Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 26 (381). Философия. Социология. Культурология. Вып. 38. С. 68-71.
УДК 172
ББК 87.75
Ю. А. Панасенко
ПАТРИОТИЗМ, КАК ЦЕННОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ОФИЦЕРА
Патриотизм раскрывается как непреходящая ценность, способствующая социальной безопасности общества. Выделяются основания для проектирования процесса патриотического воспитания, исследуются пути воспитания патриотизма в современном обществе, и формирования этой ценностной характеристики в личности современного офицера. Отмечается необходимость преодоления проявлений национализма, шовинизма, экстремизма и ксенофобии как важное условие воспитания полноценного офицера и гражданина многонациональной страны.
Ключевые слова: патриотизм, ценность, патриотическое воспитание, патриотическое единство.
В настоящее время патриотизм как основополагающая ценностная характеристика воспитания личности является предметом пристального внимания исследователей. Анализируя результаты реализации государственных программ патриотического воспитания граждан, А. К. Быков констатирует, что «...патриотизм в России стал государственной идеологией, одним из основных ресурсов консолидации общества» [1. С 12]. А. Ш. Викторов в своей работе «Духовная безопасность российской цивилизации» определяет патриотизм, как сферу смыслов, определяющих вектор поведения и деятельности человека в пространстве социальности, направленный на сохранение и умножение духовных и материальных ценностей, территориальной целостности своей Родины [2].
Действительно, в последние годы патриотическое воспитание стало важным направлением государственной политики, предметом горячих обсуждений в средствах массовых информаций, основой для выработки идеологических программ. Это потребовало изучения патриотизма в разных аспектах: историко-культурном, в теоретико-философском, в социально-педагогическом, в психолого-пе-дагогическом. Различие подходов, сложность и многогранность рассматриваемого явления обусловили не только содержательную разницу в трактовках патриотизма, но и выработку разных оснований для проектирования воспитательных концепций.
Формирование «государственного патриотизма» происходит за счет актуализации базовой потребности человека в безопасности,
которую полноценно можно удовлетворить, вступив в некое сообщество, скрепленное общностью законов, традиций, культуры. Такой взгляд, определяющий тотальную зависимость личности, ее производный характер, сформулирован И. С. Тургеневым: «Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без нее не может обойтись».
Таким образом, патриотизм понимается как непреходящая ценность, а патриотическое воспитание заключается в привитии патриотических чувств, привычек, поступков. Воспитание патриотизма предполагает высокую степень духовности и обуславливает духовное развитие: чем выше духовное начало национального, чем глубже осознание внутренней сущности и исторической роли своего народа, тем ярче личность. Безопасность страны обеспечивается консолидацией духовно развитых граждан, о чем совершенно справедливо говорит Р. Г. Яновский: «В целом социальная безопасность достигается развитием человеческих ресурсов страны».
В современном российском обществе часто цели государства и цели личности вступают в конфликтное противостояние, что, в условиях кардинальных социально-политических перемен, способствует пересмотру даже таких абсолютных ценностей, как «Отчизна», «благо Родины», а значит, именно личность должна обладать способностью к самоопределению, к ответственному выбору. Следовательно, воспитание патриотизма должно не просто опираться на интересы, потребности, мотивы личности, а служить эффективным средством их реализации.
Понимание патриотизма, несмотря на обилие трактовок, отражает отношение человека к Родине, которое характеризуется через те или иные компоненты. Так, патриотизм может рассматриваться как «присущее каждому человеку чувство», «социальное чувство», «стержень политического сознания» «одна из важнейших черт всесторонне развитой личности», «моральный принцип», «сформировавшаяся позиция верности своей стране и солидарности с её народом», «непреходящая ценность». Разница в этих определениях обусловлена сложной природой патриотизма, которая проявляется в том, что он может рассматриваться и в научно-философской плоскости, и в социологической, и в социально-педагогической, и в психолого-педагогической. Исследователи, рассматривающие патриотизм в психолого-педагогическом аспекте, указывают на его сложную, многокомпонентную структуру. Так, А. А. Глебов выделяет в патриотизме 3 компонента, образующих диалектическое единство:
- патриотическое сознание;
- патриотическое отношение;
- патриотическую деятельность [3].
Выделение этих компонентов обусловлено
как структурой личности, характеризующейся единством сознания и поведения, так и логикой перехода общественного опыта во внутренний план личности. Однако, несмотря на диалектическое единство и взаимосвязь выделенных компонентов, далеко не всегда позитивное отношение к Родине перерастает в стремление действовать на ее благо. Так, А. С. Макаренко указывал на то, что у воспитанника могут быть «правильные патриотические представления», но при этом не быть «патриотических привычек». Следовательно, патриотическое воспитание должно обращаться к человеку как к целостности, а для этого необходимо выделить в нем такую структуру, которая бы детерминировала возникновение новых качеств и таких ценностей, как: патриот, Родина, знание и понимание, самопознание, защита Родины, достойное поведение, гражданская позиция, социальная ответственность и др.
Проектирование патриотического воспитания как процесса предполагает выявление определенных этапов, представляющих целенаправленное движение от целей к результатам воспитания.
На основе проведенного теоретического анализа можно выделить следующие основа-
ния для проектирования процесса патриотического воспитания:
- увеличение регулятивных возможностей, которое выражается в постепенном перерастании чувства в знание, знание в убеждение, убеждения в поведение и т.д.;
- увеличение степени свободы, предполагающей «необходимость от обязанностей переходить к обязательствам, которые берет человек по отношению к Родине»;
- расширение группы осваиваемых ценностей. Так, в ряде воспитательных моделей развитие патриотизма видят в восхождении к ценностям более высокого порядка: от малой Родины к большой Родине и т.д.;
- освоение социальных ролей, отражающих рост личности курсанта и ее включение не только в военную, но и в социальную жизнь;
- усиление чувства любви через опыт положительных переживаний.
Большое значение в воспитательном процессе личности имеет культурное сопровождение. Задача воспитательной системы — создание адекватной, соответствующей параметрам российской национальной культуры культурной среды. Отечественная культура, собравшая в единое духовное пространство языки, культуру, традиции, религии многочисленных этносов — это как раз тот континуум, который, собственно, приобщает индивида к системе смыслов, идей, ценностей, которые укоренились в отечественной ментальности и духовности. Только в поле многонациональной отечественной культуры наиболее высока вероятность воспитания позитивного восприятия своего государства, единой страны, высока вероятность сформировать осознание индивидом необходимости самоотверженно служить своей Родине, Отечеству. В ходе постоянных усилий по присвоению культурных смыслов и ценностей происходит осознание личностью себя как части единой социокультурной и политической общности [4]. Человек, воспитанный на чужих, инонациональных ценностных установках, идеалах, подпитываемый ими, никогда не будет патриотом, никогда не будет желать блага своему Отечеству.
Одним из главных чувств в процессе формирования личности офицера является чувство гордости и ответственности за свою страну, ее историю, народ, вооружённые силы.
Современному российскому обществу как никогда нужны настоящие патриоты. Патриотическое единство страны - важнейший
70
Ю. А. Панасенко
принцип, обеспечивающий жизнеспособность многонационального Российского государства в современных условиях. Осмысление истоков этого единства, активная деятельность по формированию новых стержневых компонентов и духовных смыслов совершенствования социальных, межнациональных отношений, единого духовно-культурного пространства в условиях глобализации, обеспечение преемственности отечественной социокультурной
традиции и этнических традиций, преодоление проявлений национализма, шовинизма, экстремизма и ксенофобии - это задачи, которые стоят перед современными офицерами, обеспокоенных судьбой Отечества, ее настоящего и будущего, беззаветно любящих Родину и готовых внести достойную лепту в ее благополучие и процветание, в приумножение добра, истины и красоты в мире.
Список литературы
1. Быков, А. К. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации: на стыке двух государственных программ // Педагогика. - 2011, № 1. - С. 14 - 24.
2. Викторов, А. Ш. Духовная безопасность российской цивилизации. - М.: МАКС Пресс, 2005. - 304 с.
3. Глебов, A.A. Воспитание патриотизма, толерантности и культуры межнационального общения. - Волгоград : Перемена, 2004. - 251 с.
4. Петрашень, И.А. Культурное наследие как фактор формирования национальной культуры // Научные труды Республиканского института высшей школы. Философско-гуманитарные науки /Редкол. М. И. Демчук и др. - Минск: РИВШ, 2006. - С. 190-192.
Сведения об авторе
Панасенко Юрий Александрович, кандидат педагогических наук, доцент, заместитель начальника филиала ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия» (г. Челябинск) по учебной и научной работе.
Bulletin of Chelyabinsk State University. 2015. No. 26 (381). Philosophy. Sociology. Culturology. Issue 38. Pp. 68-71.
PATRIOTISM AS VALUE CHARACTERISTICS OF PERSONALITY
OF THE MODERN OFFICER
Yuri A. Panasenko
Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor, Deputy Chief of Educational and Scientific Work of the Branch of the Air Force Academy (Chelyabinsk), [email protected]
Patriotism is revealed as an enduring value, contributing to the social security of the society. The base was released to design of patriotic education and explores ways to foster patriotism in contemporary society, and the formation of the value of the individual characteristics of the modern officer. We need to overcome the manifestations of nationalism, chauvinism, extremism and xenophobia as an important condition for full training officer and a citizen of a multinational country.
Keywords: patriotism, value, patriotic education, patriotic unity.
References
1. Bikov, A. K. Patrioticheckoe vospitanie gragdan Rossiyskoy Federacii: na stike dvuch gosudarstvennich programm // Pedagogika. - 2011, № 1. - P. 14 - 24 (In Russ.).
2. Viktorov, A. SH. Duchovnay bezopasnost rossiyskoy civilizacii. - M.: MAKS Press, 2005. - 304 p. (In Russ.).
3. Glebov, A.A. Vospitanie patriotizma, tolerantnosty i kulturi mezsnacionalnogo obcsenia. -Volgograd : Peremena, 2004. - 251 p. (In Russ.).
4. Petrashen, I.A. Kulturnoe nasledie как factor formirovaniy nacionalnoy kulturi // Nauchnie trudi Respublikanskogo institute vicshey shkoli. Fosovsko-gumanitarnie nauki /Redkol. M. I. Demchuk i dr. - Minsk: RIVSH, 2006. - P. 190-192 (In Russ.).
Статья публикуется впервые, согласен на обработку персональных данных и размещение статьи в открытых источниках.