Данила Олегович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VECTORS OF THE DEVELOPMENT OF YOUTH SCIENCE IN A CLASSICAL UNIVERSITY AT THE PRESENT STAGE

The development of youth science and the creation of conditions for the research activities of students during their studies are one of the topical areas of higher educational institutions activity at the present stage. The extent to which students are able to form competencies in the research field will largely depend on their ability to continue education and self-education throughout their lives and employment. The announcement by the President of the Russian Federation of the Decade of Science and Technology contributed to the revision and updating of many areas of organization of student research activities. In this work, in accordance with the initiatives of the Plan for the Decade of Science and Technology in the Russian Federation, the authors identify four key vectors for the development of youth science in a classical university: 1) the popularization of science among students and the involvement of talented youth in research and project activities; 2) development of additional professional competencies in students in the field of research and project activities; 3) approbation and dissemination of the results of research activities of students; 4) interaction of youth science, business, state and society. In the work, the authors a) describe the relevance of the development of youth science at the present stage; b) conduct an analysis of pedagogical research devoted to the description of the subject content of the organization of research activities of students and the experience of universities in conducting scientific, educational and educational projects, the purpose of which is the formation of additional professional and supraprofessional competencies among students; c) represent the events of the Derzhavin Tambov State University within each of the four vectors of development of youth science at the university.

Текст научной работы на тему «ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ МОЛОДЕЖНОЙ НАУКИ В КЛАССИЧЕСКОМ ВУЗЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки 2022. Т. 27. № 6 http://journals.tsutmb.ru/humanities/

Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumcmitarnye nauki = Tambov University Review. Series: Humanities 2022, vol. 27, no. 6 http://journals.tsutmb.ru/humanities-eng/

ISSN 1810-0201 (Print) ISSN 2782-5825 (Online)

Перечень ВАК, РИНЦ, Ulrich's Periodicals Directory, EBSCO, SciLIT, CrossRef

ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ PEDAGOGY OF HIGHER EDUCATION

Научная статья

УДК 378.2

DOI 10.20310/1810-0201-2022-27-6-1467-1482

Векторы развития молодежной науки в классическом вузе на современном этапе

Павел Сергеевич МОИСЕЕВ, Павел Викторович СЫСОЕВ*, Данила Олегович СОРОКИН

ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина» 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 *Адрес для переписки: psysoyev@yandex.ru

Аннотация. Развитие молодежной науки и создание условий для научно-исследовательской деятельности студентов в период их обучения выступают одними из актуальных направлений деятельности высших учебных заведений на современном этапе. От того, насколько студенты смогут сформировать компетенции в научно-исследовательской сфере, во многом будет зависеть их способность продолжать образование и самообразование на протяжении всей жизни и трудоустройство. Объявление Президентом РФ Десятилетия науки и технологий способствовали пересмотру и актуализации многих направлений организации научно-исследовательской деятельности студентов. В данной работе в соответствии с инициативами Плана проведения в Российской Федерации Десятилетия науки и технологий авторами выделены четыре ключевых вектора развития молодежной науки в классическом университете: 1) популяризация науки среди обучающихся и привлечение к научно-исследовательской и проектной деятельности талантливой молодежи; 2) формирование у студентов дополнительных профессиональных компетенций в сфере научно-исследовательской и проектной деятельности; 3) апробация и распространение результатов научно-исследовательской деятельности студентов; 4) взаимодействие молодежной науки, бизнеса, государства и общества. В работе авторы а) описывают актуальность развития молодежной науки на современном этапе; б) проводят анализ педагогических исследований, посвященных описанию предметного содержания организации научно-исследовательской деятельности студентов и опыта проведения вузами научно-просветительских и образовательных проектов, целью которых выступает формирование у студентов дополнительных профессиональных и надпрофессиональных компетенций; в) представляют мероприятия Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина в рамках каждого из четырех векторов развития молодежной науки в вузе.

Ключевые слова: молодежная наука, студенческая наука, научно-исследовательская деятельность студентов, векторы развития студенческой науки

Для цитирования: Моисеев П.С., Сысоев П.В., Сорокин Д.О. Векторы развития молодежной науки в классическом вузе на современном этапе // Вестник Тамбовского университета. Серия:'Гуманитарные науки. 2022. Т. 27, № 6. С. 1467-1482. https://doi.org/i0.20310/1810-0201-2022-27-6-1467-1482

Original article

DOI 10.20310/1810-0201-2022-27-6-1467-1482

Vectors of the development of youth science in a classical university at the present stage

Pavel S. MOISEEV, Pavel V. SYSOYEV*, Danila O. SOROKIN

Derzhavin Tambov State University 33 Internatsionalnaya St., Tambov 392000, Russian Federation * Corresponding author: p sy soy e v a \ a ndc \. ru

Content of the journal is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License Материалы статьи доступны по лицензии Creative Commons Attribution («Атрибуция») 4.0 Всемирная

© Моисеев П.С, Сысоев П.В, Сорокин Д.О, 2022

Abstract. The development of youth science and the creation of conditions for the research activities of students during their studies are one of the topical areas of higher educational institutions activity at the present stage. The extent to which students are able to form competencies in the research field will largely depend on their ability to continue education and self-education throughout their lives and employment. The announcement by the President of the Russian Federation of the Decade of Science and Technology contributed to the revision and updating of many areas of organization of student research activities. In this work, in accordance with the initiatives of the Plan for the Decade of Science and Technology in the Russian Federation, the authors identify four key vectors for the development of youth science in a classical university: 1) the popularization of science among students and the involvement of talented youth in research and project activities; 2) development of additional professional competencies in students in the field of research and project activities; 3) approbation and dissemination of the results of research activities of students; 4) interaction of youth science, business, state and society. In the work, the authors a) describe the relevance of the development of youth science at the present stage; b) conduct an analysis of pedagogical research devoted to the description of the subject content of the organization of research activities of students and the experience of universities in conducting scientific, educational and educational projects, the purpose of which is the formation of additional professional and supraprofessional competencies among students; c) represent the events of the Derzhavin Tambov State University within each of the four vectors of development of youth science at the university.

Keywords: youth science, student science, research activities of students, vectors of development of student science

For citation: Moiseev P.S., Sysoyev P.V., Sorokin D.O. Vektory razvitiya molodezhnoy nauki v klassicheskom vuze na sovremennom etape [Vectors of the development of youth science in a classical university at the present stage]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriva: Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2022, vol. 27, no. 6, pp. 1467-1482. https://doi.Org/10.20310/1810-0201-2022-27-6-1467-1482 (In Russian, Abstr. in Engl.)

'à*

АКТУАЛЬНОСТЬ

Современная экономическая и политическая ситуация в мире актуализирует необходимость и потребность в динамичном научно-техническом развитии России, повышении способности и готовности страны противостоять глобальным вызовам, расширении международного взаимодействия в научно-исследовательской сфере при работе над совместными проектами с целью достижения конкурентоспособности и превосходства в научных разработках и технологиях, что получило отражение во многих нормативных документах1. Все это предъявляет особые требования к деятельности высших учебных заведений, которые выступают ключевыми центрами генерирования научных идей и создания прорывных технологий2. Достижение поставленных целей технологического развития страны во многом определяется созданием и реализацией модели становления и подготовки научных кадров и развития научно-исследовательской деятельности студентов. Именно поэтому в последнее время развитию молодежной науки в вузах уделяется значительное внимание.

ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

Развитие молодежной науки и содержание организации научно-исследовательской деятельности студентов выступали предметом исследования многих отечественных

1 О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки: Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 599. URL: https://rg.ru/2012/05/09/naukadok.htrnl (дата обращения: 10.09.2022); Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 01.12.2016 № 642. URL: http:// www.kremlin.ru/acts/bank/41449 (дата обращения: 10.09.2022); Государственная программа РФ «Развитие науки и технологий» на 2013-2020 гг. URL: http://govem-ment.ru/docs/all/91503/ (дата обращения: 10.09.2022).

2 О мерах государственной поддержки ведущих университетов Российской Федерации в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров: Постановление Правительства РФ от 16.03.2013 № 211. URL: http://govem-ment.ru/docs/9988/ (дата обращения: 10.09.2022).

ученых. Анализ более сотни научных работ российских ученых, опубликованных в отечественных научных журналах за последние 10 лет, позволил выделить основные тенденции в тематике исследований и проследить на диахроническом уровне генезис предметно-тематического содержания развития молодежной науки в вузах. Следует заметить, что системное рассмотрение вопроса развития молодежной науки практически не нашло отражения в публикациях ученых. Исключение составили работы В.Ю. Стро-мова, П.В. Сысоева и В.В. Завьялова, в которых авторы представляли многоуровневую модель развития молодежной науки в классическом вузе, а также предметно-тематическое содержание ряда научно-просветительских и научно-образовательных проектов, направленных на привлечение учащихся и студентов к исследовательской деятельности, а также формирование у них профессиональных и надпрофессиональных компетенций [1; 2]. Большинство же авторов ограничивались одним из многочисленных аспектов организации научно-исследовательской деятельности студентов. Рассмотрим подробнее основную проблематику публикаций ученых.

Одним из основных вопросов развития молодежной науки выступает мотивация учащихся и студентов. В своем исследовании Д.А. Хашхожева, А.Ю. Патриотов, М.Т. Ге-лястанова, З.А. Махотлова, Б.М. Сушнева и А.Ю. Аккизов представили результаты исследования по выявлению и обоснованию психологических предпосылок к участию студентов Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова в научно-исследовательской работе [3]. Исследование проводилось на основе трех методик - многофакторного опросника личности Р. Кеттела, исследования вербальной креативности С. Медника, шкалы оценки потребности в достижении Ю.М. Орлова. Авторы выявили множество психологических факторов и предпосылок объективного и субъективного характера, влияющих на мотивацию обучающихся заниматься научно-исследовательской работой: восприимчивость к новому, уровень развития воображения, общий

уровень интеллекта, степень социальной организованности, степень тревожности, уровень развития самоконтроля и др.

В работе Р.А Головко, С.А. Хазовой, Э.В. Григоровой и Е.А. Субботиной представлены результаты исследования, проведенного на базе Краснодарского колледжа приборостроения [4]. Эксперимент был направлен на выявление психолого-педагогических условий в организации научно-исследовательской работы студентов колледжа. Среди критериев оценки способностей обучающихся заниматься научной работой были такие, как: 1) умения и навыки осуществления научно-исследовательской деятельности; 2) техническое мышление; 3) отношение к обучению как ведущей деятельности; 4) подготовленность к обучению в колледже и т. д. Результаты исследования контрольной и экспериментальной групп показали средне-низкие показатели по всем критериям в обеих группах, ввиду чего было принято решение о разработке программы совершенствования подготовки студентов с учетом выделенных психолого-педагогических условий для формирования вышеизложенных умений и навыков. Повторное исследование, проведенное уже после внедрения изменений в организацию образовательного процесса, показало статистически значимый прирост по каждому из упомянутых параметров.

В ряде работ на основе анализа современных потребностей студентов и специфики обучения на конкретном направлении подготовки ученые выделяли этапы проведения фундаментального научного исследования от выбора темы и патентного поиска до проведения исследования и представления его результатов [5-8].

Некоторые авторы описывали историю создания студенческого научного общества своего вуза и основную повестку его деятельности. В частности, в своей работе A.A. Баранов, В.Н. Малашенко, О.В. Клима-чева и О.И. Хмельцов рассказывают об истории и деятельности студенческого научного общества Ярославской государственной медицинской академии [9]. При этом авторы

справедливо утверждают, что в условиях получения медицинского образования студенческая наука выступает неотъемлемой частью учебной работы и практики. Е.Ю. Тю-менцева и В .Л. Штабнова описывают историю становления и основные задачи, стоящие перед научным обществом в Омском государственном институте сервиса [10]. Авторами были четко изложены этапы развития и становления студентов, принимающих активное участие в работе студенческого научного общества.

Еще одной работой по схожей тематике является исследование В.А. Решетникова, H.A. Соколова, H.H. Херсонского и М.А. Фроловой [11]. В ней авторы описывают историю становления и основные задачи студенческих научных кружков, созданных на кафедрах социальной гигиены и общественного здоровья и здравоохранения Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова. Ученые приходят к выводу, что работа в научных кружках положительно влияет на заинтересованность студентов в научной деятельности и способствует развитию целого ряда навыков и компетенций, необходимых для осуществления научно-исследовательской деятельности. Очередным примером активно функционирующего студенческого научного кружка является «СОПОТ» Технологического колледжа № 21 города Москвы, описанный в работе О.В. Арефьевой [12]. К основным задачам кружка авторы относят привлечение талантливой молодежи к научной деятельности, информирование об основных научных приоритетах и тенденциях в различных областях научного знания, а также проведение научных конференций, на которых студенты могут презентовать результаты своих исследований.

Обсуждая вопрос о студенческих кружках и лабораториях, необходимо также выделить работу Л.Л. Бурковой, посвященную функционированию студенческой научной лаборатории «Доброград-1» в Адыгейском государственном университете [13]. Автор выделяет основные цели, задачи и направления развития научной лаборатории, ее роль в

научно-исследовательской деятельности студентов вуза. В своем исследовании П.Б. Дер-мер, М.В. Добринец, A.M. Гофман представили опыт Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана по развитию студенческого самоуправления в вузе, в том числе по организации студенческого научно-технического общества «Гидросфера» [14]. Следует заметить, что, обсуждая цели и задачи тематических студенческих научных кружков и центров, ученые пришли к единому мнению относительно их основной направленности. Их основная цель -создание дополнительных условий для научного поиска студентов и развития исследовательских умений, а также более углубленное изучение учебного материала.

Большой корпус исследований посвящен описанию конкретных проектов, организуемых университетскими структурами или общеуниверситетским студенческим научным обществом, направленных на формирование ряда профессиональных и надпрофессио-нальных компетенций. В частности, в своих работах В.Ю. Стромов, П.В. Сысоев и В.В. Завьялов поделились наработками Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина по проведению научно-просветительских проектов «Школа компетенций» и «Молодежное предпринимательство» [15; 16], Д.Ю. Захаров, Л.А. Кравцова и Я.В. Щербатюк - Ухтинского государственного технического университета по проведению научных стендапов Science Slam и Science Battle [17], O.B. Гришаев - Воронежского государственного университета по проведению «Турнира трех наук» и «Выездной научной сессии» [18], К.С. Чернова и Н.В. Сидорова - Ульяновского техникума питания и торговли в проведении интеллектуальной игры для студентов «Игры разума» и научно-практической конференции «Студент - наука - профессия», а также тренинга «Эффективное мышление с помощью интеллект-карт» [19], Т.Н. Кондратьева и Н.В. Матвеева - Мордовского государственного педагогического института им. М.Е. Евсевьева в организации таких мероприятий, как конкурс на лучшего студента-исследователя вуза и

целого ряда студенческих научных конференций педагогической направленности [20].

Изучение данных работ показывает, что в разных вузах в зависимости от сложившихся традиций и развития студенческого самоуправления в научно-исследовательской сфере используются разные подходы и методы для реализации отдельных проектов, направленных на формирование профессиональных и надпрофессиональных компетенций студентов. Перечень же данных компетенций, востребованных среди студентов, в целом является универсальным и отражает способность грамотно проводить исследовательскую работу, использовать научные источники, представлять результаты исследований на научных мероприятиях и в виде статей в научных журналах, представлять свою исследовательскую работу и выступать перед публикой.

Среди большого количества исследований можно выделить лишь одну работу, в которой Л.В. Канаева предложила для обсуждения чрезвычайно важную проблему развития молодежной науки, связанную с качеством проводимых исследований, качеством публикаций и погоней за количественными показателями [21]. Автор справедливо, на наш взгляд, утверждает о несостоятельности массовой студенческой науки, когда «погоня за показателями» приводит к публикационному буму и стимулирует развитие лженауки, платное соавторство и плагиат. В качестве решения Л.В. Канаева предлагает принятие общевузовского нормативного документа, регламентирующего научно-образовательную этику.

Анализ данных публикаций свидетельствует о том, что в целом исследователи и организаторы пришли к общему пониманию содержания развития молодежной науки в вузах, где ключевыми направлениями будут являться: а) привлечение молодежи к исследовательской работе и ее мотивация; б) формирование профессиональных и надпрофессиональных компететенций, связанных с методологией проведения исследования и публикационной активностью; в) создание условий для апробации результатов исследова-

тельской работы студентов. При этом красной нитью через все направления развития молодежной науки должны проходить вопросы соблюдения этики при проведении исследований и публикации результатов.

ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ МОЛОДЕЖНОЙ НАУКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

В 2022 г. Президент РФ В.В. Путин подписал Указ № 231 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия науки и технологий» (от 25 апреля 2022 г.). Во исполнение данного Указа Президента РФ Правительством был разработан соответствующий план, состоящий из восемнадцати инициатив и мероприятий, направленных на привлечение талантливой молодежи к научно-исследовательской сфере, вовлечение научных работников в решение стратегических вопросов развития страны и общества, повышение доступности сведений о знаковых достижениях отечественной науки для граждан страны. Безусловно, публикация Плана внесла свои коррективы в векторы развития молодежной науки в Тамбовском государственном университете им. Г.Р. Державина, во многом расширив и систематизировав их. Представим подробнее перечень основных векторов развития молодежной науки в вузе и проводимые мероприятия, направленные на достижение целей по каждому из выделенных векторов.

I. Популяризация науки среди обучающихся и привлечение к научно-исследовательской и проектной деятельности талантливой молодежи

Первый вектор развития молодежной науки в вузе направлен на популяризацию науки и ее роли в современном обществе среди учащихся средних общеобразовательных школ и студентов вуза.

Два раза в год (осенью и весной) в университете для учащихся средних общеобразовательных школ Тамбовской области проводится научно-просветительский проект «Декада профессиональной грамотности», направленный на популяризацию науки и

высшего образования среди подростков, а также на их профессиональное самоопределение. Каждый день Декады посвящен конкретной области научного знания: юриспруденции, медицине, экономике, филологии, педагогике и т. п. В этот день на площадке партнеров ТГУ им. Г.Р. Державина, которые также служат местами трудоустройства выпускников, для учащихся средних школ студенты университета проводят интерактивные уроки с целью знакомства со спецификой обучения на конкретном направлении подготовки в вузе и согласно тематике дня предметной областью научного знания. Партнерами вуза в реализации этого проекта на протяжении многих лет выступают следующие организации: администрация Тамбовской области, Областная избирательная комиссия, Управление Росреестра по Тамбовской области (День правовой грамотности), Тамбовская областная станция скорой медицинской помощи (День медицинской грамотности), ПАО «Сбербанк» (День финансовой грамотности), музейный комплекс «Усадьба Асеевых», областная картинная галерея (День культурной грамотности), Тамбовская областная универсальная библиотека им. A.C. Пушкина (День филологической грамотности) и др.

В 2022 г. на базе Державинского университета был открыт беспрецедентный для области региональный Центр выявления и поддержки одаренных детей «Сириус». Это кластерная площадка по выявлению и поддержке одаренных детей, проявляющих интерес к научно-исследовательской и проектной работе, а также получению высшего образования. В основе деятельности Центра заложена трансформация работы с талантливой молодежью региона: от школьника до учителя. Для учащихся 7-11 классов общеобразовательных организаций области Центр разработал несколько образовательных программ. Обучающиеся собираются на тематические смены длительностью в 2 недели. Совместно с педагогами Державинского университета они выполняют лабораторные исследования, научные эксперименты, раз-

рабатывают технические и творческие проекты, начиная от поиска и формулирования идеи, проблемы и заканчивая проведением проверочных экспериментов, разработкой проекта, созданием уникального продукта. Такая совместная образовательная и научно-исследовательская работа способствует качественному освоению предметного и межпредметного содержания программ дополнительного образования, а также формированию метапредметных и личностных результатов образования.

С целью выявления талантливой молодежи в сфере научно-исследовательской деятельности с 2017 г. в университете проводится областной конкурс научных работ среди обучающихся «Постигая науку», который полностью соотносится с инициативой «Наука побеждать» Плана Правительства РФ. Конкурс проводится по десяти номинациям, соответствующим предметам, по которым учащиеся выпускных классов сдают Единый государственный экзамен. Проводится конкурс в два этапа: на первом - заочном этапе - жюри конкурса по номинациям оценивает исследовательские работы учеников и выводит на второй этап наиболее интересные и перспективные работы. На втором -очном этапе - учащиеся защищают свои проекты. Для поддержки талантливых выпускников - победителей и призеров по номинациям конкурса «Постигая науку» - университет внес дополнения в Правила приема в ТГУ им. Г.Р. Державина: при поступлении в университет победители получают 5 баллов, призеры - 4 балла к сумме баллов за вступительные испытания.

Для студентов младших курсов погружение в научно-исследовательскую деятельность в вузе начинается с просветительского мероприятия «Презентация студенческих научных кружков и лабораторий», которое ежегодно проводится по структурным подразделениям университета в начале осеннего семестра. Студенты узнают, что в Державин-ском университете существует целая инфраструктура, состоящая из более чем ста научных кружков, центров и лабораторий, в которых любой студент, заинтересованный в

исследовательской работе, может начать свои первые научные шаги под руководством научного наставника - доцента или профессора университета. На Презентации студенты старших курсов и руководители научных кружков и лабораторий рассказывают об исследовательской работе в своих центрах, объясняют проблематику проводимых исследований и в качестве примера представляют истории успеха наиболее выдающихся студентов, добившихся значимых научных достижений. По результатам данного мероприятия многие студенты проявляют интерес в исследовательской работе и записываются в конкретный студенческий научный кружок, в котором планомерно и методично будут погружаться в науку и делать свои первые шаги как молодые исследователи. Далее студенты, занимающиеся исследовательской работой в одном из научных кружков или центров, вступают в тематическое студенческое научное общество своего подразделения (например, СНО Медицинского института или СНО Института права и национальной безопасности) и параллельно со своей научной работой принимают участие в качестве инициаторов и исполнителей более мелких по своему охвату, но не менее значимых по направленности научно-популярных и научно-просветительских мероприятий.

С целью популяризации науки среди студентов, знакомства с вузовскими научными школами и направлениями, создания единого открытого общеуниверситетского научного пространства раз в семестр в каждом структурном подразделении проводится «Неделя открытых занятий в студенческих научных кружках, центрах и лабораториях». Каждый студент вуза может посетить открытое занятие и погрузиться в проблематику исследований других студентов или молодых ученых вуза. Нередко посещение открытых занятий и последующий не-творкинг приводят к коллаборации студентов и молодых исследователей и создают основу для начала междисциплинарных исследований.

Еще одним новым форматом популяризации науки среди молодежи стал научно-популярный проект "Science Slam", прохо-

дивший в Державинском университете в ноябре 2022 г. Несколько студентов и молодых ученых в формате научного стендапа познакомили зрителей с результатами своих исследований. При поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации в 2022 г. прошло не менее 100 университетских слэмов по всей России.

Также с целью популяризации науки среди учащихся, студентов и жителей Тамбова и Тамбовской области, их знакомства с ведущими учеными университета, ключевыми научными школами и направлениями вуза на протяжении ряда лет в Державинском университете реализуется научно-просветительский проект «Державинский университет - открытый университет». В рамках проекта ведущие ученые университета, основоположники и представители научных школ и направлений проводят для всех желающих открытые публичные лекции, на которых в научно-популярном формате рассказывают о проводимых исследованиях и своих научных достижениях. Данный проект является продолжением «Лектория», который в свое время был инициирован и проводился на регулярной основе профессором В.Н. Окатовым. «Державинский университет - открытый университет» выступил открытой площадкой для публичного диалога между учеными и обществом. В период пандемии коронави-русной инфекции СОУЮ-2019 данный проект реализовывался в онлайн-формате в рамках другого крупномасштабного медиапро-екта университета «Державинский в Сети». За время реализации проекта более 40 ведущих ученых вуза встретились со студентами и общественностью города и области.

Траектория развития студентов в научно-исследовательской сфере может продолжиться в аспирантуре. В этой связи для обсуждения продолжения обучения и исследовательской работы в аспирантуре студенческое научное общество ежегодно проводит просветительский проект «Я хочу быть аспирантом». В рамках проекта студенты магистратуры и старших курсов специалитета знакомятся с номенклатурой научных специ-

альностей аспирантуры вуза, также с правилами приема в аспирантуру, действующими диссертационными советами, научными журналами вуза для публикации результатов своих исследований, а также с историями успеха выдающихся аспирантов.

План проведения в Российской Федерации Десятилетия науки и технологий, а также включение в него инициатив «Научное волонтерство», «Наука для всей семьи», «Наука как искусство» позволило расширить перечень мероприятий, направленных на развитие молодежной науки в вузе.

С 2023 г. в ТГУ им. Г.Р. Державина общеуниверситетское студенческое научное общество начинает реализовывать новый проект «Научное волонтерство». Цель проекта -привлечение студентов разных направлений подготовки и специальностей в крупные по своим масштабам исследования, испытывающие потребность в помощи по сбору и обработке научных данных. На настоящий момент такие проекты разрабатываются по медицине, истории и социологии.

В этом году Управление по организации научно-исследовательской деятельности студентов совместно с общеуниверситетским студенческим научным обществом начали подготовку нового научно-просветительского проекта «Наука для всей семьи», целью которого является выявление семей педагогов, в которых учащиеся под научным руководством одного из родителей начинают заниматься исследовательской работой и в перспективе могут продолжить династию учителей. Данный проект раскроет потенциал семейного досуга, посвященного исследованиям, науке и технологиям.

II. Формирование у студентов дополнительных профессиональных компетенций в сфере научно-исследовательской и проектной деятельности

В рамках второго широкого по своему охвату студентов вектора развития в университете проводится достаточно много разовых мероприятий и длительных по времени реализации проектов, направленных на формирование у обучающихся дополнительных

профессиональных и надпрофессиональных компетенций, необходимых для дальнейшего профессионального развития, проведения научно-исследовательской деятельности, реализации личного потенциала через наставничество.

Одним из первых и крупномасштабных вузовских проектов по формированию дополнительных профессиональных компетенций у студентов разных направлений подготовки и специальностей является научно-просветительский проект «Школа компетенций» [15]. Реализуется проект общеуниверситетским студенческим научным обществом в рамках института наставничества. Обучающиеся старших курсов организуют интерактивные семинары, лекции и тренинги для студентов младших курсов. Студенческий научный актив самостоятельно определяет повестку своей работы и сам проводит тренинги. Предметное содержание проекта меняется год от года в зависимости от интересов и потребностей студентов. Вместе с тем постоянный интерес у студентов вызывают темы, связанные с особенностями написания научных текстов, риторикой и ораторским искусством, оформлением заявок на гранты, стрессоустойчивостью и эмоциональным программированием.

«Молодежное предпринимательство» -еще один просветительский проект общеуниверситетского студенческого научного общества, который направлен на формирование компетенций в области открытия собственного дела [16]. Первоначально это было два занятия в рамках «Школы компетенций», которые переросли в полноценный самостоятельный проект. «Молодежное предпринимательство» знакомит студентов с бизнес-планированием, основами маркетинга, правовыми аспектами открытия бизнеса, основами налогообложения, финансовой грамотностью, управлением персоналом и продвижением товаров и услуг. Реализация проекта предполагала кластерную модель, когда одни этапы проводились студентами в рамках института наставничества, а другие - профессионалами - сотрудниками Тамбовского областного бизнес-инкубатора и молодыми

бизнесменами. Результатами проведения проекта стали несколько стартапов. Вместе с тем, как свидетельствует опыт реализации проекта, открытие малых предприятий студентами по профилю обучения в вузе не стало массовым или крупномасштабным, как предварительно планировалось. Большинство участников захотели сформировать дополнительные надпрофессиональные компетенции в области предпринимательства для того, чтобы реализовать их в будущем по окончании вуза.

Публикационная активность и грантовая деятельность студентов выступают ключевыми показателями включения в научно-исследовательскую деятельность. С этой целью на регулярной основе на протяжении многих лет управлением организации научно-исследовательской деятельности студентов и подготовки научных кадров совместно с Центром повышения публикационной активности для обучающихся проводятся тренинги по написанию научных текстов разных жанров, оформления заявок на гранты, использованию современных отечественных и наукометрических баз данных для поиска научных источников, подбору научных журналов. С 2023 г. все тренинги и семинары по данной тематике будут объединены в новом научно-образовательном проекте РгоИсследователь, целью которого будет системное формирование компетенций студентов в области научно-исследовательской деятельности.

Формирование дополнительных профессиональных и надпрофессиональных компетенций студентов осуществляется системно в университете посредством сезонных тематических школ. Одним из примеров такого формата профессиональной подготовки обучающихся могут выступать школы-семинары по лингвистике, проводимые для студентов направлений подготовки «Лингвистика» (профиль: «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур») и «Педагогическое образование» (профиль: «Английский язык») раз в семестр природным носителем языка доктором педагогики, профессором П.Дж. Митчеллом. Каждая школа-семинар посвящена одному из аспектов ме-

тодики обучения иностранным языкам: использованию метода сторилайн в развитии иноязычных речевых умений, использованию традиционных и альтернативных средств контроля развития иноязычных умений обучающихся, формированию иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся в условиях проектного обучения и т. п. Занятия и взаимодействие студентов-англистов проходят на английском языке. Такая иммерсия в языковую среду способствует, с одной стороны, развитию иноязычных коммуникативных навыков студентов, а с другой -формированию компетенции в области методики обучения иностранному языку.

Еще одним примером тематической школы может служить школа массовых коммуникаций (руководители к.ф.н., доцент С.А. Серова и д.ф.н., профессор Е.А. Зверева). Актуальность проекта обусловлена потребностью медиаиндустрии в молодых специалистах, обладающих знаниями тенденций развития стремительно меняющегося медиа-ландшафта, особенностей медиакоммуника-ции и форм презентации контента: вербальных, визуальных, кросс-медийных, интерактивных. Участниками Школы стали студенты направлений подготовки «Журналистика» и «Реклама и связи с общественностью», школьники общеобразовательных учреждений, сотрудники пресс-служб, областных и районных средств массовой информации. В рамках проекта слушатели приняли участие в семинарах и тренингах по работе конвергентной редакции, современным тенденциям видеопроизводства для сетевых платформ, организации работы интерактивного сетевого вещания. Студенты и специалисты обсудили особенности интеграции традиционных и социальных медиа, адаптации медиакон-тента к различным каналам дистрибуции, инструментарий цифрового маркетинга и продвижения в социальных сетях. Площадками проведения Школы наряду с Держа-винским университетом выступили: Управление информационной политики администрации Тамбовской области; Центр управления регионом Тамбовской области; Изда-

тельский дом «Тамбов»; медиахолдинг «Вечерняя Москва»; телерадиокомпания «Тамбовская губерния» (Новый век); ВГТРК ГТРК «Тамбов». Образовательные интенсивы, подобные Школе массовых коммуникаций, создают дополнительные условия для подготовки специалистов в медиасфере, владеющих навыками создания современных текстов для разных платформ, умеющих адаптировать контент к цифровым каналам трансляции и дистрибуции, понимающих запросы и особенности информационного поведения целевой аудитории, владеющих навыками продвижения контента.

С 2023 г. в рамках инициативы «Научно-популярный туризм» в университете будет реализован проект «Этнолингвистическая экспедиция «Традиционная народная культура жителей Центрального Черноземья»» (разработчики к.ф.н., доцент Т.В. Махрачева и Г.С. Махрачев), адресованный студентам направления подготовки «Филология» (профиль: «Отечественная филология»), В ходе экспедиции студенты из разных уголков страны овладеют основами лексикографии и лингвогеографии, посетят несколько населенных пунктов Тамбовской области с целью знакомства с их историей, выявления этнолингвистических особенностей промысловой, досуговой и праздничной деятельности местного крестьянства. В процессе работы будут изучены ведущие промысловые занятия, этапы производства и орудия труда; проанализирована крестьянская деятельность в свободное от работы время: игры, пляски, песни; систематизирована обрядовая сторона календарных праздников. Исследовательская деятельность студентов будет направлена на сбор массива эмпирического материала, который после обработки ляжет в основу научных статей. Помимо формирования дополнительных профессиональных компетенций проект предполагает знакомство участников этнографической экспедиции с г. Тамбов, его историей, основными достопримечательностями и университетом. Научно-популярный туризм - это новое динамично развивающееся

направление на перекрестке науки и молодежного туризма. В Державинском университете продолжится работа по разработке новых или видоизменению существующих студенческих научных мероприятий в соответствии с этим форматом.

III. Апробация и распространение результатов научно-исследовательской деятельности студентов

Мероприятия третьего вектора развития молодежной науки направлены на создание условий для апробации результатов научно-исследовательской работы студентов. На постоянной основе в апреле каждого года в университете проводится Неделя науки и брендо-вая научная конференция преподавателей и студентов «Державинские чтения». Кроме того, в течение года в вузе проводятся тематические научные и научно-практические конференции, в которых каждый студент может принять участие и представить результаты своей научно-исследовательской работы.

Публикационной активности в вузе уделяется особое значение. При этом особый акцент делается не столько на количестве опубликованных студентами и молодыми исследователями работ, сколько на качестве публикаций. С 2021 г. в ТГУ им. Г.Р. Державина функционирует Центр повышения публикационной активности, на базе которого проводятся тренинги и семинары по написанию научного текста и подбору научных журналов. Кроме того, Державинский университет выступает учредителем 14 научных журналов по широкому перечню научных направлений, включая «Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки» по историческим и педагогическим наукам (К1 перечня ВАК РФ), «Вестник российских университетов. Математика» (математика) (Scopus, К1 перечня ВАК РФ), «Неофилология» (филологические науки и культурология) (К2 перечня ВАК РФ), «Гаудеамус» (педагогические и психологические науки) (перечень ВАК РФ), «Актуальные проблемы государства и права» (юридические науки) (К2 перечня ВАК РФ), «Вопросы когнитивной лингвистики» (филологические науки) (Scopus, К1 перечня ВАК

РФ), «Когнитивные исследования языка» (К2 перечня ВАК РФ) и другие издания. Специально для студентов и молодых ученых в 2017 г. был учрежден новый научный муль-тидисциплинарный журнал «Державинский форум». Студенты университета имеют возможность публикации основных результатов своей исследовательской деятельности в научных журналах Державинского университета, а также в других российских публикаторах научных работ.

IV. Взаимодействие молодежной науки, бизнеса, государства и общества

За последние годы в Державинском университете создана целая инфраструктура, направленная на организацию взаимодействия между молодежью, наукой, бизнесом, государством и обществом. В 2018 г. был открыт «Технопарк Державинский». В октябре 2019 г. в университете было создано пространство коллективной работы «Точка кипения». На данной площадке проводятся мероприятия разнообразных форматов, нацеленных на взаимодействие студенчества, сотрудников университета с бизнесом, органами власти, общественными организациями, в том числе с целью формирования инновационных, технологичных проектов. 19 октября 2022 г. Точка кипения ТГУ им. Г.Р. Державина приобрела статус «Предпринимательской Точки кипения». Это позволило расширить возможности для развития предпринимательских компетенций и технологического предпринимательства в Державинском университете. Всего за три года деятельности Точка кипения стала местом притяжения молодежи региона, нацеленной на создание проектов инновационной направленности. За это время данное пространство коллективной работы посетило более 35000 человек, большинство из которых представлено возрастной категорией 18-25 лет. Значительное число мероприятий за это время в Точке кипения было посвящено таким темам, как инновации, наставничество в вузах, Национальная технологическая инициатива.

Для развития студенческого предпринимательства в вузе созданы бизнес-инкубатор

Таблица 1

Цели и мероприятия в рамках векторов развития молодежной науки в ТГУ им. Г.Р. Державина

Table 1

Goals and activities within the framework of the development vectors of youth science at Derzhavin Tambov State University

№ n/n Векторы развития Цели Мероприятия

1 Популяризация науки среди обучающихся и привлечение к научно-исследовательской и проектной деятельности талантливой молодежи - популяризация науки в целом и российской науки в частности и ее роли в современной жизни среди учащихся, студентов и жителей г. Тамбов и Тамбовской области; - выявление талантливых учащихся и студентов; - привлечение талантливой молодежи к научно-исследовательской деятельности - Декада профессиональной грамотности; - образовательные программы Центра выявления и поддержки одаренных детей «Сириус»; - областной конкурс научных работ среди обучающихся «Постигая науку»; - презентация студенческих научных кружков, лабораторий и центров; - Неделя открытых занятий в студенческих научных объединениях; - конкурс научных стендапов Science Slam; - Научно-просветительский проект «Я хочу быть аспирантом»; - научно-образовательный проект «Научное волонтерство»; - научно-просветительский проект «Наука для всей семьи»

2 Формирование у студентов дополнительных профессиональных компетенций в сфере научно-исследовательской и проектной деятельности - формирование у студентов ряда профессиональных и надпрофес-сиональных компетенций в области методологии научного исследования, написания научных текстов, публикации результатов исследований, представления результатов научной и экспериментальной работы на научных конференциях, подбора научных журналов - научно-просветительский проект «Школа компетенций»; - научно-просветительский проект «Молодежное предпринимательство»; - научно-образовательный проект «РгоНс-следователь»; - сезонные тематические школы; - этнографические экспедиции в рамках проекта «Научно-популярный туризм»; - тематические тренинги по грантовой деятельности и технологии написания научного текста

3 Апробация и распространение результатов научно-исследовательской деятельности студентов - апробация результатов исследований и распространения результатов исследовательской работы - Неделя науки в Державинском университете; - Ежегодная общероссийская конференция преподавателей и студентов «Державин-ские чтения»; - тематические научные и научно-практические конференции; - научные журналы Державинского университета и другие публикаторы научных работ

4 Взаимодействие молодежной науки, бизнеса, государства и общества - организация взаимодействия между молодежью, наукой, бизнесом, государством и обществом; - формирование предпринимательских компетенций студентов - программы «Предпринимательской Точки кипения»; - программа бизнес-инкубатора и акселератора

и акселератор. Их основная направленность -активизировать работу с целью коммерциона-лизации научных разработок студентов и молодых ученых, а также реализации университетской программы «Стартап как диплом».

В табл. 1 кратко представлены цели и мероприятия в рамках каждого из четырех векторов развития молодежной науки в ТГУ им. Г.Р. Державина.

Следует также заметить, что как векторы, так и цели развития молодежной науки не являются статичными и периодически изменяются в зависимости от потребностей молодежи и внешних условий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе на основе опыта организации студенческой науки в Тамбовском госу-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

дарственном университете им. Г.Р. Державина, а также в соответствии с инициативами Плана проведения в Российской Федерации Десятилетия науки и технологий были выделены четыре ключевых вектора развития молодежной науки в университете с соответствующими целями и мероприятиями. К ним относятся: 1) популяризация науки среди обучающихся и привлечение к научно-исследовательской и проектной деятельности талантливой молодежи; 2) формирование у студентов дополнительных профессиональных компетенций в сфере научно-исследовательской и проектной деятельности; 3) апробация и распространение результатов научно-исследовательской деятельности студентов; 4) взаимодействие молодежной науки, бизнеса, государства и общества.

Список источников

1. Стролюв В.Ю., Сысоев П.В. Модель организации научно-исследовательской деятельности студентов в вузе // Высшее образование в России. 2017. № 10 (218). С. 75-82. https://elibrary.ru/zowulil

2. Стролюв В.Ю., Сысоев П.В., Завьялов В.В. Развитие молодежной науки в классическом вузе: Опыт Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина. Тамбов: Изд. дом «Державинский», 2021. 130 с. https://elibrary.ru/dzexmp

3. Хаиосожева Д.А., Паритов А.Ю., Гелястанова М.Т., Махотлова З.А., Суншева Б.М., Аккизов А.Ю. Вовлеченность студентов в научно-исследовательскую работу и ее перспективы как элемента самостоятельной работы студента-магистранта // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 3. Ст. 114. https://elibrary.ru/yunecl

4. Головко P.A., Хазова С.А., Григорова Э.В., Субботина Е.А. Организация научно-исследовательской работы студентов первых курсов технического колледжа // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2019. № 1 (233). С. 61-68. https://elibrary.ru/zcibkp

5. Антонова U.M., Сухорукова H.A. Методические вопросы привлечения студентов к научно-исследовательским работам // Методические вопросы преподавания инфокоммуникаций в высшей школе. 2020. Т. 9. № 2. С. 27-29. https://elibrary.ru/ryopjs

6. Кутлияров Д.Н., Кутлияров А.Н. Научно-исследовательская работа студентов в вузе // Вестник учебно-методического объединения по образованию в области природообустройства и водопользования. 2013. № 5. С. 92-94. https://elibrary.ru/vdnuvl

7. Латышева В.В., Разумнова Л.Л. Организация научно-исследовательской работы студентов магистратуры в аэрокосмическом вузе (на примере МАИ (Национальный исследовательский университет)) // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2016. № 10 (92). Ст. 31. https://elibrary.ru/xxixon

8. Зиязиева Л.Р., Еламанова А.Б., Жакенова А.Т., Кайкенова A.A. Организация научно-исследовательской работы студентов с целью формирования готовности студентов вуза к самостоятельной работе // Современная школа России. Вопросы модернизации. 2021. № 4-1 (36). С. 26-27. https://elibrary.ru/uenpxh

9. Баранов A.A., Малашенко В.Н., Климачева О.В., Хмелъцова О.II. Студенческая наука: достижения и перспективы//Высшее образование в России. 2014. № 8-9. С. 107-112. https://elibrary.ru/swjxen

10. Тюменцева Е.Ю., Штабнова В.Л. Студенческое научное общество в становлении специалиста в Омском государственном институте сервиса // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2016. №2 (24). С. 98-104. https//doi.org/10.17238/issnl998-5320.2016.24.98, https://elibrary.ru/wkbsun

11. Решетников В.А., Соколов НА., Херсонский II.IL, Фролова МА. К истории студенческих научных обществ в области общественного здоровья: научные кружки при кафедре социальной гигиены // История медицины. 2021. Т. 7. № 2. С. 147-152. https://doi.Org/10.17720/2409-5583.t7.2.2021.04d, https ://clibraiy.ru/ccrpjv

12. Арефьева О.В. Роль студенческого научного общества колледжа в развитии исследовательских навыков учащихся // Методист. 2009. № 3. С. 40-45. https://elibrary.ru/ugkzlil

13. Буркова Л.Л. Организация научно-исследовательской работы студентов в студенческой научной лаборатории «Доброград - 01» // Modern European Researchers. 2015. № 5. С. 89-91. https ://elibrary. ru/urksbn

14. Дермер П.Б., Добринец М.В., Гофман A.M. Совет обучающихся как форма студенческого самоуправления // Высшее образование в России. 2015. № 4. С. 110-116. https://elibrary.ru/tsncfli

15. Стромов В.Ю., Сысоев П.В., Завьялов В.В. «Школа компетенций» - технология формирования дополнительных компетенций студентов классического вуза // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 5. С. 20-29. https://elibrary.ru/xnojfr

16. Стромов В.Ю., Сысоев П.В., Завьялов В.В. Кластерный подход к развитию молодежного предпринимательства в классическом вузе // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 7. С. 102-109. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-7-102-109, https://elibrary.ru/bynydu

17. Захаров Д.Ю., Кравцова Л.А., Щербатюк Я.В. Молодежное самоуправление в сфере науки как основа формирования кадрового потенциала // Высшее образование в России. 2016. № 12. С. 132-139. https ://elibrary. ru/xeqctz

18. Гришаев О.В. Социальная и воспитательная деятельность вуза в рамках выполнения программы развития студенческих объединений // Высшее образование в России. 2016. № 5. С. 137-142. https ://elibrary. ru/vxj hsl

19. Чернова КС., Сидорова Н.В. Организация работы студенческого научного общества в учреждении среднего профессионального образования как средство формирования компетенции // Поволжский педагогический поиск. 2020. № 2 (32). С. 100-106. https://doi.Org/10.33065/2307-1052-2020-2-32-100-106, https://elibrary.ru/qasakv

20. Кондратьева Т.Н., Матвеева Н.В. Организация деятельности студенческого научного общества: обобщение опыта и перспективы дальнейшего развития // Развитие образования. 2019. № 2 (4). С. 8789. https://doi.org/10.31483/r-32832, https://elibrary.ru/vmgcuy

21. Канаева Л.В. Причины и коррекция публикационных девиаций в «студенческой науке» // Высшее образование в России. 2017. № 12. С. 112-119. https://elibrary.ru/zxjgjh

References

1. Stromov V.Y., Sysoyev P.V. Model' organizatsii nauclmo-issledovatel'skoy deyatel'nosti studentov v vuze [Model of organization of students' scientific and research activity]. Vyssheve obrazovaniye v Rossii -Higher Education in Russia, 2017, no. 10 (218), pp. 75-82. https://elibrary.ru/zowulil. (In Russian).

2. Stromov V.Y., Sysoyev P.V., Zavyalov V.V. Raz\>itive molodezhnov nauki v klassicheskom vuze: Opyt Tambovskogo gosudarst\>ennogo universiteta imeni G.R. Derzhavina [The Development of Youth Science in a Classical University: Experience of the Derzliavin Tambov State University]. Tambov, Publishing House "Derzhavinsky", 2021, 130 p. https://elibrary.ru/dzexmp. (In Russian).

3. Khaslikliozheva D.A., Paritov A.Y., Gelyastanova M.T., Makhotlova Z.A., Sunsheva B.M., Akkizov A.Y. Vovlechennost' studentov v nauclino-issledovatel'skuyu rabotu i eye perspektivy kak elementa sa-mostoyatel'noy raboty studenta-magistranta [Student participation in research work and its prospects as an element of self-study of an undergraduate student]. Sovremennvye problemv nauki i obrazovaniya - Modern Problems of Science and Education, 2017, no. 3, art. 114. https://elibrary.ru/yunecl. (In Russian).

4. Golovko R.A., Khazova S.A., Grigorova E.V., Subbotina E.A. Organizatsiya nauclmo-issledovatel'skoy raboty studentov pervykh kursov teklinicheskogo kolledzlia [Organization of research work of the first-year students in technical college]. Vestnik Adygevskogo gosudarst\>ennogo universiteta. Seriva 3: Pedagogika i

psikhologiya - The Bulletin of Advghe State University. Series 3: Pedagogy and Psychology, 2019, no. 1 (233), pp. 61-68. https://elibrary.ru/zcibkp. (In Russian).

5. Antonova V.M., Sukhorukova N.A. Metodicheskiye voprosy privlecheniya studentov k nauchno-issledovatel'skim rabotam [Methodological issues of attracting students to research work], Metodicheskiye voprosy prepodavaniya infokommunikatsiv v vysshev shkole - Methodological Issues of Teaching Infocom-munications in Higher Education, 2020, vol. 9, no. 2, pp. 27-29. https://elibrary.ru/ryopjs. (In Russian).

6. Kutliyarov D.N., Kutliyarov A.N. Nauchno-issledovatel'skaya rabota studentov v vuze [Research work of students at the university]. Vestnik uchebno-metodicheskogo ob"yedineniya po obrazovanivu v oblasti pri-rodoobustrovsh'a i vodopol'zovaniya [Bulletin of the Educational and Methodological Association for Education in the Field of Environmental Management and Water Use], 2013, no. 5, pp. 92-94. https://elibrary.ru/vdnuvl. (In Russian).

7. Latysheva V.V., Razumnova L.L. Organizatsiya nauchno-issledovatel'skoy raboty studentov magistratury v aerokosmicheskom vuze (na primere MAI (Natsional'nyy issledovatel'skiy universitet)) [Organization of research work of master's students in an aerospace university (on the example of MAI (National Research University))]. Upravleniye ekonomicheskimi sistemami: elektronnyv nauchnvv zhurnal [Management of Economic Systems: Electronic Scientific Journal], 2016, no. 10 (92), p. 31. https://elibrary.ru/xxixon. (In Russian).

8. Ziyaziyeva L.R., Elamanova A.B., Zhakenova A.T., Kaykenova A.A. Organizatsiya nauchno-issledo-vatel'skoy raboty studentov s tsel'yu formirovaniya gotovnosti studentov vuza k samostoyatel'noy rabote [Organization of scientific research work of students with the purpose of forming the readiness of university students for independent work], Sovremennaya shkola Rossi i. Voprosy modernizatsii - Modern School of Russia. Modernization Issues. 2021, no. 4-1 (36), pp. 26-21. https://elibrary.ru/uenpxh. (In Russian).

9. Baranov A.A., Malashenko V.N., Klimacheva O.V., Khmeltsova O.I. Studencheskaya nauka: dostizheniya i perspektivy [The student science: achievement and perspectives]. Vyssheve obrazovanive v Rossii - Higher Education in Russia, 2014, no. 8-9, pp. 107-112. https://elibrary.ru/swjxen. (In Russian).

10. Tyumentseva E.Y., Shtabnova V.L. Studencheskoye nauchnoye obshchestvo v stanovlenii spetsialista v Omskom gosudarstvennom institute servisa [The role of the student scientific society in the formation of a specialist in Omsk State Institute of Service]. Nauka o cheloveke: gumanitarnyye issledovaniva - The Science of Person: Humanitarian Researches, 2016, no. 2 (24), pp. 98-104. https//doi.org/10.17238/issnl998-5320.2016.24.98, https://elibrary.ru/wkbsun. (In Russian).

11. Reshetnikov V.A., Sokolov N.A., Khersonskiy 1.1., Frolova M.A. K istorii studencheskikh nauchnykh ob-shchestv v oblasti obshchestvennogo zdorov'ya: nauchnyye kruzliki pri kafedre sotsial'noy gigiyeny [On the history of student scientific societies in public health: scientific circles at the department of social hygiene]. Istoriya meditsiny - History of Medicine, 2021, vol. 7, no. 2, pp. 147-152. https://doi.org/10.17720/2409-5583.t7.2.2021.04d, https://elibrary.ru/ecrpjy. (InRussian).

12. Arefyeva O.V. Rol' studencheskogo nauchnogo obshchestva kolledzha v razvitii issledovatel'skikh navykov uchashchikhsya [The role of the student scientific society of the college in the development of research skills of students]. Metodist [Methodist], 2009, no. 3, pp. 40-45. https://elibrary.ru/ugkzlil. (In Russian).

13. Burkova L. Organizatsiya nauchno-issledovatel'skoy raboty studentov v studencheskoy nauchnoy labo-ratorii «Dobrograd - 01» [Organization of research work of students in the student scientific laboratory "Dobrograd - 01"]. Modern European Researchers, 2015, no 5, pp. 89-91. https://elibrary.ru/urksbn. (In Russian).

14. Denner P.B., Dobrinets M.V., Gofman A.M. Sovet obucliayushcliiklisya kak forma studencheskogo samou-pravleniya [Student council as a form of self-government]. Vyssheve obrazovanive v Rossii - Higher Education in Russia, 2015, no. 4, pp. 110-116. https://elibrary.ru/tsncfli. (In Russian).

15. Stromov V.Y., Sysoyev P.V., Zavyalov V.V. «Shkola kompetentsiy» - tekhnologiya formirovaniya dopolni-tel'nykh kompetentsiy studentov klassicheskogo vuza ["School of competencies" as a technology for the development of students' additional competencies at classical university]. Vyssheve obrazovanive v Rossii -Higher Education in Russia, 2018, vol. 27, no. 5, pp. 20-29. https://elibrary.ru/xnojfr. (In Russian).

16. Stromov V.Y., Sysoyev P.V., Zavyalov V.V. Klasternyy podkliod k razvitiyu molodezlinogo predprini-matel'stva v klassicheskom vuze [Cluster approach to the development of youth entrepreneursliip in classical university]. Vyssheve obrazovanive v Rossii - Higher Education in Russia, 2019, vol. 28, no. 7, pp. 102109. https://doi.org/1031992/0869-3617-2019-28-7-102-109, https://elibrary.ru/bynydu. (In Russian).

17. Zakharov D.Y., Kravtsova L.A., Shcherbatyuk Y.V. Molodezlinoye samoupravleniye v sfere nauki kak os-nova formirovaniya kadrovogo potentsiala [The youth self-government in the development of science as a basis for personnel potential formation], Vvssheve obrazovaniye v Rossii - Higher Education in Russia, 2016, no. 12, pp. 132-139. https://elibrary.ru/xeqctz. (In Russian).

18. Grishayev O.V. Sotsial'naya i vospitatel'naya deyatel'nost' vuza v ramkakh vypolneniya programmy razvitiya studencheskikh ob'yedineniy [Student affairs, social development and students-extracurricular activities at Voronezh State University]. Vvssheve obrazovaniye v Rossii - Higher Education in Russia, 2016, no. 5, pp. 137-142. https://elibrary.ru/vxjhsl. (In Russian).

19. Chernova K.S., Sidorova N.V. Organizatsiya raboty studencheskogo nauchnogo obshchestva v uchrezhdenii srednego professional'nogo obrazovaniya kak sredstvo fonnirovaniya kompetentsii [Organizing student scientific society in the institution of secondary vocational education as a means of creating competencies]. Povolzhskiv pedagogicheskiv poisk - Volga Region Pedagogical Search, 2020, no. 2 (32), pp. 100-106. https://doi.org/10.33065/2307-1052-2020-2-32-100-106, https://elibrary.ru/qasakv. (In Russian).

20. Kondratyeva T.N., Matveyeva N.V. Organizatsiya deyatel'nosti studencheskogo nauchnogo obshchestva: obobshcheniye opyta i perspektivy dal'neyshego razvitiya [Organization of the activities of the student scientific society: best practice and prospects for further development]. Raz\>itive obrazovaniya - Development of Education, 2019, no. 2 (4), pp. 87-89. https://doi.org/10.31483/r-32832, https://elibrary.ru/vmgcuy. (In Russian).

21. Kanaveva L.V. Prichiny i korrektsiya publikatsionnykh deviatsiy v «studencheskoy nauke» [Causes and correction of publishing malpractice in "student science"]. Vvssheve obrazovaniye v Rossii - Higher Education in Russia, 2017, no. 12, pp. 112-119. https://elibrary.ru/zxjgjh. (In Russian).

Информация об авторах

Моисеев Павел Сергеевич, кандидат экономических наук, доцент, и. о. ректора, Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, ORCID: 0000-0003-2955-0324, orgwork(o!t sutmb.ru

Сысоев Павел Викторович, доктор педагогических наук, профессор, начальник управления организации научно-исследовательской деятельности студентов и подготовки научных кадров, Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, ORCID: 0000-0001-7478-7828, Scopus Author ID: 8419258800, ResearcherlD: 1-61362016, psysoyev(S)yandex.ru

Сорокин Данила Олегович, председатель объединенного студенческого научного совета, Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская'Федерация, ORCID: 0000-00017738-7416, ResearcherlD: AFF-7904-2022, sorokindani-la2002(S)gmail.com

Информация о конфликте интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Статья поступила в редакцию 05.09.2022

Принята к публикации после доработки

07.12.2022

Information about the authors

Pavel S. Moiseev, Candidate of Economics, Associated Professor, Acting Rector, Derzhavin Tambov State University, Tambov, Russian Federation, ORCID: 00000003-2955-0324, orgwork(S)tsutmb.ru

Pavel V. Sysoyev, Doctor of Pedagogy, Professor, Head of Organization of Research Activities of Students and Training of Scientific Personnel Department, Derzhavin Tambov State University, Tambov, Russian Federation, ORCID: 0000-0001-7478-7828, Scopus Author ID: 8419258800, ResearcherlD: 1-6136-2016, psysoyeviS? yandex.ru

Danila O. Sorokin, Chairman of the Joint Student Scientific Council, Derzhavin Tambov State University, Tambov, Russian Federation, ORCID: 0000-0001-77387416, ResearcherlD: AFF-7904-2022, sorokindanila2002(S> gmail.com

Information on the conflict of interests: authors declare no conflict of interests.

The article was submitted 05.09.2022

Accepted for publication after revision

07.12.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.