Научная статья на тему 'ВЕКТОРЫ ФАКТОРНОГО ВЛИЯНИЯ НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ТУРИТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ'

ВЕКТОРЫ ФАКТОРНОГО ВЛИЯНИЯ НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ТУРИТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕКТОР / ФАКТОР / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ТУРИЗМ / ИНДУСТРИЯ / ЭФФЕКТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лебедев К.А., Лебедева О.Е.

Установлено, что ориентируя субъекты туристической деятельности на удовлетворение потребностей рынка, конкуренция вынуждает предприятия диверсифицировать собственное производство, и создает предпосылки для расширения и формирования наиболее полного пакета туристического продукта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЕКТОРЫ ФАКТОРНОГО ВЛИЯНИЯ НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ТУРИТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ»

объемах производимой сельскохозяйственной продукции, сколько в научно-техническом уровне обеспечения производственного процесса, в умении рационально использовать ограниченные производственные ресурсы за счет повышения эффективности системы управления. Названные факторы, безусловно, способствуют повышению качества выпускаемой сельхозпродукции и обеспечивают ей достаточно высокую конкурентоспособность на мировом рынке.

Конечно же, Россия, с учетом и ее географического положения и природно-климатических условий, не должна копировать западную модель управления аграрным производством. Для России необходимо перенимать все то положительное, что делается на Западе в целях повышения эффективности функционирования АПК за счет совершенствования системы управления.

Использованные источники:

1. Бутырин В. Управление аграрным производством в зарубежных странах / В. Бутырин// Международный сельскохозяйственный журнал.- 2004.-№4. С15-17.

2. Личко К.П. Прогнозирование и планирование аграрно-промышленного комплекса: Учебник. -М.: Гардарики. 1999 - 264с.

3. Петрюк НН, Губская Е.В. Планирование и прогнозирование развития АПК: Учебное пособие. - Белгород: Изд-во БелГХА, 2005. 166с.

4. Лапшин, Ю.А. Опыт европейских стран в создании систем управления безопасностью труда /Ю.А. Лапшин, Г.В. Лапшина //Материалы II-ой Международной научно-практической конференции «Аграрная наука и образование на современном этапе развития: опыт, проблемы и пути их решения»: сборник научных трудов. Том III. - Ульяновск: УГСХА, 2010. - С. 70-73.

Лебедев К.А., д.э.н.

доцент Лебедева О.Е.,

доцент

Институт туризма и гостеприимства

Россия, г. Москва ВЕКТОРЫ ФАКТОРНОГО ВЛИЯНИЯ НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ТУРИТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ

Установлено, что ориентируя субъекты туристической деятельности на удовлетворение потребностей рынка, конкуренция вынуждает предприятия диверсифицировать собственное производство, и создает предпосылки для расширения и формирования наиболее полного пакета туристического продукта.

Ключевые слова: вектор, фактор, конкурентоспособность, туризм, индустрия, эффект.

В условиях рыночной экономики конкуренция является главным регулятором общественного производства. Она подчиняет и направляет деятельность всех субъектов рынка, выступает естественным регулятором спроса и предложения на товары и услуги и является объективным законом, который вынуждает более эффективно использовать задействованные в производственном процессе экономические ресурсы, которые формирует владелец, и предлагает на рынке более дешевые и качественные по сравнению с конкурентами товары и услуги.

Известно, что конкуренция возможная там, где существует значительное превышение предложения над спросом и главным субъектом является покупатель. На таких рынках предлагают товары высокого качества, обеспечен высокий уровень обслуживания. В этом случае на победу может рассчитывать лишь то предприятие, которое будет иметь достаточно крепкое положение на рынке по сравнению с конкурентами.

С развитием рыночных реформ и интеграцией в мировое экономическое пространство, выходом предприятий туристической индустрии на международный рынок и увеличением количества потенциальных конкурентов усиливается конкуренция между субъектами хозяйствования, предлагающих туристические услуги.

Чтобы обеспечить успех на рынке, туристическое предприятие как и любое другое, должно стремиться к улучшению качества обслуживания при умеренных ценах, повышении производительности труда, совершенствовании форм организации обслуживания потребителей и увеличения на этой основе прибыли.

В этих условиях потребитель и степень удовлетворения его потребностей превращаются в показатель успеха предпринимательской деятельности, а сам потребности являются предметом внимательного исследования субъектов хозяйствования. В туризме эти потребности имеют как объективный социально-экономический, так и субъективный (психология, ментальность и интеллект туриста) характер.

Адаптируя определение конкуренции к сфере туризма, можно отметить, что каждая туристическая организация как основная институционная производственная единица (субъект хозяйствования), которая не является монополистом на рынке, ведет постоянную борьбу за более выгодные условия доступа к туристическим и экономическим ресурсам, а также сбыта туристического продукта, манипулируя ценой и качеством услуг с целью удовлетворения потребностей и увеличения потенциальных потребителей, повышения доли предприятий на потребительском рынке и получения максимально возможной прибыли.

В контексте постоянства добросовестная конкуренция играет большое социальное и экономическое значение для развития рынка туристических услуг. Конкуренция является мощным стимулом экономического роста, ускорения НТП и на этой основе оказывает содействие снижению затрат производства и цен, улучшению качества услуг и товаров.

Побуждая предприятия туризма снижать общие затраты, она оказывает содействие повышению эффективности их функционирования и предопределяет ликвидацию убыточных субъектов хозяйствования. Ориентируя субъекты туристической деятельности на удовлетворение потребностей рынка, конкуренция вынуждает предприятия диверсифицировать собственное производство и создает предпосылки для расширения и формирования наиболее полного пакета туристического продукта.

Влияние конкуренции на экологический аспект развития рынка туристических услуг имеет противоречивый характер. С одной стороны, стремление к увеличению прибыли побуждает туристические предприятия все больше эксплуатировать природные ресурсы в соответствии с возрастающим платежеспособным спросом потребителей на туристические услуги.

Недостаточный государственный или общественный контроль на местах приводит к отрицательным явлениям загрязнения окружающей среды, исчезновению или доведению к крайней границе определенных видов биоразнообразия.

Именно конкуренция формирует стратегии и определяет условия обеспечения конкурентных преимуществ на долгосрочную перспективу, обуславливает необходимость разработки и использования механизмов защиты окружающей среды, охраны и восстановления ресурсов, задействованных в процессе обслуживания туристов.

Кардинальным отличием хозяйствования субъектов туристической деятельности является использование ими природных ресурсов, которые являются не только важнейшим первичным фактором обеспечения конкурентоспособности, но и основной компонентой предложения туристического продукта. Некоторые из этих природных ресурсов -уникальны, а возможность доступа к ним и использования предоставляет им чистые (монопольные) конкурентные преимущества.

Каждый из экономических ресурсов нуждается в рациональном использовании. Эффективность использования природных туристическо-рекреационных ресурсов имеет особое содержание и соответственно требует особой ответственности относительно бережливого отношения к ним, выработки механизма воспроизводства медленно возобновляемых ресурсов, направленного не на варварское обращение с целью получения быстрой прибыли, а с учетом возможности их восстановления в долгосрочной перспективе.

Природные ресурсы по обыкновению являются собственностью государства, и в развивающихся странах не имеют достаточных экономических ресурсов относительно содержания природно-заповедных территорий, поддерживания нормального и расширенного воспроизводства природных и рекреационно-туристических ресурсов.

Рыночные реформы в нашей стране оказывали содействие развитию

конкурентной среды. Законы создали законодательное поле, которое обеспечило необходимые условия для развития конкуренции в сфере туризма, главными из которых является экономическая самостоятельность субъектов хозяйствования, превышение предложения туристических услуг над спросом со стороны потребителей, государственное регулирование в сфере туризма.

Ныне много банков и страховых иностранных компаний активно привлекаются к туристическому бизнесу, что обусловлено как потребностями в дополнительных источниках получения прибыли, так и налаживанием более тесных контактов со своими контрагентами по хозяйственным операциям. Они могут открывать собственные турагентства, принимать участие в разработке и эксплуатации автоматизированных систем резервирования мест в отелях, организации автопроката, подготовке и финансировании круизов и т.д.

Использованные источники:

1. Лебедев К.А. Закономерности формирования туристического спроса в современных условиях // Вестник УрФУ. Серия: Экономика и управление. -2015. - № 1. - Т. 14. - С. 50-66.

2. Лебедев К.А. Развитие предприятий гостиничной сферы в новых условиях // Экономическая наука в 21 веке: вопросы теории и практики: сборник материалов 6-й международной научно-практической конференции. -Махачкала, 2014. - С. 25-26.

3. Лебедев К.А. Совершенствование государственного регулирования в сфере туризма // Стратегия устойчивого развития регионов России. - 2014. -№ 24. - С. 139-141.

4. Федулин А.А., Сахарчук Е.С., Лебедева О.Е. Организационные аспекты повышения квалификации специалистов в сфере туризма // Актуальш проблеми економши. - 2015. - Т. 166. - № 4. - С. 327-330.

5. Швец И.Ю. Стратегическое управление конкурентоспособностью туристического предприятия // Культура народов Причерноморья. -2005. -№ 57. - С. 54-58.

Леонова О.О. студент 2 курса РАНХиГС Тамбовский филиал Россия, г. Тамбов РАЗРАБОТКА И ОБОСНОВАНИЕ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ЭФФЕКТИВНОМУ УПРАВЛЕНИЮ КАДРОВЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ

СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ Аннотация: В статье исследуется состояние кадрового потенциала российской системы образования. На основе статистических данных обоснована необходимость проведения изменений в системе управления кадровым потенциалом учреждений образовательной отрасли как на микро-,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.