Научная статья на тему 'ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ'

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
223
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ»

показывают руководителя в неприглядном свете. Между подчиненным и начальником возникают барьеры, порой непреодолимые. Для понимания подчиненного руководителю нужно попытаться представить себя на его месте, и это не настолько уж сложно, поскольку будущий начальник, прежде чем им стать тоже побывал в роли подчиненного.

Для выявления точных качеств подчиненного в компании мы воспользуемся, интересными мыслями, взятыми из мастер-класса Руслана Фазлыева "Как управлять собой, чтобы поручили управлять другими"(кйр: //www. youtube.com/watch?v=u2Y8rdYZVxM). Каждый

человек, устроившись на работу, должен видеть перед собой цель двигаться дальше, развиваться и для этого он должен обладать, как говорит Руслан Фазлыев данными качествами: упорство, эмпатия, эмоциональная стабильность.

Упорство - одно из самых важных волевых качеств у человека, который стремиться достичь высот на карьерной лестнице. Эмпатия необходима, чтобы уметь понять своих партнеров, успеть вовремя, поддержать их или посочувствовать им. Эмоциональная стабильность важна не меньше остальных качеств, так как правильно воспринимать критику и делать из нее выводы крайне необходимо. Это позволят сохранять деловые отношения в коллективе.

Необходимо помнить, что характер отношений с руководителем устанавливает сам руководитель. Именно он определяет границы, за которые не должны заходить подчиненные. Даже если руководитель предлагает не слишком официальные отношения, например, разрешает обращаться на «ты» и по имени, важно помнить, что он все равно остается вашим начальником.

Отношения между начальником и подчиненным не маловажный фактор эффективного развития компании. Эти взаимоотношения создают определенный климат в организации, что приводит к еще большему стремлению развиваться и достигать высоких результатов.

Ларшина Г.В., к. э.н.

доцент Тарасюк А.А. студент 4 курса РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева

Россия, г. Москва

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ

Зарубежная концепция управления аграрным производством исходит из такой точки зрения, согласно которой без государственного регулирования и поддержки государства деятельность сельскохозяйственных предприятий малоэффективна, хотя в экономической теории стран Европы и Америки долгое время господствовало убеждение о самодостаточности рыночного механизма, саморегулирования экономики в целом и сельского хозяйства, в частности.

Основной задачей государственного регулирования аграрного сектора в развитых странах является поддержка производителя как наименее защищенного субъекта во всей инфраструктуре продовольственного рынка. Цель применяемых государством мер - создание условий для прибыльного функционирования сельскохозяйственных предприятий в условиях развитого рынка и обеспечение для них равных (а лучше приоритетных) конкурентных возможностей с производителями из третьих стран.

Во всех зарубежных странах существует единое мнение, что АПК как важнейший сегмент экономики требует для своего нормального развития долговременных прогнозов и программ. Только долгосрочное прогнозирование позволяет разумно инвестировать основные сферы АПК. Существующие в мире прогнозы условно можно разделить на две большие группы: прогнозы объемов производства сельскохозяйственной продукции и прогнозы ее потребления.

Для прогнозирования объемов производства сельскохозяйственной продукции в рыночных условиях широко применяется моделирование экономических процессов, используются коэффициенты эластичности в зависимости от цен реализации продукции и уровня цен на средства производства. Фермерам довольно сложно приспосабливаться к ценам реализации продукции, обусловленным рыночными условиями. Так, сравнительно небольшое повышение цен на рынке зерна приводит к очень быстрому переполнению последнего. И наоборот, при снижении цен фермеры стремятся увеличить объем поставок на рынок зерна с тем, чтобы сохранить общую сумму дохода. Зерновая отрасль более гибко может приспособиться к рынку. Сложнее прогнозировать ситуацию в животноводстве, так как повышение или понижение цен на продукцию этой отрасли может привести к цикличности производства. Такой цикл в свиноводстве длится четыре-пять лет, в мясном скотоводстве — девять лет.

Существенное влияние на изменение цен и объемов производства оказывают составляющие издержек производства, т.е. стоимость поставок удобрений, техники, комбикормов.

Для прогнозирования потребления сельскохозяйственной продукции широко, используется экономико-математический аппарат, коэффициенты эластичности. При этом исходят из так называемого закона Эйнгеля, который гласит, что по мере роста доходов населения относительно снижается доля доходов, идущих на продовольствие. Соотношение определяется с помощью коэффициента эластичности. Этот коэффициент показывает процентное изменение спроса на сельскохозяйственные товары при изменении уровня дохода на 1%:

где Кэ — коэффициент эластичности; у1 — прирост потребления данного продукта; у — начальная величина потребления данного продукта; х1 — прирост дохода на душу населения; х — начальный доход на душу населения.

Расчеты проводятся по результатам бюджетного обследования

конкретных групп населения. Таким образом, прогноз потребления продукции тесно связан с объемами ее производства и прогнозом уровня доходов населения.

В практике экономически развитых стран государственные регуляторы в управлении аграрным производством действуют с достаточной активностью, принося позитивные результаты. При этом практичные американцы и не менее практичные японцы, французы и немцы, умеющие считать деньги и рационально их расходовать, берут в расчет то обстоятельство, что необходимость государственной поддержки сельских товаропроизводителей диктуется целым рядом предпосылок объективного характера и объясняется особенностями сельскохозяйственного производства. В экономически развитых странах (США, Франция, Италия, Япония, Германия, Великобритания, Норвегия, Дания и др.) управление агрокомплексом направлено на достижение определенных целей, то есть на получение показателей, предполагаемых изначально при создании сельскохозяйственных предприятий, а впоследствии - при выработке, принятии и осуществлении управленческих решений. В общетеоретическом плане на микроуровне целью создания и деятельности аграрного предприятия (фирмы, кооператива, корпорации и др.) выступает получение прибыли. На макроуровне управление агросистемой за рубежом направлено на достижение трех основных целей .

Прибыльность сельскохозяйственного производства в развитых странах обеспечивается:

- поддерживанием на внутреннем рынке такого уровня цен на сельхозпродукцию, который бы давал производителям возможность не только окупать затраты на производство, но и получать доход;

- искусственным понижением себестоимости производства сельскохозяйственной продукции посредством прямых государственных субсидий за счет бюджетных средств.

Указанные способы обеспечения прибыльности

сельскохозяйственного производства во многом предопределяют главные направления, по которым осуществляется государственное регулирование агро-системы экономически развитых стран. Одним из важнейших направлений государственного регулирования является субсидирование сельского хозяйства, то есть его финансирование на возвратной, а чаще на безвозвратной основе.

Таким образом, практически во всех развитых странах Востока и Запада широко используется индикативное планирование, которое формирует общенациональные и региональные цели, мобилизует ресурсы государства и негосударственных экономических субъектов для реализации принятых общегосударственных и региональных целевых программ.

Оценивая в целом зарубежный опыт управления агрокомплексом, необходимо отметить, что основной потенциал большинства экономически развитых стран заключается не столько в количестве аграрных предприятий,

объемах производимой сельскохозяйственной продукции, сколько в научно-техническом уровне обеспечения производственного процесса, в умении рационально использовать ограниченные производственные ресурсы за счет повышения эффективности системы управления. Названные факторы, безусловно, способствуют повышению качества выпускаемой сельхозпродукции и обеспечивают ей достаточно высокую конкурентоспособность на мировом рынке.

Конечно же, Россия, с учетом и ее географического положения и природно-климатических условий, не должна копировать западную модель управления аграрным производством. Для России необходимо перенимать все то положительное, что делается на Западе в целях повышения эффективности функционирования АПК за счет совершенствования системы управления.

Использованные источники:

1. Бутырин В. Управление аграрным производством в зарубежных странах / В. Бутырин// Международный сельскохозяйственный журнал.- 2004.-№4. С15-17.

2. Личко К.П. Прогнозирование и планирование аграрно-промышленного комплекса: Учебник. -М.: Гардарики. 1999 - 264с.

3. Петрюк НН, Губская Е.В. Планирование и прогнозирование развития АПК: Учебное пособие. - Белгород: Изд-во БелГХА, 2005. 166с.

4. Лапшин, Ю.А. Опыт европейских стран в создании систем управления безопасностью труда /Ю.А. Лапшин, Г.В. Лапшина //Материалы II-ой Международной научно-практической конференции «Аграрная наука и образование на современном этапе развития: опыт, проблемы и пути их решения»: сборник научных трудов. Том III. - Ульяновск: УГСХА, 2010. - С. 70-73.

Лебедев К.А., д.э.н.

доцент Лебедева О.Е.,

доцент

Институт туризма и гостеприимства

Россия, г. Москва ВЕКТОРЫ ФАКТОРНОГО ВЛИЯНИЯ НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ТУРИТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ

Установлено, что ориентируя субъекты туристической деятельности на удовлетворение потребностей рынка, конкуренция вынуждает предприятия диверсифицировать собственное производство, и создает предпосылки для расширения и формирования наиболее полного пакета туристического продукта.

Ключевые слова: вектор, фактор, конкурентоспособность, туризм, индустрия, эффект.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.