Научная статья на тему 'Векторы формирования культуры патриотизма в современной России'

Векторы формирования культуры патриотизма в современной России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
патриотизм / патриотическое воспитание / идентичность / патриотическое поведение / patriotism / identity / patriotic education / patriotic behavior

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Роман Сергеевич Савицкий

Статья посвящена анализу актуальности и значимости исследования формирования куль-туры патриотизма. Автор выделяет три базовых типа патриотического поведения: неконструктивный, конструктивный и конформный, которые отличаются, например, уровнем рациональности поведения, практической его эффективностью, мотивацией, интенсивностью. В статье также обсуждаются вызовы и проблемы, связанные с патриотическим воспитанием в современной России, включая вопросы глобализации и технологических изменений, которые влияют на формы и методы патриотического воспитания. Статья содержит анализ современных тенденций и предлагает пути дальнейшего развития патриотической идентичности в контексте современных глобализационных процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Vectors of formation of the culture of patriotism in modern Russia

The article is devoted to the analysis of the relevance and significance of the study of the formation of the culture of patriotism. The author identifies three basic types of patriotic behavior: non-constructive, constructive and conformal, which differ, for example, in the level of rationality of behavior, its practical effectiveness, motivation, intensity. The article also discusses the challenges and problems associated with patriotic education in modern Russia, including issues of globalization and technological changes that affect the forms and methods of patriotic education. education. The article contains an analysis of current trends and suggests ways to further develop patriotic identity in the context of modern globalization processes.

Текст научной работы на тему «Векторы формирования культуры патриотизма в современной России»

Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2023. № 4. С. 3QS-3Q9 State and Municipal Management. Scholar Notes. 2Q23;(4):3QS-3Q9

Слово молодым ученым

Научная статья УДК 32

https://doi.org/10.22394/2079-1690-2023-1-4-305-309

Векторы формирования культуры патриотизма в современной России

Роман Сергеевич Савицкий

Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Ростов-на-Дону, Россия, Savaroma22@yandex.ru

Аннотация. Статья посвящена анализу актуальности и значимости исследования формирования культуры патриотизма. Автор выделяет три базовых типа патриотического поведения: неконструктивный, конструктивный и конформный, которые отличаются, например, уровнем рациональности поведения, практической его эффективностью, мотивацией, интенсивностью. В статье также обсуждаются вызовы и проблемы, связанные с патриотическим воспитанием в современной России, включая вопросы глобализации и технологических изменений, которые влияют на формы и методы патриотического воспитания. Статья содержит анализ современных тенденций и предлагает пути дальнейшего развития патриотической идентичности в контексте современных глобализационных процессов. Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, идентичность, патриотическое поведение Для цитирования: Савицкий Р. С. Векторы формирования культуры патриотизма в современной России // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2023. № 4. С. 305-309. https://doi.org/l0.22394/2079-1690-2023-1-4-305-309. EDN БШИБИи

Young scientists

Original article

Vectors of formation of the culture of patriotism in modern Russia

Roman S. Savitskii

South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Rostov-on-Don, Russia, Savaroma22@yandex.ru

Abstract. The article is devoted to the analysis of the relevance and significance of the study of the formation of the culture of patriotism. The author identifies three basic types of patriotic behavior: non-constructive, constructive and conformal, which differ, for example, in the level of rationality of behavior, its practical effectiveness, motivation, intensity. The article also discusses the challenges and problems associated with patriotic education in modern Russia, including issues of globalization and technological changes that affect the forms and methods of patriotic education. education. The article contains an analysis of current trends and suggests ways to further develop patriotic identity in the context of modern globalization processes. Keywords: patriotism, identity, patriotic education, patriotic behavior

For citation: Savitskii R. S. Vectors of formation of the culture of patriotism in modern Russia. State and Municipal Management. Scholar Notes. 2023;(4):305-309. (In Russ.). https://doi.org/10.22394/2079-1690-2023-1-4-305-309. EDN EWHDHU

EDN EWHDHU

© Савицкий Р. С., 2Q23

3G5

Young scientists

Savitskii R. S. Vectors of formation of the culture of patriotism in modern Russia

В настоящее время существует множество вызовов, которым можно эффективно противостоять только через единство российского общества, основанного на традиционных духовно-нравственных ценностях. Такое общество объединяет социально активных граждан, обладающих зрелым гражданским самосознанием, и участвуют в развитии своей страны. Сплочение граждан посредством формирования и развития основ культуры патриотизма в период внешнеполитического кризиса способствует укреплению общенациональной устойчивости, снижая внутренние разногласия, что критически важно для поддержания стабильности и единства страны, ее суверенитета.

Актуальность и значимость исследования обусловлены несколькими факторами, которые являются критическими для развития общества и государства.

Во-первых, кризис международных отношений сопровождается рядом проблем, таких как геополитические напряжения, санкции, и, как следствие, экономический и финансовый кризисы, международные конфликты и террористические угрозы. В такой сложной глобальной обстановке укрепление культуры патриотизма становится особенно важным для обеспечения национальной безопасности и стабильности страны.

Во-вторых, культура патриотизма играет ключевую роль в формировании национальной идентичности и общественного сознания. Сильное патриотическое чувство способствует укреплению гражданской солидарности, единства и социальной стабильности.

В-третьих, патриотизм оказывает влияние на множество сфер общественной жизни, таких как экономика, образование, культура и политика. Патриотично настроенное население более мотивировано и предано своей стране, что способствует развитию научных и технологических достижений, поддержке социальных программ и содействию росту образовательных стандартов.

Далее проанализируем особенности интеграции культуры и патриотизма, а также рассмотрим векторы процесса становления и развития культуры патриотизма.

Особенность понятия «патриотизм» напрямую связано с терминосистемой, в рамках которой он рассматривается. Безусловно, на осознание и понимание внутреннего содержания патриотизма влияет и национальный менталитет. Р.Ф. Яновский в своих трудах подчеркивал, что многие исследования патриотизма связывают это понятие с любовью к Отечеству, но чувство любви к Родине - это только часть многогранного мультикультурного понятия [1].

В рамках научного дискурса интеграция патриотизма и культуры исследуется в контексте разнообразных терминологических взаимосвязей: «патриотическая культура», «мультикультурной патриотизм», «патриотизм - социокультурный феномен». Патриотизм в системе мультикультурного анализа есть ничто иное как «путь трансляции и распространение патриотизма» [2]. И только в 2003 году Р.Ф. Яновский в своих трудах начал исследование в качестве инновационный дефиниций именно «культуру патриотизма», обозначив ее как некое состояние любви к Родине посредством постоянного творчества души человека, а также добросовестного труда, которые направлен на благополучие и безопасность России [3]. Это направление было поддержано рядом ученых в том числе В.Н. Кузнецовым, который определил культуру патриотизма как отношения ряда взаимосвязанных сфер: устойчивая и осознанно любовь к своей семье и образу жизни; осознание и принятие национальной и культурной идентичности; ответственность и любовь к государству и Отечеству; готовность жить и трудиться во имя Родины и защищать ее от внешних угроз [4].

Труды Р.Ф. Яновского и В.Н. Кузнецова послужили началом разносторонних исследований культуры патриотизма многими учеными, которые определили ряд сущностных характеристик и ведущих компонентов культуры патриотизма, среди которых «любовь к Родине», «героизм как высшая степень патриотизма», «готовность жить во имя Отечества», «осознание единой гражданской идентичности», «воспитание культуры патриотизма», «патриотическое воспитание» и другие. Остановимся подробнее на особенностях патриотического воспитания.

Патриотическое воспитание предполагает формирование у человека ряда представлений, ценностей и установок, ориентирующих его на служение Отечеству, любовь к Родине, понимание ценности самобытной национальной культуры [5-7].

Важнейшей целью образовательной системы, пропагандистской политики государства, национальных средств массовой информации, духовно-культурных общественных институтов должно являться формирование у россиян достоверных знаний об истории создания и развития российской государственности, культурно-духовном богатстве всех народов, составляющих великую российскую

306

State and Municipal Management. Scholar Notes. 2023;(4)

Слово молодым ученым

Савицкий Р. С. Векторы формирования культуры патриотизма в современной России

нацию; постоянной и непрерывной борьбе российского народа, направленной на отстаивание независимости страны, основных ее действующих лицах и героях-патриотах.

Ценностно-эмоциональный компонент патриотического воспитания должен быть направлен на формирование у россиян чувства гордости за свою Родину, любви к своему Отечеству и национальной культуре, оптимистического восприятия будущего страны.

Поведенческий компонент патриотического воспитания должен быть связан с формированием у россиян готовности принимать активное участие в жизни страны, защищать целостность Российского государства, ориентироваться в своей деятельности, не только на личные интересы, но и интересы государства и общества. Важнейший критерий сформированности патриотизма-осознание человеком неразрывной связи между своей судьбой и судьбой Отечества.

В конечном итоге, результатом патриотического воспитания должно являться не только формирование знаний у субъекта о достоинствах Родины, как основного объекта патриотизма, но и позитивного отношения к нему, как на сознательном, так и на бессознательном уровне, готовности воспринимать мир, трактовать реальность через призму патриотических чувств.

Высокий уровень патриотизма в обществе является важнейшим элементом, обеспечивающим эффективное функционирование социальной системы на любом ее уровне. Именно высокий уровень патриотизма в обществе обеспечивает высокий уровень согласованности действий всех социальных субъектов, направленных на обеспечение благополучия общества в целом, а не отдельных его представителей. Снижение уровня патриотизма в обществе однозначно свидетельствует о нарастании кризисных явлений в нем, росте социального эгоизма. Высокий уровень социального эгоизма в обществе всегда, в конечном итоге, приводит к его деградации и распаду, а значит и к гибели народа как такового [8].

В настоящий момент можно выделить три базовых типа патриотического поведения: неконструктивный, конструктивный и конформный, которые отличаются, например, уровнем рациональности поведения, практической его эффективностью, мотивацией, интенсивностью и т.д.

Патриотизм первого типа основан на глубоком патриотическом чувстве, патриотическое поведение ярко эмоционально окрашено, носит демонстративный и нередко агрессивный характер. Человек, которому свойственен неконструктивный тип патриотического поведения обычно не склонен к рефлексии и самокритике - он полностью уверен в себе и своей правоте, не терпит возражений и его невозможно переспорить, опираясь на любые аргументы и факты; неконструктивный патриот постоянно находится в поиске внешних и внутренних врагов, а патриотизм его носит во многом поверхностный характер вследствие неспособности полноценно анализировать окружающую социальную среду. Важно отметить, что патриотические чувства неконструктивного патриота истины, он готов и стремиться действовать на благо Отечества, но не всегда понимает в чем заключается это благо. Таким человеком достаточно легко манипулировать, внушить ему ложные патриотические цели и ценности, что потенциально делает его опасным для государства и общества.

Человек, которому свойственно неконструктивное патриотическое поведение, в большинстве случаев обладает низким уровнем интеллекта, является малообразованным, именно поэтому, несмотря на все усилия государства в области патриотического воспитания, превратить неконструктивного патриота в конструктивного практически невозможно, но в большинстве случаев грамотная государственная политика в области патриотического воспитания способна, если не направить поведение неконструктивного патриота в положительное русло, то по крайней мере не допустить нанесения им вреда интересам государства и общества.

В основе конструктивного типа патриотического поведения лежит не только патриотическое чувство, но и осознанное понимание объективной необходимости человеку жертвовать частью своих интересов в пользу государства и общества. Для конструктивного патриота характерен средний или высокий уровень интеллекта, наличие среднего или более высоких уровней образования, про активная жизненная позиция.

Конструктивный патриот активно интересуется внешней и внутренней политикой государства, хорошо осведомлен о текущей ситуации в общественной жизни. Он умеет аргументированно отстаивать свою жизненную позицию, в споре способен поставить себя на место оппонента и проанализировать его аргументы. Конструктивный патриот способен анализировать окружающую социальную реальность через призму патриотических интересов и ценностей, однако при этом его картина мира носит объективный научный характер.

Young scientists

Savitskii R. S. Vectors of formation of the culture of patriotism in modern Russia

Конструктивное патриотическое поведение наиболее желательный тип патриотического поведения с точки зрения государства и общества, так как люди, для которых оно характерно, способны даже в условиях отсутствия внешней мотивации не только жертвовать своими интересами в интересах государства и общества, но и подталкивать к этому окружающих. Соответственно, конструктивные патриоты способны выступать не только в качестве объекта, но и в качестве субъекта патриотического воспитания при должном уровне подготовки. Конструктивным патриотом фактически невозможно манипулировать, так как он благодаря высокому уровню интеллекта и образования способен отличить истинно-патриотические ценности и идеалы от ложных.

Конформное патриотическое поведение мотивируется не внутренне присущим человеку патриотическим чувством, а внешней мотивацией и социальным контролем. Если патриотическое поведение является социально одобряемым и/или способствует реализации личных интересов конформной личности, то она с готовностью демонстрирует высокий уровень патриотизма и ведет себя в соответствии с патриотическими идеалами и ценностями. Однако в случае изменения жизненной ситуации конформный патриот может без значительных негативных последствий для собственной психики не только отказаться от патриотического поведения, но изменить его на полностью противоположное, особенно если это способствует достижению его личных целей.

В условиях отсутствия социального контроля человек, которому свойственен конформный патриотизм, начинает действовать исключительно в собственных интересах, так как у него отсутствует внутренний мотив жертвовать ими в пользу общественного благополучия. Именно поэтому конформное патриотическое поведение можно назвать ложным типом патриотического поведения.

Склонность к конформному патриотическому поведению обуславливается определенными свойствами психики человека, поэтому конформного патриота практически невозможно перевоспитать. Соответственно, в данном случае нельзя недооценивать роль социального контроля, как основного инструмента внешней мотивации конформных патриотов к патриотическому поведению, служению обществу в целом.

Безусловно, вышеописанные типы патриотов и патриотического поведения являются лишь базовыми ориентирами для анализа уровня патриотизма и особенностей патриотического поведения каждого конкретного человека. В зависимости от общественно-политической обстановки, жизненной ситуации и других факторов особенности патриотического поведения каждого конкретного человека будут совершенно различны. Именно поэтому, для того чтобы быть эффективной, политика государства в области патриотического воспитания должна основываться на глубоком научном знании об особенностях конкретного государства и общества, и общественных умонастроениях в нем. Универсальных рецептов повышения уровня патриотизма в обществе не существует, именно поэтому так важны не только теоретические, но эмпирические исследования такого значимого социального явления, как патриотизм.

Конструктивное политическое поведение является залогом непрерывности процесса укрепления государства и общественного прогресса. Именно конструктивная патриоты, составляет ядро ведущей политической силы в стране, способны не только увлечь за собой конформно настроенную часть населения, но и направить в позитивное русло деятельность неконструктивных патриотов. Однако в условиях ослабления государственной власти или наоборот чрезмерного ее укрепления, централизации неконструктивный тип патриотического поведения может начать доминировать. В результате патриотизм может трансформироваться в национализм, а, как мы уже упоминали ранее, между этими понятиями существует огромная разница, так как патриоты заботятся о благе своего отечества, а не стремятся, в отличие от националистов, навязывать свои жизненные ценности населению других стран, в том числе путем внешней агрессии.

Формирование культуры патриотизма в России имеет важное значение для укрепления национальной идентичности и социальной когезии. Однако этот процесс сопряжен с определенными проблемами, такими как необходимость сбалансировать патриотическое воспитание с уважением к многообразию и различным мнениям внутри общества. Важно избегать экстремистских и исключительных форм патриотизма, которые могут привести к социальному разделению и конфликтам. Таким образом, задача заключается в создании такой культуры патриотизма, которая будет способствовать объединению нации и одновременно поддерживать открытость и диалог в обществе.

3G8

State and Municipal Management. Scholar Notes. 2023;(4)

Слово молодым ученым

Савицкий Р. С. Векторы формирования культуры патриотизма в современной России Список источников

1. Яновский Р. Ф. Культура патриотизма в условиях глобализации // Безопасность Евразии. 2003. №4. С. 75-97.

2. Жуковская Л. Н. и др.Интеграция потенциала культуры патриотизма в формирование культурного кода: социокультурные практики в образовательном пространстве // Alma Mater. 2019. № 5. С. 104108.

3. Яновский Р. Ф. Патриотизм: о смысле созидающего служения Человеку, Народам России и Отечеству. М.: Книга и бизнес, 2004. 528 с.

4. Кузнецов В. Н. Российская идеология 21: опыт социологического исследования формирования российской идеологии XXI в. М.: Книга и бизнес, 2004. 551 с.

5. Атутова Е. Н. Патриотическое воспитание современных подростков // Наука через призму времени. 2018.№ 5 (14]. С. 161-163.

6. Барков Ф. А., Сериков А. В., Черноус В. В. Патриотическое сознание молодежи Ростовской области // Гуманитарий Юга России. 2013. № 2. С. 58-76.

7. Баронина К. А., Лукинова А. В. Особенности интеграционных процессов в системе патриотического воспитания России в начале XXI века // Педагогическое образование и наука. 2010. № 1. С. 49-53.

8. Митина И. Д., Арябкина И. В. Определение патриотизма как социокультурного феномена в социологии культуры // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2020. № 6. С. 67-72.

References

1. Yanovsky R. F. Culture of patriotism in the context of globalization. Security of Eurasia. 2003;(4):75-97. (In

Russ.)

2. Zhukovskaya L. N. et al.Integrating the potential of the culture of patriotism into the formation of a cultural code: socio-cultural practices in the educational space. Alma Mater. 2019;(5):104-108. (In Russ.)

3. Yanovsky R. F. Patriotism: on the meaning of creative service to Man, the Peoples of Russia and the Fatherland. Moscow: Book and Business; 2004. 528 p. (In Russ.)

4. Kuznetsov V. N. Russian ideology 21: the experience of a sociological study of the formation of Russian ideology in theXXIcentury. M.: Book and Business, 2004. 551 p. (In Russ.)

5. Atutova E. N. Patriotic education of modern teenagers. Science through the prism of time. 2018;5(14):161-163. (In Russ.)

6. Barkov F. A., Serikov A. V., Chernous V. V. Patriotic consciousness of the youth of the Rostov region. Humanities of the South of Russia. 2013;(2):58-76. (In Russ.)

7. Baronina K. A., Lukinova A.V. Features of integration processes in the system of patriotic education in Russia at the beginning of the XXI century. Pedagogical education and science. 2010;(1):49-53. (In Russ.)

8. Mitina I. D., Aryabkina I. V. Definition of patriotism as a socio-cultural phenomenon in the sociology of culture. Economic and humanitarian studies of the regions. 2020;(6):67-72.

Информация об авторе

Р. С. Савицкий - аспирант ЮРИУ РАНХиГС.

Information about the author

R. S. Savitskii - Postgraduate, South-Russia Institute of Management - branch of RANEPA.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. The author declares that there is no conflict of interest.

Статья поступила в редакцию 20.11.2023; одобрена после рецензирования 30.11.2023; принята к публикации 01.12.2023.

The article was submitted 20.11.2023; approved after reviewing 30.11.2023; accepted for publication 01.12.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.