Научная статья на тему 'Педагогическая целесообразность развития патриотических качеств будущих спортивных менеджеров'

Педагогическая целесообразность развития патриотических качеств будущих спортивных менеджеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
626
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / PATRIOTISM / ОТЕЧЕСТВО / HOMELAND / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATIONAL PROCESS / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ И КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ / MORAL AND CULTURAL VALUES / ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ И КУЛЬТУРНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / CULTURAL AND MORAL EDUCATION / ПАТРИОТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ / SPIRITUAL / CIVIL AND PATRIOTIC / PATRIOTIC EVENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ионов А. А., Софронов Н. Н., Денисенко Ю. П., Азиуллин Р. Р.

Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние. Автор акцентирует внимание на усилении воспитательного воздействия учебных дисциплин в воспитании гражданственности и патриотизма студентов. Для будущих современных менеджеров иметь багаж знаний о качествах гражданина, которые формируют производительное развитие человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL APPROPRIATENESS OF THE DEVELOPMENT OF FUTURE SPORTS MANAGERS' PATRIOTIC QUALITIES

Many philosophers and teachers of the past? Exposing the role of patriotism in the process of the personality becoming of man, specified on their multilateral forming influence. So, for example, K.D. Ushinskiy considered that patriotism was not only the important task of education but also the mighty pedagogical mean: «As there is no man without proudness, so there is no a man without any love to the homeland, and this love gives a faithful key to the heart of a man and a mighty support for a fight with his bad natural, personal, domestic and family habits». It is necessary to the future modern manager to have luggage of knowledge about qualities of the citizen, which form productive development of the person.

Текст научной работы на тему «Педагогическая целесообразность развития патриотических качеств будущих спортивных менеджеров»

УДК 37.035.4:796.01

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ РАЗВИТИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ БУДУЩИХ СПОРТИВНЫХ МЕНЕДЖЕРОВ

А.А. Ионов - кандидат педагогических наук, доцент Н.Н. Софронов - преподаватель Ю.П. Денисенко - доктор биологических наук, доцент Р.Р. Азиуллин - доцент, Заслуженный учитель Республики Татарстан Камская государственная академия физической культуры, спорта и туризма

Набережные Челны

PEDAGOGICAL APPROPRIATENESS OF THE DEVELOPMENT OF FUTURE SPORTS MANAGERS' PATRIOTIC QUALITIES

A.A. Ionov - Candidate of Education, associate professor

N.N. Sofronov - teacher Yu.P. Denisenko - Doctor of Biology, associate professor

R.R. Aziullin - associate professor, Honoured teacher Republic Tatarstan The Kama State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism

Naberezhnye Chelny

e-mail: ionov_aleks@,mail. ru

Ключевые слова: патриотизм, Отечество, воспитательный процесс, духовно-нравственные и культурные ценности, гражданско-патриотическое и культурно-нравственное воспитание, патриотические мероприятия.

Аннотация. Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние. Автор акцентирует внимание на усилении воспитательного воздействия учебных дисциплин в воспитании гражданственности и патриотизма студентов.

Для будущих современных менеджеров иметь багаж знаний о качествах гражданина, которые формируют производительное развитие человека.

Key words: patriotism, homeland, educational process, spiritual, moral and cultural values, civil and patriotic, cultural and moral education, and patriotic events.

Summary. Many philosophers and teachers of the past? Exposing the role of patriotism in the process of the personality becoming of man, specified on their multilateral forming influence. So, for example, K.D. Ushinskiy considered that patriotism was not only the important task of education but also the mighty pedagogical mean: «As there is no man without proudness, so there is no a man without any love to the homeland, and this love gives a faithful key to the heart of a man and a mighty support for a fight with his bad natural, personal, domestic andfamily habits».

It is necessary to the future modern manager to have luggage of knowledge about qualities of the citizen, which form productive development of the person.

Трансформация Российского общества в 90-е годы привела к кардинальным изменениям направлений общественного развития, которые вызвали определенное расслоение общества, снижение жизненного уровня, ценностную переориентацию в молодежной среде. На фоне обострения межнациональных конфликтов, в результате распада единого многонацио-

нального государства СССР, когда через средства массовой информации идет негласная пропаганда насилия, а в обществе насаждается приоритет материальных ценностей над духовными, отсутствуют условия для формирования высоконравственной, социально-активной личности с четко выраженной гражданской позицией. За последнее время в российском обществе значительно усилились националистические настроения. В детско-молодежной среде усилились негативизм, демонстративное отношение к взрослым, жестокость в крайних проявлениях. Резко возросла и «помолодела» преступность. Многие дети оказались сегодня за пределами воспитательной среды, на улице, где они усваивают нелегкую науку воспитания в жестких условиях. За последнее десятилетие мы практически потеряли целое поколение, представители которого в потенциале могли бы стать истинными патриотами и достойными гражданами нашей страны.

Вследствие посткризисных явлений, присутствующих в социально-экономической, политической, культурной и других сферах общественной жизни, требуется повысить уровень воспитания и образования подрастающего поколения. Одним из ключевых направлений этой деятельности является создание условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России, готового и способного отстаивать ее интересы. В связи с этим проблема гражданско-правового и патриотического воспитания становится одной из актуальнейших.

За последнее время все большее распространение в рамках данного направления приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовный, нравственный, культурный, исторический и другие компоненты. Обобщая можно дать такое определение:

«Патриотизм - одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно-деятельностной самореализации на благо Отечества».

Будущему современному менеджеру необходимо иметь багаж знаний о патриотических качествах, которые формируют продуктивное развитие личности.

Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, неразрывность с его историей, культурой, достижениями, проблемами, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Родине.

Патриотизм выступает как единство духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою социальную роль и значимость деятельности в интересах возрождения могущества России.

Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современных российских вузах является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности студентов. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.

Стержнем патриотизма являются духовность, нравственность, ответственность за собственные и коллективные достижения. Их базой выступают: любовь к Родине, осознание долга перед Россией, деятельность по созданию славы Отечества, готовность к защите Родины, готовность и уважение к героическому прошлому России, чувство безопасности для своих близких, родной земли и государства - главные побудительные силы патриотизма будущих менеджеров.

Истинный патриотизм по своей сущности гуманистичен, включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений. В этом смысле патриотизм и культура межнацио-

нальных отношений теснейшим образом связаны между собой, выступают в органическом единстве и определяются в педагогике как « такое нравственное качество, которое включает в себя потребность преданно служить своей Родине, проявление к ней любви и верности, осознание и переживание ее величия и славы, своей духовной связи с ней, стремление беречь ее честь и достоинство, практическими делами укреплять могущество и независимость»

Приведенное определение позволяет уяснить содержание понятия патриотизма. Оно включает в себя:

• чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;

• уважительное отношение к языку своего народа;

• заботу об интересах Родины;

• осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);

• проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;

• гордость за социальные и культурные достижения своей страны;

• гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;

• уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;

• ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;

• гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.

Основные критерии сформированности патриотических качеств - спортивная и общественная активность, навыки здорового образа жизни, уровни развития физических способностей, спортивного мастерства и морально-волевых качеств, уровень спортивных притязаний, показатели социальной мотивации, владение содержанием таких базовых понятий, как «Родина», «патриотизм», «мужество», «смелость», «сплоченность команды». Именно поэтому формирование сознания, включая такие его элементы, как мировоззрение, нравственные идеалы, ценностная ориентация, мотивация поведения, должны быть центральной проблемой для будущих менеджеров в коллективе. Эти психологические образования в конечном итоге определяют основные формы человеческой деятельности в развитии личности. С этой точки зрения всякое обучение будущих менеджеров является и должно быть воспитывающим, раскрывающим ему основные смыслы, мотивы его деятельности. Взаимосвязь мотива и способа деятельности - психологическая основа диалектического обучения и воспитания в процессе развития качеств у будущих менеджеров.

Истинный патриотизм предполагает, как видно из его определения, формирование и его длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Основой этого развития являются духовно-нравственный и социокультурный компоненты. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельность, неразрывность с Отечеством.

Главной задачей воспитательной работы со студентами можно считать создание условий для активной жизнедеятельности студентов, для гражданского самоопределения и самореализации, для максимального удовлетворения потребностей в интеллектуальном, духовном, культурном и нравственном развитии.

Общая цель воспитания достигается посредством ее реализации в системе воспитательных структур и решением более конкретных задач, среди которых наиболее актуальными являются следующие:

- Формирование у студентов духовно-нравственных и культурных ценностей и потребностей, этических норм и общепринятых правил поведения в обществе.

- Создание условий для творческой самореализации личности, обеспечения досуга студентов во вне учебное время.

- Воспитание потребности в здоровом образе жизни.

- Формирование у студентов гражданской позиции и патриотического сознания, правовой и политической культуры.

- Формирование личностных качеств, необходимых для эффективной профессиональной деятельности, конкурентоспособности будущих специалистов в изменяющихся условиях.

- Формирование и развитие умений и навыков управления коллективом в различных формах студенческого самоуправления.

- Сохранение и приумножение историко-культурных традиций учебного заведения, преемственность в воспитании студенческой молодежи, формирование чувства университетской корпоративности и солидарности.

Воспитание и развитие у студентов нравственности и высокой культуры является одной из самых важных задач в процессе становления личности. Культурно-нравственное воспитание будущих менеджеров включает в себя духовное, нравственное, эстетическое, экологическое и физическое воспитание. Интеллигентность как показатель нравственной и социальной зрелости человека проявляется в его образованности и общей культуре, справедливости, честности и порядочности, милосердии и способности к сопереживанию.

Таким образом, гражданско-патриотическое воспитание является одной из наиболее значимых и сложных сфер воспитания, поскольку в ней формируется не только соответствующие мировоззренческие ориентации, идеалы и принципы, но происходит становление необходимых личностных качеств, обеспечивающих жизнедеятельность молодого гражданина в условиях современного российского демократического общества. Воспитание гражданственности предполагает формирование активной гражданской позиции личности, гражданского самоопределения, осознания внутренней свободы и ответственности за собственный политический и моральный выбор. Все это требует наличия специфических морально-психологических качеств, таких как: гражданское мужество, смелость, честность, порядочность, а также убежденности и умения отстаивать свою точку зрения.

В качестве показателей и критериев уровня патриотического воспитания будущих менеджеров целесообразно рассматривать их желание участвовать в патриотических мероприятиях, знание и следование культурным традициям, уважение к историческому прошлому своей страны и к деятельности предшествующих поколений, желание защищать свою страну от внешних и внутренних деструктивных воздействий, желание работать не только для удовлетворения своих потребностей, но и во имя процветания Отечества, повышения его авторитета среди других стран мирового сообщества.

Патриотическое воспитание неразрывно связано с интернациональным, поскольку Россия была и остается многонациональным государством, то и патриотизм должен иметь интернациональный характер, основанный не только на единстве всех народов России в прошлом, но и на необходимости совместного проживания людей различных национальностей в едином российском государстве и его совместном возрождении.

Современному менеджеру нельзя не учитывать, что осуществление программы перехода к рынку - это не только практическая реализация фундаментальных преобразований в экономике, но и формирование новых социально-нравственных, философских, психологических ориентаций всей общественно-политической жизни страны.

Прежний коммунистический идеал общественного развития составляющей стержень официальной идеологии, пронизывающий всю систему воспитания, разрушен, а нового идеала, который бы пользовался доверием и был привлекателен для большинства молодежи, нет. Границы между хорошим и плохим, добром и злом оказались размытыми.

Резко усилившаяся имущественная дифференциация, необходимость выживать и бороться за элементарный уровень существования создали предпосылки для стихийного формирования «новой» системы нравов, в основе которых - философия эгоизма и извращенного индивидуализма.

Среди отрицательных качеств личности, с которыми встречаются будущие менеджеры в своей среде, доминируют высокомерие, низкий уровень общей культуры, отсутствие духовных запросов, корыстолюбие, неразвитое гражданское сознание, недооценка национальных интересов страны, пренебрежение чувствам коллективизма и чести.

Сегодня всем необходимо ясно понимать, что в нашем обществе произошел кризис духовно-эстетических ценностей, кризис национальной культуры. Педагогу необходимо знать, видеть, а главное уметь исправлять духовных вакуум, следствием которого стали нарастание бездуховности и безнравственности в обществе.

Сегодня у молодых людей наблюдается дефицит таких качеств личности, которые оказывают интегрирующее воздействие на сохранение связей во всех типах общностей, начиная с семьи. К ним относятся долг, гражданственность, патриотизм, дисциплина, ответственность.

В результате формирования устойчивых положительных моментов на преодоление таких препятствий у новичков появляется желание овладевать знаниями, добросовестно относиться к поручениям педагога и видеть в личных стремлениях частицу общего, коллективного дела.

В зависимости от цели своего совершенствования меняется и мотивация будущих менеджеров, в их сознании преобладают мотивы, направленные на материальное обогащение.

Комплексное использование педагогических методов воздействия на интеллектуальную (формирование системы взглядов, понятий и установок на мир, общество, социальные отношения), мотивационную (формирование осознанных побуждений деятельности), волевую (формирование нравственно-волевых устремлений в реализации нравственных поступков) и предметно-практическую (реализовать себя как общественную личность, так и неповторимую индивидуальность) сферы, методов рефлексии (познание человеком самого себя) обеспечивают сформированность практических качеств у учащихся.

Таким образом, подход с учетом формирования патриотических качеств улучшить атмосферу в учебных группах, повысить продуктивность и сотрудничество, увлеченность, удовлетворенность и успешность.

Гражданско-патриотическое воспитание в условиях современной России объективно является и признано государством ключевым в обеспечении устойчивого политического, социально-экономического развития и национальной безопасности Российской Федерации.

Таким образом, гражданско-патриотическое воспитание является одной из наиболее значимых и сложных сфер воспитания, поскольку в ней формируется не только соответствующие мировоззренческие ориентации, идеалы и принципы, но происходит становление необходимых личностных качеств, обеспечивающих жизнедеятельность молодого гражданина в условиях современного российского демократического общества. Воспитание гражданственности предполагает формирование активной гражданской позиции личности, гражданского самоопределения, осознания внутренней свободы и ответственности за собственный политический и моральный выбор. Все это требует наличия специфических морально-психологических качеств, таких как: гражданское мужество, смелость, честность, порядочность, а также убежденности и умения отстаивать свою точку зрения.

В качестве показателей и критериев уровня патриотического воспитания студентов целесообразно рассматривать их желание участвовать в патриотических мероприятиях, знание и следование социокультурным традициям, уважение к историческому прошлому своей страны и к деятельности предшествующих поколений, желание защищать свою страну от внешних и внутренних деструктивных воздействий, желание работать не только для удовлетворения своих потребностей, но и во имя процветания Отечества, повышения его авторитета среди других стран мирового сообщества.

Патриотическое воспитание неразрывно связано с интернациональным, поскольку Россия была и остается многонациональным государством, то и патриотизм должен иметь интернациональный характер, основанный не только на единстве всех народов России в прошлом, но и на необходимости совместного проживания людей различных национальностей в едином российском государстве и его совместном возрождении.

Литература

1. Воспитание гражданственности и патриотизма студенческой молодежи в условиях обновленной России [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.magtu.ru/win1251/chairs/philosophy/ Sborniks/Patriot2005.htm.

2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 20062010 годы» : утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2005 г. № 422. -М. : Росвоенцентр, 2005.

3. Иванова, С.Ю. Государственный патриотизм - альтернатива идеологии национализма и космополитизма / С.Ю. Иванова // Социально-гуманитарные знания. - 2003. - № 3. - С. 292-302.

4. Киль, А.Н. Спортивно-патриотическое воспитание как одно из приоритетных направлений государственной политики в сфере физической культуры и спорта Российской Федерации / А.Н. Киль // Теория и практика физической культуры. - 2001. - № 3. - С. 62-63.

5. Кабиров, Р.Ф. Физическая культура и спорт в системе патриотического воспитания молодежи [Электронный ресурс] / Р.Ф. Кабиров, С.Н. Горлова. - Режим доступа : http://www.magtu.ru/win1251/chairs/philosophy/Sborniks/Patriot2005.htm# Toc129753987.

Literature

1. Education for citizenship and patriotism of students in renewed Russia [electronic resource]. - Mode of access : http://www.magtu.ru/win1251/chairs/philosophy/ Sborniks/Patriot2005.htm.

2. The state program «Patriotic Education of Citizens of the Russian Federation for 2006-2010» : approved by the Decree of the Government of the Russian Federation from July 11, 2005 № 422. - M. : Rosvoenteenter, 2005.

3. Ivanova, S.Y. State patriotism - an alternative to the ideology of nationalism and cosmopolitanism / S.Y. Ivanova // Social and Human Knowledges. - 2003. - № 3. - P. 292-302.

4. Kiel, A.N. Sport-patriotic education as a priority for public policy in the sphere of physical culture and sports of the Russian Federation / A.N. Kiel // Theory and Practice of Physical Culture. - 2001. - № 3. - P. 62-63.

5. Kabirov, R.F. Physical Culture and Sports in the patriotic education of youth [electronic resource] / R.F. Kabirov, S.N. Gorlova. - Mode of access : http://www.magtu.ru/win 1251 /chairs/philosophy/ Sbor-niks/Patriot2005.htm # Toc129753987.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.